Между тем хан слышал о святой жизни и о чудесах св. Алексия и просил вел. князя прислать митрополита для исцеления больной его жены, угрожая, в противном случае, опустошить русскую землю. Отказываться было невозможно. Св. Алексий возложил упование на Господа и отправился к хану. Перед отправлением в путь он получил утешительное знамение: во время напутственного молебна сама собою зажглась свеча перед мощами св. Петра. Свечу эту св. Алексий взял с собой, совершил в Орде молебное пение, окропил больную святой водой, и она получила здравие и зрение. В память этого чуда св. Алексий построил монастырь в Кремле на земле, подаренной Тайдулой, и названный Чудовым. Не успел еще успокоиться св. Алексий от первого путешествия, как должен был снова ехать в Орду. Новый хан, Бердибек, требовал от русских князей новой тяжелой дани, угрожая, в противном случае, войной. Святитель Алексий при помощи исцеленной Тайдулы умилостивил хана и даже получил новый ярлык, подтверждавший права церкви и духовенства. Святитель скончался в 1378 г. Его мощи почивают в Чудовом монастыре. § 37. Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева лавра В княжение Ивана Калиты, в городе Радонеже, близ Москвы, жил один боярин, у которого было три сына. Средний сын Варфоломей (мирское имя Сергия) с самых ранних лет тяготился мирской жизнью и стремился в пустыню, чтобы там в посте и молитве жить только для Бога и спасения души. Но родители удерживали сына, просили не покидать их на старости; кроткий Варфоломей не решился бросить стариков и жил с ними до самой их смерти. Похоронив родителей, он вместе со своим братом Стефаном ушел искать места для пустынножительства. После долгих поисков они нашли, наконец, в 60 верстах от Москвы, место, которое им понравилось. На берегу речки они выстроили себе келью и маленькую церковь во имя Св. Троицы. Жутко было жить в диком лесу, где подолгу не случалось видеть человеческого лица, где ничего не было слышно, кроме завывания зверей. Не выдержал такой жизни Стефан и ушел в Москву. Сергий остался один. Еще страшнее и тоскливее стало вокруг кельи; одни дикие звери заглядывали к пустыннику; но он не боялся их и кротостью своей приручал их. Жил он так два года, пока слава об его святой жизни не распространилась далеко вокруг. Стали приходить к нему любители уединения с просьбой дозволить поселиться в его пустыни. Сергий не отказывал; таким образом, собралось вокруг него 12 подвижников и основался монастырь; братия заставила Сергия принять сан пресвитера и игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Лютницы. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь на погосте Лютницы /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Лютницы, от Твери 120 верст, от Бежецка 3 версты. Церковь Казанская, постройки 1737 года, каменная, престолов пять: холодных три: средний Казанской Божией Матери, правый Донской Божией Матери, левый Святителя Николая, теплых два: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Святителя Митрофана Воронежского. Церковные документы: опись 1846 года, метрические книги с 1780 года, исповедальные росписи с 1824 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Иоанн Матфеевич Жданов 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1887 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, законоучителем земского училища и Ревизором свечной епархиальной лавки, награжден в 1899 году скуфьей. Священник Иоанн Васильевич Рождественский 35-и лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1890 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1898 году набедренником. Диакон Александр Хрисанфович Соколов 40-ка лет, в служении с 1880 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Тимофей Александрович Ушаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Псаломщик Владимир Иринарович Талызин 29-ти лет, в должности с 1890 года. Церковный староста купец Григорий Васильевич Чистяков в должности с 1895 года. Прихожане: 1) Священика Жданова - в деревнях: Андреевском, Бармине, Збунове, Олсиньине, Корелове, Урвихине, Соломерове, Васькове, Старове под городнем - 160 дворов (661 мужчина, 607 женщин). 2) Священника Рождественского - в деревнях: Крутце, Иовме, Сменове, Старове-Фатюкове, Ягреневе, Борине, Икорникове, Филипкове, Юркине, Лукине, Маркове, Печкове, Борках - 197 дворов (819 мужчин, 886 женщин). В 1914 году служили: Священник Иоанн Рождественский 50-и лет, окончил семинарию, в служении 34 года. Священник Василий Плотников 28-ми лет, окончил семинарию, в приходе 1 год. Штатный диакон Александр Соколов 57-ми лет, на службе 36 лет, в Казанском храме 19 лет.

