Закрыть Из Екатеринбурга в Казань - повышение или понижение? О загадках кадровых решений последнего Синода 09.12.2020 2269 Время на чтение 7 минут Кадровые вопросы церковной политики не принято обсуждать, официальные лица Церкви уклоняются от комментариев. И это неправильно. Поскольку эта тема отдаётся на откуп светским СМИ, которые начинают сочинять версии в меру своей испорченности, а еще хуже - враждебным Церкви блогерам, которые вываливают на голову публики всякие сплетни и слухи, выглядящие вполне правдоподобно. Попытаемся ликвидировать эту прореху и поразмышлять о подоплёке кадровых решений последнего заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. Их немного, но они знаковые, позволяющие понять некоторые нюансы церковной политики. Самым главным, конечно, стало перемещение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) на овдовевшую после смерти митрополита Феофана (Ашуркова) Казанскую кафедру. Такое решение для очень многих стало неожиданностью. Во-первых, никто не ожидал, что решение будет принято так быстро, у нас много вдовствующих кафедр. Во-вторых, практически никто не ожидал, что в Казань поедет митрополит Кирилл. Назывались в качестве возможных кандидатов другие люди. Впрочем, удаление митрополита Кирилла из Екатеринбурга вполне можно было предполагать после скандала вокруг бывшего схиигумена Сергия (Романова) . В ходе скандала звучали претензии к правящему архиерею, что он недостаточно решительно и активно борется со среднеуральским расколом. Звучали даже совершенно вздорные намёки, что владыка Кирилл так ведёт себя, показывая «фигу в кармане» Патриарху Кириллу. Не исключено, что эти гнусные намёки дошли и до Святейшего. Мол, схиигумен Сергий поливает почём зря Патриарха, а митрополит Кирилл ничего не делает. Конечно, в истории с бунташным схиигуменом митрополит Кирилл оказался в очень сложном положении. Бывший схиигумен Сергий был очень влиятельной фигурой на Урале, к нему ездили очень многие представители истеблишмента, среди его духовных чад не только легенда хоккея Павел Дацюк и «уральский пельмень» Дмитрий Соколов, но и офицеры спецслужб и армии. Но мало того. Можно было понять, что Сергий Романов был и духовником митрополита Кирилла, по крайней мере, шла речь, что он у него исповедовался. Словом, ликвидация среднеуральского раскола стала очень сложной проблемой для митрополита Кирилла, особенно учитывая его мягкий характер и стремление избегать конфликтов. Владыка, судя по всему, до последнего надеялся, что конфликт с Романовым можно урегулировать миром.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/09/iz...

Но вот прошло более полувека после трагедии. Я приехал в Смоленск и зашел в епархиальное управление. Меня принял секретарь, о. Андрей, так как архиепископ Кирилл только что уехал в командировку в Финляндию. Мне сказали, что о судьбе отца в епархиальном управлении сведений нет, но советовали обратиться в Смоленскую прокуратуру. Здесь я и получил первоначальные сведения о первом приговоре. За подробностями о дальнейшей судьбе отца я вскоре обратился в Союзную прокуратуру. Дежурный прокурор охотно посоветовал, куда нужно послать запрос, а затем неожиданно спросил: «Чувствовали ли Вы нашу заботу о Вас с момента ареста отца?» Я не сразу его понял, и он разъяснил наводящими вопросами, например: “Какие Вы получали правительственные награды?” Я ответил, что имею медали, например, «За оборону Москвы». Собеседник перебил меня: «Я уверен, что Вы не получили ни одного ордена». Да, так и есть. Был, правда, случай, когда руководитель моей организации как-то сообщил, что представляет меня к награждению орденом, за многолетнюю и безупречную работу. Однако спустя некоторое время он с огорчением сказал, что его представление было заблокировано горкомом партии. Я вспомнил и о случаях недоверия, об отказе в допуске к секретам. В конце декабря 1990 года я получил бумагу от Семипалатинской прокуратуры: «Ваше заявление, поступившее в облпрокуратуру, нами проверено. Сообщаю, что Ваш отец, Соколов Иван Данилович, 1879 года рождения, был арестован 13 ноября 1937 г. органами НКВД и ему было предъявлено обвинение в том, что он является активным членом контрреволюционной группы церковников. Постановлением особой тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области от 25 ноября Соколов Иван Данилович был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Постановление приведено в исполнение 28 ноября 1937 года. Место захоронения неизвестно. Распоряжением президиума Семипалатинского областного суда от 26 марта 1996 года «постановление особой тройки УНКВД по ВКО от 25 ноября 1937 года в отношении Соколова И. Д. отменено, а дело производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления».

