Вера в Господа Иисуса Христа, как необходимое условие для личного спасения человека, не может быть заменена ничем – ни соблюдением норм общечеловеческой этики, ни добродетелью самой по себе, как говорит ап. Павел: «...Человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа; и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 ; Рим.3:28, 3:30 ). Хотя эти слова ап. Павла были направлены против современных ему иудеев, видевших спасение в соблюдении Богом в древности установленного обрезания, однако Церковь приняла это назидание апостола как относящееся ко всем людям вообще и предостерегающее их от самообольщения своими силами и добродетелью в деле их спасения. «Мы, – писал св. Климент Римский к коринфским христианам, – будучи призваны по воле Его (т.е. Бога – Н.У.), в Иисусе Христе, оправдываемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в чистоте сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал» 2 . Позднее Василий Великий также писал: «Это совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своей правдивостью, но знает, что он не имеет истинной праведности и оправдан одной верой во Христа» 3 . Считая веру в Господа Иисуса Христа первым и необходимым условием для личного спасения, Православная Церковь понимает под этой верой не негативное признание значения искупительной жертвы, принесенной Спасителем на кресте, а позитивное, т. е. такое, при котором самая вера является источником для всякой добродетели. Указание на такую веру она видит в словах Самого Господа: «Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ; Лк.6:46 ), а также в словах апостолов, например, ап. Иакова, который пишет, что «...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе...» ( Иак.2:17, 20:26 ), и который негативную веру, т. е. не соединяемую с добрыми делами, сравнивает с верой бесов: «Ты веруешь, что Бог Един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), также ап. Иоанна, писавшего: «Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин.2:4 ), наконец, в словах ап. Павла: «...Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:13 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Видите ли, возлюбленные, как велика и дивна любовь, и невыразимо ее совершенство. Кто может иметь ее, если кого Сам Бог не удостоит? Итак, будем просить и умолять Его милосердие, чтобы жить нам в любви непорочно, без человеческого разделения. Все роды от Адама до сего дня миновали; но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых: они откроются с пришествием царства Христова. Ибо написано: «войди на некоторое время в храмины, пока пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших» ( Ис. 26, 20 ; Иез.37:12–13 ). Блаженны мы, возлюбленные, если исполняем заповеди Божии в единомыслии любви, дабы чрез любовь были прощены нам грехи наши. Ибо написано: «блаженны те, коих беззакония отпущены и которых покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в устах его нет обмана» ( Пс. 31, 1–2 ). Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во веки веков. Аминь. Глава LI. Участники и особенно виновники раздора должны покаяться в своем грехе Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения. И те, которые были предводителями возмущения и раздора, должны иметь в виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовию лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие. И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать сердце свое, как ожесточилось сердце возмутившихся против раба Божия Моисея: суд над ними совершился явно, ибо они живые низошли во ад и поглотила их смерть ( Чис. 16 ). Фараон, войско его, все начальника египетские, и колесницы и всадники их не по другой какой причине потонули в Чермном море и погибли ( Исх. 14 ), но потому, что ожесточились их несмысленные сердца, после стольких знамений и чудес, совершенных в земле египетской чрез раба Божия Моисея. Глава LII. Такое признание угодно Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Вместе с тем христианство несет в себе обновленное морально-этическое учение, все более дистанцируясь от жестких норм ветхозаветной традиции, что со всей явственностью раскрывается в Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 38–39). «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 43–44). На смену ветхозаветной традиции приходит традиция Нового Завета, которая не разрушает полностью норм иудейской веры, а обновляет ее благодатью и восстанавливает ее дух. Если в Ветхом Завете мы видим синтез религиозного и нормотворческого аспектов, воплощенных в Законе Моисея, то Новый Завет – далеко не правовой кодекс для христиан, это прежде всего жизнь в духе и истине. Являясь дидактическим регламентом в всех вопросах христианской жизни, Новый Завет не принимает полностью древнего Закона, вернее, его обрядово-канонического духа, так как основную свою функцию он уже выполнил: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24). В этом отношении евангельская традиция смещает акценты с правового восприятия божественных установлении в сторону морально-этического кодекса, но при этом не отрицая правового начала. В процессе развития канонического права в первых христианских общинах стали создаваться новые и уже достаточно авторитетные правила поведения, опирающиеся на устное Предание об учении Христа. Постоянное применение таковых правил на практике приводило к установлению их в качестве обычаев и традиций, обязательных для исполнения. Негласный и формально необъявленный обычаи можно рассматривать в качестве одного из древнейших источников церковного права . Наряду с обычаем у истоков канонического права стоит еще один источник – апостольское предание. Как и обычаи, предание относится к устной традиции и является источником богооткровенной истины. По сути своей это установления апостолов и их ближайших учеников, которых Церковь именует мужами апостольскими (сщмч. Поликарп Смирнский, сщмч. Игнатий Богоносец, сщмч. Климент Римский и другие), не вошедшие в тексты Священного Писания Нового Завета, но имеющие свою авторитетную значимость для всего христианского сообщества.

