Псалмы, которые используются во время литургии, вновь и вновь прославляют красоту Бога: «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего» ( Пс.144:5 ). Псалмопевец знает, что Бог окружен красотой: «Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его» ( Пс.95:6 ). Все это образы божественной красоты, и Библия без конца говорит о величии Бога. Это величие Бога должно выражаться в красоте совершения литургии, в красоте ритуалов, в красоте облачений, в красоте музыки и росписи, которая украшает церковь . Климент Александрийский видит сияние божественной красоты, прежде всего, в Иисусе Христе. В этом смысле Климент интерпретирует. Ин 1:9 : «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Христос красив сам по себе. Тот, кто стремится к истинной красоте, должен, поэтому, любить Христа. Литургия изображает красоту Христа, проповедуя Его слово, в том числе, и посредством красоты пения и картин. Показывая нам красивого Христа, литургия стремится воспламенить нашу любовь к нему. Поскольку красота всегда стремится – так говорил еще Платон – к любви. Она хочет разжечь в нас огонь любви. Литургия и, прежде всего, совершение Евхаристии все больше и больше претворяет нас по образу Иисуса Христа. Мы предаем нашу жизнь (во всем ее уродстве, если мы позволяем страстям одолеть нас), Богу, чтобы Его Дух преобразил нас. И мы принимаем в причастии Тело и Кровь Иисуса, чтобы Он все глубже и глубже пронизывал нас своей красотой. Таким образом, мы соучаствуем в красоте Иисуса Христа, чья красота сияет также и в творении. Но, как считает Августин, мы должны все больше и больше обращаться от земных вещей к Богу, «Красоте всех красивых вещей», и все больше любить эту «такую старую и такую новую Красоту». Ганс Урс фон Бальтазар начинает свою богословскую эстетику, свое учение о великолепии Бога, словами Иисуса из Евангелия от Иоанна: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Жест Иисуса на кресте – это жест объятия. Своей все в нас пронизывающей любовью Он обнимает нас, несмотря на все наше несовершенство. Это не просто жест любви, но и жест величия, красоты. В этом жесте человек Иисус проявляет свой истинный образ, поскольку по самой своей природе человек есть образ креста, который объемлет высоту, глубину, долготу и широту. На кресте Иисус представляет изначальный образ человека и показывает его красоту. В то же время, это и жест любви. По мнению Платона, красота и любовь по своей природе связаны друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

С давних времен эти строки св. Библии вызывали недоумение: кто эти «сыны Божии» — «бне Элогим», которые входили к дочерям человеческим? В предхристианскую эпоху в древних таргумах еврейские книжники толковали это место Священного Писания, как соединение ангелов с женщинами (Таргум Онкелоса). Но, конечно, такое понимание никак не соответствует нашему христианскому учению об ангелах, как о бесплотных, не имеющих телесности духах, не соответствует и истине нашей веры в единственность происхождения человеческого рода от Адама и Евы. В то время, как древние языческие предания часто приписывали своим царям или героям божественное или полубожественное происхождение, Священное Писание с древнейших времен категорически утверждает единство происхождения всех людей от общих предков. Поэтому уже ранние отцы нашей Церкви не принимали раввинского толкования этого места (Св. Иустин, св. Климент Римский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Лактанций и Коммодиан), но учили, что под «сынами Божиими» нужно понимать праведную часть человечества. Действительно, уже в Ветхом Завете о праведниках говорится, как о сынах Божиих. Например, в «Премудрости Соломоновой»: «Он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми» (5:5), «Сынов Твоих не одолели зубы ядовитых змеев»(16:10). «Достойны лишения свободы и заключения во тьме те, кто держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет Закона Своего»(18:14). И Сам Господь говорит: «Сподобившиеся достигнуть того века… равны ангелам и суть сыны Божии» (Лк. 20:36). Св. Иоанн Богослов свидетельствует: «Любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». А св. Иоанн Златоуст, поясняя эти слова апостола, учит: «всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас» (Беседа на 1 Ин. 3:9). И св. Василий Великий пишет: «Многие называются в Писании сынами Божиими по сказанному: «Я родил сынов и возвысил их» (Толкование на Исайю). Итак, первые строки 6-й главы кн. Бытия мы, в полном согласии со свидетельством