Кирилл принес с собою много денег (тем более, что раньше он был архимандритом богатой столичной обители). Соблазнился этим соседний помещик, именем Феодор, живший на Шексне; три раза подсылал он разбойников ограбить преподобного, но они каждый раз возвращались, видя большое множество воинов, охраняющих монастырь. Когда узнал корыстолюбивый помещик, что в обители никаких воинов не было, пришел в страх, раскаялся и стал ревностным почитателем преподобного и его обители. Устав, который преподобный ввел в свою обитель, был общежительный, тот самый, которым управлялись монастыри Симонов, где жил преподобный, и Сергиев. Основные начала этого устав изложены в житии преподобного отца. Устав и порядки обители, раз заведенные, соблюдались со всею строгостию и без отступления: сам блаженный Кирилл был во всем и для всех примером и живым образцом. Раз прибыла в обитель княгиня Агриппина, жена белозерского удельного князя Андрея Дмитриевича, и хотела братию угостить рыбою в пост великий. Преподобный, несмотря на ее просьбы, не дозволил этого, чтобы не дать никакого повода нарушать устав. Трудами преп. Кирилла, под его руководством и под воздействием введенного им устава в Белозерской обители воспитался круг учеников, преданных своему наставнику и строгих ревнителей устава и преданий святого аввы. Одни из них, после кончины преподобного оставались в обители, как, например, Иннокентий, Христофор, Трифон 19 и др., были верными хранителями заветов святого отца и передали их во всей чистоте своим преемникам; иные же, оставив обитель своего наставника, как, например, Савватий Соловецкий, Мартиниан Белозерский, широко разнесли по северо-восточной и северной Руси его устав и обычаи. Кроме учеников преп. Кирилла, известны его собеседники, которые жили некоторое время в Белозерской пустыни вместе с преподобным, таковы преп. Ферапонт Белозерский, преп. Дионисий Глушицкий 20 , преп. Павел Обнорский 21 . Последний, побывав в Кирилловой обители, такую же жизнь схотел ввести и в Галичской пустыни, но это не понравилось тамошним инокам, и они его выгнали из пустыни 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

47 Преп. Кирилл Новоезерский (?–4 февр. 1532 г.) – постриженник Корнилиево-Комельского монастыря, основатель монастыря на Новом озере в 20 верстах от г. Белозерска. 48 Геннадиева, или Корнилиева пустынь недалеко от г. Любима на оз. Сурском основана учеником преп. Корнилия Комельского Геннадием (ум. 23 января 1565г.). 49 Преп. Филипп Иранский (память 14 ноября) – постриженник преп. Корнилия, основатель Троицкой Иранской пустыни (1517 г.) близ р. Ирапы (ныне недалеко от г. Череповца). Преп. Иродион Илоезерский (?–28 сент. 1541 г.) – основатель Никольской Озадской пустыни (1537 г.) на Илоозере близ Белозерска. Преп. Зосима Ворбоэомский (?–4 апр. 1550 г.) – основатель Ворбозомского монастыря близ Белозерска. Преп. Даниил Шужгорский (память 21 сентября) – основатель Данилова Преображенского монастыря на Шужгорской горе в 50 верстах от г. Белозерска. 50 Вассиан Патрикеев, в миру князь Василий Иванович Патрикеев (ок. 1470 – после 1531 г.) – выдающийся русский публицист, идеолог нестяжателей. В 1499 г. был пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Полев, в миру Никифор Васильевич Полев, и Дионисий Звенигородский, в миру Даниил (ум. в 1538 г.) – монахи Иосифе-Волоколамского монастыря. Были посланы Иосифом Волоцким в Белозерские земли, где основали свои пустыни. Некоторое время жили под надзором в Кирилло-Белоэерском монастыре (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 120–123, 191– 192; Ч. 2. С. 128–131). 