Разделы портала «Азбука веры» Так уж повелось, что апокатастасис обычно связывают с неудачной попыткой некоторых древних богословов создать эсхатологическую доктрину всеобщего спасения и распространить её на падших ангелов. Но как было на самом деле, и какой смысл он имел в Священном Писании, у раннехристианских отцов, о нем говоривших, и у Оригена , за него осужденного, мне и хотелось бы проанализировать в этой статье. Сам термин апокатастасис имел в древности много значений, скорее практических, чем теоретических: возвращение в прежнее состояние, выздоровление, циклическое возвращение пор года и звезд в исходное состояние, возвращение судна в порт. Все они мирно уживаются в текстах Ветхого Завета в греческой Септуагинте и в античной литературе 1 . И вдруг в Деяниях Апостолов (3,19–21) появляется новый оттенок: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа (ap‘o prosopou tou kyr‘iou) , и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения (точнее, обновления ) всего ( ‘ achri chrónon  apokatast‘aseos p‘anton hon ), что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века (ap ‘aionos)». Причем в Новом Завете это понятие встречается только здесь. Оно как бы предполагает определенное условие: «Если вы не будете каяться и не обратитесь, то и не придут времена отрады и не придет Мессия. Ибо Он не может прийти до тех пор, пока всё не обновится» Апокатастасис тут не является целью. Истинная цель – второе пришествие Спасителя и «отрада от Его лица» (или « пред Его лицом» ), что может наступить только после обновления всего 2 . Древние отцы и учители поясняют, в каком смысле это слово употреблялось в первые три века, и отражают процесс его воцерковления. Климент, папа Римский (†100), в первом послании к Коринфянам, написанном около 97-го года, говорит об апокатастасисе дважды. Первый раз в значении выздоровления и цитирует книгу Иова (5, 18): « Ибо он причиняет раны, и Сам обвязывает их» (56, 6), а во второй раз, когда приглашает Коринфян к молитве и покаянию, чтобы Бог восстановил среди них единство и братскую любовь (48,1) 3 .

http://azbyka.ru/apokatastasis-v-svyashh...

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента 8 декабря, ПРАВМИР. Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы. В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 – 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 – 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год). Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 – 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Католич. св. Казимир. XIX в. Неизвестный художник (Литовский художественный музей, Вильнюс) По свидетельствам современников, К. отличался скромностью, благочестием и заботой о бедных, к-рых оделял щедрой милостыней. Часто ранним утром он приходил к храму и молился перед еще закрытыми дверями. Особо почитал Пресв. Деву Марию. С нач. XVI в. появились упоминания о посмертных чудесах К. («et post mortem prodigiis miraculorum splendescere ferebatur» - Matthias Mechovius [de Mechow]. Chronica polonorum. Cracoviae, 1521. P. 345). По преданию, в 1518 г. он явился перед литов. войском, к-рое направлялось к осажденному рус. войсками Полоцку, и указал брод через Зап. Двину (Chronica Bernardi Vapovii, pars posterior 1480-1535//Scriptores rerum polonicarum. Cracoviae, 1874. T. 2. P. 156). Сведения о чудесах стали поводом для начала канонизационного процесса. Посетивший Вильно в 1520 г. польск. нунций Захария Феррери провел опрос свидетелей, на основе собранных сведений им было составлено Житие К. (опубл. в 1521), а также литургические тексты на день его памяти. По неизвестным причинам собранные материалы не были отправлены в Рим, а остались в Вильно. Папа Римский Лев X в 1521 г. издал буллу о канонизации К. и вручил ее Эразму Цёлеку, еп. Плоцкому, но тот вскоре умер (1522), а булла была утрачена вместе с его архивом. По инициативе польск. кор. Сигизмунда III Вазы папа Климент VIII , основываясь на сохранившейся копии буллы 1521 г., подтвердил канонизацию К. (7 нояб. 1602). В связи с канонизацией было вскрыто захоронение К., его останки, по свидетельству очевидцев, оказались не тронуты тлением. Церемония канонизации состоялась в 1604 г. в виленском кафедральном соборе св. Станислава. В том же году была заложена ц. во имя К. при коллегии иезуитов в Вильно (в 1840-1915 правосл. кафедральный собор свт. Николая Мирликийского). В 1636 г. мощи К. перенесли в специально построенную капеллу собора св. Станислава. В 1613 г. К. был провозглашен св. покровителем Литвы, в 1636 г.- Литвы и Польши. В 1948 г. папа Римский Пий XII объявил К. покровителем литов. молодежи и литов. эмигрантов в Сев. Америке.

