Но ему хотелось получить за все это награду в виде реальной поддержки со стороны папы. Поэтому его письмо от 30 июля проникнуто одновременно и благочестием, и чисто мирскими помыслами. Климент VIII оставил это обращение без ответа. Можно истолковать такое молчание как угодно. Духовником и другом папы был знаменитый историк кардинал Бароний. Может быть, это он оберегал Климента от досадных разочарований. Может быть, его шокировала одна двусмысленная фраза, вырвавшаяся у Дмитрия. Излагая свои просьбы, неофит благодарил папу за помощь, которую тот ему «предложил». Это значило перепутать роли. Проситель забылся и навязывал свои действия первосвященнику. Как бы то ни было, Климент VIII уже не обмолвился ни единым словом до самой своей смерти, последовавшей в марте 1605 г. Тотчас же собрался конклав, и между французской и испанской партиями разгорелась отчаянная борьба. Победа французов оказалась слишком мимолетной. Пребывание на папском престоле кардинала, избранного на семидесятом году жизни под именем Льba,XI, длилось только 27 дней. Однако в новом конклаве, столь же бурном, Франции опять удалось провести своего кандидата. 16 мая 1605 г. Камилл Боргезе стал преемником Медичи и принял имя Павла V. Новый папа был красивый, статный мужчина эффектной внешности. Его находили сравнительно молодым — ему было только пятьдесят два года. Утонченная изысканность его манер не мешала ему быть упорным защитником своих прав и суровым ревнителем закона. Лев XI не слишком часто появлялся в римском обществе: он довольствовался тесным кругом своих «духовных утешениях»; он заявлял о своей преданности святому престолу и о готовности повергнуть к его подножию свою юность, здоровье и самую жизнь. Но ему хотелось получить за все это награду в виде реальной поддержки со стороны папы. Поэтому его письмо от 30 июля проникнуто одновременно и благочестием, и чисто мирскими помыслами. Климент VIII оставил это обращение без ответа. Можно истолковать такое молчание как угодно. Духовником и другом папы был знаменитый историк кардинал Бароний.

http://sedmitza.ru/lib/text/439739/

К. будут посвящены 4-8-й тома «Церковных анналов» Барония и 4-й том «Рассуждений о спорных вопросах христианской веры» Беллармина. Следуя предписаниям Тридентского Собора, указавшего на необходимость офиц. издания Библии, К. уделял первостепенное внимание исправлению и публикации Вульгаты. . Была предпринята ревизия Сикстинской Библии (по имени папы Сикста V), изымавшейся из пользования, в то время как велось исправление ошибок. Опубликованная в 1604 г. ее переработанная версия определила традицию издания рим. печатного текста Библии вплоть до Новой Вульгаты (1979). Были пересмотрены и переизданы главные богослужебные книги: буллой «Ex quo in Ecelesia Dei» от 10 февр. 1596 г. был утвержден Римский понтификал (Pontificale Romanum), буллой «Cum novissime Pontificale» от 14 июля 1600 г.- Римский церемониал (Caeremoniale Episcoporum), буллой «Cum in Ecclesia» от 10 мая 1602 г.- Римский бревиарий (Breviarium Romanum), бреве «Cum sanctissimum Eucharistiae Sacramentum» от 7 июля 1604 г.- новое издание Римского миссала (Missale Romanum). Климент VIII, папа Римский. Ок. 1598 г. Худож. Дж. Чезаре (Диоцезальный музей в Сенигаллии) Климент VIII, папа Римский. Ок. 1598 г. Худож. Дж. Чезаре (Диоцезальный музей в Сенигаллии) При К. активизировалась борьба с еретиками; раз в неделю папа принимал участие в работе Конгрегации инквизиции. В 1596 г. был опубликован новый Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum), в к-рый были включены нек-рые священные тексты иудаизма (в т. ч. Талмуд ). В период понтификата К. по обвинению в ереси вынесли более 30 смертных приговоров; после долгого судебного процесса и обвинительного заключения К. принял решение о передаче Джордано Бруно в руки светского суда (17 февр. 1600 он был сожжен по обвинению в пантеизме ). К. вмешался в разгоревшийся между доминиканцами и иезуитами теологический спор о соотношении благодати и свободы воли, необходимом для спасения человека. Всплеск полемики последовал за публикацией в 1588 г. книги испан. иезуита Луиса Молины «Согласование свободы воли с дарами благодати» (Concordia liberi arbitrii cum gratiae donis).

