«Дух Божий, – поясняет еп. Палладий (Пьянков) , – открывает пророку, что Сей Спаситель им явится из Вифлеема; потому святой Михей с радостным удивлением созерцает здесь будущую славу сего города, по внешнему своему виду ничем особенно не отличавшегося от других иудейских городов, из коих многие были гораздо славнее, богаче и многолюднее Вифлеема» 27 . Интересно также замечание архиепископа Иоанна (Смирнова) , который говорит, что употребление сочетания «Вифлеем-Ефрафа» делается для того, чтобы придать тону речи еще большую величественность: «Вифлеем», или, вернее, «Бетлехем» – «дом хлеба», – «Евфрафа» – «плодоносное поле»; в патриархальное время эти названия употреблялись одно вместо другого…; здесь они соединяются вместе для того, чтобы речь здесь более торжественной» 28 . Также, по мнению вышеназванного архипастыря, не случайно и то, что местом рождения является Вифлеем – родина царя Давида. Таким образом, происхождение Давида из Вифлеема было своего рода прообразом будущего рождения Господа Иисуса Христа. В Мих. 5, 3 : «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их» можно видеть указание на будущую Церковь Христову – т.е. собрание христиан. Еп. Палладий (Пьянков) , обобщая различные мнения святых отцов относительно этого места пророчества, делает следующий вывод: «Событие освобождения евреев из плена служило некоторым прообразованием другого важнейшего плена и более славного освобождения человеческих душ от сильнейших врагов духовных, а для святого пророка Михея служило, так сказать, канвою, на которой он изобразил это великое событие в Церкви Христовой» 29 . В Мих. 5, 4 : «И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» есть таинственное указание на то, что Господь будет Сам управлять Своею Церковью , когда она будет основана. Святитель Кирилл Александрийский так толкует этот стих: «Он (Господь – прим. авт.) будет как бы устремляться и спасать нас мужественно, не давая лжепастырям посредством обмана достигать славы и диким зверям нападать на стада (Его), не позволяя лукавым и вражеским силам, как это было древле, торжествовать над уверовавшими…» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Итак, в нашем переводе предлагается, во-первых, изданный Й. Ройсом 21 фрагмент с указанием книг «Толкования», частью которых они были, и стихов Евангелия от Иоанна, толкованием которых они являются. Далее – два фрагмента рукописи Paris. gr. 1115 и фрагмент рукописи Athon. Pantocr. 28 (опубликованные соответственно А. Алексакисом и К. Завадски), относительно которых неизвестно, к каким именно евангельским местам они относились. Сомнительные с точки зрения авторства фрагменты (21-й фрагмент по изданию Й. Ройса и оба фрагмента из Paris. gr. 1115) отмечаем астериском Священное Писание даётся преимущественно в синодальном переводе; отклонения от него оговариваются в примечаниях. Прямые библейские цитаты выделены курсивом, а цитация самих толкуемых мест, сверх того, отмечена жирным шрифтом. Выражаем особую благодарность за предоставленные материалы преподавателю Екатеринбургской Духовной семинарии кандидату богословских наук С.Ю. Акишину и Бранко Малешевичу (Париж), без которых настоящая публикация было бы невозможна. Иеромонах Феодор (Юлаев) Святейшего Кирилла, архиепископа александрийского, объяснение или толкование на евангелие от Иоанна 41 Фрагменты по изданию Й. Ройса 42 (книга шестая) (10:17) Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её 1. (Q) Так как Он знал помышления иудеев как Бог и видел их насмехающимися над тем, что Он говорил, что умрёт за овец 43 , Он этими словами показывает их настолько нечестивыми, что они даже осмеивают то, что весьма любит Бог и Отец , поскольку Он и так видел остающимся чистым и сияющим в воплощённом Сыне Своём образ Своей природы вследствие Его неизменности 44 . Доселе шестая книга святого Кирилла 45 . (книга седьмая) (10:20–21) Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? 2. (Q) Другие говорили: это слова не бесноватого и прочее. Судя по качеству слов, они вынесли правое суждение. Ведь безумию было свойственно сказать о Том, Кто говорил такое, – что в то время как умрёт без промедления и с готовностью подвергнется опасности за собственных овец пастырь добрый 46 , убежит, оцепенев при одном виде волка, наемник, не пастырь, – что Он одержим бесом и безумствует;чтослушаетеЕго? 47

