На Западе, в латиноязычной части Римской империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул употребляется там и поныне, обозначая главу Поместной национальной Церкви. Отцы Карфагенского Собора в 48(39)-м правиле изрекли: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (то есть примасом. – В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило. По-другому древних экзархов именовали архиепископами. В Русской Православной Церкви сан, или титул, архиепископа, как известно, ниже сана митрополита, но в некоторых других Церквах этот сан и ныне выше сана митрополита и усваивается предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. Впервые сан архиепископа появляется именно в этом значении как титул предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, иными словами, как равнозначный с титулом экзарха. Ныне титул архиепископа имеют наряду с патриаршим предстоятели Церквей: Константинопольской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский). Но по преимуществу архиепископами стали именовать предстоятелей Автокефальных Церквей, которые не имели патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Новой Юстинианы, с которой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул архиепископа Новой Юстинианы носит как раз предстоятель Кипрской Церкви. В настоящее время помимо предстоятеля издревле Автокефальной Кипрской Церкви сан архиепископа имеют Первосвятители Автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула предстоятели Церквей в сане архиепископа стоят выше по диптиху предстоятелей с саном митрополита. Впрочем, предстоятели Автокефальных Церквей: Чешских земель и Словакии, а также Православной Церкви в Америке – наряду с титулом митрополитов имеют также титул архиепископов: первый – Пражского, а второй – Вашингтонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архив Пн О словах Кипрского Архиепископа 21 ноября 2020 г. 09:20 Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, в своей статье комментирует два недавних интервью Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома газетам «Кафимерини» (1 ноября) и «Вима тис кириакис» (8 ноября), в которых Его Блаженство объясняет свою позицию по украинскому вопросу. В отношении слов Блаженнейшего о том, что Украина «была территорией Вселенского Патриархата, которая была передана Русской Церкви под временную опеку (επιτροπικς) так же, как это было с " новыми территориями " в Греции» протоиерей Андрей замечает: «Действительно, по существу этого вопроса было написано множество исследований и научных статей не только русскими, но и греческими авторами (например, протоиереем Феодором Зисисом), ясно доказывающих не вызывавший на протяжении столетий тени сомнения факт принадлежности Украины во главе с Киевом, матерью городов русских, к канонической территории Русской Православной Церкви. Всесторонне опровергнуты инсинуации вокруг патриарших и синодальных актов Константинопольской Церкви 1686 года, согласно которым окончательно и безвозвратно восстанавливался канонический порядок и единство Киевской Митрополии с Московским Патриаршим престолом… Достаточно открыть официальный Календарь Константинопольского Патриархата за все последние годы, в том числе и за 2018 год (когда Фанар вторгся на Украину), и убедиться: епархии " новых территорий " приведены в разделе " Вселенский Патриархат " , более того их статус специально оговорен в Календаре, приведены документы об их особом статусе; но епархии на Украине приведены только в разделе " Московский Патриархат " , об их принадлежности Константинополю не сказано ни слова. Еще в 2008 году Патриарх Варфоломей , находясь в Киеве, в своей официальной речи прямо говорил о том, что Украина была передана в юрисдикцию Московского «Отдельного упоминания достойно утверждение архиепископа Хризостома о том, что якобы временный, " опекунский " характер возвращения Киевской Митрополии в состав Русской Церкви от Константинопольского Патриархата в XVII столетии подтверждает наличие некоей договоренности, что сначала в Киеве будет поминаться Константинопольский Патриарх, а потом Московский.

http://patriarchia.ru/db/text/5723016.ht...

Кипрский иерарх уже опровергает свою информацию о противоборстве в Синоде Кипрской Церкви, опубликованную WikiLeaks 23 апреля, 2011. Редакция " Правмира " На Кипре опровергают информацию о расколе среди архиереев и проблемах во взаимоотношениях между государством и Кипрской Православной Церковью Никосия. 23 апреля. ПРАВМИР — Как сообщал портал «Правмир», проект WikiLeaks опубликовал текст секретной телеграммы 08ΝΙCOSIA691 от 25 августа 2008 г. , в которой посол США в Никосии Фрэнк Урбаник сообщает о своих контактах с митрополитом Тамасийским Исайей, сообщившим ему о существовании среди епископата Кипрской Церкви двух противоборствующих партий. Однако, митрополит Исайя в интервью греческому порталу Romfea.gr сообщил, что все сведения, содержащиеся в телеграмме 08ΝΙCOSIA691, являются ложными. По словам митрополита, он не встречался с послом США и не сообщал ему никакой информации об архиереях Кипрской Церкви. «Я никогда не комментировал своих братьев-епископов и не говорил таких вещей», — сказал митрополит. По словам митрополита, все иерархи Священного Синода Кипрской церкви имеют единую позицию, и между ними не существует никаких разногласий. «Мы едины как кулак», — заключил свое интервью митрополит Исайя. По сведениям греческих СМИ, в то время, когда согласно телеграмме митрополит Исайя встречался с послом, на самом деле митрополит вообще находился за пределами Кипра. Также подлинность телеграммы отрицают и в США. Ранее по теме: — WikiLeaks: Между духовными и светскими властями Кипра зреет конфликт из-за расхождения в политических взглядах — WikiLeaks: Синод Кипрский Церкви расколот на две враждующие партии Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/kiprskij-ierarx-uzhe-o...