http://pravenc.ru/text/1841395.html

А. п.- псевдоэпиграфический памятник, что не является редкостью для христ. лит-ры II-IV вв. (W. Speyer): повествование ведется от лица сщмч. Климента Римского (VIII 46. 13; 47. 85), Ап. 85 прямо называет сщмч. Климента автором памятника и ставит А. п. в один ряд с новозаветными книгами. Авторитет А. п. на Востоке и в древности, и позднее - вплоть до кон. XIX в. - был очень велик: ни один литургико-канонический памятник не засвидетельствован таким большим числом рукописей, как А. п.; в своей «Патрологии» аббат Ж. П. Минь поместил А. п. вместе с подлинными творениями сщмч. Климента (PG. 1. Col. 509-1156); литургисты XVII-XIX вв. считали «Климентову» литургию VIII кн. А. п. восходящей к очень раннему времени (И. Дмитревский). На основании совпадения словарного состава, лит. стиля, богословских и церковно-дисциплинарных воззрений А. п., анонимного арианского «Комментария на [книгу] Иова» (ок. 360) (D. Hagerdorn) и интерполяций (ок. 380) в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (†107) (J. Lightfoot) патрологи кон. XIX-XX в. показали, что составитель всех этих памятников - одно лицо ( Funk. Die apost. Konst.; Metzger. T. 1. P. 32, 60-62). Это отождествление, а еще более - многочисленные реалии 3-й четв. IV в., присутствующие в тексте А. п., указывают время ок. 380 г. и Антиохию как место составления А. п. ( Metzger. T. 1. P. 54-62). Рукописи и издания В ходе исследования рукописной традиции М. Месже было установлено, что существует 15 независимых друг от друга рукописей А. п. (древнейшие: Veron. N LI (49), VI в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Ath. Vatop. 171, X в.; Vat. gr. 839, X в.; Bodl. Miscell. 204, X в.; Vindob. Pal. Hist. gr. 73, X в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.), все остальные - копии к.-л. из них; ученый выявил принадлежность каждой к одной из 4 семей, содержащих различные типы текста А. п. ( Metzger. T. 1. P. 63-94). 1-е издание А. п. было подготовлено Ф. Туррианом по рукописи Vat. gr. 839 с восполнением недостающих фрагментов по рукописям Vat. gr. 2088 и 2089 (обе XI в.) и вышло в Венеции в 1563 г. Полный рус. перевод был опубликован в Казани в 1864 г. и до наст. времени не переиздавался. Новейшее критическое издание греч. текста с исследованием, комментариями и франц. переводом было подготовлено Месже и вышло в серии «Sources Chr é tiennes» в 1985-1987 гг. (N 320, 329, 336).