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Как же нечестивые осмеливаются суесловить о том, о чем не позволительно умствовать, когда они – люди, и не в состоянии объяснить и того, чтó на земле? И что говорю о том, чтó на земле? Пусть скажут нам о себе самих, если в состоянии будут исследовать собственную свою природу, подлинно дерзкие и самонадеянные эти люди, не трепещущие славы, в нюже желают приникнути ангелы (ср.: 1Пет. 1:12 ), которые – столько выше нас и природою и чином. Ибо чтó ближе к Богу херувимов и серафимов? Но и они не только не смеют взирать, или предстоять в прямом положении, но даже не с обнаженными, но как бы с прикровенными лицами произносят славословие, немолчными устами в Трисвятой песни прославляя не иное что, а только Божие неизреченное Естество. И никто из богомудрых пророков, особенно сподобившихся сего видения, не возвещал нам, что, произнося первое Свят, серафимы восклицают громким голосом, а второе произносят тише, третие же еще слабее, и потому, собственно, величают только первую Святыню, вторую же подчиняют Ей, и третию поставляют еще ниже. Да не приближается к нам это безумие богомерзких и безрассудных еретиков! Всепетая, досточтимая и достопокланяемая Троица есть Единая, Нераздельная и Неописуемая. Сочетавается же неслитно, и как Единица делится несекомо. Почему досточтимые эти живые существа троекратным возношением славословия, взывая: Свят, Свят, Свят, показывают три совершенные Ипостаси, а единым произношением слова: Господь выражают единую сущность. Посему умаляющие Единороднаго Сына Божия хулят Бога, имея ложное понятие о совершенстве, и, несправедливо называя Его несовершенным, делают себя достойными самого жестокого наказания, потому что произносящие хулу на одну из Божественных Ипостасей не получат отпущения грехов ни в сем веке, ни в будущем. Но Бог – силен отверсть сердечные очи их к познанию Солнца правды, да, познав Того, Кого прежде отвергали, вместе с нами и они прославят Его неослабно благочестивым разумом, потому что Его есть Царство, – Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Кирилл (ум. 444) – глава Александрийской Церкви в 412 г., виднейший церковный деятель и богослов. ЕВХАРИСТА МИРЯНИНА …пребывает она девою… – Жизнь в браке с женою в вечном воздержании – распространенная форма раннехристианской аскезы. АММЫ ФЕОДОРЫ 1 Амма – матушка (арам.) – почетное обозначение духовно опытной монахини. Папа – почетное обозначение архиепископов Александрии, Антиохии, Иерусалима и Рима, широко известное лишь в применении к последнему. Слово апостольское: «искупающие время». -Ср. Еф. 5и Кол. 49в синодальном переводе один раз «дорожа временем», другой раз – «пользуясь временем», в церковнославянском переводе оба раза – «искупующие время», что точно соответствует греческому ξαγοραζ μενοι τν καιρν, как и латинскому переводу Вульгаты redimentes tempus). Метаформа «духовной прибыльности» характерна для православной традиции как в ранних, так и в поздних ее проявлениях (например, в поучениях преп. Серафима Саровского ). АВВЫ ЛОНГИНА 1 Сказано у пророка Исайи… – Ср. Ис. 58:5–6 : «Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодный господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо…» АВВЫ МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО 2 Приходит ли вода во время свое... – Имеются в виду разливы Нила. 32 …как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал немощи человека… – Сопоставление космической всеобщности действий Провидения и всеобщности всепрощения, предлагаемого всем людям, восходит к Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (…) да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:44–45 ). АВВЫ ПИМЕНА 182 Старец же не разумел по-гречески… – Перед нами характерная языковая ситуация; к египетскому монаху, умеющему говорить только на родном, коптском языке, пришли посетители из Сирии, с которыми надо говорить по-гречески, потому что греческий язык -это средство межэтического общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

