— Как бы Вы могли охарактеризовать положение православия в Абхазии? — Абхазия — небольшая республика, пережившая за последние годы тяжелые потрясения, потерявшая в результате вооруженного конфликта многих своих жителей. Православие там находится в непростом положении, нуждается в укреплении и урегулировании своего канонического статуса. Что больше всего нужно православным Абхазии? Конечно, это единство, внутренний мир, добрососедство с окружением. Жаль, что небольшая группа лиц, не пользующихся народной поддержкой, теперь старается использовать состоявшуюся в Стамбуле встречу для дальнейшего углубления раскола. — Но если даже Синод Константинопольской церкви коснется церковной ситуации в Абхазии, то будет ли его решение по этому вопросу иметь каноническую силу? — Что касается слов абхазских священнослужителей о полученном ими обещании обсудить положение в Абхазии на заседании Священного Синода Константинопольской церкви, то, конечно, Синод любой поместной Церкви обсуждать может не только свои внутренние дела, но и любые вопросы, в том числе, интересоваться положением на территории других Поместных Церквей. А вот чего он никак не может — это принимать по таким вопросам решения, которые обладали бы какой-либо канонической силой или изменили бы канонический статус священнослужителей другой поместной Церкви. Все Церкви обязаны уважать канонические пределы других Церквей, иначе православное единство будет разрушено. Об этом вполне справедливо заявили главы Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской и Кипрской православных церквей, а также представитель Антиохийской церкви на встрече в Стамбуле по инициативе патриарха Варфоломея в сентябре 2011 года, всего четыре месяца назад. В принятом ими совместном документе подчеркнута «необходимость для каждой Православной церкви почитать и строго соблюдать географические границы каждой юрисдикции, которые были установлены священными канонами и учредительными постановлениями». Поэтому мы думаем, что, ожидая из Стамбула решений о будущем Православной церкви в Абхазии, наши братья ошибаются и принимают желаемое ими за действительное.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-bal...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Глава Кипрской церкви заявил, что остается привержен идее единства православия на Украине 10.10.2019 14:57 Версия для печати Никосия, 9 октября. Предстоятель Кипрской православной церкви Хризостом II остается привержен идее единства православия на Украине. Об этом он заявил во время встречи с председателем Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергеем Степашиным, которая состоялась в среду в Архиепископском дворце в Никосии. «Я своей позиции не меняю», - сказал архиепископ Кипрский. В отношении самой идеи предоставления автокефалии украинской церкви Хризостом II ранее заявлял, что церковный раскол на Украине «нанесет вред единству всего православия», и предлагал посреднические услуги с целью нормализации ситуации. Сергей Степашин особо подчеркнул важность сохранения Церковью Кипра своей позиции в ситуации, когда на нее оказывается давление в том, чтобы она признала томос об автокефалии новой украинской православной церкви, а также в контексте предстоящего рассмотрения этого вопроса Архиерейским собором Элладской православной церкви. «Мы начали беседу с архиепископом с разговора о единстве церкви, и он подтвердил свою позицию о единстве православной веры в контексте того, что происходит на Украине, - сказал председатель ИППО в беседе с ТАСС . «К сожалению, - продолжил Степашин, - 13 октября синод греческой церкви будет принимать решение в поддержку томоса. Но у Кипрской церкви позиция однозначная. Ее предстоятель заявил, что своей позиции не меняет, хотя давление на них идет».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новый период в истории кипрского народа, а следовательно и в истории Кипрской Православной Церкви, открылся после русско-турецкой войны (1877 —1878), когда остров был передан Англии взамен обещания последней помогать в защите северо-восточных границ Азиатской Турции. Весть о переходе острова под управление Англии — христианской державы — была с радостью встречена православными киприотами. Островитяне полагали, что англичане не только принесут свободу от ислама, но и будут содействовать ускорению тогдашних желаний киприотов объединиться с народом Греции. Когда прибыл на Кипр первый английский верховный комиссар, его встретила делегация, которую возглавлял Архиепископ Православной Церкви Софроний. Последний обратился к верховному комиссару с такими словами: «Мы соглашаемся на перемену правления лишь постольку, поскольку мы верим, что Англия поможет Кипру, как она уже помогла в том Ионическим островам, объединиться с его матерью — Грецией, с которой его связывают общие национальные узы» . Но действительность оказалась иной, и радость киприотов была преждевременной. Вскоре киприоты стали проклинать тот день, когда над их родиной вместо турецкого полумесяца стал развиваться британский флаг, ибо англичане начали проводить на острове свою обычную колонизаторскую политику. А так как сохранение национального самосознания у киприотов связывалось с деятельностью Под покровительством англичан на Кипре развернулась активная протестантская пропаганда. Архиепископ Софроний и иерархи Кипрской Православной Церкви выступили в защиту прав своей Церкви. Но после кончины Архиепископа Софрония (1900) англичане взяли курс на лишение Кипрской Церкви Предстоятеля, с которым у киприотов связывались и церковные, и национальные устремления, или на поставление угодного колонизаторам Архиепископа. На острове образовались две партии, каждая из которых выставляла своего кандидата на вакантную Архиепископскую кафедру. Только в 1909 году православным островитянам удалось избрать нового Архиепископа Кирилла II (до 1916), много потрудившегося в деле внутренней организации Кипрской Церкви и распространения среди своих соотечественников духовного просвещения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Дух отношения Кипрской Православной Церкви к Старокатолической Церкви можно выразить словами представителя Кипрской Православной Церкви на заседании Межправославной Богословской Комиссии в Белграде в сентябре 1966 г. по диалогу со старокатоликами архимандрита Хризостома Киккотиса. От лица своей Церкви он заявил тогда в своей речи: «Будем решительными, и с верой в успех диалога со старокатоликами не остановимся перед непреодолимыми препятствиями и побочными вопросами, не приносящими вреда вероучению. И не опуская ни одной йоты из православных догматов, будем стремиться, чтобы их лучше познать чтобы они нас познали. И я уверен, что достигнем введения их в православную паству» . Еще более благоприятно смотрят деятели Кипрской Православной Церкви на контакты с Древними Восточными Церквами (Коптской, Эфиопской, Армянской, Малабарской и др.). Они считают, что между этими Церквами и Православием существуют в христологии различия по преимуществу терминологического характера и достижение единства с этими Церквами укрепит Православие в его общении и контактах с западными христианами и перед лицом последних сделает более сильным и авторитетным. Что касается отношения Кипрской Православной Церкви к борьбе за мир во всем мире, то следует отметить, что ее делегаты во главе с митрополитом Китайским Хризостомом были участниками деяний Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (июнь 1977, Москва). 10. Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей были всегда истинно братские, ни разу не омраченные какими-либо прискорбными событиями или недоразумениями. Посещая Святую Землю, многие русские паломники заезжали поклониться и святыням Кипрской Православной Церкви, о чем потом рассказывали в описаниях своих паломничеств (в «Хождениях»). Так, в начале XII в. русский игумен Даниил писал: «Кипр есть остров велик зело, и множество в нем людий, и обилен есть всем добром.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