51 По другим данным Досифей был хиротонисан в ростовские архиепископы в 1539 г. (см.: Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) монастыря Новгородской епархии. М., 1897. С. 124). 52 Василий II поехал в Троице-Сергиев монастырь в начале февраля 1446 г., где был схвачен и в ночь с 13 на 14 февраля в Москве ослеплен, после чего получил прозвище «Темный». Освобожден Дмитрием Шемякою в Угличе 15 сентября 1446 г. и отправлен в Вологду. Игумены Кирилло-Белозерского монастыря Трифон и Ферапонтова монастыря Мартиниан сняли клятву с Василия Темного, данную им Шемяке, «не искать» великого княжения. 25 декабря 1446 г. отряды Василия Темного вошли в Москву. Василий II вновь стал великим князем. В 1448 г. за эти заслуги великий князь поставил Мартиниана игуменом Троице-Сер-гиева, а Трифона – архимандритом придворного Новоспасского (в Кремле) монастырей. Трифоном была подписана духовная грамота (завещание) Василия Темного в 1462 г. (см.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 255–259, 321, Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Потом она прислала новое письмо: «раздавлена Вашими милостями» и пр., но архиерей больше уже ей не отвечал. Назад, к месту заключения Епископ Кирилл (Поспелов) - А дальше вспоминается смерть патриарха Сергия (Страгородского), после чего местоблюстителем Патриаршего престола становится митрополит Алексий (Симанский). И только лишь приступив к своим обязанностям Патриарха Московского и всея Руси, он переводит епископа Кирилла (Поспелова) из Пензы в Ташкент: делает его правящим архиереем Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Владыка даже сначала немного расстроился: «Где я отбывал свой срок заключения в лагере, туда меня и назначают!» И действительно, местом его заключения была местность по направлению из Джамбула к Алма-Ате: когда мы ехали с ним по этой дороге на машине, то на горизонте (он мне показал) виднелась территория с бараками, огороженная колючей проволокой. Ни единого деревца, ничего!.. И вот в этом лагере он провел десять лет!.. Когда мы очутились в Ташкенте, владыка развернул там бурную деятельность, в том числе и патриотическую. Разъезжал очень много по разным городам и делал сборы в пользу наших воинов. Вот какой была реакция православного человека на все те прещения, которые ему устроило государство! Ведь он прекрасно понимал, что не заслужил их ни в коей мере, наоборот!.. И в то же время не испытывал ни малейшей неприязни ни к кому, кто был причастен к его страданиям, продолжая служить и Церкви, и Родине верой и правдой. Молитва до рассвета - А каким был владыка Кирилл в обыденной жизни? Как строился его день? - Пребывая с владыкой постоянно рядом, я имел возможность наблюдать его жизнь. А жизнь его была чрезвычайно строгой: он не позволял себе лично буквально ничего. Пищу я не готовил, но в числе моих обязанностей, например, было накрывать на стол, готовить все для трапезы (все припасы тоже были в моих руках). «Убери!» - говорил владыка, когда чувствовал, что ему очень хочется отведать именно это блюдо И уж если я распоряжусь подать на стол что-то из того, что владыке особенно захотелось попробовать, он обычно посмотрит на это и скажет: «Убери!» Как бы испытывая неудобство от того, что вот он почувствовал некое вожделение к этой пище или к этому продукту. Посмотрит внимательно и скажет: «Убери!», и мне тогда приходилось убирать. Сам, конечно, тоже ничего не попробуешь, уберешь, да и все!..

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/9/mit...