Св. Писания и с учением Самого Господа и святых отцов, будем понимать, как повествование о том, что праведные люди, видя дочерей неправедных людей, соблазнились ими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Филипп говорит Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки ( Ин. 1:45 ). О пророческом служении Христа знает самарянка: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё ( Ин. 4:25 ). После насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир ( Ин. 6:14 ). Когда Иисус призвал жаждущих пить воду, которую Он даст, и сказал о Духе Святом, Которого примут верующие в Него, то многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос ( Ин. 7:40–41 ). Так неразгаданными до конца оставались для иудеев слова великого Моисея о имеющем прийти Пророке. Но этого Пророка ждали. Обратимся к толкованию святыми отцами Моисеевых слов о грядущем Пророке. Климент Александрийский , учитель Огласительного училища, видит в предвозвещенном Моисеем Пророке Педагога, Которого должен будет слушаться народ. «Поэтому ни мало не медля, Моисей, предвидя в духе пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса, самосознательно отступает на задний план и наперед говорит народу как об этом Педагоге последних времен и Его воспитательном методе, так равным образом заповедует народу и слушаться этого Пророка. Пророка, говорит он, из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь ( Втор. 18:15 )» «Педагог», кн. 1,гл. 7]. Учиться–значит слушать педагога, поэтому Климент называет Педагогом Того, Кого Моисей призывает слушаться. Св. Афанасий Великий отмечает неправоту иудеев, когда они слова Моисея о грядущем Пророке относят только лишь к одному из их пророков. «И иудеи были, и доныне находятся, в заблуждении касательно лица, когда думают, что об одном из них сказано... и когда слова: Пророка вам возставит Бог ( Втор. 18:15 ) почитают сказанными об одном из пророков» т. 2, На ариан слово первое, п. 54]. По св. Афанасию, речь идет именно о грядущем Мессии-Пророке. Согласно св. Афанасию, сам Моисей понимал, что всё им произносимое относится не к нему самому, а к Имеющему прийти: «С древних времен, когда пророки и законники излагали Святые Писания, они видели, что излагаемое ими относится не к ним самим, но к другим, которым они были предпосланы. Именно Моисей говорил: Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, –

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Церковь Иерусалимская в это время до того умножилась и община верующих стала столь многочисленна, что Апостолы даже не успевали исполнять всех обязанностей своего служения. Между верующими даже образовались как бы две народные партии: 288 еврейская из Иудеев, урожденцев Палестины, и партия из елленистов или Иудеев, рожденных от родителей, переселившихся в те страны Азии, где жили Греки и в самую Грецию. Елленисты эти, стали роптать на евреев за то, что вдовицы их были пренебрегаемы при ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов созвали всех верующих – они почти всегда так поступали – и хотя все вместе составляли одну общую власть, но не хотели принимать никакого решения иначе, как с согласия всей Церкви. Когда все ученики собрались, то Апостолы сказали им: «Не хорошо нам оставлять слово Божие и пещись о столах; и так братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Духа Святаго и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Предложение это было одобрено всем собранием; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа и Прохорора и Никанора и Тимона, и Пармена и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Их поставили пред Апостолами; и сии, помолясь, возложили на них руки. Избрание сделано было, следовательно, всей Церковью , а возложение рук, освященное молитвою, совершено сонмом Апостолов, от которого исходит всякая власть в Церкви. Новые церковно-должностные лица эти, названы были диаконами, то есть служителями. Учреждение иерархии церковной. Епископы. Иаков, брат Господень, избран в епископы Иерусалимские Апостолы также решились препоручить управление Церковью иерусалимской мужу, достойному этого высокого назначения. Климент александрийский , столь близкий временам апостольским, говорит о том 289 следующее: «По вознесении Спасителя, Петр, Иаков и Иоанн, не взирая на то, что Господь оказывал им предпочтение перед прочими учениками, не стали спорить о первой почести, но избрали Епископом иерусалимским Иакова, прозванного Праведным». Тот же Климент добавляет: 290 «После воскресения, Господь даровал дар знания Иакову – Праведному, Иоанну и Петру. Они же сообщили дар сей прочим Апостолам, а те уже – семи – десяти ученикам, в числе которых был и Варнава».