http://pravenc.ru/text/1319872.html

36. В день памяти св. мч. Климента и Петра Я желал бы, дабы вы по пробуждении от сна тотчас спрашивали домашних своих или соседей: «какого нынче святого»? Не все мы имеем одинаковую память: один имеет память хорошую, а другой худую, один твердую, а другой слабую. Мы знавали людей, которые в каждый день на весь год помнили: какого святого на тот или другой день. Итак, если вы сами не знаете, спрашивайте о сем друг друга: а если и друзья ваши не знают, то мы напоминаем вам, что ныне св. церковь творит память двух святых священомучеников, Климента и Петра. Первый был папа Римский, другой Архиепископ Александрийский. Они называются священномучениками потому, что были Иерархи, Архиепископы и мученики; оба они пострадали мученической кончиной. Велика слава их, велика о них история: довольно вам сказать, что они были величайшие угодники Божии. Климент, папа Римский, был учеником св. Апостола Петра: значит, он был близок к временам апостольским, и много написал сочинений в объяснение священного писания по мыслям св. Апостолов. У него было семь писцов, которые непрестанно, по рассказам Климента, описывали страдание мучеников. Наконец, он был сослан на поселение – на тяжкие каменные работы в Крым, где умер насильственной смертью: его задушили веревкой, а тело бросили в море: в день его смерти вода расступилась в море и христиане по сухому пути приходили поклониться его святым мощам. Одна женщина забыла около него младенца своего, и младенец целый год был на дне моря при мощах. На вопрос через год: «кто тебя кормил»? «Этот старик», – отвечало дитя. 700 лет ежегодно продолжалось это чудо, пока по молитвам христиан тело св. мученика Климента всплыло и отправлено было в Рим. По истине – дивен Бог во святых своих! Дивны дела его! Архиепископ Александрийский Петр был тоже величайший святитель, ибо Он лично беседовал с Иисусом Христом. Однажды, заключенный еретиками в темницу, он молился за еретика Ария, но Господь пришел к нему в раздранном белом одеянии и сказал: «не молись за Ария, он проклят в сей и будущей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Церкви до св. Константина Великого (см. также Священное Писание. История первоначальной Церкви) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) КРИСКЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 июля, 4 янв. в Соборе ап. от 70; пам. визант. 30 июля и 30 июня в Соборе всех апостолов), ученик ап. Павла ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский МАКСИМИН еп. Антиохийский (ок. 178-190), известен только по спискам древних епископов и кратким упоминаниям в хрониках МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНТАНИЗМ раннехрист. еретическое течение профетической и ригористической направленности, основанное в кон. II в. в М. Азии Монтаном МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15)