http://sobory.ru/article/?object=54426

В 1805 году разрешена пристройка с южной стороны Сергиевской церкви придела во имя мученика Валентина. Он строится на средства графини П. Мусиной-Пушкиной и освящается в августе 1806 года. После войны 1812 года разорённый храм приводится в порядок и вновь освящается 1 мая 1815 года. В 1830-е - начале 1840-х годов в трапезной происходят многочисленные перестройки, в результате которых, значительно изменяется и её внешний вид. В трапезном зале между двумя приделами - Афанасьевским и Ксенофонтовским - поставлен третий придел во имя Тихвинской Божией Матери. Освящён 21 ноября 1831 года, «ещё не озлащенный»... В 1839 году начинаются работы по возведению нового южного придела «над прахом рода графов Мусиных-Пушкиных» на месте первого Валентиновского придела. Одновременно на средства купца М.В. Лепехина возводится симметричный ему придел с северной стороны. В 1840-1841 годы вновь происходит перестройка в трапезной, в результате которой переносится средний престол из трапезного зала в объём церкви, Сергиевский храм переименовывается во имя Тихвинской Божией матери; освящен 9 ноября 1841 года. К этому времени уже заканчивалось строительство южного и северного приделов, которые и были в дальнейшем освящены: «1843 г. Июля 18 дня. Освящен придел во имя Св. муч. Валентина, Параскевы и Св. Василия Блаженного, устроенный на иждивение графов Мусиных-Пушкиных над их гробами, по правую сторону Тихвинского алтаря». 18 июня 1844 года архимандрит Мельхиседек «освящал придел Преп. Сергия Чудотворца, по левую сторону Тихвинского алтаря». В мае 1847 года предполагалось также «в нижнем этаже на юго-восточной стороне... устроить придел во имя Всех Святых». Но был ли устроен этот придел, обозначенный на копии чертежа (1842) как «вновь предполагаемый», пока неясно. В настоящее время храм в Новой трапезной возобновлён и освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери; южный придел освящён во имя святителя Феодора Симоновского; северный - во имя преподобного Сергия Радонежского. В нижних этажах пристроенных приделов освящены престолы во имя св. мчч. Валентина, Параскевы и св. Василия Блаженного (в южном) и во имя Всех Святых (в северном).

