( ) 191 В – Но кто же говорил жене самарянке: Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся ( Ин.4:22 )? И потом, как может принимать поклонение Тот, Кто причисляет Себя к поклонникам? 192 ( А – Однако, друг мой, ты уж слишком часто произносишь это словечко «кто», не знаю для чего отысканное невежами. Ведь никак не разделился Христос.) 193 А Тот, Кто говорил с этой женой, был один и единственный Господь Иисус Христос, неизреченно составленный из поклоняющегося человечества и из принимающего поклонение Божества 194 . Подобное этому можно, конечно, сказать и иным образом. А именно, поскольку Он есть Бог, Его можно считать Самим Господом славы; а поскольку Он стал человеком, который прославляется Богом по причастию, Он нуждается в славе, говоря: Отче, прославь Сына Твоего ( Ин.17:1 ). Но один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ). Значит, подобно тому, как есть одна вера во Христа и поистине одно крещение, хотя мы крестились и уверовали в Отца и Сына и Святого Духа, таким же точно образом и на таком же основании есть одно поклонение Отцу, и вочеловечившемуся Сыну, и Святому Духу. И Единородный никак не будет лишен того поклонения, которое должно быть приносимо Ему как от нас самих, так и от святых ангелов, даже если Он стал плотью и обитал с нами (ср. Ин.1:14 ) и наименован Первородным между многими братьями (ср. Рим.8:29 ). Не стоит ли рассмотреть, каким впредь могло бы быть слово веры (ср. Рим.10:8 ) о Нем? Ведь те, кто предпочтут истинное рассуждение, не смогут утверждать, будто мы уверовали только в Слово, рожденное от Бога, обнажая Его тем самым от плоти. В свою очередь и мы не минуем этого вопроса, но дадим и объяснение. ( В – Какое именно?) 195 А – Дело в том, что мы верим ни в одного из подобных нам, ни, разумеется, в человека, но мы верим в Бога по природе и истине в лице Христа. Такому суждению будет способствовать и мудрый Павел, который пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] светом познания славы Его, в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

20). Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? «Апостол Павел, проповедуя, что человек оправдывается верой без дел, был неверно понят принявшими сказанное в том смысле, что как полагали они, раз они единожды уверовали во Христа, то спасены через веру, даже если поступают дурно и живут порочно и постыдно. А данное место послания Иакова объясняет смысл (сказанного) апостолом Павлом (и показывает), как надлежит понимать его… Не противоречат друг другу изречения двух апостолов, Павла и Иакова, когда один говорит, что человек оправдывается верой без дел, а другой утверждает, что вера без дел, – мертва, ибо первый рассуждает о делах, предшествующих вере, а второй, – о тех, что следуют за верой, как во многих местах утверждает и сам апостол Павел» (блж. Августин. О 83 вопросах, 76). 21–23). Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». «Так как блаженный Иаков говорит, что Авраам, принесший Исаака, сына своего, на жертвенник, был оправдан делами, а Павел говорит, что он был оправдан по вере ( Евр.11:17–19 ), то следует понимать кажущееся противоречие следующим образом: (Авраам) уверовал прежде, чем у него родился Исаак и в качестве награды за веру получил Исаака. Однако когда он принес Исаака на жертвенник, он не только исполнил то, что было ему поручено, но не отступил и от веры в то, что в Исааке его семя умножится как звезды, решив, что Бог может поднять и из мертвых» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Взирая на пример одного и того же праведника, Иаков хвалит величие его дел, Павел же, – постоянство веры и нет противоречия между тем, что пишут Павел и Иаков. Ведь оба знали, что Авраам совершен как верой, так и делами, просто каждый из них обращал большее внимание на ту добродетель, в которой более нуждались адресаты его послания» (св. Беда). «Некоторые отцы понимали это так: Авраам есть образ той и другой веры, – и той, которая до крещения, и не требует дел, а только одного исповедания спасения; и той, которая после крещения, и которая соединена с делами… Первая вера оправдывает приходящего одним только исповеданием, если он тотчас отрешился от (прежней) жизни, ибо у него нет дел, но для него достаточно очищения через крещение, а другая требует выказывания добрых дел от уже крещенного» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