— В декабре 2019 года, принимая решение о прекращении поминовения Александрийского Патриархата, Синод Русской Православной Церкви постановил «сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола». В нынешнем решении, как кажется, логика изменилась, и теперь все архиереи Александрийского Патриархата оказываются повинны в признании украинского раскола. — В декабре 2019 года мы подчеркнули, что «решение о признании раскольнической структуры на Украине не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и, соответственно, не имеет соборного характера, а принято Предстоятелем этой Церкви единолично». Но с тех пор прошло два года. За это время никто из архиереев Александрийской Православной Церкви не выразил несогласия с действиями Патриарха Феодора по поддержке раскола на Украине, на что наш Священный Синод обратил внимание в сентябре сего года. Мы исходим из того, что архиереи Александрийского Патриархата солидарны со своим Предстоятелем, коль скоро ни один из них не выступил против данного решения, а некоторые даже успели принять участие в сослужении с раскольниками или иным образом выразить поддержку расколу. В каждой Поместной Церкви действует своя система принятия решений. В нашей Церкви решения принимает Священный Синод с последующим утверждением их Архиерейским Собором. В Александрийской Церкви тоже существует Синод, но решение о признании украинского раскола было принято Патриархом единолично. В то же время, Синод никак это решение не оспорил. Если бы члены Синода или кто-либо из епископата был не согласен, он заявил бы об этом, как сделали некоторые архиереи Кипрской и Элладской Церквей. Более того, в течение декабря мы получили несколько весьма грубых и наглых писем от архиереев Александрийского Патриархата после того, как владыка Леонид туда съездил и пообщался с клириками. В одном из них было написано (цитирую по памяти): «Наши священники даже не знают, где находится Украина». Тем более удивительно, что Александрийский Патриархат втянулся в авантюру по признанию украинского раскола. Один из Предстоятелей Поместных Церквей, с которым я встречался в 2018 году, сказал мне: «Мы не хотим решать проблемы Украины и создавать проблемы у себя». Александрийский Патриархат попытался поучаствовать в решении проблем Украины, но смог только создать проблемы у себя.

http://patriarchia.ru/db/text/5878715.ht...

