В 90-х гг., при Святейшем Патриархе Алексии II, число духовных школ Русской Православной Церкви выросло многократно. После падения советского режима, после того как в России и других государствах, образованных на территории бывшего СССР, сложились новые правовые системы, уже не требуется предварительных санкций со стороны государственных властей на открытие духовной школы и соответствующие вопросы решаются самим священноначалием. Но сдерживающим фактором в расширении сети духовных школ остаются финансовые и кадровые проблемы. При этом новые семинарии создаются, как правило, через преобразование открытых ранее духовных училищ.    Уже в начале 90-х гг. были созданы семинарии в Саратове, Нижнем Новгороде, Смоленске, в Риге, Луцке и Почаевской лавре. В самое последнее время открылись Калужская и Белгородская семинарии с миссионерской направленностью. Всего в 1996 г. Русская Церковь имела 5 духовных академий — Московскую, Петербургскую, Киевскую, Молдавскую, созданную на базе богословского факультета, и Белорусскую в Минске. Количество семинарий достигло 20. Это уже более трети дореволюционного числа духовных семинарий. Некоторые из них имеют регентские, а Курская и Томская — иконописные отделения. Некоторые семинарии, помимо Московской и Санкт-Петербургской, возглавляются преосвященными ректорами. Так, во главе Одесской стоит митрополит Агафангел (Саввин), временно исполняющим обязанности ректора Ставропольской является митрополит Гедеон (Докукин), Саратовскую духовную семинарию возглавляет архиепископ Александр (Тимофеев), обладающий многолетним опытом руководства духовной школой, временно исполняющим обязанности ректора Калужской семинарии является в настоящее время архиепископ Климент (Капалин), ректором Тобольской — епископ Димитрий (Капалин), ректором Белгородской семинарии — епископ Иоанн (Попов), а Почаевскую возглавляет епископ Феодор (Гаюн). Эти ректоры, кроме епископа Почаевского Феодора, соединяют с руководством духовными школами управление епархиями.    С конца 80-х гг. до 1997 г. было открыто 23 духовных училища, в большинстве случаев это двухгодичные школы, 5 пастырских курсов и духовные курсы в Тамбове. На пастырских курсах обучение продолжается в течение года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

поиск:   разделы   рассылка В канун праздника 4 ноября Церковь займется пиаром " народного единства " О подготовке празднования Дня народного единства – 4 ноября, который был утвержден Госдумой по инициативе Русской Православной Церкви и впервые будет отмечаться в этом году на государственном уровне, рассказал 22 августа агентству " Благовест-инфо " митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии. Говоря о значении нового праздника, митрополит Климент отметил: " Мы хотим, чтобы люди лучше поняли эту дату, не только ее внешнее, но и внутреннее содержание. Что дало освобождение Москвы Мининым и Пожарским в 1612 году? Мы говорим о победе над поляками, но там ведь были не только поляки. В этой группе, которая взяла власть, были и русские " . Собеседник " Благовест-инфо " подчеркнул значение праздника для политической истории России: " Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много, Москва могла бы стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что бы было впоследствии – трудно сказать " . Поэтому освобождение Москвы в 1612 г. митрополит Климент считает поворотным моментом в истории России: " Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 г. наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет! " Об участии Русской Православной Церкви в новом праздновании митрополит Климент пока может сказать только в самых общих чертах: " Мы будем проводить ряд мероприятий, будем раскрывать смысл тех событий, которые произошли в 1612 году " . Из конкретных мероприятий удалось узнать только о " ряде телепередач в Москве " . Митрополит отметил также, что Патриарх Алексий II призвал всех архиереев организовать празднества так, чтобы на всех уровнях – в епархиях, в приходах, мероприятия не ограничивались бы только литургией, крестным ходом и молебнами, но " было бы что-то шире – чтобы народ принял участие " . Нужно сделать все возможное, сказал митрополит Климент, чтобы этот день " не стал праздным, но праздничным днем, чтобы каждый почувствовал свою сопричастность к этому празднику " . Об этом сообщает " Благовест-инфо " По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_20678.html

