б) В 1Езд. 1:1–11 уже не было никакой нужды упоминать о Данииле: здесь идет речь не о влиянии на Кира, как причине освобождения иудеев из плена, а о самом факте освобождения; «Мифредат сокровищехранитель» получил повеление выдать свящ. сосуды, а «Шешбацар, князь иудин», привял их и взял с собою в Палестину; зачем было упоминать о Данииле, который не возвратился в родную землю? в) Тем меньше основания имели «старейшины иудейские» говорить о пророке в показании, данном ими следственной комиссии, допрашивавшей их, с чьего разрешения они строят «дом Божий» ( 1Езд. 5:3–17 ; 2Езд. 6:3–22 ). Что они отвечают? «В первый год Кира, царя вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий; да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма иерусалимского и отнес в храм вавилонский, вынес Кир царь из храма вавилонского и отдал их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте... Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме» ( 1Езд. 5:13–17 ; ср. 2Езд. 6:17–22 ). Какое основание было бы выставлять здесь имя Даниила? Храм строится с разрешения царя Кира, – ответ прямо на вопрос. г) Наконец, каким образом могло выступить на свет Божий имя пророка Даниила во время розысков указа Кира в государственном архиве сперва в Вавилоне, а затем в Экбатанах ( 1Езд. 6:1–2 ; 2Езд. 6:23 )? Неужели следы влияния пророка на Кира были записаны? 1491 S. Epiphanii opera, t. II. P. 243. – Тоже говорят Сикст Сиенский (Bibliotheca sancta. P. 14) и апокрифические сказания (Fabricius, Codex pseudepigraphus. Vol. I. P. 1129). 1493 См. рисунок и описание в Handwörterbuch des Bibl. Altertums, von E. C. A. Riehm. II. В. 1884. S. 1588. 1495 Воскресное Чтение, год XVIII (1854/5), 36, стр. 344. – Начертание церк.-библ. истории. Стр. 364. 1496 Acta sanctorum. M. Iulius. Т. V. P. 123. Известие о мученичестве пророка Даниила более, чем сомнительно. 1511 Herbelot. Bibliotheque orientale. P. 283. – Другие приписывают её патриарху Эноху (ibid., p. 709). 1513 Различные экземпляры помещаются в некоторых европейских музеях, библиотеках, ученых изданиях и т. д. См. описание и краткие выдержки из разных редакция в Codex pseudepigraphus V. Т. Fabricii. Vol. 1. P. 1130–1133. 1517 Fabricius. Codex pseudepigraphus. Vol. I. P. 1136–1140, – Herbelot. Bibl. orientale. P. 7, 283. 1525 Мы говорим об общей массе народа, не касаясь единичных случаев: исключения никогда не нарушат истинности общего правила Читать далее Источник: Песоцкий, С. Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность/С. Песоцкий. - Киев, 1897. - 492 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Большинство [библейских] комментаторов согласны с тем, что пророчество Даниила о «семидесяти седьминах» ( Дан.9:24–27 ) указывает на период в 490 лет. Но мнения о точке начала отсчёта этого периода различны. Хотя в Дан.9:25 и сказано, что «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки [пройдёт] семь седьмин [„недель”] и шестьдесят две седьмины», но существуют различные мнения относительно того, когда и кто издал это «повеление». Если мы «придерживаемся только Библии», то это повеление, должно быть, издал персидский царь Кир. В Ис.44:28 Иегова «говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: “ты будешь построен!” и храму: “ты будешь основан!”». И далее, в главе 45, стих 13: «Я воздвиг его [Кира] в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары». Таким образом, казалось бы, ясно, что согласно самой Библии «повеление о восстановлении Иерусалима» было дано Киром. Однако такое применение пророчества ограничивает период от выхода указа Кира ( Ездр.1:1–4 ) до Мессии 483 годами («семь седьмин и шестьдесят две седьмины»). И если этот период должен закончился крещением Христа, обычно датируемым между 26–29 гг. н.э., тогда первый год Кира как царя Вавилона должен быть датирован где-то между 458–455 гг. до н.