В то же время выступления Н. с восхвалениями советского режима вызывали резко негативную реакцию у значительной части рус. зарубежной общественности, в т. ч. церковной. Его прямо обвиняли в грубом искажении правды о положении Церкви в СССР, в том, что в своих выступлениях он ни слова не говорил «о разрушенных храмах, замученных епископах и других священнослужителях, о переполненных концлагерях, рабском труде и других характерных особенностях советского режима» (из рождественского послания 1953 г. первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) ). При том, что в кон. 40-х - нач. 50-х гг. ХХ в. борьба за мир считалась приоритетной во внешнецерковной деятельности, Н., как главе ОВЦС, приходилось решать текущие вопросы руководства зарубежными Экзархатами, епархиями, миссиями и приходами, положение которых крайне осложнилось во время «холодной войны» (напр., в США число приходов РПЦ в этот период сократилось в 4 раза). Важным направлением работы Н. также было урегулирование канонического статуса и укрепление положения православных Церквей в странах Вост. Европы, где были установлены просоветские режимы «народной демократии». В 1948 г. РПЦ предоставила каноническую автокефалию Польской Православной Церкви, в 1951 г.- Православной Церкви Чехии и Словакии (находилась в юрисдикции Московского Патриархата с 1948). РПЦ координировала свою деятельность по присоединению к Православию униатов с Польской, Чехословацкой и Румынской Церквами. В 1952 г. состоялась передача Болгарской Православной Церкви приходов и мон-рей РПЦ на территории Болгарии, где было упразднено благочиние рус. правосл. общин. Стали постоянными контакты с Восточными Патриархами, к-рые получали через РПЦ финансовую и материальную поддержку со стороны СССР. В то же время связи с К-польской, Элладской и Кипрской Церквами оставались формальными. После смерти в 1953 г. Сталина и особенно с сер. 50-х гг. происходило улучшение государственно-церковных отношений. Заметным событием, демонстрировавшим изменение отношения советского руководства к Церкви, стало награждение иерархов РПЦ высокими гос.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Автокефалия на Украине: как быть, если межцерковного права не существует 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии 17 сентября, 2018 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, а апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола — что помогло бы разрешить проблему единства и суверенности автокефальных церквей, размышляет секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков. До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться. Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов. 1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы. 2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения.

http://pravmir.ru/avtokefaliya-na-ukrain...

Архив Пн Митрополит Видинский Даниил: Константинополь на Украине действует против правил 12 февраля 2019 г. 16:04 Православный мир в последнее время активно вырабатывает свою позицию в связи с разразившимся кризисом после вторжения Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви , что вызвало разрыв общения Московского и Константинопольского Патриархатов. В эксклюзивном интервью РИА «Новости» по этому вопросу, а также по поводу средств недопущения раскола предельно четко высказался один из архиереев Болгарской Православной Церкви , член ее Синода митрополит Видинский Даниил. — Владыка Даниил, как бы Вы охарактеризовали действия государственных властей и Константинопольского Патриархата на Украине? — В апреле прошлого года Константинопольский Патриархат сообщил, что принимает к рассмотрению обращение церковных и политических представителей из Украины с просьбой о разрешении вопроса с «автокефалией» Церкви в этой стране. Затем, когда Поместные Православные Церкви ожидали инициирования какого-то межправославного обсуждения этого вопроса, посланники Константинопольского Патриархата в Поместных Церквах прямо заявили о намерении Константинопольской Церкви разрешить его в одностороннем порядке. Тогда стало ясно, что действия Константинополя не согласуются с установленным каноническим порядком Православной Церкви. В сентябре Константинопольский Патриарх назначил экзархов на Украину. Это уже проявление своей юрисдикции, власти на территории другой Православной Церкви — самостоятельной, автокефальной Церкви! Это уже нарушение. Мы знаем, что канонические правила категорически запрещают вмешательство в дела Поместных Православных Церквей и их Предстоятелей со стороны других Поместных Церквей. Например, второе правило II Вселенского Собора или восьмое правило III Вселенского Собора. Последнее было принято как раз в связи с подобным же случаем. Тогда были рассмотрены действия Предстоятеля Антиохийской Церкви , который хотел совершать епископские хиротонии для Кипрской Церкви и подчинить ее своей юрисдикции. И это категорически было запрещено Вселенским Собором.

http://patriarchia.ru/db/text/5371636.ht...

