Сам Лопухин подал неожиданный тому пример. На титульном листе первых пяти томов вместо привычного «Петербург» местом издания указан «Петроград». «К слову сказать, – пояснял он, – издавна употребляемое нашими братьями славянами название нашей северной столицы именно «Петроградом» хотя на рубеже XX века да напомнит нам, что пора великому русскому народу смыть со своей столицы это клеймо рабского подражания иноземцам, когда-то бывшее историческою необходимостью, а теперь ставшее печальным анахронизмом» 1089 . В предисловии к первому тому редактор-издатель писал: «Трудно указать еще издание, которое составляло бы более насущную у нас потребность времени, как именно издание такого «Богословского словаря», который мог бы служить настольной справочной книгой по всем предметам богословского и философского знания. Наш век до небывалой степени расширил область этого знания, открыл новые сферы и выработал своеобразные термины, которые придают новую постановку многим богословским и философским вопросам и знакомство с которыми безусловно необходимо для всякого образованного человека, желающего стоять на высоте современности. Между тем наше духовенство (да и все образованное общество) поставлено в этом отношении в самые печальные условия. В то время как у духовенства всех цивилизованных народов давно уже имеется под руками масса всевозможных пособий и руководств, дающих ему возможность быстро осваиваться со всяким богословским и философским вопросом, у нас доселе еще не появлялось ни одного «Богословского словаря» – не только такого, который заслуживал бы это название, но даже и вообще никакого (...) и потому потребность собственно в Энциклопедическом Богословском словаре не только доселе не удовлетворена, но не делалось даже и попыток к ее удовлетворению» 1090 . В списке авторов I тома названы 31 человек (а с Лопухиным будет 32). Из них 29 имели высшее богословское образование: два доктора богословия ( Ф. Г. Елеонский и А. Д. Беляев ), два доктора церковной истории ( Н. В. Покровский и В. А. Соколов ), 19 магистров и 6 кандидатов богословия. Трое сотрудников имели светское образование: кандидат канонического права – Η. Ф. Марков (помощник юрисконсульта при Св. Синоде), магистр истории – Б. А. Тураев (тогда приват-доцент С.-Петербургского университета) и кандидат прав С.-Петербургского университета А. А. Папков , занимавшийся историей православных братств. Большинство (18) заявленных в списке авторов принадлежало к академической корпорации (из СПбДА – 11, из МДА – 3, по 2 из КазДА и КДА), трое состояли преподавателями духовных семинарий – Московской и С.-Петербургской, четверо были чиновниками Канцелярии обер-прокурора и Св. Синода. В числе сотрудников первого тома были названы также профессор Киевского университета св. Владимира П. Я. Светлов и архимандрит Владимир (Благоразумов). Таковы были научные силы, положившие начало изданию Православной энциклопедии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

17 Вот ряд его наиболее известных сочинение этого рода за данный период: 1)Precis de l’Ecclesiaste et du Cantique des cantiques (1759); 2)Les Dialogues chrétiens и Fragment d’une lettre de lord Bolingbroke (1760); 3)La lettre de M.Clocpicre à M. Eratou, Le Sermon d’un .Rabbin Akib, L’ Extrait des sentiments de Jean Meslier (1761 r.); 4)Le Sermon des cinquante, где христианство подвергнуто более яростному нападению, чем раньше (1762); 5)Catéchisme de l’honnete homme ou Dialogue entre un caloyer et un homme de bien (1763); 6)Le Dictionaire philosophique (1764); 7)Les Questions sur les miracles (1765); 8)Questions de Zapata, L’Examen de lord Bolingbroke, Les quatre Homelies prêches à Londres и пр. (1767); 9)La Profession de foi des théistes, L’Homelie du pasteur Bourn (1768); 10)La Collection des Evangiles, окончание «Опыта о нравах» (1769); 11)Les Questions sur L’Encyclopédie (1770–1772); 12)Les Systèmes (1772); 13)La Bible enfin expliquée, Un Chretien contre six juifs (1776); 14)L’Histoire de l’etablissement du christianisme (1777). В этих сочинениях, выходивших быстро одно за другим, Вольтер истощил весь запас своего арсенала, направленного против Библии и христианской религии, и этот арсенал доселе служит главным источником, откуда черпают вдохновение неверы до новейшего времени. 22 См. статью А.Веселовского «Вольтер» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, m.VII, стр.158. Как-то странно звучат в этой биографии такие громкие титулы, как «великий», «знаменитый» писатель, щедро расточаемые ему его русским биографом, рядом с собственными самоопределениями Вольтера – «старая тварь», «старый враль»… «Безграничная лесть» очевидно была не исключительным достоянием одного Вольтера... 23 «Тут Он (Иисус Христос) говорит лишь о том, что в темницу были брошены те рабы, которые не увеличили денег своего господина посредством ростовщичества». Dieu et les hommes, Oeuvres, t.VI, p.250. 25 «Он (Иисус Христос) объявил, что должно ненавидеть своего отца и свою мать», Oeuvres, VI, р.250.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volter...

