7 Апреля 1738 года римский папа Климент XII особой энцикликой обвинил свободных каменщиков в лицемерии, притворстве, ереси и извращениях. Уже тогда в особую вину им ставились таинственность и скрытность. Виновным в принадлежности к масонам грозило отлучение от католической церкви. В 1751 году энциклику против масонов издал папа Венедикт XIV. Он же в 1758 году расширил «Индекс запрещенных книг» за счет произведения авторов-масонов. Римский папа Климент XIII, в своем бреве-послании от 3 Сентября 1759 года осудил «Энциклопедию» французских «просветителей». Индекс запрещенных книг был отменен лишь папой Павлом VI в 1967 году. Масоны XVIII столетия, пользуясь тайным характером своих объединений, тщательно скрывали не только от профанов, но и от своих «братьев» низших степеней антихристианский, богоборческий характер своих обрядов, мистерий политических целей. Младших «братьев» они заманивали в свои ложи пропагандой квази-христианской этики. Пресвитерианский пастор и доктор теологии Джеймс Андерсон (1680–1739) – автор двух первых редакций Конституций Великой Ложи Англии 1723 и 1738 годов в масонском уставе прописал: « Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание, и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединенный центр, поможет связать узами искренней дружбы людей доселе бывших друг другу чужими…» Или: « Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» с. 18-20].

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/07/...

Год на Апостольском престоле восседал безвольный Бенедикт XI (1303–1304), но когда его активность начала утомлять Французского короля, тот был отравлен безвестным молодым человеком, предложившим папе «свежих» лесных ягод. Новый папа Климент V (1305–1314) являлся настоящим ставленником Французского двора, и все 28 кардиналов также были назначены по едва ли прикрытому указанию короля. Решением Филиппа IV в 1309 г. папе и кардиналам была предоставлена резиденция в Авиньоне, на границе Франции, т.к. существовали далеко не безосновательные опасения, что Рим не примет «такого» понтифика. Началось знаменитое «Авиньонское пленение» Римских пап, длившееся 70 лет, в течение которого ни у кого не возникало сомнений относительно того, что апостолик является орудием Французской короны. Конечно, Римский епископ более не вызывал доверия и не считался беспристрастным, как ранее 416 . Впрочем, и моральный облик предстоятеля Апостольской кафедры более не вызывал умиления среди верующих. Как рассказывали, папа Бенедикт был «отягощен вином и годами». Расходы на содержание двора папы Климента превышали в 10 раз аналогичные средства на содержание королевского двора в Париже. А на его инаугурацию был организован пир, на котором съели 1023 барана, 118 голов крупного рогатого скота, 101 теленка, 914 козлят, 60 свиней, 10 471 курицу, 1440 гусей, 300 щук, 46 856 порций сыра, 50 000 пирогов и выпили 200 бочек вина. Ходили упорные слухи, что некая прелестная графиня Турская Сесиль удостоилась излишнего пастырского внимания к себе. А ее сын, будущий понтифик Григорий XI (1370–1378), был рожден ею от папы Климента. Поэт Петрарка с негодованием писал, что «постели пап кишат проститутками», а их алчность не знает границ 417 . Новый папа, обладавший столькими разными «талантами», сразу же обеспечил преимущество партии Филиппа Красивого, и теперь новым апостоликом гарантированно мог стать только француз. Климент V отменил также все решения покойного Бонифация VIII, задевавшие интересы Филиппа Красивого, и благословил процесс против тамплиеров. Нечего удивляться, что столь открыто демонстрируемая зависимость новой Римской курии от Французского двора резко ухудшила отношения между папами и Германским императором. «В пику» Французскому двору и желанию понтифика германские князья-выборщики избрали в 1308 г. своим императором Генриха Люксембургского (1308–1313). Тот в 1310 г. явился в Рим, и жители города открыто провозгласили независимость императорской власти от Римского епископа. Но Генрих, состоявший в дружбе с Филиппом Красивым, не пожелал открытого разрыва, и в тот момент скандал удалось замять 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его соперник Карл, герц. Сёдерманландский (впосл. швед. кор. Карл IX (1604-1611)), провел в Уппсале церковный синод (1593), участники к-рого подтвердили тезис о Свящ. Писании как о единственном источнике христ. вероучения, провозгласили Аугсбургское исповедание и отвергли католицизм, кальвинизм и цвинглианство. После вооруженного столкновения, окончившегося победой герц. Карла, швед. риксдаг низложил кор. Сигизмунда III и расторг персональную унию Польши и Швеции (1599). В Италии К. удалось расширить территорию Папского гос-ва. Альфонсо II д " Эсте, герц. Феррары, Модены и Реджо (1559-1597), не имел прямых наследников и завещал свои владения двоюродному брату - Чезаре д " Эсте. Сюзеренами герц-ств, которые управлялись родом д " Эсте, были папа Римский (Феррара) и император Свящ. Римской империи (Модена и Реджо). Имп. Рудольф II признал наследственные права Ч. д " Эсте, но К. потребовал передать ему герц-ство Феррара (по нормам понтификального права фьефы Папского престола могли передаваться только законнорожденным наследникам по прямой линии; отец Ч. д " Эсте, герц. Альфонсо I, был бастардом). В дек. 1597 г. К. отлучил Ч. д " Эсте от Церкви. Несмотря на попытки д " Эсте добиться помощи от Генриха IV и др. европ. монархов, Феррара, оккупированная войсками К., была включена в состав Папского государства ( Callegari. 1895; Pastor. 1958. P. 596-611; Gasparini. 1960; Fattori. 2004. P. 127-146; Barbiche. La politique de Clément VIII. 2007). Церковная политика К. принимал меры по систематическому и последовательному применению декретов Тридентского Собора. С целью восстановления церковной дисциплины папа с большим вниманием относился к избранию на епископские кафедры достойных кандидатов: кард. Федерико Борромео стал архиепископом Миланским (1595), католич. св. Франциск Сальский - епископом Женевы (1602). В кардинальское достоинство на 6 консисториях были возведены 53 кардинала, в т. ч. Цезарь Бароний и Камилло Боргезе (буд. папа Римский Павел V ) (1596), Роберт Беллармин (1599).

