Сольвычегодск — бывшая вотчина знаменитых Строгановых, купеческого рода, который внёс значительный вклад в развитие города и особенно церковного искусства. «Строгановское шитье» и «строгановское письмо», создававшиеся в мастерских этих выдающихся меценатов, не могли превзойти другие умельцы ни в те времена, ни, тем более, в последующие. Второй город, Великий Устюг, известен еще с домонгольского периода. Здесь сохранилось множество церквей и монастырей, хотя сам городок небольшой, с населением 30 тысяч человек. В Устюге просияли удивительные святые. В первую очередь, знаменитые Прокопий и Иоанн Устюжские — юродивые, высокой жизни и чудесам которых невозможно не поражаться. Также и Киприан Устюжский, основатель Михайло-Архангельского монастыря, и новомученики, пострадавшие за веру уже в советское время, и те святые, о которых, собственно, и пойдет речь — святые праведные Иоанн и Мария. Великий Устюг. Фото: av4/arch-heritage.livejournal.com Первое знакомство Как ни странно, но не могу вспомнить тот момент, когда впервые о них узнал. Просто как-то отпечаталось в памяти, что их мощи почивают под спудом в Вознесенском храме Великого Устюга — одном из старейших каменных храмов города, построенном ещё в XVII веке. Сейчас там действует музей с замечательной экспозицией древнерусского искусства. Сама церковь имеет необычную архитектуру: под одной крышей в ней собраны восемь или девять приделов, а благодаря заботе и уходу музейных работников выглядит она очень нарядно и достойно для находящейся здесь святыни. Но хорошо помню, насколько поразило меня их жизнеописание. Официально небесными покровителями православной семьи считаются благоверные Петр и Феврония Муромские. Однако в моем сердце их история отклика почему-то не находила. Когда же узнал об Иоанне и Марии Устюжских, то понял: вот они — святые, которым нужно молиться об укреплении семьи. Чтобы семья была действительно христианской, брак — богоугодным, а человек в браке спасался сам и супругу своему помогал идти ко спасению.

http://pravmir.ru/kak-odna-devushka-rast...

В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга. Описание о российских святых XVIII в. в Московск. академии, то же библиотека Киево-софийск. собора. Преподобный Киприан устюжский Издавна, едва ли не с самого основания древнего города Гледена, находился в нем монастырь св. Троицы. Тут в первых годах XIII века один богатый замлевладелец двинской трети, устюжской волости, презрев прелести мира, решился посвятить себя иноческой жизни и принял пострижение с именем Киприана. Достигший исполнения своего задушевного желания, новый инок со всем усердием предался подвигам поста и молитвы, безропотного послушания и труда. После всех пришедши в монастырь, он хотел сравняться в подвигах с поседелыми старцами и усвоить себ все их добродетели. Такая жизнь не могла не обратить на Киприана всеобщего внимания жителей, и слава о молодом подвижнике быстро начала распространяться в окрестности. Благочестивые граждане Гледена привыкли посещать монастырь св. Троицы и находить для себя утешение в душеполезных беседах с иноками. Но в то время река Юг стала подмывать Гледенскую гору и горожане вынуждены были переселиться на Черный Яр, за реку Сухону, и построить нынешний Устюг. Посещение Троицкого монастыря, от которого они были теперь отделены большой рекой, сделалось для них неудобным. Жалея о трудности посещать любимое место своего богомолья и желая иметь иноческую обитель вблизи нового места своего жительства, устюжане стали просить пр. Киприана устроить монастырь близ их нового города. Предлагая ему любое место близ города для построения обители, граждане желали посещать новый монастырь вместо Троицкого и в тишине иноческой ограды отдыхать и успокоиваться от забот и треволнений житейских. Устрашился сначала смиренный подвижник предложения граждан, долго отказывался он, считая себя и недостойным и неспособиым для такого дела, но не мог устоять против усиленных просьб устюжан и согласился наконец принять на себя этот труд для общей пользы. Обойдя город и осмотрев места, – удобные для иноческой жизни, он избрал место при озерках, за Острожною осыпью или валом города, поставил себе здесь малую кельицу и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегоси об имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «поставь церковь рождества Иоанна Предтечи». Сновидение было так живо и явившийся внушал к себе такой страх и благоговение, что Иоанн тотчас же пробудился, не будучи и сам уверен в том, на яву или во сне он видел такого чудного мужа. Поспешно возвратившись домой, Иоанн разсказывает жене своей о бывшем ему сновидении и спрашивает ее, кто такой Иоанн Предтеча? Мария объяснила ему, что это великий пророк и угодник Божий; затем показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, она советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. То же самое внушали ему друзья и знакомые, узнавшие о чудесном видении, и новопросвещенный Иоанн, следуя общему совету жены, друзей и знакомых, вскоре построил на месте бывшего ему видения церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора, вместо сокольей, стала называться Ивановскою. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Богу. В Устюге в то время подвизался пр. Киприан, начальник и основатель устюжского Архангельского монастыря. Вместе с прочими гражданами с любовью и уважением относился Иоанн к пр. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Пр. Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне православия и, подобно Буге, принявший св. веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это продолжалось более 60 лет. Умер Киприан 29 сентября (12 октября по н. ст.) 1276 года и был погребен у самых ворот основанной им обители. Над его могилой была построена скромная деревянная часовня. В 1710 году на месте часовни был построен храм в честь Преполовения Святой Пятидесятницы. Братские кельи К востоку от собора у самой стены монастыря стоит корпус братских келий 1736—1737 годы. Внутренняя структура этого двухэтажного, вытянутого в длину сооружения с четырехскатной кровлей повторяет планировку монастырских жилых построек второй половины XVII века. Вдоль его главного фасада в обоих этажах расположены основные жилые помещения (в нижнем этаже также погреба и кладовые), с задней стороны — соединенные между собой сени. Каменные переходы, сооруженные в 1763 году, соединяли братские кельи с северной папертью собора (позднее сломаны). С 1772 по 1788 год в здании братских келий размещалась устюжская семинария. С 1806 по 1918 год вместе с братскими кельями в здании размещалось общежитие воспитанников духовного училища. Образовано в 1806 году, закрыто в 1918 году. После Гражданской войны половину помещения занимали начальные классы школы имени А.В. Луначарского. С 1941 по 1945 году различные службы Пуховического военного училища. С 1945 года в здании находятся учебные классы, лаборатории и другие службы автотехникума. У южной стены монастыря размещается одноэтажный корпус поварни и погребов, выстроенный в 1737—1738 годах. К настоящему времени он оказался сильно измененным: в 1779 году над ним возвели второй этаж, а затем переделали под присутственные места. Каменная монастырская стена В 1734 году при архимандрите Пахомии начато строительство каменной стены вокруг Михайло-Архангельского монастыря, закончено в 1737 году. Эта стена была первой в Устюге каменной монастырской стеной, почему Михайло-Архангельский монастырь и получил в народе название кремля. Ранее по верху ограды шла галерея на деревянных брусьях с выходящими наружу окнами и тесовой кровлей; своим устройством она напоминала боевой ход на стенах более древних укреплений на Руси. В 1789-1790 годах галерею разобрали, а верх ограды переделали. Библиография, источники:  Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 129. Рыбаков А. А.Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Когда обессиливаемое постом и бодрствованием его тело требовало отдыха, Прокопий ложился, где бы только ни пришлось: на навозе, на камни или на голой земле. И летом, и зимой Прокопий ходил без всякой обуви; одежда его была изорванная, и в ней он переносил северные морозы; пища святого была самая скудная; он принимал ее только от нищих и от людей богобоязненных, а от богачей, обогатившихся неправдою, не брал ничего. Без преувеличения можно сказать про Прокопия, что это был добровольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода. Одно только и было утешение у Прокопия – посещение праведной четы – Иоанна и Марии 1 . Но праведник хотя и не редко посещал эту чету, однако никогда не пользовался удобствами их жизни; особенным же другом и собеседником Прокопия был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал он покоя для своей плоти. За свои великие подвиги блаженный Прокопий еще при жизни удостоился дара прозорливости. Так, однажды в праздничный день при большом стечении народа он, увидя трехлетнюю девочку Марию, шедшую с своими родителями в собор к вечерне, поклонился ей в ноги и сказал: «вот идет мать великого Стефана, епископа и учителя Пермского». Эта Мария, впоследствии вышедшая замуж за соборного клирика Симеона, действительно, была матерью Стефана Пермского. Симеон же был ревностным почитателем Прокопия и его другом; некоторые сведения о жизни преподобного известны благодаря