Herzog’a и Magi в библейском словаре Смита, «Волхвы» в русском энциклопедическом словаре Брокгауза и соответствующие отделы в жизнеописании Христа у Фаррара, Эдершейма, Гейки и др. 2 Μγοι – греческого перевода LXX, и magi Вульгаты. Слово маг встречается и в еврейском тексте, как очевидно заимствованное, в титуле одного из посланников вавилонского царя, Нергал-Шарецера, который называется раб-маг, т.е. «начальник магов» ( Иер.39:3:13 ). 6 Смотря по тому, какую цель преследовала магия, добрую или худую, она называлась белой или черной. См. Lenormant, Histoire ancienne de l’Orient, uзд.IX, m.V, стр. иллюстрир., m.V, р.192. 7 Records of the past, vol.I, p.160. Диодор живший за поколение до Р.Х., говорит об астрологах востока: «они думают, что самая благородная наука есть изучение пяти звезд, называемых планетами, которые они называют вещуньями. Это название они дают им вследствие того, что другие звезды не блуждают подобно им, а имеют определенное течение, между тем как эти звезды имеют свои собственные пути и предвещают имеющие быть явления, истолковывая таким образом людям волю богов. По их заявлению, они предвещают для тех, кто изучают их 8 прилежно, нечто своим восходом, другое своим заходом и еще иное своим цветом, ибо в одно время, по их мнению, они предсказывают страшные бури, в другое – избыток дождя или зноя, появление комет, затмения солнца и луны, землетрясения и вообще всякую перемену на небе, к счастью или несчастью не только для народов и областей, но и для царей и простого народа». Diodor. Sic.II, 29, 30. Ср. Strab. XVI, I, 6, Sic. De Div.I, 1, 2; 42, 93; Plin. H.N. VI, 30, 123 и пр. 9 «Persarum lingua Magius est qui nostra sacerdos» («на языке персов маг есть тоже, что на нашем священник, жрец»), Apulej. Apolog. p.290, прив. y Герцога, под сл. Magier.. 22 «Но что особенно возбуждало их предпринять эту войну, так это двусмысленное предсказание, находившееся также в их священных книгах, что около этого времени один их соотечественник должен сделаться правителем всей обитаемой земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volhvy...

Он был смолоду рабом всяких страстей и заражен энциклопедическим вольномыслием: «благочестие, по его собственным словам, он считал ханжеством; установления нашей православной церкви считал политическим вымыслом людей; но что всего хуже и что есть крайнее безумие и ожесточение неверия, слово вечных истин почитал не словом Божиим, но словом человеческим», и вместо него читал и перечитывал сочинения Вольтера, Гельвеция и Руссо. Затем он подробно рассказывает историю своего обращения – совершенно в духе тех рассказов, которые помещались почти в каждой книжке «Христианского чтения», именно как он, пораженный тяжкой болезнью, увидел в этом грозное посещение Божие, стал читать назидательные духовные сочинения и пришел к тому, что отрекся от своих прежних кумиров, сочинения энциклопедистов сжег и сделался, как по всему видно, постоянным и усердным читателем «Христианского Чтения». И таких преданных читателей у нашего журнала было много, а соответственно этому множеству читателей велика была и приносимая им религиозно-нравственная польза. О популярности журнала может свидетельствовать и тот факт, что некоторые годы, как например, 1826 и 1827, все разошлись до последней книжки, и так как требования на них продолжались, то редакция вынуждена была перепечатать их вторым изданием (в 1838 и 1839 годах). А когда с 1828 года на страницах журнала появились знаменитые «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» Иннокентия, тогда в качестве молодого инспектора академии впервые взмахнувшего орлиным крылом своего богословского гения, то успех журнала был надолго упрочен. Но это нисколько не усыпило остальных тружеников; а напротив, как бы придало особенную оживленность им, внеся новый стимул – благородного соревнования, и таким образом постепенно все более и более наполнялся тот богатейший умственный капитал, который нами, отдаленными потомками первых издателей, получен в наследство. В кратком очерке нет никакой возможности подвести счеты этому богатому· наследству, обозреть всю ту громадную массу умственного капитала, которая накопилась в течение трех четвертей века в 200 томах нашего журнала, 23 составляющих не менее ста пятидесяти тысяч страниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/semide...

