Верующие Архангельской области совершат крестный ход на снегоходах 14 декабря 2007 г. 12:20 21 декабря, в день празднования памяти преподобного Кирилла Челмогорского, православные верующие Каргополья (Архангельская область) совершат крестный ход по местам земного подвига самого древнего, согласно северным патерикам, святого Архангельской земли. Об этом сообщил настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе иерей Виктор Пантин. По его словам, маршрут крестного хода и программа праздничных мероприятий уже определены. «21 декабря верующие во главе с духовенством Плесецкого благочиния отправятся к старинному селу Печнеково, где в молитвенной комнате, расположенной в сельской школе, будет отслужена Божественная литургия. После торжественного богослужения верующие отправятся к поклонному Кресту, поставленному в честь преподобного Кирилла Челмогорского у поворота от Пудожского тракта к Челма горе в 2005 году. У поклонного креста состоится молитвенное прославление преподобного Кирилла. Далее путь лежит к разрушенному Кирилло-Челмогорскому монастырю. Дорога к обители нелегкая. К монастырю верующие поедут на нескольких снегоходах, арендованных у Кенозерского национального парка. На месте разрушенной в годы советской власти древней обители будет отслужен молебен и акафист преподобному Кириллу Челмогорскому», рассказал священник. «После окончания крестного хода в печнековской школе пройдет праздничный концерт. Преподаватели и учащиеся исполнят театральную сценку, посвященную памяти преподобного Кирилла Челмогорского», добавил отец Виктор. Преподобный Кирилл Челмогорский, просветитель чуди, родился в г. Белоозере, был пострижеником обители преподобного Антония Римлянина, где 6 лет проходил различные послушания, а затем, после трехлетнего странствования по пустыням, поселился в дикой Каргопольской стороне. Здесь, по указанию свыше, он избрал для постоянного пребывания гору Челму. Много скорбей пришлось испытать преподобному Кириллу от чуди, но его светоносная подвижническая жизнь и кроткие наставления расположили многих к принятию святого Крещения. В конце жизни преподобный Кирилл устроил обитель и храм в честь Богоявления Господня. Преподобный провел на Челмной горе 52 года и скончался в глубокой старости, 82-х лет. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/337834.htm...

У виставка «Спадщина 6 травня 2014 р. 13:40 С 23 мая по 30 июня 2014 года в выставочном зале Российского православного университета в Москве пройдет выставка «Наследие Севера», посвященная истории и святыням, православным подвижникам и культуре Каргополья. Выставка приурочена к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, часть учеников которого принесла просвещение и духовную культуру на Север. Главная цель, которую ставят перед собой организаторы выставки из попечительского совета при Александро-Ошевенском монастыре и Фонда «Наследие Севера», — привлечь внимание общественности к Каргополью, некогда процветающему краю, богатому культурными и духовными традициями. На выставке представят подлинные иконы, фото-, видео- и печатные материалы, 3D-мakemы, рассказывающие о «духовной колонизации» и последующем расцвете Каргополья. Посетители познакомятся с историей Александро-Ошевенского и Кирилло-Челмогорского монастырей, узнают о святых древней Руси, пришедших на землю Каргополья двумя дорогами — из Москвы и Новгорода. На выставке можно будет увидеть репродукции икон преподобных Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Пахомия Кенского, Антония Сийского, Диодора Юрьегорского, Макария Унженского и других святых северной Руси. На открытие выставки из возрождающегося Александро-Ошевенского монастыря привезут подлинные иконы преподобных Сергия Радонежского, Кирилла Белоезерского, Александра Ошевенского и Кирилла Челмогорского. Один из стендов расскажет о репрессированных в советское время монахах и священниках Александро-Ошевенской и Кирилло-Челмогорской обителей — документы на двоих из них поданы к рассмотрению в комиссию по канонизации. Архимандрит Досифей и игумен Феодорит могут быть причислены к лику святых XX века. Также посетители смогут увидеть стенды с изображениями каргопольских икон XVII-XIX вв., прошедших в последние годы реставрацию благодаря деятельности Попечительского совета при Александро-Ошевенском монастыре и фонда «Наследие Севера». Яркий экспонат выставки — уникальные северные «небеса» из храма Иоанна Богослова в селе Ошевенское. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии и срочно требует консервации и реставрации. Отдельный стенд выставки посвящен Каргопольскому детскому дому, воспитанники которого занимаются творчеством и художественными ремеслами, возрождают традиции родного края. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3642719...