Однако митрополит Петр тоже оставил конверт с именами кандидатов в заместители местоблюстителя, где первым значился митрополит Сергий. Став заместителем местоблюстителя, Сергий не признал григорьевский ВВЦС. Тогда Тучков устроил встречу Григория с заключенным Петром, которому был представлен доклад, утверждавший, что Сергий руководить Церковью не может, так как находится в Нижнем Новгороде, ограниченный властями подпиской о невыезде. Остальных двух кандидатов, намеченных Петром экзарха Украины митрополита Киевского Михаила и Иосифа (Петровых) Григорий отводил, утверждая, что первый якобы отказался, а второй-де никому не известен. Петр, будучи не в курсе дел, поставил свою подпись, но вместо трех епископов для ВВЦС, предложенных Григорием, вставил имена трех иных архиереев. Тучков, пообещав выполнить волю митрополита Петра, этого не сделал. Чтобы вызвать смуту и неразбериху в Церкви, он встретился с возвратившимся из ссылки митрополитом Агафангелом и уговорил его, как второго кандидата, названного в завещании Тихона, объявить себя местоблюстителем; это, мол, прекратит борьбу за власть между Григорием и Сергием. Наивный старик поверил Тучкову и 18 апреля 1926 г. разослал из Перми послание духовенству и мирянам о принятии на себя местоблюстительства. Обосновывал он это тем, что, во-первых, в мае 1922 г. патриарх Тихон назначил его местоблюстителем на время своего заключения, и во-вторых, он назван вторым после митрополита Кирилла кандидатом в местоблюстители в завещании покойного патриарха. Поскольку Кирилл и Петр в заключении, местоблюстителем должен стать он Агафангел. Послание митрополита Агафангела положило начало расколу внутри «тихоновской» Церкви, и таким образом Тучков добился того, чего не смог достичь при помощи обновленческого Собора. Упомянутый иеромонах Дамаскин приводит документ Комиссии по культам: «...Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной... Вести линию на раскол между митрополитом Сергием... и митрополитом Агафангелом... укрепляя одновременно... ВВЦС... как самостоятельную единицу. Выступление Агафангела с воззванием к верующим о принятии на себя обязанностей местоблюстителя признать своевременным». Митрополит Петр, несмотря на письменные возражения со стороны митрополита Сергия, согласился отдать свое местоблюстительство Агафангелу (с пометкой: «В случае отказа митрополита Агафангела... права местоблюстителя возвращаются мне, а заместительство митрополиту Сергию»). Тем временем Сергий убедил наивного старца отказаться от местоблюстительства, доказав ему, что поскольку местоблюстительство перешло от патриарха Тихона Петру (Агафангел и Кирилл в это время были в заключении), а Петр назначил своим заместителем Сергия, чреда Агафангела отпала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Православие тронуло мое сердце» Беседа с профессором Миноура Нобукацу (Токийский университет иностранных языков) Миноура Нобукацу. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru – Господин Миноура, расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье. – Мое имя в православном крещении Кирилл. Но вырос я в протестантской семье. Среди родственников моей матери 15 протестантских пасторов. Мы жили в префектуре Тиба, что расположена к северо-востоку от Токио. В детстве я все время ходил в протестантскую церковь, но в юношеские годы ходить в церковь перестал. Учился я в Токийском университете иностранных языков, тогда моей специализацией был русский язык. Закончив его, решил поступить в аспирантуру университета Хоккайдо, чтобы заниматься языкознанием. Моей научной темой был язык индейцев Аляски. И каждый год я ездил на Аляску и проводил там около трех месяцев. Это продолжалось почти десять лет. – А когда вы в первый раз попали в православный храм? – Когда мне было 23 года, я приехал в Саппоро. В Саппоро жил шесть лет. За эти шесть лет я трижды побывал на пасхальных богослужениях в православной церкви Саппоро. Но тогда у меня еще не возникло желания поменять конфессию. – Православная церковь Саппоро известна среди неправославных японцев? – Да, известна. Сейчас рядом с ней расположена станция метро «Фукудзуми». Но метро в этот район провели относительно недавно, а раньше нужно было добираться от железнодорожной станции на автобусе. В то время настоятелем храма служил священник Кирилл Арихара. (Позже, в 1999 году, у него была хиротония с именем Петра в Троице-Сергиевой лавре .) Из Саппоро я переехал в Токио. Сейчас я доцент в своей альма-матер. По возвращении в Токио у меня тоже не было желания сменить конфессию, но на Пасху я ходил на службу в православную церковь. – В какие храмы вы ходили? – И в Токийский кафедральный собор (Николай-до) , и на подворье Московской Патриархии. – Николай-до, расположенный в центре Токио и являющийся национальным культурным достоянием, известен среди японцев. Все русисты тоже, конечно же, знают и о Православии, и о Николай-до. Когда вы были студентом и изучали русский язык в Токио, бывали ли вы в Николай-до?