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Карпов А.Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М.А. Оболенского – Архив русской истории 1992, вып. 1, 86–111. Полный вариант статьи (см.: Оболенский, О двух древнейших святынях…) из архива Оболенского в РГАДА. Текст сказания по копии 19 века (местонахождение подлинника до сих пор неизвестно) без сокращений Оболенского на с. 101–111, предисловие Оболенского на с. 97–100, важное вступление-исследование публикатора на с. 86–97. Верещагин Е.М. Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского – возможное поэтическое произведение Кирилла Философа. М., 1993. (Брошюра к XI Международному съезду славистов в Братиславе). Верещагин Е. «Просиял нам остров Климентов, разделенных соединяющий…» – Истина и Жизнь 1994, 1/2, 37–43 (предполагаемый «Свиток гимна» св. Кирилла-философа в честь обретения мощей св. папы Климента по слав. Минее, синод. 98, фонд 381 РГАДА). Верещагин Е.М. Последование под 30-м января из Минеи 98 (Ф. 381) РГАДА (Москва) – предполагаемый гимн первоучителя славян Кирилла. – Palaeobulgarica 18/1, 1994, 3–21 (только издание памятника). Задворный В.[Л.] Св. папа Римский Климент и его культ в Древней Руси. – Истина и Жизнь 1994, 10, 34–37. Ср. его же «Историю Римских пап». М., 1995, 72–75 (перев. на рус. «Слова на обновление Десятинной церкви» по изд. П.А. Лаврова приложен к статье на с. 38–39. Перевод, сверенный М.Ю. Неборским, вместе со славянским текстом [в новой орфографии] переиздан в книге: История Римских Пап, 75–78). Гладкова О.В. Св. Климент Римский – креститель Руси? – Древняя Русь и Запад. М., 1996, 37–39 (о ранних тенденциях в древнерусской литературе поставить крещение страны в связь с Климентом Римским в сб-ке резюме научной конференции). Царевская Т.Ю. Образ св. Климента Римского в новгородском искусстве XIII в. – Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара (1896–1990). СПб., 1999, 260–272. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. – Византийский временник 59 (84), 2000, 116–128.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Св. Климент родился в Риме в языческой семье. Родители его – Фавст и Матфидия – происходили из знатного рода, и были родственниками императоров Августа и Тиверия. У них родились три сына: сначала близнецы – Фавстин и Фавстиниан и, наконец, Климент. За свои добродетели это семейство пользовалось уважением и почетом среди сограждан. Но покой и счастье семьи неожиданно были нарушены происками недостойного брата Фавста. Несмотря на близкое, кровное родство, этот порочный человек прельстился красотой жены своего брата и склонял Матфидию к нарушению супружеской верности. По своей целомудренности, она всеми силами старалась отклонить его искушения. Она не смела обличить его, ничего не говорила даже мужу, справедливо думая, что об их семействе пройдет дурной слух и в народе обесславится их честный дом, до сей поры пользовавшийся справедливым уважением. Долго Матфидия боролась со своим искусителем, но, наконец, увидела, что не сможет избавиться от его бесстыдных настоятельных требований, если не удалится на время из своего дома. Тяжело ей было оставить родной город, дом, в котором она наслаждалась семейным счастьем, и любимого мужа, но другого выхода она не находила. Наконец, решившись исполнить придуманный ею заранее план, она сказала своему мужу: «Господин мой! В эту ночь я видела дивный сон, – видела одного честного и богоподобного мужа, говорившего мне: ты и двое детей твоих близнецы, если не удалитесь из дому своего на 10 лет, то погибнете». Фавст пришел в ужас, услышав о грозе, собравшейся над его семейством. Обсудив виденный Матфидиею сон, он признал его за предостережение богов и решился отклонить от себя и своего семейства предсказанное бедствие. Он отпустил из Рима свою супругу со старшими сыновьями на 10 лет в Афины, потому что считал гораздо лучшим для себя, если любимая жена и дети, хотя и разлучатся с ним, но будут живы, чем своими глазами видеть их гибель. Снарядивши корабль и все, что было нужно для пути, он отправил свою супругу с двумя сыновьями Фавстином и Фавстинианом в Афины, и приказал по прибытии отдать детей в эллинские школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санти-Куатро-Коронати в Риме Мощи святых в крипте (IX в.) ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме В древнейшем рим. kaлehдape«Deposimio martyrum», к-рый сохранился в составе т. н. Хронографии 354 г. (Календаря Филокала), под 9 нояб. указано поминовение святых Климента, Семпрониана, Клава (Клавдия) и Никострата «in comitatum» (LP. T. 1. P. 12; MGH. AA. T. 9. P. 72). Исследователи обращали внимание на то, что приведенный в «Depositio martyrum» перечень имен мучеников и дата памяти не вполне согласуются с данными более поздних источников. По мнению Дюшена, упомянутый в календаре Климент - это сщмч. Климент , еп. (папа) Римский, имя которого по ошибке было перенесено из записи под 23 нояб. (в «Depositio martyrum» поминовение сщмч. Климента отсутствует). Др. исследователи предлагали заменить имя Климент именем Касторий. Однако Аморе указал, что попытки «исправить» запись древнейшего календаря являются произвольными и неоправданными (BiblSS. Vol. 10. Col. 1285). Полемику среди исследователей вызвало значение выражения «in comitatum», которое, судя по другим записям в календаре, должно было указывать на место погребения и поминовения мучеников. В IV в. лат. слово comitatus (свита, сопровождение, окружение) использовалось для обозначения имп. двора. Де Росси, Кирш и Аморе попытались доказать, что название «in Comitatum» носила местность близ Лабиканской дороги, где, согласно более поздним источникам, находилась усыпальница увенчанных мучеников. Это название было связано с расположенным здесь крупным земельным владением императора. Другие исследователи подчеркивали, что в источниках не упоминается о местности «in Comitatum», хотя к юго-востоку от городских стен Рима действительно находились обширные имп. владения (см.: Krautheimer R. et al. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1959. Vol. 2. P. 194-195; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden; N. Y., 1992. P. 30-32). Дюшен, указывая на сведения о гибели мучеников в Паннонии, предложил понимать выражение «in comitatum» как указание на двор рим.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