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Paed. Clement d’Alexandrie. Le pedagogue/Ed. H.-I. Marrou, M. Harl, C. Mondesert, C. Matray. Paris. 1960, 1965, 1970. 3t. (SC; 70, 108:158) [c франц. пер.] (Idem//PG. T. 8. Col. 247–684 (pyc. пер.: Климент Александрийский . Педагог/Пер.: Н. И. Корсунский . Ярославль. 1892; То же/Пер.: Н.И. Корсунский и свящ. Г. Чистяков. М. 1996). Protr. Cohortatio ad gentes=Protrepticus//PG. T. 8. Col. 49–246 (pyc. пер.: Климепт Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб. 1898; 2006) Strom. Clemens Alexandrinus. Stromata I–VIII//PG. T. 8. Col. 685–930; Stromata, Buch I–VI/Hrsg. v. O. Stahlin. Berlin. 1939, 1985 (pyc. пер.: Климепт Александрийский. Строматы. Кн. I–VII/Пер., коммент.: Е.В. Афонасин. СПб. 2003. Т. 1–3). Quis. div. salv. Quis dives salvetur//PG. T. 9. Col. 603–680//(pyc. пер.: Климент Александрийский . Кто из богатых спасётся?/Пер., коммент.: А.Ю. Братухин. СПб. 2006). Clem. Rom. Clemens Romanus – Свт. Климент Римский Ep. I ad Cor. Ep. I ad Corinthios/Ed. A. Jaubert//Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens. Paris. 1971. P. 98–204. (SC; 167) (Idem. II PG. T. 1. Col. 199–329; pyc. пер.: Климент Римский , свт. Первое послание к Коринфянам/Пер.: прот. П. Преображенский //ПМА. С. 73–110). Ep. II ad Cor. Ep. II ad Corinthios//PG. T. 1. Col. 329–348 (pyc. пер. Климент Римский , cem. Второе послание к Коринфянам//Там же. C. 119–126). Pseudo-Clementina – «Псевдо-Климентины» Homiliae (XX)//PG. Т. 2. Col. 57–468 (Гомилии). Recognitiones//PG. T. 2. Col. 1307–1454. Epistulae ii ad virgines II PG. T. 1. Col. 379–452 (pyc. пер. Климеит Римский, свт. Два окружных послания к девственницам. ТКДА. 1869. Т. 2. 5. С. 202–227). Const. Apost. Constitutiones Apostolorum – «Апостольские постановления» PG. T. 1. Col. 536–1136//(pyc. пер.: Апостольские постановления. Казань. 1864; СПб. 2002). Cypr. Carth. Cyprianis Carthageniensis – Св. Киприан Карфагенский De aleator. De aleatoribus//PL. T. 4. Col. 827–835 (Против игроков в кости). Cyr. Hieros. Cyrillus Hierisolymitanus – Свт. Кирилл Иерусалимский

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Кирилл Александрийский . Беседы на Евангелие от Иоан­на ­­ Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini In Divini loannis Evangelium. Vol.I-III. Ed. Ph.E.Pusey. Oxford, 1872. Кирилл Александрийский . Беседы на Евангелие от Луки ­­ Homiiiae in Lucam. PG 77, 1040–1049. Кирилл Александрийский . Беседы на Послание к Римля­нам ­­ In epistulam ad Romanos. PG 74, 773–856. Кирилл Александрийский . Против антропоморфитов ­­ Adversus anthropomorphitas. PG 76, 1065–1132. Кирилл Александрийский . Сокровищница ­­ Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate. PG 75, 9–656. Кирилл Александрийский . Толкование на Исайю ­­ Com-mentarius in Isaiam prophetam. PG 70, 9–1449. Кирилл Иерусалимский . Слова огласительные ­­ Cateche-ses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Кирилл Иерусалимский . Слова тайноводственные ­­ Cyrille de Jerusalem. Catecheses mystagogiques. Ed. A.Piedagnel. SC 126. 1966. Климент Александрийский . Какой богач спасется? ­­ Clemens Alexandrinus. Band IIÏ Stromata VH-VHI, Excerpta ex Theodoto, Eclogae propheticae, Quis dives salvetur, agmente. Hrsg. von O.Stählin. GCS 17. 1970. S.157–191. Климент Александрийский . Педагог ­­ Clemens Alexan­drinus. Band Ï Protrepticus und Paedagogus. Hrsg. von O.Stählin. GCS 12. 1905. S.89–292. Климент Александрийский . Строматы ­­ Clemens Alexan­drinus. Band IÏ Stromata I-VI. Hrsg. von O.Stählin, L.üchtel, U.Treu. GCS 52. 1960; Band IIÏ Stromata VII-VIII. Hrsg. von O.Stählin. GCS 17. 1970. S.3–102. Климент Александрийский . Увещание к эллинам ­­ Clemens Alexandrinus. Band Ï Protrepticus und Paedagogus. Hrsg. von O.Stählin. GCS 12. 1905. S.1–86. Климент Римский. Послание к Коринфянам ­­ Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens. Ed. A.Jaubert. SC 167. 1971. Леонтий Византийский . Главы против Севира ­­ Triginta capita adversus Severum. PG 862, 1901–1916. Макарий Египетский . Великое послание ­­ W.Jaeger. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P.233–301. Макарий Египетский . Духовные беседы 1–50 ­­ Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Hrsg. von H.Dörries, E.Klostermann, M.Kroeger. PTS 4. 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

