Гл. 2, 15 Услыша же фараóн глагóл сéй и искáше убити Моисéа. Отиде же Моисéй от лицá фараóнова и вселися в земли Мадиáмстей: пришéд же в зéмлю Мадиáмскую седе при клáдязе И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя «Переправился из земли Египетской в Мадиамскую Моисей – равным образом и Христос перешёл из Иудеи в Галилею» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 27). Гл. 2, 16 Свящéннику же Мадиáмскому беша сéдмь дщéрей, пасýщих óвцы отцá своегó Иофóра: пришéдшя же чéрпаху, дóндеже напóлниша корыта, напоити óвцы отцá своегó Иофóра У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора] Гл. 2, 17 Пришéдше же пáстырие изгнáша я. Востáв же Моисéй избáви их, и налия им и напои óвцы их И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их «Как Моисей защитил дщерей Иофора от обиды пастухов и напоил их стада, так и Христос отогнал беззаконных лжепастырей и напоил водою живою, т. е. Божественною Своею и небесною проповедью» ( Ин.4:10, 14, 7:37 ) (ibid, стр. 29). Гл. 2, 21 Вселися же Моисéй у человека: и дадé Сепфóру дщéрь свою Моисéю в женý Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору «Моисей женился на иноплеменнице, потому что он был образом Владыки Христа, Который, происшедши по плоти от иудеев, в невесту Себе наименовал Церковь из язычников» (бл. Феодорит тв. т. 1, стр. 104). Гл. 3, 1 Моисéй же бяше пасый óвцы Иофóра тéстя своегó, свящéнника Мадиáмска: и гнáше óвцы в пустыню, и прииде в гóру Бóжию Хорив Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву «Моисей, пасший стада Иофора, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – предызображал собой Иисуса Христа как пастыря словесных овец ( Ин.10, 11–15 )» (тв. ч. 4, стр. 279).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 4, 16 и тóй возглагóлет от тебé к людем, и тóй бýдет устá твоя: ты же бýдеши емý в тех, яже к Бóгу и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога «Аарон в качестве пророка при брате Моисее, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – прообраз Иисуса Христа, наставляемого Отцом в качестве Пророка ( Втор.18, 18 )» (тв. ч. 1, стр. 127). «Моисей говорил, Аарон же изъяснял его речь. Потому что, – толкует тот же св. Отец, – если бы закон не был понимаем духовно, причём сокровенное в нём открывает нам Христос, то для слушателей оставалось бы тёмным и неясным означенное им. Так и иудеи, не имея того, кто изъяснял бы им Моисеевы Писания, т. е. Христа, пребыли в незнании ( 2Кор.3, 14–17 )» (ч. 5, стр. 112). „Ты же (т. е. Моисей) будеши ему (т. е. Аарону) в тех, яже к Богу”. По мнению того же св. Отца, это говорится в том смысле, что «Христос как человек был под законом и соблюдал заповеди Моисеевы: Он обрезан был в восьмой день по рождению и сделал взнос дидрахмы вместе с другими... Он вкушал также и Пасху» (ibid, стр. 113). «Моисей и Аарон, – по замечанию того же св. Отца, – были для древних прекрасным прообразом Христа, дабы ты, – говорит св. Отец, – представлял себе Еммануила, Который по премудрому устроению в одном и том же лице есть и Законодатель, и Первосвященник» (тв. ч. 1, стр. 72, 213, 230). «В Моисее мы должны, – говорит он же, – видеть Христа как Законодателя, а в Аароне – как Первосвященника, так как Он соделался для нас и Законодателем, и вместе „Архиереем преподобным и незлобивым” ( Евр.7, 26 )» (тв. ч. 1, стр. 187). Гл. 5, 1 И по сих вниде Моисéй и Аарóн к фараóну и реша емý: сия глагóлет Госпóдь Бóг Изрáилев: отпусти люди Моя, да прáздник сотворят Мне в пустыни После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне Св. Кирилл Иерусалимский , «переходя от вещей древних к новым, от прообразования к истине», говорит: «Тамо Моисей, по повелению Божьему, в Египет пришедший: здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Тамо пророк, да изведёт из Египта народ угнетаемый; здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в мире» («Тайноводственные поучения» 1, 3; стр. 437–438).