< Кирилла, архиепископа Александрийского, на праведного Сименона и из толкования на Евангелие от Луки> 73 (Беседа 4-я из «Толкования на Евангелие от Лики». Лк. 2, 25–35 ) < Пророк Исаия говорит, что прекрасны ноги благовествующих доброе> 74 . И где же могло быть еще столько же оснований для сердечной радости, как не в познании того, что Бог спас поднебесную, когда Сын стал посредником, сделавшись таким как мы? В самом деле, написано, что един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех 75 , ведь Он добровольно сошел в нашу нищету, чтобы нас явить богатыми, как приобретших свойственное Ему 76 . Итак, смотри, что Он, словно бы один из нас, приводится к Отцу, повинуется теням закона, да еще и приносит жертву, согласно обычаю, пусть даже и исполняет это с помощью Матери. Так неужели Он оказался сокрыт от всех в Иерусалиме и никем здесь не был узнан? Однако может ли это быть истинным? Ведь Бог и Отец от века предвозвестил через пророков, что в свое время явно придет Сын, чтобы спасти погибших 77 и просветить помраченных 78 . В самом деле, Он сказал через одного из Своих пророков: Скоро приближается правда Моя 79 , и милость Моя, чтобы открыться 80 , и спасение Мое разгорится, как светило 81 . Но милость и правда – это Христос, ведь мы помилованы и оправданы через Него, смыв с себя нечистоту порочности, очевидно, по вере в Него. А чем для пребывающих в ночной тьме служит движущийся перед ними светильник, тем стал для находящихся в мысленной мгле и тьме Христос, подавший им Божественный свет. Потому и блаженные пророки молили о том, чтобы им стать причастниками такой благодати, взывая: Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам 82 . Так вот, Христос вносился в храм, будучи еще малым ребенком, грудным младенцем 83 , однако блаженный Симеон, почтенный пророческой благодатью, взял Его на руки и, исполняясь вышней радостью, благословил Бога, говоря: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Мы зовем тебя на грядущую битву и к будущему венцу ради Христа, предлагая тебе это письмо, а Богу – твое рвение в том, что касается благочестия, и привлекаем внимание нашего учителя к тому, что касается ересей злых людей, говорящих нечестивое (мы подразумеваем те ереси, которые появились среди римлян 28 . Так мы молимся о том, чтобы ты воспрянул духом и побудил Христа, Который говорит через тебя, возвышая слово, определяющее здравое учение. Мы молимся о том, чтобы ты мог победно воскресить мощь истины и противопоставить ее тем заблуждениям, которые изложены ниже в этом письме, чтобы мы, окормляемые к пользе своей на ветвях Святой Церкви, могли еще более насладиться цветами духовных растений. Мы молимся о том, чтобы те, которые до сих пор являются детьми в мыслях своих и младенцами в своем отношении к Богу, могли воспринять подлинное руководство с помощью Писания. Молимся и о тех, кто изрыгнул заблуждение, чтобы они обнаружили, что их души, словно волнуемые каким-то злым духом, получили новый урон, или чтобы они, возможно, были обращены твоими усилиями при помощи Христа, Бога и Спасителя всех, Который хочет, чтобы всякий человек достиг познания истины 29 . Но ты, завершая этот спор и являя исповедание веры тем, кто под небесами, удостоишься венца правды 30 и примешь от Бога то, что подобает, в свое время, ибо ты не только всегда приносишь Богу молитвы о нас, принимаемые Им, но и с обеих сторон обороняешь своими руками нас и сохраненных, и спасенных твоим наставлением. И ты придешь, говоря: «Вот я и дети, которых дал мне Ты, Господи» 31 . Нас немного, но мы имеем преимущество: мы твердо верим, что никто из нас не будет оставлен твоими молитвами и что нам помогает духовная мудрость, данная тебе Богом. Мы должны быть благодарны тебе за все это, и ныне мы не перестаем возносить молитвы Богу о твоем мирном состоянии и долгой жизни. И совершив путешествие к Нему, добровольно мы представим доказательство благочестия, которое есть у тебя, запечатленного в душах наших. Полемические вопросы, направленные знаменитому Кириллу, архиепископу Александрийскому, от Тиверия диакона и восьми братьев 32

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Православие.Ru , 7 января 2011 г. Переведа с греческого Зинаида Оборнева Ибо младенец родился нам (Ис. 9: 6) Избавитель приходит в жестокий мир как Младенец, с самого начала неся в него чистоту, воплощающую великую тайну и бесчисленные возможности. В этой спокойной и бесстрашной невинности воплощенное Слово Божие сталкивается с полной лукавства и интриг развратной человеческой природой. «Новорожденный Младенец есть символ незлобия, это дитя есть как новая тварь», – говорит святой Кирилл Александрийский. У Младенца есть красота, обладающая первородной силой, но она такая хрупкая. Избавитель мира требовал от Своих последователей чистоты сердца, в котором рождаются желания и помыслы. Не внешнего поверхностного благочестия, но чистоты глубинного бытия. Позже, будучи в зрелом возрасте, когда Христос вел споры с псевдобогобоязненными фарисеями и скептически настроенными саддукеями, Он предупреждал: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Он благословил и обнял детей и сказал: «Ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Оно тех, кто, как и они, живут в простоте и доброте: «Оно есть тех, кому от природы присуще незлобие и кто по своей воле стяжал простоту, которую дети имеют от природы», – объясняет архиепископ Феофилакт. И Христос настаивает: «Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15; Лк. 18: 17). В другой раз, обрисовывая дух, отношение к жизни тех, кого Он признает Своими, Он утверждает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).