книгами «Стромат»; ссылок на др. книги «Стромат» или иные сочинения К. А. в ней также нет. В 1-й ч. 8-й кн. ( Clem. Alex. Strom. VIII 1. 1. 1 - VIII 5. 15. 1), не имеющей отдельного заглавия, К. А., ссылаясь на то, что евангельские слова «ищите, и найдете» (Мф 7. 7) побуждают человека использовать его разумные способности для поиска истины, предлагает учение о методе научного, т. е. философского, познания; синтезируя аристотелевскую и стоическую логику, он излагает учение об аксиомах, определениях и доказательствах. В краткой 2-й ч. 8-й кн. ( Clem. Alex. Strom. VIII 5. 15. 2 - VIII 5. 16. 3), озаглавленной в рукописи «Против последователей Пиррона» (Πρς τος Πυρρωνεους), К. А. выступает с критикой скептических заявлений о невозможности достоверного знания и научного познания; он использует рассмотренный ранее метод научного доказательства для демонстрации несостоятельности скептицизма. Перед 3-й ч. 8-й кн. помещено заглавие: «Приемы и начала исследований касаются следующего и заключаются в следующем» (Α τν ζητσεων φοδοι κα ρχα περ τατα κα ν τοτοις εσν). Материал 3-й ч. (Ibid. VIII 6. 17. 1 - VIII 8. 33. 9) также имеет логический характер: здесь указывается на значение рода, вида и отличительного признака для построения определения; предлагается учение о понятии, о связи между словами и вещами, о категориях; завершается часть изложением учения о причинах и их разновидностях. Поскольку заглавие 3-й ч. повторяется после ее текста, нек-рые исследователи выдвинули предположение, что 3-я ч. в действительности не относится к 8-й кн. и является самостоятельным произведением. Аргументом в пользу этого служит то, что в рукописном сборнике антиеретических цитат (Lond. Brit. Lib. Add. 14533) сирийский перевод фрагмента, относящегося к концу 2-й ч. 8-й кн. ( Clem. Alex. VII 5. 16. 2-3), вводится словами: «Из Климента, автора Стромат, в конце восьмой книги» (см.: Zahn. 1884. P. 28, 116; St ä hlin. 1905. S. XLI). Еще один аргумент опирается на стилистический анализ: если в 1-й и 2-й частях 8-й кн.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Несколько надёжных агентов неутомимо хлопочут в Риме, чтобы получить от папы удовлетворение королевским желаниям; но обстоятельства сложились в это время так неблагоприятно для Генриха, что все их старания должны были остаться тщетными. Папа Климент VII находился тогда в самом затруднительном положении; он вёл войну с императором Карлом V и эта война была для него весьма несчастливою. В то самое время, когда король Англии стал обращаться к нему с своими сомнениями, папские области были заняты императорскими войсками, Рим был взят штурмом, а Климент сидел сперва осаждённый в замке св. Ангела, а потом искал спасения в бегстве и, переодетый, укрылся в Орвието. Дело о разводе только ещё более усложнило те затруднения, в которых и без того находился папа. Удовлетворение Генриховой просьбы для Климента во многих отношениях было неудобным и нежелательным. Самое основание, на которое опиралось желание Генриха, неприятно было для папы. Признать незаконность брака, основанного на диспенсации, значило согласиться с тем, что папская власть не имеет права давать такие диспенсации, значило призвать несправедливым и уничтожить то, что сделано было его–же предшественником: а это было все то–же для папства, что поднять руку на самого себя. Тем более мог призадуматься над этим Климент, потому что он жил в такое время, когда папская власть и без того отовсюду подвергалась возражениям и нападкам, и когда