Однако преимущества Римского гражданства далеко превосходили неудобства, с которыми оно было связано, и потому его так высоко ценили современники апостола Павла, да и сам он (Faszinierende Welt der Bibel. Herausgegeben von M. Metzger, George L. Collord, David Goldstein, John Ferguson. Verlag Herder Freiburg im Breisgau, 1988. S. 171). 9 Гамалиил . Ученый раввин, внук знаменито Гиллеля, выходца из Вавилонии, который вел свою родословную от самого Давида. Выдающейся чертой в характере Гиллеля было то голубиное добродушие, которое ни на минуту не дает вспыльчивому гневу господствовать над душой. Свой мирный характер Гиллель доказывал всякий раз, как только встречал противодействие своим взглядам. Теоретически последовательный, он в практическом отношении постоянно был уступчив, даже по отношению к младшим. О нем рассказывают, что одному разорившемуся наследнику богатого рода он не только оказал необходимую помощь, но еще дал ему в услужение раба и даже купил лошадь для езды. После Ездры Гиллель считается величайшим восстановителем учения, которое он вывел из состояния упадка. Он обогатил содержание устного учения древними преданиями, которые в Вавилонии долго сохранялись между пленниками и кодифицировал определения устного предания. Его влияние в иудействе чувствуется до сих пор ( Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований… Ветхий Завет . Т. 2. От пророка Самуила до Рождества Христа. С П б., 1890. С. 988– 991). Гамалиил вполне усвоил черты характера своего выдающегося деда и тоже отличался «не только глубиною и обширностью своей учености, но и замечательным духом терпимости к мнениям, несогласным с установившимися воззрениями людей» ( Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований. Новый Завет . С П б. 1895. С. 618) . «Когда в синедрионе возник вопрос о том, что делать с заключенными в темницу апостолами за проповедь о Распятом Иисусе, Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом», настаивал на веротерпимости. «Если, – говорил он, – это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» ( Деян.5:34–39 ). Апостолы были отпущены. Полагают, что Гамалиил умер за восемнадцать лет до разрушения Иерусалима. С его личностью связывают различные христианские предания. По одному из них, он был крещен апостолами Петром и Павлом» ( Христианство . Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 399).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

с перерывами), раньше александрийского (1602 –1621) и Кирилла Контара (1630–1639 тоже с перерывами), и антипатриарха антиохийского Кирилла (1619–1630), бывшего прежде епископом хауранским, причем по иерусалимскому патриархату имени сего не встречаем вовсе («Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия, т. II, стр. 680–690; Исторический список епископов святой и великой церкви, находящейся в Константинополе, от 362 по 1834 г. Спб. 1862 г., стр. 116–126; Труды Киевской духовной академии, 1874 г., ч. II, стр. 432–436; А. Лопухин . Православная богословская энциклопедия, т. VI, стлб. 389–391). Имея же в виду, что архимандрит Никифор испрошен царем Теймуразом у патриарха Кирилла с собором иереев в 1623–1624 г (1639 – 14 или 15 лет. «Переписка грузинских царей с русскими государями», стр. 10), мы должны согласиться, что этим самым Кириллом не мог быть Контар, ибо в патриаршество он был возведен гораздо позже. Не мог им быть и антиохийский антипатриарх, так как, хотя он и получил сан патриарха, но никакого правильного собора иереев при себе не имел с одной стороны, с другой же стороны, антипатриарх этот был обезглавлен в 1630 (самое позднее в 1632) году и через 10 лет после смерти своей не мог повергнуть в особое уныние архимандрита Никифора, да и при жизни своей едва ли мог служить большим утешением для него же. Остается таким образом полагать, что Никифор был испрошен царем Теймуразом именно у Кирилла Лукариса, мученическая кончина которого в 1638 г. могла «сокрушить сердце» не одного лишь Никифора, а многих православных христиан и в самой России, с государем и патриархом которой он (Кирилл) находился в деятельной переписке (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб. 1895 г., вып. 29, стр. 122). Хорошо зная, как искренно любили и высоко ценили Кирилла в России, не потому-ли архимандрит Никифор – грек «льстивый до сего дня» и докладывает государю Михаилу Феодоровичу о смерти сего выдающегося первосвятителя?! На основании всего сказанного полагаем, что грек Никифор не только не состоял наместником антиохийского патриарха (об этом не говорит ни один документ), но не числился он и святогробским архимандритом, а был просто из клира константинопольской церкви (а может быть и александрийской, где раньше предстоятельствовал Кирилл Лукарис), и как способный и образованный человек, вроде младшего современника своего, митрополита газского Паисия Лигарида, истребовался царем Теймуразом «на царские ответы и на секретную службу» царскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Де-Местр говорил о «великой химере универсального христианства». Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» пишет: «Император Александр исповедал некое смешанное христианство, и во имя этой „всеобщей“ религии и притязал властвовать и управлять... Режим „сугубого министерства“ был жесток и насильственен. „Мистицизм“ облекался при этом всей силой закона, со всей решительностью санкций против несогласных или только уклончивых. В преступление вменялось и простое несочувствие идеям „внутреннего христианства“, и притом – как противление видам правительства. Вот одна из статей тогдашнего цензурного устава: „Всякое творение, в котором, под предлогом защиты или оправдания одной из Церквей христианских, порицается другая, яко нарушающее союз любви, всех христиан единым духом во Христе связующей, подвергается запрещению“». Создание нового министерства совпало с расцветом деятельности Библейского общества, образовавшегося в России. 6 декабря 1812 г. утвержден был Императором Александром доклад князя Голицына о создании общества. 11 января 1813 г. состоялось первое собрание, на котором президентом был избран князь Голицын, управлявший тогда ведомством иностранных исповеданий. Общество, имевшее к 1824 г. 89 отделений, очень скоро попало в руки масонов. В статье, посвященной в «Энциклопедическом словаре» (СПб., 1891) «Библейским обществам в России», говорится: «Успех мистицизма в нашем обществе был тем возможнее, что в нем тлели еще подавленные было влияния старого масонства XVIII в. Еще живы были Новиков, Лопухин, Гамалея, кн. Репнин, Кошелев и другие. Почти все они вынесли тяжелое давление враждебных обстоятельств и приобрели мрачное упорство – обыкновенное следствие преследований. Некоторые из них или их ученики приняли прямое участие в библейском деле, в котором они встретились с мистиками нового направления, например с бароном Б. И. Фитингофом, братом г-жи Крюденер; те из старых масонов, которые не принимали этого участия, все-таки действовали в интересах своих идей личным влиянием...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Статья «Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина» вскоре после публикации была отпечатана отдельной книжкой 219 в типографии А.П. Лопухина 220 . Профессор С.-Петербургской духовной академии А.П. Лопухин был широко известен в духовной литературной среде как редактор журналов «Церковный Вестник» и «Христианское чтение». Это был человек выдающихся публицистических способностей, изумительной энергии и инициативы. В свое время он не только спас академические издания («Церковный Вестник» и «Христианское чтение») от казавшегося неминуемого краха, но сумел поднять их на прежнюю высоту и увеличить подписку. Сделано это было благодаря задуманному им изданию перевода на русский язык полного собрания творений святителя Иоанна Златоуста – в виде ежегодных премий (по 1 книге) подписчикам академических изданий. Дело в том, что «Церковный Вестник», будучи академическим журналом, в то же время до 1888 года являлся и официальным органом Святейшего Синода. С учреждением в этом году уже специально синодального печатного органа – «Церковных Ведомостей», с обязательной подпиской для всех российских приходов, от «Церковного Вестника» отошла официальная часть, что привело в результате к заметному падению подписки на оба академических издания. Подписка упала с шести-семи тысяч до двух. И вот благодаря редакторству А.П. Лопухина с 1893 года подписка постепенно стала расти, так что ко дню 25-летия журнала в 1899 году достигла более чем 7200 экземпляров 221 . Сближение С.Г. Рункевича с этим замечательным человеком привело к длительному их литературному сотрудничеству, вплоть до самой кончины профессора. К этому времени Рункевич, будучи еще довольно молодым человеком, уже много добился: ученая степень магистра, членство в авторитетной архивной комиссии, перспективная служба, орден, дававший право личного дворянства, а главное, он приобрел известность как писатель. Об этом свидетельствует уже тот факт, что его имя, хотя еще совсем молодого человека, было включено в самую крупную дореволюционную русскую универсальную энциклопедию«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Локоть – Английская миля – распространена главным образом в морском деле. 1 морская миля ­­ 1,853 км.. 1 сухопутная миля ­­ 1,609 км. Планирование преподавания. Сетка часов ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: I. Священное Писание. II. Антоний, Митрополит “Опыт христианского православного катехизиса”. III. Вейсман А.Д. “Греческо-русский словарь”, Москва, 1991, репринт 1899 г., Санкт-Петербург. IV. Евсевий Памфил . Церковная история. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1993. V. Лопухин А.П. “Библейская история Ветхого Завета”, Монреаль, 1986 г.. VI. Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства (Исторические свидетельства, факты, документы христианства), Москва, 1992, “Соваминко”. VII. Минея. Издание Московской Патриархии, 1983 г. VIII. Никифор, Архимандрит “Библейская энциклопедия”, издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 г., репринт, Москва 1891. IX. Никон (Смирнов), игумен, “От Галилеи до Фиваиды”. X. Полный православный богословский энциклопедический словарь, издание Московского Патриархата, Москва 1992 г., репринт, издательство П. П. Сойкина. XI. Программы преподавания Московской Духовной Семинарии. XII. Талызин В.И. “Конспект по Основному Богословию для 4-го класса Московской Духовной Семинарии, Загорск, 1957 г.. XIII. Христианские Чтения, 1841, ч. 1. XIV. Аверкий, Архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. “Сатис”, Санкт-Петербург, 1995. XV. Спутник поломника по Святым местам; XVI. Реальный словарь классической древности, Фр. Любкера, С-Пб, изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1888; 537 События Воскресения Христа, вопреки устоявшемуся современному мнению, пришедшему к нам из католической церкви, происходили до землятресения, когда воины еще спали. В Евангелии не рассказано о самом Воскресении, т.к. нет свидетелей этого явления. 539 Среди жен-мироносиц, пришедших рано утром ко гробу были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Соломия (о Соломии говорит апостол и Евангелист Марк – 16, 1) и другие. 540 Приложение “Исторические свидетельства о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа” смотри на стр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

37 Действительно, вскоре памятник был сооружен. Так он описан в Новгородских епархиальных ведомостях (1898. С.878): «На могиле его на средства многочисленных его учеников, сослуживцев и почитателей воздвигнут великолепный памятник из черного мрамора, увенчанный крестом и украшенный чудными металлическими венками. На сторонах памятника находятся следующие надписи: 1-я: «Профессор Спб. Духовной Академии Андрей Иванович Предтеченский род. 4 июля 1832г. сконч. 6-го мая 1893г., 2-я: «Потому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Uoahha XIII. 35 ), 3-я: «Основатель и первый редактор журнала «Церковный вестник» 1875–1880. От учеников, друзей и почитателей " ». Возле разрушенной церкви памятник частично сохранился. Видна сторона памятника с третьей из упомянутых выше надписей. 39 Александр Павлович Лопухин (1852–1904) – русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания . Родился в Саратовской губернии в семье священника. Среднее образование получил в Саратовской духовной семинарии. В 1874г. поступил в Духовную академию Санкт-Петербурга, которую окончил в 1878г. За глубокое знание английского языка был назначен псаломщиком в русскую церковь при российском посольстве в Нью-Йорке, где нес послушание с 1879 по 1881 год. В 1881г. защитил магистерскую диссертацию «Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки». В 1882г. вернулся в Санкт-Петербург и на следующий год занял кафедру сравнительного богословия в СПбДА. В 1885 году, после ухода в отставку профессора А.И.Предтеченского , перешел на кафедру древней общегражданской истории, которую занимал до своей кончины. Со студенческих лет сотрудничал в журналах, которые редактировал А.И.Предтеченский : «Христианское чтение», «Церковный вестник», в 1892г. был избран редактором этих журналов, а с 1893г. – и журнала «Странник». За время его работы редактором возросло число публикаций по Священному Писанию , общей церковной истории, литургике, церковной археологии, богословию. Начал издавать бесплатные приложения к журналам; в частности, в качестве подобного бесплатного приложения начала издаваться «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». В виде приложения к журналу «Странник» вышла в свет «Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь», содержащий необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке. Под редакцией А.П.Лопухина до его смерти успели выйти 5 томов (1900–1904). Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«Странник». 1898. 5, 8-9); Фома Кемпийский и новооткрытое сочинение его//ХЧ. 1899. 1. С. 37-71; Противопапские движения в недрах римского католицизма в XIX в.//Там же. 5. С. 943-967; 6. С. 1141-1168; Папство накануне XIX в.//Там же. 11. С. 771-798; Памяти А. Ф. Бычкова, директора Имп. публ. б-ки и почетного члена нашей академии (15 дек. 1818 - 2 апр. 1899 гг.)//ЦВ. 1899. 14. Стб. 524-526; Протопресв. И. Л. Янышев, как поборник идеи единения Церквей//Там же. 1900. 41. Стб. 1300-1303; Что такое «Православная Богословская энциклопедия»: (По поводу одной рецензии)//Там же. 46. Стб. 1477-1480; 47. Стб. 1506-1510; Лекции по философии истории, чит. в 1900/01 уч. г. студентам СПбДА. СПб., 1901. Литогр.; Итоги XIX в. для нашей богосл. науки//ХЧ. 1901. 1. С. 3-4; Игнатий Дёллингер в его борьбе за церковную правду (с 1861-1900 гг.)//Там же. 1902. 