– СПб.: Алетейя, 1998. (См. указатель).  Лейн Т. Христианские мыслители/Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  (См. указатель). Лепорский П.И. Троица//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.  – T.III. (Приложение). С.394. Лопухин А.П. Промысел Божий в истории человечества: Опыт философско-исторического обоснования воззрений бл. Августина и Босюэта. – СПб., 1898. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века/Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.146-148, 151-155. Лосев А. Августин//Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).  Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.81-101. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. С.27, 68-170. Лосский В. Августин учитель//Богословские труды. – М., 1985. – Сб. 26. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд-во Свято-Владимирского братства,  2000. (См. указатель).  Лосский Вл. Элементы отрицательного богословия в мышлении бл. Августина//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).   Лошаков Р.А. Cogito Августина и его культурно-исторический контекст//Концепты. – Архангельск, 1997. – Вып. 1. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.  (См. указатель). Мажуга В.И. Культурные идеалы античности в средневековой Европе. Город как символ//Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. – Л.: Наука, 1986. С.246-253. Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд-во святого Креста, 1994. С.103-121.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Как известно, даже теперь у французского невера немало поклонников, которые с подобострастным благоговением взвешивают всякое слово и восторгаются всяким его кощунственным острословием. По случаю двухсотлетия со дня его рождения не было недостатка в усилиях со стороны этих поклонников так или иначе воскресить память о своем идоле и как за границей, так и у нас в России появилось не мало хвалебных дифирамбов ему, как величайшему борцу за права разума. Но уже поздно. Человечество настолько выросло в своем самосознании, что оно не может увлекаться подобными дифирамбами, и самый факт, что означенная годовщина Вольтера прошла весьма бледно, а для огромного большинства образованного общества осталась даже и совершенно незамеченной, ясно свидетельствует о том, что идол навсегда умер и уже никакая сила не может воскресить его к жизни. 1 Литература о Вольтере громадна и она с достаточной полнотой, хотя и односторонне, приведена в конце статьи «Вольтер» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Жизнь его нашла себе подробное изложение и в издаваемой Павленковым Библиотеке «Жизнь замечательных людей», где она освещена со свойственной всему этому изданию либеральной точки зрения. Предлагаемая характеристика составлена главным образом на основании сочинения известного французского библеиста F.Vigonroux, Les Livres saintes et la critique rationaliste, 2 ed. Paris 1886r. См. Vol.II, pp.212 и сл. 3 Эта поэма под названием Moisade, сочинение некоего Лурфе, была одной из первых выходок тогдашнего неверия против богооткровенной религии и выставляла Моисея обманщиком. Всю эту поэму трехлетний Вольтер под руководством своего крестного отца выучил наизусть и картавым декламированием ее приводил в неописанный восторг весь этот «салон». 4 Резвая шаловливость и проказничество ребенка отнюдь еще не есть признак испорченной, преступной натуры. Напротив, известны случаи, когда из шаловливых детей-проказников выходили потом глубоко серьезные люди и даже подвижники (см. напр. в Душеполезном. чтении 1894г. статью: «Сенюшка и Егорушка», где картинно изображаются прокавничества шаловливого Егорушки, из которого впоследствии вышел знаменитый подвижник преосв.Феофан. Но у Вольтера уже в детских шалостях заметен был злой, преступный элемент, очевидно привитый к готовой почве его сомнительной в нравственном отношении средой. 13 Прямая натура прусского короля была особенно возмущена тем, что «прославленный философ» Вольтер предался алчной денежной спекуляции и опозорил свое имя грязной тяжбой с одним берлинским евреем-ростовщиком. Хотя дело выиграл Вольтер, но этим он совершенно уронил себя в глазах двора и берлинского общества, где ядовито говорили, что французский философ перехитрил немецкого жида. 16 Maynard, Voltaire, 1867, t.II. р.195–196. Нелишне отметить еще одну черту Вольтера. При жизни Кальмета, он всегда отзывался о нем с почтением, как об ученом, серьезном человеке науки, а по смерти его без всякого смущения называл его «идиотом» (imbecile). Oeuvres, t.X, р.639.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volter...

