В период секуляризационных реформ 2-й пол. XVIII в. в Троице-Сергиеву лавру поступила и монастырская б-ка, содержавшая более 20 рукописных книг XIV-XVII вв., а также богослужебные книги, творения отцов Церкви, житийная лит-ра. Возможно, в то же время из храмов бывш. мон-ря были изъяты и переданы в лавру нек-рые святыни и памятники церковных древностей. К нач. XX в. в храмах Киржача хранилось сравнительно небольшое число старинных икон и утвари. В Благовещенском соборе находился напрестольный серебряный вызолоченный крест с частицами мощей первомч. Стефана, царицы Феодоры, святых Космы и Дамиана, великомучеников Пантелеимона и Иакова Персиянина, мц. Татианы, мч. Прокопия, свт. Иоанна Златоуста и др.- вклад 1635 г. архим. Новоспасского московского мон-ря Иосифа. Упоминаются также икона Успения Пресв. Богородицы, частицы мощей в 2 крестах св. Иоанна Предтечи, евангелиста Марка, ап. Иакова Алфеева, преподобных Антония и Феодосия Печерских, прп. Нестора Летописца, прп. Сергия Радонежского, вмц. Варвары, преподобных Антипы Чудотворца, Иеремии Прозорливого, прп. Иоанна Киево-Печерского Многострадального, прп. Исаакия Киево-Печерского, мч. Лукиана, свт. Арсения, еп. Тверского, архиеп. Стефана. Здесь хранились также частицы от Гроба Господня, часть древа Креста Господня. Чудотворной считалась храмовая икона прп. Сергия Радонежского в серебряной вызолоченной ризе, изготовленной в 1892 г. в память 500-летия преставления преподобного. Икону украшал оклад 1632 г., устроенный старцем строителем Малахией (Ржевитиным) «по себе и своих родителях». Сохранилась одна из святынь К. м.- Владимирская икона Божией Матери (XV в., ГИМ), которую к 1917 г. украшал серебряный оклад (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. 57. Д. 5040. Л. 8. 79). Из древних образов следует отметить находившуюся в Спасской ц. местную икону Спасителя с преподобными Сергием и Никоном (1659) работы иконописца С. Ушакова; Нерукотворный образ Спасителя (1548/49) - вклад старца Паисия из Благовещенского собора. Почитаемой была храмовая икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня» с 20 праздничными клеймами в серебряном позолоченном окладе из Спасской ц.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Монастырю передано здание Всехсвятского храма, самого большого в городе. Весной 2001 г. на колокольне была восстановлена медная глава с позолоченным крестом. В мае 2007 г. начались работы по восстановлению Всехсвятской ц., весной-летом 2008 г. была проведена внешняя реставрация храма и благоустроена галерея между Благовещенским и Спасским храмами. В 30-х гг. XX в. сохранялась часовня над источником прп. Сергия, но впосл. она была разрушена. После продолжительных поисков ее местоположения сестрами были обнаружены остатки стен и фундамента строения. 15 марта 2003 г. состоялся молебен по случаю начала строительства новой часовни над источником прп. Сергия Радонежского. Часовня и колодец были восстановлены, и 11 авг. 2005 г., в день памяти прп. Романа, освящены архиеп. Евлогием. Первые насельницы жили в холодном и сыром подклете храма Всемилостивого Спаса, т. к. здание бывших покоев настоятеля занимало отделение вневедомственной охраны г. Киржача. В 1996 г. за оградой монастыря был приобретен небольшой дом, куда после ремонта и переселились сестры. В 2000 г. были выстроены восточные въездные ворота и домик вратарниц. В него переселились 4 сестры, но большинство насельниц жили вне стен обители. В 2001-2005 гг. построили келейный корпус, в котором разместили трапезную, кухню, швейную мастерскую и кельи. В мон-ре имеется также иконописная мастерская. В 1997 г. К. м. получил разрешение на аренду земельного участка площадью 20 га близ дер. Ефаново Киржачского р-на. С 1998 г. было начато строительство домика на участке и велись сельскохозяйственные работы, позднее заложен фундамент для фермы, устроены теплицы и возведены др. необходимые постройки. К 2007 г. восстановлена ограда мон-ря. Регулярные богослужения совершаются монастырским клиром, состоящим из 3 священников и диакона. В дни престольных праздников - Благовещения Пресв. Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, памяти преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского, а также в 1-е воскресенье по Пятидесятнице и в день Всех святых устраиваются крестные ходы вокруг храмов обители с окроплением св. водой, освященной в колодце часовни прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

