Покров.-Отенский, Новг. г., II, 1031. Покров.-Перевисьевская, Вологодск. г., II, 1059. Покров.-Передольский, С.-Петер. г., II, 1040. Покров.-Петровск., Сарат. г., II, 1064. Покров.-Подгорский, Полт. г., II, 1071. Покров.-Порецкая, Симб. г., II, 816. Покров.-Пушкаров., Полт. г., II, 1071. Покров.-Ракова, Твер. г., II, 1111. Покров.-Симбирский, I, 377. Покров.-Суздальский, II, 1066. Покров. – Сеннянский или Сенянский, Харьк. г., II, 1075. Покров.-Угличский, II, 1074. Покров. – Училищный – Убожедомский- Московский, II, 1076. Покров.-Училищный-Харьков., I, 381. Покров.-Хотьков, Моск. г., II, 1343. Покров.-Челмогорская, Олон. г., I, 367. Покров.-Шумаровск., Черн. г., 1360. Покров.-Якутский, II, 1065. Полбинская-Предт., Орл. г., I, 382. Поликарпов-Брянский, II, 1077. Полистский-Николаев., Новг. г., II, 998. с Полонища Ново-Вознес.-Псковский, II, 1016. на Полонище-Успен.-Псков., II, 1327. Полоцкий-Братский-Богоявл., I, 86. Полтавский-Крестовоздв., II, 896. в Поле Архангел.-Михаил.-Псковск., II, 1354. на Поле Козмодемьян.-Новгородский, II, 880. на Поле Петров.-Ростовский, II, 1045. с Поля-Алексеев.-Псков., II, 611. с Поля Никит.-Псковский, II, 946. Понедельный-Никол., Новг. г., II, 999. Порховский-Рожд.-Богор. – Пречистенс., II, 1134. Порховский-Спасский или Спасо-Преображ., II, 1185. Порховской-Успен., II, 1301. Порецкая-Иванов.-Покров., Симб. г., II, 816. Посолотин, С.-Петерб. г., II, 1078. Посольский – Спасо – Преображ., Забайк. обл., I, 383. Похвало-Богород-Переяслав., II, 1264. Почепицкий-Стародубский, II, 1326. Пошехонская-Тихвин., II, 1217. Пошехонский-Рябинин или Рябинский-Троиц., II, 1137. Предтеч.-Астраханский, II, 842. Предтеч.-Брянский, II, 732. Предтеч.-Вяземский, II, 1081. Предтеч.-Глуш.-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Предтеч.-Донецкий, Ворон. г., I, 176. Предтеч.-Железноборовский, Костр. г., II, 796. Предтеч.-Казанский, II, 843. Предтеч.-Краснослободский, II, 1080. Предтеч. на Кулижках-Московский, I, 208. Предтеч.-Лукинский-Сумский, I, 387. Предтеч.-Макариев., Арх. г., I, 277.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Определили: О непременном и всескорейшем, по оному его преосвященства приказанию, исполнению, с прописанием всего вышеписаннаго обстоятельства, послать всех, новгородских и епархиальных первостепенных имеющих архимандрические и игуменские степени, монастырей ныне обретающимся настоятелем указы вскоре, о чем сей указ к вам – властем з братиею и посылается. И Каргопольскаго уезда, Челмогорской пустыни властем з братиею о вышеписанном учинить по сему ея и-го в-ства указу. Июня 18 дня 1751 года. Дамаскин, архимандрит Хутынский. Сильвестр, архимандрит тихвинский. Секретарь Михайло Литвинов. Канцелярист Филимон Иванов». В приведенных нами «книгах росписочных», 1678 г. вовсе не упоминается о количестве владеемых пустынью земель, лесов и проч. угодий; от XVIII же века и никакой описи не сохранилось, хотя, как мы и упоминали выше, в 1721 и 1748 гг. описи Челменской обители и были составлены. Поэтому и неизвестно ее состояние за последнее время существования. Сохранились, впрочем, поэтому предмету отрывки двух ведомостей, – одной – неизвестного года о количестве пашенных земель, сенных покосов и проч.; другой – так сказать, сравнительной описи, произведенной 19 февраля 1755 г., на основании описи 1748 г., по приказанию архимандрита Крестного монастыря (Онеж. у., Арханг. губ.), заведывавшего в 1755 г. и Спасским Каргопольским монастырем с приписными. Но из этих описей, по их неполноте, ничего обстоятельно узнать нельзя, каковыя, однако, приводим: 1) «Ведомость, учиненная по силе присланного из Москвы, из Коллегии Экономии ея и-го в-ства самодержицы всероссийские печатного, и сообщенной при нем форме, указа Новгородской епархии, Каргопольскаго уезда, Челмогорской пустыни ко властем