Житие преподобного Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 6 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Предисловие Север России прославлен множеством подвижников, как почита­емых по всей Руси, так и местночтимых. Дикая природа этого края, обширные и густые леса, многочисленные озера с островами благоприятствовали стремлению к пустынножительству, поэтому наряду с такими известными духовными центрами, как Соловецкий, Кирилло-Бело­зер­ский, Ферапонтов, Александро-Ошевенский монастыри, здесь было множество небольших монастырей, пустыней и скитов, служивших распространению и укреплению христианства. К несчастью, подавляющее большинство их в нашем столетии было разрушено, и сейчас в лучшем случае можно видеть их руины, в худшем же они сохранились только в памяти народа. Та же участь постигла и обитель преподобного Кирилла, упраздненную и разобранную на кирпич соседним колхозом в 30-е годы. Преподобный Кирилл, основатель Челменской, или Челмогорской пустыни, — один из чтимых на Севере России святых. Он подвизался в XIV веке в местах, входящих сейчас в состав Архангельской обл. и расположенных на самом ее юге, недалеко от г. Каргополя (ныне — районного центра, отметившего в 1996 г. свое 850-летие). Эти места, изначально заселенные финно-угорскими народами, “чу­­дью белоглазой”, в XI–XIII вв. были освоены русскими. Основная волна колонизации происходила из Новгорода, чем объясняется связь с этим городом многих упоминаемых в Житии людей, в том числе и самого автора. Каргополь стоит на р. Онеге в самом ее начале, где она вытекает из оз. Лача. К востоку от города, примерно в 60 км, лежит оз. Лекшмозеро, на берегах которого находится несколько деревень, чьи названия упоминаются в публикуемом тексте Жития — все они существуют и сейчас. С восточной стороны из Лекшмозера вытекает небольшая речка Челма, впадающая, в свою очередь, в оз. Челмозеро, или Монастырское. Там, при впадении Челмы в Челмозеро, и поселился преподобный Кирилл, а после его смерти возник Челмогорский монастырь. Несколько севернее монастыря, на восточном берегу Лекшмозера, расположено с. Труфаново (в публикуемом списке Жития — Трифаново), на южном берегу того же озера — с. Орлово, а на западном — одно­именное с озером с. Лекшмозеро, где в церкви святых апостолов Петра и Павла (на месте древнего храма стоит кирпичный, возведенный в XIX в.) начинал свое служение в качестве клирика автор Жития Иоанн, впоследствии иерей Покровской церкви (по сей день сохранился, правда, в плачевном состоянии, деревянный храм, возведенный в XVIII в. на месте старой церкви) в с. Лядины 1 — на полпути от Каргополя к Лекшмозеру. К югу от Каргополя, на западном берегу оз. Лача, находится еще одно село, упоминаемое в Житии — Тихманьга. Такова география этого текста, написанного в значительной степени на основании устных преданий, распространенных в окрестностях обители.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Челменский, Чермозерский), находился на горе Челма между Лёкшмозером и Челмозером (в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)). К. Ч. м. был основан на месте подвигов прп. Кирилла Челмогорского. Время основания монастыря неизвестно, предположительно между рубежом XIV и XV вв. и нач. XVI в. Основными источниками сведений об обители служат Житие прп. Кирилла, сохранившееся в списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 131-156; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об. и др.), а также составленное свящ. Ф. И. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). Прп. Кирилл, постриженик Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , пришел на гору Челма, поселился в пещере, построил «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления. Согласно Житию, пребывание Кирилла на Челме осложнялось конфликтами с местными язычниками («чудью белоглазой») с р. Онеги. Незадолго до кончины прп. Кирилла его посетил настоятель каргопольского в честь Преображения Господня монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) игум. Иосиф, который исповедал и причастил преподобного. Во время этой встречи прп. Кирилл предсказал строительство на горе Челма муж. обители и обещал и после своей кончины покровительствовать этому месту. Через неск. лет на Челму, где был погребен прп. Кирилл, пришел из Новгорода мон. Серапион и стал жить в его пещере, соорудив гробницу над захоронением Кирилла. Спустя 3 года мон. Серапион оставил это место. Затем пришел инок Арсений, при нем собралась братия в количестве 24 чел. Вместо сгоревшей Богоявленской ц. над мощами прп. Кирилла монахи построили и 9 мая 1419 г. освятили одноименный храм с приделом во имя вмц. Екатерины. Впосл. храм неск. раз горел и его возводили заново. При Арсении был построен также храм в честь Успения Пресв. Богородицы; пустынь стала именоваться Успенской, насельники начали осваивать земельные угодья. Достоверность содержащихся в Житии дат и изложение событий вызывают обоснованные сомнения, поскольку текст был создан лишь на рубеже XVII и XVIII вв. на основе Жития прп. Нила Столобенского.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

