«В этом нерадостном опыте, писал митрополит Филарет 9 ноября, можно усмо­треть нерадостную истину, что и обдуманный закон против злоупотреблений не вполне и не вдруг достигает цели, при недостатке беспристрастия и твердости в действиях по нему» 13 . Патриарх Иоаким II (1860–1863 гг.), по вступлении на престол, стал в открытую оппозицию «Общим канонизмам», не хотел, вводить их в действие и вновь пригласил для участия в синоде, бывших геронтов. Лишь в конце марта 1861 года он, в ответ на неоднократные требования синода, сообщил некоторые главы нового устава, давно уже утвержденные султаном и присланные в патриархию, но применять их к делу по прежнему медлил, ссы­лаясь на то, что канонизмы требуют пересмотра и изменения. 14 Это послужило поводом к сильному разладу между патриархом и митрополитом. В сентябре того же года некоторые члены синода обратились в Порту с жалобою на патриарха, обвиняя его в отступлении от канонизмов, властолюбии и корыстолюбии и прося низложить его с пре­стола. Разгневанный патриарх приказал схватить трех синодальных архиереев – ефесского, никомидийского и филиппопольского и силою удалил в ссылку первых двух на острова Принкипо и Антигону, а последнего на о. св. Сте­фана. Вслед за тем, не дожидаясь распоряжений Порты по поводу жалобы, патриарх обратился к правительству с прось­бой сообщить ему обвинительные пункты, дабы он мог дать по поводу их разъяснения, причем готов подвергнуться и наказанию, если жалоба окажется справедливой. 5 октября в патриархию была отправлена копия жалобы на патриарха, а вместе с тем был издан приказ, чтобы патриарх образовал по делу следственную комиссию (’ανακριτικ ’επιτροπ). В состав этой комиссии вошли: бывшие константинопольские патриархи Григорий VI, Анфим VI и Кирилл VII, иерусалимский патриарх Кирилл и синодальные архиереи, не подписавшие жалобы на патриарха, именно: халкидонский, драмский, меленикский, самаковский, гано-хорский, зворникский и халепский, а также ставропольский митрополит Константин Типалд, схоларх Халкинский богослов­ской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Кирилл был рядом, куда ближе дяди Павла, но по обычной неприязни ничем не дал себя знать. Впрочем, и Михаил же его не искал. А проект Манифеста был составлен вот как хитро: будто Государь давно уже решил ввести широкую конституцию и только ждал дня окончания войны. А правительство, теперь уже бывшее, не хотело ответственности министров перед Отечеством и затягивало проект. А теперь Государь, осеняя себя крестным знамением, устанавливает новый государственный строй и предлагает Председателю Государственной Думы немедленно составить новый кабинет. И возобновить заседания Думы. И безотлагательно собирать законодательное Собрание. Хотел дядя Павел скорее мишиной подписи, чтобы лучше убедить Ники – и сейчас же отсылать на подпись ему. Нельзя было задерживать. И посыльной ждал. Да что ж, это хорошо! И спасти трон, и не быть регентом. Михаил быстро подписал. И подумал, что – нет, вот и Кирилл незлобив: вот и он не отказывался помочь Николаю. А что новый сразу государственный строй – так теперь в чём-то надо уступить. Трудно определить, в чём. И ушёл посыльной, спрятав пакет во внутренний карман пальто. Одна копия, ещё не подписанная Государем, сейчас пойдёт в Думу для успокоения. Ушёл, – а Михаил ходил-ходил в своём заточении, одиночестве, под уличную стрельбу – и что-то стал раздумываться: ах, его ли это было дело – подписывать? Его ли дело было мешаться в такие важные советы? Да зачем же ему вмешиваться в эту ужасную политическую суетню? И сразу – копия в Думу? А с Гатчиной, вот, не было телефона. Ходил, ходил по комнате мучительно, даже костями пальцев хрустел. Не знал он, как правильно! И поэтому лучше всего: позвонить сейчас в Думу, у кого этот пакет, – и пусть его подпись снимут. Ни к чему ему туда мешаться. И телеграмму бы не посылать. Уже послали?… 283 Хотел Соколов со своими солдатскими депутатами пристроиться тут же, при ИК, за занавеской, – нет, будете мешать заседанию Исполнительного Комитета. Вернулись бы в большую комнату 12, – нет, там не расходился народ – стояли, топтались, галдели, понравилось. Пошли ещё комнату искать. Нашли секретарскую: стол есть, несколько стульев, остальные и постоят, ничего. А курить – везде теперь можно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Зиминский уезд Тулуновский (Нижнеудинский) уезд Киренский уезд Итого: 95 (+ «21 колеблющийся) Примечательно, что в данный период власти невольно приходилось считаться с религиозностью населения. Например, на заседании Черемховского