Некоторые из них к моменту получения автономии по национальному составу и языку богослужений были преимущественно русскими (особенно в сельских районах Синьцзяна и Внутренней Монголии), в некоторых из открытых храмов (в Пекине и Шанхае) богослужения совершались китайским духовенством на китайском языке. Став автономной вынужденно, в силу политических обстоятельств, будучи слишком хрупкой и неготовой институционально к самостоятельности, Китайская Православная Церковь вынуждена была без всякой помощи решать вопрос об организации своей независимой жизни — прежде всего для китайской паствы. Согласно законодательству КНР, защищающему религиозные права иностранных граждан, находящихся на территории страны, иностранцы могут участвовать в богослужениях, проводящихся китайскими общинами. Именно в этом юридическом поле может решаться вопрос о создании условий для религиозной жизни русских, как временно, так и постоянно проживающих в Китае — они могут быть прихожанами храмов Китайской Автономной Православной Церкви в тех местах, где эти храмы действуют официально. Тем не менее, церковную жизнь православных общин на территории КНР даже и доныне трудно признать нормальной. Причина тому — инерция непреодоленных проблем, источником которых стали сложные исторические обстоятельства, через которые прошла Православная Церковь в КНР. Исторический период рождения Китайской Автономной Православной Церкви не был благоприятным для ее самостоятельного развития. Еще нуждавшаяся в помощи со стороны, Церковь по причине постоянного противодействия властей КНР так и не смогла провести свой Поместный собор — таким образом, избрание епископа Пекинского Василия (Шуан) в качестве главы Церкви так и не было совершено, и ее канонический статус остался в большей степени моделью, нежели реальностью. Юридическое положение Церкви также было уязвимым: она не создала в то время «Православную патриотическую ассоциацию», которая по требованию властей должна была бы быть признаваемой государством структурой, через которую и должны были выстаиваться церковно-государственные отношения (подобные объединения, своего рода дублирующие организационные структуры, созданы были в КНР католиками, протестантами, мусульманами, буддистами и даосистами).

http://patriarchia.ru/db/text/1327791.ht...

30 июля 1950 года был хиротонисан епископ Тяньцзиньский Симеон (Ду) — первый архиерей-китаец, увеличилось число китайских священников. В 1954 году Священный Синод Русской Православной Церкви упразднил миссию, оставив все православные храмы в Китае в ведении экзархата. Изменения в общественной жизни КНР привели к упразднению Восточно-Азиатского экзархата. 23 ноября 1956 года Священный Синод передал все храмы экзархата на территории КНР в каноническое ведение Китайской Православной Церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее Предстоятеля Патриархом Московским и всея Руси. В 1956 году Отдел культов при Госсовете КНР дал согласие на назначение главы Китайской Автономной Православной Церкви, епископа Пекинского. 30 мая 1957 года в Москве состоялась архиерейская хиротония епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана), который должен был временно исполнять обязанности главы Китайской Автономной Православной Церкви. Однако созвать Собор, которому надлежало завершить устроение Китайской Церкви, не удалось. После смерти епископа Пекинского Василия (Шуана, †1962), а затем и епископа Шанхайского Симеона (Ду, †1965) Китайская Автономная Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период «культурной революции», сделали невозможной полноценную церковную жизнь. В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь г. Харбина, где служил единственный православный клирик, получивший государственную регистрацию — священник Григорий Чжу Шипу. В 1993 году по приглашению Китайского Христианского совета Китай посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх Московский и всея Руси). Это был первый официальный визит в Китай после многолетнего затруднения в отношениях. Митрополит Кирилл бывал в Китае и в дальнейшем — посещал Пекин (2001, 2006) и Гонконг (2001 и 2002). В 1994 году в России находился священник Григорий Чжу, который участвовал в Патриаршем богослужении и был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. Отец Григорий скончался в 2000 году.

http://patriarchia.ru/db/text/1143899.ht...

Китайская Автономная Православная Церковь Описание: В юрисдикцию Китайской Православной Церкви входят православные общины на территории Китая. Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны. В 1902 году начальник XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Епископу Иннокентию повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая. После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле. Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина). После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.

http://patriarchia.ru/db/text/1143899.ht...