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Человек образуется вообще по идее родственного ему духа, творится не без формы и вида в лаборатории природы, где таинственно совершается рождение человека, общее по искусству и сущности. Человек характеризуется по тому отпечатку, который совершается по душе, им избранной» 3 . Человек рождается по типу производящего духа, с наложением печати духа. Архетип был для Климента не только понятием, но и объектом созерцания, мистического переживания. Климент приоткрыл завесу над таинственным процессом духовного рождения человека, проник в духовную лабораторию Логоса-Христа своим духовным оком. Мистическое созерцание позволяет Иосифу Бриенскому говорить более детально о внешности и значении архетипов: «Это блаженное созерцание красоты архетипов, это – восхождение сердец, руководство, совершенство возрастающих (духовно), просветление и очищение от пятен. У них блестящая внешность, от них – все предсказания, откровение тайн, распределение радостей, пение с ангелами и уподобление Богу» 4 . Благородство человека, говорит Иосиф Бриенский, заключается в том, чтобы «хранить данный ему образ архетипа и уподобиться ему» 5 . Климент Александрийский , ученик философа Афинагора, говорит: «Хочу, чтобы вы (ученики) исправились по архетипу» 6 . Дух-личность снабжена печатью архетипа, «родственного духа», печатью идеи, ангельской печатью. Личность делает человека ангелом. Поэтому обращение человека-личности есть радость для архетипа. Об архетипическом происхождении духа человеческого говорится в обоих Заветах, ап. Павел повторяет из псалма 163, 4: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Твоими – огонь пылающий» ( Евр. 1, 7 ). Достоинство человека обусловлено пребыванием в нем образа Бога, но Христос говорит и об ангельском аспекте человеческого достоинства: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» ( Мф. 18, 10 ). Множественность архетипов предполагает иерархию, гармонию и симфонию в их взаимоотношениях, и каждый архетип ответственен за их сохранение. Всякое нарушение этих духовных законов релятивного бытия означает перевод в стан «сынов противления».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

Богословы различают откровение, вдохновение и просвещение, т. е. освещение и попечение. Откровение, согласно им, есть ниспосылаемое от Бога раскрытие неизвестной истины. Вдохновение же – это внутреннее движение, которым Бог побуждает кого-либо или сказать, или сделать нечто, причем ум человека не помрачается и свобода его воли не ущемляется. Просвещение и освещение – это помощь и промышление Бога, которыми Он тщательно охраняет говорящего или пишущего от всякой лжи и ошибки. Итак, все Божественное Писание начертано не только по смотрению, но и по вдохновению Святого Духа. Ибо никакого пророчества, – говорит Петр во втором своем послании, – нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ( 2Пет 1:20–21 ) И еще: все Писание богодухновенно и полезно для научения ( 2Тим 3:16 ), и еще: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему ( Мф. 22:43–44 ). Потому мы и веруем «в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Свидетельствуют вместе об этой истине Игнатий Богоносец , Иустин, Климент Александрийский , Ориген , Афинагор, Иероним, Августин и вообще все. Потому и Златоуст, основываясь на словах Господа ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона ( Мф. 5:18 ), говорит: «Даже одного слога священные писатели не написали сами от себя» (Ioan. Chrysost. Hom., in Gen. 15.1 //PG 53,1 19). Августин (Aug. Hipp. In Ioan. 120. 2//PL 35, 1953.) утверждает то же самое, когда толкует слова один из воинов копьем пронзил Ему ребра ( Ин 19:34 ). Однако Дионисий Александрийский и Иероним говорят, что таинственное и важнейшее в Писаниях начертано по наитию Духа, а историческое – только по Его промышлению при сохранении собственного слога писателей. Свое мнение они основывают на том, что, во-первых, стиль декалога Моисея в книге Исход (гл. 20) отличается от стиля декалога во Второзаконии (гл. 5), а во-вторых, писатель второй книги Маккавеев говорит, что он завершил писание с большим трудом и потом (См. 2Мак 2:26 ), и еще: Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим ( 2Мак. 15:39 ) ( 2Мак. 15:38 ). Ибо как, говорят упомянутые отцы, мог сказать это сам писатель, если ему все слово в слово