В 1793-м году игумен Феофан в ответ на просьбу жителей Белозерска был переведён игуменом в Кирилло-Новоезерский монастырь с целью возрождения обители. На тот момент монастырь находился в самом настоящем запустении: братию составляли всего 10 насельников, лишь двое из которых были монахами, богослужения совершал приезжий священник, здания обители рушились, хозяйство находилось в полном упадке. Новоезерскому монастырю отец Феофан посвятил 30 лет своей жизни, до самой своей кончины. За это время обитель полностью преобразилась. Была восстановлена строгая иноческая жизнь (число братии к этому времени достигло 80 человек), наладилось богослужение в монастыре, что привлекло в него большое количество богомольцев. Что касается внешнего благоустройства, то можно сказать, что Новоезерский монастырь изменился до неузнаваемости. При игумене Феофане здесь был реставрирован и расширен главный собор, почти заново построены два храма и колокольня, корпус с келлиями для братии. Сам монастырь отец Феофан окружил каменной оградой, был построен мост, соединивший обитель с ближайшим островом. Наравне с остальными он нёс суровые послушания, ходил в самой простой одежде При этом игумен Феофан, стараясь ничем не выделять себя из числа братии, вёл себя очень скромно: всё так же наравне с остальными он нёс все самые суровые послушания, неизменно посещал все богослужения, ходил в самой простой одежде. Такой пример действовал очень сильно на иноков и на окружающих. Слава о его трудах и подвигах быстро распространялась. Государь Александр I лично наградил отца Феофана митрой и наперсным крестом, а также позволил расширить штат монастыря. Сам же игумен Феофан славы и наград вовсе не искал: он признавался, что даже отказывался от рукоположения и звания архимандрита, но по смирению вынужден был всё принять. За советом к нему обращалась не только братия монастыря, но и мирские люди Помимо Кирилло-Новоезерского монастыря, игумен Феофан духовно окормлял Горецкую женскую обитель. Сюда он часто приезжал, беседовал с сестрами и игуменией монастыря. Последний его приезд состоялся в конце 1832 года. После этой поездки старец Феофан сильно заболел и 3/16 декабря 1832 года тихо и безболезненно перешёл в вечность. Ещё за несколько лет до этого отец Феофан составил завещание, в котором была указана вся его собственность: несколько ряс и книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Два с половиной столетия (XVI – первая половина XVIII в.) Нило-Сорская пустынь прожила по уставу скитского жития. Но в середине XVIII в. жизнь в снизу постепенно замирает, что в немалой степени было связано с общей государственной политикой по отношению к монастырям. Секуляризационная реформа 1764 г. прямо скита не коснулась, так как земли и крестьян он не имел. Но «государево жалованье» поступать перестало, Кирилло-Белозерский монастырь, разоренный реформой, уже не мог помогать своему приписному скиту (с 1641 по 1777 гг. Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю). В 1798–1805 гг. монашескую жизнь в Нило-Сорском скиту пытался восстановить игумен Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, но безуспешно – скит находился за 70 верст от Новоезерского монастыря. В 30 годах XIX в. начинается новая история Нило-Сорской пустыни, но уже как общежительного монастыря. «Богодарованным жребием» стала Нило-Сорская пустынь для иеромонаха Никона (в миру Николай Прихудайлов), который пришел сюда в 1837 г. из Троицкого Кривоезерского монастыря (Костромская епархия). Будучи еще монахом Троицкого монастыря, он стремился найти обитель уединенную и пустынную. Три раза иеромонах писал записки с названием трех пустыней и клал их за икону Божией Матери «Иерусалимская». Жребий трижды указал ему на Нилову пустынь. 12 Грустная картина открылась перед Никоном, приехавшим в первый раз в Нило-Сорскую пустынь: «Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... Скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах». Вместе с тем в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал «тонкое духовное благоухание». «Все скорбное и неприятное, что видел и встретил он в ней, уступало этому благодатному чувству», и Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители. Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837–1842 гг. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Белозерск. Часовня Кирилла Новоезерского. Красивая часовня!уникальна для своего времени!