18 . Письма к почившему в Бозе Высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому//ПО. 1888. С. 693–708. 19 . Письма Преосвященного Феофана Затворника к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске//ДЧ. 1894. Ч. 2. С. 563. 20 . Письма Степана Онисимовича Бурачка ко Льву Александровичу Кавелину (в монашестве Леониду)//НИОР РГБ. Ф.148. К.5. Ед. хр. 57. Л. 4; 5–6. 21 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Ольге Степановне Бурачок от 21 августа 1890 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 66 об. – 67, 67 об. 22 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Ольге Степановне Бурачок от 19 февраля 1891 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 68–68 об. 23 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 15 сентября 1847 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 440. Л. 3–3 об. 24 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 22 января 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 2–3 об. 25 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 27 января 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 6 об–7 об. 26 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 25 апреля 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 8–8 об. 27 . Платон (Казанский), архимандрит. Поучения в дни воскресные и праздничные, произнесенные в продолжении 1860 года в Тверском Успенском Желтиковом монастыре. 1862. С. 222. III. 28 . Платон (Казанский), архимандрит. Рассуждения о духовных предметах [Текст]/[соч.] Желтиковского архимандрита Платона. – Тверь: Тип. Никулина и Комп., 1862 – 64 с. 29 . Послужной список иеромонаха Феофана за 1854 г.//АВПРИ. Ф. 161. II–9 Оп. 46. 1854. Д. 7. Л. 12–14. 30 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о переводе иеромонаха Феофана (Говорова) из Новгородской семинарии в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра богословских наук.//РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Ед. хр. 1487. Л. 1–2 об. 31 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) в члены Комитета для рассмотрения конспектов учебных предметов.//РГИА. Ф. 796. Оп. 126. Ед. хр. 592. Л. 1–1 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Степану Онисимовичу иеромонах Феофан открыл свои планы о доработке своих лекций по нравственному богословию. В конце января 1847 года он писал Бурачку: «Свой ум в голове, что тарантул в гнезде… Корячится и только. Опять строил и перестраивал, и теперь, чай, делу конец. Взял да и рассказал студентам весь план… Теперь жаль – что хочешь, а учи и веди по сказанному, а то стыдно... Приедете, прочитаем» л. 6 об. – 7 об.]. Сорок пять лет спустя, в 1891 году святитель Феофан так вспоминал о реакции Бурачка на ознакомление с новой редакцией его лекций: «Прочитавши, он приехал в академию и расхвалил восхитительно. Для меня это было очень воодушевительно» л. 68–68 об.]. Годом ранее, в 1890, святитель Феофан признавался дочери С.О. Бурачка Ольге Степановне, что третий и четвертый выпуски его «Писем о христианской жизни» а также их переработка в отдельное издание «Начертание христианского нравоучения» – основаны на этих последних его лекциях по нравственному богословию (второй половины 1846/47 учебного года): «Это Начертание было составлено еще в 1846–1847 годах. Степан Онисимович, прочитав его, восхитился и воодушевил меня на преподавание. Это мои академические уроки, как и путь ко спасению 9 » 66 об. – 67 об.]. В письмах святителя разных лет есть упоминания о тех книгах, которые в свой первый петербургский период он читал и мог использовать не только для самообразования, но и в своих публикациях и лекциях в духовной академии. Одна из таких книг – издание Оптиной пустыни «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского », которую он охарактеризовал как очень высокую и многополезную, где «учение о молитве так изложено, как я еще нигде не видал» c. 164]. Иеромонах Феофан проявлял интерес и к назидательной литературе западных авторов. Так, в одном из писем 1885 года писателю Н.В. Елагину святитель Феофан упоминает о книге Лаврентия Скуполи «Брань духовная» которую он «… знал еще в Киевской академии… и потом в Санкт-Петербургской»: «Она очень хороша… Многие ее положения вошли в мои первые сороковых годов описания… как, например, борьба с грехом» c. 183–185]. Уже перед отъездом из столицы он упоминал о книге западного богослова Иоаганна Зайлера: «Теперь читаю нравоучение католическое Зайлера – мудрое, даром что басурманское. Идею верную точит; не схоластик; сердечен – не запутан в делательность» л. 3–3 об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Рейтинг: 9.8 Голосов: 652 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 24 января 2014, 16:16 Для Kurt: Вам не нравится цитата из проповеди епископа Климента (Капалина), митрополита Калужского и Боровского. Ссылка в конце статьи указана -- прочитайте сначала эту проповедь а затем можете поспорить с Владыкой, используя аргументы, конечно же. Слава Господу, что есть у нас такие епископы, которые не молчат а напоминают о духовности, о действии духовных законов не только на каждого человека, но и о Промысле Божием о странах и народах. Слава Господу! Kurt 8 апреля 2013, 21:45 " Почти 2500 только прославленных новомучеников и сам государь-мученик своим подвигом отвели от нас гнев Божий " прошу пояснить каким образом царь отвел гнев Божий. Во-первых была революция где погибли миллионы людей, позорно проиграли 1-ую мировую за несколько месяцев до победы сил Антанты, соотв. не получили контрибуцию и прочие привелегии победителей прогиранная война Японии закон приравнивающий к одному знаменателю Православие и разных сектантов... Я понимаю так фразу про отведения гнева Божия это Ниневея...