http://pravenc.ru/rubrics/121272_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Памятник еп. Мейнарду в Икшкиле. 2010 г. Скульптор В. Сушкевич [Мейнгард; лат. Meynardus; нем. Meinhard] († 11.10 (по др. данным, 12.04 или 14.08) 1196, Икскюль (ныне Икшкиле, Латвия)), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186). Происходил, вероятно, из министериалов (несвободных администраторов или воинов), находившихся на службе у архиепископов Гамбурга и Бремена. В нач. 80-х гг. XII в. М. вместе с группой нем. купцов прибыл на земли ливов в районе р. Зап. Двина (Даугава); не исключено также, что он бывал в этом регионе и раньше. В 1184 г. он начал проповедь христианства среди ливов. В то время земли ливов находились в сфере влияния Полоцкого княжества, в связи с чем М. предварительно получил от князя разрешение на миссионерскую деятельность. В Икскюле была построена 1-я деревянная церковь. После разрушительного набега литовцев (ок. 1185) в Ливонию для сооружения каменных укреплений прибыли каменщики с Готланда. В 1185-1186 гг. в Икскюле и Гольме (латыш. Мартиньсала) были возведены первые каменные замки, в Икскюле вместо деревянной построили каменную церковь. В 1186 г. Гартвиг II, архиеп. Гамбурга и Бремена (1185-1207), рукоположил М. во епископа Ливонии. По-видимому, епископ вернулся в Ливонию с группой священников, составивших его капитул . Вероятно, тогда же к нему присоединился монах-цистерцианец Теодерих (Дитрих) из Трейдена (латыш. Турайда), впосл. один из основателей ордена меченосцев (1202) и епископ Леальский (с 1211), ставший ближайшим помощником М. В сентябре 1188 г. папа Римский Климент III (1187-1191) утвердил создание нового еп-ства, названного Икскюльским (episcopatus Ixcolanensis) по месту резиденции М. В адм. отношении новообразованное еп-ство являлось суффраганом Гамбургско-Бременской митрополии. Однако в 1190 г. архиеп. Гартвиг II был изгнан горожанами из Бремена и в 1192 г. отстранен от власти кафедральным капитулом, поэтому не мог оказать помощи Церкви в Ливонии. Отсутствие внешней поддержки сказалось на ухудшении положения М. После первоначальных успехов он оказался заблокирован враждебно настроенными ливами в своей укрепленной резиденции. Попытки покинуть Икскюль не увенчались успехом. Лишь Теодериху удалось ок. 1192-1193 гг. тайно выбраться из Ливонии и прибыть в Рим к папе за поддержкой. По-видимому, М. просил предоставить военную помощь Икскюльскому еп-ству. Папа Целестин III (1191-1198) ограничился изданием буллы от 27 апр. 1193 г., в к-рой расширил пожалованные ранее Климентом III М. права набора духовенства в Германии для нужд миссии. Так и не дождавшись помощи, епископ скончался.

http://pravenc.ru/text/2562788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕВЕ Брéве [лат. breve - кратко], вид краткого папского послания, по форме менее торжественного, чем булла . Его отличительный признак - «печать рыбака»: красная печать с изображением св. ап. Петра в лодке с сетью. Б. восходят к т. н. малым буллам (tituli и mandamenta), к-рые издавались по насущным политическим и религ. вопросам. Со временем 2 вида этих «малых» папских посланий (litterae) стали больше различаться между собой по форме и содержанию. Вместо свинцовой они скреплялись восковой печатью с оттиском т. н. кольца рыбака. Впервые папа Римский Климент IV сообщает в послании от 7 марта 1265 г., что запечатывает его не свинцовой буллой, а печатью рыбака, к-рую Римские понтифики использовали для частных посланий ( Potthast. Bibliotheca, N 19051). Первая сохранившаяся печать относится к понтификату Николая III (1277-1280), на ней св. Петр изображен с удочкой, а не с сетью, как в наст. время. Понятие «Б.» появилось в период схизмы в католической Церкви (1378-1415) в Риме; у авиньонских пап этому типу документов соответствовали т. н. секретные послания (litterae secretae). Сходные формы корреспонденции существовали в XIV в. и в канцеляриях светских правителей: в Неаполитанском королевстве, во Франции, в Свящ. Римской империи. Древнейшее из сохранившихся Б. относится к понтификату Бонифация IX (от 7 окт. 1390, в наст. время в гос. архиве г. Мантуя). Первоначально Б. употреблялись только в политической корреспонденции и в адм. управлении Патримонием св. Петра (brevia de curia). С сер. XV в. по желанию ходатаев вместо папских посланий иногда выдавались т. н. общие Б. (brevia communia). Среди них различались Б. с вложенным прошением (brevia supplicatione introclusa), содержащим повеление удовлетворить прошение, на к-рое и ставилась печать, и Б. без вложенного прошения (brevia absque signatura или brevia extensa), где папское распоряжение указывалось непосредственно в тексте. Все Б. должны были подписываться папой или кардиналом, занимавшим должность секретаря или канцлера. С 1470 г. в папской канцелярии велся регистр общих Б., а с XVI в. и др. Б.

