Гиерон – правитель Сиракуз в 478–467 гг. до Р.Х. Гиперид (389–322 до Р.Х.) – древнегреческий оратор, современник Демосфена. Гиппофунт – древнегреческий поэт-трагик. Демад (IV в. до Р.Х.) – древнегреческий оратор, противник Демосфена. Деметрий (Фалерский) (350–283 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и философ-перипатетик; основатель Александрийской библиотеки при египетском царе Птолемее I. Демокрит (Абдерский) (460–357 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель атомизма. Демонакт (ум. 176) – древнегреческий философ-киник, уроженец Кипра. Демосфен (384–322 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и оратор, борец за свободу Афин от македонского владычества. Дефил (340–289 до Р.Х.), древнегреческий комедиограф из Синопа. Диоген (Синопский) (413–327 до Р.Х.) – древнегреческий философ-киник. Диодор (Сицилийский) (90–30 до Р.Х.) – древнегреческий историк, автор «Исторической библиотеки». Дион Римский (Дион из Хрей, Дион Хризостом) (30–117) – древнегреческий ритор и философ. Дионисий Галикарнасский – древнегреческий историк I в. до Р. Х., ритор и критик. Его главный труд – «Римские древности» в 20 книгах, где рассказана история Рима с древнейших времен до 1-й Пунической войны. Евмен – военачальник Александра Македонского. Еврипид (480–406 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-драматург. Залевк (VII в. до Р.Х.) – законодатель древнегреческого г. Локры в Южной Италии. Зенон (Китийский) (334–262 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель стоицизма. Иосиф Флавий (37 – ок. 100) – знаменитый еврейский историк и военачальник, перешедший на службу к римлянам; автор сочинений «Иудейская война» и «Иудейские древности». Исократ (436–338 до Р.Х.) – знаменитый афинский оратор, ученик Горгия. Катон (Старший) (234–149 до Р.Х.) – известный римский государственный деятель, оратор, полководец; знаменит, в частности, своей оппозицией эллинизму и ненавистью к Карфагену. Кипсел (VII в. до Р.Х.) – коринфский тиран. Кир (Старший) (559–530 до Р.Х.) – основатель Персидского царства. Клеанф (331–232 до Р.Х.) – древнегреческий философ, глава стоической школы после Зенона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

После этого кесаря Ираклия он короновал царём. Двенадцатого индиктиона скончался Сергий, патриарх Константинопольский. Так как Ираклий был расположен к Пирру, называл его своим братом, как восприемник при божественном крещении сестры его, и так как знал, что он был близок к Сергию и жил с ним, то провозгласил его патриархом Византийским. Незадолго перед тем был призван в Византию патриарх Александрийский Кир. Царь взводил на него тяжёлое обвинение в том, что он продал Египет Сарацинам. Это обвинение было предъявлено при большом стечении народа. Патриарх защищался, говоря, что он никогда не был повинен в этом, что если бы его совет имел успех и если бы —400— Сарацинам были отданы пошлины с торговли, они успокоились бы, и доходы царя не были бы потеряны. В этом он обвинял других и утверждал, что его самого обвиняют напрасно. А Ираклий называл Кира язычником, ибо он советовал обещать дочь царя язычнику, богоборцу и врагу христиан, начальнику Сарацин Омару. С гневом на него и с угрозами убить его он передал его начальнику города для пытки. После этого Ираклий сделал консулом сына своего Ираклия, сыновей Давида и Марина объявил кесарями, а дочерей Августину и Мартину августами. По прошествии некоторого времени Ираклий стал страдать водяной болезнью. Видя её неизлечимость (дело доходило до того, что когда он хотел спускать урину, то клал на низ живота дощечку, ибо детородный уд заворачивался и посылал мочу ему в лицо, – это было обличением преступления его и наказанием за то, что он женился на своей племяннице), он составил завещание, по которому его сыновья Константин и Ираклий должны были одинаково получить царское достоинство и чтить Мартину его жену, как мать и царицу. После этого он умер шестидесяти шести лет от роду, процарствовав тридцать лет четыре месяца и шесть дней. Погребён в храме всехвальных Апостолов. Гробница, приготовленная для его тела, оставалась открытой в течении трёх дней, как сам он приказал ещё при жизни, в присутствии прислуживавших ему евнухов. После этого Августа Мартина пригласила патриарха Пирра, царских, сановников, собрала Византийский народ и показала им завещание Ираклия, содержавшее распоряжение относительно её детей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

