Католичество, во главе с папой, за одно с иезуитами преследует то, что возвышенно, благородно, преследует науку и цивилизацию. Папа XIX столетия Пий IX произносить анафему каждому, кто скажет, что римский первосвященник может и должен искать мира, единения и согласия с современным прогрессом и цивилизацией. Пока будет существовать католичество, будет существовать и иезуитство, спасшее, по словам Маколея, католицизм. И, наоборот, католичество не может отказаться от иезуитства, если не хочет идти против самого себя. Не даром же, незадолго до буллы 1773 года, упразднившей орден, папа Климент XIII говорил: „скорте соглашусь погибнуть, чтм сдтлаю что-нибудь против иезуитов, единственной опоры моего престола; пусть лучше погибнет весь мир, чем падут иезуиты, потому что с ними падет все христианство 31 недаром с другой стороны, инстинкт римского населения присвоил генералу ордена название „черного папы“. Вообще, иезуитство спасло католичество и продолжает быть с ним в неразрывной связи, ведя постоянную борьбу с протестантством и не-католичеством вообще. След., корни иезуитской силы находятся еще в многовековом католичестве; влияние его на общество имеет опору и в старой преданности общества католицизму. Чего же достиг орден иезуитов? Орден иезуитов в политическом достиг весьма многого. Он скоро стад силой, страшной для государей. Стало осуществляться не на шутку пророчество одного испанского священника, а потом епископа Баварских островов, жившего в половине XVI века: „дай Бог , – говорил этот епископ, – что со мной не случилось того же, что с Кассандрой, которой поверили, когда Троя была завоевана и сожжена. Если иезуиты будут так продолжать, как начали, то настанет время, когда короли захотят противиться им, но будут уже не в силах 32 . Таким образом, еще при первых шагах деятельности ордена, более проницательные люди видели, что в будущем орден ожидает великое могущество. И это случилось. К половине XVIII в, мы насчитываем пять огромных орденских ассистенций с множеством провинций, обнимающих собою чуть ли не весь известный тогда мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАС II Дамас II († 9.08.1048, Палестрина, близ Рима; до избрания папой - Поппо), папа Римский (с 17 июля 1048). Род. в Германии, происходил из знатного графского рода Пильгримиден, владения к-рого находились в Тироле. В 1039 г. возведен в сан епископа Бриксенского. Из имп. грамот известно, что ему были дарованы значительные земельные пожалования за успешно выполненные дипломатические миссии и военные кампании, в т. ч. за поход императора на Венгрию (1043). Участвовал в работе Соборов в Сутри и Риме (дек. 1046). После смерти папы Климента II (9 окт. 1047) при поддержке императора Поппо был избран на Папский престол. Понтификат Д., продолжавшийся 23 дня, пришелся на период борьбы между представителями знатных итал. родов и герм. императором. На Соборах в Сутри и Риме имп. Генрих III добился низложения соперничавших между собой пап Сильвестра III , Бенедикта IX и Григория VI и возвел на престол Суитгера, еп. Бамбергского (Климент II), немца по происхождению. Скорая кончина последнего дала основание Бенедикту IX, находившемуся в родстве с влиятельным родом графов Тускуланских и опиравшемуся на поддержку маркгр. Бонифация II Тосканского, вновь занять Папский престол и незаконно удерживать его неск. месяцев (с июля по дек. 1047). Под угрозой вторжения имп. войск Бенедикт IX оставил Папский престол, к-рый занял Д., сохранивший за собой еп-ство Бриксенское. Интронизация нового папы состоялась в Латеранском дворце 17 июля 1048 г. Избрание Д. было настороженно воспринято рим. гражданами, нек-рые из них оставались сторонниками Бенедикта IX. Ища поддержки у противников Тускуланских графов, рим. рода Кресценциев, Д. после избрания уехал в Палестрину, где вскоре умер. Офиц. причиной смерти была названа малярия, но, возможно, папа был отравлен сторонниками Бенедикта IX. Гробница