Народный характер пастырского служения высокопреосвященного Владимира особенно ярко обнаружился за время его деятельности в Москве. Здесь, в центре церковной жизни всей России, под сенью московских святынь, в течение почти пятнадцати лет почивший святитель ярко горел пламенем Христовой любви, согревая этим пламенем не только свою паству, но и далекую Сибирь и всю Россию. Епархиальный дом в Москве, созданный по идее и трудами Владыки Митрополита, конкретно выражает, как широко понимал он задачи своего служения. Он радовался радостью нескрываемою, когда видел, что епархиальный дом обратился в духовный улей, в котором, как трудолюбивые пчелы, с утра до вечера работали различные просветительные, миссионерския и благотворительные учреждения. Он радовался, что ни одного уголка в нем не оставалось не использованного. Здесь совершались вечерни с общим народным пением, устраивались беседы религиозно-нравственного содержания с безплатной раздачей брошюр, богословския чтения, чтения для фабрично-заводских рабочих, разные лекции, духовные концерты, чтения и спевки хора рабочих; здесь происходили собрания различных епархиальных обществ и учреждений. Здесь нашли себе приют редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское братство с епархиальным училищным советом, книжный магазин и склад изданий отдела распространения духовно-нравственных книг, православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания и т. д. В этом разнообразии нужд, обслуживаемых епархиальным домом, отразилась, как в зеркале, разносторонность архипастырского служения высокопреосвященного Владимира, как раскрылась она особенно в московский период его деятельности. Она направлена была в сторону созидания прочных, устойчивых организаций, просветительных и благотворительных, как из среды пастырей, так и мирян, – организаций которые могли бы вести планомерную и неуклонную работу в направлении последовательной христианской жизни. Семья и школа, завод и фабрика, все эти и другия отрасли общественной и государственной жизни должны были впитат в себя, как основной доминирующий тон их деятельности, дух Христова учения чрез Церковь , пастырей и верующий народ, и в подвижническом служении этой цели высокопреосвященный Владимир никогда не щадил ни сил, ни здоровья, но постоянно стоял на страже, готовый к подвигу и борьбе, как верный воин Христов. Он заботился о поднятии образовательного уровня пастырей и клириков, создавал многочисленные кадры народных миссионеров, организовал богословские курсы для женщин, вдохновлял трезвенников в их работе, устроил курсы для подготовки пастырей в далекую Сибирь, вел борьбу с надвигающейся заразой безбожного социализма, опасность которого для России всегда была ясна ему, – и на всех этих путях своей деятельности явил себя пастырем мира и любви, непоколебимой стойкости, кристальной честности, безконечной преданности Христу и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

  Е.Н. — А потом, люди же должны прийти и знать, что покупать. Хотя бы по телевизору разочек показать их. Вообще, кто-то должен о них написать, критика должна быть нормальная вменяемая, для начала. Ну видите, какая ситуация. Это так же, как с русским языком: был много лет Президентский совет по русскому языку, такой же совет при премьере, — ничего никто о них не слышал! И только когда Церковь создала сейчас Общество русской словесности, причём благодаря энтузиастам, нашим авторам — профессору Ужанкову, Троицкому и другим великим нашим деятелям культуры, только тогда что-то начало делаться.   А.К. — Можно я похвалю нашу Церковь?   Е.Н. — Похвалите, потому что многие ругают и не понимают, что самое деятельное, настоящее, серьёзное в области культуры продвигает именно наша Церковь.   А.К. — Мне посчастливилось быть на двух мероприятиях: это крымский Фестиваль — Платон Беседин его организатор, и губернатор Меняйло, который выделил деньги на приглашение писателей; а второй — мне уже не в первый раз посчастливилось быть в Саратове по приглашению владыки Лонгина, это были Кирилло-Мефодиевские чтения и совершенно потрясающая выставка православной литературы. Многие издательства привезли в Главную библиотеку Саратова свои книги, причём не просто для выставки, но и для продажи. Там можно было купить Библию и Часослов, но можно было купить и массу интереснейшей литературы современных писателей, духовных писателей. Кстати, приехали лауреаты Патриаршей литературной премии Юрий Михайлович Кублановский и Олеся Николаева, которые выступали в учебных заведениях со своими творческими вечерами, со своими лекциями, представляли свои книги. И мне очень понравилось, как это было организовано, потому что действительно в библиотеку мог прийти на протяжении достаточно долгого времени каждый желающий, и посмотреть, какое море книжной продукции. Это и издания русской классики, и церковная литература, причём хорошего свойства, книги о новомучениках, о святых. Всё это можно было полистать, почитать там прямо и при желании купить. Так что вот такой позитивный опыт. Владыка Климент Калужский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви тоже прилетел на открытие этой конференции, этой выставки, присутствовал там. Так что вы правы: Церковь, действительно, не мало делает сегодня, и вот само учреждение этой Патриаршей премии — это шаг по популяризации литературы. Очень важно, что Церковь в лице своих пастырей говорит, что нужно читать книги.