Те, у кого чистое сердце, будут видеть лицом к лицу Бога и будут поистине сопричастны Ему. Они действительно блаженны. «Отроча родися нам». Невинность и чистота Младенца, воплощенного Слова Божия, нового Адама, нового Человека, вскоре сталкивается с жестокостью и лукавством ветхого, падшего Адама, отраженного со всей силой в лице Ирода. «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, – попросил мудрецов Востока, волхвов, хитрый правитель, – и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2: 8). Развращенный и безжалостный правитель намерен закончить как можно скорее с угрозой, которую, как он чувствует, таит для него новорожденный Иисус, воплощенная чистота. Рождественская история ясно раскрывает этот конфликт: развращенность против целомудрия. И целомудрие выступает против развращенности большой или малой власти.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Кирилл уже 17 октября вступил на архиепископскую кафедру Александрии 537 . Теперь перед св. Кириллом открылось широкое поле деятельности. Ему теперь подчинен в религиозном и, отчасти, в гражданском отношении один из многолюднейших, богатейших и славнейших городов империи, в котором, уже в половине четвертого века было 45 пресвитеров и 56 дьяконов. 538 Он стал главою громадной архиепископской области, в которой было 10 митрополитов и около 100 епископов. 539 Его кафедра имела на Востоке не меньший нравственный авторитет, чем на Западе – Римская, и считалась моральной главой восточных церквей, как ее действительно и называет историк Евсевий 540 ; так что архиепископ александрийский нередко смотрел на все восточный церкви, как на подчиненный ему диоцез. 541 И вот, св. Кирилл со всею силою неутомимой энергией берется за кипучую работу архипастыря и в течении 32 лет 542 , до самой смерти своей, всецело остается преданным интересам своей многочисленной паствы и всей Церкви Христовой. Чтобы правильнее понять его многостороннюю, разнообразную и многолетнюю деятельность в сане архиепископа, нам необходимо, хотя в нескольких словах очертить его взгляд на епископское служение в Церкви, чтобы видеть, в чем он полагал сущность этого служения. Нам это тем более легко сделать, что мы уже знаем его высокий взгляд на пастырство вообще. Предстоятеля церкви св. Кирилл считает тем стражем, поставленным для охранения города от нападения врагов, о котором говорит пророк Иезекиль (33, 2 – 6). Из этой аналогии св. Кирилл и выводит обязанности предстоятеля. „Каждый из иереев (так как он поставлен от Бога стражем), говорит св. Кирилл о епископах, приобретает себе венец своей бдительностью, если будет стараться возвещать людям опасное и угрожающее им зло. Если же он молчит, то впадает в бедствия, посылаемые обыкновенно гневом Божиим, потому что своим молчанием допускает впасть в большие бедствия тех, которых он должен бы своим голосом направлять на путь истинный. 543 „Своим молчанием он тяжко согрешает перед Богом и перед людьми“ 544 . Сверх того пастырям, по словам Кирилла, Господь „вверил учение о таинствах веры“, в чем им придётся также дать ответ перед Богом. „Поэтому, говорит он, если мы передали им (пасомым) правое учение, то получим награду, примем похвалу, а если иное, превратное, то какого пламени достаточно для нашего наказания? Мы тогда услышим слова, сказанные в Писании: землю мою погубил еси и люди моя избил еси ( Исх. 14, 20 ). Там мирянин даст отчет только за свою жизнь; мы же, на которых возложено служение священства, должны будем дать отчет не за себя только самих, но и за всех верующих во Христа“. 