Д. находится в базилике Сан-Лоренцо фуори ле Мура, близ Тибуртинских ворот. Ист.: LP. Vol. 2. P. 274, 332; Jaffé. RPR. P. 528-529. Лит.: Вязигин А. С. Очерки из истории папства в XI в. СПб., 1898. С. 93-97; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. СПб., 1911. Т. 4. С. 55-56; Guggenberger K. Die deutschen Päpste: Ihr Leben und ihre geschichtliche Bedeutung. Köln, 1916. S. 38-40; Sparber A. Die Brixner Fürstbischöfe im Mittelalter: ihr Leben und Wirken. Bozen, 1968. P. 45-47; Anton H. H. Bonifaz von Canossa, Markgraf von Tuszien, und die Italienpolitik der frühen Salier//Hist. Zschr. 1972. Bd. 214. S. 529-556; Beumann H. Reformpäpste als Reichsbischöfe in der Zeit Heinrichs III.//FS Fr. Hausmann. Strassbourg, 1977. S. 21-37; Mittermaier K. Die deutschen Päpste: Gregor V. Clemens II. Damasus II. Leo IX. Viktor II. Stephan IX. Hadrian VI. Graz, 1991. S. 88-92. О. В. Шаталов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПУЦИНЫ [лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев . Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio). История Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов . Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сит nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи . Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Папа Дионисий признал эти объяснения достаточными. Впоследствии святой Афанасий засвидетельствовал православие воззрений святого Дионисия 40 . В сочинениях святого Дионисия, по-видимому, впервые встречается наименование Θεοτκος – Богородица – в отношении к Пречистой Деве Марии.      Учение о происхождении мира Космологические представления святого Дионисия изложены им в сочинении «О природе против эпикурейцев». Сочинение это разделялось на несколько книг и содержало в себе, во-первых, критику учения Эпикура о происхождении мира, во-вторых, изложение христианского учения о творении. От него остался только большой отрывок, сохранённый Евсевием и содержащий в себе критику эпикурейской атомистики. В этом отрывке святой Дионисий ставит вопрос, какая теория – эпикурейская или христианская – удовлетворительнее объясняет происхождение мира. В ответ на этот вопрос он доказывает, что принципы эпикурейства не объясняют происхождения и свойств мира. Вот его основания.    Ежедневный опыт убеждает, что предметы, имеющие разумную цель, например, дом, корабль, не могут образоваться путём случайного сцепления атомов. Они всегда являются результатом разумных усилий мастера. Мало того, эти предметы, уже существующие, будучи предоставлены сами себе, обыкновенно уничтожаются. По аналогии и для объяснения происхождения и сохранения мира нужно допустить существование Художника, Который, сообразно Своим разумным целям, соединяет атомы и сохраняет их соединения.   В мире мы видим великое разнообразие вещей. Всё это безграничное разнообразие не могло произойти от атомов, которые одинаковы по своей субстанции и различаются лишь величиной и формой.    В мире господствует величайший порядок и красота, в силу которых мир и назван космосом. Особенно поражают своей законосообразностью движения небесных тел. Так как, по учению Эпикура, первоначальное движение атомов не определяется ни разумными целями, ни имманентными им законами, то им нельзя объяснить возникновения законосообразного и правильного круговращения частей мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

