Выбор монашеского пути Духовным отцом Кирилла Шевича в это время был Афанасий (Нечаев) – воспитанник Валаамского монастыря в России. Он известен тем, что был также и духовником Андрея Блюма (митрополита Антония Сурожского), о чём впоследствии неоднократно упоминал в своих воспоминаниях владыка Антоний. В это время Кирилл Шевич всё более ощущал своё призвание к монашеской жизни. Однако поскольку от него материально зависела вся его семья, о своих намерениях он никому не рассказывал. Лишь в 1938-м году Кирилл вступил в переписку с Силуаном Афонским, в которой упомянул и о своём желании. Старец благословил его на монашество такими словами: «Иди и изо всех сил взывай к людям: Покайтесь!”» Однако начавшаяся война так и не позволила Кириллу посетить Афон. В конце мая 1940 года за участие в организации младороссов Кирилл подпал под подозрение и был арестован французскими властями. Его отправили в концлагерь в Верне. В скором времени получив свободу, Кирилл Шевич 22 июня 1941 года был арестован уже оккупационными властями Германии и был отправлен в лагерь в Компьень. Во время пребывания в заключении Кирилл лишь утвердился в своём желании дать монашеские обеты, что и было им осуществлено сразу же после его освобождения. Произошло это 18 ноября 1941 года. Тогда духовником Кирилла был уже архимандрит Стефан (Светозаров), настоятель Свято-Троицкого прихода в Ванве. Он также был постриженником Валаамского монастыря, поэтому неслучайно, что новое имя Кирилл получил в честь преподобного Сергия Валаамского. Хиротония 11 сентября 1945 года епископом Владимиром (Тихоницким) было совершено рукоположение отца Сергия во диаконы, а уже на следующий день совершилась его иерейская хиротония. Отца Сергия сразу же назначили настоятелем храма Святой Троицы в Ванве, на место его духовника архимандрита Стефана, который был переведён на другой приход. Немного позже отец Сергий был назначен также и игуменом Свято-Духовского скита в Ле-Мениль-Сен-Дени . Важно отметить, что и в этот период не прерывалась связь с традицией Валаамского монастыря – как известно, тогда отец Сергий вёл переписку с известным Валаамским старцем Харитоном (Дунаевым), к чьим советам он весьма прислушивался.