з братьею, сколько за той пустыней вотчин, сел и деревень и – в них, по свидетельству генералитета, мужеска пола душ и – по писцовым книгам – пашенные земли и сенных покосов, диково поля; и при том, где есть леса, к строенью годные, також дровянные и в строении негодные, и при каких реках и озерах или прудах прилежат, к тому ж, при селех имеются ли конюшенные дворы и в них – заводных кобылы и жеребцы, и колико на лицо какова строения и протчего, по силе выше сообщенного при указ. форме требуемого, о том значит ниже сего». «Челмогорская пустыня». «За оной Челмогорской пустыней, как по переписной 186 (1678) года книге двороваго числа, так и по свидетельству генералитета, мужеска полу душ николикого числа не значится». «К той Челмогорской пустыни, по писцовым книгам, обретается пашенныя земли 4 четверика (?!), да перелогом 2 четверти. Сенных покосов 10 копен». «Дикого поля при той пустыни ни каколико верст не имеется».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они же безстуднии и немилосердии поселяне со студомъ отидоша во своя си. Святый же по отшествии онехъ нимало не поскорбе, еже ему пакость сотвориша поселяне, пожегше потребная его, но паче перваго своего дела 34 держашеся поста и молитвы и пустынныхъ трудовъ, пребывая неисходно на месте томъ во мнозехъ терпениихъ. Искони же убо ратуя противу Богу работающихъ, врагъ диаволъ, ратуяся съ нимъ, не оставляя преподобнаго почити, но всякими привиденьми во дни и в нощи невидимо и мысленно страшаше. Но кто исповедати можетъ, аще бо буду подробно писати борения вражия на преподобнаго, то постигнетъ мя лето поведающа, но еже изыскавъ, и елико возмогохъ за малость ума моего сие списахъ. Аще же кто от трудолюбныхъ и искусныхъ монаховъ и простолюдиновъ пустыни сея воспомянетъ о прочихъ в постехъ просиявшихъ преподобныхъ отцехъ, иже в па лестинскихъ странахъ бывшихъ прежде многими леты и въ нынешняя же последняя лета, в нихже достизаетъ кончина века, въ нашей северной стране, иже паче просия благочестиемъ и христианскимъ законоучением, не во многихъ прежде летехъ, бяше чудь и языкъ имяху свой; процвете въ себе святыми угодники преподобными отцы, иже житиемъ своимъ и чюдесы просияша въ насъ яко звезды в небеси по различныхъ градехъ, и островехъ морскихъ проходяще пустынное жителство. Сице сей преподобный отецъ нашъ Кириллъ подражая техъ святыхъ житию равноангельскому, всякая борения, находящая от бесовъ и злыхъ человекъ, доблественне со благодарениемъ терпяше и без вести сихъ творяше. Но ненавистникъ не престаетъ ратоватися со преподобнымъ многими козньми, и научаетъ на преподобнаго злыхъ человекъ разбойниковъ. Чюдо в8 преподобнаго, о разбойницехъ пришедшихъ на него Паки возреве, аки левъ, праведныхъ врагъ на святаго и блаженнаго отца Кирилла, хотя озлобити святую его и терпеливую душу.Во время убо некое приидоша на Челму гору к преподобному разбойницы съ Онеги реки, по прозванию чудь белоглазая. Въ то убо время преподобный бе вне келлии труждаяся, дрова секий, и уготовляше въ дневную пищу былие 35 пустынное собранное; и благодатию Святаго Духа уразумевъ преподобный приходъ злыхъ человекъ разбойникъ, и возведъ очи свои на небо, и со слезами помолився Богу, глаголя сице: “Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми въ помощь мою, Господи спасения моего”, — и ины многия молебныя умилно глаголы ко Господу изрече, и по многихъ моленияхъ благодаривъ Бога, ста на единомъ месте горы, ждый къ себе по езеру едущихъ ихъ въ малой лодийцы.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