    Климент Александрийский († ок. 217 г.):    «Вся жизнь совершенного христианина подобна священному празднеству: жертвоприношения его суть молитвы, богослужение его — чтение Библии... Зная весьма хорошо Священное Писание, и в старости читая его, живет он в полном повиновении Евангелию... Вся жизнь его не что иное, как учение и дела, сообразные с учением Господним».    «Невежество и слабость — вот два источника грехов, и оба они от воли нашей зависят: мы не хотим ни поучаться, ни покорять вожделений. Против того и другого даны нам средства: познание и сильное убеждение из доказательств, находящихся в Библии».     Зефирин, папа Римский († 217 г.):    «Подобно тому, как ночь не может угасить звезд, светящихся на небе, так, конечно, и злоба на земле не может помрачить душ верующих, крепко держащихся основания Священного Писания».         Ориген († 254 г.):    «Дай, Боже, чтобы мы все исполняли сие Евангельское предписание: испытайте Писания!»    «Невеждами и слепцами должны быть все те, кои не признают, что чтение Библии возбуждает великие и достойные звания человеческого понятия».     Иисус Христос Сам изъясняет Писания    «Если испытуешь Писание, всегда ревностно поучаешься из него и стремишься поступать по оному, то и тебе явится Иисус на пути сем и изъяснит тебе Писание, так что и ты воскликнешь: «не сердце ли мое горя бе во мне, егда глаголаша мне на пути и егда сказоваше мне писания?» Ибо Он близок к тем, которые о нем памятуют и которые денно и нощно испытуют Его заповеди».     Св. Писание обновляет ум    «Я не знаю, может ли обновляться ум того, который равнодушен к Священному писанию и к упражнению в духовных познаниях? Если через это упражнение и не обновляется тот ум, который ищет здесь только распространения познаний своих в науках, то, по крайней мере, может обновляться тот ум, который руководствует нас к честности, к человеколюбию, к вере, к постоянству... Кто в этом не обновляет ума своего, тот заблуждается и обманывается». Св. Феон, епископ Александрийский († 300 г.)    «Ничто не питает души и не укрепляет так ума, как чтение Священного Писания. Преимущественно же извлечете вы из этого ту пользу, что будете постоянны, честны, благочестивы, будете в любви Христовой исполнять обязанности ваши и ценить все преходящее менее, нежели обетованные вечные блага, превосходящие всякий человеческий ум и понятия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

н. альбергам). Большой совет из 400 нобилей принимал решения по важнейшим вопросам и издавал законы, Малый - из 100 членов, выбираемых по жребию из состава Большого совета, вместе с дожем занимался текущими делами и избирал магистратов. Управлением ведали 8 губернаторов, выбираемых на 2 года. Дожи, стоявшие во главе республики, избирались также на 2 года, после чего пожизненно входили в число прокураторов, ведавших гл. обр. вопросами экономической политики. 5 цензоров должны были следить за соблюдением законов и вести следствие по делу магистратов, оставлявших должности (главой (приором) цензоров и был Дориа). Реформы Дориа закрепили структуру Г. как олигархической республики. Она провозгласила независимость и нейтралитет в Итальянских войнах, что вызвало недовольство как Франции и папства, так и части нобилей. В 1547 г. произошел мятеж против Дориа, к-рый возглавил Джанлуиджи Фьески. После его подавления влияние Испании в Г. усилилось. В 1637 г. городские власти провозгласили Деву Марию «королевой Генуи», передав город под ее покровительство. В 1672 г. герц. Савойи Карл Эммануил II предпринял попытку захватить Г. В конфликт вмешались кор. Испании Карл II, папа Римский Климент X и франц. кор. Людовик XIV , дважды посылавший к берегам Лигурии свой флот. Артиллерийский обстрел Г. в 1684 г. стал причиной пожара, от к-рого, в частности, серьезно пострадали собор Сан-Лоренцо и архив города. В 1729 г. корсиканцы, находившиеся под властью Г., подняли восстание против генуэзского владычества и вели борьбу за независимость (до 1769), но потерпели поражение. В 1755 г. Г. фактически уступила Франции права на о-в Корсика, по Компьенской конвенции (1764) и Версальскому договору (1768) остров был официально признан владением Франции. В 1797-1805 гг. Наполеон I Бонапарт образовал Лигурийскую республику со столицей в Г., а в 1805 г. присоединил Г. к Франции. В 1800 г. Г., оккупированная франц. войсками ген. А. Массена, выдержала осаду англ. и австр. войск и флота. Решением Венского конгресса 1815 г.