http://pravoslavie.ru/122642.html

В свободное время Кирилл читал творения святых отцов, переписывал «Изречения отцов-пустынников» и «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника . В это время он почувствовал тягу к монашеской жизни, но он должен был материально помогать родителям, сестре, племяннику и двум пожилым женщинам из прислуги. Несмотря на это, он, насколько возможно, вел монашеский образ жизни в миру. В 1938 году он поделился своей тайной мечтой с Афонским старцем Силуаном. Старец Силуан благословил его, дав наставление, которое впоследствии оказалось пророческим: «Иди и изо всех сил взывай к людям: «Покайтесь!». После заключения Советско-Германского пакта о ненападении в конце мая 1940 года,  Кирилл, как бывший руководитель движения младороссов, вместе со своими соотечественниками был арестован, а 31 мая интернирован в концентрационный лагерь в Вернэ. Вскоре его освободили. А  22 июня 1941 года его арестовали уже представители германских властей. Кирилл, как и многие русские эмигранты, был интернирован в лагерь в Компьени. Вынести тяжелые месяцы заключения будущему подвижнику помогла глубокая вера и горячая молитва . 18 ноября 1941 года Кирилл произнес монашеские обеты, приняв новое имя в честь преподобного Сергия Валаамского. После освобождения отец Сергий окончательно отказался от убеждений, которых придерживался, будучи активным членом движения младороссов. В то время он жил у своего духовника архимандрита Стефана (Светозарова), настоятеля Свято-Троицкого прихода в Ванве (департамент О-де-Сэн), который обучал его основам монашеской жизни в соответствии с духовными традициями Валаамского монастыря, где он прежде жил. Отец Сергий активно участвовал в жизни прихода, занимаясь главным образом помощью верующим, оказавшимся в беде. Среди них был и Георгий (будущий отец Григорий) Круг, талантливый художник. По благословению владыки Николая Крутицкого 11 сентября 1945 года епископ Владимир (Тихоницкий) рукоположил отца Сергия в Александро-Невском соборе на рю Дарю в диаконы, а 12 сентября – в иереи; отец Сергий был назначен настоятелем храма Пресвятой Троицы в Ванве. Одновременно был настоятелем скита Святого Духа в Мениль-Сэн-Дэни близ Трапп (Ивлин), основатель которого, отец Андрей Сергиенко, вернулся в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Помолитесь обо мне, батюшка, чтобы я смог выполнить ваше святое слово!  Бог да укрепит тебя, чадо, Своею благодатью и милостью! А теперь я у тебя поисповедуюсь... Дверь снова отворилась, и в щель просунулось недовольное ли­цо иеромонаха. Увидев, что отец Кирилл исповедуется, келейник осторожно затворил ее. Взволнованный необычностью сказанного, я тихо молился, слушая исповедь старца, поразившую меня мудро­стью его суждений. После исповеди духовник продолжил беседу: - Расскажи, как дела на Псху и с кем живешь в скиту. Я поведал о пострижении четверых старичков в монашество в селе и инока Пантелеймона в скиту, а также о приезде иеромонаха, заодно в нескольких словах описав нашу жизнь. - Бог вас благословит, передай монахам и монахиням от меня поздравления! Только пути у всех все равно будут разные. Иноку по душе Север, если будет проситься, может поехать. Иеромонаху разрешаю строить свою келью. А ты продолжай подвизаться на своей Грибзе. - Понятно, батюшка. - Я слушал затаив дыхание. - Хорошо, что к тебе приезжают лаврские отцы. Есть тут жела­ющие поселиться на Псху. Вот, кстати, один хороший иеромонах просится в уединение, поговори с ним. Его зовут отец Филадельф. Познакомься с ним. - Благословите, батюшка. Отец Кирилл открыл ящик своего столика и достал конверт: - Это тебе на обустройство скита и церкви на Псху. А также вру­чаю и сосуды для литургии , их мне подарили в свое время Глин­ские старцы. Благословляю на Псху теперь служить литургии, хва­тит причащать людей запасными Дарами. Старайся приезжать раз в год ко мне, если сможешь. Ты сколько здесь еще пробудешь? - Несколько дней, отче. - Приходи ко мне днем, после трапезы, на правило. С Богом! В который раз я с волнением слушал слова Евангелия, которое проникновенно читал старец своим хрипловатым голосом. При пе­нии “Достойно есть” слезы выступили у меня на глазах: отец Ки­рилл очень любил петь тропари и кондаки Матери Божией. И еще его любимым пением являлся полиелей “Хвалите имя Господне”, где он всегда пел полузакрыв глаза. Братия на правиле тихо под­певала старцу, ведущему пение высоким старческим голоском. Каждый раз чтение и пение отца Кирилла на монашеском пра­виле создавали ощущение удивительного, исполненного благо­дати праздника.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

А предыстория этой поездки очень интересная. Сначала владыка Симон ходатайствовал о моем паломничестве, а потом не благословил. Мне же очень хотелось поехать, да еще чтобы со служением. И был у меня москвич знакомый. А в Москве как раз проходил Синод, кажется. Вот мой знакомец и подошел к владыке: «Владыко, вы уж благословите его на поездку, а то, может быть, больше не придется». После этого владыка Кирилл договорился с Вселенским патриархом по факсу, и меня и еще одного человека отправили на Афон с разрешением служения литургии во всех монастырях. Вот так это было. Посетил я тогда несколько монастырей афонских, и везде молился Богу и Пресвятой Богородице, чтобы на Святой горе пострига монашеского удостоиться. Подошел к иконе Божией Матери «Достойно есть», молился: «Матерь Божия, прости меня, что я, недостойный, прошу святогорского пострига. Недостойный я, недостойный, я смирюсь, я больше не буду». Но этого хватало на полдня, потом опять просил: «Дай мне постриг здесь, на Афоне!». Так несколько дней терзался. И вот уже нам уезжать скоро, осталось всего два дня до отъезда, наступило 18 октября, праздник святителей Московских Петра и прочих. И в тот день я удостоился монашеского пострига. Священство мое митрополит Петр освятил и монашество – митрополит Петр. Постригали меня в келье преподобного Силуана Афонского, где он молился. На полу кельи пшеница разбросана. Полы худые, запыленные иконки – келья была в первозданном виде. Сейчас там устроили церковь, все убрали, там службы бывают. Начался постриг. Постригал меня отец Гавриил, молдаванин. Восприемником, духовным отцом моим стал схимонах Савва. Лег я – там негде ползать, келья-то небольшая – и лежу… Слушаю и думаю: «Что со мной творится? Кто я есть, чтобы на Афоне постриг принимать?..» Кстати, когда постриг совершается по афонскому чину, имя выбираешь сам. Это у нас, в России, имя дает тот, кто постригает. Отец Гавриил подошел: «Брат, имя?» Я встрепенулся, думаю: сейчас назовет не пойми каким именем. «У нас на Афоне обычай – самому имя себе избирать». А у меня уже было имя надумано, жило оно во мне – Афанасий, в честь Афанасия Афонского. Я говорю: «Афанасий». «В честь какого?». Я говорю: «В честь преподобного Афанасия Афонского». Ну, вы, конечно, помните, что преподобный Афанасий Афонский отличался большим ростом. Начали крест благословлять, а у меня только крест с Афона. Я спрашиваю: «Батюшка, а вот этот крест подойдет?» Он говорит: «Пойдет». И с этим крестом афонским он меня постригал. Закончили постриг.