О преславнаго чюдеси: како прославляетъ Богъ угодниковъ Своих, работающихъ Ему день и нощь всею душею и сердцем! Въ той часъ за глубоким Лекшмоезером живущии поселяне въ деревни именуемой Казаринова, иже на Трифанове 60 , видевше надъ монастыремъ, идеже образъ преподобнаго отца стояше, аки столпъ огненъ солнечныя лучи, яко не мощи зрети нань безмернаго ради сияния, отстояше же деревня от места пустыннаго от обители преподобнаго два поприща. Или мало мнее дивляхуся же людие о преславномъ томъ видении, яко видевше внезапу таковое преславное чюдо. И по некоемъ времени возвестиша чюдное сие и безмерное видение во обители преподобнаго, поведающе день и часъ, въ онже видеша; монаси же разумеша, яко въ той часъ стояше во обители ихъ образъ преподобнаго отца Кирилла, поолифленъ на солнце, и вси прославиша Бога, дающаго таковую благодать рабомъ Своимъ. Въ той же день бысть чюдо преславно в8 Монахъ некий бысть во обители преподобнаго отца Кирилла именемъ Антоний, слепъ очима много летъ, неисходно въ келлии пребываше, моляся Богу и святаго отца въ помощь призывая и велию веру имяше къ преподобному, и работаше врученную ему наставникомъ службу. Въ то же время, егда образъ святаго и преподобнаго отца стояше у иконописца на солнце, той же вышепомянутый инокъ Антоний вышедъ ис келлии и седяше, помышляя, како написанъ образъ бысть святаго отца: понеже убо, егда въ житии семъ бысть преподобный Кириллъ, онъ же 61 вышепомянутый Антоний, младъ сый, въ юности своей часто прихождаше благословения ради и молитвы ко преподобному, потребная принося ему, и пользу душевную приемля. И слышавъ людей стоящихъ у образа преподобнаго отца, воставъ, иде къ месту тому, идеже образъ преподобнаго стояше. И миръ давъ братии и благословение, посемъ глагола братии: “Допустите мя ко гробу святаго отца, да осяжут руце мои недостойнии и да целуютъ уста моя образъ отца нашего и наставника пустыннаго места сего святаго”. Братия же, приведше, поставиша его предъ образомъ преподобнаго: онъ же воздохнувъ от сердца со слезами многими моляшеся преподобному, зряше не телесными но душевными очима на святый образъ, и абие 62 приближися целовати его и внезапу прозре и возгласи: “О предивнаго чюдесе, како прежде изгнившия мои зеницы ясно ныне зрятъ на святый твой образъ, старче Божий: воистинну по подобию бысть изображенъ Божиимъ промыслом, и твоимъ, старче Божий, споможениемъ и заставлениемъ, се ныне прозревъ”.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

XVII в.), составитель Жития Кирилла Челмогорского и иконописец, написавший икону святого Кирилла 351 . Во-первых, должна быть отмечена территориальная близость Челмогорского и Хергозерского монастырей (их разделяло расстояние в 20−25 вёрст). Во-вторых, оба памятника были созданы примерно в одно время. Самое позднее чудо Кирилла Челмогорского (об исцелении очей иеромонаха Макария) датируется 1674 г. В-третьих (и это главный аргумент в пользу предлагаемой атрибуции), в «Сказании» многократно упоминается священник Троицкой церкви в Каргополе Герасим Анфимов (он назван в 1-м, 3-м, 10-м, 19-м, 20-м, 22−24-м и 26-м чудесах, некоторые из них были записаны, по-видимому, с его слов) 352 . Согласно Житию Кирилла Челмогорского, Герасим был «стрыем» (дядей по отцу) Иоанна и его собеседником 353 . Герасим описал Иоанну облик Кирилла Челмогорского, который «образом яко Макарий Желтоводский» 354 . В-четвёртых, «Сказание» и Житие имеют немало общего в содержании. Так, оба святых обладают чудесной властью над животными. Если святой Макарий посылает навстречу уставшим богомольцам лошадь, то святой Кирилл приводит в монастырь потерявшегося («изгибшего») коня, а другого коня «исхите и спасе» 355 . Наконец, Макарий Желтоводский является и персонажем одного из чудес в Житии Кирилла Челмогорского 356 . Вряд ли все эти совпадения случайны. Скорее всего, они объясняются тем, что Житие Кирилла Челмогорского и «Сказание» принадлежат перу одного человека. В литературном отношении «Сказание» обладает вполне традиционными, для поздних агиографических сочинений, чертами. Большинство чудес построено по следующей схеме. Болезнь