Мощи К. покоились под спудом в Богоявленском храме Челмогорского мон-ря. Храм неск. раз перестраивался или строился заново. Последний, каменный храм был заложен в 1818 г., освящен в 1823 г., строительство велось на деньги каргопольского купца М. Н. Лыткина. Рака над мощами К. была устроена в 1839 г. на средства М. М. Лыткиной, позднее рака была украшена серебряным ростовым изображением преподобного. В 1917 г. в Петрограде открылось подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пуст., в следующем году здесь освятили часовню во имя К. и сщмч. Ермогена. В качестве местночтимого святого К. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) офиц. «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями» (М., 1903. С. 45), где указаны все канонизированные к тому времени рус. святые. Имя К. вошло в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974), Собор Новгородских святых (празднование возобновлено в 1981 (Собор известен с ок. 1831)). С именем К. в Челмогорском монастыре были связаны пещера святого и древняя икона Успения Божией Матери, находившаяся в монастырской деревянной Успенской ц. (нач. XIX в.) до закрытия Челмогорской пуст. в нач. 30-х гг. XX в. (в 30-х гг. монастырские постройки были разобраны). По преданию, икона являлась собственностью К. О вскрытии мощей святого и об их судьбе сведений нет. В наст. время на территории бывш. мон-ря находится часовня над пещерой К. (нач. XXI в.), установлен памятный крест. Др. памятный крест установлен в 2005 г. на Пудожском тракте, у поворота к Челмогорскому монастырю. В ближайших к Кирилло-Челмогорскому монастырю деревнях сохраняются предания о святом, местные жители почитают ель и пещеру К. Ист.: Докучаев-Басков К. А. Челменский пустынник, преподобный чудотворец Кирилл, и его пустынь//ХЧ. 1889. 3/4. С. 469-510; Сказание о прп. Кирилле Челменском или Челмогорском//ЖСв. Кн. доп. 1-2. С. 503-511; Сергиевский Г. П. Паломничество учеников Каргопольского ДУ в Кирилло-Челмогорский мон-рь//Олонецкие ЕВ. 1912. 23. С. 405-408; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Житие прп. Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца/Публ., подгот. текста и примеч.: А. Б. Мороз//АиО. 1998. 3. С. 200-236; Житие Кирилла Челмогорского//Новый Олонецкий патерик/Сост. А. В. Пигин. СПб., 2013. С. 297-338, 551-555.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

На рубеже XIX–XX веков комплекс строений Кирилло-Челмогорского монастыря окружала крепостная стена с башнями на углах, представляющая собой неправильный четырехугольник. Вход в монастырь осуществлялся через главные святые ворота, а также южные и восточные ворота. Особо чтимое место в обители – Крест-распятие – располагался на том месте, где по легенде ископал себе пещеру преподобный Кирилл. В центре возвышалась построенная в 1818–1823 годах каменная, одноглавая, одноэтажная церковь Богоявления Господня с приделом во имя преподобного Кирилла Челмогорского и каменной колоколенкой над папертью. В 1898 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца и храм стал трехпрестольным. В главном храме монастыря находилась рака-ковчег с мощами преподобного Кирилла Челмогорского. Рядом с Богоявленским храмом «приютилась старинная, миниатюрная размером, деревянная церковка – Успенская», в алтаре которой были установлены «небеса писанные». Внутри монастырских стен находились трапезная, братские корпуса, за оградой многочисленные хозяйственные постройки, мельница и 2-х этажный архиерейский дом у реки с «мезонином, резными колоннами, часть стен интерьера которого была облицована мрамором, а печи изразцами». «Как бы заманивая путника… покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющих стенок Богоявленской церкви. Как Эдем прекрасна