Архиепископ Кипрский Хризостом: Синод древних Патриархатов будет решать вопросы общеправославного характера 8 июня, 2011. Новостная служба июня состоялось очередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви под председательством архиепископа Кипрского Хризостома. В числе прочих вопросов Синод заслушал сообщение председателя о созыве Константинопольским Патриархом Варфоломеем в последних числах августа Синода древних Патриархатов в Стамбуле. На Синод приглашены предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Поместных Церквей. Лимассол. 8 июня. ПРАВМИР — 7 июня состоялось очередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви под председательством архиепископа Кипрского Хризостома. В числе прочих вопросов Синод заслушал сообщение председателя о созыве Константинопольским Патриархом Варфоломеем в последних числах августа Синода древних Патриархатов в Стамбуле. На Синод приглашены предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Поместных Церквей. В своем сообщении архиепископ Хризостом особо подчеркнул, что Синод древних Патриархатов должен будет рассмотреть вопросы, имеющие отношение к будущему Всеправославному Собору. Таким образом, несмотря на попытки некоторых греческих, русских и сербских аналитиков заявить, что Синод древних Патриархатов созывается преимущественно для обсуждения политической ситуации на Ближнем Востоке и не претендует на формулировку общеправославных решений, один из непосредственных участников будущего Синода, архиепископ Кипрский Хризостом, прямо сказал, что важной задачей Синода древних Патриархатов станет рассмотрение вопросов о подготовке Всеправославного Собора. Напомним, что совсем недавно архиепископ Хризостом пояснял, что именно он понимает под «вопросами подготовки Всеправославного Собора». Прежде всего, это вопрос о месте Кипрской Церкви в общеправославных диптихах и преимущественном праве Константинопольского Патриарха в даровании новых автокефалий — т.е., речь идет о тех вопросах, о которых представителям Поместных Церквей не удалось договориться на Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в феврале этого года по причине возражений со стороны Русской Церкви. Другими словами, получают новое подтверждение прежние сообщения о том, что Синод древних Патриархатов будет рассматривать общеправославные вопросы и конкретно вопрос о нынешнем положении Русской Православной Церкви в общей структуре мирового Православия.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-kiprskij-x...

Но по преимуществу А. стали с тех пор именовать Предстоятелей автокефальных Церквей, к-рые не имели Патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Нов. Юстинианы, с к-рой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул А. Нов. Юстинианы носит Предстоятель Кипрской Церкви. В наст. время помимо Предстоятеля издревле автокефальной Кипрской Церкви сан А. имеют Первосвятители автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула Предстоятели Церквей в сане А. стоят выше по диптиху Предстоятелей с саном митрополита. Но Предстоятели автокефальных Церквей Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке наряду с титулом митрополитов имеют также титул А.: первый - Пражского, второй - Вашингтонского. А. титулуются ныне и Предстоятели автономных Церквей: Синайской, Финляндской; глава Японской автономной Церкви наряду с саном митрополита имеет также титул А. Токийского. Между тем уже в ранневизант. эпоху на Востоке, первоначально в К-польском Патриархате, титул А. стал употребляться и в ином значении. А. начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, изымались из юрисдикции митрополита и переводились в прямую юрисдикцию Патриарха. Такие А. (ρχιεπσκοποι ατοκφαλοι) занимали в диптихах места ниже митрополичьих. Еще позже сан А. становится уже только отличием кафедры или архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными для епископов. В Русской Церкви титул А. впервые употребляется в XII в. применительно к Новгородским владыкам, впосл. А. стали титуловаться и епископы др. кафедр, в частности Ростовской, Крутицкой, позже Казанской. В РПЦ титул А. никогда не был связан с особыми адм. полномочиями и является только почетным отличием, при этом А. занимают по старшинству положение после митрополитов. В разные времена титул А. усваивался в РПЦ архиереям на разных основаниях: в зависимости от ранга кафедры - так было по преимуществу в досинодальную эпоху, а также в отдельные периоды синодальной эпохи (в XVIII в., после 1764,- в зависимости от класса епархии), в др. периоды синодальной эпохи сан А. являлся личным отличием архиерея. Так обстоит дело в РПЦ и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/76484.html