http://azbyka.ru/fiction/bozhie-bogu-pro...

Настаивая на единстве И. Христа, Сына Божия, св. Кирилл не менее твердо высказывается и о двойстве в Нем природе: Божеской и человеческой. «Слово, соединив с Собою в единстве, Лица тело, одушевленное разумною душею, неизреченно и непостижимо для нашего ума стало человеком. Это не так, что прежде родился от Св. Девы Марии простой человек, а после сошло на Него Слово, но Оно, соединившись с плотию в самой утробе, родилось по плоти, усвоив Себе плоть, с которою родилось» 455 . Логос не механически только соединился с человеком от Девы Марии, не по благоволению только обитал в нем, как в своем храме, но истинно Сам стал человеком по всему подобным братьям, кроме одного греха 456 . Таким образом, при единстве Божественного Лица Иисуса Христа в Нем сохранились цельными и неизменными две природы: Божеская и человеческая. «Это мы представляем не так, говорит Кирилл, что в семь соединении уничтожилось различие естеств, но так, что Божество и человечество при неизреченном и необъяснимом соединении пребыли совершенными, являя нам единого Господа и Сына» 457 . Соединение природ Кирилл доказывает обычными у отцев подобиями: соединений – души и тела в человеке, огня с дровами, благоухания с цветком, злата и кедра в Кивоте Завета 458 . Природы во Христе соединились неизменно и неслиянно ( τρπτως κα συγχτως – выражения взятые в Халкидонское определение) 459 , ибо соединились истинно, существенно, действительно ( κατ’ λθειαν, κατ οααν, κατ φσιν) 460 , а не наружно только, не внешним соприкосновением ( κατ συνφειαν) 461 . В своей терминологии св. Кирилл, подобно Каппадокийцам, не является ригористом и часто употребляет такие термины, которыми пользовались и его противники. У него мы можем встретить νληψις и πρσληψις (восприятие Божеством человечества), νοκησις, и κ ατοκησις (вселение, обитание Божества в человечестве), даже συνφεια (союз Божества с человечеством) 462 , хотя он и старается вообще избегать этого последнего термина 463 . Но эта свобода в словоупотреблении не означает собою безразличного или неопределенного отношения автора к тому, какой смысл он вкладывает в понимание единения природ во Христе Повсюду он настаивает на одном понимании ипостасного единения ( νωσις καθ’ πστασιν) 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Феориан показал, что в сих словах не видно никакого доказательства в пользу учения о едином естестве. Хотя св. Кирилл и сказал: «верим, что одно естество Сына, как Единого», но тотчас же прибавил: «впрочем вочеловечившегося и воплотившегося». Словами: «потребилось разделение на два», отрицается разделение на два Христа, на два лица или ипостаси. Если же хочешь разуметь сии слова об естествах, то можешь разуметь их так: потребилось разделение на два особые, одно от другого отделенные естества, на естество Божеское в отдельности и человеческое в отдельности. А что св. Кирилл не учил, что в Иисусе Христе одно только естество, это можно видеть из многих его изречений; ибо он часто выражает исповедание двух естеств. Кроме приведенных прежде мест из его писаний, можно указать еще на следующие слова: «Мы знаем, что некоторые из Евангельских изречений о Христе принимаются у богословов, как общие об одном лице, другие разделяются по двум естествам, и приличные Божеству приписываются Божескому естеству во Христе, а уничижительные – Его человечеству» 42 . И далее: «согласно с сим и премудрый Петр говорит, что Христос пострадал за нас плотью , а не естеством неизреченного Божества» 43 . " После того, как совершилось соединение с плотью, мудрейший Павел и весь сонм святых принимают и употребляют двоякий образ выражения о Сыне» 44 . Как же, говорил Феориан, тот самый Отец, который так ясно выражает