Вы увидите, что никто из святых 21 не был часто с девами, ни с замужними молодыми женщинами, ни с вдовами, которых бегает божественный апостол ( 1Тим. 5, 11 ). Рассмотрим 22 обращение в страхе Божием святых мужей. Вот находим написанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались 23 ; так же – и Иисус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчинами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины – отдельно в колене своем. И по заповеди Господней они (израильтяне в пустыне) так и ходили, как народ мудрый, чтоб не было замешательства какого из-за женщин: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли безпрепятственно. Ибо так свидетельствуют священныя писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) Господни, «глаголюще: поим Господеви, славно бо прославися.» И когда Моисей перестал петь, тогда Мариам, сестра Моисеева и Ааронова, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно ( Исх. 15, 1. 20 ). Далее – и Елиссея, и Гиезия (Гехази), и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них ( 4Цар. 2, 3, 15, 4:38, 6:1, 9:1 ). Миху (Micham) и пророков всех тоже находим жившими в страхе Господнем ( 1Цар. 10, 10, 19:20 ; 3Цар. 18, 4 ). Глава XV. И – чтоб не говорить слишком долго – что сказано о Господе Иисусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал «два два» вместе ( Мк. 6, 7 ), мужчин с мужчинами; женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом угодили Богу во всем. И сам Господь Иисус Христос , когда говорил с оною женою самарянкою у кладязя на-едине и ученики пришедши нашли его говорящим с нею, – удивились, что Он стоит и беседует с женою ( Иоан. 4, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Да не вменится им! ( 2Тим. 4:16 . Согласно римским судебным обычаям друзья могли присутствовать при разборе дела и своим присутствием укрепить дух обвиняемого. Отсутствие близких не повлияло на мужество св. апостола Павла. Сам Бог явился ему и дал силы: Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей ( 2Тим. 4:17 . Последние слова из приведенной цитаты (я избавился из львиных челюстей) указывают, что на суде кесаря апостол был оправдан. Экзегеты приводят также место из Послания к евреям, которое было написано в Риме: Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас ( Евр. 13:23 . Об освобождении св. апостола Павла из римских уз косвенно свидетельствуют также заключительные стихи книги Деяний: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно ( Деян.28:30–31 ). Глаголы (жил, принимал) употреблены в прошедшем времени. Значит, узы кончились. Если бы суд закончился смертным приговором, то автор книги св. Лука об этом бы написал. Последние Послания св. апостола Павла дают дополнительный материал для подтверждения вывода об освобождении узника. Из этих Посланий видно, что апостол Павел совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой. Из Послания к Титу известно, что апостол Павел поставил его на Крите епископом: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит. 1:5 . Во время трех миссионерских путешествий апостол Павел на Крите не был. Значит, было еще четвертое миссионерское путешествие, которое могло быть осуществлено только после освобождения от римских уз. Косвенно свидетельствует о том, что великий проповедник христианства совершил четвертое миссионерское путешествие также современник и ученик его священномученик Климент Римский : «Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде и доходил до границы Запада и мученически засвидетельствовал истину перед правителями» (Первое послание к коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Для христианина общение с бесами есть неизбежный путь к гибели души. Святой Киприан спутался с демонами и едва спас свою душу путем покаяния и подвигов. Но человек Возрождения, новый эллин, не в праве ли отвергнуть христианскую форму легенды и сделать Киприана ге- —483— роем-мудрецом, человеком вечного стремления, жажды наслаждения и знания? Нельзя ли через жизнь в общении с демонами привести его к Богу? Если природа есть Бог, то демонические силы, которыми полна природа, не противоположны природе божественной. Так мы подошли к теме «Фауста». Первая часть «Фауста» посвящена магии средневековой, вторая – античной. XII. В «Деяниях апостолов» рассказывается о Симоне-волхве, самарийском маге, который пришел к апостолам Петру и Иоанну и «принес им денег: говоря, дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого возложу я руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (8,18–21). В произведении 2-го века христианской эры, в «Климентинах», опять мы встречаемся с Симоном-магом. В Самарии жил во времена Иоанна Предтечи пророк Досифей. Он имел жену Елену и тридцать учеников и считал себя сыном Божиим, предсказанным в писании Ветхого Завета. Как верно объясняет профессор Ф. Ф. Зелинский, Елена – это эллинизм, вторгшийся в иудейскую ересь. В легенде о Досифее – зерно будущего гностицизма. Жену Досифея Елену похищает его ученик Симон-маг и от нее научается тайнам магии. Герой Климентин – святой Климент, ученик апостола Петра, впоследствии римский папа. У Климента есть отец Фауст и брат Фаустин. Фаустин стал учеником Симона мага и едва не погубил свою душу. Но его спас апостол Петр. Как мы видим, не только сюжет легенды о Фаусте, но и самое имя Фауст восходит к апостольским временам. Сохраненная легендой чета – Симон волхв и Елена – Селена – луна – царица чар – в Средние Века превращается в Фауста и Елену. В Средние Века сохраняется и христианский смысл легенды. Как говорит Зелинский, «эта чета несомненно принадлежит дьяволу ». Но в эпоху Возрождения «уже не считается несомненным, что Фауст при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дойдя до Аквилей, крупного конечного порта на Адриатическом море, они вошли в пределы Галлий, минуя Италию, с целью продолжать путь в Испанию, но здесь ап. Павел был схвачен и как узник доставлен в Рим. На границе Галлии стояли крупные