9. С. 392-424; 10. С. 508-563; 11. С. 665-694; 12. С. 846-882; На берегах Рейна: Из путевых заметок и впечатлений одного из участников 5-го Междунар. старокатолич. конгр. в Бонне (июль 23-26 - авг. 5-8 1902 г.). СПб., 1902; Библия и Вавилон: Апологет. очерк. СПб., 1904 (в соавт. с В. П. Рыбинским); Вавилонский «царь правды» Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым//Странник. 1903. 11. С. 664-676; 12. С. 828-853 (отд. изд.: СПб., 1904. М., 2005); Жизнь и труды св. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. СПб, 1895. [Монреаль], 1966; Духовные светила XIX в.: Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский//Вестн. ЛДА. 1990. 1. С. 32-40. Ред.: Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке. СПб., 1900-1911. Т. 1-12; Толковая Библия, или Комментарий на все книги Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 1904-1913. 12 т.; Стокгольм, 19872. 3 т.; М., 20094. 7 кн.; 2013. Пер.: Фаррар Ф. В. Обращение св. ап. Павла: (Гл. из новой книги)//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

202 Текст в скобках добавлен нами. Говорится о страстях, которые еще живут в душе подвижника, но он не дает им волю проявлять себя в делах и осуществлять свои требования. 217 Окончание фразы мы сделали по лат. пер. для того, чтобы избежать громоздкости, которая создалась бы при точном переводе греческого текста. 226 Лат. пер.: «…я наслаждусь Тобою, и никто, вот, не будет презирать меня, хотя теперь…» Возможно, что так было и в первоначальном греческом тексте, который не дошел до нас. 229 Ориг.: «неверия», но здесь имеется в виду не отсутствие веры, а – недостаточность ее, несовершенство. 236 Пс. 83, 6 . Один древний толкователь Песни Песней замечает, что в последних словах этой священной книги находится великое обещание Небесного Жениха, что Он придет «на Гору Ароматов», и говорит, что этим обозначается, что Он придет в среду душ, которые благоухают добрыми делами. Мы все призваны на эту «Гору Ароматов» и поэтому должны принять во внимание, каковыми мы должны быть (John Cotton. A Brief Exposition with Practica. Observations upon the whole Book of Canticles. London, 1655). Другой древний толкователь, подобно Пселлу, окончив свое толкование, просит прошения у Бога: «Теперь я замолчу и приставлю палец к губам, и прошу Бога простить мою дерзость за то, что я взялся толковать пути непостижимой Любви Бога к человеку... Если Св. Иоанн Креститель говорит, что он – недостоин развязать ремень на обуви Спасителя, то я и прикоснуться к нему не смею, а тем более стараться своим умом „развязать” непостижимость тайн Божиих» (John of Ford (XII century). Sermons on the Final Verses of the Song of Songs. Homily 46th. Edit. 1982). И я, грешный, прошу у Бога и у читателя прошения, если мой перевод труден и недостаточно ясен или я допустил погрешности. Я уверен, что другой переводчик сделает этот перевод и лучше и умелее, и надеюсь увидеть его. 240 Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический Словарь. 1898. С. 923. См. также: Олесницкий А., проф. Книга Песнь Песней и ее новейшие критики. 1882; Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

219 Рункевич С.Г. Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 29 с. 220 Лопухин Александр Павлович , профессор (1852–1904) – библеист, переводчик, издатель. Сын священника Саратовской епархии. Образование получил в Саратовской дух. семинарии и С.-Петербургской дух. академии (1875–1879). Еще студентом поместил в «Христианском чтении» крупный труд о «Ветхозаветных пророках». В 1879–1882 гг. псаломщик-миссионер при новооткрытой русской церкви в Нью-Йорке, где статьями в «Oriental Magazine» знакомил американцев с русской церковно-религиозной жизнью. В это же время в «Церковном Вестнике» публикуются его письма под названием «Жизнь за океаном». В 1882 г. вернулся в Петербург и защитил магистерскую диссертацию: «Римский католицизм в Сев. Америке» (СПб., 1881). За неимением в академии свободной кафедры остался в ней секретарем Правления и Совета. С 1883 г. читал сравнительное богословие, а с 1885 г. занял кафедру древней общей гражданской истории. Осуществил переводы нескольких сочинений Фаррара и др. западноевропейских писателей. Издал ряд трудов по библейской истории. Ему принадлежит осуществление мысли об издании полного собрания творений свт. Иоанна Златоуста . С 1892 г. редактировал «Церковный Вестник» и «Христианское чтение». 221 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)//ХЧ. – 1917 (январь–февраль). – С. 85–86. 222 Рункевич//Энциклопедический словарь. Т. 53 «Розавен – Репа». [Репринт. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 1890 г.]. – «ТЕРРА " -«TERRA», 1992. – С. 289–290. Читать далее Источник: Минская Духовная Академия им. Святителя Кирилла Туровского. Минская Духовная Семинария им. Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Г.Э. Щеглов. Степан Григорьевич Рункевич (1867—1924) : Жизнь и служение на переломе эпох. Минск «врата» 2008. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010