учение о двух естествах, мог учить, что плоть и Божество составляют единое естество? Св. Кирилл следовал учению св. Афанасия, а Афанасий говорил: откуда вы научились, что плоть единосущна Божеству Слова? В Божественных Писаниях ничего нельзя найти такого; ибо они говорят, что Бог явился в человеческой плоти. И Отцы Никейского Собора не плоть, но самого Сына назвали единосущным Отцу, и последуя Божественным Писаниям, исповедали, что Сын из сущности Отца, плоть же от Марии. Если Слово единосущно Отцу, то Отец единосущен будет плоти, взятой от земли. И за что еще порицаете ариан, которые говорят, что Сын тварь, когда сами говорите, что Отец единосущен тварям, и, переходя к другому нечестию утверждаете, что Слово превратилось в плоть, кости, волосы, жилы, и вообще в тело, и изменило Свое собственное естество... Плоть не единосущна Божеству, но рождена от Марии, и само Слово не превратилось в кости и плоть, но явилось во плоти 45 . – «Если, говорил Феориан, так учил св. Афанасий, а св. Кирилл заимствовал свое учение из его писаний, как сам свидетельствует, то можно ли думать, чтобы он когда-либо учил противному? Итак это, по-видимому, обоюдное выражение св. Кирилла, должно понимать в правильном смысле и изъяснять его по ясным изречениям других Отцев, исповедовавших два естества во Иисусе Христе. Если же ты будешь противиться сему, то мы не намерены более входить в рассуждение об этом, и последуем заповеди Апостола: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся» ( Тит. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- А куда они двинулись? - В сторону Самары, там было много женских монастырей. Они не могли идти от одного города к другому, потому что не знали, где белые, а где красные. Фронт был уже около Волги, но его надо было перейти. Однажды моя прабабушка достала комнату в гостинице, своим девочкам постелила одеяло в углу, а сама пошла искать, как оттуда уехать. А там жили немцы. Одна женщина сказала ей: «Мой муж вас отведёт. Он знает все эти места (а там были болота), он вас проведёт, но с условием, что вы пришлёте моего мужа обратно». Они поехали на телеге. Мой прадед, расставаясь, дал своей жене наган и сказал ей: «Употребляй шесть пуль, а последнюю для себя». Когда они въехали в степь, то увидели, что к ним скачут конники. Они перекрестились и были готовы ко всему, но оказалось, что это были белые. Моя прабабушка сказала, что она жена генерала Розанова, они стали ее допрашивать. Мол, если вы жена генерала Розанова, то должны знать, в какой дивизии служил генерал во время Первой мировой. Она всё знала, потому что прошла с мужем всё, постоянно ему помогала. Так они оказались у белых... - Ваш прадед был одним из первых, кто вступил в Екатеринбург в июле 1918 года... - Да. Через семь дней после убийства Царской Семьи в Екатеринбург вошли белые. И именно мой прадед приказал сломать забор вокруг Ипатьевского дома. А мой дед, Кирилл Нарышкин, который был его адъютантом, одним из первых вошёл в подвал дома и всё увидел. Прадед не посмел спуститься. Началось расследование убийства Царской Семьи. Сначала его вели Намёткин и Сергеев, но руководство Белой армии им не доверяло. Когда мой прадед узнал, что его друг Николай Соколов перешёл линию фронта, он порекомендовал Соколова на эту работу. - Соколова назначили руководителем следствия по рекомендации вашего прадеда? - Да. Есть письмо моего прадеда на имя руководителя суда, где он рекомендует Соколова. - В одном из интервью вы рассказывали, что ваш дедушка, Кирилл Михайлович Нарышкин, и ваша бабушка, Анна Сергеевна, урожденная Розанова, плыли вместе с Н.А. Соколовым и его супругой из Японии в Италию на одном пароходе. Как это случилось?

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/02/...