единственая часовня в области,которая воспевает святого кирила новоезерского, основавшего великий монастырь на острове Огненном (сейчас там тюрьма) blood 28 апреля 2008 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Чуть пониже храма Иоанна Богослова, напротив детского парка, находится действующая часовня, освященная в честь белозерского святого – преподобного Кирилла Новоезерского. Построена часовня в 1877 году. В городе была еще одна часовня – преподобного Нила Сорского, устроенная Нило-Сорской пустынью. По данным автора книги «100 лет Белозерского Духовного училища» А.А. Бронзова, располагалась она на канале, по его же данным была построена в 1872 году. http://www.booksite.ru/civk/2_st-429.html Часовня Кирилла Новоезерского - действующая кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением, памятник религиозной архитектуры второй половины XIX в. Кирилл Новоезерский - почитаемый православный святой в лике чудотворцев. Дата рождения не известна, являлся уроженцем Костромской губернии. Известно предание, что во время жития в Тихвинском монастыре ему явился образ Божией Матери, который направил его на Белое озеро для основания там монастыря. Кирилл остановился на озере Новом, где на Красном (Огненном) острове построил кельи и две церкви. А после присоединения к нему других отшельников, был основан (в 1517 г.) Кирилло-Новоезерский монастырь, который стал одним из важнейших Белозерских монастырей, наряду с такими монастырями как: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий. Преподобный Кирилл скончался в 1537 г. Его мощи были обретены в 1649 г. и находились в монастыре. Монастырь был упразднен в ходе Екатерининской реформы 1764 г., но продолжал действовать до революции 1917 г. После революции мощи Кирилла Новоезерского были вскрыты и утрачены, а на территории бывшего монастыря была открыта тюрьма. Изначально это была колония для политических заключенных, но позже стала местом заключения любых опасных преступников. Тюрьма действует там и сегодня. Часовня в Белозерске была построена в 1877 г. на Торговой площади - наиболее оживленном месте города. Закрыта советской властью в 1930-е г.г., использовалась в хозяйственных целях. Возвращена верующим в 2000-е г.г. Комментарии и обсуждение Часовня построена в конце XIX века. Источник: табличка на фасаде часовни. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09395

Не оставлял он и своих ученых и писательских трудов, сочетая их с аскетической молитвенной жизнью и попечениями о благополучии и духовном возрастании насельников вверенной ему обители. На основе рукописей монастырского собрания им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского, Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей преподобного, тексты его посланий сыновьям Димитрия Донского и духовная грамота святого. Понимая важность сохранения монашеских традиций и преемственности для становления духовной жизни настоящих и будущих насельников, архимандрит Иаков особо заботился о том, чтобы была восстановлена и сохранена монастырская история. В 1875 году он впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского. В 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были опубликованы составленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению архимандрита Иакова, согласно указам духовной консистории (1893 г.) о возобновлении летописания в храмах и монастырях, преподаватель Кирилловского духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.». При составлении Летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива, разбором и формированием которого занимался лично сам настоятель. В тексте рукописи «Летописи» сохранилась правка, внесенная рукой архимандрита Иакова. До нашего времени дошли и гимнографические труды подвижника благочестия. Еще во время настоятельства в Кирилло-Новоезерском монастыре архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе отца-архимандрита А.Ф. Ковалевский написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и иконе Божией Матери «Смоленская». Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, которые до 1917 года несколько раз переиздавались.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Секуляризационная реформа 1764 г. прямо скита не коснулась, так как земли и крестьян он не имел. Но «государево жалованье» поступать перестало, Кирилло-Белозерский монастырь, разоренный реформой, уже не мог помогать своему приписному скиту (с 1641 по 1777 г. Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю) 200 . В XVIII в. изменилось само отношение к скитам, в том числе и к Нило-Сорской пустыни. Они становятся, как правило, местом ссылки, куда на исправление посылают монахов за «неблагочинное и нетрезвенное поведение» (ЦГАДА. Ф. 1441, оп. 3, д. 878. О переводе в Нило-Сорскую пустынь монаха Моисея за кражу вещей у наместника и побег из монастыря 1799 г.; ГАВО. Ф. 1147, оп. 2, д. 1444. О ссылке в Нило-Сорскую пустынь монаха за пьянство. 