http://radonezh.ru/text/troitse-sergieva...

Богомольцам была дарована поистине милость Божия – приложиться к Курской – Коренной, Иверской Мироточивой, Владимирской иконам Владычицы – ощутить прикосновение благодати Царствия Небесного. Владыка Митрополит помазывал всех миром от Иверской иконы. Было замечено, что за время сего торжества икона обильно мироточила. Во время парастаса после 6-й песни канона, в наполненном ладаном храме раздалось громогласное пение всею церковью кондака «Со святыми упокой». Одна из паломниц на прославлении, О. Н. Куликовская – Романова рассказывает: «После смерти моего супруга Тихона Николаевича мне очень тяжело слышать «Со святыми упокой», но когда здесь весь храм грянул «Со святыми упокой», то это был единственный раз за полтора года, что я как-то приподнялась, как – будто парила, настолько сильным было переживание». Здесь было иное чувство, нежели при пении этого кондака за молением об умерших. После чтения первого часа духовенство спустилось в усыпальницу, где митрополитом Виталием была отслужена лития. По окончании богослужения, в начале 2-го часа ночи, была предложена трапеза. Паломники разошлись на ночлег в гостиницы, к знакомым и прихожанам собора. Добрые прихожане собора дали приют многим паломникам – людям, доселе им не знакомым. За что премногая благодарность им и сестричеству собора, неустанно питавшему всех, пришедших ко владыке Иоанну. Некоторые паломники спали поблизости с собором в своих автомобилях, кто – то – в микроавтобусах, подобно тем чадам Святой Руси, что в древности проводили ночи у дверей храмов, монастырей в ожидании Божественной Трапезы, как то ещё можно видеть и ныне в многострадальном Отечестве нашем. 18 июня/1 июля 1994 года В пятницу в 8 часов утра, после встречи митрополита Виталия началась заупокойная Литургия. Священнослужители облачались в специально для этого приготовленных классах КириллоМефодиевской гимназии, находящейся под собором, так как в алтаре не хватало места. Весь храм в единогласном пении «Верую» исповедовал православную веру, также всеми молящимися пелась молитва Господня «Отче наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Вечером того же дня в киноконцертном зале «Октябрь» в Южно-Сахалинске состоялся торжественный концерт в честь 20-летия епархии. Он начался показом документального фильма, подготовленного специально к юбилейной дате. Зрителям рассказали об истории развития Православия на Сахалине и Курилах, строительстве здесь первых часовен и храмов, деятельности епископов и священнослужителей, а также о реализации духовно-просветительских программ. Архипастыри поздравили собравшихся с праздником и молитвенно пожелали дальнейшего укрепления православной веры на сахалинской земле. С приветствием к епископу Тихону обратились представители регионального правительства, областной думы и другие официальные лица, в числе которых также выступил Сергей Чапнин. Принимая поздравления, епископ Тихон отметил, что главным достижением за прошедшие годы он считает более глубокое понимание паствой роли храма — строятся не только храмы из кирпича или бревен, но и храмы душ человеческих. Вместе с тем епископ Тихон пожелал собравшимся стремиться быть достойными гражданами Отечества земного, чтобы в будущем стать достойными сыновьями и дочерями Отечества Небесного. Вечер продолжили выступления хора Воскресенского собора и творческих коллективов города. Мероприятия в различных населенных пунктах региона, приуроченные к празднованию 20-летия Южно-Сахалинской и Курильской епархии, будут проходить в течение всего 2013 года. Этой дате будет освящена и научно-практическая конференция «Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения». «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/1...