89 Мегарская долина была источником превосходной белой глины для гончарного дела. Ср.: Плиний. Естественная история, 17. 42. 94 Любопытно, что наши шутники – и Дион, и Синезий, – будучи знакомы только с Геродотом и не знакомы с Плутархом, похоже, в самом деле ничего не знали о том, что и приведение в порядок волос и многое другое в поведении спартанцев перед этой знаменитой битвой было частью погребального обряда, который они совершали над самими собой. 96 Ср.: Филон Александрийский. О созерцательной жизни. Фраза Синезия построена таким образом, что есть возможность допустить, будто он сам встречался с терапевтами. Если это так, то в данном тексте мы имеем второе после Филона свидетельство о существовании в Египте иудейского монашества. 97 Спарта, не будучи покорена Филиппом и Александром, не принимала участия в восточных походах македонских царей. 98 Арбелы – город на севере Ассирии. Битва при Арбелах в 331 г. до н.э. произошла в 90 км к северо-востоку от Гавгамел, так что является по сути битвой при Гавгамелах. 99 Птолемей, сын Лагоса – македонский полководец – после смерти Александра получил во владение Египет и основал династию Лагидов (царствовал до 283 г. до н.э.). Приблизительно в 303 г. он написал историю Александра. 100 Персы, как и вавилоняне, пользовались легкими продолговатыми щитами, сплетенными из ивовых прутьев. 102 Троеборье – «трихомахия» – намек на «Батрахомиомахию»: аристофановскую «Войну мышей и лягушек» – героико-комическую пародию на Илиаду. 103 Дарий и Кир – потомки Ахемена (ср.: Геродот, 7. 11); о происхождении Александра от Геракла см.: Арриан. Поход Александра, IV, 10,7. 107 Кентавр Хирон обучил Ахилла медицине (Гомер. Илиада, 11. 831–832). О том же, что на досуге герой услаждал свое сердце игрой на лире, см.: Гомер. Илиада, 9. 186–189. 109 Ср.: Плутарх. О злонравии Геродота, 856 c-d. Аристоксен из Тарента, более известный как теоретик музыки, был учеником Аристотеля. Он написал ряд биографических произведений, в числе которых и «Жизнь Сократа». Однако ни Ксенофонт, ни Платон о гневливости Сократа не упоминают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

—92— моря, о чём согласно и в сходных выражениях говорят Жит. Конст. и Χ. Δ. И отшедъ на укое море бысть мнихъ. Κα πελθν ες ν μοναστριον ες τ στενν τς μαρης θαλσσης, γινε μοναχς. г) Изгнание евреев из Хазарии после диспута с ними Кирилла. Игнани беъ Жит. Кир.; Жиды прогнаша Жит. Меф. Ср. πεδιχθησαν ς μισθεοι; у родолюбца неточно переведено опровержени. д) Обстоятельства изобретения письмен: 38 букв составлены Кириллом (по Χ. Δ. обоими братьями) для болгар после 40-дневного поста. 48 букв вм. 38 в Χ. Δ. объясняется ошибкой переписчика рукописного текста. е) Рукоположение Кирилла в епископы перед изобретением письмен. Указанные совпадения, в виду значительной обширности содержания Хиландарской повести и очевидных материальных преимуществ её перед проложными житиями, могут быть с наибольшей основательностью объяснены в смысле зависимости последних от Χ. Δ., её разновидности или первоисточника, а не наоборот. Следовательно, греческое сказание о Кирилле и Мефодии, в раннейшей или позднейшей редакции, существовало уже в 15 веке, так как древнейшие списки проложных житий восходят к этому времени. Но при более пристальном чтении греческого сказания нужно признать весьма вероятной более глубокую древность его. Не только в рассматриваемых проложных житиях, но и в каноне св. Кириллу, и в «Успении» его сохранилось упоминание о каком-то загадочном Канаоне, Каоне или Катаоне, как о месте проповеднической деятельности и смерти Кирилла. Много потрачено ученого остроумия для объяснения этого темного имени. 