она. …Представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе», – писал путешественник в XIX веке. Кирилло-Челмогорская обитель, упраздненная в связи с секуляризацией церковных земель по указу Екатерины II 1764 года, в 1899 году вновь обрела самостоятельность. В конце XIX века на противоположном берегу реки Челмы Иваном Тихоновичем Кругановым был организован выселок «Пелла». Монастырь стал последним пристанищем для епископа Каргопольского Варсонофия (Василий Васильевич Вихвелин). В 1932 году после арестов духовенства и монахов Кирилло-Челмогорский монастырь был ликвидирован. В 1932–1934 годах разобраны деревянные монастырские строения, в том числе и Успенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=27950

Все это, взятое вместе, доказывает, что инок Феодорит действовал не без задней мысли, что и его намерения были темны. Но теперь мы должны возвратиться несколько назад, к тем событиям, которые предшествовали отнятию у сборщика Феодорита денег, т. е. обратиться к показаниям свидетелей, по сему безчестному, если не сказать более, со стороны чернеца-сборщика делу, которые отбирались в Спасском монастыре в том же марте месяце, того же 1756 г. «1756 году, марта дни Каргопольскаго Спасова монастыря, приписной Челмогорской пустыни пономарь Василей Игнатьев, в Спасском монастыре объявляю господину отцу управителю иеромонаху Феодулу, з братиею: сего ж марта, по приказанию г-на управителя, велено обретающемуся в Челмогорской пустыни, при замолоте, монаху Ионы и мне, пономарю, как приедет монах Феодорит, – который уехал сбирать с образом Преподобнаго Кирилла Чудотворца в казну от доброхотных дателей, – велено выслать в Спасской монастырь, того ж дни, со всем ево обозом. И оной монах, в небытность мою, приехал в Челмогорскую пустыню сего марта 10 дня, и выпрягши дорожных лошадей, взял монастырскую лошадь, и монаха Иону, да работника Конана, который ему, Феодориту, имеетца кум, – поехали в Лекшмозерскую волость и попали мне, пономарю, встречу»... Подробности этой встречи уже известны из приведенных нами показаний монаха и пономаря, потому, – чтобы не повторять, – и не приводим их. После сего «я, нижайший, – говорит пономарь, – приехавши в монастырь, сборную ево, Феодорита, коробку запечатал (вероятно предполагая, что собранные монахом деньги находятся в ней) для сохранения, при коровнице Акилине и работниках Власе Григорьеве и Семене Конанове, которые ездили с ним, старцем, сбирать». Эти работники на допросах показали одно и то же; разности были в одних только частностях; посему и приведем целиком показание одного только «Власа»; а сперва частности Семена. – «Тихманской волости (теперь Вытегорскаго уезда), государственнаго крестьянина Конана Чертова сын Семион спрашиван в Спасском монастыре, в казначейской келье, при братцком собрании, а во объявлении своем показал: поехал я, Семион, Челмогорской пустыни с монахом Феодоритом – сбирать, с образом, в ту пустыню на строение и на другое употребление. И приехали из миру в Челмогорский монастырь и ночевали две нощи. А которые деньги у меня, Семена, усмотрела она, вдова Стефанида, 2 рубли, и я те деньги сбирал в поезде со старцем – «Христа ради», – по денежки и по полушке; и те мелкие деньги обменил оной, вышеописанный старец Феодорит, на рублевики; и те рублевики я, Семен, положил, для охранения, за голенище и приехал в Ягремскую волость и отдал дяди, а когда поехал домой, и взял от дяди и отдал родителям своим – отцу и матери. И в сем объявлении показал самую сущую правду, в чем при сем и подписуюсь.»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Религия и чиновники Вологодской губ. в первые годы советской власти//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2001. Вып. 7. С. 430-438; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 191-192, 217; Критский Ю. М., Синяговский С. А. Мон-ри и пустыни Кенозерья в XIV - нач. XX в.