Во всех его делах и предприятиях не было даже и тени какого-либо тщеславия, корысти или деланности. Вот почему епископ Евгений не мог только думать и не делать, не мог только предполагать и не решаться; раз зародившаяся мысль сейчас же требовала соответствующего себе воплощения во вне, осуществления на деле. И никто никогда не замечал, чтобы он утомлялся делами; наоборот, он скучал, когда внимание его останавливалось на одних только мыслях и проектах. Во внеслужебной жизни он был общителен, ласков, радушен, гостеприимен, а как епархиальный архиерей, был весьма доступен. К нему был доступ всем без различия, кто только имел дело с бумагой или словесною просьбой. Прием у него был ежедневный, кроме только праздничных дней. Всех просителей принимал лично, всех выслушивал. Вставал в 4–5 час. утра и с 8 часов начинал прием. Сначала он принимал просителей из простонародья, которые обыкновенно являются со своими прошениями рано утром, распрашивал о деле и тут же полагал свои резолюции, если дело не требовало каких-либо особых, дополнительных справок; затем шел прием духовенства и светских лиц. Ни от кого не требовал он низкопоклонства, не терпел лжи и лукавства, не любил и красных словечек. Много нужно бы было говорить о том, что сделал епископ Евгений в разных местах своего служения, по-этому скажем только о его деятельности в Астраханской епархии. Здесь деятельность его может быть названа главным образом духовнопросветительной. Он основал «Кирилло-Мефодиевское Братство ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе св. Православной церкви», существующее и теперь, со всеми его частными учреждениями, каковы: епархиальный книжный склад, епархиальная библиотека, миссионерское общество, внебогослужебные чтения, а прежде были и церковно-приходские школы. Некоторые из этих учреждений существовали и ранее а именно: епархиальная библиотека была открыта в 1876 г. епископом Хрисанфом, но помещалась в старом, малопригодном, сыром и темном здании бывшего Спасо-Преображенского монастыря: имущество библиотеки было скудное, так как средства на ее содержание были самые незначительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высота архиерейского служения налагает на тебя величайшую ответственность перед Богом. Епископ по преемству, идущему от апостолов, — кормчий корабля церковного, направляющий его к тихой пристани. Посему, стремясь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным (2 Тим. 2, 15), будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Всегда помни о том, что главным содержанием всех трудов архиерея является деятельная и непрестанная забота о спасении вверенной ему Христом паствы. Воспитывай ее в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), стараясь, по завету преподобного Иоанна Лествичника, память которого сегодня празднует Святая Церковь, «взыскать и исправить погибших словесных овец своим незлобием, тщанием и молитвою». Изволением Божиим и определением Священного Синода Русской Православной Церкви тебе предстоит совершать архипастырское служение в Республике Калмыкии — регионе, где исторически получили распространение иные религии. В этой ситуации епископу надлежит во всем проявлять кротость и снисхождение Христовы (ср.: 2 Кор. 10, 1), мудрость, терпение, осмотрительность и готовность вести диалог со светской властью и людьми различных взглядов и мировоззрений. В добром соработничестве с руководством республики, с представителями гражданских сил и религиозных объединений тебе следует заботиться об утверждении в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей, принципов мира, социальной солидарности и согласия. Немало на этом поприще было сделано твоим предшественником — Преосвященным архиепископом Зосимой. За пятнадцать лет, прошедших с момента создания епархии, в церковноприходской жизни региона произошли весьма благоприятные изменения, ознаменовавшиеся строительством новых храмов и часовен, открытием воскресных школ. Отрадно, что ведется духовно-просветительская работа с молодежью, реализуются различные культурные и образовательные проекты, среди которых особое место занимают проводимые ежегодно Кирилло-Мефодиевские чтения. И ныне тебе надлежит войти в эти труды (ср.: Ин. 4, 38) и приумножить плоды их для славы Божией и пользы Церкви. Особенно же надлежит тебе озаботиться строительством кафедрального собора в городе Элисте, который был заложен мною при участии калмыцких властей. Это особая ответственность, владыка, которую нужно, не откладывая в долгий ящик, осуществить для блага калмыцкого народа.

http://e-vestnik.ru/church/velikoe_i_nep...

