Как найти себе духовного отца? Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вве­рять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни. Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Тут такого закона, который прикреплял бы, нет – избирайте все по расположению своей души. От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте. В каких случаях можно переходить от одного духовного отца к другому? Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной пользы, утешения в руководстве тем или иным духовником, а от другого – получаете душевной пользы больше, то не смущаясь можете перейти к другому. Лишь бы получали для души большую пользу, лучшее руко­водство. Известно, что в современных монастырях жизнь протекает совсем иначе, нежели в древних. Еще в прошлом веке писал святитель Игнатий (Брянчанинов) об упадке монашества и о том, что тихие, казалось бы, пристани становятся пучиной гибели для многих душ. В особенности сегодня это касается женских монастырей. Возможно ли сейчас в здоровой духовной обстановке подвизаться в монастыре? Знаете ли вы сейчас женские обители, конкретно, в какие безбоязненно можно вступить человеку, имеющему благословение на монашество? К сожалению, я, конечно, этого не знаю. Надо поездить и побывать лично в обителях и посмотреть на их внутреннюю духовную жизнь и какое-то уже сделать заключение. К сожалению, я никуда для этого не выезжаю. Конечно, сейчас этот вопрос актуальный, важный, серьезный. Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях – таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных. Конечно, это большой пробел. Но говорить о том, что монастыри совсем не надо возрождать и созидать, поскольку там нет полноценной духовной жизни, считаю, что это тоже будет не совсем правильно. Тем, которых Господь призывает к монашеской жизни, кого Он именно призывает, – Господь дает силы, дает разум, дает терпение. Хотя и скудна сейчас жизнь в духовно-нравственном плане во вновь возрождающихся обителях, но все-таки там собрана община во имя Христово. И если человек пришел именно с целью спасения своей души, я думаю, Господь, имиже веси судьбами, но будет подавать человеку и утешение, и подкрепление, и совершенствование в его духовной жизни. Хотя, конечно, может быть, будут большие непри­ятности, переживания, неудобства, но тем не менее спасение совершаться будет и совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

В таком воистину чудесном торжестве принесен паче, нежели приведен быст Киприан в монастырскую молитвенницу и поставлен пред митрополита, пружайся, пены тещай, скрежета зубы своими и оцепеневаяй, яко беснующийся на новы месяцы: и страшно бе слышати, како в лице нача злословити облеченному в сан святительский отступнику. К сему же и домашнии его тресущие странными оружиями, яже ношаху, преизлиха вопияху, ругающе и сквернословяще всякими буйными и скаредными словесы. Амвросий, яко нем и глух, на вся сия укоризны, не отверзаяй уст своих, седяше чая утишения шуму, и егда сей мало утолися, востав внезапу, громогласно возопий: Богоизбранный раб Божий Киприан знаменуется во епископа! Якоже нечаянное слово сие коснуся ушию противника, в том же мгновении претворися из лютаго зверя во агнца кроткаго, и, пад пред нозе митрополита, нача слезно плакати и рыдати, прощения прося, яко прелестию диавольскою ожесточен бе, неведый окаянный, яко доселе единаго беса противления в себе имеяше, ныне же седмь бесов горших храм в нем обретоша пометен и украшен. По сем позорище постригается Киприан в монашеский чин, имя Кирилла восприявый, а потом чрез вся степени священства до самаго архимандритства проводится, и наконец проручествуется во епископа. Вся сия за неколико дней малых совершаются над ним, яко прежде неже. Липоване Белокриницкие в себе прияти могоша, из простолюдина Киприана, о неслыханнаго позорища, Кирилл епископ произыде! Сице возлюбленная братия, православнии христиане, сице Господу попускающу, врагу же действующу рода человеча и неунывающу, у раскольников, иже и самых даже попов едва снискати можаху, внезапу явишася и митрополит и епископ! иже во смятение, зазор же и подсмех православному христианству вся святительская действуют, попов и диаконов рукополагают, храмы освящают, новых порохий и монастырей благословляют! Да ликоствует убо и рукоплещет тмы предстатель, и с ним все преисподнее мрачных духов воинство! Да радуются и торжествуют проклятыя тени Епифания, Афиногена. Аифима! се бо на седалищи, а паче на гноищи их седоша достойнии приемницы и наследницы своему их суемудрию такови, или еще горши и прегорши отступницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Кирилл I, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Кириак) Монашество принял в Суздальском Дмитриевском