райкома ВКП(б) 10 апреля 1925 г. было отменено постановление о переносе нерабочих дней Пасхи на празднование Первого мая: железнодорожники в праздничные пасхальные дни не соглашались подавать вагоны для погрузки угля. «Райком вынужден был принять решение «не производить на Пасху работы по добыче угля» . Архиепископ Гурий (Степанов) В феврале 1924 г. Патриархом Тихоном на Иркутскую кафедру управляющим епархией был назначен архиепископ Гурий (Степанов) (1880-1937/38), но выехать в Иркутск и вступить в должность он не успел, так как был освобожден из заключения архиеп. Анатолий. В начале 1924 г. он подал в Президиум ВЦИК новое ходатайство о пересмотре своего уголовного дела. Президиум вынес постановление о признании условным оставшегося срока заключения и принял решение об освобождении епископа из одиночной камеры иркутского домзака, что и произошло 6 августа 1924 г. Иркутский губернский адм. отдел отказал архиепископу Анатолию в регистрации как «опороченному по суду», и владыка покинул Иркутск. Скончался он в Омске 20.09.1925 г. в алтаре во время великого славословия на всенощной под воскресенье (по другим сведениям – в ноябре 1924 г.). В сентябре 1924 г. был восстановлен архиепископом Иркутским владыка Гурий. Но в Иркутск он не приехал и проживал в Москве. Вместо него 11.09.1924 временно управляющим епархией был назначен уже находившийся с августа 1924 г. в Иркутске епископ Кирилл (Соколов) (1883-1937), с 1924 г. – епископ Нижнеудинский, второй викарий Иркутской епархии. Будучи также непризнанным гражданской властью, епископ Кирилл 9 октября 1925 г. выехал из Иркутска. Новым временно управляющим стал епископ Ираклий (Попов) (1875-1937, управляющий в 1925-26 гг.). Он родился в 1875 г. в Ярославской губернии. В сентябре 1925 г. был хиротонисан в епископа Киренского, викария Иркутской епархии и с октября этого же года назначен архиепископом Гурием вместо еп. Кирилла временно управлять епархией. Местные гражданские власти также оказывали на еп. Ираклия давление, чтобы он отказался от управления.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Но так как армяне в своем учении думали утверждаться на словах св. Кирилла Александрийского , то его же собственными словами Феориан старался показать, что он исповедовал два естества во Иисусе Христе. В 1-м послании к Сукцессу св. Кирилл пишет: «Столько же нелепо утверждать, что плоть преложилась в естество Божества, как и то, что Слово преложилось в естество плоти. Ибо как сие невозможно, потому что Слово непременяемо, так и другое; ибо ничто сотворенное не может перейти в естество Божества; плоть же есть тварь» 26 . Словами же св. Кирилла Феориан показал, в чем православное учение отличается от учения Несториева, и таким образом объяснил, что исповедовать два естества в лице Иисуса Христа не значит рассекать одного Христа надвое. Св. Кирилл писал: «Хотя Несторий, означая различие плоти и Слова, и говорил, что два естества (ибо иное естество Слова, иное – плоти), но не признавал вместе с нами их соединения. Тогда как мы, признавая их соединение, исповедуем единого Христа, единого Сына, единого Господа, наконец единое естество Слова воплотившееся. Итак признавать различие двух естеств не значит рассекать единого Христа на двое» 27 . «Рассуждая об образе вочеловечения, видим, что два естества посредством неразлучного соединения сочетались неслитно и неизменно. Плоть пребывает плотью, а не есть Божество, хотя и стала плотью Бога; равно и Слово пребывает Богом, а не есть плоть, хотя, по домостроительству, и соделало плоть Своею. Рассуждая таким образом, не погрешим, если скажем, что сочетание воедино произошло из двух естеств. Но после соединения не разделяем естеств одно от другого, и не рассекаем единого и нераздельного Сына на двух, но признаем единого Сына, как говорили Отцы, единое естество Слова воплотившееся. Итак, рассуждая об образе вочеловечения Единородного, сколько постигает наша мысль и сколько можем видеть душевными очами, говорим, что два естества во Христе соединившиеся, но един есть Христос, Сын и Господь, Слово Бога Отца вочеловечившееся и воплотившееся» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он воспитали и образовали немало просвещенных иерархов, образованных учителей, красноречивых проповедников, ученых богословов. Между проповедниками, например, были «подобные Златоусту» в витийстве: Леонтий Карпович, Лазарь Баранович и Иоанникий Голятовский и по своим «многоценным перлам» (собраниям слов и благочестивых размышлений) высоко ценимые народом, например, Кирилл Транквиллион. Лучшие из богословов: Захарий Копыстенский, автор «Палинодии» и книги «о Вере единой», которая получила особенную популярность в Москве, тот же Кирилл Транквиллион, написавший «зерцало богословия» (первый опыт систематической догматики) и упоминаемый нами неоднократно Лаврентий Зизаний. Некоторые сделали попытки литературной работы и в историческом роде; таковы собрания житий и чудес, хроники, летописи, Синопсис Иннокентия Гизеля (до самого Ломоносова, бывший у нас единственным учебником по русской истории). Мы уже не упоминаем о многочисленных апологетах и полемистах: какой писатель не был тогда апологетом или полемистом! Этих образованных деятелей воспитали и вообще пользовались известностью южнорусские школы тогда, когда они держались того направления (греческого) и строя (программы, методов преподавания и учебных пособий), какие существовали в острожской школе, следовательно, когда они значительно пользовались услугами протестантов. 2) Равным образом, названные воспитанники этих школ в приобретших им известность трудах немало заимствовались из протестантской литературы, когда она еще находилась в цветущем состоянии. Заимствование это можно находить в проповеднических их трудах (и учреждение особой должности проповедника можно приписывать протестантскому влиянию) 866 , а также в догматических произведениях, преимущественно со стороны формальной. Но всего очевиднее оно в полемических сочинениях, направленных против униатов и латинян. Как ни славны были в свое время между своими соотечественникам южнорусские наши ученые, но перед латинянами, между которыми не перечесть докторов богословия и разных прав, едва ли не из всех европейских университетов и академий, слава их значительно меркнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Размерами нашего отчёта, необходимо краткими, мы крайне ограничиваемся при изложении учения св. Кирилла: укажем только на самое существенное. Св. Кирилл в своей христологии исходит из истины единства во Христе природ – божеской и человеческой, в силу которого человечество было собственным человечеством Сына Божия и действительно участвовало в Его божеских свойствах; во Христе ни человечество не мыслимо без божества, ни божество без человечества; нельзя говорить о двух Сынах Божиих, – один Христос и один Сын Божий и это единство было не только следствием соединения, но и его началом, так как во Христе не было другого Сына Божия, отличного от вечносущего Сына Божия, но тот же самый единородный стал во Христе первородным как человек: Бог воплотился, Бог явился в образе раба Христос совершил дело человеческого искупления не потому, что в Нём человечество соединилось с Божеством, но потому, что Бог стал человеком и таким образом восстановил человеческую природу, – не потому, что в Нём человек был усыновлён, а потому, что в Нём Бог Сын стал человеком: Его богосыновство было естественным и таким образом послужило началом благодатного усыновления всех людей. Св. Кирилл в единстве лица Иисуса Христа и в единстве Его богосыновства не видел только следствия соединения Божества и человечества, но в этом богосыновьем самосознании, в лице Сына Божия, как начале соединения божеской и человеческой природ, находил объяснение возможности такого соединения природ, которые взятые сами по себе, в своей противоположности, взаимно исключают одна другую. Таково в немногих словах учение св. Кирилла. Отметим следующие пункты. 1) Полнота двух естеств во Христе, не допускающая ни изменения, ни сокращения ни одного из них. Посредник Бога и человеков сделался из нашего человечества, которое было цельным и подлежало своим законам (κ τ τς καθ» μς νθρωπτητος, τελεως γοσης κατ τν διον λγον), из Сына, по естеству (κατ φσιν) произшедшего от Бога, т. е. единородного (de incarn. Unigen. V, I, 688). Присоединении двух естеств, Божество не претерпело изменения, потому что божественная природа неизменна и, принявши в воплощении вид раба, Сын однако остался Господом всего мира