24 ноября 2011 г. 01:00 28 ноября-2 декабря. IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Санкт-Пертербург C 28 ноября по 2 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН пройдут IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Программа: 28 ноября 11.00 – Лития на могиле Д. С. Лихачева (Комарово). Отъезд от Князь-Владимирского. 15.00 – Посещение выставки «Святая Русь» (Русский музей). 17.00 – Памяти Д. С. Лихачева. Представление книги «Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы» (Русский музей). 17.30 – Просмотр фильма В. Б. Виноградова «Д. С. Лихачев. Я вспоминаю...» (Русский музей). 29 ноября 1. Архим. Макарий (Веретенников) (Россия, Троице-Сергиева лавра, МДА). Русско-византийские отношения в XI в.: Деятельность митрополита Георгия. 2. М. А. Федотова (Россия, Санкт-Петербург). Житие Григория Армянского в древнерусской книжности. 3. А. В. Лаушкин (Россия, Москва). К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время. 4. В. Ю. Франчук (Украина, Киев). Создатели житийной версии Рассказа о князе-схимнике Игоре Ольговиче. 5. А. Г. Мельник (Россия, Ростов Великий). Культ святых в общественной жизни Руси середины – второй половины XV в. 6. Е. В. Белякова (Россия, Москва). Значение Азбучно-Иерусалимского патерика для русской монашеской традиции. 7. Е. Э. Шевченко (Россия, Санкт-Петербург). Краткое Житие Кирилла Белозерского в автографе книжника первой половины XVI в. Исаака Собаки. 8. Т. П. Лённгрен (Норвегия; Тромсё). Источники Жития Феодора Студита в Соборнике Нила Сорского. 9. Е. В. Романенко (Россия, Москва). Традиция почитания прп. Нила Сорского. 10. А. И. Алексеев (Россия, Санкт-Петербург). К вопросу о преемнике прп. Иосифа Волоцкого (по данным его житий и посланий). 11. Н. В. Понырко (Россия, Санкт-Петербург). Традиция почитания памяти протопопа Аввакума. 12. А. В. Пигин (Россия, Петрозаводск). Житие Кирилла Челмогорского − памятник каргопольской агиографии XVII века.

http://e-vestnik.ru/db/28_noyabrya-2_dek...

Чёлма, урочище. Кирилло-Челмогорская пустынь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1378. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, б. выселок Челма у впадения р. Челма в Монастырское озеро Координаты: 61.664756, 38.190333 Проезд:1. На лодке из Лекшмозера или Орлово до пирса в юго-восточной части Лекшмозера, пешком 1,5 км. 2. Возле а/д Р-2 Долматово-Пудож стоит поклонный крест. От него по заросшей, частично заболоченной тропе 5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь находится на месте молитвенных трудов и подвигов преподобного Кирилла Челмогорского, который прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Он основан в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-bcero XV в. неизвестна. Монастырь входил в Каргопольский уезд Олонецкой епархии. Ныне Архангельская область Каргопольский район. Расположен к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером и озером Монастырским. В XV веке была воздвигнута новая Богоявленская церковь с приделом великомученицы Екатерины. Иоанн Грозный пожаловал монастырю пашенные земли, сенные покосы, леса, озёра и небольшие речки, велел отписывать монастырю часть каргопольских доходов. В начале XVII века пустынь не раз подвергалась разорению литовскими отрядами. В 1633 монастырю была выдана грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Киприана с благословением на строительство двух храмов — Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, в 1637 году — ещё одна грамота с благословением на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины. В 1674 году взамен сгоревшей Благовещенской построена Успенская церковь. Кроме того, монастырь имел своё подворье в Каргополе. В 1764 году по приказу Екатерины II монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители. Храмы пустыни стали приходскими. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю, а в 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню. В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован.