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 6, 23 Поя же Аарóн Елисавéту, дщéрь Аминадáвову, сестрý Наассóнову, себе в женý, и роди емý Надáва и Авиýда, и Елеазáра и Ифамáра Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара По объяснению бл. Феодорита, «Моисей, сделав нам известным не только отца, но и брата жены Аароновой, указывает соединение колен царского и священнического и тем показывает, что Владыка Христос произошёл от обоих колен, став по человечеству и Царём, и Священником» (тв. т. 1, стр. 115). Гл. 7, 20 И сотвориша тáко Моисéй и Аарóн, якоже заповеда им Госпóдь: и взéм Аарóн жéзл свóй, удáри вóду речную пред фараóном и пред рабы егó, и преложи всю вóду речную в крóвь И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь «Начало знамений Моисеевых – кровь и вода, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего, Моисей превратил реку в кровь, а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью ( Ин.19, 34 )» («Огласительные поучения» XIII, 21; стр. 258). Причём «в жезле Аарона, – по мнению св. Ефрема Сирина , – виден образ креста» (тв. ч. 6, стр. 476), а по мнению св. Кирилла Александрийского , он означает Самого Христа (тв. ч. 2, стр. 206). Агнец Пасхальный «Подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать и говорю), – пишет св. Григорий Богослов , – была неясным прообразованием прообразования» (тв. ч. 1, стр. 176). «Случившееся в Египте, – говорит и св. Иоанн Златоуст , – когда надлежало совершить Пасху, было образом настоящих событий» («Беседы на Евангелие от Матфея» ч. 3, стр. 198), а именно: «Иудейская Пасха есть образ, а христианская – истина. Та избавляла от телесной смерти, а эта прекратила гнев Божий, которому подпала вся вселенная. Та избавляла некогда от Египта, эта освободила от идолослужения. Та погубила фараона, эта – дьявола. После той – Палестина, после этой – небо» (тв. т. 1, стр. 677–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 7, 15 телцá единаго от волóв, овнá единаго, áгнца единаго единолетна во всесожжéние один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение Гл. 7, 16 и козлá от кóз единаго грехá рáди один козел в жертву за грех «Изображается Христос в тельце, – говорит св. Кирилл Александрийский , – по причине его великой крепости и потому что преимуществующий между ручными и чистыми животными есть телец, превосходящий и величиною тела, – так и всё, относящееся ко Христу, имеет мысленное превосходство, и Сам Он превосходит и превышает всё ни с чем не сравнимым отличием; в овне – по причине его совершенства, в агнце – по причине его незлобия, в козле – по причине заклания его за согрешивших, так как козёл, по закону, есть жертва за грех ( Лев.16, 10 ), а Еммануил ради нас подвергся смерти, и мы искуплены от прежних грехов по причине заколения, которое претерпел Он за нас» (тв. ч. 2, стр. 247–248). Гл. 8, 8 и да вóзмут телцá единаго от волóв, и сегó жéртву муки пшеничны, спряжены с елéем, и телцá единолетна от волóв да вóзмеши грехá рáди и пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех Гл. 8, 12 левити же да возложáт рýки на главы телцéв: и да сотвориши единаго о гресе и единаго во всесожжéние Гóсподу, умилостивити о них а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов По объяснению св. Кирилла Александрийского , «в обоих тельцах указывается Христос: в тельце, приносимом во всесожжение, как всецело святой... На Него же указывает и телец, за грех истребляемый огнём (ибо Ис.53, 5 ). Первый всесожигается, а второй закалается, дабы в двух ты уразумел одного, как бы в совершенных добродетелях благоуханнейшего мысленно и как бы в простоте и незлобии закалаемого ( Иер.11, 9 )» (тв. ч. 2, стр. 317). Гл. 9, 8 И приидóша мýжие, иже бяху нечисти о души человечи, и не можáху сотворити пáсхи в тóй дéнь: и приидóша пред Моисéа и Аарóна в тóй дéнь