Во вступительной речи митрополита Афинагора говорилось о важном вкладе Православных Церквей в размышления, инициированные Жаком Делором, о том, «что есть душа Европы». Важным этапом в этом, по словам митрополита, стало открытие Православными Церквами своих наблюдательных миссий при Европейском Союзе в Брюсселе. Митрополит Афинагор подчеркнул также, что культурное наследие Европы неразрывно связано с христианством. Первая часть семинара была посвящена защите архитектурных памятников как части европейского культурного наследия. В рамках темы участники заслушали доклад представителя Кипрской Православной Церкви, ученого-византолога Христодулоса Хаджихристодулоса, который рассказал о проблемах, связанных с сохранением христианского культурного наследия на территории Северного Кипра. В частности, ученый упомянул разрушения старинных византийских храмов и христианских кладбищ, утрату ценных мозаик, превращение некоторых христианских храмов в мечети и музеи. Он информировал о шагах, предпринимаемых ООН и Европейским Союзом по сохранению этого наследия, а также о диалоге на Кипре между православными христианами и мусульманами, который начался в 2009 году. Депутат Европейского парламента из Болгарии Святослав Малинов в своем выступлении подчеркнул, что принадлежность к Православной Церкви является для болгар неотъемлемой частью национальной идентичности. При этом возрождение церковной жизни большинства граждан Болгарии после советского периода еще продолжается. Депутат дал позитивную оценку восстановлению общественной роли Болгарской Православной Церкви в стране. При этом он отметил, что дискуссия об отношениях между либерально-демократическими ценностями и православной традицией продолжается и проявляется в обсуждении различных актуальных вопросов, например ратификации Стамбульской конвенции Совета Европы по борьбе с насилием в отношении женщин. Затем эксперт по реставрации Ионуца Бурсука (Румынский Патриархат) представил собравшимся примеры удачной работы в сфере сохранения и восстановления памятников церковной архитектуры в Румынии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5159389...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эти вопросы не могут быть одобрены маргинальным большинством» Глава ОВЦС МП митрополит Иларион и митрополит Тамасосский Исаия осудили признание Кипром т.н. ПЦУ 25.11.2020 996 Время на чтение 4 минуты Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал опубликованное 25 ноября коммюнике по итогам заседания Синода Кипрской Православной Церкви, на котором обсуждалось решение архиепископа Кипрского Хризостома о поминовении главы т.н. ПЦУ Думенко, сообщает Патриархия.ru . «Продолжается раскол мирового Православия, виновником которого является Константинопольский Патриарх Варфоломей, - заявил митрополит Иларион. - Совершенное им на Украине антиканоническое деяние приводит теперь к утрате внутреннего единства в Поместных Православных Церквах. Под давлением Константинопольского Патриарха Архиепископ Кипрский Хризостом согласился поминать лидера украинской раскольнической группировки. Часть епископата Кипрской Православной Церкви, как видно из опубликованного сегодня коммюнике, согласилась поддержать Предстоятеля в этом деянии, а другая часть категорически его не приемлет, руководствуясь священными канонами и своей архиерейской совестью». «Эти архипастыри поставлены в трудное положение, - отметил архипастырь. - Нет сомнений, они хотят сохранить единство собственной Поместной Церкви, сберечь мир в среде собратьев. Но верность Священному Преданию и приверженность каноническим правилам не позволяют им участвовать в поминовении раскольника и признании " церкви " , самозваные руководители которой не имеют законной хиротонии». По его словам, «преодоление глубокого кризиса, охватившего православный мир, представляется возможным лишь путём возврата к каноническому церковному строю и православной соборности, не предусматривающей первенства власти кого-либо из Предстоятелей над Вселенской Церковью, Главой которой был и остается Господь наш Иисус Христос». Тем временем иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский Исаия представил Священному Синоду свои богословские взгляды относительно ситуации, сложившейся после единоличного решения архиепископа Хризостома по т.н. ПЦУ, и указал на «начало свержения синодального режима нашей Церкви с непредвиденными последствиями». Комментарии кипрского архиерея опубликовал греческий ресурс Romfea, сообщает «Союз православных журналистов».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/25/et...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010