– «Мы живем в пустыне потока», – отвечали они. «Но какого потока?» – спросил опять патриарх. «Иные называют его потоком игумена Саввы», – возразили лукавые иноки, и на вопрос: «Где сам игумен?» дали уклончивый отзыв, что человек сей слишком груб и невежествен, дабы управлять какою-либо обителию; ибо не только сам чуждается священства, но и не допускает до онаго никого из своих иноков. Тогда пресвитер храма Воскресения и хранитель Честного Креста, Кириак, бывший с патриархом, сказал им: «Вы ли приняли игумена Савву в его лавру, или он вас принял?» Недовольные принуждены были сознаться, что Савва их собрал, и ревностный пресвитер обличил их: что если Савва мог своими трудами сделать обитаемою пустыню, то конечно может управить и теми, которых принял в свое духовное гражданство. Патриарх отпустил их до утра без ответа, и втайне призвав на другой день св. Савву, как бы для беседы, рукоположил его в пресвитера, в их присутствии, и сказал: «Вот отец ваш и настоятель, не по избранию человеков, но по избранию Божию; я же послужил только орудием Св. Духу». – Сам Патриарх проводил его в пустыню, вместе с пресвитером Кириаком, и там освятил новую церковь в пещере, которая названа была Богозданною, ибо устроена рукою Божиею, а не человеков. Св. Савве было уже пятьдесят три года, когда принял он на себя священство, и в тот же год утешил его Господь приходом четырех именитых мужей, навсегда поселившихся в его лавре. То были уже испытанные в иночестве Иеремия, родом из Армении, с двумя учениками Петром и Павлом; старец уступил им прежнюю свою келию и устроил особую церковь для молитвенников их языка. Четвертый же пришелец был святой молчальник Иоанн 92 . Иоанн происходил от славных и богатых родителей области Армянской; но он предпочел славу небесную земной и, устроив обитель в своем городе Никополе, заключился в ней с юного возраста; жители Армянского города Колонии, по смерти своего епископа, испросили себе пастырем Иоанна у митрополита их области, несмотря на все мольбы и отречение скромного отшельника, который не переменил и в святительстве иноческого жития; но девять лет спустя, огорченный жестокостью зятя своего, правителя Армении, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Зоил рукоположен был святителями восточными на кафедру Павла. Но не было мира патриарху Петру внутри собственной его епархии от плевел Оригеновых; некоторые из его иноков просили даже легата Пелагия во время его путешествия в Палестину, дабы он представил императору, для соборного осуждения, вредные мнения, между ними рассеянные. Зараза истекала из новой лавры св. Саввы, которую он устроил, по христианскому смирению, для возмутившихся против него иноков; но не было над ними благословения Божия. Из девяти обителей, им основанных, кроме великой лавры, на укрепленной горе, у башни Давидовой, в Скифополе и Никополе, около башни Евдокии, близ семи устьев и в пещерах, для армян и для новоначальных, не процвела только одна сия новая лавра, возникшая от недоброго корня. Св. Савва дал настоятелем возмутившимся прозорливого инока Иоанна, который после семилетнего правления со слезами предсказал, в час своей кончины, что скоро наступит время, когда живущие в сей лавре отклонятся от правой стези и, вознесшись гордостию, погибнут, а козни их уничтожатся. Преемник Иоанна, Павел, чрез полгода оставил лавру и удалился в Аравию; но избранный на его место Агапит нашел в обители четырех иноков оригенистов, которых принял по неопытности Павел. Старший из них Нонн, под видом внешнего благочестия, таил в себе злую ересь и, будучи изгнан из лавры по согласию патриарха Илии вместе с тремя своими сообщниками, имел дерзость просить себе суда у патриарха Иоанна; однако, обличенный св. Саввою, принужден был удалиться. Пять лет спустя Мамонт, избранный на место Агапита, имел неосторожность принять к себе тех же иноков, не спросив совета у великого аввы, и они оставались покойными до его кончины; но когда закатилось сие церковное светило Палестины, стали мало-помалу рассеивать свои заблуждения в лавре и в окрестных обителях Фирмина и Мартирия; многие невежественные иноки разошлись оттоле по разным пределам Палестины с пагубным лжеучением. Столетний отшельник Кириак оградил лавру Сухумскую от их заблуждений; ибо тогда еще спасался подле нее, в пещере Харитоновой, но в великой лавре св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