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Господи, даровавший вечный свет жизни и крепость рабам Твоим и сохранивший их во многие прошедшие дни и ночи в мире, благослови их и в этот день и после, через Господа на­его Иисуса Христа, через Которого Тебе, и с Ним и Святым Духом, слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем благодарить Господа, Которого святыню мы приняли; чтобы принятое нами было нам в жизнь души и во исцеление, будем молиться и просить, прославляя Господа Бога нашего. Священник Буду превозносить Тебя, Царь мой и Боже мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (см. Пс. 144, 1 ). Народ Отче наш, сущий на небесах, не введи нас во искушение, когда мы сделались причастниками святого Тела и драгоценной Крови; и благодарим, что Ты сподобил нас причаститься славного и святого Таинства, превосходящего всякое разумение; буду благословлять и прославлять имя Твое во веки и веки. Народ Отче наш... Священник Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плот святое имя Его во веки и веки ( Пс. 144, 21 ). Народ Отче наш... Священник Правитель душ, руководитель святых, слава праведных, даруй нам, Господи, очи разумения, которые постоянно созерцали бы Тебя, и уши, которые слушали бы только Тебя, когда насытилась душа наша благодати Твоей. Сердце чистое сотвори в нас, Господи (см. Пс. 50, 12 ), чтобы нам постоянно разуметь благость и человеколюбие Бога нашего; будь милостив к душе нашей, и ум чистый и правый даруй нам, принявшим Тело и Кровь Твою, смиренным рабам Твоим; ибо Твое Царство, Господи, хвала и благословение, Отец, Сын и Святой Дух, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва благословения Священник Господи Боже наш, свет непомрачаемый, призри на рабов Твоих и рабынь Твоих, и насади в сердцах их страх имени Твоего, и назнаменуй их, чтобы в благословении плодотворны были они, которым дано Тело Твое и Кровь Твоя, и чтобы оно почивало на приклонивших головы свои перед Тобой, мужами, женами и младенцами, народом Твоим, и нас к ним сопричти, огради, направь и спаси силой Архангелов Твоих. От всякого злого дела отклони нас, ко всякому доброму делу направь нас, через Христа, Единородного Сына Твоего, через Которого и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Да не возвратится раб Твой, Владычица, постыженный и поруганный от Тебя, – умолял я Заступницу усердную. – У тебя в келье Мой враг, как же ты просишь Меня войти? – ответила мне Богородица и стала невидима. Проснувшись, я начал плакать и скорбеть, но поскольку никого другого в моей келье не было, то задумался, не погрешил ли я чем в мыслях против Пречистой, за что Она и отвратилась от меня. Однако ничего не находил, и продолжал пребывать в недоумении и скорби. Чтобы утешиться, я стал читать книгу Исихия, пресвитера Иерусалимского , которую некоторое время назад попросил у него. В конце этой книги я обнаружил два богохульных слова нечестивого Нестория. Вот тогда я понял, что он и есть враг Богородицы, который был в моей келье. – Брат, возьми свою книгу, ибо я получил от нее больше вреда, чем пользы, – сказал я отцу Исихию. Когда тот узнал причину, ибо я рассказал ему о видении, он исполнился Божественной ревности и в тот же час вырвал из книги те два богохульных слова и сжег их, чтобы и в его келье не было врага Владычицы нашей Богородицы. «Только одному Богу свойственно быть безгрешным и свободным от всякой страсти», – пишет Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому , поэтому мы не должны замалчивать здесь о грехе великого Кирилла Александрийского . Угодники Божии, какими бы святыми они не были, как и все люди подвержены человеческой немощи и каким-то небольшим страстям. Свою страсть святитель исправил удивительным образом. Поскольку великий Кирилл был племянником патриарха Феофила, врага Иоанна Златоуста , он поверил в истинность ложных обвинений против святителя не по злобе, но по простоте: «незлобивый муж… верит всякому слову» ( Притч. 