http://sobory.ru/article/?object=27950

В Архангельской области пройдет крестный ход на снегоходах Архангельск, 14 декабря 2007 г. 21 декабря в день празднования памяти преподобного Кирилла Челмогорского православные верующие Каргополья совершат крестный ход по местам земного подвига самого древнего, согласно северным патерикам, святого Архангельской земли. Об этом «Православию на Северной земле» сообщил настоятель самого большого храма Архангельской и Холмогорской епархии - церкви Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе иерей Виктор Пантин. По словам священника, маршрут  крестного хода и программа праздничных мероприятий уже определены. «21 декабря верующие во главе с духовенством Плесецкого благочиния отправятся к старинному селу Печнеково, где в молитвенной комнате, расположенной в сельской школе, будет отслужена Божественная литургия. После торжественного богослужения верующие отправятся к поклонному Кресту, поставленному в честь преподобного Кирилла Челмогорского у поворота от Пудожского тракта к Челма горе в 2005 году. У поклонного креста состоится молитвенное прославление преподобного Кирилла. Далее путь лежит к разрушенному Кирилло-Челмогорскому монастырю. Дорога к обители - нелегкая. К монастырю верующие поедут на нескольких снегоходах, арендованных у Кенозерского национального парка. На месте разрушенной в годы советской власти древней обители будет отслужен молебен и акафист преподобному Кириллу Челмогорскому», - рассказал священник. «Неподалеку от монастыря расположена  деревне Труфаново, где расположена маленькая церквушка великомученика Георгия Победоносца, жить там нелегко - электричества в деревне нет, но много искренне верующих людей, которых мы очень ждем на молебен и акафист. После окончания Крестного хода в печнековской школе пройдет праздничный концерт. Преподаватели и учащиеся исполнят театральную сценку, посвященную памяти преподобного Кирилла Челмогорского», - отметил отец Виктор. Преподобный Кирилл Челмогорский был одним из самых первых подвижников благочестия, живших в пределах современной Архангельской области, имя которого дошло до нас. Он родился в конце XIII века. В возрасте 20 лет пришел в Новгородский монастырь, основанный преподобным Антонием Римлянином. Там принял монашеский постриг с именем Кирилла. В обители преподобного Антония инок Кирилл прожил шесть лет, а затем отправился странствовать по другим монастырям. В скитаниях он провел 3 года.

http://pravoslavie.ru/25206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН СТРОКИНСКИЙ Каргопольский (нач. XVI в.?), прп. (пам. 3 сент.), основатель каргопольского Преображенского мон-ря (Вассиановой Строкиной пуст.), находившегося на правом берегу р. Онеги, напротив г. Каргополя. Время жизни В. С. можно установить предположительно. В «Повести о пришествии Кирилла на Челму гору в лето 6824 (1316)» сказано, что накануне преставления прп. Кирилла Челмогорского († 1367) к нему «приеха… в пустыню посещения ради от… града Каргополя из Спасовы пустыни Строкины отец его духовныи игумен Иосиф» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 152 об.). На этом основании автор статьи о В. С., помещенной в ИРИ (им, по предположению К. А. Докучаева-Баскова, был учитель Каргопольского ДУ В. Ф. Шегринский), считал, что В. С. жил в нач. XIV в. Однако принять данное сообщение жития прп. Кирилла Челмогорского как абсолютно достоверное не представляется возможным, т. к. в памятнике встречаются хронологические и исторические ошибки, значительная часть текста заимствована из жития прп. Нила Столобенского. Вероятно, прав Докучаев-Басков, относивший основание Вассиановой Строкиной пуст. к нач. XVI в., поскольку ее история документально прослеживается лишь с 30-х гг. XVI в.: в грамоте 1537 г. Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митр. Московский) эта обитель названа «новою». Вкладная книга Преображенского мон-ря велась с 1538 г. (фрагменты изданы Докучаевым-Басковым). В монастырском синодике В. С. указан вместе с др. создателем мон-ря - иноком Серапионом. (Е. В. Барсов предполагал, что Преображенский мон-рь и Строкина пуст. были изначально разными мон-рями, объединившимися на определенном этапе своей истории, и что пустынь была гораздо древнее мон-ря, основателем к-рого исследователь считал В. С. С Барсовым не согласился В. И. Срезневский, полагавший, что «Вассианов монастырь был один».) Время местной канонизации В. С. неизвестно, неизвестны ни житие, ни служба святому. В нач. XIX в. его мощи находились в приходской церкви, в к-рую был преобразован главный храм мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1911 г., после учреждения Каргопольского вик-ства Олонецкой епархии, мон-рь стал резиденцией Каргопольского епископа. К наст. времени монастырские постройки не сохранились. Почитание святого подтверждено включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (празднуется в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