6133 Св. Лев I, византийский император, царствовал с 457 по 474 г. Св. Анастасий I патриаршествовал в Иерусалиме 458–478 гг. Прп. Кириак тайно от родителей отправился в Иерусалим около 465 г. 6134 Сион – юго-западная гора Иерусалима, на которой построен Иерусалим и на которой возвышается крепость Иерусалимская. В Священном Писании Сион называется горою святою, жилищем и домом Божиим и весьма часто принимается за самый Иерусалим, в каковом смысле это наименование употреблено и в настоящем случае. 6136 Евфимий Великий не принимал в свою Лавру очень молодых монахов, как неподготовленных еще к суровой лаврской, пустынной жизни и недостойных посвящения в «великую схиму», обязательного для отшельников лаврских, для коих в то же время был обязателен строгий затвор в монастыре; в общежительных же монастырях жизнь была в некоторых отношениях менее сурова. 6137 Ангельский образ – посвящение в сан иноческий, в котором люди должны как бы уподобляться бесплотным ангелам, посвящая всё свое время богомыслию, молитве и различным высоким подвигам духовным, направленным к препобеждению плоти. 6138 Под епископом здесь должно подразумевать Иерусалимского патриарха Мартирия, патриаршествовавшего с 478 по 486 г. 6140 Эфиопия – древнее наименование обширной страны, лежавшей к югу от Египта. Здесь следует подразумевать главным образом Абиссинию, где христианство распространилось еще в IV в. 6141 «Канонарх» – значит начинатель установленного пения. В древности, по причине бедности монастырей, не дозволявшей иметь богослужебные книги в нужном количестве экземпляров, а также по причине малого числа грамотных между певцами, вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. один из монахов, имея в руках книгу, произносил громогласно фразу за фразой, а прочие клиросные пели эти фразы, по мере произнесения каждой из них. «Канонархание» существует в монастырях доселе. 6142 Било – металлическая или деревянная доска, которая в древности, а по местам и доселе заменяет колокола для призыва верующих к богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

апостол Иаков, св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , св. Григорий Богослов , св. Григорий Двоеслов , св. Афанасий Александрийский , св. Спиридон Тримифундский и др. В куполе изображен Господь Вседержитель; там же между окон архангелы, еще ниже св. праотцы, в парусах (на углах) св. евангелисты, на преграде хор икона Знамения Божией Матери с ангелами, на западной стене – Страшный Суд; на полукружии, соединяющем западные столпы, написаны изображения: вверху – преп. Зосимы и преп. Марии Египетской и других Палестинских преподобных; под хорами на западной стене – притча о богаче и бедном Лазаре, на своде – Палестинские преподобные, а в углах изображение явления Бориса и Глеба воину, стоящему на страже, с предсказанием о победе св. Александра Невского над немцами в так называемом «Ледовом побоище», и кончина благоверного великого князя Александра Невского (северная часть). На малых полукружиях имеются изображения первоучителей славянских свв. Кирилла и Мефодия, св. Владимира и св. Ольги, св, Алексия митрополита Киевского, преп. Аникиты и преподобных Палестинцев. Вся эта роспись принадлежит кисти художника В. А. Плотникова. В жертвенном отделении, в самом его углублении, имеется изображение св. Иоанна Предтечи и жертвенника с его принадлежностями, а стенах заполнены изображениями св. диаконов. В храме на западных столпах изображены: вверху – св. Александр Невский, внизу – св. Димитрий Солунский; на западной стене: вверху – волхвы, «Боготечную звезду узревшие», внизу – благовещение Пресвятой Богородицы и еще ниже, в медальонах, – свв. Гурий и Кириак отшельник; на северной стене: наверху – «О тебе радуется обрадованная», ниже – «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» и еще ниже – «св. Николай останавливает казнь» и «Погребение св. Николая». В своде, на восточной стене – притчи о неключимом рабе и о лепте бедной вдовицы. В южном полукружии, в куполе, изображение благословляющего св. Николая, с Евангелием в руке, в крещёной ризе, а стены его заполнены изображениями преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Евфимию и Феоктисту, а через них к Харитону исповеднику – этим первенцам палестинского подвижничества. В таком виде излагается генеалогия иерусалимского устава в древнейших его списках, например, греческом Синодальном 381–369 и Савостьяновском из Румянцевского Музея (оба XIII века), а отсюда перешла и в позднейшие. В наставлении игумену о точном исполнении правил устава говорится: «как предано отцами, бывшими прежде нас, и узаконено в их монастырях и лаврах, именно: Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия киновиарха, Герасима иже на Иордане, которому служил зверь, Харитона и Кириака отшельника, и который (устав) великий в патриархах Софроний предал письменно для последующих поколений (τος μετπειτα). Когда же эта запись сделалась жертвой огня от варваров, премудрый Иоанн Дамаскин , как трудолюбивая пчела, вновь предал его своим преемникам, и он сохраняется даже до ныне». Что касается этой генеалогии, то она имеет своим источником биографии главных деятелей палестинского монашества и сводит к одному результату разрозненные предания об их трудах по части монастырского устройства. Несомненно, что монастырь Саввы Освященного был центром, где вырабатывались литургические и дисциплинарные порядки: здесь они мало-помалу складывались в