монастыре. С 1216 по 1229 год занимал Ростовскую епископскую кафедру. В 1218 году епископ Кирилл освящал церковь Бориса и Глеба в Ростове, в 1224 году – церковь Спаса в Ярославле, в 1225 году – церковь во имя Преображения Господня в Ярославле. В 1228 году епископ Кирилл заболел. В это же время епископ Кирилл имел с кем-то тяжбу перед князем Ярославом Всеволодовичем. По решению княжеского суда, владыка Кирилл был лишен всего своего имущества, а до этого он был так богат, как ни один из его предшественников на Ростовской кафедре. С благодарностью Богу перенес владыка Кирилл судебный приговор и, оставив кафедру, 16 сентября 1229 года постригся в схиму с именем Кириак в Дмитриевском монастыре, где начинал свои монашеские труды. Оставшееся имущество епископ Кирилл роздал нищим. Скончался 17 апреля 1230 года и был погребен в Дмитриевском монастыре в Суздале. С именем епископа Кирилла исследователи связывают оживленную книгописную деятельность в Ростове в начале XIII века; предполагают, что владыкой Кириллом была составлена большая библиотека и что по его инициативе был осуществлен перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней. Труды: Житие Нифонта Констанцского (Российская государственная библиотека, собрание Троице- Сергиевой Лавры, 35). Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С.1269–1306. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 359. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Художник Яно Кёлер Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Что мы знаем о равноапостольных братьях? 24 мая, 2021 Что мы знаем о равноапостольных братьях? Художник Яно Кёлер Кирилл и Мефодий Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность . Братья из Фессалоник Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры. История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант. Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.

http://pravmir.ru/kirill-i-mefodij-poche...

Преставился ко Господу отец Кирилл 15 февраля 1915 года в Москве и был погребен на кладбище Московской Покровской церкви (в Царском Селе), принадлежащей Алексеевскому женскому монастырю. Схимонах Кириак и иеромонах Виктор (Свинолуповы) Схимонах Кириак (в миру Кирилл Калинович Свинолупов) был уроженцем села Свинухи Балашовского уезда Саратовской губернии. Еще очень молодым родители женили его против его воли. Он был юн и подчинился воле родителей, но отныне для членов своей семьи дома присутствовал только внешне, внутренне он был всецело с Богом. Кирилл мечтал о монашестве и надеялся, что когда-нибудь его мечта сбудется. И действительно, на десятом году семейной жизни его жена умерла во время родов вместе с новорожденным, оставив ему лишь одного 9-летнего сына по имени Викентий. После этого несчастья Кирилл и дня не стал ждать: мальчика оставил своим родителям на воспитание, а сам, продав свою избу, отправился на Афон. В 1863 году Кирилл прибыл на Афон, три года присматривался, где бы ему устроиться, жил по разным обителям, а в 1866 году за 1000 рублей приобрел каливу без церкви на территории Пантократорского монастыря, где через год сам своими руками построил новую церковь во имя Сретения Господня. Здесь же он был пострижен в мантию с именем Кирилл, а в 1869 году в схиму с именем Кириак. Он вел очень строгую монашескую жизнь, жил один и так собирался закончить свою жизнь в безмолвии и молитве. Но в 1873 году случилось чудо, его посетил 19-летний сын Викентий, который заявил, что тоже решил стать монахом. Радости отца Кириака не было границ. Он благодарил милостивого Бога за такое незаслуженное утешение и милость. Викентия в 1877 году постригли в мантию с именем Виктор, в 1880 году рукоположили в иеродиакона, а в 1886 году – в иеромонаха. После смерти отца именно он стал старцем келлии. Так вместе в подвигах и молитве жили отец с сыном, помогая друг другу нести непростое бремя подвижничества. Вскоре к ним присоединились еще несколько русских иноков, и отец Кириак стал также духовным отцом этих уже духовных своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 июля, накануне праздника преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Аркадия Шатова с наречением имени Пантелеимон. 