http://pravenc.ru/text/153397.html

Разделы портала «Азбука веры» Агиография (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых . При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых , мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников , хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных  иконах . Жития и мартирии разделялись, в свою очередь на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь. По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса. Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати  Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X–XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие. Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках. Древнейший сборник Житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Федора Киррского (V в.), «Лимонарь» («Луг духовный» или «Цветник») Иоанна Мосха .

http://azbyka.ru/agiografiya

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О нестроениях в Церкви Врата ада не одолеют ее. ( Мф. 16:18 ). Горе тому человеку, через которого соблазн приходит. ( Мф. 18:7 ). Вы, братья, спорливы и ревностны в том, что ни мало не относится ко спасению... К чему у вас распри; гнев несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?.. Ваше разделение многих развратило, многих повергло в уныние, многих в сомнение, и всех нас в печаль; а смятение ваше всё ещё продолжается. Свщмч. Климент, папа Римский († 101). Нельзя легкомысленно отзываться о Св. Синоде и его постановлениях. Отдельные члены Св. Синода могут не удовлетворять своему званию, могут в своих суждениях погрешать, и однако Св. Синод, как орган управления всей Церкви, при этом управлении из иерархов, поставленных Самим Пастыреначальником Христом, ибо Он не может оставить Свою Церковь без попечения, должен быть уважаем и почитаем. К неверным нужно... отнести тех, которые осмеливаются уже и суд производить над Церковию и ее установлениями: и то их соблазняет и другое, и то им не по духу и это. И вот такие неверные начинают много писать и говорить о непорядках церковных, о недостойных пастырях и т. д. А испытайте – сердце таковых далеко отстоит от веры. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). ...Эти буесловы хотят разодрать Церковь своим плотским мудрованием и думают назидать без духовного опыта и разума. Пусть они выставляют какие хотят причины к отделению от Русской Церкви, – не поверю им. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). И сектанты говорят о Христе... И другие исповедания. А о Церкви (и именно: Православной, истинной!) только мы, патриархисты... Сам Господь предсказал: будут говорить, – «вот тут Христос!» – «Нет, у нас!» – Нет там! «Не ходите: и не ищите» ( Мф. 24:23 )... А вот Церковь есть – «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 )... Здесь – спасение, несомненное и неодоленное.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой Климент, папа Римский в России Апостол от семидесяти на Русском Юге Иван Матвеев Источник: Anastasis.me Инкерманский монастырь в начале 20 века.      Ища связи Русского Севера и Русского Юга, с удивлением узнаешь, что одна из связей, соединяющих Север и Юг Руси, — это почитание святого Климента, проповедовавшего в Крыму. Святой Климент родился в 30-х годах первого века в Риме, был апостолом от семидесяти и епископом Рима. Его почитают в православии как одного из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье. С его именем связан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь в Крыму, расположенный рядом с городом-героем Севастополем на месте старых каменоломен. В те места Святой Климент был сослан императором Траяном за проповедь христианства. Он продолжил проповедь там, и был убит близ Херсонеса по тайному приказу императора в 101 году. Епископ Рима Святой Климент был рукоположен в епископы святым Петром. А в 91 году, после смерти епископа Анаклета, он возглавил Римскую церковь и прославился своей жизнью, посвященной Христу, благодеяними и исцелениями. Во время очередных гонений на христиан в Римской империи, он отказался принести жертву языческим богам, и был отправлен на каторжные работы в каменоломни около расположенного на краю империи города Херсонеса Таврического (его развалины находятся в центре города Севастополя). Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святой Климент окормлял и утешал большое количество осуждённых христиан. Сщмч. Климент Римский, св. Петр Александрийский, Св. Власий. XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).      Св. Климент Римский (фрагмент) XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).      В ккменоломнях не было пресной воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства, однако, по молитве св. Климента Господь открыл водный источник. Слух об этом чуде распространился по всему полуострову, и многие местные жители стали приходить креститься к святому.

http://pravoslavie.ru/111282.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010