рассказам Симеона. Как прозорливец, Прокопий предугадывал явления природы. Обыкновенно, он носил в руке три кочерги, и вот после неоднократных наблюдений было замечено, что когда блаженный бегал по городу и, размахивая своими кочергами, держал их вверх головами, – в те годы бывал хороший урожай хлеба и других плодов; когда же оборачивал их головами вниз бывал недостаток во всем. Самым главным и важным предсказанием Прокопия было предсказание о каменно-огненной туче, которая по воле Божией должна была разразиться над Устюгом в наказание за грехи его жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вологодского уезда, из-за Великого озера, Борисоглебского игум. Моисей , 1659. Сойгинской Екатерининской пустыня иг-нья Александра , 1665–72. Куфтыревской Троицкой пустыни строит. Игнатий , 1676. Сученской пустыни строит. Евфросин , 4 янв. 1684. III, 415; VI, 698, 180. Борисоглебского Сольвычегодского игум. Дионисий , 1548. В 1680 г. мнтрь упом. как церковь с попами. Лусской Пермцы 236 , Спасова Устьвожинская пустынь упом. в 1684.Строит. Даниил , в февр. 1704. VI, 328, 579. Спасской, на реке Вычегде, построен лета 7170-го, чёрным священником Филаретом ; существовал 1707. Покровской, в Пыелдине погосте, (Яренской), строит. Иоасаф , 1707. VI, 258, 1022. Игнатиевы пустыни строит. Григорий Неронов , 1665. Мнтрь запустел 1721. Южской волости, Спасской пустыни чёрный поп Григорий , в мар. 1659. Харитонцовой пустыни строит. Варсонофий , 22 мар. 1664. III, 298. Архангельской пустыни игум. Адам , 1737 и 38. III, 414; V, 376. Борисоглебская. III, 429. Боровинская. III, 464; VI, 1024. Белавиной: Строит. Иоасаф , 1738. – Аполлоний в 1818 перев. в Спасо-Суморин. – Иона , 3 нояб. 1834–37, 27 янв. перев. в Сямский. III, 530. Верхосицкая. III, 610. Вондожская. IV, 62. Дуниловой пустыни строит. Иосиф , 1764. IV, 72, Дедовская. IV, 76. Дюдикова. IV, 214. Зубовская. IV, 322. Кайсаровский. IV, 628. Коптев. IV, 774. Коровина пустынь. V, 13. Лешская. V, 21; VI, 958, 1022. Ломовская. V, 142. Негренской строит. Ефрем , 1702–4. V, 354; VI, 1032. Ножемская. V, 370. Орловский Устюжский. V, 465. Перевысьевская. V, 517. Перцова. V, 525. Песочного: Игум. Пимен , 1588. – Иосиф , 1626. Чёрный поп Рафаил , в июле 1659. Келарь Киприан , в февр. 1663. Строит. Филарет , 1729; после игум. Озерский. – Гавриил , 1738. – Дионисий , около 1760; в 1764 перев. в Сямский. V, 550. Печорская. V, 623. Кубенская. V, 670. Ржаницына. V, 733. Рябининой строит. Александр , 1738. VI, 69. Святолуцкая. VI, 184. Сольвычегодский Сретенский. VI, 239, 1047. Шуйская. VI, 366. Тиксненская. VI, 467. Ульяновская. VI, 606. Христофорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдыхать ложился он, то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда на нем была изорванная и в ней он переносил северные морозы. Это был мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода. Утешением для праведного Прокопия служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга или Багу был монгольским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он (1262 г.) взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других Багу принял крещение и вступил в брак с Мариею. Народ примирился с ним, а Багу Иоанн со всем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по монгольской привычке Багу забавлялся соколиною охотою, построен был храм Предтечи с обителию. 655 Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви. 656 Праведный Прокопий по временам посещал их, но не пользовался удобствами земной жизни их. Другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель архангельской устюжской обители: но и у него не искал он покоя для плоти своей. Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга забросала снегом дома, а мороз и ветер северный так были резки, что птицы падали мёртвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить себе, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижины нищих, бывшие при храме, чтобы сколько-нибудь погреться: но одни запирали дверь, другие прогоняли даже палкой Прокопия. Прогнанный страдалец нашел сарай, где в углу лежали собаки: он лег около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов? Буди имя Господне благословенно, сказал Прокопий и воротился на паперть: дрожа всеми костями и ожидая смерти, молился он, да примет Бог душу его. И – вот он чувствует какую-то теплоту: взглянув, видит пред собою ангела Божия с прекрасною веткою в руке: небесный гость, коснувшись веткою лица Прокопия, оживил страдальца; приятная теплота разлилась по всему телу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выяснив точную дату появления хана под Москвой – 18 августа 1382 г. и