—223— есть другой, отличный от Иисуса. Поэтому благовременно сказать о них словами пророка Иезекииля: „как мать, (такова) и дочь; дочь матери своей есть ты“ ( Иез.16:44–45 ), ибо и народ страдал тем же, чем и получившие начальство. Впрочем, полезно обратить внимание на то, что народ был уже благоуготован к вере, так что словами Спасителя убеждается отчасти к удивлению пред Ним, но, не имея руководства со стороны своих начальников, увлекается на разделяющийся на многие стези путь догадок, причём одни говорят и уже веруют, что это Христос, а другие – пророк. И действительно, прибавленное „истинно“ выразительно указует уже на некую твёрдость рассуждения и заставляет предполагать восприятие веры (в них). Ин.7:41, 42 . Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? 9 Не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, приходит Христос? 10 Не без труда делают Иудеи исследование, относящееся ко Христу. Оказываются рассуждающими всем умом своим и посредством разнообразных мыслей желающими получить истинное о Нём представление. Сначала приведённые в удивление словами Его и Его превеликое дерзновение в учении уже приняв в руководство себе к тому, чтобы мыслить о Нем нечто великое, они исследуют теперь также и само божественное писание, надеясь найти —224— там неложнейшее о Нём понятие, как это и есть на самом деле. Так они веруют, очевидно убеждённые пророчествами о Нём, что Он будет от семени преблаженного Давида и появится в Вифлееме Иудейском, ибо „поклялся Господь Давиду в истине, говорит в одном месте премудрый Певец, и не отвергнет его 11 : от плода чрева твоего посажу на престол твой“ ( Пс.131:11 ), – и пророк говорит: „и ты Вифлеем, дом Ефрафы, мал ты, (чтобы) быть в тысячах Иудиных, ибо из тебя Мне изыдет (Некто, чтобы) быть начальником Израиля, и исходы Его от начала от дней века“ ( Мих.5:2 ). Впрочем, неруководимый никем ум Иудеев заблуждался и ошибался о Христе ради одного только Назарета, лежавшего в Галилее, в коем воспитан Господь, как гласила о том общая молва, о чём один из святых евангелистов говорит так: „пришёл в Назарет, где был воспитан“ ( Лк.4:16 ). Не знали они, что родился в Вифлееме Иудейском от Святой Девы, бывшей от семени Давида, ибо был родом из колена Иудина,– и потому одно только воспитание Господа в Назарете отклоняет их от истины и вводит в ошибку против здравого смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(22) Святого Григория Богослова из «Слова на Рождество»: «Когда же я говорю «Божий», то имею в виду Отца, и Сына, и Святого Духа, потому что Божество [у нас] не растекается сверх этого числа, чтобы не вводить толпу богов, и не ограничивается меньшим, чтобы нас не осудили за недостаток Божества, как иудействующих из-за единоначалия – или эллинствующих из-за преизбытка: ибо зло и там, и там одинаковое, хотя это и противоположности. Так вот и Святые Святых, сокрываемые серафимами и прославляемые тремя освящениями, сходятся в одно Господство и Божество, о чем и иной некто прежде нас любомудрствовал прекраснейшим и высочайшим образом» 25 . (23) И святой Кирилл Александрийский в «Слове к Евфимию о Духе», коего начало: «Благих трудов»: «Что же, разве не называет Писание слова Самого Бога словами Духа? Ведь боговещанный Исаия, повествуя нам о необычайном этом и ужаснейшем видении, говорит: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. И, прибавив еще кое-что, продолжает: И услышал я голос Господа Саваофа, говорящего: Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите ( Ис. 6:8–9 ). Но божественный Иоанн говорит о Единородном: Сие сказал Исаия, который видел славу Его и говорил о Нем ( Ин. 12:41 ). Мудрейший же Стефан сказал, обращаясь к иудеям: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем, вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян. 7:51 ). Разве еще не ясно, что инаковостью своей особой ипостаси вполне распознается, что есть Отец, что Сын, а что – Дух, совпадением же в природном единстве – всех Их присутствия, и речи, и сопричастность, и действие, и слава и все, что украшает Божественную природу?» 26 Что же, разве любой, кто хоть немного знаком с догматикой, не увидит явственно, что Трисвятая песнь «инаковостью своей особой ипостаси», как сказал божественный отец, показует Отца, и Сына, и Духа Святого, а словом «Господь» – единоначалие и «совпадение в природном единстве». Ибо числительное «трижды» есть обозначение трех, а одного – единица. Поэтому «Свят, Свят, Свят» и трисвят, ибо три ипостаси, «Господь», потому что три ипостаси – один Бог . Трое же суть один Бог, потому что одно Божество, и то, что от Него, к Нему же относится, и ипостаси не выходят за Его пределы, не составляются и не сливаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