устойчивую форму, записывались и распространялись сначала в Палестине, а потом и в других областях. Но в какой мере и чем именно заявили своё участие в обработке этих правил каждое из названных лиц, путь к решению этого вопроса, при существующих научных средствах, потерян и может быть восстановлен лишь приблизительно. Не выходя из пределов, начерченных агиографическими источниками, остаётся возможным высказать лишь несколько общих соображений. Савва Освященный, Евфимий Великий, Герасим на Иордане, Харитон исповедник, Кириак отшельник принадлежали к семье первых деятелей палестинского монашества, находились в тесных сношениях между собой и проходили одну и ту же монашескую школу – младшие под руководством старших. Монастыри, ими основанные, возникали при одинаковых условиях, имели одинаковый контингент насельников, преследовали одни и те же цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

вв) После того, братие мои, здесь же неотложно возбуждайте в себе и укрепляйте добрыя намерения идти по стопам св. наставников в вере и добродетелях. гг) Вместе с чтением житий дома, должно внимательно и благоговейно созерцать «икону» святого в церкви; слушать все, что читается, поется и говорится здесь – «в церкви Божией» о св. угодниках Божиих. Нельзя не привести здесь некоторых советов святителя Тихона Задонского касательно чтения вообще книг православно-христианского содержания. «Нет никакой пользы, говорит он, книгу читать и не делать того, чему книга учит. По этому читающему книгу должно исполнять нижеследующее: 1) должен читать наипаче священное писание, а по нем – и другие христианские православные книги, – читать не много листов и страниц, ибо много перечитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т.е. читай). Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощию Божиею, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные глупцы, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. «Разум кичит, а любовь созидает». 7) Чему сам с помощию Божиею научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянное росло и плод творило, достойный небесного царствия». (Из творений св. Тихона Задонского ). III. Молитвами преподобного отца нашего Кириака да даст нам Господь и любовь к чтению душеполезных житий святых, и подражание им! (Свящ. Г. Дьяченко ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В эту же пустыню пришел Евфимий, о котором Кирилл пишет: «Великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, пришел в Иерусалим на двадцать девятом году жизни (406 год) и, поклонившись Святому Кресту и Святому Воскресению и прочим честным местам и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Святого града, и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келии вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего» 785 . Все перечисленные места в сознании приходивших принять здесь монашеский постриг в IV веке получили общее название пустыни Святого града. Центром всех перечисленных пещер был город, в котором находился Гроб Господень и Крест Его. Поэтому человек, ищущий пустыннической жизни, прежде всего шел в Иерусалим, чтобы там поклониться Кресту и Гробу Господню. Так делал Евфимий. Так поступил юноша Кириак, который, услышав в один из воскресных дней слова Евангелия «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф. 16, 24 ), тотчас выйдя из церкви и никому не сказав ничего, пришел в город Кенхреи 786 и, взойдя на корабль, отправлявшийся в Палестину, прибыл в Иерусалим, на восемнадцатом году возраста… Придя в Святой город, он был принят Евсторгием, мужем святым и блистающим дарами Святого Духа, уже устроившим монастырь близ Святого града Сиона 787 . То же читаем в житии Феодосия, впоследствии киновиарха всех палестинских общежительных монастырей. «Он, благочестиво возросши телом и духом, воспитавшись в страхе Божием… прекрасно задумал отправиться в Иерусалим, Святой град Христа, с одной стороны, чтобы поклониться святым местам, в которых Творец всего и Господь наш Иисус Христос плотию претерпел спасительные и вольные страдания за род человеческий, с другой, – чтобы посвятить себя пустынножительству» 788 . Нечто подобное читаем в житии преп. Георгия Хозевита. Сын благочестивых и состоятельных родителей, имевший брата Ираклида, который при жизни родителей ушел из дома в Иерусалим и, помолившись там, пошел в Иорданскую пустыню, в лавру Каталламонову, стал монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Необходимое условие радостей и счастья для человеческой души, нравственная, благочестивая жизнь христианина, как известно, в высшей степени благодетельно влияет и на физическое здоровье и благосостояние человека. Искореняя страсти, больше всего подтачивающие и расстраивающие здоровье, благочестие христианское располагает к умеренности, предохраняет от излишеств, злоупотреблений и тем соблюдает крепость телесного организма человеческого. Недаром великие