30. В связи с ситуацией, возникшей после принятия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата бывшего епископа Сергиевского Василия, Архиерейский Собор одобряет позицию по этому вопросу Священного Синода Русской Православной Церкви, проникнутую духом заботы о мире церковном и верности священным канонам. Собор отмечает недопустимость перехода архиереев и клириков из одной Поместной Церкви в другую без подобающей отпускной грамоты и настаивает на строгом соблюдении принципов православной канонической традиции, осуждая их произвольное толкование. 31. Собор вновь призывает к полной реализации ранее достигнутых соглашений по эстонскому церковному вопросу и решительно отвергает попытки Константинопольского Патриархата создать видимость всеправославного признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Поместной Церкви без учета мнения и интересов подавляющего большинства православных верующих в Эстонии. В связи с мнением Константинопольского Патриархата о том, что в межправославных мероприятиях могут участвовать представители церковной организации, не получившей общего признания в качестве автономной или автокефальной Поместной Церкви, Собор считает необходимым настаивать на участии во всех встречах, где представлена православная Полнота, представителей автономных и самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата - Украинской Православной Церкви, Японской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Русской Зарубежной Церкви, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Китайской Православной Церкви. В этих встречах должна также участвовать Автокефальная Православная Церковь в Америке. 32. Собор выражает глубокую озабоченность в связи с действиями Священного Синода Румынской Православной Церкви, учредившего в Республике Молдова и на прилегающих территориях Украины новые епархии так называемой Бессарабской митрополии, и разделяет беспокойство православных верующих Молдовы и Украины, а также государственного руководства, вызванное новой угрозой церковному единству и общественному согласию. Собор поддерживает усилия Священного Синода по разрешению сложившейся ситуации путем диалога при неуклонном соблюдении священных канонов Церкви. Поскольку односторонние действия, подобные упомянутым решениям Священноначалия Румынского Патриархата, подрывают традиционные основы отношений между Православными Церквами и содержат угрозу православному единству в целом, сочтено полезным дальнейшее информирование Полноты Православия по данному вопросу для разъяснения позиции Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/428914.htm...

Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Государственного управления Китайской Народной Республики по делам религий с 18 по 24 июня 2012 года делегация рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации по контактам и сотрудничеству с Китайской Народной Республикой в религиозной сфере во главе с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом посетила Китай. 19 июня 2012 года в Государственном управлении КНР по делам религий в Пекине состоялись вторые консультации российско-китайской группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере. В ходе консультаций стороны обсудили современное положение религиозных организаций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, в том числе и комплекс вопросов, связанных с положением Православия в Китае. 23 июня 2012 года в Николаевском храме Шанхая митрополит Иларион совершил Божественную литургию в сослужении клириков Китайской Автономной Православной Церкви иерея Михаила Вана и протодиакона Евангела Лу, а 24 июня 2012 года, в день памяти двухсот двадцати двух китайских мучеников, пострадавших за Христа в 1900 году, совершил Божественную литургию в Покровском храме города Харбина. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение развитием диалога с государственными властями КНР, в том числе, по вопросам налаживания сотрудничества между православными верующими двух стран и текущей деятельности Китайской Автономной Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 72 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении VIII заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам». Справка: С 26 по 27 июня 2012 года в Москве состоялось VIII заседание комиссии, посвященное теме «Религия и права человека». Мероприятие проходило под председательством епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта и Генерального секретаря Всемирной организации по сближению мазхабов аятоллы Мухаммада Али Тасхири.

http://patriarchia.ru/db/text/2367549.ht...

В наиболее тяжелом положении находилась Шанхайская епархия. К лету 1954 г. в Шанхае, ранее бывшем одним из главных правосл. центров Китая, оставалось лишь ок. 200 рус. прихожан и 70 правосл. китайцев. Из-за скудости средств епархия встала перед проблемой содержания храмов. Шанхайский еп. Симеон предлагал закрыть все правосл. церкви Шанхая, кроме кафедрального собора. Ситуацию осложняли конфликты еп. Симеона с экзархом архиеп. Виктором и с рус. духовенством в Шанхае, в то время как кит. клир Шанхайской епархии состоял только из священника и диакона, а миссионерская работа носила эпизодический характер. При этом еп. Симеон претендовал на руководство всей Китайской Церковью, предлагая немедленное предоставление ей автономного статуса. В сент. 1952 г. еп. Симеон обратился к главе ОВЦС Московского Патриархата Крутицкому и Коломенскому митр. Николаю (Ярушевичу) с письмом о необходимости скорейшего открытия автономной Китайской епархии, во главе к-рой стоял бы архиерей-китаец. Это представлялось как первый шаг Китайской Церкви на пути к автокефалии. В ответном письме еп. Симеону в апр. 1953 г. митр. Николай выразил сомнения в готовности кит. клира и паствы к церковной самостоятельности: «Китайская православная паства малочисленна, богословское образование кандидатов китайской национальности в члены клира не всегда стоит на должной высоте… не явятся ли мероприятия по организации Автокефальной Китайской Православной Церкви слишком преждевременными?» Подобных же взглядов придерживался и архиеп. Виктор, писавший патриарху Алексию I в февр. 1952 г.: «Никак нельзя спешить оставлять епископат, клир и паству китайской национальности без непосредственного руководства представителей Русской Православной Церкви до срока, когда епископат, клир и паства будут соответствовать своему назначению». В то же время архиеп. Виктор критиковал и позицию Харбинского еп. Никандра, к-рый, по мнению главы рус. духовной миссии в Китае, не уделял должного внимания миссионерской работе, «продолжал смотреть на нового Экзарха как на лицо чисто титулярное, держась изолированно, как чисто русский архиерей, и не принимая никаких мер к китаизации церковной жизни в своей епархии».

