7 . Поэтому возрыдает Моав о Моаве, – все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: они совершенно разрушены. 8 . Поля Есевонские оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшие лозы его, которые достигали до Иазера, расстилались по пустыне; побеги их расширялись, переходили за море. Кир-Харешет есть Кир-Моав стиха I-ro главы XV Исаии 786 , и Кархарес Иер. 48:31 , о котором Иеремия и говорит в выражениях подобных тем, которые употребляет Исаия. Это, по всей вероятности, и Харак 2Мак. 12:17 , который ныне называется Керек. Об Есевоне см. выше наши замечания на Ис. 15:4 ; об Иазере см. в 3 т. Св. Лет. прим. на Чucлa XXI, 32 . Судя по перечню городов в кн. Нав. 21и по сравн. с 2Цар. 24Иазер лежал не далеко от Есевона 787 , а Севам или Сибма, как указывал блаж. Иероним, шагах в пятистах от Есевона 788 . О выражении стиха 8-го „властители народов истребили лучшие лозы его“, мы должны указать, что в Евр. стоит слово баалим 789 и многие из комментаторов признают, что здесь несомненно речь о ложных божествах, на которых надеялись Моавитяне и которые довели их до бедствия. Поэтому и под именем виноградника в ст. 8 разумеется народ Моавитский, который распространяется по пустыне и переходит за море (или Мертвое море, или быть может даже море Галилейское). Об гибели народа от властелина своего см. выше по поводу XIV, 20, об Ассуре. 9 . Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости. 10 . Исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах; Я прекратил ликование. 11 . Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое – о Кирхарешете. „Я прекратил ликование“, говорит в 10 стихе Господь. Остальные слова принадлежат пророку: он плачет и стонет о лозе Севамской, которая изображает собою весь народ, о стране, о крепостях его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. (И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть). Время жатвы пшеницы и собирания винограда на востоке было всегда веселым, тем более в плодоносной земле Моавитской: тогда всюду слышались песни и звуки музыкальных инструментов (ср. Иер.48:33 ). И это приятное и веселое время исчезнет быстро и безвозвратно; вскоре всюду послышится рыдание, голоса всех сольются в один протяжный стон... 11. Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое – о Кирхарешете. (Сего ради чрево мое на Моава аки гусли возгласит, и внутренняя моя аки стену обновил еси). Пророк Божий глубоко сочувствует грусти Моавитского народа; каждая мысль откровения Божия о Моаве отзывается в сильно возбужденных нервах пророка, каждый звук пророческого слова сопровождается усиленными биением сердца и со стоном вырывается из уст: так пророк представляет собой как бы прекрасную живую цитру, выразительно передающую тяжелое горе певца – самого Господа! Пророк будет громко восклицать, из глубины души, как восклицают в праздничный день по случаю обновлений городской стены (ср. Пс.47; 50:20–21; 29:1,12–13 ). 12. Хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет. (И будет в посрамление тебе, яко утрудися Моав о требищих, и внидет в рукотворенная своя, да помолится, и не возмогут избавити его). Всем дорого свое отечество и его священные места. Так и для Моава в его земле. Устрашенные и разоренные могуществом врага-победителя, Моавитяне с величайшим усердием поспешат в святилища своих богов-идолов, в надежде найти здесь, у жертвенников спасение себе, но – все напрасно: идолы не спасут своих чтителей, напротив, и сами идолы достанутся в добычу врагу-грабителю, как и почитатели их (ср. Иер.48:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7. Поэтому возрыдает Моав о Моаве, – все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: они совершенно разрушены. (Восплачется Моав, в Моавитиде бо вси восплачутся: живущым же в Сефе помышления, и не усрамишися). Оставшись вне союза с царством иудиным, Моавитяне будут и вне покровительства Божия, напротив, привлекут на себя уже непременно тем больший гнев Божий и должны будут понести всю его страшную тяжесть, оставаясь совершенно беспомощными и беззащитными. Тогда Моавитяне оплачут сами себя: заживо будут оплакивать свою погибель и до смерти своей стонать о совершенном разрушении главных и надежнейших твердынь отечества. 