э. вместо 538 года – исторически признанной даты. Вопреки всем историческим свидетельствам, несколько христианских комментаторов прошлого выбрали именно такой способ применения этого пророчества, а некоторые толкователи всё ещё продолжают твёрдо придерживаться его. Эту идею популяризировал в прошлом веке Мартин Анстей (Martin Anstey) в своём труде Романтика Библейской Хронологии – The Romance of Bible Chronology, Лондон, 1913. д-р Е. В. Буллингер (E. W. Bullinger) (1837–1913) занял такую же позицию, что можно заметить в Приложении 91 (стр. 131–32) его работы Товарищ Библия – The Companion Bible. Рассуждение, лежащее в основе этой неисторической позиции, хорошо продемонстрировал один из её приверженцев – Джордж Сторрз (George Storrs), исследователь Библии XIX века и редактор журнала Библейский эксперт – Bible Examiner. В статье об этих семидесяти семилетиях, он заявляет: «При исследовании этого вопроса, мы не имеем никакого отношения к мирской хронологии, или хронологии историков. Библия должна утрясти этот вопрос, и, если мирская хронология не соответствует [Библии], мы имеем право заключить, что такая хронология ложна, и не доверять ей». Сторрз, как и некоторые другие толкователи до и после него, пробовал отрезать почти 100 лет от персидской эры, придерживаясь того, что множество персидских царей, упомянутых в Каноне Птолемея (Царском каноне) и в других исторических источниках, никогда не существовали! Джордж Сторрз конечно же был честным и искренним христианским исследователем Библии, но то, что он (и другие) отвергли исторические источники, оказалось грубой ошибкой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

В конце 17-летнего царствования Валтасара, Кир, вместе с тестем своим, сыном Астиага, царя Мидийского, Киаксаром 2-м, осадил Вавилон с намерением подчинить своей власти всю обширную Вавилонскую монархию. Набоннида, вероятно ( Иер. 51:31 ), в это время в столице не было, а соправитель его Валтасар, не смотря на угрожающую опасность продолжал бездействовать, предаваясь беспечному пиршеству. На одном из таких пиршеств в самое время осады Вавилона Киром Валтасар дозволил себе кощунствовать над священными сосудами, взятыми из храма Иерусалимского Навуходоносором, приказав принести эти сосуды и подавать в них вино всем вельможам и наложницам его, присутствовавшим на пире. В это самое время появились персты руки человеческой и писали против лампады на выкрашенной стене дворца следующие слова: мани, фекел, фарес. Увидев это, царь чрезвычайно смутился, и тотчас же приказал привести всех мудрецов вавилонских, обещая богатые милости тому из них, кто прочтет и объяснит эти слова. Но, к великому огорчению царя, никто из мудрецов не мог прочитать этих таинственных слов и разъяснить смысл их, что еще более смутило дух царя. Тогда по указанию царицы приведен был к царю пророк Даниил. Царь сказал ему: «я слышал о тебе, что Дух Божий в тебе и ты обладаешь великою мудростью. Из моих мудрецов никто не мог прочитать и объяснить этих слов, и вот, если ты прочтешь и объяснишь мне, то я одарю тебя богатыми дарами и почту великими почестями, третий после меня в царстве будешь». Даниил смиренно ответил на это: «дары твои пусть останутся при тебе или дай другому; писание-же это я прочту тебе и значение его объясню» (5:17). После этого пророк напомнил Валтасару о судьбе Навуходоносора, который за гордость свою наказан был лишением разума на 7 лет (5:18–21) и упрекнул его за то, что он не вразумился этим примером и, подобно Навуходоносору, возгордился настолько, что дерзнул даже хулить Бога небесного: священные сосуды, похищенные из храма Иерусалимского, употребил для вина на пиршестве, причем восхвалял бездушных идолов, которые не видят и не слышат, и ничего не разумеют, а Бога истинного, у Которого во власти жизнь его, не прославил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В первый же год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господнего, которое было сказано устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и прочее». Из этих слов понятно, что халдеи разорили Иудею не так, как ассирийцы, которые прислали в Самарию других поселенцев, но оставили совершенно пустую землю, пока через 70 лет сюда вновь не вернулись иудеи. С этим согласен и Иосиф, который писал в книге древностей, что Храм, Иерусалим и вся Иудея в течение 70 лет оставались опустевшими. Вновь перечисляя царей Вавилона, – если только он действительно так писал и в кодекс не вкралась ошибка, – он получает почти сто лет от разрушения Иерусалима до разрушения Халдейского царства. Так, он