или несчастие – молитва святому с обещанием посетить Хергозерскую пустынь, явление Макария больному в видении и исцеление – выполнение исцелённым своего обета. Макарий, кроме того, пророчествует о строительстве нового храма в своей пустыни, повелевает приобрести для неё новое Евангелие, проявляет и другие разнообразные заботы о своей обители и местных жителях. События излагаются простым языком, без всяких риторических украшений, в повествовании много фактографических и бытовых деталей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ф. 25. Оп. 12. Д. 35/1. Л. 25). Прп. Кирилл Челмогорский. Нач. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Архангельске) Прп. Кирилл Челмогорский. Нач. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Архангельске) Сохранилось неск. изводов и иконографических вариантов изображения К. Редкий и относительно ранний единоличный образ К. посл. трети XVIII в. из ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки (бывш. Лявля) под Архангельском, по-видимому, входил в состав иконостаса: святой написан по пояс, вполоборота вправо, руки подняты в молении. На нем розоватая ряса, темный пояс и мантия, схима синего цвета с Голгофским крестом. Голова не покрыта, русые волосы, почти без проседи, разделены на прямой пробор, окладистая борода средней величины; надпись: «ПРП(до) КИРИЛЛ(л)Ъ ЧE(л)MOГOPCKIЙ». Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский». Кон. XIX в. (АГМДЗиНИ) Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский». Кон. XIX в. (АГМДЗиНИ) Наиболее распространенный извод - иконы святого с панорамой Челмогорской пуст., которые являются важным изобразительным источником. Архитектор П. Н. Максимов в 1950 г. в Богоявленской ц. с. Лядины зарисовал вид монастыря на иконе К. (ГНИМА. КП оф 4492/243. 20,2×20,3 см). Рисунок карандашом сопровождается пояснением: «Лядины. Богоявленская церковь. Изображение Челмогорской пустыни на иконе Кирилла Челмогорского. 5.VIII.50 г.». Изображены 2 деревянных храма с примыкающими трапезными: один имеет шатровое завершение, другой - кровлю в форме килевидной бочки. Рисунок соответствует реальному виду Богоявленской и Успенской церквей Челмогорского мон-ря во 2-й пол. XVII-XVIII в. Не исключено, что Максимов видел икону святого, написанную «иереем-изографом» Иоанном ( Мелютина. 2008). На иконе «Прп. Кирилл Челмогорский, с видом монастыря», хранящейся в частном собрании (1-я пол. XIX в., частично под поздней записью), сев. иконописец воссоздал реальный архитектурный облик Челмогорской пуст. в 1-й трети XIX в. Святой представлен в рост, вполоборота влево, в молении перед благословляющим Иисусом Христом в облачном сегменте. Одет в охристую рясу, коричневую мантию и темную схиму, куколь лежит на плечах. У К. седые волосы и длинная, раздвоенная на конце борода. Слева изображены каменная Богоявленская ц. с колокольней, деревянная Успенская ц., бревенчатая ограда и кельи. Внизу написан фрагмент из Жития святого: «В лето 1316 пришед на Челму гору возрадовася преподобный Кирил духом о обретении таковаго места и возлюби е и восшет преподобный на гору ту и сотвори молитву…»

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кирилл Челмогорский, прп. Описания иконы Кирилл Челмогорский, прп. - житие Преподобный Кирилл Челмогорский (память 8 декабря по старому стилю) Просветитель чуди. Родился в городе Белоозере. Принял постриг в обители преподобного Антония Римлянина (U 1147 г.; память 3/16 августа), где шесть лет проходил различные послушания, а затем, после трехлетнего странствования по пустыням, поселился в дикой Каргопольской стороне. Здесь, по указанию свыше, он избрал для постоянного пребывания гору Челму. Много скорбей пришлось испытать преподобному Кириллу от чуди, но его светоносная подвижническая жизнь и кроткие наставления расположили