http://pravoslavie.ru/guest/070510104530...

Однако же дело их жизни, несмотря на гонения, не погибло, но и поныне приносит великие плоды в духовной и культурной жизни славянских стран. Предлагаемый сборник предназначен для широкого круга читателей. Он содержит жизнеописания святых братьев, сведения об их прославлении и почитании; рассказывает о наиболее значимой части их наследия, а также включает в себя молитвенный раздел и ряд приложений. Анна Маркова Житие святого равноапостольного Кирилла Детство Как и его старший брат, святой равноапостольный Мефодий, святой Кирилл происходил из семьи знатных уроженцев Фессалоник – друнгария Льва и его супруги Марии. Имя Кирилл – это монашеское имя – в миру святого звали Константином. Самый младший ребенок в семье, Константин, родился около 827 года. Как и для старших детей, Мария взяла для новорожденного Константина кормилицу, но ребенок решительно не хотел брать чужой груди, так что мать, наконец, должна была кормить его сама. Вскоре после рождения младшего сына его родители решили воздерживаться от плотского общения. В то время среди благочестивых людей Византии подобные обеты были не редки. С ранних лет Константин отличался большими способностями к учебе. Казалось, на нем лежало особое благословение. Когда ему было около семи лет, ему приснился сон, о котором он рассказал родителям: «Собрал стратиг всех девиц нашего города и обратился ко мне: «Выбери себе из них ту, которую хочешь иметь женой на помощь себе и супружество». Я же, взглянув и рассмотрев всех, увидел одну прекраснее всех: сверкающую лицом и украшенную золотыми ожерельями и жемчугом и всеми украшениями. Имя же ее было София, то есть мудрость. Ее избрал». Его родители, будучи людьми благочестивыми, истолковали этот сон в духовном плане. Друнгарий Лев сказал сыну: «Сын, храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей. Ибо заповедь – светильник закону и свет. Скажи мудрости: «Ты сестра моя» и разум назови родным твоим. Сияет мудрость сильнее солнца, и если ты возьмешь ее супругой – от многих зол избавишься с ее помощью».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

http://www.patriarchia.ru/db/text/1176331.html Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html 6 июня 2010 г. во время Первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. В своем обращении к собравшимся Патриарх Кирилл рассказал о том, как он более 20 лет назад впервые посетил Болдинский монастырь, когда нес архипастырские труды на Смоленской кафедре: «Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? – развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадил этого собора, построенного, по мнению ученых, Феодором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, который воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого, может быть самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его восстановления».

http://sobory.ru/article/?object=11062

" На сайте Фонда размещаются материалы, есть подробные отчеты. Очень важно, что публикуются имена людей и списки организаций, которые принимают участие в восстановлении монастыря. Очень важно, что ни одно имя не исчезает, потому что это наша русская традиция – чтобы каждый пожертвовавший частичку своих средств остался в памяти. Это наше общее дело, – сказал в заключение Д.А. Медведев. – Надеюсь, что принципы работы Фонда, его открытость, прозрачность его деятельности сохранятся и на будущее " . Затем прозвучало выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, восстановление Ново-Иерусалимского монастыря должно предполагать " не просто консервацию и сохранение оставшихся объектов, но восстановление обители в ее целостности, с учетом того, что различные эпохи оставили свой след на ее облике " . Кроме того, Святейший Владыка призвал учесть еще на этапе реставрации, что обитель должна быть восстановлена не только как памятник архитектуры, но и как действующий монастырь, что предполагает " возрождение во всей полноте монашеской, богослужебной паломнической, хозяйственной жизни, а также научно-просветительской и духовно-образовательной деятельности с опорой на традиции, заложенные Патриархом Никоном " . Особое внимание Предстоятель обратил на необходимость подготовки проектных предложений по воссозданию элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля, воспроизводившей, по замыслу его создателей, топографию святых мест Палестины. " Реализация такого проекта – фактически форма общественного договора, опирающегося на поддержку органов власти, православной общественности, на понимание и интерес широких слоев населения нашей страны, который даст надежду на возрождение уникального духовного центра России " , – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл и предложил провести по данной теме специальный круглый стол. В заключение Предстоятель Русской Церкви указал на недопустимость незаконной высотной застройки в охранной зоне монастыря и отметил, что если подобная практика продолжится, " огромные усилия " , прилагаемые для восстановление обители, будут в значительной степени сведены на нет.

