Таковы постриженники Кириллова монастыря Игнатий Ламский (скончался в 1591 г., декабря 28) 41 , Нил Сорский (скончался в 1505 г., мая 7) 42 и его ученик Иннокентий (скончался в 1511 г., марта 19) 43 , Корнилий Комельский (год смерти – 1537, мая 19) 44 и Александр Ошевенский (год смерти – 1489, апреля 20) 45 . Многие из основателей монастырей приходили в Кириллову обитель, чтобы видеть ее порядки, таковы Иосиф Волоколамский, Феодорит 46 , просветитель лопарей, и, по преданию, Кирилл Новоезерский 47 . Основанные им монастыри, кроме пустыни Нила Сорского , положившего начало на Руси скитскому житию по образцу афонских подвижников, были общежительные, так устроенные ими по образцу Кирилловой обители. Преп. Иосиф и Корнилий составили для руководства братии уставы, весьма сходные между собою, быть может потому, что оба святых отца были близко знакомы с порядками Кирилловой обители. Преп. Иосиф жил в Кирилло-Белозерском монастыре в 1478 году, изучая его порядки, которые ему понравились более всех монастырей, посещенных им, и возвратился домой, в монастырь преп. Пафнутия Боровского, которого он был постриженником и преемником в игуменство, с большим желанием ввести у себя такое же общежитие, но встретил себе сопротивление среди братии и с семью своими единомышленниками, оставив монастырь, основал в пределах своей родины – в Волоколамске, свой общежительный монастырь (в 1479 г.), скоро прославившийся строгостью своего устава. Преп. Корнилий поступил в Кириллов монастырь в юношеских годах вместе с дядею соим и здесь, будучи 15-ти лет, пострижен, проходил разные монастырские службы и, между прочим, в хлебне Кириллова монастыря, питавшего в голодные годы целые страны. Оставив Белозерскую обитель, некоторое время странствовал по разным монастырям и в 1497 году пришел в глухие Комельские леса Вологодского края и основал здесь свой монастырь общежительный. Два раза он оставлял его, первый раз, чтобы основать вместе со своим учеником на Сурском озере в Костромских лесах новый монастырь, известный впоследствии под именем Геннадиева 48 , и второй, чтобы скончать дни свои на покое в Кирилло-Белозерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Пустынь. Нило-Сорская пустынь. Архиерейское подворье Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1480. Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, п. Пустынь Координаты: 59.983547, 38.293508 Проезд:От Кириллова по шоссе в направлении Вогнемы и дальше по указателю вправо идет грунтовая дорога. Изменить описание Храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Нило-Сорская пустынь — упразднённый православный монастырь в Вологодской области. Находится в 15 километрах от города Кириллова. Обитель основал в конце XV века преподобный Нил Сорский, инок Кирилло-Белозерского монастыря. В обители был принят скитский устав, поэтому эта пустынь сначала называлась скитом. С 1961 года и по настоящее время на территории монастыря располагался психоневрологический диспансер. В настоящее время сохранилась часть монастырских построек: перестроенный Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский корпус и келейные корпуса, встроенные в стены монастыря. Нило-Сорская пустынь, заштатная, общежительная, в 15 верстах от города Кириллова, при реке Сарке. Начало ее относится к половине XV века, к тому времени, когда преподобным Нилом был устроен скит с особым уставом (см. 7 мая). В 1569 году царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но преподобный Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и в близкое к нашему время воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 году она была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю, в 1798 году — к Кирилле-Новоезерскому монастырю, в 1808 году — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 году была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й половине XIX века. Воспоминанием о прежде бывшем ските служит теперь только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенную из обители преподобного Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья преподобного Нила. В небольшой церкви этого скита напоминает древнюю обстановку; в ней все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживается малая кельица против церкви. Мощи преподобного Нила покоятся под спудом. В обители хранится власяница преподобного Нила.