многих к принятию святого крещения. В конце жизни преподобный Кирилл устроил обитель и храм в честь Богоявления Господня. Преподобный провел на Челмной горе 52 года и скончался в глубокой старости, в возрасте 82 лет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XIX.] Прп. Кирилл. Икона. Россия (Север). XIX век. Из д. Заостровье Архангельской области. Архангельский музей изобразительных искусств. Архангельск. Файл 7445.jpg:   Размер: 1011x1200, 1.21 MPix, 199 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (249) , (7) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7447.jpg:   Размер: 708x836, 0.59 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (132) , (2) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Декабрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 7448.jpg:   Размер: 304x1200, 0.36 MPix, 56 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (123) , (1) . Описание: Икона «Преподобный Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря», написанная в 1-й половине XIX в. иконописцем Кир. Климовым для Богоявленского храма. Житие святого см.: Русские святые, чтимые всею церковию или местно: Опыт описания жизни их/Соч. Филарета, архиеп. Черниг. Чернигов: тип. Ильин. монастыря, 1865. [Отд-ние 3: Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь]. С.537-542 Файл 33182.jpg:   Размер: 1280x1920, 2.46 MPix, 855 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (89) , (0) . Описание: Клеймо «Пахомий Кенский и Кирилл Челмогорский - каргопольские чудотворцы» на иконе «Рама с коронованием Богоматери и избранными святыми». Файл 33183.jpg:   Размер: 1280x1719, 2.2 MPix, 1184 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (74) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2169

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ ЧЕЛМОГОРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Кирилл Челмогорский ( 1286 - 1368 ), преподобный , просветитель чуди Память 8 декабря , в Соборах Архангельских и Карельских святых Преподобный Кирилл родился в 1286 году в Белоозере . В возрасте 20 лет пришел в Новгородский монастырь , основанный преподобным Антонием Римлянином . Там принял монашеский постриг с именем Кирилла. В обители преподобного Антония инок Кирилл прожил шесть лет, а затем отправился странствовать по другим монастырям. В скитаниях он провел 3 года. В 1316 году преподобный Кирилл пришел на гору Челму, которая находилась в 53 верстах от Каргополя “между Челмозером и Лекшлюзозером”. В это время ему исполнилось 30 лет. Православных храмов и монастырей в тех местах не было, а местные жители принадлежали к финскому племени, которое прозывалось чудь . В то время чудины в большинстве своем были язычниками. Лишь немногие из них были крещены. Здесь, среди чужого, языческого народа, в лесной чаще, преподобный Кирилл посторил себе небольшую келью, и положил начало своему уединенному житию. Проводя время в непрестанной молитве, трудах и посте, он прожил три года. Через три года к преподобному Кириллу пришел еще один монах, его родной брат, по имени Корнилий. Однако, Корнилий вскоре оставил брата и “ушел для безмолвия в другую пустынь”, вновь оставив преподобного Кирилла в одиночестве. Но святая жизнь преподобного, по воле Господней, не осталась скрытой от людей. Слава о нем, как о великом подвижнике, распространилась среди жителей тех мест, и к преподобному стали приходить многие христиане, ради назидания и духовной пользы, а также и некоторые язычники-чудины, которые нередко после бесед с преподобным Кириллом отвергали прелесть идолослужения и становились православными. Так, в посте, молитвах и трудах по обращению местных жителей в Православную веру, преподобный Кирилл прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития. Его блаженная кончина наступила 8 декабря 1368 года.