(23) О тех, которые поклоняются творению вместо Творца, он говорит: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» 11 . Пишет негде Павел призванным из язычников, то есть нам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога» 12 . Итак, Кого мы познали через веру, как не Христа Иисуса? Поэтому, если мы познали Его как Бога и как Бога прославляем, мы поистине просвещены. Если же мы изменяем славу Его, то и мы осуетились в своих умствованиях. Ведь если мы вполне уверовали в Него, то веруем как в Бога, а иначе мы должны будем непременно признать, что и ныне мы удерживаемся в сетях древнего заблуждения, веруя в простого человека. Но это неправда. (24) «И как они не посчитали нужным 13 иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» 14 . Если мы познали Христа как Бога, то не будем же отвергать как ненужное знание о Нем, утверждая, что Он простой человек. А если мы по невежеству дерзнем поступать так, то непременно впадем вместе с прочими в превратный ум. (25) «Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» 15 . Блаженный Павел говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое» 16 . И другой из святых апостолов сказал: «Един есть Законодатель и Судия» 17 . И сам Давид поет: «Так как Бог – Судия» 18 . Поэтому если он говорит, что праведным судом Божиим будет решение о каждом на Божественном судилище, которое вынесет Сам Христос (ибо мы предстанем перед судилищем Его, притом не как перед одним из подобных нам, но как перед Судиею, Богом и Законодателем), то каким образом Христос – не Бог? (26) «Ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех 19 верующих» 20 . Независимо от закона, говорит он, есть правда через веру во Христа Иисуса, о которой, говорит он, засвидетельствовали и святые пророки. Тогда каким образом не Бог Тот, Кто оправдывает верующих именно в то, что Он воистину есть Бог ? Ведь к этому как конечной цели направлена вера. А раз святые пророки свидетельствуют в пользу веры во Христа, кто дерзнет утверждать, что Он – не Бог по причине человеческого, то есть тогда, когда Слово стало плотью?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

24). Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верой только? «(Как вера понимается двояко), так и в слове «дела» усматриваются два значения. Делами называются дела, подтверждающие веру, не имея которых она остается мертвой. Делами называются также и дела закона, без которых оправдывается Авраам и все христиане, ибо кто станет противоречить тому, что к нечистому не приступит вера (разумею веру дел)? Как миро не может сохраниться в сосуде, полном грязи, так и в человеке нечистом не будет находиться вера Божия» (блж. Феофилакт). 25). Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? «Чтобы не говорили некоторые, что пример праотца Авраама в их случае не подходит, поскольку ни от кого из них не требуется приносить детей в жертву Богу, тем более и Сам Бог запрещает подобное в Писании, Иаков приводит еще один пример, – порочной женщины, женщины-чужеземки, которая делами милосердия, оказав гостеприимство даже с риском для собственной жизни, послужила Богу» (св. Беда). 26). Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. «Правая и безукоризненная вера, которой сопутствует свет добрых дел, исполняет нас всякого блага и доставляет блистательную славу. Но свет дел, если он чужд правых догматов и неповрежденной веры, душе человеческой не окажет никакой пользы. Ибо, как вера без дел мертва, так и противоположное истинно» (св. Кирилл Александрийский . На Святой Символ, 1). Третья глава 1). Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, «Тот, кто не будучи научен, претендует на роль наставника, проповедует Христа не так, как должно и примет большее осуждение, чем если бы он погиб в своих преступных заблуждениях в одиночестве» (св. Беда). «Так как учение без применения к делу не только не полезно, но и приносит большой вред… (Иаков) запрещает учить тем, которые учат, не выполняя своего учения на деле» (св. Иоанн Златоуст . Фрагменты). «Истинно духовные люди и достойные учителя почти не могут являться в виде избыточествующего множества, поскольку им свойственно познание своего недостоинства и смирение, то доколе можно, скрываются они в числе учеников и никогда по своей воле не умножают собой числа учителей… В Апостолах видим готовность быть ловцами человеков и проповедывать царствие небесное; но ни в одном из них не видим того, чтобы он сам себя представил к званию Апостола» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 9 июня 1848 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