до единой йоты внушил Дух Святой? Однако разница между двумя этими мнениями невелика и даже ничтожна: и в том и в другом признается главнейшее в Писаниях, а именно то, что они написаны по наитию и внушению Духа и что Дух, пребывая в священных писателях, не позволил им в чем-либо ошибиться, так что все в Священных Писаниях: догматы, исторические повествования, хронология – суть словеса Божии. Бог верен ( Рим. 3:4 ) и Бог истины ( Пс. 30:6 ) не лжет, как человек ( Чис. 23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29—30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней : «если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из существ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно...» б) Афинагор : «надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;» в) Климент Александрийский : «учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατα μρος );” г) Киприан : «говорить, что ничто даже малейшее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;» д) Кирилл Александрийский : «к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы.» Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, — то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что н е хочет . Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 ); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29–30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней: “если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из су­ществ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно..”. 1548 б) Афинагор: “надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но по­печение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;” 1549 в) Климент Александрийский : “учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и Промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατ μρος);” 1550 г) Киприан: “говорить, что ничто даже малей­шее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;” 1551 д) Кирилл Александрийский : “к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы”. 1552 Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если Промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, – то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что не хочет. Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе Он же: «Возложил Авраам на сына полена дров, потому что и Спаситель нёс крест» (ibid. стр. 140). «Исаак нёс дрова, когда восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно агнцу: и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там подобно агнцу быть закланным за нас» (ibid. стр. 141). Св. Кирилл Александрийский : «На Исаака отец своими руками возлагает бремя дров, нужных для всесожжения и отправляется до места жертвоприношения. Ибо и Христос, неся на плечах крест Свой, „пострадал вне врат” ( Евр.13, 12 ) по совету Бога и Отца» (ч. 4, стр. 147–148). Св. Иоанн Златоуст : «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест» (тв. т. 2, стр. 789–790). «Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осуждённого... Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нёс дрова. Только тогда все дело ограничилось произволением отца, так как то было прообразование, а теперь всё исполнилось самым делом, потому что это была истина» («Толкование на Евангелие от Иоанна» т. 2, стр. 494). Св. Климент Александрийский : «Исаак нёс дрова для жертвоприношения: подобно этому Господь нёс крестное древо» («Педагог» кн. I, гл. 5, стр. 20). Бл. Иероним: «Исаак был прообразом Христа, когда сам нёс древо для своей будущей смерти» (тв. т. 12, стр. 302). Гл. 22, 9 приидóста на место, éже речé емý Бóг: и создá тáмо Авраáм жéртвенник и возложи дровá: и связáв Исаáка сына своегó, возложи егó на жéртвенник верхý дрóв И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров Гл. 22, 10 И прострé Авраáм рýку свою, взяти нóж, заклáти сына своегó И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего Св. Григорий Богослов замечает: «Авраам принёс необычайную жертву – образ великой Жертвы» (ч. 3, стр. 31). По мнению ап. Варнавы, Исаак служит ясным прообразом страждущего Христа, именно «когда был возложен на жертвенник» (посл. гл. 12, 47); и по мнению св. Киприана Карфагенского , в этом случае Исаак «предызобразил жертвоприношение Господа» (ч. 2, стр. 286): а по мнению св. Иоанна Златоуста , – даже ещё «ведомый на жертву» (тв. т. 1, стр. 432), а тем более, когда «приносим был в жертву, ибо под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно крест» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010