была приговорена и раскаилась и не один от гнева Божия не погиб...а здесь далеко не так.. не приписывайте человеку того чего не было..ибо это есть неправда. Н.Н. 2 апреля 2013, 19:17 Александр: р.б. Сергию, Н.Н. 1. Тем, кто принял смерть на Ходынском поле или в Кровавое воскресенье, умирать едва ли было приятнее, чем тем, кто погиб в Чечне. ---По моему мнению, это сравнение не правомерно: не смотря ни на что( и некрещённые были на чеченских, и предавали их ни один раз, бросая в пекло птенцов желторотых т. д.)- Ребята погибли за Родину (пусть хоть и уродину), и какая награда им будет на небесах - не нам судить. А на Ходынку многое ведь из любопытства шли, совсем даже не бескорыстно - умирать там за ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО не собирались...--- 2. Искать нечто в осуждении либо превознесении власть имущих бессмысленно, какие бы политические взгляды они не исповедовали. Разве только если в нас самих уже нет ничего достойного осуждения.

http://pravoslavie.ru/60360.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Книга — один из способов поговорить с ребенком Пока у родителей есть надежда выстроить диалог с детьми, обсудить с подростками вопросы, столь важные для их дальнейшей жизни, нужно использовать такую возможность Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)   16:24 02.08.2021 1268 Время на чтение 5 минут Фото: kalugads.ru Подростковый возраст принято считать критическим моментом во взаимоотношениях между родителями и детьми. Однако именно в этот ответственный период ребенок отвечает себе на вопросы: «Зачем я живу? К чему стремиться? Что такое любовь? Как найти общий язык со сверстниками и родителями?» К обсуждению этих тем он не всегда допускает старших. Как же в таком случае помочь ему найти правильные ответы? В этой ситуации, если ребенок любознательный, на помощь приходят книги. С одной стороны, со вниманием подобранная художественная литература помогает ребенку рассматривать волнующие его вопросы с позиций добра, милосердия, христианских нравственных ориентиров. Это уже большой результат! Если он и не захочет обсуждать прочитанное с родными, то, по крайней мере, получит верное направление для поиска ответов на интересующие его темы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/02/kn...

За всеми этими событиями святитель Феофан внимательно следил. Он сопереживал русским воинам, радовался их успехам и огорчался неудачам. Так, в письме, адресованном к Н.В. Елагину , он выражает свою радость от взятия Плевны и размышляет о дальнейшем направлении движения русской армии, включая взятие Софии и Шипки, осада каковой начнется спустя короткое время после написания преосвященным Феофаном этого письма: «А война идет. Желалось бы, чтоб шла получше; но верно на столько у нас хватило разума» с. 104]. Далее он хвалит наше воинство, говорит, что молится, чтобы Господь дал «вождю нашему разум – распорядительный» с. 104]. В своих рассуждениях он описывает видение дальнейшего развития событий. «День другой и София наша… а там по дороге Филиппополь – и Адрианополь… куда стягиваются турки… куда и наши верно потянутся в большем числе – чрез Шипку... Или м.[ожет] б.[ыть] наши пойдут на Рущук и Шумлу… чтоб тут истребить войска, или загнать его в крепости» с. 105]. Осенью 1877 года русские войска провели успешные военные действия на Кавказе в рамках Русско-турецкой войны и овладели высотами в тылу турецких войск, а 3 октября произошло Авлияр-Аладжинское сражение, которое довершило разгром войска Мухтар-паши на Кавказе. Об этих успехах русского оружия преосвященный Феофан упоминает в письме к Н.В. Елагину от 23 октября 1887 года: «Видите ли, как в Азии 7 наши отличились?.. Задунайским завидно» с. 106]. Замедление в действиях на Балканах в этот период он объясняет тем, что командование пытается «сначала Османа 8 живьем поймать, а потом также или подобной участи подвергнуть и Сулеймана 9 ». Но, по его мнению, они только тратят время, и войскам надо продвигаться вперед, а «зимовку надо держать нашей армии в долине Марицы 10 … пред Адрианополем или даже Константинополем» с. 107]. Итогом этой балканской военной кампании стала победа русской армии. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1878 года, в Прощеное воскресенье Россией был подписан предварительный мирный Сан-Стефанский договор, ознаменовавший конец военных действий/