//Святые и святыни северорус. земель. Каргополь, 2002. С. 118-125; Мелехова Г. Н. Духовенство и его роль в жизни населения Каргополья (XIX - 1-я треть ХХ в.)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 179-208; она же. Современное возрождение правосл. топографии Каргополья//Ист.-культурное наследие Рус. Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 250-262; Святые Каргопольской земли: Живопись, графика: Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Кенозерский национальный парк: Кр. путев. Архангельск, 2004. С. 152-155; Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004. С. 250-253, 430; Критский Ю. М. Кенозерье: История и культура: Очерки, мат-лы, исслед. Архангельск, 2005. С. 29-31; Шаповалова Л. Г. Каргопольские храмы с бочечным завершением//Ист.-культурное наследие Рус. Севера. Каргополь, 2006. С. 204-213; Старицын А. Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в.//Рябининские чт.-2007. Петрозаводск, 2007. С. 446-449; Мелютина М. Н. Иконы с образом прп. Кирилла Челмогорского как источник для изучения истории и культуры Кирилло-Челмогорской пуст.//Православие в Карелии: Мат-лы 3-й регион. науч. конф., посвящ. 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 228-239; Пигин А. В. Заметки к статьям К. А. Докучаева-Баскова об истории Челмогорского мон-ря//Там же. С. 33-39; Варшавская Н. Ю. «Археологическая модель» Кирилло-Челмогорского мон-ря//Культурное и природное наследие Европейского Севера. Архангельск, 2009. С. 123-157; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Мелехова Г.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Тарасии же рече: “Уповаю на милость Божию и на преподобнаго Кирилла, началника Челмогорскаго, яко не творю во лжу глаголанная имъ ко мне, еже извеща ми преподобный, яко иеромонах Мисаилъ днесь вечера приеде из царствующаго града Москвы”. Сие же слышавше вси, благодаряще Бога; утру же бывшу, Тарасию же нача помалу простиратися десница его, и повеле вести себе въ монастырь, и егда достиго обители тоя и вопросивше про иеромонаха Мисаила, и поведаша ему, яко священнику Мисаилу въ вечеръ приехавшу от царствующаго града; сие же слышавъ Тарасий истинное явление, и прослави Бога, и возрадовася радостию великою зело о таковом неложном явлении преподобнаго Кирилла, и подвигся, и воззревъ на святыя церкви, и дошедъ въ монастырь, и моли священноиеромонаха Мисаила, дабы шелъ во святую церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Его Богоматери, честнаго и славнаго Ея Успения, и ко гробу преподобнаго Кирилла и совершил бы молебная. И поведа ему явление преподобнаго и показа ему язву свою, иже на деснем раме своем, яко от огня згоре и бысть язва. Сие же слышавъ иеромонах Мисаилъ и на плещу его язву видев, воздевъ руце горе и прослави Бога о таковомъ чюдеси, и шед в церковь с предиреченным мужем Тарасием, и молися Господеви и Пречистыя Его Богоматере Пречистей Богородицы, и дошедъ целбоноснаго гроба преподобнаго Кирилла, и со многими слезами обымающе и лобызающе гробъ его, и паки приятъ совершенное исцеление и иде в дом свой, радуяся и благодаряще Бога о таковом скором исцелении, а еже на раме его бысть язва, деже положи преподобный на исцеление вожженъную часть, яко отъ огня згоре, даже и до смерти его бе всеми видимо на уверение неложных чюдес его, бываемых от него о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава ныне, и присно, и во веки векомъ, аминь. Человек некий, именемъ Иоаннъ, зовомый Шмыгинъ, живый во области Каргопольстей, въ веси, нарицаемей Тихманьге, емуже вложи лукавый сатана во умъ помыслъ злый, дабы шелъ во обитель Челмогорского монастыря и в немъ бы казны монастырския и святыя церкви покрасти, емуже не имущу укреп­ле разума, ниже о томъ помолився Богу, бы укрепил и сохранил от таковаго помышления, но обаче повинуяся таковому злому помыслу, и назираш времени, еже злое хотение свое ул чити, егда же получи время, и касается путному шествию, бе бо отстояше та обители тоя м8 поприщь.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