http://pravenc.ru/text/Китайская ...

Интервью протоиерея Дионисия Поздняева порталу «Интерфакс-Религия» 19 августа 2010 г. 16:00 Православие пришло на китайскую землю в конце XVII века, когда китайская армия пленила и увезла в Пекин казаков крепости Албазин вместе со священником. О современном положении Православия и православных верующих в Китае, об их трудностях и перспективах корреспонденту портала «Интерфакс-Религия» Е. Веревкиной  рассказал настоятель прихода святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. — В России верующим мало что известно о Православии в Китае и Гонконге, если, конечно, они специально не изучают этот вопрос. Вроде бы службы разрешено совершать не везде. А как на самом деле обстоят дела со свободой вероисповедания в стране? — Расхожее мнение — что Православие в Китае запрещено, но это серьезная ошибка. В Китае законодательно все религиозные движения защищены, имеют свои права, но есть определенные условия. Главное условие, на котором строится религиозная жизнь официально признанных религиозных организаций в КНР, — независимость от иностранных влияний: эти организации должны быть самофинансируемы, самоутверждаемы и самораспостраняемы, так называемый принцип тройной самостоятельности, который был взят как руководство в законодательной практике еще в 1950-е годы. Таким образом, Китайская Автономная Православная Церковь тоже должна вписываться в рамки этого закона. Она не существует на общенациональном уровне, но в Китае есть четыре официально открытых места для совершения православных богослужений: два на северо-западе страны, в Синьцзян-Уйгурском автономной районе, один храм в городе Харбин и один — в городе Лабдарин автономного района Внутренняя Монголия. Эти четыре храма мы относим к Китайской Автономной Православной Церкви. Надо сказать, что в этой Автономной Церкви не осталось ни одного служащего священника, тем более епископа, хотя группы православных верующих живут не только в этих регионах, но и в других районах страны, в частности, в крупных городах — Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу, в провинции Юньнань, но у них нет мест для совершения богослужений.

http://patriarchia.ru/db/text/1252460.ht...

Межправославные отношения в 2010 году В нынешнем году отношения Русской Православной Церкви с братскими Поместными Православными Церквами также будут активно развиваться. На весну запланирован мой официальный визит в пределы Александрийской Православной Церкви, а осенью должно состояться посещение Антиохийского Патриархата. В программу этих визитов войдут сослужения и собеседования с Блаженнейшими Патриархами Александрийским Феодором и Антиохийским Игнатием, а также встречи с представителями государственного руководства Египта, Сирии и Ливана, главами Коптского и Сиро-Яковитского патриархатов, мусульманскими лидерами, соотечественниками. Московский Патриархат будет сотрудничать с  Поместными Церквами в деле пастырского окормления проживающих на их канонической территории соотечественников. В частности, по согласованию с Кипрской Православной Церковью в Лимассоле продолжится строительство нового храма для нужд русскоязычных верующих. Русская Православная Церковь также будет  расширять сотрудничество с другими Поместными Церквами в совместном свидетельстве  об евангельских ценностях перед внешним миром, в организации паломничеств к православным святыням, в обмене студентами духовных школ и во многих других областях, поддерживая все те начинания, которые служат укреплению православного единства. Православие в Азии Активно развивается православное присутствие  в Азии. В июне был освящен храм в честь Святой Троицы в Улан-Баторе, закладку которого я совершил летом 2001 года, будучи председателем ОВЦС. А в декабре в рамках торжеств по случаю 10-летия Православия в Таиланде состоялись освящение храма в честь Всех святых в Паттайе, закладка Троицкого храма на Пхукете и Успенского храма в Ратчабури. В октябре освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы — духовный памятник Российской духовной Миссии в Пекине, расположенный на территории Посольства России в Китайской Народной Республике. Все еще непростым остается положение Китайской Автономной Православной Церкви. Эта тема является предметом нашего многолетнего диалога с представителями  государственных органов Китайской Народной Республики. Обсуждалась она и год назад на моей встрече с начальником Государственного управления по делам религий КНР Е Сяовэнем, прибывшим в Москву на торжества Патриаршей интронизации во главе официальной делегации Китая. А в ноябре 2009 года состоялся визит в Китай делегации Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с участием представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, возглавлявшейся архиепископом Волоколамским Иларионом. Прошли переговоры с руководством Государственного управления по делам религий, было достигнуто взаимопонимание по вопросам развития российско-китайских контактов и сотрудничества в религиозной сфере и подготовки Русской Православной Церковью китайских православных студентов.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