Новости Внутрицерковное единство станет главной темой Архиерейского собора РПЦ 23.06.2008 18:00 Москва, 23 июля, Благовест-инфо. Главной темой предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви будет внутрицерковное единство. Об этом заявили участники пресс-конференции, которая состоялась накануне открытия Архиерейского собора, 23 июня, в РИА Новости: управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) и епископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) (РПЦЗ). Выступив перед журналистами, они осветили основные программные вопросы предстоящего Собора. Особенность Собора-2008 в том, что он будет самым представительным по числу участников-архиереев – их будет 197. «Еще никогда столько архиереев не участвовало в Соборе», -- сказал митрополит Климент. Наиболее важной чертой Собора станет участие в нем епископата РПЦЗ. «Подписание Акта о каноническом единстве год назад – это внешнее действие, а сейчас, на Соборе, это впервые будет практически», -- отметил иерарх, упомянув также о том, что восстановленное общение между клиром и мирянами РПЦ и РПЦЗ становится более интенсивным. Первый Собор после подписания «Акта о каноническом единстве» станет «историческим событием», уверен архиепископ Марк. Он подчеркнул, что Собор должен официально утвердить подписанный 17 мая 2007 г. документ. «Мы рады, что можем полноценно участвовать в жизни единой Русской Православной Церкви», -- сказал архиерей. Говоря о «разных позициях по многим вопросам», которые есть у РПЦЗ и РПЦ, он отметил, что «это естественно», и степень этих разногласий не больше, чем между епархиями внутри самой РПЦ. «Главное, что есть общий знаменатель, что нас объединяет больше, чем разделяет», -- сказал архиепископ Марк. Упомянув о внутрицерковных разногласиях, митрополит Климент дал понять, что видит причину «проблем в епархиях» исключительно в стремительном количественном росте РПЦ: за последние 18 лет число приходов увеличилось в 5 раз (сейчас их более 29 тыс.), монастырей – в десятки раз, духовенства в РПЦ – боле 30 тыс. человек, а прихожане исчисляются миллионами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть Время отточенной мысли Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту - 70 лет Елена Яковлева   Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)   Татьяна Медведева   09:31 08.08.2019 1771 Время на чтение 7 минут Митрополит Калужский и Боровский Климент. Фото: Антон Денисов/РИА Новости Седьмого августа исполняется 70 лет председателю Издательского совета Московского патриархата митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Накануне юбилея он ответил на вопросы " РГ " . Владыка, ваше имя связывают с издательской деятельностью Русской православной церкви. Насколько изменился книжный мир русского православия в постсоветское время? Что из православной литературы остается наиболее популярным у верующих и неверующих читателей? Какие прогнозы можете дать? Митрополит Климент: За несколько десятков лет ситуация на книжном рынке значительно изменилась. Особенно это касается православной литературы. Вспомните обычный книжный магазин в восьмидесятые годы. Что там было? Значительная часть продаваемых изданий - доклады и решения партийных съездов. Даже сборники классических произведений было сложно найти. Получить хорошую книгу можно было только по подписке, обменять на десятки килограммов макулатуры или купить с рук. Религиозной литературы совсем не продавалось. Сегодня книгу о православии может приобрести любой желающий, и это очень важно. Если ежедневно со вниманием читать небольшие отрывки из Евангелия и книг святых отцов, это помогает обрести правильный жизненный настрой. Так человек делает первый шаг к спасению. Православная литература издается небольшими тиражами, но ассортимент ее разноплановый. Это труды по истории церкви, жития святых, художественная литература, книги о новомучениках и другие. Их выпускают церковные и светские издательства, сами писатели и индивидуальные предприниматели. Ежегодно в Издательский совет поступает около двух тысяч книг, которые рецензируют наши эксперты.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/08/vr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Митрополит Климент: " Русская Православная Церковь готова к созданию православного федерального телеканала " 20.03.2009 Русская Православная Церковь готова к созданию православного федерального телеканала, заявил митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) в интервью газете " Известия " . " Мы прекрасно взаимодействуем с федеральными каналами, создавая фильмы и передачи на церковную тематику. Можно с уверенностью сказать, что сейчас у Церкви накоплен определенный опыт для того, чтобы говорить о создании полноценного федерального церковного канала " , — сказал митрополит, отвечая на вопрос, способна ли Русская Церковь создать такой телеканал в обозримом будущем. " У нас есть воцерковленные люди, которые имеют профессиональный опыт работы в светских СМИ, в том числе опыт работы на телевидении, понимают специфику телевизионного формата " , — добавил он. Примером того, как будет устроен церковный канал, по мнению митрополита, может стать канал " Культура " . Митрополит отметил, что в последнее время с участием Церкви проводится много кинофестивалей (например, " Золотой витязь " , " Семья России " , " Встреча " ), на которых представляют фильмы хорошего профессионального уровня. " Эти фильмы добрые, их не показывают сегодня по телевидению, они не выдерживают конкуренции с наводнившими экран фильмами грязного содержания. Создание же православного телеканала поможет авторам таких лент показать замечательные кинопроизведения, несущие в жизнь человека любовь и доброту, широкой аудитории телезрителей " , — сказал он. РИА Новости/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.03.2009 00:00:00 Новости 28.04.2024 Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/6353.html