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

См.: Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 4. Письмо епископа Феофана Герману (Гомзину), иеромонаху Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры 31 июля 1891. С. 47. Письмо епископа Феофана монаху Денасию (Юшкову) от 10 апреля 1890//АРПМА. Оп. 24. Ед. хр. 4327. Л. 1040. См.: Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, в будущем старцу Феодосию Карульскому от 1 ноября 1893. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 682.   Источник: Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Учение об умном делании в письмах святителя Феофана Затворника к монашествующим //Богословский вестник. 2020. 1 (36). С. 154-167 DOI: 10.31802/2500-1450-2020-36-1-154-167 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 21 января 2022 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 21 января 2022 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/6177494

Каким способом страсти проникают в человека, находящегося во внутрь-пребывании и имеющего духовные предметы в мыслях и духовные дела в намерениях, и который стоит в области света (духовной)? Святитель Феофан указывает, что главный способ, каким они проникают к подвижнику, это помысл, то есть такое движение ума, которое внезапно занимает мысль человека и направлено на определенную цель – склонить его к совершению греха с. 203]. При невнимательном отношении к помыслу за ним следуют услаждение, пожелание, влечение, решение, а затем и само дело греха. Все помыслы такого рода через ум искушают дух на совершение греховных дел, но это еще не грех , пока ум находится с ним в диалоге и ведет борьбу. Главное для врага – поколебать внутреннее стояние подвижника, склонить его к совершению греха с. 204]. Какие существуют методы борьбы со страстями? Согласно аскетическим советам святителя Феофана, один из основных законов духовной борьбы со страстями, независимо откуда и как они возбуждаются, заключается в следующем: христианин должен выявить источник греха, отделить его от производных и вести борьбу в первую очередь с ним. Соблюдение этого закона будет держать человека внутри себя, а значит, в силе и в относительной безопасности. Поэтому у святителя Феофана в основу борьбы со страстями положена борьба с помыслами, а все остальное – производное. Внимание христианина должно быть обращено прежде всего на развитие помыслов, а сердце и воля не так подвижны, как мысль и, следовательно, страсти и желания большей частью рождаются из помыслов. Отсюда общее правило: отсеки помысл и защитишь от греха. Ведение духовной брани у святителя Феофана подразделяется на три этапа, которые следует соблюдать: прежде брани, во время самой брани и после брани c. 276]. 1) Прежде брани подвижник должен свести все греховные движения в одно место, где будет легче замечать возмущения и бороться с ними. Выведенный из глубины сердца грех зачастую продолжает оставаться во внешних отношениях с человеком и набрасывает свой покров на все окружающее его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Чем больше христианин приближается к Богу, тем больше видит свою греховность, являющуюся общим свойством человеческой природы после грехопадения праотцев. Он осознает, что его грехов так много, что они как песок морской пред Господом, и с сокрушенным сердцем кается в них. Раскрывая тему основ подвижнической жизни, святитель Феофан выводит и общие правила для христианского подвига. Это – 1) сохранение и приумножение первоначальной ревности по Богу, 2) отказ от страстности, сросшейся с силами нашего естества, и 3) прямая борьба со страстями и противодействие им. На первых двух правилах основываются подвиги самопринуждения, на третьем – подвиги самопротивления человека. При этом все они вытекают из одного основополагающего принципа: хранении целостным направленного ко Христу «внутреннего духа жизни». Для поддержания такого состояния нужны «усердие и ревность… в деланиях или упражнениях, с одной стороны, способствующих к оживлению уморенных сил, а с другой – умерщвляющих или заглушающих страсти» с. 203]. Разберем подробнее, как понимает святитель Феофан эти правила. Хранение духа ревности. Для этого необходима особая духовная работа, которую святитель называет «внутрь-пребывание». Что это значит? Это такое состояние, когда человек устремлен к зрению иного мира, а его чувства и мысли исполнены решимости оставить греховную жизнь. Когда человек настроен на «внутрь-пребывание», то он заключает свое сознание в сердце и напряженно собирает все силы тела и души в этом «внутреннем хранилище». Душевные делания, направленные на достижение этого состояния – собирание ума в сердце (внимание), собирание воли в сердце (бодренность), собирание чувства в сердце (трезвение). «Внимание, бодренность, трезвение, – пишет святитель Феофан, – три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, – тот внутрь; у кого нет, и при том хоть одного, – тот вне» c. 205–206]. Телесные делания, направленные на внутрь-пребывание, это обращение внимания на внутреннее состояние человека, сосредоточие всех сил в центре жизни человека – в сердце, подавление услаждения и желания покоя плоти. Результат этих деланий – собранность всех духовных и физических сил человека и их контроль. Этим необходимо упражняться до тех пор, пока сознание не установится внутри сердца, как на своем исконном месте, пока не привяжется к нему окончательно. Затем следует находиться внутри, никуда не исходя сознанием, часто повторяя делание самособрания, потому что это состояние также часто нарушается.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

