Писания и религиозно-нравственных, а также икон хорошего, но дешевого письма. С течением времени, в видах расширения полезной деятельности книжного склада, устроены были в некоторых пунктах города павильоны с продажей книг. Устройство книжного склада должно признать весьма важным делом, кроме просветительных целей, еще и потому, что в г. Астрахани, при его стотысячном населении, при существовании массы магазинов со всевозможными товарами, не было да и теперь нет ни одного специально-книжного магазина, кроме книжной лавки Комиссии народных чтений, имеющей при том же преимущественно только учебные книги и принадлежности. Поставивши на должную высоту вышеозначенные учреждения, епископ Евгений решил объединить оные под одним своим непосредственным надзором и руководством. Приближавшееся празднество в честь 1000-летия со дня кончины св. Мефодия еще более утвердило эту мысль Владыки, и 31 марта 1885 г. был уже утвержден устав Кирилло-Мефодиевского Общества, которое и было открыто 7 апреля 1885 года. Это общество объединяло в себе миссионерство, внебогослужебные чтения, епархиальную библиотеку, книжный склад, редакцию «Епархиальных Ведомостей» и церковно-школьное дело (последнее – до учреждения самостоятельного Епархиального Училищного Совета), под личным председательством епископа Евгения, который по-справедливости должен быть назван собирателем сил и средств духовного просвещения в Астраханской епархии. Благодаря его энергии, в течение пяти лет собраны были значительные средства Кирилло-Мефодиевского Общества – до 10000 рублей, образовался склад книг и икон с материалом на сумму до 30000 рублей и епархиальная библиотека с 1900 названиями книг, в которой большая часть ценных книг составляет дар епископа Евгения. При нем миссионерское дело в епархии поставлено на должную высоту. Он первый открыл публичные собеседования с раскольниками в зале епархиальной библиотеки и нашел нужных деятелей на миссионерском поприще. Умел он выбирать людей, которые оказывались необходимыми ему помощниками и полезными деятелями в разных учреждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Небольшое вознаграждение за труды, в возмещение этих убытков, было бы для них важным и действительным побуждением к заботам о школах, и число последних, тогда бы, несомненно, увеличилось». (См. Отчет за г., стр. 30-я, за 1890/91, г., стр. 34, за 1891/92 г., стр. 55-я и за 1892/93 г., стр. 66). В 1892 году вопрос о назначении вознаграждения законоучителям беднейших приходов в епархии был поставлен на очередь и обсуждался в двух заседаниях Совета Братства со всеми председателями уездных отделений Епархиального, Училищного Совета. «В целях разрешения этого вопроса предложена было отцам председателям вновь обсудить его обстоятельно в уездных отделениях и определенно указать те школы, где требуется пособие законоучителям». (Отчет за 1891/92 год, стр. 56-я). Правда, практического разрешения этот вопрос до сих пор не получил, и в отчет за 1892/93 год замечено даже, что разрешение его – дело будущего; но это, очевидно, объясняется только недостатком денежных средств. Встречаются, правда, среди сельского духовенства примеры не только вполне бескорыстного, но даже самоотверженного служения делу народного образования; так, в отчетах Кирилло-Мефодиевского Братства за 1892/93, учебный год указаны два селения, где члены местного причта не только безвозмездно учат в церковно-приходской школе, но даже сами без всякого пособия откуда бы то ни было содержат их. Очевидно, однако, что на таких, во всяком случае исключительных, явлениях нельзя основывать никаких общих расчетов, и что было бы неправильно и даже не справедливо, требовать от всего приходского духовенства, чтобы оно безвозмездно трудилось в начальной школе. В виду этого, нельзя признать нормальным нынешнее положение законоучителей в церковно-приходских школах. Отсутствие какого бы то ни было вознаграждения за труд не может не отражаться неблагоприятно на их отношении к делу. И действительно, в отчетах Кирилло-Мефодиевского Братства на ряду с приведенными выше примерами преданности делу народного образования встречаются также указания и на равнодушное отношение некоторых законоучителей к церковно- приходским школам, и даже на предпочтение, оказываемое ими земским школам, где они за преподавание Закона Божия получают сравнительно значительное вознаграждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Решения Временного правительства всколыхнули общественное мнение, вызвали бурю возмущения и нескончаемый поток собраний и съездов