http://drevo-info.ru/articles/4524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) (сент. 1285 - 8.12.1367 (XV-XVI вв.?), гора Челма между озерами Лёкшмозеро и Челмозеро, в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)), прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Челмогорский, Каргопольский. На горе Челма, где подвизался К., после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) мон-рь. Житие Основным источником сведений о К. служит Житие преподобного, списки к-рого очень редки (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об., 30-40-е гг. XVIII в.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об., 20-е гг. XIX в., и др.), в рукописях встречаются также небольшие выписки из Жития (БАН. Каргопол. собр. 62. Л. 311-311 об., 30-е гг. XVIII в.,- автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции. Житие К. состоит из 2 частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни К. на горе Челма, за к-рым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620-1673 гг. Вторая часть - «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов 12. 7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (БАН. 33.6.7 и др.). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (ГИМ. Барс. 794 и др.). Некоторые обстоятельства жизни К. и факты из истории мон-ря излагаются в разных частях по-разному. Так, в 1-й части (по списку БАН. 33.6.7) сообщается, что преподобные К. и Корнилий Комельский (ок. 1455-1537) пришли на Челму вместе; согласно 2-й части, Корнилий Комельский пришел на Челму через 3 года после К.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

О раннем возникновении Челмогорского мон-ря может свидетельствовать грамота, данная мон-рю в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Со ссылкой на строителя Челмогорского мон-ря Филофея (2-я пол. XVII в.) здесь приводятся следующие сведения: «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. 56. Л. 18-19 об., список грамоты кон. XVIII в.). Если отнестись к этому сообщению с доверием, то нужно признать, что по крайней мере в 1-й пол. XV в. Челмогорский мон-рь уже существовал. Так, в Типографской и Софийской II летописях под 1447 г. сообщается о пребывании Софии Витовтовны в Каргополе (она была здесь в плену у Дмитрия Георгиевича Шемяки (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 121; Т. 25. С. 269)), но Челмогорский мон-рь при этом не упоминается. В 1480 г., во время Стояния на Угре, вел. кнг. София (Зоя) Палеолог уехала «с детьми» на Север; летописи сообщают о разорении земли сопровождавшими Софию холопами (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 310). Т. о., грамота 1684 г. не содержит грубых ошибок, но и не дает надежной уверенности в раннем основании мон-ря. В 30-х гг. XIX в. грамоты о пребывании вел. княгинь пытался разыскать в Челмогорском мон-ре Я. И. Бердников, но документов не нашел. С определенностью можно утверждать, что в 1544 г. мон-рь существовал - этим годом датируется жалованная грамота царя Иоанна IV Васильевича (она также упом. в грамоте 1684 г., см.: РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой Челмогорский монастырь был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). Почитание

http://pravenc.ru/text/1840277.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010