В 1438 г. (27 октября), проездом в свои Переяславские владения, монастырь посетила великая княгиня–мать Софья Витовтовна, где и выдала две жалованные грамоты на владения приписного Киржачского Благовещенского монастыря . С троицким игуменом считаются обе противоборствующие стороны, и в 1442 г. убеленному сединами старцу удалось остановить стремительный поход на Москву Дмитрия Шемяки и Александра Чарторыйского, о чем в Ермолинской летописи записано: «и не пусти их игумен Зеновей, и еха наперед сам игумен и помири их» (с великим князем)  . Мир был заключен и клятвы произнесены перед ракой Преподобного Сергия. Почитание Сергия Радонежского самим великим князем означало уже собственно государственное признание культа святого. Сформулированный в великокняжеских докончаниях 1448 г. общерусский пантеон святых включал имена святителей Петра и Леонтия, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского . Ввиду столь возросшего значения Троице–Сергиева монастыря выбор игумена уже не является событием внутримонастырской жизни, а становится объектом пристального внимания государственной власти. Причем каждая из враждующих династий старается поставить во главе монастыря своего сторонника. На коротком отрезке 1445—1447 гг., в связи с переменами на великокняжеском столе сменилось три игумена. После смерти Зиновия, при Василии Васильевиче место предстоятеля занял Геннадий Саматов (1445—1446 гг.). Стоило утвердиться на великокняжеском столе Дмитрию Шемяке — и на игуменском месте стал Досифей Звенигородец (1446—1447 гг.). С возвращением Василия Темного последовала перемена и на Троицком игуменстве — им теперь назначен сторонник Василия II Ферапонтовский игумен Мартиниан (1447—1454 гг.). В последующем кандидатуры в Троицкие игумены выбирались великим князем, как правило, из монахов других монастырей, и только в конце XV — начале XVI в. и во второй четверти XVI в. троицким властям удавалось заполучить игуменов из самих троицких постриженников. Своеобразной реакцией на это троицких соборных старцев явились попытки ограничить власть игумена, свести ее к положению нравственного надзирателя и занятия в основном богослужебными делами: «А в монастырские дела ему (игумену) не вступатися ни в которые»  . Тем временем слава о монастыре как о «святом месте» растет. Становится традицией крестить наследников престола в Троице–Сергиевом монастыре. Так, родившегося 22 января 1440 г. княжича Ивана (будущего Ивана III) крестил игумен Зиновий . 4 апреля 1479 г. будущего Василия III крестили в Сергиевом монастыре Ростовский архиепископ Вассиан (бывший Троицкий игумен) и игумен Паисий Ярославов  . 4 сентября 1530 г. в Троице–Сергиевой обители торжественно крестили будущего Ивана IV: восприемниками были известные святой жизнью старцы — Даниил из Переяславля, 100–летний Кассиан Босой из Иосифо–Волоколамского монастыря, Иев Курцев из Троицы, священнодействовал Троицкий игумен Иоасаф Скрипицын .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

В результате во второй половине XIV века полностью изменился характер монастырской жизни на Руси. Общежительный устав для большинства монастырей Северо-Восточной Руси становится нормой. Еще одной важнейшей особенностью монастырей этого времени было то, что теперь их чаще всего основывали не ктиторы из числа представителей социальной элиты русского общества, а сами монахи-подвижники. Иноческий подвиг наиболее ревностных подвижников в это время принимает характер своеобразного цикла. Инок, начавший свой подвиг в общежительном монастыре, в дальнейшем, по мере духовного возрастания и приобретения опыта, переходил к отшельничеству и пребыванию в «пустынном» безмолвии. Затем