История Православия в Китае удивительна: первые православные на территории этой страны были русскими людьми. С каждым новым поколением их потомков русской крови становилось все меньше, но православная вера сохранялась. Потом уже в эту общину вливались все новые и новые люди, и таким образом был создан удивительный феномен национальной Китайской Православной Церкви, члены которой являются патриотами своей страны, но при этом веруют во Христа и соблюдают все православные обряды и традиции. Я хотел бы пожелать вам, чтобы веру свою вы передали детям, внукам и правнукам. В эти дни мы празднуем Воскресение Христово событие, которое изменило весь ход человеческой истории, событие, благодаря которому Церковь Христова начала распространяться по всему миру. После того, как Христос воскрес, в Иерусалиме оставалась совсем небольшая община Его учеников всего несколько сотен человек, а активных было, наверное, несколько десятков. Даже апостолы, может быть, думали, что им надо вернуться обратно к своему рыболовному промыслу. Только после того, как Господь многократно им являлся и учил, что теперь их дело не рыбу ловить, а уловлять человеков (Лк. 5. 10), идти проповедовать по всему миру, после того, как Святой Дух на них сошел, только тогда апостолы осознали весь масштаб миссии, которая им предстоит. Но ученики Христовы не убоялись этой миссии, они пошли в разные страны, рискуя жизнью. Многие из апостолов умерли мученической смертью. А потом были другие поколения христианских проповедников, и многие из них также заканчивали свою жизнь мученически. И в Китае, как мы знаем, есть свои мученики. Хотел бы пожелать вам, чтобы вера православная, вера во Христа Воскресшего всегда наполняла ваши сердца, чтобы она помогала вам преодолевать все жизненные трудности, все невзгоды, все болезни, все испытания. Пусть Господь вас хранит на многая и благая лета». Китайские участники встречи потомки первого главы Китайской Автономной Православной Церкви епископа Пекинского Василия (Яо), протоиерея Владимира Дубинина, протоиерея Василия Дубинина, протоиерея Михаила Романова, протоиерея Даниила Хабарова, священника Василия Романова и священника Пинны Дубинина выразили благодарность Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю за удивительную возможность посетить землю своих предков в Пасхальные дни. Паломники поделились с председателем ОВЦС трогательными воспоминаниями о жизни китайского духовенства и верующих в первые годы после образования Китайской Автономной Православной Церкви, чаяниями об организации церковной жизни китайских православных христиан. В ходе беседы также обсуждался широкий круг вопросов Православия в Китае.

http://patriarchia.ru/db/text/4458960.ht...

В силу политических причин Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена в 1954 году. В ее ведении в то время находилось более 100 церквей и молитвенных домов. После упразднения Миссии все имущество было передано Китайской Народной Республике и Посольству СССР. Большая часть территории Миссии (т. н. Бейгуань — Северное подворье), на которой находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведенный в Пекине для нужд православной миссии (1685 г.), была передана Посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, возле которого были погребены начальники Миссии и в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был взорван, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории Посольства России разрушались по мере ветшания и сносились. 24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал свое согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещен о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве. После смерти китайских граждан епископов Василия Пекинского (1962 г.) и Симеона Шанхайского (1965 г.) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В трудных условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок. Преждевременный полный отрыв китайского Православия от Матери-Церкви привел к сложному становлению молодого церковного организма и фактическому слому под гнетом обстоятельств и лихолетья «культурной революции».

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010