http://pravoslavie.ru/34420.html

Охтенская (обн.) 23 .02(08.03).1925–10.1925: Владимир Пищулин 26 .10(08.11).1925–12(25).06.1926: Николай Платонов Павловская (Воронежское вик.) Александр Павловская (Нижегородское вик.) 12(25).04.1920–08.1922: Иувеналий Мошковский 26 .06(09.07).1922–26.09(09.10).1929: Александр Похвалинский Павлоградская 30 .07(12.08).1917–1921: Евлампий Краснокутский 1921–1924: 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко, в. у. Павлоградская (обн.) 24 .07(06.08).1922–1923: Николай Гиляровский 1922–1924: Серафим Силичев 09 .1924–1924: Александр Мигулин 1925–1926: Андрей Одинцов 1926–1929: 09 .1929–1930: Сергий Волков Павлодарская (обн.) 1923–1923: Иоанн Славгородский 1923–1925: Михаил Фивейский 1924–1925: Пётр Добринский 1925–1927: 1927–1929: Александр Четыркин 1930–1930: Виктор Путята 1931–1931: Иоанн Симонов Парижская (заруб.) Евлогий Георгиевский Владимир Тихоницкий Парижская см. Западно-Европейский экзархат Московской Патриархии Пекинская 04 .1918–15(28).06.1931: Иннокентий Фигуровский 07(?).1931–02.1933: Симон Виноградов 1937–18(31).05.1956: Виктор Святин Пензенская 10(23).01.1915–13(26).11.1917: Владимир Путята 1917–1918: Вениамин Муратовский, в. у. 09(22).04.1918–07(?).1921: Иоанн Поммер 1918(?)–1919(?): Григорий Соколов, в. у. 03(16).10.1918–1919: Феодор Лебедев, в. у. 1921–1922: Борис Лентовский, в. у. 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов, в. у. 1927–27.10 (09.11). 1927: Филипп Перов 24 .08(06.09).1928–08(21).1933: Кирилл Соколов 08(21).11.1933–14(27).03.1934: Алексий Кузнецов 26 .04(09.05).1934–08(21).05.1935: Ириней Шульмин 08(21).05.1935–05(18).06.1936: Авраамий Чурилин 23 .09(06.10).1935–03(16).1 937: Феодор Смирнов 09(22).02.1937–12.1937: Ираклий Попон 1937–1944: 19 .03(01.04).1944–1944: Кирилл Поспелов 07 .1944–14(27).01.1947: Михаил Постников Пензенская (обн.) 23 .06(06.07).1922–21.09(04.10). 1922: Леонид Скобеев Владимир Путята 1920–: Борис Лентовский 12 .1924–27.09(10.10).1925: Аристарх Николаевский 1925–12.1925: Модест Никитин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преп. Кирилл Белозерский скончался в 1427 году 9-го июня, в каковой день и совершается церковью его память, прожив девяносто лет от роду и тридцать лет в созданной им обители. Его кончина отмечена в летописях. За святость, труды и непрестанные молитвы еще при жизни на земле преп. Кирилл был удостоен от Бога дара чудес и прозрения; после же его блаженной кончины по вере приходящих подавались и подаются многие чудеса молящимся пред его гробом. Вследствие этого почитание преп. Кирилла как святого в его обители началось сразу по его кончине, прославленной исцелением от трясавицы Авксентия, бывшем по видении преподобного, и скоро было разнесено его учениками и почитателями по Руси; даже слух о его святости и чудесах скоро достиг до подвижников горы Афонской: «Еще ми сущу далече (т. е. на Афоне), слышах о святем, колики чудеса творит Бог его ради», – пишет Пахомий Логофет, пришедший в Россию между 1425 – 1440-м годами. В начале второй половины XV столетия, между 1461 – 1464 годами, московский князь Василий Васильевич и митрополит Феодосий озаботились уже о составлении жития преподобного и службы ему, и по их поручению то и другое (житие и канон) были написаны Пахомием, иеромонахом Афонской горы. С XV же века начали помещать имя преп. Кирилла, Белозерского чудотворца, в месяцесловах наряду с именами преподобных Сергия, Алексия митрополита, Стефана Пермского, а в одном Евангелии конца XV века показаны в месяцеслове чтения евангельские из русских святых монгольского периода только Алексею Митрополиту и Кириллу, «иже на Белеезере