1856 Но уже одно разноречие толкований его делает сомнительным, чтобы за ним скрывался какой-либо определенный исторический и географический смысл. Между тем при свете отрывков Χ. Δ. его происхождение кажется легко объяснимым, как результат поверхностного отношения к греческому тексту со стороны составителя кратких житий. Дело в том, что то место прол. жития Кирилла, в котором идет речь о погребении его в Канаоне – Катаоне, почти дословно совпа- —93— дает с соответствующей фразой Хиландарской повести, но только в последней говорится о погребении просветителя славян не в непонятном Канаоне – Катаоне, а ες τν Ναν το γου Κλμεντος в Риме. Из сопоставления Катаон с Канаон следует предположение, что первоначальная форма этого загадочного слова была Катанаон. Если при этом принять в расчет, что в древнем греческом тексте вм. ες мог стоять предлог κατ, – для чего имеется основание в соответствующем выражении простр. жития Климента, где этот предлог скрыт в глаголе γκατετθη (τ να), – то Катанаон окажется просто транскрипцией κατ ναν. Если же древнейшая форма была Канаон, то она представляет собою беглую передачу рукописного сокращения κα τ ναν. В таком случае происхождение всей соответствующей фразы славянского текста можно представить в такой зависимости от греческого:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 2. 3. И отвеща Господь ко мне, и рече: впиши —261— видение, и яве на дске, яко да постигнет читаяй ея. Зане еще видение на время, и просияет в конец, а не вотще. Повелевает предать письмена видение или откровение будущих событий; ибо это одно из самых достойных внимания и по преимуществу удивительных дел. Отмеченное письменами обыкновенно пользуется почти всегда продолжительной и вечной памятью. Итак, запиши, пророк, говорит, видение, чтоб будущие поколения знали предвозвещённое и встречаясь с твоими словами старались постигнуть их, то есть, пожелали уразуметь заключающийся в них смысл и таким образом уверовали, что предсказание непременно исполнится: ибо видение на время, то есть, отстрочено и задержано, и пройдёт не много времени (между ним и его исполнением). Оно исполнится в действительности, а не останется вотще; ибо Истина никогда не может сказать лжи, и ничто из сказанного ими не может быть тщетным и суетным. Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет, и не умедлит. Ст. 4. Аще усумнится, не благоволит душа моя в нем: праведник же от веры жив будет. Никого не называя ясно по имени, потерплю, говорит, ему, то есть, ожидай и медлящего и имей на него надежду не шаткую, но твёрдую и непоколебимую, хотя бы и могло случиться некоторое замедление. Итак, Бог всяческих, кажется, внушил Пророку и таинственно открыл, что непременно придёт Предвозвещённый, и повелел терпеливо ожидать его в продолжении времени промедления, как я только что сказал об этом. Если бы со стороны уверовавшего обнаружились страх и малодушие; то —262— я, говорит, не благоволил бы в нём, видя в нём преданность порокам душевным; такому Я не дам прощения; напротив признаю его не верующим; а кто свидетельствует об истине Моих слов, тот получит участие в жизни, и это послужит наградой и прекрасным выражением благоволения. Что же касается исторического повествования; то это был Кир, сын Камбиза, о котором говорит: аще умедлит, потерпи ему; ибо он несомненно взял Вавилон, вместе с ним опустошивши и другие города.