http://pravenc.ru/text/149901.html

Исследование георадаром в Свято-Успенском Александро-Ошевенском монастыре 10 февраля 2015 г. 17:37 Круглый стол в Госдуме выявил проблему необходимости расходов на церковную археологию В комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций 6 февраля т.г. состоялся круглый стол, по итогам которого были утверждены рекомендации для федеральных и региональных органов власти с целью сохранения памятников деревянного зодчества, поиска и сохранения памятников церковной археологии. Эти рекомендации были разработаны экспертным сообществом, включающим в себя священников, искусствоведов, архитекторов и депутатов Госдумы. Однако, по словам секретаря Попечительского совета фонда «Император» (Архангельская область) Владимира Станулевича, инициатора заседания в Госдуме, принятое на круглом столе решение не имеет прямого распорядительного действия. Как сообщил ЦВ Владимир Станулевич: «Утвержденные рекомендации разосланы в более, чем в 40 адресов разных федеральных структур, в том числе в администрацию Президента РФ, в Совет по культуре при Президенте, Минкультуры РФ, Минэкономразвития РФ и др. и чиновники, неравнодушные к проблеме церковной археологии и сохранению деревянных храмов, могут найти там полезную информацию и сослаться на эти рекомендации в повседневной деятельности». По словам Станулевича, на это есть небольшая надежда, но кроме этого в ближайшее время в Госдуме должна быть создана рабочая координационная группа по этим двум направлениям, в состав которой войдут в том числе и представители Министерства культуры РФ – федерального органа ведущего основную часть работы. Дел в том. что наряду с сохранением памятников древнего зодчества, не менее остро стоит и проблема возрождения церковной археологии. От года к году в вузах страны сокращается финансирование бюджетных мест по этому предмету, говорит Владимир Станулевич. И это происходит на фоне возросшего интереса к археологии со стороны Церкви и общества. Так на территории Архангельской митрополии с помощью георадара был исследован грунт на местах захоронения пяти святых: Антония Сийского, Кирилла Челмогорского, Александра Ошевенского и Антония и Феликса Корельских.

http://e-vestnik.ru/news/zerkovnaya_arhe...

Часть 1: Ковчег спасения Часть 2: Опекунша В сложной мозаике человеческой жизни бывают очень незначительные по времени встречи с людьми Духа, решающим образом меняющие всю ее картину. В судьбах семейства Малышевых и их опекунши монахини Марины (Изотовой) таких встреч и людей много. Познакомимся с двумя из них, имевшими прямое отношение к постригу матушки Марины и последующим событиям: архимандритом Серафимом (Проценко) и схимонахиней Таисией (Коржавиной). Карта Вырицы. Отмечены места, где жили два Вырицких Серафима Второй Вырицкий Серафим О том, что вырицких Серафимов было два, повествует краеведческий труд И.В. Попова . Биографическая хроника иеросхимонаха Серафима (Муравьева) теперь общеизвестна. А об архимандрите Серафиме (Проценко; 28.12.1874 – 29.12.1960) можно прочитать в материалах ПСТГУ и в Синодике Псковской миссии . В Синодике дата рождения указана с вопросительным знаком: «род. в 1874 (1869 (?))». Отец Иоанн Кронштадтский посоветовал молодому солдату принять монашество Архимандрит Серафим (Проценко Стефан Владимирович) родился в 1874 (1869 (?)) году в с. Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. Помогал родителям по хозяйству. Во время службы в Санкт-Петербурге рядовым лейб-гвардии Семеновского полка он неоднократно посещал Кронштадт, встречался с отцом Иоанном Кронштадтским, по совету которого ушел в монастырь. Подвизался (1895–1917) в Сяндемской и Никифоровской пустынях, позже в Кирилло-Челмогорском мужском монастыре Олонецкой епархии. Пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха. Этот монастырь, основанный в 1316 году преподобным Кириллом Челмогорским, пострижеником Новгородского Антониева монастыря , расположен в пяти верстах от Каргополя, близ Челмозера; на протяжении многих столетий обитель была паломническим центром Каргополья благодаря многочисленным чудесам от мощей преподобного Кирилла. Нуждаясь в средствах, монастырь в 1912 году устроил в Петрограде часовню на Обводном канале, 65, а затем подворье в доме 40 по Боровой улице, которое с 1917 по 1923 год по благословению митрополита Петроградского Вениамина открывал и строил отец Серафим. В 1918 году была освящена часовня во имя преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Домовая церковь находилась на углу нижнего этажа и пользовалась популярностью. В 1919 году храм стал приходским. В 1919–1924 годах отец Серафим был настоятелем храма, возведен в сан игумена, а затем архимандрита.