Чюдо преподобнаго Кирилла Бе некто человекъ с Онеги реки, емуже некоторыя ради потребы идущу въ царствующий градъ Москву, и тамо случися болезнь люта, и бысть въ болезни той много времяни, и ниоткуду чая себе помощи. И паки явися ему преподобный Кириллъ Челмогорский, чюдотворецъ, и рече ему: “Человече странный 91 , ниоткуду себе помощника да не имаши, но молися выну Богу и Пречистыя Его Богоматере, и всем святым его. Егда исцеление получишъ и къ дому твоему путь сотвориши, егда достигнеши града своего Каргополя, и тогда не ленис доити до обители моей Челмогорского монастыря и помолися въ церкви чюднаго Богоявления и Пречистыя Его Богоматере, Пресвятей Богородицы, и ко гробу преподобнаго Кирилла приложися, и потомъ здравъ достигнеши дому своего”. Сие же рекъ ему, невидим бысть. Человекъ же той по мале времени бысть здравъ, и по мале времени дошедъ обители преподобнаго Кирилла въ Челмогорский монастырь и завещанная преподобным молитвы полагаетъ, и, ко гробу преподобнаго припадая, молится, со слезами глаголя: “Благодарю Тя, Господи Боже мой, еже таковаго даровалъ еси, в такове велицей болезни предстателя и утешителя посълалъ еси, и на чюждей стране заступник ми былъ еси и ходатай”, — и иная многа умиленная словеса и рече къ преподобному, и паки пойде в дом свой, радуя и хваля Бога, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ ныне, и присно, и вовеки. Чюдо преподобнаго, како исцели жену Гликерию Жена некая бе, именемъ Гликерия, живуще ей с мужем своим въ заповедехъ Господнихъ и въ страсе Божий, во убогомъ житии пребывающе, судьбами Божиими бысть, случися ей болезнь зельная: ногама отнудъ нималомогущу ходити, и бысть немало время; во единъ же от дней, бывшу в пост Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Успения, прежде реченная жена та Гликерия, пребысть ей единой в дому своем, понеже бо отнюд не могуще изыти ни на каково земное дело тоя ради болезни, приключившися ей святыми Божиими праведными судбами, онаже в хизе 92 своей молящеся Богу, и возлегши мало почити, и бысть ей въ тонце сне яко въ з8 час дни, явися ей мужъ иноческаго чина в келлии ея и рече ей: “Гликерия, иди на праздникъ Успения Пресвятыя Богородицы в Челмогорской мо­нас­тырь, и молися Пречистей Богородицы, и иди ко гробу началника обители тоя, преподобнаго Кирилла, и молитвами Пресвятыя Богородицы Всемилостивый Владыка Господь подастъ исцеление”, — и паки сия рекъ, невидим бысть; приспевшу же празднику Успения Пресвятыя Богородицы, и паки ту предиченную Гликерию довезоша в монастырь, и въ церковь Успения Пресвятыя Богородицы шедъ и моляшися, со многими слезами умиленным гласом и просяща оставления грехов своих и изъцеления болезни, и паки достизаетъ гроба преподобнаго и обьемлюще и целующе преподобнаго икону и гробъ его. И милостию Господа нашего Иисуса Христа, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и преподобнаго Кирилла, началника монастыря того, бысть здрава и иде в дом свой, радуяся и благодаряше Бога.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