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теоретические представления Козьмы, конечно, не имеют значения. Но думаем, что в VI столетии они стояли не ниже многих других гипотез и что на них нельзя смотреть, как на ничем не управляемый полёт фантазии. Само представление земли в виде продолговатого четыреугольника для географа VI столетия имело основание не в своеобразно только истолкованных посланиях св. Павла, но и в собственных наблюдениях. Александрийский путешественник того времени гораздо более и далее ездил на восток и на запад от своей родины, чем на север и на юг. Пространство от Гибралтара до Китая, ведь, несравненно значительнее расстояния от Дуная до Эфиопии. Предположение Козьмы, что на западе и севере мира находятся возвышения, за которыми солнце скрывается при своём движении по небу, есть примитивное объяснение восхода и заката, для своего времени не лишённое правдоподобия. Его предположение, что на севере есть громадная конусообразная гора, за вершиной которой солнце ходит летом, за основанием (гораздо на большее время скрывающим солнце, чем вершина) зимой, когда оно движется ниже, является остроумным объяснением различной продолжительности дней и ночей в различные времена года. Его гипотезы очень просто и ясно объясняли астрономические явления. Они оказались неверными, но сколько ещё гипотез, которые существует теперь в науке, окажутся совершенно несостоятельными. Неужели они заслужат только глумление? —309— Но во всяком случае если над кем смеяться, то более заслуживает смеха не тот, кто предложил несостоятельное объяснение, а тот, кто ему поверил. В этом отношении любопытно, что космологические концепции Козьмы не встретили сочувствия в Византии. Зато на католическом западе они пользовались большим распространением. Любили и на Руси почитать „книги о Христе объемлюща весь мир“ или „книги Козьмы нарицаемаго Индикоплова, избраны от божественных писаний благочестивым и повсюду славимым кир Козьмою“, но на Руси было немного книг, и образование стояло низко. Неудивительно, что и книги Козьмы были здесь жадно глотаемой духовной пищей. Но почему запад тяготел к его космографическим идеям? – мы ответим на этот вопрос немного ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

814 Т.е. Отрасли или Ростка. В Талмуде последователи Христа называются ноцрим – с иаде, след. от нецер, как производит название Назарета и Иероним. 816 Ср. восторженный отзыв о Крестителе, подвергающийся, впрочем, сомнениям в подлинности. Иосифа Флавия, который сам был фарисей – в Antiq. XVIII V 2 ed. Niesc. §§ 116–119. t. IV, р. 161–162. 818 Древнеиудейские книжники считали эти места мессианскими, причем Дух Иеговы сближали с ( Быт.1:2 ) и термин мерахефеф объясняли сравнением с реянием или парением голубя над своим гнездом, – сам евангелист, указывает на ( Ис.11:2; 42:2; 2:23; 12:17–21 ) – Иудей Трифон у Иустина гл. 8, § 10, – ed. Otto 1877, р. 34 говорит Христос, т.е. Мессия, если и пришел и есть где, остается неизвестным и ни сам себя не знает еще, ни силы по имеет никакой, пика Илия, пришед, помажет его и явным всем соделает. 821 πεωχς – нищий (от πεσσω), уничиженный, смиренный, робкий, боящийся, удрученный, – в отличие от πενης – бедный, недостаток имущии, от πενομαι, работаю (из-за хлеба, по бедности). 822 πενθοντες – страждущие, πνθος=πθος – страдательное состояние и вынужденное как бы необходимостью или долгом. – в отличие от θλψις λπη и др. как внутреннего ощущения и внешнего выражения скорби. Отсюда о страданиях Христа: πσχειν. 825 Именно осуждает, и не судит, как законники-фарисеи, ибо здесь, презрение и уничижение брата не могут подлежать внешнему суду, как это выказывали и раввины, – а только нравственному осуждению и геенне. 826 Такое значение имеют: ργιζμενος (наст. время – гнев, как постоянное нерасположение к ближнему, а не как временный аффект или вспышка), ρακ μωρ ιυορα как противоположность и отрицание σοφιυ – начало богоподобной действенности человеческого духа – (ср. Прит.8:1; 9:11 ; с 9:12–18; Мф.7:26; 25:2 сл. и др.). Относительно εικη – еще при οργιζομενος – гневающийся (прибавки этой нет в Син. Ват. и др. мн., но чит. в др. мн. и у Евс. Кир Злат. и др.) должно заметить что это предполагается уже самим οργιζομενος, как постоянным в нерасположением человека к ближнему своему, ибо такой гнев противоречит идеалу правды и след., есть неправда, напраслина, нечто тщетное: (ср. Иак.1:20 . В Еф.4. 