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_47020.html 02 ноября 2007 На выставке " Православная Русь " открылся благотворительный фестиваль " Лучезарный ангел " Источник:  http://www.mospat.ru/Служба коммуникации ОВЦС МП 1 ноября 2007 года в рамках культурной программы VI церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " состоялось торжественное открытие IV Международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный ангел " . В торжественной церемонии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ректор Московских Духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, заведующая отделом Аппарата полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе М.Н.Белогубова. Во вступительном слове митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил важность проведения кинофестиваля в рамках выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " , подчеркнув возрастающий интерес людей к участию в выставке-форуме. Выставку посещают десятки тысяч людей, а участвуют в культурной программе – еще больше. Архиепископ Верейский Евгений огласил поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам и гостям IV Международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный ангел " . Всероссийский благотворительный фестиваль " Лучезарный ангел " проводится по благословению Святейшего Патриарха Алексия в рамках церковно-государственной программы " Духовно нравственная культура подрастающего поколения России " . Автор идеи проведения кинофестиваля – ректор института экспертизы образовательных программ иеромонах Киприан (Ященко). Целью кинофестиваля является содействие возрождению детского и юношеского кинематографа, формирование его высокого духовно-культурного статуса, развитие творческих контактов, оказание содействия перспективным авторам в сфере кинематографии. Среди учредителей – министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви; Гильдия кинорежиссеров России. Фестиваль пройдет не только в Москве, но и в других городах России, а также в странах ближнего зарубежья. В жюри фестиваля входят не только профессиональные кинокритики, известные деятели кино, но и священнослужители. Программа фестиваля состоит из трех разделов: " Фильмы для детей младшего возраста и их родителей " ; " Фильмы для подростков и юношества " ; " Фильмы для молодежи " . В дни фестиваля проходят творческие встречи с создателями анимационных, документальных и художественных фильмов. На все премьерные показы благотворительной акции кинофестиваля вход свободный. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_47020_1_21.html

В грамоте, данной иеромонаху Иосифу, Лукарис внушает ему остерегаться протестантов, как богохульного и опасного вероучения. В письме к нидерландскому богослову Унтенбогартену, поднявшему вопрос о соединении церквей, Кирилл писал (в 1616 г.), что «этому соединению препятствуют нововведения в ваших церквах, что человеческим мнениям у вас дан сильный простор, что вместо древней отеческой веры вы ввели пустую философию» и проч 787 . Приведенных фактов достаточно, чтобы видеть, почему именно и как далеко чужд был Кирилл церковного единения с протестантами. Но избегая церковного соединения, он не чуждался гражданского союза с ними. Обстоятельства сложились так, что он сам вынужден был искать у них этого союза. Кто из подвижников и поборников православия не имел столкновений и борьбы с рассеявшимися повсюду «смиренными братьями общества Иисуса?». Но едва ли кому суждено было вынести столько борьбы, страданий и мучений, как этому мученику и исповеднику. Озлобленные на него за то, что еще во время своего патриаршества в Александрии он способствовал низвержению двух константинопольских патриархов, Рафаила II-ro и Неофита II-ro, заявивших себя друзьями и приверженцами папы, еще более вооружившиеся на него за постоянное разоблачение их козней и происков, каким он ознаменовал себя на константинопольской кафедре, иезуиты обвиняли его в замыслах против турецкого правительства, в поднятии казаков на Константинополь (напавших и ограбивших столицу в 1625 г.), в нетерпимости к господствующей в государстве религии. Злоба иезуитов низвергала его с престола, изгоняла, заточала и злоумышляла на жизнь. Гонимый патриарх решился обуздать неукротимых врагов с помощью протестантов. С твердым упованием на Бога и с совершенным доверием к своей пастве, он, единственно по нуждам церкви, дозволил себе вступить в сношения с протестантскими государями или, собственно, их представителями на востоке, посланниками: английским, голландским и шведским. Патриарх часто обращался к ним с просьбами, высказывал им свои нужды, описывал им происки иезуитов, жестокость и самовластье турецкого правительства, и своим благоразумием, откровенностью, твердостью, своей приятной и дальновидной обходительностью внушал к себе невольное уважение, а своей глубокой ученостью и образованностью, светлым богословским разумением вполне достойным разума вселенской православной церкви, своим строгим благочестием, христолюбием, гуманностью возбуждал к себе всеобщее уважение, в чем отдавали ему справедливость просвещенные монархи запада (например, Uakob I , король английский) и их представители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