За образец для «Православной Богословской Энциклопедии» была взята немецкая «Реальная Энциклопедия» Герцога (в третьем издании). Немецкий прототип насчитывал почти двадцать томов. Издатели «Православной Богословской Энциклопедии» ввиду долговременности подобного рода изданий решили уложиться в десять томов, предполагая давать материал в более сжатом виде. К участию в составлении «Богословской Энциклопедии» А.П. Лопухиным были привлечены более или менее известные представители отечественной богословской науки. Среди них были представители всех духовных академий, а также некоторых университетов. Та живая отзывчивость, с какой отнеслись приглашенные к участию в составлении «Энциклопедии», лишний раз доказывала, какая чувствовалась потребность в подобном издании. Даже сам А.П. Лопухин в начале не рассчитывал на такую деятельную поддержку представителей ученого мира. Именно это обстоятельство повлияло на качественное содержание «Богословской Энциклопедии». Первоначально предполагалось издать лишь краткий справочный словарь (в трех томах), в котором сообщались бы самые лаконичные энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок. Однако «заявления от многих подписчиков, чтобы предметы обрабатывались в Энциклопедии не кратко и сухо, а полно и обстоятельно», с одной стороны, а с другой – «характер статей, представлявшихся сотрудниками, которые, как бы идя навстречу заявлениям подписчиков, давали обстоятельные исследования по всем важнейшим предметам богословского знания, заставили редакцию изменить свой первоначальный план и сразу же приступить к изданию большей Энциклопедии в том объеме», в каком она и начала выходить в свет. Хотя при этом увеличивались труды и расходы редакции. Издание «Богословской Энциклопедии» предполагалось завершить в ближайшие пять лет: в 1905 году 225 . В это же время С.Г. Рункевич начал принимать участие в журнале «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» – «С.-Петербургский Духовный Вестник». По приглашению председателя «Общества» и редактора журнала протоиерея Философа Орнатского С.Г. Рункевичем велся в первые годы существования журнала обзор епархиальной жизни. В этом же журнале напечатаны были написанные им исторические очерки «Приходская благотворительность в Петербурге».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Г. Э. Щеглов Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты В 1898 году редакция журнала «Странник» во главе с профессором А.П. Лопухиным приступила к новому крупному литературному проекту – изданию «Общедоступной Богословской Библиотеки». Целью ее было сделать для читателей более доступными лучшие произведения русской и иностранной богословской литературы. В «Богословскую Библиотеку» предполагалось включить сочинения по Священному Писанию , основному, догматическому и нравственному богословию, по библейской и церковной истории, проповедничеству и пр. Первую серию издания составляло «Православное Собеседовательное Богословие» покойного придворного протоиерея И.В. Толмачева 223 , издаваемое в течение первых двух лет. Ежегодно издавалось по два тома, до 1000 страниц в каждом. С 1900 года редакция планировала приступить к новой серии «Богословской Библиотеки». В нее должны были войти два издания. Первое – «История христианской церкви в XIX веке» в двух частях (православный Восток и инославный Запад). Второе – «Православная Богословская Энциклопедия», или «Богословский энциклопедический словарь», содержащий в себе сведения по всем предметам современного богословского и философского знания. Первоначально предполагалось, что « Энциклопедия» будет выпущена в трех больших томах с иллюстрациями 224 . А.П. Лопухин пригласил С.Г. Рункевича принять участие в этом новом проекте. Рассмотрев в нем огромный творческий потенциал, он как издатель был рад иметь рядом такого сотрудника. С.Г. Рункевич в свою очередь с охотой откликнулся на предложение профессора и взялся написать для первого издания исторические наброски, посвященные жизни Русской Православной Церкви в XIX веке. А в начинаемом издании «Православной Богословской Энциклопедии» принял самое живое участие в выработке программы издания и подготовке для него материалов. Надо сказать, что предпринимаемое издание «Православной Богословской Энциклопедии» было насущной потребностью времени. В России до этого еще не имелось ни одного специально богословского словаря, который мог бы служить справочным пособием по предметам богословско-философского характера. До этого были лишь попытки издания «Библейского словаря», но этого рода словари освещали только одну специальную область знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Брак