Выше упомянуто, что удаление патриарха находилось в связи с болгарским церковным вопросом. Но болгарская схизма лишь повод, но не причина отставки Григория VI. Сам патриарх объяснил свое отречение от власти нарушением церковных обычаев и прономий ( καταπτησις τν ’εκκλησιαστικν καθεσττων κα προνομων) вселенского престола, совершенным Портой, по вине которой ему не удалось и благополучно завершить общенародные дела, т. е. реформу административного строя, и правильно решить болгарский церковный вопрос 29 . Значит, причина конфликта заключалась в фактическом бесправии и бессилия патриарха. А ослабление внутренней мощи патриархии и упадок ее былого величия возникли именно со времени церковной реформы 1858–1860 годов. Затем, в действующих канонизмах бесправие патриархии было закреплено уже законодательным порядком. Патриарх потерял половину своей власти внутри патриархии, где она была раздроблена между синодом и советом, а для Порты канонизмы явились весьма удобным орудием для давления на патриархию при каждом благоприятном случае. В частности, болгарский церковный вопрос, поскольку он влиял на патриарший кризис, следует непременно рассматривать в связи с преобразовательным константинопольским движением второй половины XIX века, захватившим почти все течение местной церковно-общественной жизни и являющимся ключом для правильного исторического ее понимания. И причину, падения патриарха Григория VI следует искать глубже – в коренном факторе современных нестроений и упадка церковной власти. А господствующим фактором эпохи были несостоятельные в каноническом и историческо-правовом отношениях народные уставы, на которых создалась вся церковно-общественная жизнь современного подневольного эллинизма. В них и нужно видеть коренную причину вынужденного отречения Григория VI от патриаршего престола. «Патриархия, писал один греческий митрополит после отставки святейшего Григория, опять зиждется на «спасительных для народа» канонизмах... Но ведь канонизмы давно уже мертвы, и не раз над ними совершалась погребальная тризна. Насчитывается уже четыре патриарха (Кирилл VII, Иоаким II, Софроний III и Григорий VI), которые сделались жертвой этих «спасительных» законов... Боюсь, чтобы господствующая система не привела к гибели и все наше общество. Господи, буди нам милостив 30 . Горькая, но совершенная правда! ... И. Соколов 1 Настоящий исторический очерк по своему содержанию находится в тесной связи со статьей «Патриарший кризис в Константинополе» Хр. Чт. 1905, июнь. 2 Β. Καλλφρων, κκλησιαστικ κκλησιαστικον Δελτον, περοδος Α, τvος Ι. σ. 13, 15, 16. Κωνσταντινοπολις. 1869. Читать далее Источник: Соколов И.И. Вселенский патриарх Григорий VI в его отношении к Общим канонизмам//Христианское чтение. 1905. No 9. С. 330–359. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

13 Послание Никиты Византийского, современника Фотиева, напечатано Аллацием в Græc. Orthodoxa. Т. II. р. 663–754. 15 Папа Иннокентий II (1130–1143) писал дружественное послание к Католикосу Григорию III-мy. Neumann Geschicht. d. Armen. Litter. 151. – Григорий в 1141-м г. был на Соборе Латинском в Иерусалиме. Wilhelm. Туг. de bello sacro. L. 15. c. 18, и в 1145 г. отправил посольство к Папе Евгению III; – но дальнейших последствий сие посольство не имело. Baron. annales. 1145 г. XXIII. XXIV. 16 Переписка Нерзеса с деспотом Алексием и Императором Мануилом излагается Анжело Маием, Veter. Script. Nov. Collect. T. VI. ρ. 420–424. 17 Neumann, там же, стр. 151–156. Mohnike in Zeitschrift für d. Historische Theologie. 2 Stück. S. 76–104. Его краткие молитвы на каждый час дня переведены на 23 языка, в том числе и на русский, и вместе с армянским подлинником изданы в 1837г. в Венеции. 18 Angel. Maii Weter. Script. Nov. Collect. T. VI. p. 315. История первого путешествия Феориана к армянам описана им самим и издана на греческом языке. Ducæi Bibliotheca Veter. Patrum. T. I. Par. 1624. pag. 439–485. 19 Слова сии: µα φσις του Λγου σεσαρκωµνη находятся у св. Кирилла в послании к Евлогию (Сопс. Eph. Ed. Binii. 1618. р. 445) и в посланиях к Сукцессу. (Орр. S. Cyrilli Alex. Т. V p. II. р. 137. et 142. 