26 и быть может Рим.12:19 ) разумеется естественно-психологическая вспышка, выражающаяся нередко в виде, как ( Мк.3:5 ). Под человекообразным οργη του θεου должно разуметь конечно неодобрение, осуждение и наказание Богом нечестия и всякого вообще зла. Название фарисеев μωροι ( Мф.23:17 ) в устах Господа относится не к личностям и не к брату, а к общему направлению к отвлеченности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему «не верите другом, не надейтеся на старейшины». Знайте, говорит, что когда Бог воздвигает против вас гнев Свой, тогда перестает оказывать Свое содействие нам и самый закон естества, и сила врожденной любви к ближним по крови и своим по плоти; но они сами будут действовать в отношении друг к другу подобно врагам. Тогда жена забудет мужа, сыновья восстанут против отцов, а дочери против матерей; ибо, говорит, Тот, Кто начертал в природе законы любви, легко может изменять их и ослаблять. Но в этих словах мы можем видеть не один только способ ослабления, но двоякий и различный. Одни нарушают законы любви, беззаконно оскорбляя своих родителей, другие же, поступая так, радуют Бога и спасают собственные души. Посему Спаситель говорил: «мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение. Будут бо отселе пять во едином дому разделени, трие на два, и два на три. Разделится отец на сына, и сын на отца: мати на дщерь, и дщи на матерь: свекры на невесту свою, и невеста на свекровь свою» ( Лк.12:51–53 ). Увенчаем же столь славную любовь справедливым приговором; ибо она приближает к Богу, хотя некоторых отторгает от плотского родства, так что они устами Давида вполне справедливо могут сказать: «яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» ( Пс.26:10 ). Мих.7:7 .  Аз же ко Господеви воззрю, потерплю Бога Спаса моего, услышит мя Бог мой. Эти слова весьма удобно можно отнести к раскаивающемуся Сиону и прозревающему конец бедствий плена, как это имело быть со временем. Так Кир победил вавилонян и отпустил из плена едва уже в останках бывшего Израиля, и вместе со священными сосудами повелел возвратиться домой и восстановить храм в Иерусалиме. Тогда как бы избегая тьмы и нерасторжимых уз, они, по милосердию Божию, вышли на свет, и отпущенные и радостные опять достигли изначала им всего более свойственной свободы. Итак, " аз, – говорит, – ко Господу воззрю» очень поздно и после испытания бедствий, о предотвращении которых надо было бы умолять. Но, говорит, я буду иметь надежду на Бога, ожидать от Него спасения и крепко прилепляться к Нему, потому что, будучи человеколюбив, Он услышит вопли и примет моления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Блж. Иероним: «Горе тем, которые умножили себе богатство не свое. Можно понимать в отношении к богатым, которые расширяют границы вла­дений и собирают себе то, что не принадлежит человеку, считая это принад­лежностью его, и чего они внезапно будут лишены» 268 . Блж. Иероним находит возможным прилагать пророческие слова к хрис­тианским еретикам. «Мы можем также под гордыми и величавыми разуметь всех еретиков и всякое извращенное учение людей, хвастающихся, будто у них есть знание и презирающих простоту веры Церкви, которые ничего не доводят до конца, а наслаждаются погибелью многих...» 269 . Блж. Иероним рассуждает далее о том, как еретики духовно разграбляют народы, а потом другие народы, православные, восстают против них и захватывают их, как добычу себе. Средневековье на страницах святого отца властно всту­пает в свои права. Финишем будут костры и кунсткамеры инквизиции, когда еретики, расхитители душ человеческих сполна познают тяжесть карающей руки. Ныне мы все это осуждаем (и еретики, и православные), но ведь во всем есть еще и Божий промысел... Св. Кирилл Александрийский толкует провозглашение первого горя в двух значениях – в отношении Навуходоносора и халдеев и в отношении диавола и обольщенных им. «Горе умножающему себе сущая его и отягощающему узу свою тяжце... погубляющему народы, захватившему