http://pravenc.ru/text/162152.html

Amour (Compagnie du Divin)//DSAMDH. T. 1. Col. 531-533). Тогда он познакомился с католич. св. Каэтаном Тиенским , вместе с рим. пресвитерами Б. деи Колли и П. Консильери они основали орден театинцев (от Teate - лат. название г. Кьети, эту кафедру с 1505 занимал Караффа) - объединение регулярных (уставных) клириков, к-рые должны были совмещать монашескую жизнь в строгой бедности с активным социальным служением (работой в госпиталях, приютах для неизлечимо больных и т. п.) и чтением проповедей. Одной из целей ордена было повышение стандарта поведения и подготовки духовенства. Бреве «Exponi nobis» от 24 июня 1524 г. папа Римский Климент VII (1523-1534) одобрил создание нового ордена. В авг.-сент. того же года Караффа отказался от имущества, церковных должностей и бенефициев, а также от архиепископской кафедры Бриндизи. Он стал 1-м генеральным настоятелем (супериором) ордена театинцев; исполнял обязанности до 1527 г. После захвата и разграбления Рима армией имп. Карла V (6-8 мая 1527) театинцы покинули город и перебрались в Венецию. В эти годы (1527-1536) Караффа укрепился в мысли о необходимости активных мер, направленных как на реформирование католич. Церкви (более строгий контроль за дисциплиной духовенства, соблюдением целибата, проведение регулярных епископских визитаций приходов и мон-рей, повышение уровня образования клириков, организация в приходах регулярных проповедей и наставления мирян), так и на борьбу с распространявшимися протестант. учениями. Одной из причин распространения еретических учений он считал лаксизм - снисходительность нек-рых католич. священников к человеческим прегрешениям и нестрогие нравственные требования к пастве. С разрешения папы Римского Караффа вел активную проповедническую работу, проводил визитации приходов и мон-рей на территории Венецианской республики; театинцы занимались выявлением сторонников протестантизма, а также способствовали развитию католич. пропагандистской печати. Свои мысли о необходимости активной борьбы с «лютеровской чумой», о невозможности компромиссов с протестантами в догматических вопросах, категорическом отказе от к.-л.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Сквозь льды и шторма: как поморы осваивали Северный морской путь Пройти из Европы в Азию кратчайшим путем — об этом мечтали поколения купцов и военных, авантюристов-путешественников и прагматичных политиков, королей и миссионеров… Но кратчайший путь оказался и труднейшим: льды, шторма, пронизывающие ветры, полярная ночь… А может быть, его вовсе не существует — этого пути?.. Благодаря мужеству русских поморов мир узнал, что можно успешно плавать среди полярных льдов. А первым капитаном, чье судно прошло между Евразией и Америкой, стал Семен Дежнёв, освоивший мореходное искусство на старых поморских путях. 1 Как русский толмач Папу Римского просвещал В 1525 году русский дипломат, богослов, ученый и переводчик Дмитрий Герасимов приехал в Ватикан с посольством от великого князя Московского Василия III. Принимая у себя северного гостя, Папа Римский Климент VII рассказывал ему о таинственных гиперборейских землях, где человеку не выжить, и уж совершать туда морские путешествия точно невозможно. На что русский дипломат ответил, что русские поморы давно уже ходят там, «где невозможно», на кочах и шняках — спускаются по Северной Двине до моря и далее, держась правого берега, доходят до Оби. Откуда русский посол знал то, о чем не догадывались просвещенные европейцы? Это сегодня мореходы всего мира в курсе, что если из порта Мурманска двинуться на запад, то путь через Суэцкий канал, допустим, до порта Иокогамы (Япония) составит 12 840 морских миль, а Северным морским путем, по Баренцевому, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому морям и Тихому океану до того же японского порта добираться будет более чем вдвое короче — всего 5770 морских миль (1 морская миля=1,852 км). Карта России Баттисты Агнезе 1525 г. составленная по описанием Герасимова Дело в том, что дипломат сам бывал на северах и видел там все своими глазами. В 1496 великий князь Василий III направил Герасимова в Данию кружным путем через Белое и Баренцево моря. Во время поездки тот познакомился с поморскими мореплавателями, услышал их рассказы о промыслах, о дальних морских путешествиях за рыбьим зубом, за морским зайцем, за сельдью и пушниной, и понял, что северное побережье в восточном направлении проходимо, если, конечно, с умом за дело взяться…

http://sever.foma.ru/skvoz-ldy-i-shtorma...