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Владимир Липовецкий Скачать epub pdf Вологодскую епархию не случайно называют «Северной Фиваидой». Поклониться ее святыням приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В числе наиболее посещаемых мест – Кирилло-Белозерский монастырь. Одни едут туда поклониться мощам преподобного Кирилла Белозерского, другие – полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, общая протяженность стен которого 2 километра – самая большая в России, и Сиверским озером. Но, к сожалению, мало кто знает, что за алтарем Успенского собора похоронен архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов) , местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий, много сделавший для сохранения духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, а также для спасения храмов вверенной ему обители от разрушения. Преподобный Иаков родился в 1818 году, в Тульской епархии, в семье священника. После окончания местной духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. По окончании обучения иеромонах Иаков преподавал в Орловской духовной семинарии, а позднее был инспектором в Харьковской семинарии, где, кроме исполнения инспекторских обязанностей, писал также учебные пособия по богословским дисциплинам. В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем Посольской церкви в Риме. В Риме же вскоре вышли и его книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви». Заметим, что вскоре после его назначения началась Крымская война, в которой православная Российская империя воевала с Османской империей, Англией и Францией. Можно представить, сколь трудным было служение православного человека на католической земле, население которой во время войны относилось враждебно к русским. Возможно, это и было одной из причин того, что в 1856 году, через год после воцарения Александра II, архимандрит Иаков покидает Рим и направляется на служение в Новгородскую епархию, в составе которой с конца XVIII века было Белоозеро. С 1857 по 1866 год он был настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря; здесь архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей основателя обители – причем обретение это было в середине XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Отец Макарий (в миру Матвей) родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей не полюбил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору (Ушакову) – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий. В 1781 году епископ Феофилакт Переяславский обратил внимание на пришедшую в почти полное запустение Николо-Пешношскую обитель. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили здесь иноческую жизнь. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен о. Макарий Брюшков – к тому времени уже иеромонах. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но колебавшемуся иноку во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая благодаря его трудам из руин стала центром иночества и «училищем благочестия». Калайдович писал: «Он решился жить только на Пешноше и только для Пешноши». В этой обители старец скончался в 1811 году. В 1848 году на средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали. Другим чтимым в Рузе образом Богоматери до революции была «Скоропослушница». Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко: «30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница». Председателем отделения братства стал священник кладбищенской церкви Димитрия Солунского С.Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.

http://sobory.ru/article/?object=00985

Однажды на молитве преподобному Кириллу было явление Небесного света, указавшего место, где он должен основать обитель. Немедленно отправился он в путь и, дойдя до Тихвинского монастыря Богоматери, провел в нем три дня и три ночи в непрестанной молитве к Пречистой Владычице. Во сне явилась ему Матерь Божия. Одобряя его, Она сказала: " Угодник Пресвятой Троицы, раб мой, Кирилл, пойди на восточную страну к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости " . С умиленными слезами от чудного видения пошел преподобный к Белоозеру. На озере увидел он небольшой остров, от которого восходил огненный столп на небо. Там под высокой многовековой елью блаженный Кирилл устроил шалаш и затем построил две келии: одну для себя, другую для будущей братии; отшельник соорудил две малые церкви в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии. Много искушений испытал он тут от врагов невидимых и от досужих людей, иногда забредавших к святому, но все преодолевал он мужественным терпением и постоянной молитвой. Весть о его святой жизни распространялась повсюду, и собралась к нему братия. Много было случаев благодатного исцеления по молитвам преподобного; Господь сподобил Своего угодника и дара провидения. Предчувствуя свою кончину, преподобный призвал братию. Со слезами умиления в последний раз поучал святой своих духовных чад, пока не замер его голос. Долго безмолвствовал он, но вдруг горько-горько зарыдал. " Отхожу я ко Господу в жизнь вечную; вас же предаю Богу и Слову благодати Его, дающему наследие и освещение всем. Оно да поможет вам. Умоляю вас, не изнемогайте в постах и молитвах, соблюдая себя от наветов вражьих, и не презрит Господь смирения вашего по Своему неизреченному милосердию " . Сказав это, блаженный дал последнее целование братии, причастился Святых Божественных Таин, осенил себя крестным знамением и со словами " Слава Богу за все! " предал Ему чистую свою душу 4 февраля 1532 года. Иконописный подлинник Русь. XVI. Прп. Кирилл Новоезерский. Шитьё. Русь. 2-я половина XVI - начало XVII вв. 65.5 х 62. В 1913 году поступила в древнехранилище из Кирилло-Новоезерского монастыря. НГОМЗ. Новгород.