В 1521 году папа и большинство итальянских государств встали на сторону императора в войне против французов за наследное владение Бургундией. Предмет конфликта состоял в том: должна ли относиться Бургундия к Франции или к Германско-римской империи? К союзу примкнули английский король Генрих VIII и австрийский эрцгерцог Фердинанд. Эта коалиция означала серьезную опасность для державных позиций централизованной абсолютной монархии Франциска I. Характерно, что война за Бургундию протекала на территории Италии. Армии Франциска I дошли до Неаполя, стремясь отобрать у испанцев наследные земли Анжу. После смерти папы Адриана произошло изменение и в папской политике. Борьба на конклаве между прогабсбургской и профранцузской партиями окончилась в пользу сторонников французов, и на папский престол был избран племянник Льва Х - Джулио Медичи, взявший имя Климента VII (1523-1534). Папа Климент начал проводить профранцузскую политику, так как считал, что испанская держава более опасна для Италии. Во время правления Климента VII в Риме господствовало предчувствие гибели. Все ненавидели папу, город «оккупировали» проповедники-монахи, предсказывавшие скорый конец света и называвшие Климента VII Антихристом. Против профранцузского папы снова взбунтовалась гибеллинская партия Колонна. Во главе недовольных встал бывший полководец Юлия II кардинал Помпео Колонна, которого император Карл V прельщал тем, что в случае устранения Климента его сделают папой. Когда в 1526 году на поле сражения под Мохачом был истреблен цвет населения средневековой Венгрии, а также ее высшего духовенства, римский папа бежал от Колонна в Замок Святого Ангела. В ходе первой испанско-французской войны (1521-1526) Франциск I завоевал в 1524 году Милан. Тогда папа открыто присоединился к антииспанскому союзу Франции и Венеции. Этот его шаг в значительной степени способствовал тому, что в Германии большинство господствующего класса встало на сторону Реформации. Война закончилась в 1525 году поражением Франциска I; императорские войска разгромили осаждавшую Павию французскую армию. Сам французский король попал в плен, и лишь ценой тяжелых условий мира ему удалось освободиться.