http://pravoslavie.ru/157240.html

Вместо прекрасной равнины, на месте города разлились свинцовые воды Мертвого моря, в котором не живет ничего. Та рыба, которую вносит Иордан в это озеро, если не успевает вернуться, погибает. И до сих пор на берегах его царит страшная тишина, подобная тишине могилы. Нет рядом ни растений, ни животных. Лишь по поверхности его плавают белоснежные куски соли да островки из смолы. А берега покрыты той же солью с желтым налетом серы да еще страшными битумными колодцами, провалившись в которые, человек погибает. Апостол Иуда говорит нам о значении для нас этого наказания Божия: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.7–8 ). Хорошо бы было помнить эти слова тому, кто хулит тело – это прекрасное творение Всемогущего – и отвергает священную иерархию. Удивительно, но со времен апостолов ничего не изменилось. Те же люди, которые являются манихеями по отношению к материи, являются и псевдоревнителями и непрерывно выискивают поводы для борьбы с епископатом. Их ожидает страшное наказание содомского пламени. «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». До сих пор показывают соляной столп, в который она превратилась. Интересно, что при просвечивании этого столпа ренгеновским излучением в 1998 г. оказалось, что в нем содержатся скопления, воспроизодящие человеческий скелет с точностью до кости. Нам приходилось видеть этот грозный памятник Божьего суда. В высоту он достигает 3-ех метров. На его вершине достаточно четко различаются черты женского лица, обращенного к погибшему Содому. Его подлинность подтверждают и святые, такие как священномученик Климент папа Римский в 11 главе послания к Коринфянам и блаж. Иероним. Христос говорит об этом случае так: «Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» ( Лк. 17, 30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве. Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян. 1; 8 ). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ( Деян. 2; 3, 4 ). Ученик апостолов, святой Климент Римский , в своем послании к Коринфской Церкви писал: «Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос послан от Бога, апостолы от Христа. Апостолы поставляли первых верующих по духовном испытании во епископы и дьяконы». Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств. Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства. 1 . Возложение рук апостола (в послеапостольский период – епископа) на главу ставленника. 2 . Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение – акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста , «возлагает руку человек, а все делает Бог , и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Исторический путь священства

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» ( Ис. 54, 1 ; Гал.4:27 ). Слова: «возвеселись, неплодная, не рождающая» относятся к нам 127 , ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова: «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же: «потому что много детей у оставленной, – более, нежели у той, которая имеет мужа»/сказаны/потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога 128 . И другое 129 Писание говорит: «не пришел Я призвать праведных, но грешных» ( Мф.9:13 ; Лук.5:32 ; Лук.19:15 ). Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибавших. Глава III. Будем исповедывать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его Если же Он сделал нам такую милость, и во-первых тем, что мы живые/уже/не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, то в чем/должно состоять наше/ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» ( Мф. 10, 32 ). Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию. У Исаии говорит Он: «народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29, 13 ). Глава IV. Кто истинно исповедует Христа? Итак, не будем/довольствоваться/только/тем, чтобы/называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит: »не всяк, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» (См. Мф. 7:21 ). Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовию, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: 130 подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы,.. делатели неправды» ( Мф. 7, 23 ; Лк.13:27 ). Глава V. Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Вся слава и широта 10 дана была вам, и исполнилось, что написано: «он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный» ( Втор. 32, 15 ) 11 . А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, – так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир ( Прем.2:24 ). Глава IV. Много зла произошло от зависти и в древние времена Ибо так написано: «и было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов земли жертву Богу: и также Авель приносил от первородных овец и от туков, их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел. И весьма опечалился Каин. и опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален, и отчего опало лицо твое? Не согрешил ли ты, если ты хотя правильно принес жертву, но неправильно разделил? 12 Успокойся. К тебе обращение его 13 и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились на поле, восстал Каин на Авеля брата своего и убил его» ( Быт. 4, 3–8 ). Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего ( Быт. 27, 41 и сл.). Зависть была причиною, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству ( Быт. 37 ). Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: «кто поставил тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина?» ( Исх. 2, 14 ). За зависть Аарон и Мариам жили вне стана ( Чис. 12, 14–15 ). Зависть Дафана и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия ( Чис. 16, 33 ). По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя израильского ( 1Цар. 18, 8 и сл.). Глава V. Не мало бедствий произошло от того же и в ближайшее время. Мученичество апостолов Петра и Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Апостол (греч. гр. πóστολος от глаг. ποστλλω “посылать“): Двенадцать апостолов Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов ( Мк. 3:14 ), говорили от Его имени ( Мк. 6:6 -13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” ( Мф. 10:40 ). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа ( Пятидесятница ) становятся во главе христианской Церкви. Согласно Евангелию от Матфея ( Мф. 10:2 ) к числу апостолов относятся Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст ) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) - одно лицо. Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день ( Мф. 19:28 ). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” ( Откр. 21:14 ). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота ( Деян. 1:21 -26). Апостольское служение Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской ( Деян. 11, 22 ), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы ( Деян. 14, 1 -23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).

http://drevo-info.ru/articles/97.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рай (евр. «закрытый сад»). Различаются два рая: Рай земной «Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия , «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно, – Палестины ), в стране Эдемской . Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем ; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр. Эль-Аси), Месопотамию или Халдею . Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе. Рай небесный Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае Иисус Христос говорил апостолам : «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам», а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Рай небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле – что он «по кончине отошел в место святое».

http://drevo-info.ru/articles/2324.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010