8–9. Поля Есевонские оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшие лозы его, которые достигали до Иазера, расстилались по пустыне; побеги их расширялись, переходили за море. Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости. (Поля есевоня возрыдают, виноград Севамань: пожирающии языков, поперите винограды его, даже до Иазира: не совокупитеся, обходите пустыню, посланнии осташася, проидоша бо море. Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани: древа твоя посече есевон и Елиала, яко на жатву твою и на объимание вина поперу, и вся падутся). По широким и возвышенным равнинам земли Моавитской росла тучная золотистая пшеница: таковы были в особенности поля Есевонские; а по склонам многочисленных холмов разводились и процветали плодоноснейшие виноградники: таковы были преимущественно виноградники Севамские. И народ благоденствовал в этой счастливой стране, как сад, изобильно орошенный чистой водой из неиссякаемого источника: его отдельные роды, как лучшие виноградные лозы, широко разрастались и распространялись; не вмещаясь в пределах отечества, они переходили на другой берег соседнего Мертвого моря (ср. Иер.48:32 ). И вот это цветущее состояние страны, обещавшее столь счастливую будущность, быстро погибнет (ср. Иер.48:8 ). «Властители народов», как бы пожирающие их, – цари Ассирийские и Вавилонские, при неоднократных нашествиях на Моавитскую землю, опустошили, разорили, разграбили и обезлюдили ее: они порабощали, попирали и рубили жителей беспощадно, как деревья; проливали их кровь, как вино при хорошем сборе винограда. Погибель Моавии представляла печальнейшее зрелище, достойное горьких и обильных слез; и пророк Божий оплакивает ее такими слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ис.16:7 . Поэтому воз­рыдает Моав о Моаве, – все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: они совершен­но раз­рушены. Ис.16:8 . Поля Есевонские оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшие лозы его, которые достигали до Иазера, рас­стилались по пустыне; по­беги их расширялись, пере­ходили за море. «Поэтому». Пророк хочет сказать здесь, что в помощи Моаву будет отказано и он будет предоставлен своей собственной судьбе. «Моав о Моаве», т. е. один город моавитский об участи другого, соседнего. «Кирхарешет» – то же, что и Кир-Моав (см. Ис.15:1 ). Вместо слова «твердыни» у Condamin " a поставлено слово «виноградные пирожки», (по-евр. aschischim cp. Ос.3:1 ), которые, вероятно, составляли наиболее замечательный предмет торговли в Кирхарешете. «Поля Есевонские» отличались плодородием. Один английский путешественник привез оттуда колосья, и которых заключалось по 84 зерна. «Виноградник Севамский». Севам или Сивма ( Чис.32:3, 38 ) – город в колене Рувимовом ( Нав.13:19 ), не вдали от Есевона. «Властители народов». Здесь Orelli видит не именительный падеж, а винительный и переводит всю фразу таким образом: «которого лучшие лозы низвергали (в этом сила и достоинство вина) властителей народов», (ср. Ис.28:1 ). «Достигали до Иазера». Иазер – город к северу от Севама. «По пустыне». В древние времена полоса виноградников на востоке Палестины простиралась очень далеко, до крайних пределов Моавитской земли, соприкасающихся с аравийской степью. «За море» – это Мертвое море, составлявшее западную границу Моавитской страны. За этим морем как раз находилась долина Енгедди, славившаяся своими виноградниками ( Песн.1:13 ). Ис.16:9 . Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обли­вать тебя слезами мо­ими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости. Ис.16:10 . Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не по­ют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я пре­кратил ликование.