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор о признании Архиепископом Кипрским главы «ПЦУ»: Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру 3 декабря 2020 г. 13:48 В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма» (Республика Кипр) митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор рассказал о ситуации в Кипрской Православной Церкви в связи с решением Синода относительно поминовения Архиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинских раскольников Епифания Думенко в качестве «предстоятеля церкви Украины», а также о предшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах. Архипастырь очень подробно и точно изложил историю украинского церковного вопроса, показав всю неправильность действий Константинополя, который в 2018 году заявил об «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и «восстановлении в сане» украинских раскольников, в том числе не имеющих канонического рукоположения, а также впоследствии давшего «автокефалию» созданной из нескольких раскольнических группировок «ПЦУ». Сделав обзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, что значение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать и судить епископов. При этом он отметил, что уважает, любит и чтит Вселенский Патриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, по мнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеет право предоставлять автокефалию, то только при условии согласия на то других автокефальных Православных Церквей. На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определять границы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященство привел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархате есть свой список епархий, где отмечены все митрополии, которые к нему относятся. Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявлениях со стороны противников его позиции, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор задался вопросом, в каких же интересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют, констатировав, что подобных интересов у него нет. Он подчеркнул, что утверждения о неких «российских инвестициях» также не соответствуют действительности. Владыка засвидетельствовал: именно обеспокоенность возможным возникновением в лоне Православия серьезного раскола, который есть самый страшный грех, заставляет его действовать таким образом.

http://patriarchia.ru/db/text/5728820.ht...

Серьезную угрозу представляло воплощение в жизнь плана Макмиллана, к-рый предусматривал значительную автономию общин, отсутствие единого парламента, 7-летний переходный период с последующим установлением на Кипре тройного кондоминиума Великобритании, Греции и Турции. Брит. власти решили приступить к одностороннему осуществлению данного плана, что поставило бы греков перед свершившимся фактом: назначение турецкого представителя при английском губернаторе, выборы в отдельные от греко-киприотских в турко-киприотские муниципальные советы и в парламент турецко-киприотской общины. М. был вынужден отказаться от энозиса с Грецией и провозгласить курс на создание независимого кипрского гос-ва (заявление во время встречи с депутатом от партии лейбористов Б. Касл 22 сент. 1958). М. назвал это переходом «от политики желаемого к политике достижимого». Макарий III, архиеп. Кипрский, во время своего визита в США. 8 июня 1962 г. Макарий III, архиеп. Кипрский, во время своего визита в США. 8 июня 1962 г. Условия предоставления независимости Кипру и создания гос-ва обсуждались на совещании в Цюрихе (5-11 февр. 1959) без участия кипрской стороны. Подписание соглашения должно было состояться в Лондоне (17-19 февр. 1959). М. пытался внести нек-рые изменения и улучшить навязанные условия соглашения, но не смог преодолеть жесткой позиции Великобритании, Греции и Турции. Китийский митр. Анфим и игум. Киккского мон-ря Хризостом входили в состав делегации греков-киприотов в Лондоне и выступали за подписание соглашений. Но Киринийский митр. Киприан назвал Лондонские соглашения предательством национальных интересов (к-рые он отождествлял с идеей энозиса) и встал в оппозицию к М. 13 дек. 1959 г., во время первых президентских выборов на Кипре, М. был избран на пост главы гос-ва, получив 66,29 % голосов, и вступил в должность 16 авг. 1960 г., в день офиц. провозглашения независимой Республики Кипр. Избрание на пост главы гос-ва предстоятеля Кипрской Православной Церкви, т. е. совмещение в одном лице высшей светской и духовной власти, представлялось для киприотов естественным: на протяжении веков Кипрский архиепископ являлся этнархом, главой нации. Во время инаугурации М. сказал, что, «будучи верным духу моей этнархической миссии, я никогда не идентифицировал и не буду идентифицировать себя с какой-либо партией, но со всем народом Кипра» (Απαντα. 1996. Τ. 6. Σ. 137).