На обратном пути случилось 1-е из чудес, описываемых его Житиями. Вечером он подошел к переправе на слиянии рек Тьетар и Тахо, вышедших из берегов из-за зимних бурь. Там не оказалось перевозчика, а лодка была пришвартована на др. берегу. После молитвы П. А. чудесным образом был перенесен через бурные воды и смог продолжить свой путь. С укрощением водной стихии связан и ряд др. чудес, приписываемых П. А. (подробнее см.: Dom í nguez Moreno. 2009). П. А. участвовал в основании конвента арх. Гавриила в Бадахосе (1521): помогал в строительстве, а также собирал милостыню. По сообщению католич. св. Терезы Авильской (1515-1582; П. А. был ее духовным наставником), во время этой деятельности он хранил обет молчания, не укрывался от дождя и солнца, строго ограничивал себя в еде и питье. Завершив строительство, он воздвиг для себя уединенное жилище в монастырском саду. В 1522 г. П. А. был рукоположен в субдиакона, в 1523 г.- во диакона, в следующем году состоялось его рукоположение во пресвитера. Согласно ранним Житиям, его познания в богословии и мистике так поразили Франциска Фрехенальского и др. испан. обсервантов, что П. А. быстро получил право проповедовать. О благочестивом образе жизни, в т. ч. личной аскезе, П. А. стало широко известно, к его мнению прислушивались Франсиско Монрой-и-Суньига, граф Бельвиса и основатель местного конвента, и его супруга. П. А. стал воспитателем их внука и наследника, Хуана Гарсии Альвареса де Толедо, графа Оропесы; под влиянием наставника юноша изъявил желание принять монашеский постриг, но внезапно скончался. В 1525 г. П. А. стал главой конвента Пресв. Девы Марии Ангелов (Нуэстра-Сеньора-де-лос-Анхелес) в Овехуэле близ Робледильо-де-Гата (совр. пров. Касерес, Эстремадура). В 1532-1535 гг. он возглавлял конвент св. Онуфрия в Ла-Лапе (совр. пров. Бадахос). В 1526 г. папа Римский Климент VII (1523-1534) назначил его прокуратором конвентов в Овехуэле и Монтесели-дель-Ойо. Трижды (в 1535, 1544 и 1551) избирался дефинитором. Вероятно, в 1535 г. присутствовал на генеральном капитуле ордена францисканцев в Ницце.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

В противоположность этой вольности нравов Евангелие решительно осуждает разврат и устанавливает требования новой морали. Дочери диакона Филиппа 1105 , давшие обет безбрачия, пользовались легендарной славой в Цезарее; к тому же они, как считалось, обладали пророческим даром. В христианской общине Коринфа, сотрясаемой внутренними раздорами, боролись противоположные тенденции: вольность нравов и аскетизм, непреклонная суровость и снисходительность, беспокойство и утопические идеи. Обитатели Коринфа, мужчины и женщины, ничуть не изменились ко времени, когда Климент, папа римский, порицал их за бахвальство собственным целомудрием, сводящее на нет значение их свидетельства 1106 . Аскеты оставались исключениями в христианских общинах. Девушки, решившие сохранять целомудрие, обычно жили в своих семьях под покровительством отца или опекуна, сохраняя имевшееся у них имущество. Их решение было совершенно свободным и мотивировалось ожиданием наступления царства Божия 1107 . Они сообщали о своем намерении епископу 1108 . Некоторые из них начинали жить жизнью «бегинок», объединяясь в группы или присоединяясь к уже возникшим общинам вдов 1109 . В III или IV веке стали появляться смешанные группы аскетов 1110 , вызывавшие большое беспокойство властей, которые усматривали в этом беспорядок и отклонение от нормы и в конце концов запретили их. Аскеты и девы, хранящие невинность, представляли собой своего рода аристократию Церкви и служили недосягаемым образцом для многих из тех, кто старался хранить смирение. Община считала их «избранными из избранных» 1111 . Однако эта «аристократия» рисковала заиграться. Искушение гордыней было особенно сильно в Коринфе среди аскетов, упивавшихся собственной святостью. От этого предостерегали Поликарп в Филиппах и Тертуллиан в Карфагене, ибо нет ничего более универсального, чем закон человеческой природы, и нет ничего более хрупкого, чем гордыня от своей добродетели. Наихудшей же разновидностью гордыни является склонность навязывать обществу собственные представления об устройстве жизни и осуждать институт брака. Христиане Лиона внушили Алкивиаду, практиковавшему крайний аскетизм, что он поступает нехорошо, отказываясь от того, что создал Бог, и он послушался их и стал есть всё 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010