1797 г.). В 1798–1805 гг. монашескую жизнь в Сорском скиту пытался восстановить благочинный Белозерских монастырей игумен Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан (Соколов) , но безуспешно 201 . В 30 гг. XIX в. начинается новая история пустыни, но уже как общежительного монастыря. Древний тропарь преподобному Нилу Сорскому , составленный в XVII в., отметил особую избранность, талант основателя скита: «Слава Избравшему тя в Руссии отшельником устава изрядна; слава Укрепльшему тя в пустыни» 202 . Избирая для себя наиболее удобную форму монашеской жизни, Сорский старец основывался на личном опыте (долгая жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре, на Афоне) и на глубоком знании традиций. Интересно, что в житийных сборниках преподобного Нила Сорского представлены жития святых – основателей различных форм монашеской жизни. Здесь жития египетских отшельников Павла Фивейского и Антония Великого ; скитского подвижника Арсения Великого ; устроителей палестинских лавр преподобных Иллариона Великого, Харитона, Саввы Освященного, Евфимия Великого и его учеников – Кириака Отшельника и Иоанна Молчальника; основателей общего жития: в Египте – Пахомия Великого , в Палестине – Феодосия Великого, на Афоне – Афанасия Афонского . История Нило-Сорского скита позволяет охарактеризовать деятельность преподобного Нила Сорского как устроителя редкой для Руси формы монашеского жития – скитской. Однако, являясь новатором в деле распространения на Руси скитского жития, преподобный Нил Сорский был консерватором по отношению к самой этой форме монашеской общины. Сравнение Нилова скита с древними скитами и лаврами показывает их полную тождественность. Устраивая жизнь своего скита, старец строго следовал всем принципам и традициям древнего скитского жития. Нило-Сорскую пустынь можно назвать классическим скитом по типу ранних скитов Египта, Палестины, Афона. В этом Нилов скит – уникальное явление в истории русского монашества XV-XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В царствование Алексия Михайловича, в мае 1648 года, в Москве вспыхнул народный мятеж против некоторых лиц, бывших в приближении царя. Начальник пушкарского приказа Петр Траханитов, дьяк Елеазар Чистой и многие другие были убиты и ограблены. Мятежная толпа приступила к Красному крыльцу и требовала выдачи боярина Бориса Ивановича Морозова, царского воспитателя и родственника, и уже разбила его дом и разграбила имущество. Боярина с трудом успели укрыть от рук разъяренной толпы, и вскоре он тайно бежал в Кирилло-Белозерский монастырь. Игумен Новоезерского монастыря Амфилохий и братия, узнав о пребывании его в соседстве с ними, послали к нему монаха Иону с образом и житием преподобного Кирилла. Боярин с честью принял образ и с благоговением прочитал житие святого. После этого душа его наполнилась какой-то радостью и восторгом, мучившие его страхи и горе совершенно исчезли, и он возымел желание поклониться гробу преподобного Кирилла. Отслужив молебен на гробе и со слезами помолясь святому, боярин сказал игумену и братии: «Отцы святые, помолитесь о мне Господу Богу, Пречистой Его Богоматери и преподобному чудотворцу Кириллу. Если Бог умилосердится надо мною по молитвам преподобного Кирилла и возвращусь в царствующий град и великий государь пожалует меня в свой царский синклит, в первый мой чин, то я построю на этом месте каменную церковь в честь и славу Воскресения Христова и в похвалу святого Кирилла». Обрадованные игумен и братия отвечали ему горячими благопожеланиями. Раздав богатую милостыню, боярин возвратился в Кирилло-Белозерский монастырь. Спустя немного времени в Москве утихло волнение, боярин был позван к царю и занял свое прежнее положение. В следующем 1649 году Морозов приступил к исполнению своего обещания. 4 сентября по его приказу архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Афанасий и старец келарь Савватий Юшков были на основании каменного храма. В их присутствии начали копать рвы, и когда повели один ров близ того места, где была гробница преподобного Кирилла, под гробницей на глубине пол-аршина от поверхности земли среди древесных корней открылся совершенно неповрежденный гроб. Без патриаршего указа и митрополичьего приказания архимандрит и келарь не осмелились взять землю с гроба, открыть и освидетельствовать его. Гроб был до указа обложен кругом досками, а об открытии донесено митрополиту Ростовскому Варлааму, патриарху Иосифу и боярину Морозову. Морозов, получив извещение, рассказал царю все с ним бывшее и ознакомил его с житием и чудесами преподобного Кирилла. В октябре патриарх, по совету с царем, послал Вологодскому архиепископу Маркеллу грамоту с предписанием ехать на Новое озеро, осмотреть мощи святого, перенести их во временное помещение, устроить празднество и донести о всем царю и патриарху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