и все его права намеренно попирались ногами. Наемные убийцы состояли на жалованье у агентов при всяком дворце или знатном доме. Роскошь и излишества всякого рода достигли невероятной степени. Савонарола был не единственным человеком, который приписывал все эти пороки своего времени преобладанию язычества. Особенной заслугой эпохи Возрождения считалось возвышение значения личности. Индивидуализм в противоположность дисциплине, общности усилий, национальному или религиозному союзу, был выдающейся особенностью того движения. Образование давалось не в одной какой-либо односторонней специальности; быть «uomo universale» (универсальным человеком), достигнуть энциклопедического знания, выработать универсальный художественный гений, – вот что было честолюбием таких людей, как Алберти, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола или Андреа Вероккио. Но в нравственном мире торжествующий эгоизм выдающихся людей производил чудовища нечестия, в роде Браччио ди Монтони или Сигизмунда Малатеста, – людей, которые услаждались безграничным нечестием, презирали все требования религии, нарушали все законы человеческие. И если обыкновенные смертные не достигали того же самого верха бесшабашного зла, то они считали себя все-таки независимыми от всех законов и ограничений, и при столкновении побуждений они определяли свой образ действия согласно лишь с требованиями страсти, ненависти, личного интереса или расчета. Первая половина жизни Савонаролы (1452–1494) не представляет почти никаких затруднений для жизнеописателя. Феррара во время его рождения находилась под управлением дома Эсте. Нигде еще во всей Италии аномалии, которыми отличался этот период, не обнаруживались с большей поразительностью. Нигде еще не выступали в более ярком свете блеск и распущенность, жестокость и культура, насилие и вероломство, которыми отличалось тогдашнее итальянское общество. Отец Савонаролы был одним из приживалов дворца, и сын, конечно, был знаком со многими такими делами, которые постоянно совершались внутри этого мрачного дворца, еще и теперь занимающего выдающееся положение на поросших травой улицах этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

Л. активно участвовал в межконфессиональном диалоге со старокатоликами, с англиканами и сиро-халдеями (персид. христианами). Основываясь на знании зарубежной церковной, интеллектуальной и общественной жизни, он был экспертом в возникавших вопросах взаимопонимания между представителями различных конфессий. По его инициативе выходила популярная серия книг «Христианство, наука и неверие на заре ХХ в.», первая из них была посвящена А. фон Гарнаку (1902). В 1896 г. Л. был избран почетным членом североамер. об-в: «Православного общества взаимопомощи» и «Нью-Йоркского братства Пресвятой Богородицы» (Отчет о состоянии СПбДА. 1897. С. 469). Обширное письменное наследие Л. можно разделить на 5 основных направлений: исследования и популярные издания по библеистике; работы по истории древней Церкви; очерки по истории и совр. состоянию иных христ. конфессий; многочисленные рецензии на сочинения западноевроп. богословов и переводы их трудов, способствовавшие популяризации этих произведений в рус. интеллектуальном сообществе. Кроме того, Л.- автор ряда статей в энциклопедических изданиях, а также мемуарных и церковно-публицистических сочинений. Характерной чертой трудов Л. по библеистике являлось стремление поставить русскую науку на совр. уровень, критически осмыслить достижения зап. богословской мысли. Наиболее значимой его работой в этой области является «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (1-е издание 1889-1890 гг. в 2 т.; частичное переиздание в 1913-1915 гг. в качестве приложения к ж. «Странник» в 5 т). Л. ставил перед собой задачу подтвердить «историческое значение изложенных в Библии фактов», т. е. доказать, что библейская история не является собранием неких благочестивых мифов, а имеет под собой реальную историческую основу. По мнению автора, совр. наука благодаря открытиям в области истории Др. Востока предоставила библейской истории широкие возможности (Библейская история. 1913. Т. 1. С. 2). Если зап. богословие имело и общие курсы, систематизирующие открытия последних лет, и монографии по отдельным проблемам, то рус. наука отстала от западноевропейской и некритически использовала представленный библейско-исторической наукой материал (Там же). Составленный им труд должен был заполнить эту лакуну, при этом автор, опираясь на новейшие исследования и научные открытия, ставил задачу опровергнуть выводы отрицательной библейской критики (Там же. С. 50).

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010