31 Сам св. Кирилл изъясняет смысл пререкаемого изречения иначе. В послании к Сукцессу он пишет: « Если б мы, сказав: единое естество Слова, умолкли и не присовокупили слова: воплотившееся, как бы исключая строительство спасения; то, может быть, имело бы какую-нибудь вероятность учение тех, которые с притворством спрашивают: если все во Христе одно естество, то где полнота человеческого естества, или как останется в Нем наша сущность? Но так как словом: воплотившееся, выражается и полнота человеческого естества ( ν νθρωπτητι τελεοτης) и означается наша сущность; то да не опираются на тростниковый жезл » . Ер. II ad Success. in Орр. S. Суг. T. V. р. II; р. 142, 143. Итак несомненно, что св. Кирилл сим выражением не только не отрицал, но напротив того подтверждал бытие во Иисусе Христе человеческого естества. Сверх сего надобно заметить, что св. Кирилл слово φσις употреблял иногда вместо слова πςασις, как видим напр. in Defens. 2. Anathemat. contr. Theodoretum: του Δγου φσις, γουν πςασις, ςν, ατς Δγος. Так изъяснял смысл сего слова (φσις) Евлогий, Патриарх Александрийский (Photii Bibliotheca cod. 230. ed. Becker p. 267), Ефрем Патриарх Антиохийский (ibid. cod. 229. p. 259.) и Леонтий Византийский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем средства ее были весьма ограниченны, так что потребовалась посторонняя помощь. Идя на встречу нуждам трапезунтской школы, патриарх Кирилл и разрешил некоему хаджи Антонию производить в пользу ее сбор по всему патриархату, о чем и объявил особой грамотой 94 . Наконец, узнав о том, что в Епиватах, силимврийской епархии, пожаром была уничтожена общеобразовательная школа, восстановить которую местные жители но бедности не могли, патриарх обратился (1818 г.) с горячим воззванием к христианам столицы и приглашал их к пожертвованиям на это полезное дело 95 . Патриарх Кирилл VI считается также одним из ктиторов патриаршей типографии в Константинополе, которая, после открытия ее в 1798 году патриархом Григорием V, вскоре прекратила свою полезную деятельность. В октябре или ноябре 1814 г. состоялось синодальное определение о восстановлении этой типографии. Она была отдана в аренду на десять лет первому остиарию великой Христовой церкви Константину Коресию и секретарю церковно-народного казначейства Александру Аргираму на следующих условиях. Арендная плата назначена в 500 гросиев ежегодно, так как для типографии необходимо было приобрести новые, более усовершенствованные орудия. Патриарх не может оказывать на арендаторов никакого давления в соглашениях но поводу печатания книг новых или старых. Типография может беспрепятственно перепечатывать греческих авторов или книги, одобренные цензурой, если в них нет никаких изменений сравнительно с стереотипом, в противном же случае необходимо представлять издание в духовную цензуру. Арендаторы свободны от всяких денежных обязательств, заключенных типографией в прежнее время. В течение десятилетнего арендного срока никто не имеет права нарушать с ними контракт, если они будут правильно исполнять его условия; если же, по независящим от них обстоятельствам, типография будет у них отнята, то все типографские принадлежности, ими приобретенные, возвращаются, так чтобы они не понесли никакого убытка. Типографам строго запрещается печатать книги и издания, противные вере и нравственности христианской, враждебные государству и обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Состоялся благотворительный гала-концерт в поддержку строительства оперного театра консерватории 19 апреля в Малом зале Государственного Кремлевского дворца прошел Благотворительный гала-концерт в поддержку строительства оперного театра консерватории «Строим театр вместе». Организаторами концерта стали Государственный Кремлёвский Дворец и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Благотворительный гала-концерт – это первый шаг в сборе средств на возведение оперного театра консерватории. Все средства от купленных билетов будут перечислены в Консерваторию для старта строительства. Перед зрителями выступали выпускники консерватории, лауреаты Международного конкурса имени П.