потому всякая мера, сколько–либо подрывающая её авторитет, была весьма опасною. Политические условия, в которых находился Климент, не давали ему также возможности легко склониться на просьбу английского короля. Катарина Арагонская была родною тёткой по матери императору Карлу V и последний заявил папе, что он твёрдо намерен защищать интересы своей родственницы. Идти против желаний этого могущественного государя, имевшего тогда громадное влияние в Европе и особенно в Италии, захватившего в свои руки большую часть владений римского престола, для Климента было почти невозможно, так как самое политическое существование его в значительной мере зависело от снисходительности к нему его победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Мешко, кн. ратиборский и опольский (ум. в 1211 г.) IV, 318, 320, 320 Микула, сотник галицко-волынского кн. Романа Мстиславича 325 Минь Ж.-П., см. Migne J.-P. Миркода (?), хан половецкий (кон. XI в.) 362, 362 Михаил, архангел 53, 105, 158, 326 Михаил I Рангаве, имп. византийский (811–813) 23 Михаил III, имп. византийский (842–867) VIII Михаил IV, имп. византийский (1034–1041) VIII, 136 Михаил V Калафат, имп. византийский (1041–1042) VIII Михаил VII Дука, имп. византийский (1071–1078, ум. в 1090 г.) VIII Михаил I, митр, киевский (1130 – после 1145) 206 Михаил Всеволодович, кн. черниговский (1223–1235, с перерывами), вел. кн. киевский (1238–1239, уб. в 1246 г.) V, IXa, 372 Михаил Докиан, византийский катепан Италии (1040–1042) 94, 94 Михай (Михаил), б. венгерского кн. Гезы (втор. пол. X в.) V 351 Млада (Мария), д. чешского кн. Болеслава I (поел. четв. X в.) VI, 185–186 Моислав (Маслав, Мецлав), кн. мазовецкий (30–40-е гг. XI в.) 173, 300–301, 300–301 Мойнольт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368, 368 «Молитвенник Гертруды», комплекс литургических и календарных текстов, принадлежавший Гертруде, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича (втор. пол. XI в., с позднейшими добавлениями) 112, 231 Моноч, половец, участник сражения с венграми в 1099 г. 362 Мошин В. А. 20 Мстислав, кн. ободритов (перв. четв. XI в.) 271, 271 Мстислав Владимирович, кн. черниговский (1024–1036) IXa, 99, 139 Мстислав (Харальд) Владимирович Великий, кн. киевский (1125–1132) V, VII, VIII, IXb, 180–183, 181, 200, 235–236, 257, 271, 368, 371, 371 Мстислав Изяславич, кн. владимиро-волынский (1154–1170) IV, IXb, 200, 251, 265, 310–311, 318, 371 Мстислав Мстиславич Удатный, кн. галицкий (1219–1228) V, IXb Мстислав Ростиславич Храбрый, кн. новгородский (ум. в 1180 г.) IXb ал-Мутасим, багдадский халиф (833–842) 19 «Мученичество св. Климента Римского » 100, 326 Назарова Е. Л. 330, 343 Назаренко А. В. 4, 18, 20, 26–30, 32–35, 38–39, 42, 44–49, 56, 64–66, 68, 71–74, 76, 78–83, 88, 90–92, 97, 101, 106, 108, 117, 120, 133, 135, 143, 153, 159, 167, 175, 177, 180–181, 183, 187, 190–191, 193, 216–217, 224, 231, 233, 244, 252, 277, 281, 294, 339, 351, 360, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Clementis). Но так как мощи св. Климента открыты были в Херсоне св. Кириллом во время путешествия его к Хозарам, и потом перенесены были им же вместе с братом его Мефодием сначала в Моравию, а потом в Рим; то естественно, что автор Легенды, рассказывая об этом событии, составляющем собственно главную цель его рассказа, следит вместе с этим и за обстоятельствами жизни Кирилла, а отчасти и Мефодия, начиная с путешествия первого в Хозарию до вызова обоих проповедников в Рим. Вследствие этого в Легенде, кроме рассказа о главном предмете, говорится о деятельности Кирилла у Хозаров, о посольстве Ростислава в Константинополь по возвращении туда Кирилла, об изобретении им письмен, о деятельности братьев в Моравии и т. д. Но само собою разумеется, что при этом рассказ об открытии и перенесении мощей св. Климента везде стоит на первом плане, а рассказ о Кирилле, и тем более Мефодие, на втором. О Кирилле правда рассказывается