—260— логические сказания, как эти народы привносили в свои сказания элементы из других религий. Будущее более интересует человека, чем прошедшее. Интересно, конечно, знать, как образовывался этот мир, но несравненно важнее знать, что будет с этим миром. Можно даже сказать, что вопрос о происхождении возбуждает в нас интерес лишь потому, что нам присуща мысль, что происхождение предмета всегда в некоторой мере объясняет его назначение и судьбу. Прошедшего не вернёшь, но зная прошедшее, можно догадываться о будущем. Однако будущее может быть узнано человеком и при незнании прошедшего. Оно может быть открыто человеку свыше. Оставив теперь в стороне научные гадания и языческие верования о конце мира, обратимся к тому, что возвещает нам об этом Богооткровенная религия. В пророческих книгах ветхого завета можно найти несколько мест, направляющих нашу мысль к последним судьбам мира. «Рыдайте, говорит пророк Исаия, ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила от Всемогущего... Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустыней и истребить с неё грешников её. Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим. Я... потрясу небо и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» 2187 . Полтора столетия спустя пророк Иезекииль, угрожая фараону Египетскому, говорит подобным же языком: «и когда ты угаснешь, закрою небеса и звёзды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящие на небе, помрачу пред тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог» 2188 . Пророк Иоиль, обращаясь к израильскому народу и прозревая его будущие судьбы, говорит: «потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся и звёзды потеряют свой свет... И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде не- —261— жели наступит день Господень, великий, страшный.... Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господ с Сиона, и даст глас свой из Иерусалима...» 2189 . Книгу пророка Даниила называют Ветхозаветным апокалипсисом. Действительно пророческие видения ветхозаветного тайновидца, описанные им в VII гл. его книги замечательно сходны с видениями св. Иоанна, описанными в XIII гл. апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(27) «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» 21 . Если то, что мы грешим, приводит к лишению славы Божией, поскольку Он не знает греха, о Христе же написано, что «Он не сделал греха» 22 , а мы по той причине лишаемся Его славы, что прегрешаем, стало быть, даже с плотью Слово – Бог , ведь Он не сделал греха. (28) «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» 23 . Закон, данный чрез Моисея, учил израильтян поклоняться единому Богу. Ведь он говорит: «Господь, Бог твой 24 , Господь един есть» 25 . Но и Сам Бог взывает к ним, говоря: «Да не будет у тебя других богов кроме Меня» 26 . Так неужели вера во Христа привела призванных через нее к тому, чтобы они не поклонялись единому по природе Богу? Неужели мы уничтожаем закон, который приводит к единому истинному Богу? Никак, говорит он, но закон утверждаем. Следовательно, мы приступаем ко Христу как к Богу, чтобы нам не подвергнуться обвинению в том, будто мы отменяем закон, но, напротив, чтобы заслужить похвалу как утверждающим закон через веру. (29) Об Аврааме он говорит: «Пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее» 27 . Итак, если способность животворить мертвых не может подойти никому другому, как только Богу по природе, а Христос даже посредством собственной плоти животворит подпавших тлению, касаясь мертвых и воскрешая их, то каким образом не Бог истинный Тот, Кто и другим дал власть воздвигать мертвых именем Его? (30) «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» 28 . Мы умираем для закона, прекращая служение по нему, и принадлежим другому, Воскресшему из мертвых, то есть Христу, стараясь следовать Его евангельским предписаниям, чтобы принести плод Богу. Глава же евангельских предписаний – вера в Него, и таков наш плод, который мы приносим Христу как Богу. Стало быть, Воскресший из мертвых есть Бог , поскольку Слово стало плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2:15). То, что передается от родителей к детям, есть не грех, а смертность и рабство, а это создает условия, в которых грех неизбежен. Об этом пишет, в частности, Феодорит Киррский:    Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть.    