заставы из римских легионов, здесь было много римских государственных чиновников, здесь живы были воспоминания о недавнем пожаре Рима и о мнимых виновниках этого пожара – христианах; поэтому, когда представители гражданской власти увидели одного из руководителей христианского общества – ап. Павла, – его задержали. Почему же ап. Павел не был схвачен ранее, например, в Греции, Далмации или в Малой Азии? Гонение на христиан после пожара Рима в 64 г. было местным, очагом оно имело только Рим и за пределы Рима не вышло; поэтому христиан за пределами Рима тогда не преследовали, и они жили спокойно. Но в Риме личность ап. Павла, как одного из руководителей христианской общины, уже вызывала подозрение языческих властей, и поэтому он был заключен в темницу или (более вероятно) содержался в претории под крепким надзором, так как апостол имел общение со своими спутниками, чего нельзя было делать из темницы 123 . При заключении апостола с него был снят допрос, закончившийся обвинением апостола, вероятно, в принадлежности к «преступному» обществу христиан 124 . Однако, несмотря на тяжесть заключения, апостол не падал духом: видение Господа подкрепило его, и он не забыл своего основного призвания – благовестия Евангелия. Он шлёт Крискента для благовестия Евангелия и устроения церковных дел в Галатию, Тита – в Далмацию, Тихика – к Тимофею в Ефес с посланием, которое составляет в заключении. В этом послании к Тимофею (втором), полном задушевной любви к возлюбленному сыну и представляющем собой лебединую песнь апостола, идущего навстречу смерти, он, рисуя образ истинного пастыря стада Христова, каким должен быть Тимофей, даёт ему последние указания и сообщает о безнадёжности своего положения. «Я, – пишет апостол, – уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизнь) совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия... Постарайся придти ко мне скоро, ибо Димас оставил меня... Один Лука со мною... При первом моём ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же... укрепил меня... Постарайся придти до зимы...» 125 . Апостол разумел зиму 67 года. Пришёл ли Тимофей из Ефеса в Рим, неизвестно, но трагический конец наступил скоро, и о нём определённо говорит ученик апостола Климент Римский , несомненно, очевидец всего совершившегося. «Апостол, – говорит он, – доходил до границ запада и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ). Если мы чистосердечно, искренне, со слезами покаяния осознаем грехи свои в нашей исповеди перед Богом и положим в своем сердце и в своей жизни доброе начало, и в доброделании и любви пойдем за Христом, то Господь дарует нам прощение грехов и благодатное очищение от всякой неправды. И сейчас, приступая к таинству Покаяния, пусть каждый исповедник в своем сердце воссылает Всевышнему свои искренние сердечные молитвы и испрашивает себе у Господа прощения во всех грехах своих, просит Его благословения и великой милости. «Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавый, и во образ нам познания грехов и исповедания, пророка Давида покаяние к прощению показавый. Сам, Владыко, во многая ны и великая падшая согрешения, помилуй по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша, яко Тебе согрешихом, Господи». Господь сказал: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:13–14 ). Широкие врата и пространный путь – это греховная жизнь. Тесные врата и узкий путь – это образы добродетельной жизни, ведущей ко спасению. Вот и должны мы подумать, поразмыслить в своем сердце, на каком мы пути? Господь всем нам заповедует: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Каковы же наши дела? Прославляем ли мы своей жизнью, своими делами Бога? В Священном Писании мы находим и такие слова Господни. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ). Вспоминая эти слова Господни, святой Климент Римский в свое время писал: «Братия, будем исповедывать Его делами, взаимною любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротою».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Зло есть только в свободной воле созданных Богом существ. Но на этом православие Оригена в вопросе телесности заканчивалась. Поскольку все существа были сотворены равными, свободными и духовными, а впоследствии, согрешив, отпали от Бога, то для некоторых из них, не столь сильно согрешивших, Бог создает материальный мир и помещает эти души в тела. Делает Он это с целью всеобщего восстановления, на пути к которому человек вновь освободится от своей телесности. В системе Оригена нет вопроса о воскресении плоти, и материя, таким образом, также все-таки, несмотря на все старания Оригена, остается если не источником зла (которым является свободная воля), то его воплощением, ибо существует лишь для злых душ. В противовес этому отцы Церкви утверждают достоинство человеческого тела. И это естественно, если помнить, что понять человека можно лишь через призму Боговоплощения, а отношение к телу человека выявляется, в частности, из того, что Церковь именуется Телом Христовым. Так, преподобный Макарий Египетский пишет: «Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем» 45 . Отсюда вытекает необходимость хранить тело и заботиться о нем. Св. Климент Римский : «Нам должно хранить плоть, как храм Божий, ибо будем судимы во плоти». Преподобный Максим Исповедник : «Оберегающий тело свое от… болезни имеет в нем соработника для служения лучшему» 46 . Авва Фалассий : «Поль­зуйся телом, как слугою заповедей, сколько возможно сохраняя его несластолюбивым и безболезненным (здо­ро­вым)» 47 . Однако может возникнуть вопрос: не противоречит ли такая забота о теле новозаветным положениям? Ведь ап. Иоанн Богослов писал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира [сего]» ( 1Ин. 2:15–16 ). И у ап. Павла встречаем похожие слова: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти... Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота...» ( Гал. 5, 17 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/fi...