http://religare.ru/2_96965.html

«На сайте Фонда размещаются материалы, есть подробные отчеты. Очень важно, что публикуются имена людей и списки организаций, которые принимают участие в восстановлении монастыря. Очень важно, что ни одно имя не исчезает, потому что это наша русская традиция — чтобы каждый пожертвовавший частичку своих средств остался в памяти. Это наше общее дело, — сказал в заключение Д.А. Медведев. — Надеюсь, что принципы работы Фонда, его открытость, прозрачность его деятельности сохранятся и на будущее». Затем прозвучало  выступление  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, восстановление Ново-Иерусалимского монастыря должно предполагать «не просто консервацию и сохранение оставшихся объектов, но восстановление обители в ее целостности, с учетом того, что различные эпохи оставили свой след на ее облике». Кроме того, Святейший Владыка призвал учесть еще на этапе реставрации, что обитель должна быть восстановлена не только как памятник архитектуры, но и как действующий монастырь, что предполагает «возрождение во всей полноте монашеской, богослужебной паломнической, хозяйственной жизни, а также научно-просветительской и духовно-образовательной деятельности с опорой на традиции, заложенные Патриархом Никоном». Особое внимание Предстоятель обратил на необходимость подготовки проектных предложений по воссозданию элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля, воспроизводившей, по замыслу его создателей, топографию святых мест Палестины. «Реализация такого проекта — фактически форма общественного договора, опирающегося на поддержку органов власти, православной общественности, на понимание и интерес широких слоев населения нашей страны, который даст надежду на возрождение уникального духовного центра России», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл и предложил провести по данной теме специальный круглый стол. В заключение Предстоятель Русской Церкви указал на недопустимость незаконной высотной застройки в охранной зоне монастыря и отметил, что если подобная практика продолжится, «огромные усилия», прилагаемые для восстановление обители, будут в значительной степени сведены на нет.

http://patriarchia.ru/db/text/2491739.ht...

От лица Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в паломничестве на Святую гору Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали митрополит Милетский Апостол и архимандрит Виссарион (Комзиас). В ходе пребывания на Святой горе Предстоятель Русской Православной Церкви  посетил административный центр Афона, совершил молебен в Успенском соборе Протата и имел встречу с членами Священного Кинота Святой Горы Афон, в которой принял участие также гражданский губернатор Афона А.Казмироглу. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в соборе святого великомученика Пантелеимона, всенощное бдение и Божественную литургию в Покровском соборе обители, вручил церковные награды ряду лиц, особо потрудившихся над восстановлением мест русского монашеского присутствия на Святой горе. Святейший Владыка посетил скит Старый Русик, где совершил освящение соборного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона и Божественную литургию в этом храме, и побывал в древнейшей русской обители на Афоне — скиту Ксилургу, где возглавил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе и молебен в нем. 28 мая на Святую Гору Афон прибыл Президент России В.В. Путин. После молебна в Успенском соборе Протата и встречи с членами Священного Кинота Глава Российского государства отправился в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где его встречали Святейший Патриарх Кирилл, игумен и братия обители. После молебна в Пантелеимоновском соборе, Президент России и Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрели храмы монастыря и провели беседу. В богослужениях участвовал праздничный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). Возвращаясь с Афона, Его Святейшество совершил молебен в кафедральном соборе Фессалоникийской митрополии, где его приветствовал митрополит Фессалоникийский Анфим . ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 46 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании. Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки. Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко. Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание. День памяти: 7(20) мая Преподобный Кирилл Белоезерский В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – Преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010