Движимая заботой о духовном просвещении народа, желанием открыть перед человеком сокровища святого Православия, Церковь не ограничивается храмовой проповедью. Томская епархия ежемесячно выпускает газету " Томские епархиальные ведомости " , где на ряду с освещением событий современной церковной жизни публикуются статьи о наших святынях, о молитве, о законах духовной жизни. При большинстве храмов Томской епархии созданы библиотеки православной литературы. Библиотека Богородице-Алексиевского монастыря, куда может записаться каждый желающий, насчитывает более 5000 наименований книг. При библиотеке есть читальный зал. Особую заботу церковь проявляет о детях. Многие приходы епархии организовали работу детских воскресных школ, наиболее крупными из которых являются школы при Богоявленском кафедральном соборе, Богородице-Алексиевском монастыре, Троицком, Знаменском и Александро-Невском храмах г. Томска, при Богородице-Владимирском храме г. Северска. Дети изучают Закон Божий, церковное пение, познают Бога сами, а иногда помогают найти дорогу к храму и своим родителям.Совершение Таинства Крещения в озере. Ежегодно в епархии проходят летние и зимние православные лагеря отдыха, где проводят каникулы не только дети воскресных школ, но и дети из школ-интернатов. В пасхальные рождественские дни дети под руководством педагогов готовят интересные праздничные концерты. При епархиальном управлении работает Отдел по делам молодежи. Томская епархия поддерживает добрые отношения с высшими и средними учебными заведениями. Стали традиционными ежегодно проводимые совместными усилиями церкви, областной и городской администраций и вузами Духовно-исторические Кирилло-Мефодиевские чтения. Обращая внимание на душу человека, Церковь не забывает и о земных человеческих нуждах. Дела любви и милосердия были всегда неотъемлемой частью жизни верующих. При Троицком храме г. Томска существует приют для престарелых. Большая работа проводится Церковью в местах заключения. Во всех исправительных учреждениях области есть храмы или часовни, духовенство и миряне проводят там богослужения, общаются с заключенными, помогают им встать на путь исправления. Также открыты храмы или часовни во многих лечебных учреждениях. В своем служении Церковь активно взаимодействует с различными государственными и общественными организациями, и различными ветвями власти. Нас объединяет общая озабоченность вопросами духовно-нравственного возрождения народа, восстановления некогда разрушенных храмов, большинство из которых были историческими и архитектурными памятниками.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

И в соборе, и снаружи стояла тишина, несмотря на множество богомольцев. Рака с мощами была покрыта мантией и поставлена на середину храма. После чтения правила ко Причащению, в 4 часа 30 минут дня, началась последняя панихида по владыке Иоанну. Во время панихиды рака с мощами стояла как гроб на отпевании, ногами к алтарю, однако при пении «Со духи праведных» мы гроб повернули на 90 градусов, чтобы он стоял так, как обычно стоит в храме Плащаница в Великий Пяток. За этой панихидой мы в последний раз молились об упокоении приснопамятного архиепископа Иоанна, молились за него. Через небольшой отрывок времени молитва за человека станет молитвой к святому - вместо «упокой, Господи, раба твоего» мы будем петь «Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас». И вот настал час первого богослужения в честь нового святого - всенощного бдения. Архиепископ Антоний не служил, но, как настоятель собора, заботился о ходе службы, в особенности о богослужебных текстах, которые он составил. В самом храме, помимо верующих, молились многочисленные монашествующие и священнослужители из Джорданвиля, Франции, Иерусалима, Южной Америки, России, Австралии и даже Африки, а также епископы и духовенство разных православных юрисдикций. Некоторые сравнивали торжество с праздником Успения Пресвятой Богородицы, когда апостолы «от конец» собрались у гроба Пречистой. Действительно, со всего мира собрались люди на прославление свт. Иоанна, как будто бы владыка сам собрал всех нас, православных людей из разных стран - как русских, так и многочисленных чад разных национальностей, народностей и рас. У всех был один дух, единое сердце - всех объединяла любовь к владыке. У всех был один дух, единое сердце - всех объединяла любовь к владыке На стихирах на «Господи воззвах» мы впервые услышали песнопения в честь нового святого: «Воспоим святителя Христова Иоанна, Богом дарованного молитвенника нам...». На службе пело три хора: архиерейский, Свято-Кирилло-Мефодиевский и мужской. На литии духовенство подняло на плечи раку с мощами, она еще была закрыта крышкой, и обнесла ее вокруг собора снаружи, с остановками на каждой из четырех сторон храма. На первом прошении, во время перечисления святых, протодиакон провозгласил и имя владыки Иоанна: «Иже во святых отца нашего, ныне прославляемого, Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца!»