из Полтавской Даев , Фёдор Иванович из Смоленской Бандаков , Василии Анастасьевич из Кишинёвской Стаховский , Аполлон Платонович из Харьковского Кол. Ордынский , Андрей Михайлович из Курской Сухарев , Пётр Кондратьевич из Воронежской Страдомский ,, Яков Петрович из Могилевской Мазюкевич , Тарас Алексеевич из Киевской Петров , Илья Павлович (священ.) из Орловской Солодовников , Димит. Харитонович из Курской Саввин , Семён Семёнович из Воронежской Калиман , Пётр Иванович из Полтавской Корниевский , Григор. Аввакумович из Полтавской Казанский , Маркелл Иванович из Пензенской Студент Модестов , Алексей Евдокимович из Курской Выбыли Михайловский Кирилл Киевской Хильчевский Иван Черниговской Скитский Иван Полтавской Алексеев Псковской Умерли Пикус Кирилл Полтавской Соколов Евграф Орловской Зимовский Григорий Курской Курс девятый. 1837–1839 г. Для составления девятого курса представлено было Из Киевской семинарии Екатеринославской Черниговской Минской Подольской Курской Воронежской Орловской Полтавской Тамбовской Кишинёвской Рязанской Харьковского Коллегиума Нижегородской Владимирской Кроме того, по собственному желанию, поступило несколько волонтёров, которые, по выдержании приёмных экзаменов, вошли в состав сего курса, на место уволенных, при самом начале оного. Перемен, в составе наставников академии, в настоящем курсе было более, нежели когда либо: но важнейшею было увольнение ректора, преосвещ. Иннокентия, согласно его желанию, от занимаемой им профессорской должности. 6 сентября 1837 года последовало о сем предписание Комиссии, и девятый курс уже не слышал уроков знаменитого профессора. Раз только порадовал он воспитанников не в уряд проговорённой лекцией, и из памяти их никогда не выйдет 22 и 21 марта, когда, приготовляясь ко вступлению в великие дни Страстной Седмицы, они внимали глубоким размышлениям Иннокентия о цели страдании и смерти Господа Иисуса Христа. Это последнее его слово воспитавшей его академии, это был завет христианина наставника, который преподал он юношам на всегдашнее памятование, что слово крестное только погибающим юродство есть, а спасаемым сила Божия есть. Но все же этот курс находился под ректурою оставившего его профессора, и питомцы оного все ещё в праве говорить, что они – ученики Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Затем, вся почти седмица прошла в приеме поздравителей и в разъездах по стогнам града для взаимных приветствий высших властей. 15-го ч. получено было мною с разных сторон и от разных лиц несколько поздравительных писем; вот некоторые из этих приветствий: а) Из Москвы от Преосвящ. Леонида: «Опять 2282 беседую с Вашим Преосвященством в ночь страданий Господних. Письмо Ваше 2283 так обрадовало —103— 1875 г. меня, что я долго не находил, что писать Вам, как выразить утешение, ощущаемое мною теперь, когда из Ваших слов почерпнул убеждение, что Вы обрели покой, но покой не бездейственный. Потом мне казалось, что должно на подробное письмо Ваше отвечать письмом длинным, и когда я задаю себе такую задачу не в уединении монастырском, а в Столице, то всегда почти кончается тем же, чем теперь, то есть, я совсем запаздываю и должен просить (и прошу) прощения. Владыко святый! Поможет Вам Бог действовать, как действовали доныне, – несомненно, что любить Вас будут, как доныне любили. Радуюсь, что беседовали с епископами. Если бы архиереи пользовались даже малым простором для взаимных свиданий на пользу церкви, недостаток соборности был бы значительно восполняем, и приготовлен был бы возврат нашей церкви к древнейшему и единому истинному порядку управления. Не сужу отцов и братий моих, но поразительно для меня, как падают в могилу слишком протягивающие руку миру сему и с тем вместе как бы пяту поднимающие на апостольские и святоотеческие заветы о значении епископской власти в церкви. Преосвященный Нектарий 2284 во цвете лет отшел внезапно; за ним и Преосвященный Нафанаил 2285 ; в молодых летах умер профессор Николай Соколов 2286 , вчера кончил жизнь протоиерей Николай Добров, до крайности доходивший в стремлении к усилению значения пресвитерства!... Да не помянет им Господь всего сего, а да помянет все то, что в их жизни может отворить им двери царствия небесного. Хотелось мне видеть Вас в Витебске; любопытно взглянуть на Вас и в Харькове, который так привлекательно Вы описываете; но если не в Иерусалим, то уже никаких дорог не желаю себе, кроме тех, кои ведут в возлюбленную обитель Саввинскую, что на сторожех.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010