И. Чайковского разных лет. Выступает ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александр Соколов: «Более ста лет назад, в 1901 году, ректор Московской консерватории Василий Ильич Сафонов с помощью благотворительных концертов с участием студентов, выпускников консерватории оркестров собрал деньги для строительства Большого концертного зала. Спустя век Государственный Кремлевский дворец и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского продолжают эту благородную традицию, которая способствует расширению консерватории». Он отметил, что консерватория уже располагает проектом здания нового театра. Также Соколов обратил внимание на то, что это не первый благотворительный концерт – таким же способом уже были собраны деньги на реставрацию органа, которая будет закончена в августе, а в сентябре, в 150-летний юбилей консерватории, орган зазвучит вновь. Художественный руководитель и дирижер – Анатолий Левин Выступает концертный симфонический оркестр Московской консерватории Виолончелист, доцент Московской консерватории Кирилл Родин исполняет «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского Лауреат международных конкурсов виолончелистов в Белграде (1984, I премия и специальный приз «Золотая арфа»), им. П. И. Чайковского в Москве (1986, I премия), солист Московской государственной академической филармонии Кирилл Родин Пианист Даниил Харитонов, лауреат российских и международных конкурсов исполняет 1 часть «Концерта П.И. Чайковского Победитель XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2015), обладатель I премии и Золотой медали пианист Дмитрий Маслеев исполняет 2 и 3 части «Концерта П.И. Чайковского Народный артист России, Лауреат VII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 1982, 2-я премия) и многих международных конкурсов, профессор Московской консерватории Владимир Овчинников исполняет «Концерт для фортепиано с оркестром» Ф. Листа Солистка Большого театра Анна Аглатова Солист Большого театра Борис Рудак Лауреат многочисленных международных премий скрипач и преподаватель Московской консерватории Гайк Казазян исполняет «Концерт для скрипки с оркестром» А. Хачатуряна

http://pravmir.ru/stroim-teatr-vmeste/

513 См.: Apologia XII capitulorum contra Orientales 8//Acta conciliorum oecumenicorum. 1962R. T. 1. Vol. 1. Pt. 7. P. 50: «φσεως, γουν ποστσεως». Также см.: Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum II//Acta conciliorum oecumenicorum. 1960R. T. 1. Vol. 1. Pt. 6. P. 115; Epistola 40 ad Acacium Melitinae episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1928. T. 1. Vol. 1. Pt. 4. P. 26. В этом отношении вызывает удивление заявление Ж. Лебона, утверждающего, будто свт. Кирилл никогда не обозначал человечество Христа термином «ипостась» (см.: Христология сирийского монофизитства... С. 72:174). 514 См.: Epistola 17 ad Nestorium de excommunicatione//Acta conciliorum oecumenicorum. 1965R. T. 1. Vol. 1. Pt. 1. P. 38; Apologia XII capitulorum contra Orientales 6//Acta conciliorum oecumenicorum. 1962R. T. 1. Vol. 1. Pt. 7. P. 44. 515 См.: Epistola 17 ad Nestorium de excommunicatione//Acta conciliorum oecumenicorum. 1965R. T. 1. Vol. 1. Pt. 1. P. 40: «προσποις δυσν, γουν ποστσεσι». Также см.: Apologia XII capitulorum contra Orientales 4//Acta conciliorum oecumenicorum. 1962R. T. 1. Vol. 1. Pt. 7. P. 44, 52; Epistola 40 ad Acacium Melitinae episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1928. T. 1. Vol. 1. Pt. 4. P. 26. 517 Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum I//Acta conciliorum oecumenicorum. 1960R. T. 1. Vol. 1. Pt. 6. P. 113. 518 См.: Epistola 50 ad Valerianum Iconiensem episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1927. T. 1. Vol. 1. Pt. 3. P. 100: «δο δ ποστσεων δ κα ν μρος κειμνων». 523 Протопресв. И. Мейендорф отмечает, что по сравнению с учением свт. Кирилла христология Севира была выстроена в более строгую систему. В рамках этой системы некоторые выражения архиепископа Александрийского, которые тот использовал преимущественно в сотериологическом смысле, в севирианской системе приобрели «более точный философский смысл» (См.: Иисус Христос в восточном православном богословии. С. 47). Несмотря на то, что в современной патристической науке распространено мнение, что свят Кирилл «не был логиком и философом» (см.: Соколов. Леонтий Византийский . С. 294), не следует недооценивать уровень его общефилософской подготовки. Хотя свт. Кирилл, как отмечает К. Морескини, и не отличался особой глубиной философской мысли, эрудиция его была поистине огромной, и это в равной степени касается и «греческого философского материала» (см.: История патристической философии. С. 753).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010