Это дарвиновская модель: страх смерти порождает борьбу за выживание, а выжить можно только за счет других — выживают сильные, победившие слабых. Как пишет Феодор Мопсуэстийский,    Став смертными, мы приобрели неотвратимость греха, потому что мы нуждаемся в еде и питье, и во многом другом, а мечта достичь всего неизбежно толкает нас к греховным «страстям».    Ссылки на святых отцов можно легко умножить, и их контекст понятен, если вспомнить, что греческие отцы читали в оригинале знаменитое место из Послания к Римлянам (как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что (или «из-за смерти» — И. М.) все согрешили — Рим. 5:12) и не были связаны неверным латинским переводом «в Адаме».    Именно смертное, тленное и падшее человечество и было воспринято Словом. Это особенно хорошо понимали защитники высокой христологии, александрийские отцы Афанасий и Кирилл. В этом и причина того, что их христологические установки делали теопасхизм неизбежным: Само Божественное Слово добровольно восприняло смертное человечество и поэтому должно было умереть во плоти. Здесь предполагается не «антропологический минимализм», как однажды написал Г. Флоровский, а, наоборот, утверждение, что человечество и его падшее состояние были настолько реальными и основополагающими, что вызвали самоистощание Бога как условие спасения и истинного восстановления.    То, что александрийская высокая христология не полагает умаления человечества во Христе Иисусе, явствует также из спора об афтартодокетизме Юлиана Галикарнасского в VI в. Утверждение Юлиана было простым: поскольку смерть и тление (φθορα) являются последствиями человеческого греха, они не могли быть свойственны Иисусу, Который не грешил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

2, 4) (Духовное слово) питает лучше хлеба, исцеляет лучше лекарств, выжигает сильнее огня; не причиняя боли, оно останавливает течение дурных мыслей... ( 37, 497 ). Как искра, когда коснется дров, зажигает их, делает новым источником пламени и, таким образом, простирается дальше и дальше, так и проповедь. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 485 ). «Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» ( Лк. 14, 21 ). Итак, домовладыка разгневался на иудейских вельмож за то, что они презрели Его великую вечерю, и на место их позвал больных и отверженных, лежавших на улицах и в переулках, то есть тех, которые в иудейском народе считались немощными, до того времени имели ум хромающий, помраченный великой тьмой, но которые вскоре, по вере во Христа, сделались здоровыми и крепкими. Приняв в себя Божественный свет, они научились ходить по стезям правым. А что весьма многие из простого иудейского народа уверовали, это всякий может узнать, если прочтет Деяния святых апостолов. Там видим, как от проповеди Петра сперва уверовали три тысячи, потом пять тысяч и снова великое множество. Святитель Кирилл Александрийский ( 116, 172–173 ). «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею... и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» ( Мф. 28, 16–17 ). Это, мне кажется, было то последнее явление Иисуса Христа в Галилее, когда Он послал их с повелением крестить. Если же некоторые усомнились, то и в этом случае подивись их (евангелистов. – Ред.) Любви к истине: они не скрывали своих погрешностей, даже случившихся в последние дни. Итак, что Он сказал, явившись им? «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). Опять говорит с ними по-человечески, поскольку они не приняли еще Духа Святого, Который бы сделал их возвышеннее. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19–20 ). Здесь Он говорит об учении и заповедях, но ничего не упоминает об иудеях, молчит о прежних происшествиях, не укоряет Петра за его отречение и никого из прочих за бегство, а только повелевает возвестить по всей вселенной учение, которое вверил им вместе с заповедью о крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010