духовенства, законоучителей, мирян и родителей — с вынесением в адрес Временного правительства резолюций, приговоров и постановлений, в которых зафиксированы обсуждения и решения по главным вопросам — о законности отобрания церковно-приходских школ у Церкви и о готовящейся отмене обязательности преподавания Закона Божия. Кирилло-Мефодиевское законоучительское братство Донской епархии Идея создания на Дону законоучительского братства возникла ещё в конце XIX в. Первоначально законоучители стали встречаться для обмена опытом и общения в форме законоучительского кружка. Затем членами кружка стали устраиваться религиозно-нравственные чтения и беседы для народа. В 1898–1899 гг. из кружка организовалось “Общество религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви”. По утверждению протоиерея Тихона Донецкого, одного из зачинателей законоучительского дела на Дону, раньше чем собраться первому Всероссийскому съезду законоучителей в столице, мысль о подобном съезде “росла и зрела” в Новочеркасске 2 . Кирилло-Мефодиевское Донское законоучительское братство было учреждено в 1916 г. В уставе братства определялись его главные цели и задачи, состоящие в “объединении всех законоучителей Донской епархии средних и низших учебных заведений, мужских и женских, всех ведомств и типов, чтобы в единомыслии и единодушии создать прочное основание для успешнейшего осуществления задач религиозно-нравственного воспитания и образования учащейся молодёжи в духе Православной Церкви”, а также в “оказании нравственной поддержки своим собратиям-законоучи­телям при решении возникающих недоумений в их служебной законоучительской практике”. Предметом деятельности братства виделась разработка “суждений о мерах и способах наилучшего осуществления цели законоучительства”. А именно, актуальными и неотложными признавались: “а) вопросы законоучительской литературы и учебники; б) спо­собы и средства воспитания в учащихся христианской настроенности; в) примерные уроки по Закону Божию; г) программы и способы наилучшего их выполнения; д) богословские вопросы в современной литературе и вообще все вопросы пастырско-зако­но­учительской теории и практики” 3 . Епархиальный съезд законоучителей

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Затем, сам же г. Евсеев говорит, что перевод мефодиевский явился вслед за переводом Паримийника „из-под пера родственно близкого к Паримийнику. Непереведённые раньше (в Паримийнике) главы переводятся здесь заново с точным следованием тому же слово-выражению, какое наблюдается в Паримийнике, тем же приёмам передачи греческих форм на славянский язык и тому же греческому константинопольскому оригиналу“ (стр. XV, здесь даны и примеры). И так, в обеих редакциях – одна и таже версия греческого текста, одно и тоже в общем слово-выражение, одна и таже школа! Правда – говорит г. Евсеев – „это общее сходство полного перевода с языком паримийным не простирается до полного совпадения словарного материала в том и другом переводах. Так, в одном месте книги пророка Даниила полный перевод передаёт греч. λϑεια словом рсьнота, а Паримийник истина. Ещё в одном месте ϑυσα передаётся словом слоужьба, καρπω – послоужити, а в Паримийнике – жрьтва, пожрти (стр. XVII). Полагаем, что указанные разности в передаче греческих слов, правда, любопытны, но для определения редакции недостаточны. Что касается λϑεια, то, по нашим справкам, это слово переводится рсьнота в Евангелии и Апостоле-апракосе сокращённом Белградской Народной библиотеки 146, XIII в., в Евангелии и Апостоле-апракосе полном Карпинском XIII–XIV в., в Слепченском Апостоле XII в. (здесь же ληϑς – рснотивьнъ), в Синайской глаголической Псалтыри, в Хвалевой рукописи Но- —539— вого Завета 1404 г. и в других памятниках. По акад. Ягичу, слово рсьнота следует причислять к тем, которые очень рано, уже в древнейших списках, стали уступать другим выражениям более распространённым 2222 . Г. Евсеев указывает ещё несколько слов, неизвестных переводу паримийному. Говорит, что по характеру исполнения мефодиевский перевод значительно хуже, чем перевод паримийный, по литературному же исполнению стоит в непосредственной зависимости от Паримийника (стр. XVII–XIX). Повторяем вопрос, есть ли достаточные основания к выделению того и другого перевода в отдельные редакции? Мы не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Томске открылись XXX духовно-исторические Кирилло-Мефодиевские чтения 12 мая 2020 г. 13:07 12 мая 2020 года началась онлайн-трансляция ежегодных Духовно-исторических чтений памяти святых Кирилла и Мефодия, организованных  Томской епархией . В этом году отмечается 30-летие Чтений. В этом году они будут посвящены обсуждению исторической значимости Дней славянской письменности и культуры в Томске для развития нравственного и ценностного потенциала томичей. Особое внимание в программе юбилейных чтений будет уделено 75-летию Великой Победы. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией юбилейные чтения будут проходить в два этапа — в дистанционном формате весной и в обычном — осенью. Официально они стартовали 12 мая, но некоторые мероприятия начались в апреле. В течение двух недель в рамках проекта запланирована насыщенная интернет-программа конференций, секций и круглых столов. В онлайн-формате пройдут некоторые культурные мероприятия и конкурсные программы. С 12 по 15 мая состоятся X Региональная научно-практическая конференция «Комплексный учебный курс " Основы религиозных культур и светской этики " : теория и практика преподавания» и областная научно-практическая конференция «Музейная педагогика как средство активизации познавательной и творческой активности детей в процессе духовно-нравственного воспитания». Будут работать секции «Духовно-нравственное воспитание школьников через предметную область» и «Великая Отечественная война: взгляд из XXI века». Стартует дистанционная игра-квест «Русь православная». Школьники 7-11 классов смогут принять участие в онлайн-дебатах по теме «Современная культура не воспитывает любовь к Родине». Можно также будет посетить приуроченную к 30-летнему юбилею онлайн-фотовыставку архивных фотографий Дней славянской письменности и культуры и принять участие в конкурсе на лучшее архивное фото Чтений разных лет. Некоторые проекты, такие как выставка-форум «Радость Слова», концерт сводных хоров, городской крестный ход и другие массовые мероприятия, планируется провести осенью. С программой Дней славянской письменности и культуры можно ознакомиться на официальном сайте Чтений и в социальной сети «ВКонтакте» . Все дистанционные мероприятия Чтений будут анонсироваться и освещаться в социальных ресурсах и на сайтах  http://tomsk.gov.ru/ ,  http://pravoslavie.tomsk.ru/ ,  http://chtenia.ru/ . Томская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Уже при режиме гетмана Скоропадского украинские автокефалисты осуществляли свою деятельность преимущественно в рамках Кирилло-Мефодиевского братства и создававшихся на его основе других структур. 28 апреля 1918 г. инициативная группа «православных украинских христиан из разных краев Украины» (38 чел.) создает т.н. «Украинский православно-церковный комитет» известный также как «Комитет возрождения Украинской Православной Церкви». Основу комитета составили члены Кирилло-Мефодиевского братства, его председателем стал Павел Мазюкевич, почетными членами были приглашены архиепископ Алексий (Дородницын), а также работающие в госструктурах Василий Рафальский и Владимир Чеховский. Комитет просил власти гетманской Украины обратиться к Константинопольскому Патриарху за благословением на провозглашение автокефалии УПЦ и помочь «реализовать государственно-важные намерения». Однако поскольку при Скоропадском среди украинского духовенства в целом наблюдался процесс консолидации консервативных кругов, ориентированных на сохранение канонического единства Русской Церкви, попытки автокефалистов найти поддержку в Константинопольской Патриархии в период гетманщины успеха не имели. Гораздо дальше продвинулись контакты автокефалистов с Фанаром при режиме Симона Петлюры. Возглавляемая Петлюрой т.н. Директория, грубо попирая каноны Церкви и вмешиваясь в ее внутреннюю жизнь, 1 января 1919 г. объявила автокефалию Православной Церкви на Украине в законодательном порядке, приняв «Закон о верховной власти в Украинской автокефальной православной миротворческой Церкви». Лишь задним числом Петлюровский режим стал добиваться признания автокефалии Украинской Церкви другими поместными Православными Церквями, прежде всего — Константинопольской. С этой целью из Киева в Стамбул была направлена делегация во главе с комиссаром петлюровского министерства вероисповедания Олексой Потоцким, которая посетила Фанар в апреле 1919 г. О переговорах с тогдашним местоблюстителем Константинопольского Патриаршего престола митрополитом Дорофеем Потоцкий впоследствии вспоминал, что колебания греческого иерарха в вопросе автокефалии Украинской Церкви были обусловлены прежде всего тем, что он опасался возможного восстановления Российской империи и последующего возмездия за предательство по отношению к Русской Церкви.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИИ В ШКОЛАХ. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕФСКИЕ ЧТЕНИЯ. января 2003 Возможность преподавания религии в школе обсуждалась на IV Кирилло-Мефодиевских чтениях, открывшихся 20 мая в С.-Петербурге. Возможность преподавания религии в школе обсуждалась на IV Кирилло-Мефодиевских чтениях, открывшихся 20 мая в С.-Петербурге. Чтения проводит Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " , Санкт-Петербургские Духовные академия и семинария, ряд светских университетов (СПбГУ среди них нет) и епархиальный отдел религиозного образования и духовного просвещения. Чтения начались с паломнической экскурсии на Смоленское кладбище и продолжились в Александро-Невской Лавре, где в Святодуховском корпусе состоялся молебен святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям Словенским и выступление клиросного хора храма Богоявления на Гутуевском острове и гусляра Андрея Байкалеца. Одной из практических целей чтений является продвижение в жизнь идеи преподавания религии в школе. Поэтому большая роль на чтениях была отведена педагогическим секциям, куда были приглашены директора общеобразовательных и воскресных школ, учителя и родители. Теме преподавания религии в школе был посвящен доклад М.В. Захарченко (профессора Университета Педагогического мастерства), а также ряд докладов, рассматривающих " православные " аспекты в творчестве таких русских поэтов, как Н. Рубцова и В. Жуковского. Если на первых этапах обсуждения этой проблемы были надежды на введение предмета " Православная культура " , то теперь, похоже, эти надежды рассеиваются; вместо этого М.В. Захарченко предлагает вводить в школах предмет " мировые религии " , в рамках которого изучать и православие. Особое внимание на Чтениях уделялось конкретным практическим шагам, которые предполагается предпринять в этом направлении. Также в программу Чтений вошли доклады, посвященные Кирилло-Мефодиевскому наследию в славянской культуре. На Чтениях прозвучал целый ряд докладов, претендующих на глобальное теоретическое обобщение: " Метафизика исторических катастроф: к проблеме культурной прерывности в современной России (д.ф.н. В. А. Щученко, СПбГУКИ), " Этапы и критерии становления личности христианина " (протоиерей Александр Зелененко), " Православные основы русской экономики " (д.э.н. С.А. Дятлов), " Возможности создания курса интегративной антропологии на основе Святоотеческого учения " (М.Я. Дворецкая, кафедра психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Возвращаясь к поставленному вопросу о греческом обряде и славянском языке в богослужении, мы должны считаться с реальной действительностью, которая рисует взаимное отношение православия и католичества между славянами в следующих цифрах. Православных греческого обряда, усвоивших кирилло-мефодиевское православие, считается ныне более 111 миллионов, в этом числе на болгар падает более 5 милл., на сербов – около 5,12 милл., главная же масса, более 100 милл., находится в России. Приверженцев же католического обряда, из коих значительное большинство первоначально усвоило мефодиевский, греческий, обряд и с течением времени отпало от него вследствие пропаганды, всего между славянами около 37 милл. Между ними большинство, свыше 21 милл., поляки; чехи составляют свыше 7 милл., хорватов и сербов – около 3,12 милл. и, наконец, словаков (прежние мораване) немного более 2 миллионов, словинцев – около 1,12 милл. Вообще можно считать: православных – 70%, католиков – 23%, остальное число падает на протестантство и разные исповедания 161 . Мы не будем ссылаться на процентные отношения, которым нельзя подчинять вопросы совести и нравственного сознания и самоопределения. Но для нас не может не иметь значения сознательное отношение к урокам истории. Кирилло-мефодиевский вопрос, если относиться к нему исключительно с вероисповедной стороны, необходимо должен подчиняться при сравнительной оценке его религиозным склонностям того, кто принимает на себя задачу подобной оценки. Устранив же или на время освободившись от вероисповедного элемента, мы можем отнестись к нему как к просветительному и организационному принципу, входящему в устроение политической, религиозной и моральной жизни тех народов, у которых он утвердился. Никто не может отрицать слишком отмеченного историей и опытом явления, что те славянские племенные группы, которые оказались подчиненными греческому обряду и восприняли плоды кирилло-мефодиевской миссии, действительно формируют свое религиозное и нравственное мировоззрение иначе, чем те группы, которые исповедуют латинский обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Великая Моравия при Ростиславе была на вершине своего могущества. Вероятно, долго князь думал, куда отправиться за миссионерами – в Рим или же, пройдя в два раза больший путь, с трудом пробираясь через Карпаты и Балканы, в Константинополь? Он выбрал Константинополь, хотя рядом процветала обращенная в христианство империя Каролингов (с немецкой династией, правящей до 911 г.), бывшая гарантом безопасности Рима, а в ней тоже миссионерствовали баварские епископы. Решение может показаться странным. Но Ростислав, скорее всего, боялся принятия христианства с Запада, поскольку знал, что вместе с ним попадет в политическую зависимость от Германии. А он хотел независимого существования своего государства. Константинополь же был далеко, оттуда не шла угроза зависимости. И для Константинополя миссия в общем-то не означала политического подчинения земель. Пример? Веком позднее обращенная в христианство Киевская Русь никогда не стала частью Византии, хотя находилась тогда в соседстве с Восточной Римской империей. Кроме того, на Востоке – на берегах Босфора, в Малой Азии, на берегах Эгейского и Черного морей – процветали культура, наука, цивилизация. Византийская империя вошла во второй период своего расцвета в правление македонской династии, которая выступила на политическую арену вместе с кирилло-мефодиевской миссией и пребывала на ней около двухсот лет. Тогда Константинополь был тем, чем для всего мира стал Париж в XIX и начале XX веков. Запад же только пытался отряхнуть мрак междулетий. Империя Каролингов импортировала из Византии все тогдашние современные идеи, моды и товары. Святой Ростислав Великоморавский Итак, Ростислав, вероятно, хотел принадлежать к лучшему миру. И вот он строил свое могущество в Микульчицах, опираясь на миссию с Востока, что не очень-то нравилось баварским епископам и конкуренту в борьбе за трон, сыну брата – Святополку. Мы ходим по земле, по которой ступали Ростислав, святые братья Кирилл и Мефодий и их многочисленные ученики. Сегодня здесь растут только трава и деревья. Сокровища хранятся в земле, а часть их – в музее, который был основан тут в пятидесятых годах прошедшего века. Нигде в мире не открыто и не сохранено большего количества памятников кирилло-мефодиевской миссии, чем здесь, в нескольких километрах от современных Микульчиц, на берегу Моравы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Но полученные права возлагают на нас и обязанности перед родиной – помочь прекращению смуты и восстановлению мира в русской земле. Теперь пусть каждый гражданин, кто бы он ни был, принесет на алтарь отечеству все свои силы и знания и выполнит лежащий на нем долг общественного служения вполне искренно и честно. Если нам дана свобода совести, то не будем бессовестны в своей деятельности. Если мы получили свободу слова, то не будем никогда злоупотреблять им. Если у нас есть свобода собраний и союзов, то не будем обращать их в бесчинные сборища, с преступными целями. Если нам гарантирована неприкосновенность личности, то не будем никого насиловать, заставляя поступать так, как мы хотим, и чрез то мешать мирным занятиям граждан. Если нам обеспечена возможность действительного участия в законодательстве страны, то употребим ее на благо родного народа. Пусть же день отечественного ликования по поводу Манифеста будет и для нашего города днем радости и мира, а не печали и вражды. Я уверен, граждане Пскова, что вы от меня, – с тем же пением, с каким и пришли, – мирно разойдетесь по домам и не будете обижать встречающихся вам по пути обывателей. Благодарение Богу за Его Божественный Промысел о нас, а Царю нашему за дарованные стране гражданские права великая слава!... Речь в Общем Собрании Псковского Кирилло-Мефодиевского Братства. Об общих задачах церковных братств и современных требованиях от них Только что слышанные нами письменные сухие отчеты о деятельности Кирилло-Мефодиевского Братства за прошлый отчетный год производят впечатление, что Братство как будто делало дело: братчики вели чтения, собирали деньги, оказывали материальные пособия и т.п. Но где же живые плоды и наглядные результаты этой деятельности? – Их трудно заметить... Стали ли пастыри чрез братские собрания ближе друг к другу и к своим пасомым – членам Братства? Нет... В настоящем заседании я почти не вижу мирян, представителей от прихода, в лице церковных старост. Да и сами священно- и церковнослужители из многочисленного городского духовенства пришли сюда не в полном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010