http://sobory.ru/article/?object=03318

В XIV и XV веках монашество с Афона распространилось на Балканах и в России. Носителями монашеского влияния были как путешествовавшие монахи, так и книги. Переводы на славянский язык делались на Афоне, в Константинополе, Сербии, Болгарии и в России монахами, знавшими греческий. Сам объем этого нового наплыва греческой духовной литературы привел к тому, что историки стали говорить о «втором» византийском или южно-славянском влиянии на Россию (первое последовало немедленно за крещением Руси в 988 г.). В большинстве своем переводились труды греческих, иногда сирийских Отцов классического святоотеческого периода, но также и средневековые византийские тексты, такие как Гимны преп. Симеона Нового Богослова († 1022) или писания о молитве исихастов XIV века. Более трудные и чисто теоретические богословские трактаты, такие как писания Паламы, превосходили понимание славянских читателей и не были ими востребованы. Кроме того, принципы исихазма среди славян не оспаривались. Поэтому эти трактаты остались непереведенными. За исключением высокого богословия, средний набор книг сербского, болгарского или русского монастыря этого периода содержал те же наименования, что и греческий монастырь Афона, Константинополя или Синайской горы. Может быть, наиболее впечатляющим явлением, связанным с исихастским возрождением, было распространение монашества в северной России. Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1314–1392) был общепризнанным отцом этой северной Фиваиды, как ее стали называть. Троицкая Лавра на северо-востоке от Москвы дала начало более чем 150 монастырям, основанным в XIV и XV веках в северных лесах учениками преподобного Сергия. Сам преп. Сергий мог почитаться как пример и отшельниками, и сторонниками общежительного монашества 90 . Его Житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым , представляет пример современного ему литературного стиля и описывает начало монашеской жизни Преподобного как «безмолвие» (славянское слово, соответствующее греческому συχα). Подобно египетским отцам, жившим с дикими зверями, преп. Сергий сдружился с медведем. Биограф постоянно подчеркивает добродетели простоты, смирения и братской любви, характерные для преп. Сергия, и повествует о нескольких примерах мистического опыта. Кроме того, его любовь к ручному труду и его организаторский талант помогли ему, следуя непосредственному повелению Константинопольского патриарха, основать в своем монастыре общежитие. В духе византийских исихастов, преп. Сергий был причастен к социальной и политической жизни своего времени. Разделяя взгляды болгарина митрополита Киприана, тесно связанного с византийским священноначалием, он поддерживал единство Русской Церкви, епархии которой находились во всех сильно враждовавших между собой княжествах Москвы и Литвы. Он также благословил московское войско перед его первым победным сражением с монголами (1380).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сегодня в монастыре четыре благолепных храма, белокаменный братский корпус, уютная гостиница, куда паломников и путников селят бесплатно. Словом, монастырь в наше время обрел новое дыхание. А какова численность братии? Братии у нас 12 человек, да еще 10 послушников. Средний возраст братии – 30-40 лет. Конечно, штат пополнять надо, но я считаю, что сегодня монастырь в первую очередь должен быть озабочен не количеством, а качеством братии. Прежде, чем постричь человека в монахи, нужно его 100 раз испытать, чтобы потом не случилось страшной беды: ухода монаха в мир, попрания им монашеских обетов, данных Самому Богу. В нынешнем году у нас был постриг, и для братии это стало и радостным, и масштабным событием. Жизнь Холковского монастыря я знаю изнутри, потому что с 2002 года по 2010 год нес здесь послушание благочинного, затем по благословению правящего архиерея какое-то время занимался возрождением храмов на приходах. И вот я снова в родном монастыре, вначале в качестве исполняющего обязанности наместника, а с июля этого года – наместник обители. Вспоминаю, что на первых порах, когда в обители оставались один-два монаха в священном сане, то служить каждый день не было никакой возможности. Необходимо было еще заниматься административными, хозяйственными делами. Но уже на протяжении многих лет службы совершаются ежедневно, что радует нашу монашескую семью. Есть люди в храме или нет людей, молитва должна возноситься.      Кстати, в 1997 году наш правящий архиерей – владыка Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил на меловых холмах три закладных камня. Один – на месте строительства храма в честь Донской иконы Божией Матери – покровительницы русского воинства. Второй – на месте надвратного храма в честь основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. Третий – на месте храма-часовни во имя святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас эти храмы вы можете видеть во всей их красе, с сиянием золотых куполов. А древний пещерный Свято-Троицкий храм, давший название современному монастырю, – это отдельный разговор. Скажу только, что, начиная с 2011 года, егостены и колонны с усердием очищались от неприличных надписей и выравнивались, а в притворе храма появилась огромная икона Воскресения Христова, вырезанная в меловой породе на стене пещер. В алтаре на горнем месте были вырезана икона Святой Троицы и Распятие. Есть такой замечательный белгородский мастер Сергей Николаевич Золотарев, который приходит сюда работать по ночам, чтобы никто не мешал. На меловых стенах он еще вырезал иконы Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и другие. Процесс продолжается. Примечательно, что резные меловые иконы становятся как бы окном в духовный мир для людей, потерявших зрение.