больше, нежели сколько это было нужно для изъяснения главного предмета Легенды; в конце ее даже присоединены подробности о кончине и погребении его: но это очевидно вследствие чувства признательности современников к св. Кириллу, как главному виновнику рассказываемого в Легенде события. За то известием о погребении Кирилла автор Легенды совершенно заканчивает рассказ, и о деятельности Мефодия, которая преимущественно относится к периоду времени после кончины Кирилла, не говорит ни слова. Таким образом рассказ его, если смотреть на него как на повествование о жизни Славянских Апостолов, остается неоконченным. Все это объясняется однакож очень легко, когда мы возьмем в соображение известие, передаваемое Геншеном о происхождении Итальянской Легенды. В примечаниях к ней (§ 15) Геншен говорит, что Гавдериком составлено было полное жизнеописание Климента Римского , и посвящено Папе Иоанну VIII, и что он получил это жизнеописание от аббата Угелли, но не в полном виде. Затем издатель Легенды приводит сохранившееся посвящение труда Гавдерика папе Иоанну VIII. Из этого посвящения видно, что сочинение Гавдерика о Клименте Римском было разделено на три книги, из коих в 1-й автор описывает жизнь и даяния Климента, во 2-й говорит об учении его, в 3-й о чудесах, о заточении в Херсон, о мученичестве, и наконец об обретении и перенесении мощей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

К этому трактату в рукописи присоединены еще «Извлечения из сочинений Феодота и других последователей восточной школы Валентина» (κ τν Θοδτου και της ανατολικς καλουμνης διδασκαλας κατ τους Οαλντνου χρνους πιτομα   649 , Excerpta ex Theodoto) 650 , числом 86, и «Избранные места из пророческих писаний» (κ τν προφητν κλογα,   Eclogae propheticae) 651 , расположенные без связи. Как смотреть на эти отрывки? Исследователи почти единогласно признают, что и трактат, и «Извлечения» принадлежат Клименту Александрийскому . Вопрос только в том, как они относятся к VIII книге «Стромат». Сохраненная патр. Фотием цитата из восьмой книги «Стромат» находится в начале дошедшего до нас трактата; но объем последнего равняется не больше одной трети каждой из предыдущих книг, имеющих приблизительно одну величину. Кроме того, и самый характер трактата не позволяет видеть в нем целой книги. Следовательно, он один не может быть признан VIII книгой «Стромат», почему к рассмотрению привлекаются и остальные два отрывка. Но относительно их характера и значения для суждения о VIII книге «Стромат» мнения исследователей разделились. Th. Zahn пришел к заключению, что Климент действительно написал восьмую книгу «Стромат», но она не сохранилась; дошедший же до нас трактат вместе с «Извлечениями из Феодота» и «Избранными местами пророческими» представляет извлечения из восьмой книги, сделанные неизвестным лицом. Но эта гипотеза не утвердилась в науке. Другие (в особенности А.   von Arnim) указывают, что Климент не успел написать восьмой книги «Стромат» и что так называемая восьмая книга Флорентийской рукописи, а равно «Извлечения» из сочинений Феодота и пророческих книг являются только набросками и подготовительными работами, которые Климент предназначал для продолжения семи книг «Стромат» или для другого догматического произведения. Этому мнению, по-видимому, принадлежит будущность в науке. Вопрос о взаимном отношении «Протрептика», «Педагога» и «Стромат». По установившемуся взгляду, «Протрептик», «Педагог» и «Строматы» представляют собой как бы три части одного произведения, некоторого рода трилогию, написанную по определенному плану, в соответствие трем ступеням христианского совершенства, и, как думают, не без влияния элевсинских мистерий: «Протрептик» изображает заблуждения язычества, которое пребывает во тьме идолослужения, и имеет в виду обратить язычника к вере во Христа, – эта ступень соответствует κθαρσις (λσις, απαλλαγ) –   очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010