283]. И далее святитель Феофан заключает свое изложение общих начал борьбы со страстями: борьба со страстями индивидуальна, непостижима и сокровенна, и нет определенных установок. Пути борьбы разнообразны, как и различны сами лица, ведущие эту борьбу, а поэтому и установить единые правила для всех невозможно. «Лучший изобретатель правил брани – каждое лице само для себя. Опыт всему научит, – надобно только иметь ревностное желание побеждать себя…» c. 283–284]. Нужно только отметить, что в деятельной борьбе со страстями следует соблюдать определенный порядок и чин, в построении которого обращать внимание на свойство страстности вообще, на свой характер и на доброделание. Обращать внимание нужно на главнейшие для себя страсти, восстающие при нападениях, и сражаться в первую очередь с ними. Бороться со страстями следует под руководством опытного духовного наставника. И главное, подчеркивает святитель Феофан, окончательное очищение человека совершается Самим Господом, с внешней стороны – скорбями, изнутри – слезами, которые по мере духовного возрастания подвижника усиливаются. Это крещение водою и огнем, или, как это изображается у преподобного Исаака Сирина , окончательное распятие внешнего человека c. 294]. Высший результат брани – чистота ума от греховных помыслов, сердца – от страстей, воли – от греховных наклонностей. Когда все это образуется, человек вступает в бесстрастие. Его внутренний мир становится чистым зеркалом, отражающим духовные предметы c. 289]. Все описанные выше внутренние и внешние делания, борьба со страстями – все это лишь средства для достижения главной цели жизни христианина. Главная цель человека, которую он всегда должен искать – это постоянство в устремлении к Богу как к источнику жизни. Когда человек с помощью подвигов очищается, совершенствуется, оживотворяет свою душу для Бога, тогда только начинается его восхождение к живому богообщению. c. 298–300]. Сначала у человека происходит восхождение ума к Богу. Для этого он должен: 1) развить в себе навык постоянно умом осознавать, что «ходит пред Богом», то есть нужно научить и воспитать чувства, что Бог рядом и Он все видит, и в то же время самому стремиться духовными очами узреть Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для того чтобы оградить себя с внешней стороны, человек должен перестроить свое поведение. Ему необходимо распределить свою жизнь так, чтобы не было времени для праздности. Он может ввести в свой распорядок и телесные подвиги, чтобы занять свои чувства, и особенно зрение, слух и язык. В жизни бывает многое: вещи, лица, случаи. Все эти визуальные (мысленные) встречи надо воспринимать, как имеющие духовное (бездуховное) влияние. Если же оградить себя не только извне, но и во внутренней жизни, то есть постоянно сторониться тех чувств и расположений, которые возродились после первой победы над грехом, то грех лишится необходимой ему питательной среды и будет ослабевать – до совершенного истощения. После этого брань с грехом перейдет в брань с помыслами, для чего следует иметь трезвение, помогающее распознать зарождающиеся греховные возбуждения в сердце, и благорассмотрение, при содействии которого можно ясно увидеть движения, возникающие в сердце по внешнему влиянию c. 276–278]. 2) Во время брани следует прежде всего четко отделить помыслы и порочные движения, происходящие от бесов, так сказать, «идентифицировать» противника. После осознания враждебности для себя таких помыслов и желаний нужно настроить свое сердце на неприязнь и отвращение к ним. c. 279–280]. Это спасительное средство, которое помогает отразить нападение. Это средство сравнительно легко действует на помыслы, труднее – на желания, а еще труднее – на страстные побуждения. Если этот способ не помогает, нужно вступить в борьбу, не допуская при этом ни смятения и отчаяния, ни самонадеянности. Следует хранить сердце, не давать возникающим греховным движениям проникнуть в область чувств и стараться отвергнуть их у входа в душу. Для этого нужно возбудить в душе мысли и представления, противоположные возникшему греховному движению. Нельзя ослабевать и даже в мысли склоняться на сторону врага. Если же и после таких действий желание совершить грех все еще находится в душе, то это явный признак, что он поддерживается извне злыми духовными сущностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010