http://sedmitza.ru/lib/text/441653/

Отсутствие единства среди миссионеров в Китае побудило К. издать бреве «Apostolicae sollicitudinis» (от 26 сент. 1735) с осуждением попытки нек-рых католич. иерархов в Китае навязать практику аккомодации всем миссионерам. В то же время папа создал комиссию кардиналов для нового исследования вопроса о кит. ритуалах: конфуцианские обряды и обычаи были вновь рассмотрены на предмет их противоречия христ. вероучению, опрошены бывшие в Китае миссионеры и приехавшие в Европу католики китайцы. Комиссия закончила работу после смерти К., на основании ее выводов папа Римский Бенедикт XIV апостольской конституцией «Ex Quo singulari» (от 11 июля 1742) окончательно запретил практику аккомодации. Надгробие папы Римского Климента XII в Латеранской базилике. 1742 г. Скульпторы Дж. Б. Маини, К. Мональди Надгробие папы Римского Климента XII в Латеранской базилике. 1742 г. Скульпторы Дж. Б. Маини, К. Мональди К. также завершил спор о т. н. малабарских ритуалах - миссионерской практике иезуитов в Индии, допускавшей соблюдение инд. христианами индуистских обрядов и обычаев. В 1733 г. по поручению папы вопрос о т. н. малабарских ритуалах был изучен Конгрегацией инквизиции; на основании ее заключения бреве «Compertum exploratumque» (от 24 авг. 1734) К. подтвердил запрет инд. христианам соблюдать т. н. малабарские ритуалы. Папа установил для инд. христиан 10-летний срок постепенного отказа от обрядов и обычаев, несовместимых с христ. вероучением. В бреве «Concredita nobis» (от 13 мая 1739) К. обязал миссионеров в Индии принести присягу об исполнении предписаний Папского престола относительно отказа от т. н. малабарских ритуалов. Папа поддержал инициативу кит. миссионера М. Рипы, предложившего создать особую коллегию по подготовке клириков для католич. миссий из числа местных жителей. Бреве «Nuper, pro patre carissime» (от 7 апр. 1732) К. учредил в Неаполе кит. коллегию Св. Семейства, а бреве «Iniuncti nobis caelitus» (16 апр. 1736) утвердил ее устав, указав в качестве задачи учреждения обучение учеников из Китая и Индии (pro educatione alumnorum Sinensium et Indorum).