в свою власть целые страны, постоянно вторгающемуся в то, что ему совсем не принадлежит, и наси­лием подчиняющему своей власти... В средине же этих слов возгласил: доколе? – показывая тем ненасытность властолюбия... Итак, тираны Ва­вилонские ненасытны, страшны... и наглы» 270 . Однако «Внезапу восстанут угрызающие его... Говорит, что неожиданно восстанут угры­зающие его и военными нападениями разоряющие страну его. Это были Кир и его воины персы и мидяне и эламиты... после многообразных воен­ных совещаний легко победят, унося с собою богатства халдеев и расхи­щая страну Вавилонскую» 271 . Сказанное о халдеях может быть сказано и о сатане. «То же делает и са­тана, всегда собирая не своя, и уготовляет себе тягчайшее наказание. Негде сказано ему: ...зане землю мою погубил еси, и люди моя избил еси: не пребудеши в вечное время 272 . Каких народов не погубил он или какие племена пощадил он?» 273 . Имеется в виду, что народы, похищенные сатаной, впали в плен идолопоклонства и нечестия. Однако по исполнении времен пришел Христос Спаситель – «и верующие из язычников удалились от идолослужения, под влиянием учителя своего, – и древле вопиявшего и звавшего к себе оставив одиноким, устремились ко Христу; ибо тот собрал не сущая его, Христос же принял сущая его; ибо Он, как Бог, есть Господь всяческих» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иоиль.3:1–3 . Яко се аз во дни тыя, и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и рассуждуся с ними ту о людех моих, и о наследии моем Исраиле, иже разсеяшася во языцех: и землю мою разделиша, и на люди моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху. И после того, как десять колен отторглись от царства Ровоама и отделились от него и весь Израиль распался на Ефрема и Иуду, появлялись блаженные пророки. Они говорили о том, что относилось к обоим, так как все пророческое служение у них продолжалось до времен плена. После же их возвращения из него во Иерусалим и последовавшего тогда их прибытия, на Израиля пророчествовали Аггей и Захария и Малахия. Кажется, и Ездра предвозвестил немногое нечто о тогдашних событиях, и о совершившихся в его век. Итак, изъясняемое пророческое слово упоминает не о событии, совершившемся во времена древних пророков, но о том, что едва Кир отпустил Израиля, они возвратились во Иудею. А чем это событие достойно внимания и что такое —377— случилось тогда, об этом мы скажем, насколько возможно, приводя в пояснение повествование Ездры. Итак, лишь только Израильтяне возвратились во Иудею и отдохнули от угнетения и бедствий рабства, они опять обратились к прежнему легкомыслию и не оказались верными исполнителями и стражами установлений Моисея. Между тем как закон всем воспрещал соитие с дочерьми иноплеменников, они, пренебрегши от Бога данным им постановлением, вступали в соитие с иноплеменными женщинами. Сильно огорченный этим Ездра раздирал свою одежду, оплакивал Израильтян и увещевал, чтоб они разобщились от иноплеменных женщин. И они, убоявшись может быть божественного гнева, решились исполнить это и опыт прежде бывшего ставили учителем того, что может быть с ними, если бы не захотели почитать закон. Когда же изгнано и удалено было из Иерусалима множество иноземных женщин; то соседние народы естественно должны были приходить в негодование, как чрезвычайно оскорбленные этим. И сверх того они может быть рассуждали в себе следующим образом. Поскольку они (Иудеи) укрепляли стенами Иерусалим и ревностно восстановляли самый божественный храм; то враги их были воспламеняемы ко гневу стрелами зависти и старались препятствовать этому, вероятно помышляя о том, что если Израиль опять достигнет прежнего могущества и будет иметь укрепленные города, чему будет вспомоществовать Бог всяческих, так как Ему будет совершаться служение по древним обычаям в храме; то он опять достигнет владычества, будет невыносим для всех, наложит подати на некоторых соседей и тех,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010