20 . Каменец-Подольск. Прот. Сецинский Е. Музей Церк. Историко-Археологического общества, 2. Опись предметов старины, с. 61–78. 21 . Кириллов-Белозерский монастырь. а) Сахаров И. И. Ведомость рукописным кирнлловской книгохранительницы до российской истории относящимся книгам, с показанием под коими в книгохранительнице состоят. М. 1842 r.; из Русского Вестника, 11–12. (Реестр 1785 г. о 216 ркп.). б) Обзор кирилловской книгохранительницы и замечательных рукописей, см. Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М. 1850 r., ч. с. 14–52. ЖМНПр. 1850, т. LXVIII. в) Арх. Варлаам. Описание Сборника XV столетия Кирилло-Белозерского м-ря. 1858 г.; Учен. Записки II Отд. Акад. Наук, V кп., отд. III, с. 1–66. г) Арх. Варлаам. Обозрение рукописей собственной библиотеки преп. Кирилла Белозерского. Составлено 28 марта. М. 1860 г.; из Чтений ОИДР, 1860, кн. II, с. 1–69. д) Никольский Н. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. 1897. Изд. Общ. Люб. Древн. Письм. CXIII. е) Викторов A. Е. Описи... Северной России. 22 . Кириллов Новоезерский монастырь, в 30 верстах от Белозерска. а) Строев П. Библиологический словарь. б) Викторов A. Е. Описи... Северной России. 23 . Киев. Духовная Академия. а) Петров Н. И. Описание рукописей Церковно-археологического Музея при Киевской Духовной Академии. Труды —12— Киев. Дух. Акад. 1874 – 78 гг. и отд. Киев в. 1875 г., II в. 1877, III в. 1879. б) Описание книг и рукописей, пожертвованных в Киевскую Духовную Академию E. В. Барсовым. Отчеты Церковно-Археологического Общества, Тр. К. Д. Ак. 1868, m.II, с. 355–376 (краткий инвентарный каталог). в) Березин В. Описание рукописей Почаевской Лавры, хранящихся в библиотеке Музея при Киевской Духовной Академии Тр. К. Д. А. 1881, 7 – 9 и отд. К. 1884 г. г) Описание рукописей, находящихся в библиотеке Киевской Академии. Вестн. Евр. 1830 , ч. 173, 17 и 18, с. 138–144. д) Перечень рукописей и книг А. Н. Муравьева. Известия Церк.-Археол. Общества при К. Д. Ак. 1879 г., с. 37–52.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26) Историческое изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. Спб. При Свят. Синоде. 1822. (8) 46 стр. 2 Памятники, стр. 1. Начало. обители, стр. 4. Обновление, стр. 24. Примечательные здания, стр. 27. Окрестности, стр. 32. Оклад или доходы, стр. 35. Правила обители, стр. 37. Прибавление, стр. 43. Киренск. 27) Историческое описание Киренского Свято-Троицкого монастыря, почерпнутое из архивных монастыря сего бумаг, настоятелем сего же монастыря, игуменом Лаврентием Мордовским. М. В тип. Лазаревых Института. 1841. (8) 47 стр., с грав. видом. Со стр. 26 дополнение и акты. У Сопикова (Опыт Росс. Библиографии, ч. 4, стр. 57, 7576), указано Московское издание 1806 года, в 12 д. л. Кирилов. 28) Историческое описание монастыря преподобного Кирилла, находящегося в Новогородской губернии на Беле-озере. М. В тип. Ф. Гиппиуса. 1805. (8) 54 стр. 29) Описание Кириллова Белозерского монастыря, учиненное первоклассного Юрьевского монастыря архимандритом и Новогородской Семинарии ректором Амвросием. 1811. (8) 117. Без означения места печати. Большую часть книги занимают исторические акты (стр. 19–112). В конце помещен список настоятелей. 30) Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. В двух частях (с 25 литографир. рисунками). М. В Унив. тип. 1850. (8) В 1-й ч. – 155 и III стр.; во 2-й – II, 134 и 2 стр. В I-й части, до стр. 136, описана поездка в монастырь, и в первой главе автор говорит о Св.-Троицкой Лавре; далее о некоторых других монастырях и церквах. Затем следует известие о Кирилло-Белозерском монастыре, о жизни и посланиях св. Кирилла; а во II-й части книги – описание монастыря, его памятников древности, ризницы и библиотеки. В следующих за тем главах говорится о Кирилло-Новоезерской обители, о Нилосорской пустыне, упраздненном Ферапонтовом монастыре и описаны последние часы пребывания С. П. Шевырева в Кирилловом монастыре и обратный путь его. Рисунки, между которыми есть изображение монастыря и его достопамятностей, сделаны Н. Бергом, сопровождавшим С. П. Шевырева в его поездке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