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк, в чувстве сострадания о гибели столь прекрасных виноградников и полей, смешивает свои слезы со слезами Иазера. «Елеала» – см. Ис.15:4 . «Ибо». это придаточное предложение точнее с еврейского должно быть передано так «ибо над вашими плодами и под вашей жатвой раздался крик давильщика винограда» (Condamin). Враг Моава подобен давильщику, который с усердием топчет виноград, положенный в каменное корыто. «В виноградниках не поют, не ликуют». Время собирания винограда в Палестине столь же веселое и радостное, как и время жатвы. Со всех сторон раздаются веселые песни. Вообще во время уборки плодов на Востоке работники одобряют друг друга криками. Точила же обыкновенно делались довольно большие; так что в них могли работать в одно и то же время несколько давильщиков. «Я прекратил». Этими словами Бог как бы сдерживает пророка в его изъявлении сострадания по отношению к Моавитской стране. Ис.16:11 . Оттого внутрен­ность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое – о Кирхарешете. Пророк, слыша, что – это дело праведного гнева Божия против моавитян, еще более жалеет их, потому что сознает, как тяжко подпасть под гнев Всевышнего. «Внутренность... стонет» – плач у пророка рождается как бы внутри, выходит из глубины сердца. Это – истинное горе (ср. Иов.30:27 ). Ис.16:12 . Хотя и явит­ся Моав, и будет до утомле­ния подвизаться на высотах, и при­дет к святилищу своему по­молиться, но ничто не по­может. «Явится», т. е. предстанет пред жертвенником (ср. Ис.1:12 ). «Будет до утомления» – чтобы вымолить помощь у своих богов (ср. 3Цар.18 и сл. Ис.15:2 ). Ис.16:13 . Вот слово, которое изрек Го­с­по­дь о Моаве издавна. Ис.16:14 . Ныне же так говорит Го­с­по­дь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюд­с­т­во­м, и остаток будет очень малый и незначи­тель­ный. Эта судьба Моава вообще уже давно была известна. Пророк этими словами хочет указать или на то, что самое пророчество о Моаве (15 и 16 г, по 12-й стих) им было давно уже обнародовано, или на то, что сказанное в его пророчестве представляет собою только повторение основной мысли, высказанной еще Моисеем ( Чис.21:28–30 ) и древним пророком Амосом ( Ам.2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк показывает, что Моавитяне не примут этого совета, спасительного для них, по гордости отвергнут его. Третий член Повторение описания бедствия, которое постигнет Моавитян за презрение совета и за другие вины. Ст. 7. Поэтому возрыдает Моав о Моаве, все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: оне совершенно разрушены. Ст. 8. Поля Есевонския оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшия лозы его, которыя достигали до Иазера, разстилались по пустыне; побеги их расширялись, переходили за море. Пророк предвидел, что Моавитяне отвергнут его совет, который мог бы предотвратить их несчастие; потому опять продолжает изображать угрожающее им бедствие, именно – описывает опустошение виноградников и оскудение вина, которое по обыкновению древних в Кирхарешете хранилось в больших сосудах. Сокрушение этих сосудов могло произойти или от неприятелей, или от того, что по ненадобности их обыкновенно бросали. В 8-м ст. описывается опустошение Севамского винограда самой лучшей породы, который пересаживали и разводили в разных местах и который разрастался повсюду, простирался даже по пустыне Аравийской, прилежащей к Моавитской земле, и переходил море, т. е. озеро близ города Иаезера (См. Иер.48:32 ), т. е. по берегам его разветвлялся, осенял озеро, как будто переходил его. Вино из этого винограда было самое лучшее и доставлялось только царям и вельможам. Ст. 9. Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера; буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более гиумной радости. Ст. 10. Исчезло с плодоносной земли веселие .и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют, виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. Для усиления речи Пророк говорит, что бедствие Моавитян будет таково, что и в нем возбуждает жалость и слезы о страшном опустошении прекрасных виноградников Севамских, равно как и об опустошении плодоносных полей города Иаезера. Вместо радостных ликований собирателей плодов в виноградниках будут раздаваться крики воинов, с торжеством опустошающих сады.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ст. 11. От того внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, ги сердце мое о Кирхарешете. Ст. 12. Хотя и явится Моав и будет до утомления подвизаться на высотах, и приидет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет. В 11-м ст. Пророк изображает скорбь в высшей степени, от которой вся внутренность, стесняясь и колеблясь, невольно издает стон и вздохи. Моавитяне побегут на холмы к жертвенникам, будут приносить своим богам множество жертв до утомления; потом войдут в капище – в самое святилище богов для молитвы; но не получат от них никакой помощи и избавления от бедствия. Третья часть пророчества: епилог Ст. 13. Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ст. 14. Ныне же так говорит Господь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный. И прежде Бог открывал о судьбе Моава, не определяя времени его бедствия. Пророк Исаия указывает здесь на пророчество Амоса (2. 1 и сл.), которое издано при царе Озии. От издания этого пророчества (а оно издано в один год с предыдущею проповедью, т. е. в год смерти Ахаза) до исполнения его остается только три года. Время это, по определению Божию, исчислено с такою точностью, с какою наемник считает не только годы, но и месяцы, недели и дни своей работы до окончания срока. Исполнение этого пророчества относится ко времени нашествия Салманассара, который при походе в Самарию разграбил и опустошил Моавитскую землю и по трехлетней осаде взял Самарию ( 4Цар.18:9 ). Из этого места можно видеть, что действительно чрез три года исполнилось это пророчество. Хотя это обстоятельство не замечено ясно в свящ. истории; но известно, что в ней не во всей полноте описывается отношение других народов к Иудеям; и потому в сем случае самые пророчества должно почитать историею. Avt Четвертая проповедь. О судьбе Сириян Дамасских и Израильтян, с прибавлением о поражении Ассириян Объяснение Надписание проповеди Пророчество о Дамаске. Дамаск – предмет этого пророчества, есть столичный город Сирии, известный в истории по древности и приятному местоположению. Находясь на плодоносной долине, орошаемой рекою, которая вытекает с вершины горы Антиливана и Страбоном (кн. 16. стр. 520) названа златотекущею; по своему местоположению и по прекрасной, разнообразной растительности он уподобляется приятному саду. По этой-то причине Дамаск после многократных разрушений был восстановляем и доселе находится в числе не малых городов на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

de abstinent. 2, 56) 138 , так как считали дозволительным для умилостивления гневного бога жертвовать жизнью нескольких лиц. Но не всякого без разбора можно было приносить в жертву, сюда шли главным образом невинные юноши и дети. Все наиболее дорогое считалось и наиболее действительной жертвой. Любимые дети, перворожденный или единственный сын – вот жертва Молоху 139 . Лишь принося самое милое в жертву этому богу, человек мог смягчить его черствое сердце и обратить его гнев с себя на врагов. Отсюда нередко бывало, что старший сын царя, одетый в пурпур, приносился в жертву Молоху. Так, например, когда израильский царь Иорам запер моавитского царя Мешу в Кирхарешете, то моавитский царь взял своего первенца сына и публично на стенах города принес его в жертву Хамосу, как Молох назывался у моавитян ( 4Цар. 3:27 ). Фест Песцений у Лактанция (Divin inst. 1 cap. XXI) между прочим говорит, что карфагеняне, обыкновенно приносившие Сатурну человеческие жертвы, когда были побеждены Агафоклом Сиракузским, предполагая, что на них бог прогневался из-за чего-либо для того, чтобы искупить свой грех , принесли в жертву 200 сыновей знатных родителей 140 . При этом семейства, на которые падало подозрение в противлении воле бога, добровольно отдали в жертву 300 мальчиков. Жертвоприношения Молоху сопровождались раздирающими душу церемониями. «В Карфагене, говорит Диодор (20, 740), была медная статуя Кроноса, руки которой были несколько простерты вперед, так что жертва, положенная на них, скатывалась внутрь, в чрево, накалявшееся огнем». Рабби Симеон, в своей книге «Ялкут», между прочим, так описывает статую Молоха: «идол Молоха внутри был пустой и имел внутри семь затворов, Один открывали для принесения муки, другой для принесения горлиц, третий – овцы. четвертый – барана, пятый – тельца, шестой – быка. А кто желал принести сына, для того открывался седьмой притвор. Лицо этого идола было похоже на лицо тельца. Руки немного протянуты для принятия жертвы. В то время, когда мальчик сжигался зажженным под идолом огнем, вокруг совершали пляску и били в тимпаны для того, чтобы не слышать жалобных воплей мальчика 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Броды Арнонские» – это дорога, пересекающая вади у Дивона (о чем написано на моавитском камне царя Меши). Очевидно, к этим «бродам», занимавшим чрезвычайно важное стратегическое положение, устремились моавитские беженцы, искавшие спасения на севере (ср.: стратегическое значение бродов в Суд. 12:5 ; Иер. 51:32 ). 