подвижники христианства, обитавшие, по слову Апостола, в горах, вертепах и в пропастях земных ( Евр.11:38 ), т. е. жившие в самых неблагоприятных гигиенических условиях и притом измождавшие себя постом и подвигами, обладали бодрым здоровьем и достигали долголетия. Например, Антоний Великий пробыл 20 лет в башне, без воздуха, без движения, вкушал пищу не более двух раз в неделю, и когда он вышел из затвора, то удивил всех своим светлым, бодрым, безболезненным видом. Святые Иларион Великий, Симеон Дивногорец, Паисий Великий, Савва, Ор, Иоанн Постник и многие другие вкушали пишу только раз или два в неделю; святые Симеон Столпник, Феодосий Великий, Макарий Египетский , Марк Фракийский, Афанасий Афонский , Мария Египетская, Даниил Столпник и другие, при чрезвычайных молитвенных подвигах, в течение всей святой Четыредесятницы вовсе не вкушали пищи. Св. Петр Афонский, Виссарион, Симеон Юродивый во всю свою подвижническую жизнь принимали пищу только однажды в две или даже в шесть недель. Притом, питались эти святые люди исключительно хлебом да огородными овощами, а некоторые из них одной только просфорою; жили они, часто, в столпах, на столпах, в крохотных подземных пещерах и т. п.; подвизались они в непрестанной молитве, с тысячами поклонов, молились целые ночи, коленопреклоненно, часто становясь на камни; днем, сверх того, они занимались тяжелой работой, спали час-два в сутки, на голой земле, а иные вовсе не ложились, а только дремали сидя, и т. д. И все эти безмолвные подвиги, неизмеримо более величавые в сравнении с какими-нибудь, например, интересующими современный мир «опытами» Таннера, не причиняли ни малейшего вреда их здоровью: они не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, и Господь награждал их благочестие великом долголетием. Например, Симеон Столпник, в течение восьмидесяти лет подвизавшийся на столпе, жил 103 года, Кириак Отшельник 109 лет, Алипий Столпник 118 лет, Иоанн Молчальник 104 года, Антоний и Феодосий Великие по 105 лет, Павел Фивейский 113 лет, наш Павел Комельский 112 лет, Марк Фивейский подвизался только в пустыне 95 лет, сверх того, что прожил в мире, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Магн послал воинов за Марком. Воины уверовали во Христа и были обезглавлены. Для мучения Марка были призваны ковачи, братья: Александр, Алфей в Зосима. Они тоже уверовала во Христа и вместе с Марком были умерщвлены. Голову Марка отослали в капище богини Артемиды. Когда внесли ее туда, то все идолы попадали и разбились. Свидетели чуда: Никон, Неон и Илиодор уверовали во Христа и были тоже замучены. Убиение Св. Вячеслава, князя Чешского, или Богемского. Чит. о нем под 4 марта. Преподобный Иродион Илоозерский начале подвижническую жизнь в обители и под руководством св. Корнилия Комельского (память 19 мая). По смерти его, в 1537 г. он оставил обитель и направился в Белозерскую страну. Пожив здесь в одном пустынном месте, по внушению свыше, поселился на острове Илоозере, в 15 верстах от Белозерска, купив его у крестьян. Благочестивые окрестные жители приносили ему пищу, но он раздавал ее нищим, а сам ел столько, сколько было нужно для поддержания жизни. Любители иноческой жизни стали собираться к св. Иродиону, и тогда были устроены келлии и храм. Окрестные жители, не имея близко приходских храмов, приходили в обитель для исполнения христианских обязанностей. По временам многолюдные и шумные собрания мирян беспокоили святого, но он при удобном случае отечески внушал им, чтобы они не нарушали покоя обители неуместными собраниями, и собрания мало-помалу прекратились. Ангел, явившись, открыл преподобному время кончины. Перед смертью он принял схиму. Скончался в 1541 г. В 1653 г. вследствие многих чудес, препод. Иродион причтен к лику святых. Мощи его почивают под спудом. 29-е число Преподобный Кириак отшельник жил в V веке в Карфагене. Еще в юных летах он был поставлен чтецом. Частое посещение храма Божия, чтение священных книг и житий подвижников произвело в нем желание оставить мир, отправиться в Палестину для поклонения святыне и поселиться там в обители. Обошед святые места, он поселился в одной из палестинских обителей, откуда отправился к преподобному Евфвмию Великому (память 20 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Изображение иконы Кириак Палестинский, Отшельник, прп. #7354 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Кириак Палестинский, Отшельник, прп. #7354 Эта страничка относится к разделу   Кириак Палестинский, Отшельник, прп. Скачать или распечатать изображение 7354.jpg 822x975, 0.8 MPix, 93 Kb. 7x8.3cm @ 300DPI (10.4x12.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (123) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Афон. XV.] Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Кириак Палестинский, Отшельник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-7354

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010