В 1880 г. сгорел дом, в котором жили иеромонах с послушниками и помещались коровницы с работниками, уцелели лишь только храмы и котельная при скотном дворе. Настоятелю с братией, (в числе 4-х человек) после пожара пришлось приютиться в котельной и здесь проживать. 21 марта 1887 г. от трещины в печи, сгорел новый, огромный деревянный, 2-х этажный дом, стоивший 4500 руб. Петербургский купец и домовладелец А. В. Михайлов, выстраивает И. Т. Круганову усадьбу «Пёлла» (из чувства благодарности за какую-то оказанную услугу), приобретает хозяйственный инвентарь и снабжает его денежными средствами для ведения образцового хозяйства в усадьбе, с довольным количеством земли (более 70-ти дес.). 1889 г. Как братия, так и все приходящие богомольцы пользуются пищею от пустыни, во всем состоит умеренность в пище и одежде, каждый занят назначенным ему послушанием, никаких самовольных поступков не допускается, из братии кто-либо самовольно из обители никуда не отлучается. Церковная служба совершается ежедневно, без пропуска, согласно церковному уставу. Хозяйство пустыни состоит в хлебопашестве, в скотоводстве, в рыбной ловле, сенокосе. 8 декабря 1895 г. в день памяти Кирилла Челмогорского было принято решение о сборе средств на перестройку Богоявленской церкви. Храм до настоящего времени существовал лишь в двух приделах – во имя Богоявления Господня (главного) и во имя преп. Кирилла Челмогорского. В главном храме на северной стороне под балдахином на пьедестале о 2-х ступенях стоит рака из красного дерева. В 1896 г. было испрошено разрешение на перестройку со стороны епархиального начальства и составлены план и смета перестройки. 3 марта 1897 г. за и были утверждены Олонецким Губернским Правлением план, смета и протокол перестройки. В 1897 г. была совершена вчерне сама постройка придела Николая чудотворца. Иконы во вновь устроенном приделе Николая чудотворца были заказаны П. В. Качаловым в Петербурге, в левый придел, во имя Кирилла Челмогорскаго, благодетельницею пустыни Елизаветою Ляминою – в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=27950

336 Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера: Хергозерская Макарьевская пустынь//Христианское чтение. 1890. Ч. 2, 11/12. С. 787−814. 337 Докучаев-Басков К.А. Сказание о чудесах в Каргопольской Хергозерской пустыни от иконы преп. Макария Унженского и Желтоводского//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 4. С. 1−34. 340 См., например: Bushkovitch P. Religion and Society in Russia: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. New York; Oxford, 1992. P. 115; Критский Ю.М., Синяговский С.А. Монастыри и пустыни Кенозерья. С. 120−121. 341 См. Старицын А.Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в.//Рябининские чтения, 2007. С. 446−449. 342 См. Тарасенко Л.П. Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Автореф. дис. (...) канд. искусствоведения. М., 2006. С. 13−14, 16. 343 См.: Ушаков Н.Я. Хергозерско-Макарьевская пустынь – жемчужина исцелений. (Каргополь (Архангельская обл.)), 2009. 345 Ещё более ранний список, согласно монастырской описи, хранился в Хергозерской пустыни в 1769 г.: «тетрать о чюдесех от образа преподобнаго Макария» (указана среди рукописей «в десть») (РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 142 об.). 346 См.: Строев П.М. Список иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб. 1877. Стб. 995. По-видимому, в 1640−1646 гг. и в 1657−1664 гг. настоятелями монастыря были два разных человека с одним именем. Трудно сказать, кто из них упоминается в «Сказании». 349 См. Старицын А.Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в. С. 448; Шеломов П. Хронологический список управителей города Каргополя//Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 103. 351 Об Иоанне и Житии Кирилла Челмогорского см.: Прохоров Г.М. Иоанн//Словарь книжников. СПб. 1993. Вып. 3, ч. 2. С. 59; Мороз А.Б. Спор историка и художника: (Литературная история Жития Кирилла Челмогорского)// Христианство и Север. М., 2002. С. 29−37. 352 Герасим Анфимов, несомненно, сыграл очень важную роль в становлении культа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010