16:7–9. Города. Перечисляя области, подвергшиеся опустошению, пророчество описывает разрушения и экономические убытки, которые потерпел Моав на севере. Сюда входят расположенные на плоскогорье города Есевон и Кирхарешет (Кир-Моав; см.: 15:1–4), а также Иазер (Khirbet Gazzir, у северной окраины Мертвого моря). Севам и Елеала отнесены к району Есевона и некогда составляли часть территории колена Рувимова ( Чис. 32:3,37 ; Нав. 13:19 ). Местоположение Севама точно не установлено, тогда как Елеалу обычно отождествляют с Khirbet el- " Al, расположенным на расстоянии мили с небольшим от Tell Hesban. 16:14. Судьба Моава. Хотя мы не знаем, какое историческое событие послужило поводом для произнесения пророчества Исайи, можно предположить, что такое разрушение могло произвести нашествие племен из пустыни или неожиданное отступление ассирийской армии через этот район. 17:1–14 Пророчество о Дамаске 17:1. Дамаск. Война Сирии против Ефрема (см. коммент. к 7:1), которая разразилась в середине 730-х годов, закончилась оккупацией ассирийским царем Тиглатпаласаром III Сирии и Израиля и разорением этих мятежных государств (734–732 гг. до н. э). Сирийское царство, которое управлялось из Дамаска Рецином (см.: 7:1–9), было основным политическим и экономическим противником Израиля. Рецин вмешивался во внутренние дела Израиля и Иудеи и в течение более десятка лет претендовал на их территории. Очевидно, однако, что Рецин превысил все дозволенные границы, возглавив коалицию против Ассирии. Ассирия не захотела иметь рядом с собой «Великую Сирию» и осуществила массированное наступление на Дамаск в 732 г. до н. э., в результате чего, как написано в ассирийских хрониках, сотни мест стали похожи на «холмы, смытые потопом».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Моавитяне находились в кровном родстве с израильтянами (ср.: Быт. 19:36–37 ) и частично с родом Давида (ср.: Руф. 4:17 ; 1Цар. 22:3–4 ), но на протяжении столетий враждовали с ними (ср.: 4Цар. 3:4–27 ). Моавитяне были язычниками, и в текстах Писания упоминается об их дурном влиянии на богоизбранный народ и отдельных его представителей (ср.: Чис. 25; 31:15–17 ). Все пророчество о Моаве пронизано сочуствием, даже скорбью о горькой судьбе моавитян и сознанием того, что их судьбу изменить невозможно. 15:1–9 Поражение и бегство. Местонахождение Ара (1) неизвестно; согласные могут означать слово «город», образовывая другое выражение со значением Кир, то есть Кирхарешет (ср.: 16:7,11) – главная крепость Моава (современный Керак), расположенная на юге. С падением Кира все было потеряно, однако попытка населения южной части страны спастись бегством в Сигор (5) в Эдоме позволяет предположить, что вторжение началось с северной части страны, и население северных городов, упоминаемых здесь (в основном расположенных по Царской дороге; ср.: Чис. 21:21–30 ), ожидало найти временное пристанище в Кире. Душевные переживания, описанные в ст. 5, вновь звучат в 16:7,9,11. Нельзя сказать, что в Ветхом Завете редко встречаются эмоциональное восприятие военных бедствий (ср.: Иер. 4:19–21 ) или великодушное отношение к врагу (ср., напр.: Исх. 23:4–5 ; Прит. 25:21–22 ), однако редко где они так тесно переплетаются, как здесь. Беженцы, спасая свое имущество (7; ср.: Лк. 12:21 ), по–видимому, пересекают границу; Тополиным ущельем здесь может быть названо Вади аль–Хеси, лежащее между Моавом и Эдомом. Однако несмотря на то что Бог сострадает людям, Он не отменит, а наоборот, только увеличит наказание (ср.: Мф. 23:37–38 ). 16:1–5 Моав может обратиться к Сиону. Моавитянам был дан совет переселяться «на гору» (евр. Села; ср.: 4Цар. 14:7 ; то есть эдомитская крепость, ныне известная как Петра), подобно вьющим гнезда ласточкам (ср.: Иер. 48:28 ). Но в данном случае Господь выбросил их из гнезда (2), чтобы вынудить их искать лучшее укрытие – в качестве вассалов Сиона. Ягнята были обычной данью в этой овцеводческой стране (ср.: 4Цар. 3:4 ). В ст. 1 стоит или посылайте, или «они послали» (RSV), но первое предпочтительней.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

  001     002    003    004