к такому достигшему духовного совершенства старцу начинали собираться ученики, ищущие назидания и руководства. Так, вчерашний отшельник становился духовным наставником для собравшейся вокруг него новой братии и почти всегда — устроителем нового монастыря на месте своего первоначально отшельнического подвига. В ряде случаев один и тот же подвижник мог многократно удаляться в «пустынь» из новосозданного монастыря, тем самым полагая начало новым обителям. Так, например, сам Преподобный Сергий Радонежский, покинувший Троицкий монастырь после конфликта с братом Стефаном, отошел на другое пустынное место и тем самым положил начало новой обители — Киржачскому Благовещенскому монастырю. Можно утверждать, что Преподобный Сергий в равной степени дал импульс как созданию общежительных монастырей, так и молитвенно-созерцательной, преимущественно отшельнической традиции. «Собеседники» Во второй половине XIV века в сравнении с домонгольской эпохой существенно изменились характер расположения обителей и их география. Если прежде преобладали городские монастыри, то со времени Сергия Радонежского в Русской Церкви стали доминировать обители, удаленные (иногда весьма значительно) от городов. Многие монастыри вообще располагались в труднодоступной местности: в лесах, на озерных или речных островах или посреди болот. В новой, более сознательной монашеской жизни появилось место для молитвенного подвига в сочетании с аскетической практикой, а значит, монахам необходимо было уединение вдали от мирской суеты и соб-лазнов.

http://e-vestnik.ru/history/na_poroge_la...

ВГВ. 1855. 2, с. 13; 7, с. 2; 1864. 27, с. 154; 1867. 52, с. 476-477; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Глебов, Зайцева и др., 1958, с. 92; Шлычков, 1983, с. 146-147. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 692-696 Одной из достопримечательностей Холуя является храмовый комплекс Троицкой и Введенской церквей, расположенный в живописном месте - на берегу речки Тезы, что неподалёку от старинного деревянного моста. Комплекс состоит из зимнего Введенского храма, летней Троицкой и сторожки, при этом все здания окружены оградой, оснащённой угловыми башенками, воротами и двумя часовенками. Первые деревянные храмы в Холуе появились в XVI веке. Благодаря развитию солеварения Холуй был довольно крупным населённым пунктом, сразу шесть монастырей имели здесь свои солеварни и монастырские дворы: Троице-Сергиев монастырь, Киржачский Благовещенский, Суздальские Покровский и Спасо-Ефимиевский, владимирский Рождественский и московский Чудов. В документах того времени Холуй значится как село, иногда как посад, чаще именуется слободой. Население состояло в основном из безземельных крестьян " бобылей " и было довольно многочисленно, поэтому не удивительно что уже в первой половине XVI века в слободе Холуй были поставлены два деревянных храма. На девой стороне реки Тезы Троицкий храм, на правой стороне Борисоглебский. В 1609 году Холуем начинает владеть князь Д. М. Пожарский, получивший слободу от царя Василия Шуйского, за оборону Москвы от польских захватчиков. В жалованной грамоте перечисляется всё, чем владел князь, в том числе говорится и о Троицком храме: " За боярином же за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в вотчине... слободка Холуй, а в ней церковь Живоначальные Троицы деревян клетцки. А в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и сосуды церковные, и всякое церковное строение вотчинниково и мирское. А на церковной земле: во дворе поп Игнатий, во дворе просвирница Марфица да десять келей, а в них живут нищие, питаютца от церкви Божии " . Это единственное сохранившееся описание деревянного храма. Выражение " деревян клетцки " , вполне конкретно говорит о внешнем виде церкви срубленой " клетью " . Это самый простой и распространённый тип русской деревянной церкви, в которой части храма (клети) располагались на одной оси. Обычно так строились небольшие церкви. Рядом, как видно из описания, размещались многочисленные постройки " кельи " в которых жили нищие.