http://pravoslavie.ru/99838.html

Чурсино. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1867. Год утраты:Не установлен. Адрес: Белгородская область, Яковлевский район, с. Чурсино Координаты: 50.83504, 36.707252 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Из клировой ведомости того же, 1916 года, Сергиевской церкви Корочанского уезда Курской епархии села Чурсино узнаём, что «церковь построена в 1867 году тщанием прихожан. Здание деревянное, на каменном фундаменте; при ней колокольня деревянная, крепкая; церковь и колокольня покрыты железом, ограда каменная, крытая железом. Престолов в ней один – во имя преподобного Сергия Радонежского.По штату: священник и псаломщик. Жалование священника – 300 рублей, псаломщика – 100 рублей. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным – 3 десятины 1 200 квадратных саженей, пахоты – 29 десятин 1 200 квадратных саженей; всего – 33 десятины. Качество земли среднее, средний доход приносит 120 рублей в год. Церковная сторожка деревянная, крытая соломой, ветхая. Церковной школы нет. Но в приходе имеется начальная земская, помещается в собственном здании. Законоучителем в ней состоит священник Иоанн Самойлов. Староста церковный – крестьянин Фёдор Павлов Мезенцев (с 1915 года)». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=29666

Красное. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Само название «село» говорит о том, что в нём должна быть церковь. В селе Красное достопримечательностью является церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная в 1808 году благодельцем села князем Василием Галициным. В ней было три престола: средний – в честь Божьей Матери иконы её Смоленской, празднуемой по новому стилю 10 августа, с правой стороны – в честь святого Дмитрия Ростовского, с левой – в честь преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца. По штату при церкви состояло 2 священника, 1 дьякон и 2 псаломщика. Их содержание полностью лежало на государстве. В советское время Смоленскую церковь постигла горькая участь: в 30-е годы сбросили с неё колокол, растащили иконы. Несмотря на это, веру в людях не убили. В 1978 году церковь превратилась вдруг в увеселительное заведение – ресторан “Русь”. Но в 1994 году в феврале церковь стали восстанавливать. Помощь оказывали все жители села Красное. Церковь – духовный центр села. Основные события в жизни сельчан происходят именно здесь: крещение, венчание, отпевание. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Село Красное, церковь каменная, в честь Рождества Христова, построена в 1780 г., трёхпрестольная. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04603