http://pravoslavie.ru/117332.html

Столетовская (Лядины). Лядинский погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская). Покрово-Власьевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храмы Лядинского погоста. Покрово-Власьевская церковь Лядинский погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен на левом берегу реки Лекшмы в 38 км от Каргополя. Лекшма соединяет Лекшмозеро с озером Лаче, близ которого стоит город Каргополь. Из этого озера берет свое начало Онега. Некогда здесь проходил большой торговый тракт Пудож-Каргополь. В наше дни Лядины представляют собой небольшое село (другое название его – Гавриловская), но еще в XIX веке погост был настоящим «гнездом» селений и объединял семь деревень «Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту» Лядины – один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области. Первые письменные упоминания о нем встречаются в Писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского в 1616-1619 годы. Однако сохранились и гораздо более ранние свидетельства другого рода. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся несколько богослужебных предметов, происходящих из храмов погоста. Запрестольный выносной крест датирован концом XV - началом XVI века, икону «Сташный Суд» северных писем специалисты относят к середине XVI века, к тому же времени принадлежит образ святого великомученика Георгия Все это позволяет утверждать, что возникновение Лядинского погоста (а, стало быть, и его храмов) можно отнести по крайней мере, ко второй половине XV века. Как уже было сказано, письменные источники, проливающие свет на историю погоста, относятся только к XVII столетию. В «Дозорной по Каргополю книге» (1648 год) содержаться следующие данные: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да другая церковь страстотерпца Георгия, строение приходных людей» Кроме этого, в переписной книге 1648 года упомянут некто Иван Венедиктов (известный в науке как автор «Жития преподобного Кирилла Челмогорского»), и назван диаконом церкви Петра и Павла Лекшмозерской волости. 30 марта 1652 года он был рукоположен во иерея Никоном митрополитом Новгородским и переведен в Покровскую церковь села Лядины Из этих свидетельств можно заключить, что в середине XVII столетия на Лядинском погосте существовало, по крайней мере, два храма: Покрова Пресвятой Богородицы (к ее обиходу относится выносной запрестольный крест, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа) и Георгиевский (древний храмовый образ великомученика Георгия позже хранился сменившем его Богоявленском храме Лядинского погоста, а сейчас тоже передан в ГЭ).

http://sobory.ru/article/?object=06028

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) (сент. 1285 - 8.12.1367 (XV-XVI вв.?), гора Челма между озерами Лёкшмозеро и Челмозеро, в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)), прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Челмогорский, Каргопольский. На горе Челма, где подвизался К., после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) мон-рь. Житие Основным источником сведений о К. служит Житие преподобного, списки к-рого очень редки (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об., 30-40-е гг. XVIII в.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об., 20-е гг. XIX в., и др.), в рукописях встречаются также небольшие выписки из Жития (БАН. Каргопол. собр. 62. Л. 311-311 об., 30-е гг. XVIII в.,- автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции. Житие К. состоит из 2 частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни К. на горе Челма, за к-рым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620-1673 гг. Вторая часть - «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов 12. 7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (БАН. 33.6.7 и др.). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (ГИМ. Барс. 794 и др.). Некоторые обстоятельства жизни К. и факты из истории мон-ря излагаются в разных частях по-разному. Так, в 1-й части (по списку БАН. 33.6.7) сообщается, что преподобные К. и Корнилий Комельский (ок. 1455-1537) пришли на Челму вместе; согласно 2-й части, Корнилий Комельский пришел на Челму через 3 года после К.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010