создавшему велику лавру пресвятые Богородицы». При молитвенных воззваниях в XV и XVI столетиях имя преп. Кирилла употребляется наряду с именами святителей Алексея и Леонтия и преподобных Сергия, Варлаама и Александра Невского. Указанием на молитвенное заступничество сих святых митрополит Геронтий ободрял Uoahha III (в 1480 г.) на борьбу с Ахматом, на них ссылался и митрополит Даниил, когда на соборе 1525 года доказывал Максиму Греку правильность владения монастырскими вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Вне монастырских стен находились конюшенный двор, санный двор, коровья деревня, где помещался монастырский рогатый скот, гостиный двор, таможня и перед нею площадь, где происходили ярмарки – Введенская и Кирилловская, и шваленный двор. В XVII веке под монастырем образовалась слобода из служилых и мастеровых людей. Начало ей, вероятно, положили работники, которых монастырь держал для сельскохозяйственных работ: плотники и всякого рода мастеровые люди, слуги, и служебники монастырские. В слободе была приходская деревянная церковь во имя Пречистой Богородицы Казанской ее иконы, около 1693 года, вероятно, в 1694 году замененная каменной, что ныне Казанский городской собор 91 . Помимо этой церкви в XVIII веке известны еще церковь преп. Андрея Первозванного, что ныне 12-ти апостолов, церковь святого патриарха Модеста за озером на ростанях дорог в Горы и на Звоз и часовня Иоанна Воина: церкви и часовни тогда были деревянными. VI Начало земельной собственности положил сам преп. Кирилл: во-первых, тем, что, прибыв в Белозерские пустыни, он занял необходимую часть земли для поселения и сельскохозяйственных нужд; во-вторых, тем, что он принимал приносимые ему в дар для обители Пречистой Богородицы разные земельные угодья; в-третьих, тем, что он сам покупал те участки, в которых нуждалась для своего существования обитель. На первых порах не было у монастыря вотчин, то есть населенных мест, и на владение мим преп. Кирилл, принуждаемый к тому братиею своей обители, решился, как видно из его жития, не без колебаний. В Древней Руси крестьяне не были прикреплены к земле, они были свободны, и только с начала XVI столетия окончательно выяснилось стремление сделать их нераздельными с землею, почему среди некоторых иноков этого времени возникло сильное стремление противодействовать владению вотчинами. После блаженной кончины преподобного от вкладов и покупок обитель быстро стала обогащаться вотчинами, и в царствование Uoahha IV Грозного она сделалась одною из богатейших по своим вотчинным владениям; при Иоанне же Грозном было положено начало соляному и рыболовному на море промыслам. К началу XVII века состав монастырских вотчин, за малым исключением, вполне уже закончился и вотчинное право получило свое полное развитие. В исходе XVI столетия крестьяне были окончательно прикреплены к земле, вследствие чего монастыри вместе с другими вотчинниками стали управителями и устроителями крестьянской жизни и понесли пред государством все те обязанности, которые раньше выполняли сами крестьяне, как люди вполне свободные. Чтобы дать понятие об обширности владений Кирилло-Белозерского монастыря, перечислим все его вотчины, придерживаясь писцовых книг, составленных при царе Михаиле Феодоровиче между 1625 – 1632 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