545 Таким образом, св. Кирилл, вступив на архиепископскую кафедру, стал смотреть на себя, как на стража, поставленного Богом для охранения всех, ему врученных овец от всего, угрожающего их спасению, и – как на охранителя и провозвестника „правого“ учения веры, обязанного дать отчет Богу за все свое служение и за жизнь и веру всех, врученных ему христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Мы можем указать на префекта Александрии – Ореста, который жил так, что в критическую минуту опасности от фанатиков-монахов принужден был публично доказывать, что он – христианин, а не язычник. При таком сильном влиянии философии на александрийское общество св. Кирилл, конечно, не мог не счесть своим долгом бороться против этого врага веры и Церкви Христовой. В своих проповедях он нередко касается языческой философии. Он рисует картину, как объюродевшие языческие мудрецы поклоняются дереву, камню, как изучившие подсолнечную, определяющие сущность мира, поклоняются тварям. 599 „Они, говорит св. Кирилл, включают в число богов даже таких, которые не имеют человеческого вида, приписывая им члены свиньи и собаки“ Они верят в слепую судьбу, занимаются астрологией, магией и недалеко ушли от колдунов, знахарей и других шарлатанов. 600 Не забывает св. Кирилл выставлять нелепость языческой философии и в своих обширных и серьезных догматических и экзегетических трудах написанных в это время. Борьбу с языческой философией св. Кирилл и не оставлял до самой смерти, уже в последние годы своей жизни он написал обширнейшее сочинение против Юлиана Отступника, в котором опроверг все нападки неоплатонизма на христианство и со своей стороны показал полную несостоятельность этой религиозно-философской системы. Но о сочинениях св. Кирилла будет речь впереди. Врачуя язвы религиозного мировоззрения своих пасомых и охраняя их от вредного влияния языческой философии и религии, св. Кирилл обращал серьезное внимание на язвы и в области нравственности. А в Александрии и эти язвы были очень многочисленны. Мораль христианская очень трудно прививалась к обществу, которое не так давно вышло, да и то не все, из язычества. И вот, св. Кирилл в своих проповедях вооружается против различных пороков своих пасомых. Сохранился отрывок одной проповеди, которая носит название „Обличительная речь против евнухов“. 601 Здесь св. Кирилл подробно описывает всю мерзость порока скопцов. Трудно не читавшему этой проповеди даже вообразить, какое зло для общества представляли собою евнухи, и как сильно был распространен этот порок в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Наконец, были среди восточных и такие, которые смущались нападками на св. Кирилла приверженцев Нестория, доказывающих, что Кирилл и в последних своих сочинениях и посланиях проповедует аполлинарианство. В ответ на такие обвинения ев. Кирилл пишет пространное послание к Сукенсу (Сукценсу), еп. Диокесарийскому (в Исаврии), славящемуся своей ученостью. 1879 Как в предшествующем послании св. Кирилл выяснил свое отношение к несторианству, так в этом определил свое отношение к аполлинарианству. Здесь он всесторонне рассмотрел учение о непреложном, неизменном, неслиянном и нераздельном соединении человечества с божеством во Христе. Если бы, говорит он, человечество преложилось в божество, то тогда не было бы воплощения, не возможно было бы и наше спасение, потому что человеческая природа Христа, преложившись в божество, не могла бы своими страданиями возродить нашу природу. И против аполлинарианствующих, как и против несторианствуюищих, св. Кирилл, защищаясь, выставляет послание Афанасия к Эпиктету, каковое в списке с древних неповрежденных экземпляров он и прилагает к этому посланию к Сукенсу. На это послание Сукенс ответил новым письмом к св. Кириллу, в котором предложил ему четыре вопроса, высказываемые подозревающими св. Кирилла в аполлинарианстве. Св. Кирилл ответил вторым посланием к Сукенсу, 1880 которое он начинает прекрасным описанием того душевного настроения, с которым должно приступать к изучению богооткровенных истин. Все четыре вопроса, предложенные Сукенсом, вытекали из аполлинаристического понимания действительно, как потом оказалось, аполлинаристической формулы, которой по незнанию воспользовался св. Кирилл τα φυσις το Θεο Λo γo υ σεσαρκωιμενη. И вот, св. Кирилл, защищая эту мнимоотеческую формулу доказывает, что сущность этой формулы в том, что она признает одну природу Логоса, но природу воплотившуюся, т е говорит о Логосе воплотившемся, так как ясно, что под φυσις здесь разумеется υπστασις или προσωπον. Это послание св. Кирилла в иных списках сохранилось в испорченном виде несколько последних страниц его буквально повторяют послание к Акакию Мелитинскому , 1881 но в древнейших списках и в латинских переводах этих страниц нет. 1882 Так как нельзя допустить, что сам св. Кирилл повторил в одном письме значительную часть другого, то очевидно, что это произошло по ошибке переписчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010