пишет, что после Навуходоносора, который по свидетельству Священного Писания жил ещё 25 лет после разрушения Иерусалима, правил его сын Евилмеродах, 18 лет. После него правил сын Евилмеродаха Хегесар, 40 лет. Ему наследовал его сын Лабосордах, 9 месяцев. Когда же он умер, власть перешла к Валтасару, который зовётся также Набоан. Когда он правил уже 17 лет, Вавилония была захвачена Киром, царём персов, и Дарием, царём мидийцев». И продолжает: «Дарий, сын Астиага, разрушил Вавилонскую империю вместе со своим родственником Киром; ему шёл 62-й год, когда был взят Вавилон. Впрочем, греки зовут его другим именем. Он также, взяв пророка Даниила, привёл его к себе в Мидию и оказал ему величайшие почести». Сам Даниил так вспоминает об этом Дарии: «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода мидийцев, который царствовал над царством Халдейским, я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о которых было слово Господне к пророку Иеремии, что 70 лет исполнятся над опустошением Иерусалима». Евсевий в книге времён насчитывает от разрушения Иерусалима до начала правления Кира, царя Персидского, 30 лет, а Юлий Африкан – 70 лет. Далее, Иероним в изложении пророка Даниила говорит следующее: «Евреи передают такого рода легенду вплоть до 70-го года, когда по словам Иеремии должен исполниться срок пленения народа иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Волхвы последовали за ведущею их звездою, а иудеи не поверили и проповедовавшим пророкам. Но для чего евангелист означает и время и место, говоря: “В Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода”? Для чего также упоминает о самом достоинстве? О достоинстве — для того, что был и другой Ирод, умертвивший Иоанна; но тот был четверовластник, а этот царь; на время же и место указывает для того, чтобы привести нам на память древние пророчества, из которых одно произнес Михей: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными?” (Мих. 5:2), другое — патриарх Иаков, который, с точностью означивши время, указал и важнейший признак пришествия Христова: “Не отойдет, — сказал он, - скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов” (Быт. 49:10). Достойно исследования и то, откуда волхвам пришла мысль идти, и кто их побудил к тому. Мне кажется, что это было делом не одной звезды; но сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как поступил Он с Киром, расположив его отпустить иудеев. Впрочем, Он сделал это не нарушая свободного произволения, подобно тому как и Павла призвав гласом свыше, вместе явил Свою благодать и открыл его послушание. Но, скажешь, почему не всем волхвам открыл это? Потому, что не все бы поверили, а эти были готовы более других. Тысячи народов гибли, а к одним только ниневитянам послан был пророк Иона; двое было разбойников на кресте, но один только спасся. И так знай, что волхвы оказали добродетель не тем одним, что пришли, но и тем, что поступили смело. Чтобы их не сочли людьми подозрительными, они по приходе рассказывают о своем путеводителе, о дальнем пути, и при этом обнаруживают смелость: “Пришли, — говорят они, — поклониться Ему”, и не страшатся ни ярости народной, ни жестокости царя. Из этого заключаю, что они и дома были учителями своих соотечественников; если здесь — в Иерусалиме — они не усомнились говорить об этом, то с большим дерзновением проповедовали о том в своем отечестве, после того, как получили откровение от ангела и свидетельство от пророка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Глава 48. Обличение Израиля в недоверии Богу и уверение в истине откровения о спасении 1–2. Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф – имя Ему. (Услышите сия, доме Иаковль, прозваннии именем Израилевым и изшедшии из Иуды, кленущиися именем Господа Бога Израилева, поминающии не со истиною, ниже со правдою, и придержащиися имени града святого, и о Бозе Израилеве подтверждающиися: Господь Саваоф имя Ему). Предвозвещая волю свою народу своему, о спасении его Киром из Халдеи, Господь именует его «домом Иакова», «Израилем», «потомком Иуды», и признает веру народа, которую он свидетельствует, когда клянется именем Божиим, и тем, что придерживается имени града святаго – поминает в клятвах и обетах святой город Иерусалим и его храм. Именуя народ так и признавая за ним его исповедание, Господь, однако, обличает его в недоверии к Себе. Народ поминает Бога, но не со истиною, ниже со правдою: и это обнаруживается в том, что бедствующий в плену, народ ропщет на Бога, будто Он его не судит, будто забыл его, как будто Бог такой ограниченный, как будто Он подобен богам языческим... Но народ знает и постоянно должен исповедовать, что имя его Бога есть «Господь-Саваоф», т.