http://sobory.ru/article/?object=06173

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы " Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице " . Конец XVII века (СПГИАХМЗ) Иаков посолник, Якут, Троицкий, Радонежский ( XIV в.), один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря , преподобный Память 23 октября (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых Основным источником сведений об прп. Иакове является Житие прп. Сергия Радонежского , написанное прп. Епифанием Премудрым около 1418-1419 годов. В нем сообщается, что за год до смерти первого троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них Иаков, " рекомый Якута " (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 годов, поскольку около этого времени настоятелем монастыря стал прп. Сергий Радонежский . Возможно, Иаков пришел в обитель в середине - второй половине 1340-х годов. Он скончался, по-видимому, до начала 1380-х годов, т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что Иаков исполнял в Троице-Сергиевом монастыре важную должность " посолника " : по разным вопросам братия его из обители " отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися " . Помощь Троице-Сергиев монастырь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты , владевшей землями, на которых стоял монастырь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, Иаков посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж , но и Москву. В " Описании о российских святых " (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) Иаков наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом монастыре в конце XVI-XVII веков. Имя Иакова не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого содержится в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мужского монастыря . Описание облика Иакова не встречается в иконописных подлинниках XVIII века. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в конце XIX века Иаков почитался местно . 

http://drevo-info.ru/articles/13680399.h...

Предписание императрицы Анны Иоанновны 1738 года (от 21 сентября) о введении в Троицком монастыре соборного управления есть следующее: «Что касается в Троицком Сергиеве монастыре до правления монастырскаго и вотчин и прочаго, в том (т. е. в нем, монастыре) чтоб архимандрит один, ниже келарь, ни казначей особливой власти отнюдь не имели..., а быть правлению в том монастыре отчасти подобному тому, как в Киевопечерской св. лавре, то есть: определить соборных монахов, выбрав оных самому Синоду, как того Троицкаго Сергиева монастыря, так и из других монастырей, разумных людей, добродетельнаго жития и достойных управления, до двенадцати персон (кроме архимандрита), в том числе чтоб наместник, келарь и казначей были, которые имеют все оные соборные двенадцати(-ть?) монахов обще с архимандритом для правления дел заседать и всякия дела порядочно разсуждать и решить на письме, а не на словах..., и обще всем протоколы и приговоры, а не одному архимандриту, подписывать...; и понеже вышепомянутые соборные монахи яко члены правления в обители суть, для того в разсуждении монастырских и прочих дел свободные голоса иметь должны...; и архимандрит сам собою не имеет власти соборных монахов переменять, ниже наказывать, но должен писать в Синод и на убылыя места представлять, выбирая общим избранием кандидатов на одно место двух или трех, предая на разсуждение Синода, кого из тех оный изберет и В заключение речей об управлении Троицкого монастыря кратко скажем о приписных к нему монастырях, то есть монастырях, которые, быв приписаны к нему или быв отданы в его заведывание, находились в его распоряжении административном и хозяйственном и которые были управляемы присылавшимися из него строителями. Два приписных монастыря были у Троицкого монастыря еще при самом преподобном Сергии – это Киржачский Благовещенский монастырь, основанный им самим (выше, с. 50), и Гороховецкая Георгиевская пустыня, основанная по его благословению (выше, с. 78–79). После преподобного Сергия как относительно всего другого, так и относительно приписных монастырей Троицкий