14:15 ) и у него сложилось недоброе предубеждение против божественного отца нашего Златоуста. Он гневался на него не только при жизни архипастыря, но и после его смерти, и не хотел, как это обычно принято, поминать в диптихах среди прочих благочестивых патриархов блаженного Иоанна. Следующий после Арсакия предстоятель Константинопольской Церкви Аттик написал Кириллу, что он и сам был врагом Златоуста, но потом, размышляя, понял, что тот святой муж был невиновен, поэтому раскаялся, сопричислил святителя со святыми, неукоснительно стал поминать почившего, и по-братски советовал Папе и патриарху Александрийскому поступить таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Диакон Молите Бога со страхом. Священник Помяни, Господи, мое ничтожество и смирение души моей, и подай мне, чтобы я понимал, сколь велико достоинство предстоять мне перед святым Твоим жертвенником. Отгони от меня все похоти безумия и юности, и да не будет это (служение) тяжко для меня, когда нужно будет давать отчет в тот страшный день. Избавь меня и от всех действий силы противника, и не погуби меня за неправды мои, и не прогневайся на меня вовеки, и не соблюдай против меня зол моих, но яви мне благость Твою ко мне, и избавь меня, недостойного, по множеству милости Твоей ко мне, – тоном Бытия 964 , – чтобы мне благословлять Тебя всегда во все дни жизни моей. Господи, помилуй. Помяни, Господи, это священническое святое Твое собрание и весь священнический чин. Диакон Молитесь о сем святом священническом собрании и обо всём чине православных священников, чтобы Христос Бог наш утвердил их в православной вере даже до последнего дыхания. Священник И весь священнический чин православных, и весь народ, который стоит перед Тобой. Помяни нас, Господи, в милосердии и милостях, и истреби неправды наши, о благий, любящий людей Боже. Будь помощником нашим, чтобы мы служили святому имени Твоему. Господи, помилуй. Благослови собрания наши. Диакон Молитесь о сем собрании нашем и о всяком собрании православных народов, чтобы Христос Бог наш благословил и совершил их в мире и отпустил нам грехи наши. Священник Идолослужение совершенно истреби из мира; сатану и все злые силы его скоро сокруши и низложи под ноги наши; соблазны и виновников их укроти, чтобы окончились пагубные разделения ересей; гордость сердца врагов Святой Церкви Твоей, Господи, как всегда, так и ныне ниспровергни; скоро сделай им известной слабость их; обуздай их ненависть, лукавства, и козни, и злословия, которыми они восстают на нас, и сделай их все тщетными; рассей замыслы их, Боже, рассеявший совет Ахитофела (см. 2Цар. 15, 34 ). Восстань, Господи Боже, и да рассеются все враги Твои, и да бегут от лица Твоего все, ненавидящие святое имя Твое (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Отвечайте. Народ Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля святой славы Его. Священник Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей, через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Свят Сын Твой, Который пришел и родился от Девы, чтобы исполнить волю Твою и составить Тебе народ святой. Здесь священник возложит руки свои на кадильницу и тотчас прострет их над Дарами 1014 . Народ По милосердию Твоему, Боже, а не по беззакониям нашим. И говорится трижды. Священник Он простер руки свои на страдание, пострадал, чтобы избавить от страданий тех, которые надеются на Тебя; предал Себя Самого собственной волей на страдания, чтобы разрушить смерть и расторгнуть узы сатаны, попрать ад, установить завет Свой и явить Воскресение Свое. В ту самую ночь, в которую Он был предан, Он взял хлеб в святые, блаженные и непорочные руки Свои, воззрел на небо к Тебе, Отцу Своему, благодарил, благословил, освятил и подал ученикам Своим, говоря: примите, ядите от него все вы; этот хлеб есть Тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов. Аминь. Народ Аминь, аминь, аминь. Веруем и исповедуем, славим Тебя, Господи Боже наш, и так веруем, что это есть поистине Тело Твое. Священник Также и чашу благодарения благословил и освятил и сказал им: примите, пейте из нее все вы; сие есть чаша Крови Моей, за вас проливаемой во искупление многих. Аминь. Народ (на слова) о Чаше скажет: Аминь. Поистине это есть Кровь Твоя; веруем. Священник И всякий раз, как будете делать сие, будете творить воспоминание обо Мне. Народ Смерть Твою возвещаем, Господи, и веруем святому Воскресению Твоему, Вознесению Твоему и Второму Пришествию Твоему; молимся Тебе, Господи Боже наш; веруем, что это воистину так. Священник И ныне, Господи, воспоминая Смерть и Воскресение Твое, приносим Тебе этот хлеб и эту чашу, благодаря Тебя, что Ты