Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святители Мнасон и Ираклидий. Икона. XXI в. [Греч. Μνσων] († кон. I в. (?)), сщмч. (?) (пам. греч. 18, 19 окт.), еп. Тамасский (Кипрский). В Деяниях св. апостолов упоминается «некий давний ученик, Мнасон Кипрянин» (Деян 21. 16), принявший в своем доме, к-рый находился либо между Иерусалимом и Кесарией Палестинской, либо в самом Иерусалиме, ап. Павла и его спутников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (BHG, N 743; см. ст. Ираклидий , еп. Тамасский), составленном в IV в. ( Nau. 1907. P. 126-127) или в V в. ( Halkin. 1964. P. 135-136), упоминается М., сподвижник Ираклидия, занявший после его кончины епископскую кафедру Тамаса. В Житии говорится, что некий христианин Феодор записал деяния М. и поручил Родону, от лица к-рого ведется повествование, составить общий рассказ об Ираклидии и о М. В тексте указано, что отца М. звали Хрисипп, сам он стал учеником Ираклидия, а затем и его преемником на епископской кафедре Тамаса. Совместно они проповедовали Христа жителям Кипра, крестили их и совершали множество чудес: воскрешали умерших, исцеляли больных, изгоняли бесов. О дальнейшей жизни и кончине М. после смерти Ираклидия в тексте не сообщается. Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит В более поздней агиографической традиции Кипра были совмещены сведения о Мнасоне из НЗ и о М., еп. Тамаса. М. происходил из языческой семьи, проживавшей в Тамасе. Родители отправили его с другом Феоной в Рим для разрешения спора между язычниками Кипра. В Риме М. и Феона встретили нек-рых апостолов от 70, бежавших туда после мученической кончины архидиак. первомч. Стефана, и от них узнали о Христе. Для того чтобы углубить свои познания, друзья отправились в Иерусалим, где от ап. Иоанна услышали подробный рассказ о земной жизни Спасителя, приняли крещение и затем вернулись на Кипр. В это время на острове находились ап. Варнава , ап. Марк и ап.

http://pravenc.ru/text/2563858.html

Пасха В Светлую седмицу Великого праздника Воскресения Христова умершие освобождаются ли от испытания мытарств во время перехода души через оные? В эти дни определено краткое погребение над умершим и сказано: «аще и не удо­влетвори за грехи свои, но Церковь Святая приемлет оные на себя». (24, с.118). Светлое Христово Воскресение Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский : «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы, предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздни­ка употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Цер­ковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св.Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова существовали до Первого Вселенского Собора (325 г), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской (4, с.273–275). Особенности пасхального богослужения Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

поиск:   разделы   рассылка Константинопольский патриарх не имеет связи с украинскими раскольниками В конце июля в столицу Украины на торжества, посвященные 20-летию служения на Киевской кафедре Блаженнейшего митрополита Владимира, прибыли делегации Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира члены делегаций вместе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви и другими иерархами сослужили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией на Соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры. В ходе пребывания в Киеве ряд представителей Поместных Церквей в интервью порталу " Православие в Украине " высказали свое отношение к проблеме церковного раскола на Украине. В частности, глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил выразил убеждение, что к восстановлению церковного единства есть " единственный путь – это возвращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет митрополит Владимир " . " Считаем, что сам образ, личность и деятельность митрополита Владимира как Предстоятеля Украинской Православной Церкви на протяжении последних 20 лет были и остаются главными факторами стабильности церковной жизни в Украине " , – отметил иерарх. При этом митрополит Эммануил напомнил, что " Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками, он их не признаёт и не признáет. И Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным. Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников " . Говоря о том, что звучащие время от времени утверждения о возможности такого признания никоим образом не связаны с реальностью, он сравнил их с известным произведением У. Шекспира: " Как Шекспир написал " Сон в летнюю ночь " , так и Филарет пытается написать свой " Сон в летнюю ночь " " .