Знаменательно следующее библейское свидетельство: И бысть в первое и шестьсотное лето жития Ноева, в первый день перваго месяца, изсяче вода от лица земли: и откры Ное покров ковчега… В месяц же вторый, в двадесять седмый день месяца изсше земля ( Быт.8:13–14 ). Здесь Священное Писание дает нам привязку для объективного и абсолютного летоисчисления. В согласии со Словом Божиим, святые Отцы вполне конкретно и недвусмысленно указывают на то, что начало летоисчисления приходится на первое марта, бывшее примерно пять с половиной тысячелетий до Рождества Христова. Подчеркнем, что возраст мира оценивается не миллионами и не миллиардами (как это принято в эволюционистской хронологии), а тысячами лет. Священномученик Ипполит Римский : «Возможно, кто-то скажет: «Как вы доказываете то, что Спаситель родился в 5500-ом году?». О человек, выслушай простое объяснение. Поскольку давно при Моисее в пустыне были показаны символы и изображения духовных тайн, связанные со скинией, изображавшие это число, которое явилось с появлением полноты истины во Христе, то ты можешь постичь то, что было изображено. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец ( Исх.25:10–11 ). Эти цифры, сложенные вместе, составляют пять с половиной локтей и показывают пять с половиной тысяч лет – то время, в которое явился от Девы Спаситель, когда он принес в жертву миру Ковчег – свое собственное тело, обложенное чистым золотом – изнутри Словом, а со вне – Св. Духом, и, таким образом, истина открывается и тайна Ковчега становится явной» Преподобный Исаак Сирин : «Пять тысяч и пять сот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь ( Евр.9:8 ), как говорит божественный Апостол» с. 78]. Климент Александрийский : «Следует, я думаю, изложить хронологию римских Императоров. От Августа до Коммода прошло 222 года, а от Адама до смерти Коммода – 5784 года 2 месяца и 12 дней» т. I. с. 150].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Ибо Христос принадлежит смиренным, а не тем, которые возносятся над стадом Его. Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос не пришел в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно, как сказал о Нем Дух Святой. Ибо говорит Он: «Господи, кто веровал слуху нашему? и рука Господня кому открылась? Мы возвестили пред Ним; Он как малый отрок, как корень в земле жаждущей, – не имеет ни вида, ни славы. И мы видели Его, и не имел Он ни вида, ни красоты; но вид Его бесчестен, унижен более вида человеков; Он человек в язве и страдании, умеющий переносить болезнь; потому что отвратилось лицо Его 27 , – было поругано и презрено. Он грехи наши носит и за нас страдает; а мы думали, что Он праведно подвержен страданию, и язве, и мучению; но Он уязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем 28 чрез рану Его мы исцелились. Все мы, как овцы, заблудились; всякий человек блуждал на пути своем, и Господь предал Его за грехи наши. И Он, будучи мучим, не отверзает уст: как овца был веден на заклание, и как агнец безгласный пред стригущим его, так Он не отверзает уст Своих. За смирение Его с Него снят был суд 29 . Кто расскажет Его род, когда жизнь Его берется от земли? За беззакония людей Моих Он идет на смерть. И потому помилую злых за гроб Его, и богатых за смерть Его; ибо Он не сделал беззакония и обмана не нашлось во устах Его. И Господу угодно очистить Его от язвы; если дадите жертву 30 о грехе, то душа ваша узрит семя долговечное. И Господь хочет спасти Его от страдания души Его, показать Ему свет и образовать разумом, и оправдать праведного, который благодетельно послужил многим; и грехи их Он понесет. Поэтому Он будет обладать многими и разделит добычи сильных, – за то, что предана была на смерть душа Его и был причтен к злодеям; и Он уничтожил грехи многих и за беззакония их был предан» ( Ис. 53, 1 и сл.) 31 говорит: «Я червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей, Все видящие Меня издевались надо Мною, говорили устами и кивали головою, говоря: »Он уповал на Господа, пусть избавит Его и сохранит Его, так как благоволит к Нему " » ( Пс. 21, 7–9 ; Евр. 11, 37 ). – Видите возлюбленные, какой дан нам образец: ибо если Господь так смирил Себя, то что должны делать мы, которые чрез Него пришли под иго благодати Его? Глава XVII. Святые, особенно Авраам, Иов и Моисей, – примеры смирения