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/02/tain...

Кирилла и Мефодия. Однако он выступил против «статического восприятия» этой традиции, подчеркнув, что она по-разному проявлялась в разном историческом и культурном контексте. Исходя из этого, переводчики РБО считают, что особенности «архаических пластов» языка ветхозаветных книг наиболее адекватно можно передать на современном «нейтральном русском языке». Примеры из Шестопсалмия должны были продемонстрировать попытку передать «эмоции, краткость и ритм», «ощущение, что псалмопевец не говорит, не кричит, а рыдает». Доклад переводчика и библеиста Евгении Сморгуновой продолжил ветхозаветную тему. Проанализировав цитаты и параллельные места в современных переводах  книг Двенадцати Малых пророков, выступавшая сделала вывод: то, что принято называть «параллельными местами» в книгах пророков Авдия (переведенной ею с еврейского) и Иеремии, пророка Ионы и в евангельских текстах, чаще являются не буквальными повторениями, а дают «идею», смысловую параллель, что важно для понимания текста. Завершая чтения, профессор В. Живов подчеркнул, что свв. Кирилл и Мефодий, создавая церковнославянский язык, ставили перед собой задачу «создать понятный текст». Относительно современных переводческих поисков он сказал: «Мы, филологи, не можем решать вопросы, относящиеся к компетенции Церкви, но можем разъяснить некоторые важные понятия, например, что такое «понятный текст». Этому тонкому  критерию понятности и должны следовать те, кто намерен творчески развивать кирилло-мефодиевскую традицию. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Произведения на Климент Охридски и Константин Преславски//Преславска книжовна школа: Изслед. и мат-ли. Шумен, 1995. Т. 1. С. 96-114; он же. Новооткрит канон на Константин Преславски с тайнописно поетическо послание//Старобългаристика. 1997. 4 (21). С. 3-17; он же. Канон за Рождество Христово от Константин Преславски//Там же. 1998. 4(22). С. 3-26; он же. Хвална пни Константинова: (Богоявленски предпразнични стихири на Константин Преславски в рус. миней от XII-XIII в.)//Старобългарска лит-ра. София, 1999. Кн. 31. С. 3-23; он же. Службата за слав. първоучител Методий в Хлудовия миней 156//Там же. 2001. Кн. 32. С. 3-20; он же. Старобългарски канон за Богоявление//Там же. 2005. Кн. 33/34: Филол. изслед. в чест на К. Иванова за нейната 65-годишнина. С. 13-63; Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в серб. Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. Бр. 3. С. 65-69; Кожухаров С. «Пти достоитъ архистратига»: (Новооткрито произведение на Констатин Преславски)//Литературознание и фолклористика. София, 1983. С. 59-62; он же. Константин Преславски: Канон за архистратига Михаила// Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 45-59; Пенкова П. Новооткрит акростих в погребалния чин на Зайковския требник//Език и лит-ра. София, 1986. 3. С. 35-43; Ефендулов Д. «Гранеса добра» на Константин Преславски в отношение към химничната поезия//Старобългарска лит-ра. 1990. Т. 22. С. 53-63; Трендафилов Х. Службата за Методий от Константин Преславски като исторически извор//Епископ-Константинови чтения. Шумен, 1996. Т. 3. С. 34-43; Афанасьева Т. И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: Исслед. и тексты. М., 2012; Старобългарското Учително Евангелие на Константин Преславски/Изд.: М. Тихова, Е. Уханова. Freiburg, 2012. (MLS; 58). Лит.: Грашева Л. Константин Преславски//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 426-440 [Библиогр.]; Верещагин Е. М. Кирилло-Мефодиевская поэтическая традиция в оригинальной книжности Константина Преславского// Он же. История возникновения древнего общеслав.

http://pravenc.ru/text/2056992.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010