17 июля, накануне праздника преподобного Сергия Радонежскогов домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры  во имя святого праведного Филарета Милостивого Святейший Патриарх Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Аркадия Шатова с наречением имени Пантелеимон. Имя святого великомученика Пантелеимона, по слову Патриарха, было выбрано потому, что служение будущего епископа в должности председателя синодального  отдела Русской Православной Церкви по церковной благотворительности и социальному служению — это служение  страждущим. Архиерейская хиротония состоится 10 августа. Решение о рукоположении руководителя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии было принято  Синодом Русской Православной Церкви на состоявшемся 31 мая заседании. Протоиерей Аркадий Шатов: Милосердие определяется сочувствием — интервью  о жизни, пути к вере, храме и сестричестве Протоиерей Аркадий Шатов  более 20 лет развивает в Москве церковную благотворительность, при его участии при 1-й Градской больнице было создано Свято-Димитриевское сестричество и училище сестер милосердия. Священник является вдовцом, отцом взрослых дочерей и дедушкой 11 внуков. После принятия Синодом решения о поставлении протоиерея Аркадия во епископы, он так прокомментировал свое избрание порталу Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению: — Меня учили, что дар священства – это дар любви. Я обратился к митрополиту  Илариону, известному богослову, с вопросом, в чем же заключается дар архиерейства? Ведь это страшно и трепетно для тех, кого выбрали для возведения в епископский сан. Он ответил, что дар епископства – это дар сугубой любви. За обедом после заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл обратился к тем, кто был избран к возведению в епископский сан. Он сказал, что были выбраны священники, отличающиеся простотой, – простотой в общении с людьми.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-postri...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кирилл Философ, равноап. Ключевые слова: Преподобный, Греция, Солунь, Чехия Словакия, Константинополь, Запад, Крым, М. Азия, Астрахань, Русь, Венгрия, Венеция, Рим, Фракия, Волынь, Украина, IV-IX Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Кирилл Философ, равноап. - житие Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кириллего монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп. А брат его святой Константин с юности своей показал блестя[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Кирилл Философ, равноап. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Архангельск. Ок. 2006.] Свв. Кирилл и Мефодий. Лапин (иконописная мастерская Антониево - Сийского монастыря). Архангельск. Около 2006 г. Антониево - Сийский монастырь. Файл 7439.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (439) , (3) . Описание: Икона Кирилла и Мефодия письма Григория Журавлёва. 19 век. Самарская губерния. с. Утевка. Икона в буквальном смысле нерукотворная, — ведь художник с рождения не имел рук. Рисовал, зажав кисть в зубах. Файл 17058.jpg:   Размер: 512x673, 0.34 MPix, 120 Kb. Дата: 2012-05-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (269) , (6) .

http://pravicon.com/icon-2167

Священный огонь, зажженный преподобным основателем, начинает слабеть от избытка мирских благ. Все же многие из монастырей, основанных носителями этого огня, в свою очередь стали светлыми очагами религиозной жизни. «Через них – продолжает Г. П. Федотов – живая преемственность Св. Сергия сохраняется в русской святости, по крайней мере до конца XV столетия. По двум направлениям бежит этот духовный поток: на Юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжьи. Значение этих двух направлений не только географическое: с ними связано раздвоение двух основных путей русской духовной жизни: Преп. Кирилл, в наше время почти совершенно забытый, был одним из самых чтимых святых в допетровской Руси. Он родился в Москве, вероятно в 1337 г., в знатной семье, состоявшей в родстве с родом бояр Вельяминовых. При крещении ему дали имя Кузьма. Рано осиротев, он нашел приют у своего родственника Вельяминова, в доме у которого скоро завоевал всеобщее уважение и доверие своим умом и природными дарованиями. В дальнейшем он стал главным управляющим своего опекуна. Вельяминов, принадлежа к самому высшему боярству, был в особой милости при дворе и пользовался таким влиянием, что Кузьма, стремившийся к монашеской жизни, долго не мог найти игумена, который согласился бы его постричь. Все они боялись гнева его знаменитого покровителя. Наконец, один из друзей Преп. Сергия, Стефан, решился принять на себя предполагаемый гнев Вельяминова, облек его в монашескую рясу и дал ему имя Кирилл, но все же не посмел дать ему постриг. Затем, оставив молодого человека у себя, Стефан сам отправился к боярину. Увидав игумена Стефана, которого он уже знал, Вельяминов поспешил к нему навстречу и попросил у него благословения. Стефан благословил его и добавил: «А раб Божий Кирилл, твой богомолец, тоже тебя благословляет». «Кто такой Кирилл?» – спросил Вельяминов. «Прежний твой родич, а ныне инок, раб Божий и молитвенник за вас всех», – ответил Стефан. Велик был гнев Вельяминова. Несмотря на свое уважение к святому игумену, он позволил себе наговорить ему