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Именно во время этого жестокого гонения находились в Риме святые апостолы Петр и Павел. Невзирая на опасность, они бесстрашно проповедовали Евангелие. Раздраженный распространением учения Христова, Нерон стал искать святых апостолов, чтобы предать их казни. Вскоре оба, и Петр, и Павел, заключены были в темницу. Тут, как говорит предание, святые апостолы пробыли около девяти месяцев, обратили стражей темничных и совершали чудеса. В последнем Послании к Тимофею, писанном из заключения, апостол Павел говорит: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4:6–8 ). Апостолов осудили на смертную казнь. Петр сперва был свидетелем казни жены своей, и затем сам претерпел крестную смерть, считавшуюся у римлян самой позорной. Святые отцы Церкви указывают, что Господь предрек ему крестную смерть, сказав ему известные слова: когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь ( Ин. 21: 18 ). Святой апостол Павел, как римский гражданин огражденный от позорной казни, был обезглавлен мечом. Полагают, что христиане погребли тела святых учителей в катакомбах или подземельях, которых было много в Риме. Верующие часто собирались на молитву на гробницах великих апостолов и благоговейно чтили их память. Вот что пишет о святых апостолах святой Климент, который жил в Риме одновременно с ними и разделял их апостольские труды. «Много претерпел Петр от неправды людской, и так совершив свое мученичество, достиг уготованного ему места славы. Павел в борьбе со злобой явил пример долготерпения и стяжал венец нетленный. Семь раз был он в оковах, претерпел ссылку, побиваем камнями, но проносил слово Божие на восток и до крайних пределов запада, проповедуя праведность в целом мире; наконец, претерпев мученичество у владык земных, отошел на место святое из здешнего мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Итак братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим« ( 2Фec. II, 15 ). 4) Еще потому, что Господь наделил Апостолов властью «связывать и отпускать» в Церкви : »Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся« ( Иоан. ХХ, 23 ; Мтф. XVIII, 18). 199. Что св. Апостолы учредили в Церкви, чтобы до скончания века был в ней неизсякаем дух апостольский? Св. Апостолы учредили в Церкви непреложный порядок для преемственной передачи апостольских: благодати, духовной власти и права управления. Возложением рук на достойных Апостолы поставили своими заместителями епископов, а от них – священников. Образовалась непрерывная цепь священноначалия, или что то же – иерархии. " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Eф. IV, 11, 12 ). 200. Является ли важным иерархическое начало в Церкви и оспаривалось ли оно впоследствии еретиками? Апостолы удерживали за собой свои права и предостерегали Церковь от самочинных учителей. Не раз, отпавшие от Церкви впоследствии отвергали иерархическое начало. " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Ebp. V, 4 ). Тоже повторяли святые первых веков христианства: св. Игнатий Богоносец , св. Климент Римский , св. Ириней еп. Лионский. 201. Что служить нам духовной славой и великим утешением, когда осознаем себя сынами Церкви? Сыны Церкви могут всегда пребывать в ликовании оттого, что они рождены и воспитаны в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и пользуются Ея святыми преимуществами. Отсюда вытекает нравственый долг каждого члена Православной Церкви: а) «Блюсти единение духа в союзе мира» ( Eф. IV, 3 ); 6) «чтобы утвердить сердца наша во святыне пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь» ( 1Фec. III, 13 ). в) Сообразно со свойством Соборной Церкви быть готовыми служить всем, обнимая всех Христовой любовью: «где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос» (Кол, III, 11); г) «бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеуголным камнем, на котором все здание слагаясь стройно, возрастает во святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 11, 20–22 ). § 46. Разбор десятого члена символа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010