11 . Иоанн Кассиан , преп. Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта. URL: (дата обращения 27.06.2020). 12 . Иоанн Лествичник , преп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. 13 . Иосиф Ватопедский , схимон. Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни? URL: http://pravoslavie.ru/106453.html (дата обращения 11.07.2020). 14 . Иустин (Попович) . Проблема личности и познания в поучении преподобного Макария Египетского //Он же. Собрание творений/Пер. с серб. С. Фонова. В 5-ти т. М.: Паломник, 2004–2007. Т. 1. С. 235–309. 15 . Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. M.: Изд. СЭИ, 1991. 16 . Макарий Великий , преп. Беседа 1. Иносказательное изъяснение видения, описанного пророком Иезекиилем//Преп. отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова/Пер. с греч. при МДА. М.: Тип. В. Готье, 1855. С. 3–16. 17 . Максим Исповедник , преп. Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. 18 . Максим Исповедник , преп. Толкование на молитву Господню//Он же. Творения/Пер. с греч. А.И. Сидорова . В 2-х кн. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 185–202. 19 . Мефодий (Зинковский) , иером. Духовное руководство и богословское понятие личности//Труды Перервенской Православной Духовной Семинарии. 2013. 7. С. 5–6. 20 . Мефодий (Зинковский) , иером., Кирилл (Зинковский) , иером. Иерархическая антропология преп. Максима Исповедника // Церковь и время. 2013. 3 (64). С. 59–83. 21 . Можейко М.А. Воля//Новейший философский словарь/Сост. А. А. Грицанов. Минск.: Издательство В. М. Скакун, 1999. URL: http://info.wikireading.ru/232469 (дата обращения 01.08.2020). 22 . Николай (Сахаров), иерод. Учение архим. Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архим. Софрония (Сахарова) /пер. Мельникова А.А.//Начало (журнал ИБиФ). СПб., 2001. 10. С. 84–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В том же спецсообщении отмечались существование в Пензенской обл. более 20 незарегистрированных групп верующих, проведение молебных шествий, нелегальных молений, совершение паломничеств к св. источнику «Семь ключей» в Шемышлейском р-не (где 13 июня 1943 собралось ок. 800 верующих) ( Беглов. 2008. С. 269-271). В 1944 г. председатель одного из райисполкомов Пензенской обл. заявил верующим: «Найдите себе дом и совершайте богослужение, так как церковное здание нужно для хозяйственных целей» (Там же. С. 111-112). В том же году в с. Сущёвка Колышлейского р-на с разрешения председателя райисполкома (данного в обход обл. властей) открылся молитвенный дом, в к-ром совершал богослужения свящ. Котов ( Дворжанский. 1999. С. 346-347; Беглов. 2008. С. 146-147). 2 марта 1944 г. Пензенский облисполком рассмотрел и отклонил 12 ходатайств об открытии церквей; всего за 1944 г. поступило 56 ходатайств (в т. ч. 8 повторных) ( Дворжанский. 1999. С. 345). В июне 1944 г. обследовавший Пензенскую обл. инспектор Совета по делам РПЦ предлагал дать указание облисполкому ускорить рассмотрение ходатайств верующих об открытии церквей, особенно в районах, где имели место массовые нелегальные богослужения ( Беглов. 2008. С. 119). В марте 1944 г. патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) возобновил Пензенскую и Саранскую епархию, назначив на кафедру уроженца Пензенской губ. и выпускника Пензенской ДС вдового прот. Леонида Поспелова. 29 марта он был пострижен в монашество с именем Кирилл. 1 апр. 1944 г. состоялась его архиерейская хиротония. Возобновленная епархия включала Пензенскую обл. и Мордовскую АССР. Поскольку власти отказывали верующим в их просьбах об открытии храмов, еп. Кирилл благословил неск. незарегистрированных священников совершать богослужения в нелегальных общинах (Там же. С. 197). Клир Митрофановской ц., долгое время лишенный непосредственного архипастырского руководства, был вынужден дать отчет о своей деятельности еп. Кириллу. В этой связи между свящ. Иоанном Виноградовым и еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010