http://pravenc.ru/text/1841403.html

по: Menache. 1984. P. 205). Франц. правительство настаивало на канонизации папы Целестина V, к-рого представляли жертвой властолюбивого и неразборчивого в средствах преемника - Бонифация VIII. Сторонники семейства Колонна, которых поддерживал Анжуйский дом, утверждали, что отречение Целестина V и избрание Бонифация VIII были незаконными; по мнению Ногаре, папа Римский не имел права отрекаться от престола, т. к. «брак папы и Церкви» не может быть расторгнут при жизни, а существование 2 Римских понтификов противоестественно. После смерти Целестина V (1296) распространялись сведения о чудесах по молитве к покойному. По совету Ногаре кор. Филипп Красивый потребовал создать комиссию кардиналов для начала канонизационного процесса (1306), были собраны показания свидетелей в пользу причисления Целестина V к лику святых. 5 мая 1313 г. Целестин V был канонизирован как отшельник Пьетро дель Морроне, т. е. как частное лицо, а не как Римский понтифик. Тем самым была признана легитимность его отречения. Кор. Филипп Красивый заставил К. начать в Авиньоне судебный процесс по делу папы Бонифация VIII (16 марта 1310). В защиту папы выступили гл. обр. итальянцы (родственники папы, назначенные им кардиналы и некоторые юристы). К. пытался затянуть процесс (он требовал представить свидетельские показания в письменном виде, обращался к брату короля Карлу Валуа с просьбой убедить Филиппа Красивого снять обвинения против Бонифация VIII). Позиция папы привела к росту напряженности в отношениях с франц. королем: К. опасался, что советники Филиппа Красивого нанесут ему тяжкое оскорбление, как они поступили с Бонифацием VIII ( Boutaric. 1872. P. 23-39). В нач. 1311 г. судьи приступили к допросу свидетелей; по указанию Ногаре было сформулировано 37 пунктов обвинения. Однако вскоре король пошел на уступки (возможно, причиной этому было отсутствие доказательств мн. преступлений, в к-рых обвиняли Бонифация VIII) и согласился передать решение дела К. или Вьеннскому Собору. В ответ папа издал буллу «Rex gloriae virtutum» (27 апр. 1311): были аннулированы все папские распоряжения, изданные после 1 нояб. 1300 г., которые могли причинить ущерб монарху и Французскому королевству. Освободив Филиппа Красивого и его помощников от ответственности за события в Ананьи (наказать следовало только тех, кто грабили папское имущество), К. называл франц. короля «добрым и ревностным защитником Церкви», сравнивал французов с ветхозаветными иудеями. Тем не менее папа отказался оправдать Гийома де Ногаре (позднее обвинения против Ногаре также были сняты по настоянию Филиппа Красивого). Участники Вьеннского Собора, к-рым К. поручил рассмотреть дело Бонифация VIII, даже не включили его в повестку заседаний. На заключительной сессии Собора К. объявил, что избрание Бонифация VIII было легитимным, а др. обвинения назвал клеветой.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

101 Связь эсхатологии и этического учения хорошо прослеживается в кн.: Van Eijk Т. H. C. La résurrection des morts chez les Pères Apostoliques. Paris, 1974. P. 64–86. 102 B понятие «энкратизм» (от греч. γκρτεια – «воздержание») вкладываются обычно два основных смысла: более широкий и узкий. Первый предполагает мировоззренческую тенденцию, берущую свой исток еще в традиции античного платонизма с его дуализмом души и тела, соответственно которому душа, будучи по своему происхождению божественной, посылается в тело вследствие «прегрешения» – забвения о своем назначении, заключающемся в созерцании высшего Блага; поэтому тело представляется как некое «узилище» и место наказания души. Подобная тенденция оказала влияние и на первоначальное христианство, где уже в апостольские времена появилось течение «ригористов», отрицающих брак и деторождение (против этого течения выступал св. Павел, см.: 1Кор. 7 ; 1Тим. 2:15; 4:1–5 ). Крайние свои формы данная тенденция обрела в учении некоторых «псевдогностиков» (Маркиона и др.). Во втором, более узком смысле понятие «энкратизм» прилагается к тем еретическим сектам, родоначальником которых признается апологет Татиан . Своего расцвета эти секты достигли в IV в., преимущественно в Малой Азии и Сирии. Энкратиты в это время были представлены несколькими сектами («саккофорами», «гидропарастами» и др.), которые имели свою, независимую от Православной Церкви иерархию. Их учение сводилось к нескольким пунктам: «космологическому дуализму» (признанию, что мир есть творение «низшего» или «злого бога»), запрету брака, рассматриваемого в качестве «дела диавола», и запрещению употребления вина (даже при причастии употреблялась только вода). См.: Blond G. Encratisme//Dictionnaire de spiritualit . Paris, 1961. Fase. 26–27. P. 628–642. 103 Общий обзор их с приложением соответствующей библиографии см. в кн.: (Quasten J. Patrology. Vol. I. P. 58–59. 105 Мы опираемся на русский перевод иеромонаха Августина: Климент, папа Римский, св. Два окружных послания о девстве, или к девственникам и девственницам//Труды Киевской Духовной Академии. 1869. Т. 2. С. 193–227. В предисловии к своему переводу отец Августин высказывает мнение о подлинной принадлежности этих посланий св. Клименту Римскому – тезис, не подкрепленный современными патрологическими изысканиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010