грубостей. Стефан вместо всякого ответа привел ему евангельский текст: «В какой бы город или селение ни вошли вы... там оставайтесь, пока не выйдете... А если кто не примет вас... то, выходя из дома... отрясите прах от ног своих». Сказав это, Стефан ушел из дома боярина. Тогда то вмешалась жена боярина, Ирина. Испуганная строгими словами Спасителя, обращенными теперь на ее дом, она стала умолять своего мужа как можно скорее помириться с игуменом и согласиться на монашеское призвание Кузьмы-Кирилла. Боярин уступил. Он послал за игуменом, попросил у него прощения и разрешил Кириллу поступать по своей воле – уйти в тот монастырь, который он сам выберет. Раздав все свое имущество бедным, Кирилл выбрал московский Симонов монастырь, где игуменом в то время был племянник Преп. Сергия, сын его брата, Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Патриарх против " политического православия " Интервью Председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) интернет-изданию " Украинская неделя " 05.03.2009 451 Время на чтение 8 минут - Отче, это правда, что вам дали монашеское имя в честь Патриарха, тогда еще митрополита Кирилла? - Да, это правда. При пострижении в монашество это имя мне дал митрополит Владимир. По-видимому, потому, что длительное время митрополит Кирилл был моим наставником и учителем, он меня и рукополагал в диаконы и священники. - Известно, что митрополит Кирилл выделялся демократизмом, даже либерализмом - вспомним хотя бы, что ещё во времена Горбачева он был едва ли не единственным, кто говорил о праве униатов иметь свою церковь на просторах СССР . Изменился ли он как человек, ставит ли новый сан его в более жесткие рамки? - Патриаршество - это совсем другой уровень ответственности, который налагает свой отпечаток на человека. Патриарх Кирилл уже никогда не будет митрополитом Кириллом, которым мы его знали, но многое останется. Он и сам во время последнего разговора со мной недели три тому назад в предвыборный период сказал, что следит за тем, чтоб ему не измениться, чтоб остаться тем человеком, которым был. Он создал вокруг себя в Москве , в Отделе внешних церковных связей такой островок свободы, где весьма уютно и свободно чувствуют себя молодые образованые люди. Он очень ценит молодежь, для него важны знание языков, светское образование. Он и сам очень молодым пришёл к высокому церковному служению. Возможно, потому всегда делает ставку на молодых и образованных. - Какие, по вашему мнению, могут произойти изменения в достаточно неуверенном статусе автономии УПЦ Московского патриархата? - Патриарх Кирилл станет гарантом стабильности нашей церкви, гарантом того, что не будет внутренних возмущений, связанных с вопросами изменения статуса, преодоления расколов. Думаю, он будет полно поддерживать нашего Предстоятеля. Вы, по-видимому, знаете, что в УПЦ идёт острая и открытая дискуссия относительно статуса церкви. Есть силы, которые говорят, что его нужно вернуть к статусу экзархата, а есть такие, которые считают, что нам нужна радикальная автокефалия. Позиция Предстоятеля нашей церкви заключается в том, что мы должны пойти средним путем. Он не раз подчёркивал, что тот статус, который мы имеем, является в настоящий момент оптимальным для нашего развития. Патриарх Кирилл в этом вопросе будет ориентироваться на позицию Блаженнейшего Митрополита Владимира и поддерживать его политику. В то же время он абсолютно положительно настроен на диалог со всеми, кто находится за пределами канонической церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/05/...

Поэтому монастырь, в его понимании, — это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: " И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси " . И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII века. Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в " Слове и похвале святым отцам Никейского собора " он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому " Притча о человеческой душе и о теле "  — это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в конце 60-х — начале 70-х годов XII века по мотивам " дела Феодорца " ( " слепец "  — это ростовский епископ Феодор, " хромец "  — Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым). Но, если вспомнить, поучения преподобного Феодосия были направлены, прежде всего, к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше — он формулирует " печерский идеал " как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу. Кирилл Туровский причислен к лику святых, день памяти — 28 апреля (11 мая). В. М. Кириллин . Кирилл Туровский Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой " паче всех на Руси " как " второй златословесный вития " (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010