http://religare.ru/2_96163.html

Представители Поместных Православных Церквей: раскольники могут вернуться в Церковь только через покаяние 6 августа 2012 г. 19:00 В конце июля в столицу Украины на торжества, посвященные 20-летию служения на Киевской кафедре Блаженнейшего митрополита Владимира , прибыли делегации Поместных Православных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Грузинской , Сербской , Болгарской , Кипрской , Элладской , Польской , Православной Церкви Чешских земель и Словакии , Православной Церкви в Америке . В день памяти святого равноапостольного князя Владимира члены делегаций вместе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви и другими иерархами сослужили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией на Соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры . В ходе пребывания в Киеве ряд представителей Поместных Церквей в интервью порталу «Православие в Украине»  высказали свое отношение к проблеме церковного раскола на Украине. В частности, глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил выразил убеждение, что к восстановлению церковного единства есть «единственный путь — это возвращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет митрополит Владимир». «Считаем, что сам образ, личность и деятельность митрополита Владимира как Предстоятеля Украинской Православной Церкви на протяжении последних 20 лет были и остаются главными факторами стабильности церковной жизни в Украине», — отметил иерарх. При этом митрополит Эммануил напомнил, что «Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками, он их не признаёт и не признáет. И Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным. Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников». Говоря о том, что звучащие время от времени утверждения о возможности такого признания никоим образом не связаны с реальностью, он сравнил их с известным произведением У. Шекспира: «Как Шекспир написал " Сон в летнюю ночь " , так и Филарет пытается написать свой " Сон в летнюю ночь " ».

http://patriarchia.ru/db/text/2388579.ht...