Раба Божия Елена. Раба божия Елена 2016/01/15, 06:44:32 О, Преподобный Сергий Радонежский! Обращаюсь к тебе с просьбой. От всего сердца прошу помоги моему внуку р.б.Кириллу сдать 15.01.2016 экзамен по механике на хорошо или отлично. Будь ему верным помощником, дай ему силы, ясность ума, чтобы достались ему вопросы, которые он хорошо знает. Обереги его от ошибок иволнения. Пусть преподаватель будет благосклонен и не строг. Прости нам все грехи вольные и невольные. Уповаю на твою милость. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.б. Наталия 2016/01/15, 06:29:55 О, Преподобный Сергий Радонежский! Спасибо тебе за помощь, за то , что помогаешь нам! О, Преподобный Сергий Радонежский, моли Господа Бога о нас. Преподобный Сергий Радонежский пожалуйста услышь мою материнскую молитву. Прошу тебя помоги моей дочери р.б. Елене сегодня в сдаче экзамена на отлично . Не оставь ее в трудную минуту, пусть вопросы попадутся легкими, ответы будут четкими. Помоги ей не растеряться на экзамене, дай ей ясность ума и спокойствие. Пусть преподаватель будет к ней благосклонен. Попроси у Господа нашего простить грехи ей вольные и невольные. Не оставь р.б. Елену в трудный час, трудную минуту. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Надежда 2016/01/15, 03:53:09 " в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. " Ефес. 3:12. И потому Христос повелел нам молиться Отцу во имя Свое ( " Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. " Ин. 14:14; " Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. " Ин. 15:7; " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. " Ин. 16:24 Евгения, вам тексты привести молитв " святым " в чье имя там просят? Или сами найдете в чье имя там просят? Так кого Библия говорит прость надо? Святых? Владимир 2016/01/15, 03:52:00 Вы язычники чистой воды, у них было если в море помолись посейдону богу моря, если нужен урожай помолись деметре богине плодородия, о усопших помолись Пегас богу смерти... У вас в пути помолись угоднику, за другое Марии, за третье матроне. Где место Богу если на каждый случай по пять святых? В Библии что сказано? Богу одному молись и поклоняйся.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Что такое «право верующих»? Что значит «право веровать»? На вопросы отвечает протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. 21.07.2014 08:06:02 Протоиерей Александр Абрамов           - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы слушаете прямой эфир радио «Радонеж». С вами будет на протяжении предстоящего часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. Как обычно, я хотел бы начать  с  евангельского чтения предшествующего воскресного дня, чтобы дать настрой на сегодняшний разговор. В воскресный день накануне мы слышали за Божественной литургией Евангелие от Матфея: «Итак всякого, кто исповедует меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от  Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая Ему, сказал: вот мы все оставили и пошли за Тобой. Что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей - сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. …И всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же первые будут последними. И последние первыми.  Удивительны слова Спасителя о необходимости отказаться от того, что для нас составляет очевидный смысл земной жизни. Родство, близкие, дружба -  то немногое, что нам удается стяжать на земле. Эти слова Спаситель говорит в евангельском отрывке, который читается в церковный, праздничный день Всех Святых. Иными словами, церковь нам говорит: так жили святые люди, так они прославились на земле, и так они призваны к Богу.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-pravo...

Мученик Зосима Пустынник (19 сентября) «Дометиан, правитель Киликии... увидал множество зверей, посреди которых ходил старец и беседовал с ними, как с людьми. Охотники бросились на них и, когда звери убежали, взяли старца и привели к князю, думая, что он – волшебник и совершает чарованья в пустыне... На вопрос кто он такой и как его зовут, Святой ответил: – Я – христианин, имя мое – Зосима... Я не для волшебства живу в пустыне; но, будучи сам христианин, я не могу жить в городе с неверующими, – поэтому и пошел в пустыню, желая лучше быть со зверями, нежели с людьми злыми – врагами Господа моего Иису­са Христа... Бог же, знающий служащих Ему и промышляющий о них, и меня благоустроив по Своей благости, покорил мне на утешение мое диких зверей – и вот я живу с ними, радуясь о Господе и возложив на Него все свое упование» с. 355]. Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня) «Часто святой Колумбан, уходя в лес поститься или молиться, призывал к себе диких птиц и зверей, которые немедленно отзывались на его призыв и приходили к нему, он гладил их и ласкал, а лесные обитатели резвились вокруг своего друга, скача от радости и прыгая на него, как прыгает молодой пес на хозяина. Даже маленькая дикая белка спускалась с верхушки дерева и играла с ним» [VIII, с. 92]. Мученик Потит (1 июля) «Святой Потит отправился на пустынную гору, прозывавшуюся Гаргара, и там жил со зверями как с овцами, ибо, по божественному повелению, звери повиновались ему и следовали за ним» с. 20]. Преподобный Варлаам Керетский (6 ноября) «Остальную жизнь свою он провел отшельником в постриге – сначала у озера Керетского, потом в пещере на самом берегу Белого моря, где он прожил до ста лет с дикими зверями » [VI, с. 609]. Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября) «Мимо его одинокой келии пробегали стаи голодных волков и скрывались в чаще леса, или же подходили к Преподобному и как бы обнюхивали его; заходили сюда и медведи . Но сила молитвы спасала пустынника» с. 518]. «Преподобный Сергий Радонежский с дикими зверями». Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия. Москва. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010