монастырь стал представлять собою исключение. К 1561 году, когда игумен монастыря возведен был в сан архимандрита, постепенно умножавшееся число приписных к нему монастырей, перечисляемых в настольной грамоте архимандриту («Истор. иерарх.», т. II, с. 110–111), было 12 (из них о Московском Богоявленском монастыре, находившемся в Кремле, см. ниже, в прибавлении к гл. XII). После 1561 года, к 1641 году, когда произведена была перепись монастыря, содержащая в себе краткие речи и о всех приписных монастырях, этих последних, отчасти тех же, что прежде, отчасти новых, заменивших прежние, закрывшиеся, было 15. Перед отобранием у монастырей вотчин в 1764 году приписных монастырей, также против 1641 года, отчасти старых, отчасти новых, было 13. При отобрании у монастырей вотчин приписным к лавре монастырем оставлен, каковым остается и до сих пор, один Махрищский

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Схима – монашеское облачение. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который по традиции Троице-Сергиева монастыря считается тем самым, который был послан Сергию патриархом Филофеем. 713 ...пръве еклисиарха; еже потом параеклисиарси... – Екклесиарх – церковный уставщик; параекклесиарх – помощник екклесиарха. 714 ...и въпроси канонарха... – Канонарх – клирик в монастыре, являющийся руководителем церковного пения. 715 ...в монастырь иже на Махрище. – Троицкий Махрищский монастырь, κ востоку от Троице-Сергиевой лавры, при впадении р. Махры в р. Молокшу (Молокчу), был основан Стефаном, который прибыл в Москву около 1355 г. из Киева (ум. в 1406 г.). 716 ...имуще и рку близ, именем Кержачь, идже нын монастырь стоит честное Благовщение пречистыа владычица наша Богородица. – Благовещенский Киржачский монастырь был основан на р. Киржач, притоке р. Клязьмы. 717 ...Гедеону руном образ побды показывый! – Гедеон – библейский персонаж, «судья израильский». Желая узнать исход будущего сражения с мадианитянами, Гедеон попросил у Бога знамение: если утром роса будет только на разостланной шерсти, а на земле будет сухо, значит, израильтяне будут спасены. На другой день Гедеон попросил у Бога нового знамения: чтобы шерсть была сухая, а земля покрыта росой. Исход гадания был благоприятен для израильтян. 721 ...яко поприщь 10... – Поприще – мера длины, приблизительно соответствует позднейшей версте (1066 м). 723 Вручив же старйшинство предреченному Андронику... – Предполагается, что Андроников монастырь (ныне – в черте Москвы) был основан около 1360 г. Первый его игумен Андроник ум. в 1374 г. 724 ...и вручаеть паству своему ученику, Сав именем... – Второй игумен Андроникова монастыря Савва умер между 1410–1420 гг. 725 ...священноинокъ именем Ефрмь, от бса блуднаго страстию борим б. – Очевидно, этот Ефрем был позднее игуменом Андроникова монастыря. 726 По времени же въ оной обители бывшу игумену Александру... – Третий игумен Андроникова монастыря Александр умер не ранее 1427 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи святителя митрополита Иоасафа почивают под спудом в южном притворе Троицкого Собора, в Серапионовской палатке, прямо против входа. Память празднуется в день преставления. В уединении блаженный Иоасаф еще потрудился для Церкви, рассматривая присылаемые к нему рассуждения Стоглавого Собора 105 , и усердно занимался исправлением книг для пользы общей. В сборнике его читаем: «Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию переписал житие святых преподобных отец. Писал с разных списков, тщася обрести правый. И обретох в списках много неисправлено. И елико возможна моему худому разуму, сия исправлял, а яже невозможна, сия оставих, да имущии разум больший нас, тии исправят неисправленная и наполнят недостаточная». 