е. Он единый Владыка мира и судья всех народов: и – от Него только может быть суд над Халдеями и спасение Израиля. 3–5. Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось. Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть». (Прежняя еще возвестих, и из уст моих изыдоша, и слышано бысть: внезапу сотворих, и найде. Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно. И возвестих ти, яже древле, прежде неже приити на тя: слышана тебе сотворих, да не когда речеши, яко идоли мне сия сотвориша, и не рцы, яко изваянная и слиянная заповедаша мне).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава XXXI. Ст. 1 и след. Горе тем, которые сходят в Египет для помощи, надеясь на коней и полагаясь на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а не надеялись на Святого Израилева и не искали Господа. Но Он, премудрый, навел бедствие и не отменил слов Своих, и восстанет против дома наихудших и против помощи делающих беззаконие. Египет – человек, а не Бог, и кони их плоть, а не дух: и прострет Господь руку Свою и опрокинется помощник, и упадет защищаемый и все вместе погибнут. После бремени животных юга и тех, которые отправляли богатства свои в Египет к народу, не могшему быть полезным для них, которые надеялись на подкрепление силою Фараона и полагались на тень Египта, пророческая речь возвестила под образом возвращения в Иерусалим и освобождения из плена Киром о кончине века и совершенном блаженстве праведных: теперь она возвращается к тем же, к которым выше говорила, чтобы они не сходили в Египет. Но между настоящим и прежним местом то различие, что там заповедуется колену Иудину, чтобы не сходили в Египет, а здесь, – так как, презрев повеление Господне, они готовились отправиться, – предрекается, что Навуходоносором, царем вавилонским, одинаково будут истреблены как Израиль, так и египтяне, как бежавшие, так и помощники. Об этом весьма подробно говорит Иеремия ( Иер. 42 ). Итак, горе тем, которые сходят в Египет и, из страха пред халдеями, презирают заповеди Господни, надеясь на идолопоклонников, хвастающихся, что они имеют богопочтение, и полагаясь на помощь коней, не знают написанного: ложь конь во спасение ( Пс. 32:17 ) и возлагают надежду на колесницы, экипажи и всадников и не вспоминают оной песни: коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ). И не надеялись на Святого Израилева, который чрез Иеремию обещал помощь Свою остающимся в земле иудейской. И не искали Господа , – не в том смысле, что не искали, а в том, что презрели слова Того, Кого не искали. Поэтому и о худых священниках говорится: снедающии люди моя, Господа не призваша ( Пс. 52:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 5:24–28 . Вот писание, которое было начертано: мане, фенел, фарес. И вот значение слов: мане – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; фекел – оно взвешено на весах и найдено (вульг. ты взвешен на весах и найден) очень легким (minus habens); фарес – разделено царство твое и дано мидянам и персам. Только три слова были начертаны на стене: «мане, фекел, фарес», из которых первое означает число, второе – взвешивание и третье – разделение. Поэтому нужно было не только прочитать, но и объяснить прочитанное, именно – что Бог исчислил царство его и положил ему конец, и взвесил на весах суда Своего, и что он прежде, чем придет естественная смерть, будет убит мечом, и царство его будет разделено между мидянами и персами. Ибо Кир, царь персидский, как мы уже прежде сказали, соединившись с дядею Дарием, разрушил халдейское царство. Дан. 5:29 . Тогда, по повелению царя, Даниил был облечен в багряницу и возложили золотую цеп на шею его и объявили о нем, что он имеет власть, как третий [человек] в царстве или над третьею частью