Престол Н. с. ц. был основан, очевидно, в кон. XIII в. В поздних летописях указан 1292 г. Первое упоминание о церкви относится к 15 дек. 1399 г. и содержится в булле Римского папы Бонифация IX (1389-1404) ( Porumb. 1998. P. 50), призывающей к обращению в католичество православных (у которых был свой храм - Н. с. ц.). Скудость до посл. трети XV в. сведений о епархиальном устройстве Трансильванской митрополии К-польского Патриархата, в юрисдикции к-рой находилась церковь со времени своего основания, не позволяет четко определить, к какой епархии она принадлежала. Сохранилось недатированное послание митр. Фелякского Даниила (кон. XV в.) главе (judex civitatis) Брашова Петру Урсу и 12 городским магистратам. В нем митрополит просил их содействовать сбору в пользу митрополии по 3 дуката с христиан «нашего греческого закона», к-рые жили в невенчанном браке и были переписаны свящ. Николаем из Н. с. ц. ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 265). После ряда перемещений кафедра Трансильванской митрополии к нач. 70-х гг. XVI в. была перенесена в столицу Трансильванского воеводства г. Алба-Юлия. Очевидно, Н. с. ц. находилась в непосредственной юрисдикции митрополии, поскольку область Страна Бырсы (ara Bârsei, Цара-Бырсей) с центром в Брашове не упоминается в составе созданной после 1489 г. Вадской епископии, распространявшей юрисдикцию на близлежащие регионы. В любом случае Трансильванские митрополиты принимали деятельное участие в судьбе Н. с. ц. Так, в «Хронике протопопа Василия» (ок. 1633), написанной настоятелем Н. с. ц. прот. Василием Летописцем (1586-1659), рассказано о том, что митр. Трансильванский Феоктист и митр. Унгро-Влахийский Лука Кипрский отстранили от служения свящ. Николая Нягослава из Н. с. ц. в 1606 г. за «неблагочестие и гордыню» ( Stinghe. 1899. P. 6). В дневниковых записях Андреаса Хедьеша (1578-1627) указано, что «владыка Белградский (т. е. Трансильванский: Алба-Юлия, кафедра архиерея, в слав. и румын. источниках этого периода называлась Белградом.- Авт.)» Феоктист 26 авг. 1615 г. вновь посетил Брашов с целью улаживания конфликта, возникшего между священниками Н. с. ц. Константином и Станом ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 59).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Москва, 4 декабря 2017 г.      2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церквимитрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Токийский и всей Японии Даниил. В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/108870.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года: что будет в храме? 10 мин., 16.03.2024 Воскресенье 17 марта называется Прощеным . Христиане просят прощения и прощают друг друга. В этот же день мы обращаемся в молитве к преподобным Герасиму Иорданскому, Герасиму Вологодскому и Иакову постнику. Церковь вспоминает благоверного князя Василия Ростовского, преподобномученика Иоасафа Снетогорского, мучеников Павла и Иулианию, святителя Григория, епископа Констанции Кипрской, и перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского. Самым известным русским святым, чья память совершается 17 марта, является святой благоверный князь Даниил Московский . Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Прощеное воскресенье 17 марта. Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года, воспоминание Адамова изгнания В воскресенье 17 марта в 2024 году Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая . Это воскресенье — последнее перед началом Великого поста. В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга и взаимно прощать. Подробнее о Прощеном воскресенье читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 8 С высоты снизшел еси, Благоутробне,/погребение приял еси тридневное,/да нас свободиши страстей,//Животе и воскресение наше, Господи, слава Тебе. Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первая Неделя Великого поста, Торжество Православия, воскресенье, 24 марта 2024 года: что будет в храме? 15 мин., 22.03.2024 В первое великопостное воскресенье 24 марта мы обращаемся в молитве к святителям Софронию Иерусалимскому, Евфимию Новгородскому и Софронию, епископу Врачанскому, преподобным Софронию, затворнику Печерскому, и Алексию Голосеевскому, священномученику Пионию Смирнскому и иже с ним пострадавшим. Церковь также вспоминает перенесение мощей мученика Епимаха Нового и чтит память исповедников Патрикия (Петрова) и Василия Малахова. Еще 24 марта чествуется икона Божией Матери Кипрская (Стромынская). Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 24 марта. Воскресенье, 24 марта 2024 года, Торжество Православия Воскресенье 5 марта в 2024 году называется Торжеством Православия. Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира » привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора , которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме . Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе , ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Русская Православная Церковь и Кипр Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 60; 2010, 2011 24 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 60; 2010, 2011 Русские христиане издавна поддерживали тесные связи с Православными Церквами Востока, и эти связи не прерывались на протяжении целого тысячелетия. Обзору исторических связей Русской Православной Церкви с одной из древних Церквей Востока, имевшей апостольское происхождение — Кипрской Православной Церковью, и посвящена настоящая статья 1 . Кипр и Киевская Русь Сведения о Кипре стали известны на Руси в большой степени благодаря святителю Епифанию Кипрскому (367–403 гг.), почитание которого на Руси повелось исстари. Святитель Епифаний, будучи уроженцем Палестины, в 367 году был избран епископом Саламина на Кипре и в течение последующих 36 лет вплоть до своей кончины управлял этой епархией. Учение об управляющих миром бесплотных силах, содержащееся в одном из сочинений святителя Епифания, было известно на Руси уже в XI веке; оно цитируется древним летописцем, который на этом основании объяснял все небесные явления 2 . Слово святителя Епифания Кипрского “О 12 камнях” было включено в “Изборник Святослава” (1073 г.) 3 . Ещё большую известность снискало другое его сочинение — “Слово о погребении тела Христова”, включённое в “Клотцов сборник” — глаголический памятник древнеславянской письменности XI века 4 . О самом же Кипре упоминается в Лаврентьевской летописи в перечне стран, унаследованных одним из сыновей Ноя — Хамом 5 . Это известие переходит вместе с изложением библейской истории во все последующие летописные своды. Русские христиане издревле стали предпринимать паломничества в Святую Землю, и по пути в Палестину некоторые из них посещали Кипр. Первым письменным свидетельством такого рода является “хожение” игумена Даниила, который осуществил путешествие на Восток во времена княжения киевского князя Святополка Изяславовича (1098–1113 гг.), в то самое время, когда в результате крестовых походов вновь открылся доступ в Палестину паломникам из европейских стран.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010