http://pravenc.ru/text/2561422.html

В «Послании…», написанном в покровительственном тоне, излагается причина и атмосфера созыва встречи — «обращаясь к политическим и религиозным лидерам Ближнего Востока и всего мира, мы призываем их выработать принципы и методы обеспечения мирного сосуществования верующих различных религиозных традиций, и заявляем о своей солидарности с теми, кто подвергается дискриминации, насилию и гонениям». В свете того, что Вселенский Патриарх объявил «1 сентября Днем защиты окружающей среды и творения» , становится понятным следующее решение Собрания: «принять предложение Вселенского Патриархата подготовить и провести в ближайшее время встречу религиозных лидеров региона, в ходе которого будет согласован и провозглашен своего рода экологический вариант “Средиземноморской Хартии”». Что такое Средиземноморская Хартия? Переводчик в сноске объясняет что это — «разработанный группой международных экспертов документ, посвященный определению основополагающих начал современного международного сотрудничества в данном регионе мира». Не забудем того, что Кипр является оффшорной зоной и играет немаловажную роль в Средиземноморском регионе и в международной торговле. Это не может не отразится как на положении Кипрской Церкви внутри государства, так и на межцерковном пространстве. Сам предстоятель Кипрской Церкви — архиепископ Xpuзocmoм II — также вовлечен в экономическую жизнь своей страны. Здесь совершенно ясно, что политическое единство региона может быть вполне восполнено религиозным единством, которое существует в действительности. Далее, необходимость греческим Церквам быть вместе не только политически, религиозно, но и в порядке поминовения по диптиху еще яснее выражается в коммюнике Встречи, в котором изложена программа реализации поставленных задач в социальном русле, возложенная на Глав Древних Патриархатов, вместе с Главой Кипрской Православной Церкви. Из них: помощь больным СПИДом и ВИЧ инфицированным путем сооружения лечебниц; помощь молодым в получении высшего образования. В отдельном пункте, со ссылкой на «февральскую коллизию», было выражено желание пересмотреть процедуру принятия соборных решений для ускорения созыва Всеправославного Собора.

http://bogoslov.ru/article/2239930

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор о признании архиепископом Кипрским главы «ПЦУ»: Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру 03.12.2020 В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма» (Республика Кипр) митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Киккотис) рассказал о ситуации в Кипрской Православной Церкви в связи с решением Синода относительно поминовения архиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинских раскольников Епифания Думенко в качестве «предстоятеля церкви Украины», а также о предшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах. Архипастырь очень подробно и точно изложил историю украинского церковного вопроса, показав всю неправильность действий Константинополя, который в 2018 году заявил об «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и «восстановлении в сане» украинских раскольников, в том числе не имеющих канонического рукоположения, а также впоследствии давшего «автокефалию» созданной из нескольких раскольнических группировок « ПЦУ ». Сделав обзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, что значение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать и судить епископов. При этом он отметил, что уважает, любит и чтит Вселенский Патриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, по мнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеет право предоставлять автокефалию, то только при условии согласия на то других автокефальных Православных Церквей. На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определять границы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященство привел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархате есть свой список епархий, где отмечены все митрополии, которые к нему относятся. Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявлениях со стороны противников его позиции, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор задался вопросом, в каких же интересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют, констатировав, что подобных интересов у него нет. Он подчеркнул, что утверждения о неких «российских инвестициях» также не соответствуют действительности. Владыка засвидетельствовал: именно обеспокоенность возможным возникновением в лоне Православия серьезного раскола, который есть самый страшный грех, заставляет его действовать таким образом.

http://drevo-info.ru/news/26386.html

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор о признании Архиепископом Кипрским главы «ПЦУ»: Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру Никосия, 3 декабря 2020 г.      В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма» (Республика Кипр) митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор рассказал о ситуации в Кипрской Православной Церкви в связи с решением Синода относительно поминовения Архиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинских раскольников Епифания Думенко в качестве «предстоятеля церкви Украины», а также о предшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах, передает Патриархия.ru . Архипастырь очень подробно и точно изложил историю украинского церковного вопроса, показав всю неправильность действий Константинополя, который в 2018 году заявил об «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и «восстановлении в сане» украинских раскольников, в том числе не имеющих канонического рукоположения, а также впоследствии давшего «автокефалию» созданной из нескольких раскольнических группировок «ПЦУ». Сделав обзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, что значение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать и судить епископов. При этом он отметил, что уважает, любит и чтит Вселенский Патриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, по мнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеет право предоставлять автокефалию, то только при условии согласия на то других автокефальных Православных Церквей. На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определять границы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященство привел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархате есть свой список епархий, где отмечены все митрополии, которые к нему относятся. Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявлениях со стороны противников его позиции, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор задался вопросом, в каких же интересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют, констатировав, что подобных интересов у него нет. Он подчеркнул, что утверждения о неких «российских инвестициях» также не соответствуют действительности. Владыка засвидетельствовал: именно обеспокоенность возможным возникновением в лоне Православия серьезного раскола, который есть самый страшный грех, заставляет его действовать таким образом.

http://pravoslavie.ru/135829.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010