зная, что Киприан прибыл в город «предъ пришествиемъ Тахтамышевымъ за два дни», нетрудно установить, что митрополит пришел в Москву в субботу 16 августа. Что же заставило Киприана так спешить в Москву? Ответ может быть только один – судьба великой княгини Евдокии, которую необходимо было срочно вывозить из города. Дмитрий Донской, спешно направляясь в Кострому, вынужден был оставить супругу в столице, ибо та находилась на последних днях беременности и, выражаясь медицинским языком, была нетранспортабельной. Роды произошли в четверг 14 августа 1382 г. Под этой датой летописец записал: «Того же лета родися великому князю Дмитрею Ивановичю сынъ князь Андрей, месяца августа въ 14 день, и крести его Феодоръ игуменъ Симановьский» 949 . На второй день после появления юного княжича на свет в Москве появился митрополит. Но лишь только в результате напряженных переговоров, просьб и уговоров Киприана горожане согласились выпустить из Кремля митрополита и великую княгиню с младенцем. Мы не знаем точной даты этого события, но, скорее всего, это произошло в воскресенье 17 августа 1382 г., буквально за несколько часов до подхода татар к Москве. Сразу после отъезда из столицы пути Киприана и великой княгини разошлись. Судя по сообщению Устюжского летописца, митрополит направился на Волок, где стояла рать князя Владимира Андреевича Серпуховского, а Евдокия «шествовала бо съ Москвы къ Переславлю, а оть Переславля къ Ростову, а отъ Ростова на Кострому къ великому князю Дмитрею Ивановичю». В силу своего физического состояния она двигалась крайне медленно, часто останавливаясь, в результате чего ее чуть не захватили татарские отряды, грабившие Подмосковье: «И княгиню великую ту мало не постигоша» 950 . Сын Евдокии получил свое имя Андрей (по гречески – мужественный) в честь мученика Андрея Стратилата, память которого пришлась на день его крещения 19 августа. Хотя мы и не имеем точных сведений о месте проведения этого обряда, можно высказать осторожное предположение, что крещение состоялось в Троицком монастыре, который лежал на пути следования великой княгини в Кострому. Его провел племянник преподобного Феодор, который не преминул заехать к своему дяде, чтобы предупредить его о грозившей опасности. На этот раз их свидание было чрезвычайно коротким – сообщив преподобному последние тревожные новости, Феодор отправился с Евдокией в Кострому. Что же касается Сергия, то, согласно летописному известию, преподобный «отъ Тахтамышова нахожения бежа во Тферь» 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

37 . Артемий Веркольский, крестьянский сын села Верколы, находящегося в Пинежском уезде Архангельской губернии, 23-го Июня 1545-го года, когда был 13-летним мальчиком, убитый на поле громом. Начавшиеся перед 1639-м годом исцеления от его мощей распространили о нем славу, в следствие чего Новгородский митрополит Киприан в помянутом 1639-м году «послал свидетельствовати и тутошними окольными игумены и попы и дьяконы». Получив от посланных следователей роспись исцелениям, митрополит в следующем 1640-м году и установить местное празднование его памяти, причем сам изготовил ему службу. В 1645-м году, по благословению патр. Иосифа и Новгородского митрополита Афанасия, была поставлена над его мощами церковь его имени. 1427 38 . Геннадий Любимоградский, основатель Спасо-Геннадиевского монастыря, который находится в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 23-го Января 1565-го года (называется еще Костромским, потому что местность монастыря принадлежала к Костромской округе. Ученик Геннадия и второй преемник его на игуменстве в его монастыре Алексий, написав житие его и канон ему, завещал было одно и другой свезти в Москву к царю Федору Ивановичу и митрополиту Дионисию (1584–1587), дабы они уставили празднование его памяти. 1428 Но или завещание не было исполнено, или —212— ходатайство не имело успеха. В 1644-м году были открыты его мощи, от которых совершилось несколько чудес, и тогда с благословения патр. Иосифа началось празднование его памяти. 1429 39 . Симон Воломский, основатель упраздненной Воломской Воздвиженской пустыни, которая находилась в Устюжском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 12-го Июля 1641-го года. О начале местного празднования ему в Истории иерархии говорится: «По кончине его с 1646-го года по некоторым оказавшимся от его гроба чудесам с Марта 20 началось почитание его и сочинена была ему служба с описанием жизни и чудотворения», – III, 608 (преп. Симон, может быть, потому весьма скоро явил себя чудотворцем, что потерпел насильственную смерть, быв убит соседними крестьянами из-за земли).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010