http://patriarchia.ru/db/text/909069.htm...

В.Г. Добронравов Предисловие Память о строителе иеромонахе Клеоне сохраняется и чтится в Введенской пустыни до настоящего времени. Богомольцы, посещающие пустынную обитель, считают всегда своим долгом помолиться у его могилы, отслужить, по нем панихиду. У надгробного камня почившего строителя всегда теплится лампада, и нередко возжигаются благочестивыми чтителями свечи. Нам приходилось наблюдать, с каким живым любопытством богомольцы расспрашивают о жизни и деяниях старца Клеопа и с каким глубоким и благоговейным вниманием выслушивают сообщаемое им иногда довольно скудные сведенья. Посему издание возможно полного жизнеописания иеромонаха Клеопы является насущной потребностью для обители, которой управлял в течение нескольких лет, особенно в виду приближающегося двухсотлетия ее существования. Первоисточником сведений об иеромонахе, Клеопе служат „Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря», бывшего келейника Митрополита С.-Петербургского Гавриила. О. Феофан (в мире Феодор Соколов) в 1774–75 г. поступил из Санаксарской пустыни послушником в Введенскую Островскую пустынь, когда строителем ее был иеромонах Клеопа, и оставался здесь до 1777 года. Таким образом, о. Феофан в течении двух слишком лет жил под руководством старца Клеопы и имел возможность хорошо познакомиться с ним. Свои воспоминания о Клеопе и характеристику его о. Феофан внес в свои „Записки, в которых он описывает свою жизнь 1 . Сведение о. Феофана, как современника Клеопы и свидетеля-очевидца, имеют, конечно, весьма важное значение, но это значение их ценно главным образом для характеристики нравственного настроения о. Клеопы, для характеристики его, как инока-подвижника. Что же касается фактических подробностей жизни о. Клеопы, то в сведениях о. Феофана есть значительные пробелы и неточности. Покойный профессор Московской Духовной Академии Н. И. Субботин в своей статье „Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова-Новоезерского монастыря " 2 , излагая биографию Феофана, обработал и его сведение об иеромонахе Клеопе, но не привнес в них ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Цензор архимандрит Макарий одобрил вновь составленную службу, с чем согласился и цензурный комитет, представлявший 6 июня того же года свое мнение Святейшему Синоду. По поручению Святейшего Синода (журнал 28 июня/20 июля) службу свт. Герману рассматривал преосвященный Григорий, епископ Калужский, который от 8 августа писал Святейшему Синоду, что «мысли, составляющие службу сию, не заключают в себе ничего такого, что составляло бы препятствие к напечатанию оной (службы), впрочем, для местного только употребления, так как она составлена применительно к месту», но что встречаются «неправильности: употребление некоторых слов в формах неславянских; так, в тропаре – «царстве Казанском», а не «Казанстем»; в стихире – «вещественнаго мира» можно заменить словом «дольняго»; «разгони облака» вместо «облацы»; «среди мирской лести», «бренной жизни» вместо «мирския», «бренныя»; «тщимся ходить», «паче всего любить», «исполнять», «служить во благо», «соделовать спасение» вместо «ходити», «любити»; «предстоящий», «почивающий», «совершающий» вместо «предстояй» и проч.» Преосвященный Григорий находил, что нужно представленную службу «выправить в начертании». Святейший Синод 12 сентября/24 октября 1860 года, заслушав рапорт преосвященного Григория, определил: «Дозволить комитету разрешить к напечатанию в таком только случае, когда рукопись сия исправлена будет согласно с замечаниями рассматривавшего оную Преосвященного епископа Калужского Григория» 145 . 22 Акафист прп. Кириллу, Новоезерскому чудотворцу Кроме акафиста свт. Герману Казанскому, в 1860 году в Святейшем Синоде были разрешены к напечатанию акафисты: прп. Кириллу Новоезерскому, свт. Иннокентию Иркутскому, свтт. Гурию и Варсонофию Казанским, прпп. Зосиме и Савватию Соловецким, св. великомученику Пантелеймону, св. мученице Параскеве, в честь [иконы] Божией Матери «Утоли моя печали» и Воскресению Христову. Дело об акафисте прп. Кириллу, Новоезерскому чудотворцу, в духовной цензуре возникло таким образом. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря, бывший инспектор Харьковской духовной семинарии, архимандрит Иаков 17 января 1859 года представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукописи: «Служба на обретение и честное перенесение святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Кирилла, Новоезерского чудотворца» и два «Акафиста преподобному отцу нашему Кириллу, Новоезерскому чудотворцу». По поручению цензурного комитета рассматривал рукописи архим. Сергий, который 29 января донес комитету, что рукописи по своему содержанию не представляют ничего противного Уставу духовной цензуры; в частности, об одном из акафистов донес, что в нем «благохваления в честь преподобного Кирилла приличны и согласны с сказанием о жизни преподобного». При отношении от 28 ноября 1859 года служба и акафист были представлены цензурным комитетом на благоусмотрение Святейшего Синода. Святейший Синод 7/18 декабря 1859 года за 13 поручил рассмотреть их епископу Вятскому Елпидифору.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В феврале месяце 1880-го года, прожив только половину зимы в Покровском и нравственно устав от этой жизни в мире, друзья решились снова поселиться где-нибудь в стенах монастыря, вдали от мирских соблазнов. Не страшась ожидающей их в будущем материальной нужды и всевозможных лишений, они оставили благоустроенный Покровский дом и направились в Кирилло-Новоезерский монастырь, славившийся своим строгим уставом, где жил тогда на покое знаменитый своей подвижнической жизнью и примерным управлением обители старец Феофан. Игумен монастыря о. Аркадий, его ученик, с любовью принял к себе молодых людей, видя их, истинно-подвижническую настроенность. Но не долго суждено было им пожить на новом месте, соответствующем по своему духу их идеально-монашескому настроению: сырой и вредный климат того места, где стоял Новоезерский монастырь (он был расположен на острове обширного озера), наделяющий непривычных к нему жестокой лихорадкой, был причиной тяжкой, непрерывной болезни Брянчанинова в этом монастыре; три месяца проболел он мучительной лихорадкой, оставившей в его слабом организме свои следы на всю последующую жизнь. Не пощадила болезнь и друга его Чихачова, у которого опять возобновилась мучившая его еще и в Оптиной пустыне лихорадка. Узнавши об этом, Брянчаниновы опять прислали за сыном экипаж, и, как ни тяжело было Димитрию Александровичу, он вынужден был для поправления своего расстроенного здоровья возвратиться в тот мир, из которого так недавно ушел. На этот раз Чихачов не последовал за своим другом, а остался в Новоезерском монастыре. Но чувствуя себя, не смотря на окружающую его многочисленную братию, совершенно одиноким по духу без своего друга, он решился отправиться к себе на родину в Псковскую губернию, чтобы повидаться с родными. Получивши небольшое пособие от одного, там жившего брата – Павла Петровича Яковлева, 152 в августе месяце отправился он в путь и через две недели достиг Никандровой пустыни, лежавшей в 80-ти верстах от дома его родителей, где и остался на время «погостить». Чин богослужения и напевы (Киевские), неслыханные до сих пор Чихачовым, одаренным от природы великими музыкальными способностями и чудным голосом-басом, произвели на него необычайное впечатление, и он с рвением стал учиться таким напевам, 153 ходя на клирос петь вместе с другими монахами Никандровой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вращающиеся пред глазами соблазны смущали подвижников; шумная толпа нарушала их безмолвие. Молодые люди стали тяготиться своим пребыванием среди мирян и помышляли о том, как бы им скорее выбраться из светского общества, несовместного с