На протяжении нескольких лет Кирилло-Новоезерский монастырь был " Соловками Белозерья " - особой тюрьмой, куда свозили священнослужителей и где многие из них приняли мученическую смерть. Сейчас на территории бывшего монастыря находится колония строгого режима. Здесь отбывают наказание преступники, приговорённые к пожизненному заключению. Остров обнесён колючей проволокой, приблизиться к нему нет никакой возможности. Такая же участь могла постигнуть Кирилло-Белозерский монастырь, благо стены его крепки. Но, к счастью, тюрьму из Кирилловой обители властям сделать не удалось. В конце 1924 года в ней был открыт музей, существовавший сначала как отдел Череповецкого окружного губернского музея. При этом, кроме самого музея на территории монастыря располагались склады, квартиры и детский сад. Что, конечно, не способствовало сохранению памятников архитектуры. Первая постоянная экспозиция открылась в Кирилловском музее в 1929 году. Она включала в себя семь разделов и призвана была дать посетителю представление об истории зеселения края, его хозяйственном развитиии и культуре. В тёплое время года, кроме того, возможно было осмотреть храмы. Одновременно, несмотря на очень скромное финансирование, в монастыре велась реставрация. В 1930 году скудное финансирование музея ещё более урезали. Вдобавок его перевели в ведение Кирилловского отдела народного образования, что на долгие годы предопределило специфику его работы. Отныне - как предписывали циркуляры местных партийных органов - основным направлением музея должна была стать " пропагандистская работа " . В стенах монастыря следовало развернуть экспозиции, посвящённые социалистическому строительству, угнетению крестьян при крепостном строе, и так далее... Уже в 1934 году посетителей встречала полностью идеологизированная экспозиция, раскрывавшая " реакционно-феодальную сущность " монастыря. В этом же ключе показывалась и его история. В 1937 году " целостную экспозицию на основе марксистско-ленинского учения об общественно-экономических формациях " развернули в трапезной палате обители.

http://sobory.ru/article/?object=00500

Нило-Сорская пуст., зашт., общ., в 15 в. от г. Кириллова, при р. Сарке. Начало ее относится к пол. XV в., к тому времени, когда пр. Нилом был устроен скит с особым уставом (см. 7 мая). В 1569 г. царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но пр. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и в близкое к нашему время воздвигли было каменную церковь , но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 г. она была приписана к Кирилло-Белозерскому мон., в 1798 г. – к Кирилло-Новоезерскому мон., в 1808 г. – опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 г. была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служит теперь только малый скит в лесу за оградой мон. с деревянной церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители пр. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келия пр. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминает древнюю обстановку; в ней все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживается малая кельица против церкви. Мощи пр. Нила покоятся под спудом. В обители хранится власяница пр. Нила. Отенский Покровский , 3 кл., в 95 в. от г. Крестцов, в 50 в. от Новгорода. Существовал в нач. XV в.; упоминается в 1420 г.; возобновлен в. 1462 г. архиеп. Новгородским Ионой. Здесь находится местночтимая Тихвинская икона Богоматери и почивают мощи архиеп. Ионы (см. 5 нояб.). Пантелеимонов , в 3 в. от Новгорода. Основан в XII в. Приписан к Юрьеву мон. Перекомский Николаевский , зашт., общ., на западном бер. оз. Ильменя, в 24 в. от Новгорода. Основан пр. Ефремом Перекомским в 1450 г. (см. 16 мая); на настоящее место перенесен в пол. XVI в. В 1611 г. он был разорен шведами; в 1672 г. возобновлен боярином Феодором Боборыкиным; в 1764 г. упразднен; в 1796 г. восстановлен. В приделе пр. Ефрема почивают мощи его. Мон. принадлежит находящаяся в Новгороде у Волховского моста часовня Чудного Креста, сооруженного в глубокой древности и называемого так потому, что он издавна (с 1418 г.) прославился особенными чудесами; этот крест сделан из липового дерева, восьмиконечный, 3 арш. и 6 верш. в вышину, 2 арш. и 3 верш. в среднем поперечнике; на нем резное изображение Распятия; на правом конце его главного поперечника вырезаны нагрудные изображения Божией Матери и Марии Магдалины, а на левом ап. и ев. Иоанна Богослова и св. муч. Логгина сотника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010