  разделы   рассылка  распечатать Пелагея Тюренкова Митрополит Калужский и Боровский Климент: " Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг " Источник:  Татьянин день Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал " Татьянину Дню " об актуальных проблемах православного книгоиздания и практической деятельности возглавляемой им церковной структуры. Мне нравится 16 октября состоялось итоговое заседание членов нынешнего состава Издательского Совета Русской Церкви. Что сделано за 3 года, в течение которых существует Издатсовет? История Издательского Совета уходит корнями в середину сороковых годов XX века, когда был создан Издательский отдел Московского Патриархата. В этом синодальном учреждении трудились Святейший Патриарх Сергий, митрополит Николай (Ярошевич), митрополит Никодим (Ротов), митрополит Питирим (Нечаев) и другие видные церковные деятели. Главной задачей в то время был поиск возможностей что-то напечатать. В Советском Союзе религиозная литература была запрещенной, даже Церковь не могла напечатать то, что ей было нужно. За сорок с лишним лет два раза печатали Библию, Новый Завет, молитвословы, издано было ряд наименований богослужебной литературы и настольная книга, 12 раз в год выходил Журнал Московской Патриархии, ежегодно издавали церковные календари и Богословские труды. И все. Больше ничего не издавалось, а все перечисленное было отпечатано ограниченным тиражом. Людям духовной и богослужебной литературы не хватало, была острая нужда в молитвословах, акафистах, которые являются особо любимой формой молитвы у нашего народа. Тогда был распространен способ размножения всего этого на печатной машинке под копирку. За раз печатали по 6-7 листов, так что последнюю копию трудно было читать. Кроме того, когда печатали на машинке, то допускали не только опечатки, но порой механически меняли слова или даже их пропускали. В 90-е года, когда появилась возможность издавать духовную литературу, и этим стали заниматься частные издательства, то много стало выходить книг, набранных с машинописного текста, особенно это касается акафистов и разных молитвословий, и при издании в них были перенесены все ошибки, которые имелись в машинописном варианте. Видя эту проблему, Архиерейский собор еще в 1994 г. преобразовал Издательский отдел в Издательский Совет и определил вектор задач.

http://religare.ru/2_97745.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Церковь поддержала издание русской классики для духовного просвещения 28.11.2014 Русская Православная Церковь сегодня должна поддерживать издание не только молитвословов и православных рецептов, но и русских классиков. Об этом заявил председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) на круглом столе «Русская культура и вера: от Пушкина до интернета», который прошел 27 ноября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» в рамках проекта «Религия и мировоззрение», — передает РИА Новости Издательский совет Церкви уже поддерживает и дает свой гриф книгам новой серии «Классика русской духовной прозы», которые с 2014 года выпускает издательский дом «Никея». Пока вышла в свет 21 книга. Помимо Пушкина, Гоголя, Достоевского, Бунина и Чехова, в серию входят и чуть менее известные писатели, затрагивавшие ту же глубокую проблематику. Например, автор «Республики ШКИД» Леонид Пантелеев, который был верующим человеком и создал еще немало произведений о духовном поиске человека. Или автор «Второго воскрешения Христа» протоиерей Валентин Свенцицкий, которого по тематике сравнивают с Достоевским, но которого не печатали в СССР. «Миссия духовного просвещения не должна ограничиваться только изданием молитвословов, акафистов и сборников рецептов православной кулинарии. Издательская работа должна включать в себя выпуск серьезной классической литературы, которая бы раскрывала перед нами духовный мир нашего народа, помогала бы нам лучше познать то литературное и культурное наследие, которое сформировалось под влиянием православия», — сказал митрополит Климент. По словам митрополита Климента, сегодня интернет переполнен «одними и теми же приземленными убогими мыслями и их бесконечными вариациями», слишком мало по-настоящему ярких и талантливых писателей. Архиерей выразил уверенность, что для настоящего творчества необходимо прочное основание духовной и культурной традиции, которое есть в произведениях русских классиков. Митрополит Климент также отметил, что Церковь поддерживает современных писателей, которые в своем творчестве «значительное внимание уделяют укреплению нравственных устоев общества и сохранению духовных традиций отечественной культуры». Для этого в 2011 году была учреждена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.11.2014 18:36:12

http://drevo-info.ru/news/18095.html

поиск:   разделы   рассылка Пелагея Тюренкова, Михаил Тюренков Митрополит Климент о святых, в земле Калужской просиявших " Подлинный старец любит каждого, независимо кто передним стоит, и желает одного, привести его к Христу " Источник:  Татьянин день В интервью " Татьянину Дню " митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал о святынях Калужской епархии, подлинном и мнимом старчестве, подвиге новомучеников и преподал архипастырские наставления паломникам. Об этом и многом другом – рассказ владыки. – Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие " Собор калужских святых " практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему? – Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти " Собора калужских святых " в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле. Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября). В наши дни все больше людей узнаёт о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местуам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей. Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника в молитве. Почитание святых угодников Божиих это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых – не формальное памятование о каких-то героях, живших когда-то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.