монашеством, и водвориться опять где-нибудь в монастыре. Проживя начало зимы 1829 года в селе Покровском, в следующем 1830 году, в феврале месяце, отправились оба друга искать себе удобного приюта в стенах монастыря; они направили путь свой в Кирилло-Новоезерский монастырь. В это время там жительствовал на покое архимандрит Феофан, знаменитый своею святою жизнию и примерным управлением обителию, а настоятельствовал игумен Аркадий, его присный ученик и подражатель его образа правления. О. Аркадий отличался простотой нрава; он провидел в двух молодых пришельцах дух истинного монашества и с любовию принял их в свою обитель. Но недолго радовались друзья новому месту жительства: неумолимая природа доказала им, что человек состоит не только из души, но и тела. Новоезерский монастырь расположен на острове обширного озера. Сырой климат от испарения воды наделяет жестокою лихорадкою непривычные и слабые организмы. Вскоре почувствовал его вредное влияние Димитрий Александрович; он заболел лихорадкою и три месяца испытывал ее мучительные симптомы без всяких медицинских пособий. Под конец у него стали пухнуть ноги, так что он не мог вставать уже с постели. В июне, когда лихорадка особенно там свирепствует, родители прислали за сыном экипаж, чтобы привезти его в г. Вологду. Тяжело было это время для Димитрия Александровича: он вынужден был возвратиться опять туда, откуда хотел спастись бегством. В Вологде Димитрий Александрович поместился у своих родных и стал пользоваться медицинскими средствами от мучившей его лихорадки, которая так глубоко проникла в его организм, что оставила свои следы на весь остальной век. Чихачов, также пострадавший от климата Новоезерской обители, отправился в Псковскую губернию для свидания со своими родителями 13 августа того же 1830 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И так, желая вам милости Божией, пребуду усерднейший ваш, доброжелатель Игумен Феофан Новоезерский. 1818 г. 19 Сент. Милости» Божия да будет с тобою! Письмо ваше я получил, в котором вы изъяснили волнование ваших мыслей, и требуете от меня решения оным. Я напротиву того отсылаю вас к тихому пристанищу, учению Христа Спасителя нашего Господа Иисуса, ежели желаете ученицею Его быти. Он изрек пречистыми Своими устами: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и братию, и сестр, не может Мой быти ученик ( Мф. 14:26 ). Из письма вашего видно, что вы очень горячи к своей сестрице; сие не согласно с учением Христа Спасителя нашего. Любите ее, и будьте от любви сея свободнее, чтоб не предпочесть ее любви Божией. Любовь человеческая душе нашей малую пользу приносит; но любовь к Богу вся исполняет, и есть вечное приобретение. Не беспокойтесь разлучением маловременным с сестрицею вашею. Я советую вам прежде съездить, а не пешком идти в Киев, помолиться угодникам Божиим: Антонию и Феодосию и прочим Печерским чудотворцам, а потом уже предпринять путь и в Горицы, и ум свой обращать паче к Богу Создателю нашему, нежели к человеку, и имя Его непрестанно помнить не в продолжительных, хоть в кратких словах; Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную, не остави мене Господи Боже мой, ниже отступи от Мене. Он есть всех благ податель временных и вечных, и близ всем призывающим Его. Он услышит молитву вашу и ниспослет вам благодать Свою ко исправлению жизни и нравов ваших и сохранит неврежденною во всех путех ваших. Предайте себя во всем житии вашем воле Божией, как вы уже себя и расположили. Итак желая вам временных, а паче вечных благ, яже уготова Бог любящим Его, пребуду усерднейший ваш доброжелатель Игумен Феофан Новоезерский, 1818 г. 13 Марта. Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше от сестрицы вашей я получил. Вы требуете вторичного благословения в напутствие ваше. Да благословит Господь Бог путь ваш; по приезде в Киев увидите мощи прославляемых Святых Чудотворцев Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010