29-й день. Преподобный Роман Киржачский Когда преподобный Сергий удалился из своей обители, чтобы избежать тревоги и несогласия, он поселился в лесу близ реки Киржача на прекрасном высоком месте и основал новый монастырь с церковью Благовещения Богородицы. Года через три, возвращаясь по воле святителя Алексия в свой монастырь, преподобный поручил ученику своему Роману окончить устроение новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков. Блаженный Роман исполнил заповедь отца своего: устроил Благовещенский монастырь и был образцом подвижнической жизни для своей братии. Он преставился 29 июля 1392 года. Преподобный Роман в рукописных святцах поставлен в числе святых. Монастырь его был постоянно приписным к Сергиевой лавре и упразднен в 1764 году, причем монастырские храмы обращены в приходские заштатного города Киржача, Владимирской губернии, Покровского уезда. У южной стены древнего Благовещенского храма в особой палатке почивают под спудом мощи преподобного Романа; на медной гробнице вычеканены тропарь и кондак. 104 Народное предание говорит, что там, где плыл преподобный, еще и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевой. Читать далее Источник: Троицкий Патерик : или Сказания о святых угодниках божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. - [Репринт. воспроизведение изд. 1896 г.]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 383 с. ISBN 5-85280-137-2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В окт. 1917 г. началось разорение городских церквей. В 1918 г. строения и все имущество бывш. монастыря и Всехсвятская ц. были реквизированы властями военного ведомства, хотя в том же году Киржачский УИК передал в пользование общине верующих наиболее ценное имущество, хранившееся в церквах. Оно было взято на учет Главмузеем Наркомпроса РСФСР, до 1923 г. часть его хранилась в опечатанном Спасском храме, другая была вывезена в Троице-Сергиеву лавру. Весной 1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие из храмов предметов для богослужения из серебра и золота, за исключением тех, к-рые состояли на учете Главнауки. Были вскрыты 2 захоронения в усыпальнице Милославских, но ценностей там не обнаружили. 23 мая 1923 г. Киржачская ликвидационная комиссия закрыла Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы, но т. к. здания и находившееся в них имущество были «историческими по своей древности», они вместе с часовней прп. Романа были переданы в ведение Главмузея. Благодаря энтузиазму местного учителя Н. В. Синичкина на территории бывш. монастыря организовали Киржачский церковно-бытовой музей, впоследствии филиал Владимирского гос. музея. Музейными стали здания братского корпуса XVII в. и 2-этажный кирпичный дом причта, «сарай для хозяйственных нужд» и построенный в нач. XX в. в ограде церковный магазин. В 1924 г. древние храмы были внесены в «Список сохраняемых государством памятников истории и архитектуры Владимирской губернии» и поставлены на учет в Музейном отделе Главнауки. Музейная экспозиция располагалась в Благовещенском соборе и Спасской церкви. В Благовещенском соборе разместились памятники церковного искусства: иконы XIV-XVII вв., церковная утварь и шитье XV-XIX вв., резьба по дереву и каменные могильные плиты в основном XVII в., рукописные и старопечатные книги преимущественно из ризницы собора, а также др. церквей Киржачского у. В подклети Спасской ц. экспонировалось «бытовое» собрание: картины, мебель, одежда, монеты и др. вещи, конфискованные в усадьбах местных землевладельцев, в частности кн. И. Н. Вадбольского, гр. Салтыкова и др. В музее хранилось более 100 набивных досок, изъятых с фабрики Соловьёвых. До кон. 1928 г. ремонтные работы в храмах не проводились, и они разрушались. Вскоре после увольнения летом 1928 г. основателя и бессменного заведующего музеем Синичкина началось расхищение ценностей. Летом 1930 г. по инициативе Киржачского горсовета была предпринята попытка разрушить храм, но сотрудники Главнауки Наркомпроса РСФСР, на учете которого находились памятники, не дали разрешения на снос церковных зданий. В годы Великой Отечественной войны собор использовался под склад боеприпасов. Позднее в его помещениях находились колбасный цех, керосинная лавка. Из усыпальницы Спасского храма были расхищены резные надгробья, была уничтожена даже вмурованная в южную часть стены храма закладная плита. Здания не реставрировались, настенная роспись осыпалась.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010