http://religare.ru/2_96420.html

Положение о наградах Русской Православной Церкви После обсуждения доклада митр. Кирилла с сообщением об изменениях и дополнениях, внесённых в «Положение о наградах Русской Православной Церкви», выступил митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин) , Управляющий делами Московской Патриархии. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви Затем митр. Климент представил членам Собора проект «Положения о церковном судопроизводстве» . Поскольку нормы этого документа дополняют и конкретизируют отдельные положения Устава РПЦ, принятого Архиерейским Собором 2000 года , было предложено внести соответствующие изменения в Устав. По обсуждении представленного проекта Собор утвердил « Положение о церковном суде Русской Православной Церкви » и предложенные изменения в Уставе РПЦ . Собор избрал членов Общецерковного суда из числа архиереев сроком на четыре года. Четвертый день Принятие итоговых документов 27 июня, в четвёртый день работы Собора, состоялось заключительное пленарное заседание. На нём был принят ряд итоговых документов Собора, в том числе «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», наметившее основные направления её дальнейшей деятельности, а также «Послание клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви». Решение о прещениях в отношении еп. Чукотского Диомида Кроме того, на пленарном заседании было принято соборное решение о прещениях в отношении еп. Чукотского и Анадырского Диомида . Вопрос о деятельности еп. Диомида был рассмотрен на заседании рабочей группы «Православное свидетельство и современность». С докладом об итогах её работы выступил митр. Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) . Деятельность еп. Диомида была признана наносящей вред РПЦ и ведущей к церковному расколу, его высказывания в адрес священноначалия – оскорбительными и клеветническими. После продолжительной дискуссии, в ходе которой своё мнение высказали патриарх Алексий и около двадцати архиереев, большинством голосов Собор принял решение об извержении еп. Диомида из сана. В то же время, чтобы оставить для еп. Диомида возможность покаяться, Собор постановил отложить исполнение данного решения до очередного заседания Священного Синода РПЦ.

http://drevo-info.ru/articles/27708.html

Макет храма Рождества Христова в Лаврентиевом мон-ре. Автор А. Никитин Макет храма Рождества Христова в Лаврентиевом мон-ре. Автор А. Никитин В 1994 г. РПЦ была передана часть помещений архиерейского корпуса, затем часть территории Л. К. м. 29 дек. 1994 г. здесь было создано архиерейское подворье «Калужский Свято-Лаврентиев монастырь», началось восстановление обители. 6 нояб. 1993 г. на месте собора и над предполагаемым захоронением блж. Лаврентия архиеп. Калужский и Боровский Климент (Капалин) установил крест с неугасимой лампадой, в 1995 г. на месте алтаря возведена деревянная часовня во имя блж. Лаврентия. Архиерейский корпус был отремонтирован, в основании здания обнаружены надгробные плиты XVII в., использовавшиеся в качестве строительного материала. В здании устроена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского, выделенная 3 главками на фронтоне входной пристройки, перед иконой блж. Лаврентия служатся молебны. 15 нояб. 2010 г. митр. Калужский Климент совершил закладку собора в честь Рождества Христова с приделами во имя блж. Лаврентия и прмц. Елисаветы Феодоровны с колокольней. К 2015 г. ведется строительство собора и колокольни на старом фундаменте, а также ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В память об известных людях, погребенных в местном некрополе, сооружена мемориальная стела, нек-рые из обнаруженных надгробий установлены около соборного храма. На архиерейском подворье формируется монашеская община. Настоятелем в 1995-2009 гг. был игум. Пафнутий (Морозов), с 2009 г.- иером. Пафнутий (Архипов). В рамках празднования 500-летия со дня кончины блж. Лаврентия 28 дек. 2013 г. в Л. К. м. прошли Свято-Лаврентьевские краеведческие чтения, посвященные истории и современности обители. Они стали ежегодными. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 143, 724. Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 5-9; Грамота патр. Адриана//Калужская старина. Калуга, 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 24; От Комитета по устройству празднования 400-летия со дня кончины св. прав. Лаврентия, Калужского чудотворца//Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. 18, 22; Сказание записи калужского Лаврентьева монастыря о некоторых чудесных исцелениях, совершившихся в различное время у цельбоносной раки св. прав. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца//Там же. 19; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. С. 488, 493, 552.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010