через них сделал нас достойными предстоять перед Тобой и совершать священническое служение Тебе. Просим Тебя, Господи, и умоляем Тебя, ниспошли Святого Духа и силу (Его) на этот хлеб и на эту чашу, и да сотворит Он то и другое Телом и Кровью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Поклоняйтесь Богу со страхом. Священник говорит молитву покаяния 1018 : Господи Вседержитель, исцеляющий души и тела наши, голосом Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сказавший отцу нашему Петру: Ты – Петр 1019 , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах ( Мф. 16: 18–19 ). Да будут разрешены рабы Твои и рабыни Твои устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего. Господи Боже наш, Ты взял грехи мира; прими покаяние рабов Твоих и рабынь Твоих; сделай, чтобы воссиял над ними свет жизни, и прости им грехи их; ибо Ты, Господи Боже наш, благ и милосерд, терпелив и многомилостив и поистине справедлив; если мы согрешили перед Тобой, Господи, словами, делами или помышлениями нашими, прости, разреши и отпусти; ибо Ты благ и человеколюбив; Господи Боже наш, благоволи, чтобы все мы были разрешены, и весь вообще народ разреши. Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего (имярек), и всех патриархов, епископов, священников и диаконов, и каждого по его имени. Сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире. Разреши, Господи, царя нашего от всяких уз греха. Помяни, Господи, всех усопших и упокоившихся в вере Христовой, и собери души их в лоне Авраама, Исаака и Иакова. Избавь и нас от всякого греха и проклятия, от всякой лжи и клятвопреступления, от всякого участия в вероломстве еретиков и язычников. Даруй нам сердце и разумение, чтобы нам избежать всех действий сатаны; и даруй нам исполнять волю Твою во всякое время, и напиши имена наши в Царстве Небесном вместе со всеми праведниками и мучениками, через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого, с Которым и с Духом Святым Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем внимательны. Священник

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Просите и молитесь, чтобы Господь помиловал нас и пощадил нас, и принял молитву и моление, которое бывает за нас от святых Его, чтобы, всегда оказывая благоволение к нам, Он сделал нас достойными принятия и причащения благословенного Таинства и отпустил нам грехи наши. И скажет весь народ трижды: Господи, помилуй. Священник Чтобы нам проводить этот святой день и все дни жизни нашей в мире со страхом Твоим; всякую зависть, всякое лукавство и всякое действие сатаны, всякое ухищрение нечестивых людей и нападение врага тайное и явное удали и отгони от меня и от этого народа Твоего и от этого святого места Твоего; а что добро и прекрасно, то даруй нам повелением Твоим; ибо Ты даровал нам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию (см. Лк. 10, 19 ). И не введи нас, Господи, в искушение, но избавь и отведи нас от всякого зла, благодатью, милосердием и человеколюбием Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого (и) с Которым и со Святым Твоим Духом Тебе приличествует слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва о принесших дары Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о тех, которые принесли дары в Единой, Соборной, Святой Церкви, приношения, начатки, десятки в благодарность и для поминания, много или мало, явно или тайно, равно и о тех, которые хотели принести, но не могли; да будет принято обещание и желание всех на небе духовном, и да ниспошлет благодать благословения на всякое дело Господь Бог наш, Которому принадлежит держава. Диакон Молитесь о тех, которые принесли дары. Священник Господи Боже всемогущий, просим и молим Тебя о тех, которые принесли дары к Святой, Единой и Соборной Церкви, много или мало, явно или тайно, и о тех, которые хотели (принести), но не могли; да будет принято обещание и желание всех; даруй им награду, и да подастся им сугубое благословение от Тебя через Единородного Сына Твоего, через Которого и с Которым и со Святым Духом Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010