царства. Получил он царское отличие, цепь и багряницу, чтобы сделаться более известным Дарию, имевшему вступить на царство, а вследствие известности – более чтимым и не удивительно, что Валтасар, услышав печальное [предсказание], дал обещанную награду. Ибо или он полагал, что предсказанное исполнится по истечении долгого времени, или же, чествуя пророка Божия, надеялся достигнуть помилования; а если не достиг его, то нужно думать, что более важно было поругание в отношении к Богу, нежели чествование в отношении к человеку. Дан. 5:30, 31 . В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет. Иосиф, в десятой книге Древностей иудейских пишет, что при осаде Вавилона мидянами и персами, то есть Дарием и Киром, Валтасар, царь вавилонский, дошел до такого самозабвения, что устроил знаменитый пир, и пил из сосудов храма и пировал, находясь в осаде. Поэтому действительно могло состояться и то, что он в туже самую ночь был взят в плен и убит; ибо все или находились в страхе вследствие страшного видения и объяснения его, или же веселились и пьянствовали на пиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслью на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книги пр. Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: Который (т. е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму – ты будешь основан! Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ иудейский в страну его и построил храм Господу! ( Uc. XLIV:28 ; IEзд.I:1–4 ). Это было предсказано Исаией за 140 лет до разрушения храма, потому, когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме ( I Eзд. I, 3 ). По слову царя, более 42000 иудеев, покровительствуемые указом Кира, получивши от него в дар сосуды Дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме ( I Eзд. I:1, 8 ; IEзд.III ). Впрочем, может быть, Кир был возбужден к такому великодушному делу и пр. Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарии ( Дah. VI, 29 ). Кир, однако же, не дожил до окончания постройки Иерусалимского храма. В одном из сражений с массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных берегах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны. Есть предание, что храбрая царица массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына приказала отрубить ему голову и, бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: «Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Есть разные объяснения этому месту, одно из них наиболее простое, что Дарий есть иное имя самого Кира, Дарий – персидское имя, означающее «обладатель сокровищами, богач». Эту точку зрения подтверждает то, что сам Кир был, по–видимому, 62 лет, когда он захватил Вавилон (539 г. до Р. Х.). Но может быть, речь идет о неком его предшественнике, хотя то, что говорится об устройстве Дарием своей державы (он поставил 120 сатрапов и над ними трех князей – Дан. 6: 1), совпадает с мероприятиями, которые были проведены Киром. 32.6. Даниил во рву львином Последний исторический эпизод связан уже с Персидской державой и Дарием (Дан. 6). Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы. Этим он вызвал зависть у своих коллег, но поскольку никакого порока и прегрешения с точки зрения законов персидских в нем найти было невозможно, то они изобрели новый закон, который бы позволил наконец расправиться с Даниилом (Дан. 6: 4–5). Они предложили царю почувствовать себя в роли божества и запретить всем жителям державы в течение 30 дней обращаться с любым прошением как к человеку, так и к любому божеству, кроме как к самому царю. Царь с удовольствием соглашается на такое постановление, и через некоторое время ему указывают на Даниила, который не соблюдает это требование и каждый день молится своему Богу, вместо того чтобы молиться Дарию. Сановники тщательно следят за тем, чтобы царь исполнил свой указ и Даниил был ввержен в ров ко львам. Так и было совершено, причем говорится о том, что царь весьма опечалился и ночь провел без сна и с утра побежал смотреть на останки Даниила. Подбежав к яме, он вопросил громким голосом: « Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6: 20). И Даниил, который был жив и здоров, возвестил: « Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010