Мисаил II. 1817 – 1829 годы. Бывший ректор Вятской семинарии. Вениамин. 1830 – 1839 годы. Погребен на старом городском кладбище на Красной горе. Августин II. 1839 – 1859 годы. Скончался 7 февраля 1859 года, погребен за алтарем Архангельского собора. Палладий. 1859 – 1862 годы. Скончался 15 августа 1862 года, погребен за алтарем Архангельского собора рядом с архимандритом Августином. Иоанникий I. 1862 – 1887 годы. Переведен в Свято-Онуфриев монастырь Холмско-Варшавской епархии. Анатолий Смирнов. 1887 – 1888 годы. Переведен в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. С восстановлением в 1888 году Великоустюжской викарной епархии монастырем управляли архиереи. Викарный епископ Иоанникий II Казанский. 1888 – 1891 годы. Викарный епископ Петр Лосев. 1891 – 1892 годы. Викарный епископ Варсонофий II Курганов. 1892 – 1894 годы. Викарный епископ Антоний Каржавин. 1895 – 1897 годы. Викарный епископ Гавриил Голосов. 1897 – 1904 годы. Священномученик архиепископ Алексий Бельковский. 1904 – 1924 годы. До 19 октября 1916 года викарный епископ, с 19 октября 1916 года по 30 июля 1923 года епископ Великоустюжский и Устьвымский, с 30 июля 1923 года архиепископ. В 1924 году уволен на покой. Скончался в ноябре 1937 года в лагере (бывшем Михайло-Архангельском монастыре), погребен на старом городском кладбище, на Красной горе. Преподобный Киприан Устюжский. Числится в списке Российских святых, но информации о его канонизации Русской Православной Церковью нет. Настоящее имя Киприана, данное ему при рождении, неизвестно. Из его жизнеописания известно, что он родился в деревне Савкино Устюжского уезда, точная дата рождения так же неизвестна. Считается, что его родители были богатыми землевладельцами. Когда и в каком монастыре Киприан принял монашество точно неизвестно, но есть версия, что он был послушником Троице-Гледенского монастыря. Жители вновь основанного города Устюга просили преподобного Киприана устроить обитель недалеко от города. Киприан, обойдя город и осмотрев местность, избрал место при Озерках, за Острожной осыпью.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поставленная задача заставила создавать новую иконографию житийных сюжетов, которые в иконописи почти не разработаны. Это еще связано с тем, что блаженная Ксения прославлена в лике святых по историческим меркам совсем недавно – только в 1988 году. Иконография в церковном искусстве не является чем-то окаменевшим. Она развивается по мере того, как время ставит задачи. Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради» – Мы можем отдельно остановиться на сюжете росписи «Собор юродивых Христа ради»? Он находится в самом центре северной стены. – Это подходящий пример, иллюстрирующий сказанное выше. Иконы «Собор юродивых Христа ради» раньше не существовало. Кажется странным, но это именно так. И мне в голову не пришло бы создавать иконографию такого сюжета. Но именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, вывела на необходимость создать такую икону. Где, если не в этом храме, могла она появиться, и где так органично – по смыслу и форме – она могла бы вписаться в роспись, как не в этом храме! В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке. В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

http://pravoslavie.ru/124542.html

7 . ФЕОДОСИЙ. Упоминается в 1542 году. 8 . АЛЕКСИЙ. Упоминается в 1543 году, Февраля 17 дня. 9 . МАКАРИЙ I. Упоминается в 1543 году, Марта 16 дня. 10 . ИОНА. Упоминается в 1544 году, Февраля 21. 11 . САВВА. Упоминается в 1544 году. 12 . КИПРИАН. Упоминается в 1547 году. 13 . МАКАРИЙ II. Упоминается в 1564 году, Декабря 31. 14 . АКАКИЙ II. В 1567 году скончался в Москве. 15 . ЕВФИМИЙ. Он был в Москве на Соборе в 1580 году, Января 15. 16 . АФАНАСИЙ. Упоминается в 1660 году. В 1680 году удалён от Настоятельской должности. 17 . ДИОНИСИЙ. Упоминается в 1683 году. 18 . ГЕРАСИМ I. Упоминается в 1665 и 1697 годах. 19 . ФИЛИПП. В 1730 году подписался на Духовном Регламенте. 20 . ИЕРОФЕЙ. Упоминается в 1752 году, в Декабре. 21 . ФЕОФИЛАКТ. Настоятельствовал по 1790 год. 22 . ГЕРАСИМ II Ионин, предпоследний Настоятель Ферапонтова монастыря, по 1792 год. Ферапонтов Сольгалицкий монастырь То же, что Ферапонтов Благовещенский. Филиповская Знаменская пустынь Заштатная, в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии, находится близ города Устюга в полутора вёрстах к западу вверх по реке Сухоне на левом берегу оной на горе, называемой Яиковской, от которой и самая пустынь именовалась сперва Яиковской. Она основана в 1654 году неким монахом Пр. Филиппом 122 , и от его имени получила прозвание своё. Знаменской называется по соборной церкви во имя Знамения Богородицы, с приделом во имя Филиппа, Митрополита Московского. В переписных книгах 7186 (1678) года писана она с семью дворами половинными, ей принадлежавшими, а по первой переписи 1722 года с 101 душой работников и с 40 четвертями земли, а сенокоса на 6(?)5 копен. Настоятельство там исстари было и ныне есть Строительское. Строения в ней прежде были все деревянные, а ныне большей частью каменные. Настоящая Знаменская Церковь освящена в 1735 году, а Филипповский придел – в 1733 году. С 1809 года в этой пустыни Устюжской купеческой вдовой Анной Курочкиной выстроена каменная с погребами странноприимница и передняя часть каменной ограды со святыми воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По желанию граждан Устюга Великого, Киприан избрал место при озерах, за острожною осыпью, для построения святой обители и поставил себе малую келью. А потом, в 1212 году, там же, у места, называвшегося Черным Яром, построил иждивением доброхотных дателей две деревянные церкви: Введения Богоматери и Святого Архистратига Михаила, и обнес их кельями. «Тогда, – говорит летописец Устюжский, – некоторые и жительство свое начали оттоле с Киприаном вкупе препровождати. Он же все свое наследственное имение, села, деревни, пашенную и непашенную землю приложил к тому... и наречен бысть начальник тоя святой обители. В лето 1276 сентября в 29 день, в субботу, в 6 часу дни, преставился сей Архангельского монастыря начальник, монах Киприан, и погребен в том же монастыре, близ святых врат, а по времени над гробом его создана каменная церковь в честь Преполовения Господня; гроб же его внутрь церкви за левым клиросом при стене, и над ним устроена гробница, которая доныне всеми видима». Монастырь Киприанов украсился впоследствии каменными храмами и зданиями: имеет ныне 5 церквей, из коих соборная – во имя Архангела Михаила. В 1737 г. учреждена там семинария. Тропарь и Кондак общие. Житие Прокопия Устюжского 77 Христа ради юродивого, чудотворца Память его празднуется месяца июля в 8-й день † 1303 В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, когда вольные его жители, обогащаемые выгодною торговлею с Ганзейскими городами, с уверенностью говорили: «Кто против Бога и Великого Новгорода?» – в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды в Новгород с богатым грузом товаров немецкий купец Прокопий. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения, ему, подобно другим его товарищам, и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Все его мысли и желания, вероятно, были сосредоточены единственно на том, чтобы дороже продать свои товары, набрать на них побольше дорогих мехов и новгородских рублей и поскорее возвратиться на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она была дочь Литовского князя Рогволода Борисовича, княжившего в Полоцке, и тетка князя Довмонта. В 1243 г. основала она в Пскове женский монастырь святого Иоанна Предтечи, и того же года, мая 8, приняла смерть мученицы в городе Оденпе, или Медвежей Голове, от руки злобного пасынка. Погребена в основанной ею обители. В древней Новгородской летописи о ней сказано: «Того же месяца (18 мая) в 1243 г. явися знамение в Пльскове у святого Иоанна в монастыри от иконы святого Спаса над гробом княгынином Ярославлее Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи Голове: иде миро от иконы по 12 дний; найде четыре вощяници, яко в сткляницю, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе». При гробнице княгини находится древний медный подсвечник, на котором вырезано описание упомянутого чуда. То же сказание значится и на древнем камне, вделанном в стену придельной церкви святого Иоанна Предтечи. Над гробом Евпраксии висит черная доска, на которой написано: «Гробница под спудом благоверной княгини, схимонахини Евпраксии». Местная память ей творится октября в 16 день. Предание утверждает, что сия княгиня была игуменьей основанной ею обители. Висящий доныне при гробе ее черный посох почитают собственным ее настоятельским; может быть, она посхимилась незадолго до своей кончины. В монастыре осталась из древних зданий одна церковь святого Иоанна Предтечи, в которой видны некоторые гробы князей Псковских. Тропарь, глас 4 Измлада явилася еси, Богомудре княгине Евпраксие, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитана, веру непорочну соблюла еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной быти и всем нам спастися. Сведения о преподобном отце нашем Киприане 9 Память его празднуется месяца сентября в 29-й день † 1276 Киприан, преподобный, строитель Архангельского монастыря, уроженец Двинской трети, Устюжской волости, жил во время княжения великого князя Константина Всеволодовича Ростовского. Был богатым земледельцем, но, как сказано в Устюжском летописце, презрев красная мира сего, восприял монашеский образ и наречеся Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре, прослышав об его пустыннической святой жизни, к нему стали стекаться благочестивые люди и принимали от него пострижение. С увеличением числа братии, церковь была подновлена и возникла обитель. В своей жизни Лукиан претерпел много бедствий и страданий от своих недоброжелателей. Кроме строгого подвижничества, он отличался умилительным даром слова и даром прозорливости. За два года он предсказал о моровом губительном поветрии, предупреждая о необходимости покаяния. Достигнув преклонных лет и чувствуя предсмертное изнеможение, Лукиан велел внести себя в церковь, где долго молился пред чудотворною иконою Богоматери, вручая Ей защиту обители от врагов видимых и невидимых; затем вынесли его из храма и, согласно его желанию, положили на траву; братия подходила к нему и принимала от него его предсмертное благословение. Он скончался в 1655 г. 8 сент. и погребен в обители. Над местом упокоения его устроена часовня. 65 Макарий, родом из Ростова, с 12 лет подвизавшийся в Глушицкой обители († ок. 1478 г.), был преемником пр. Амфилохия (см. 12 окт.). – Тарасий был игуменом одной из обителей, устроенных святителем Стефаном (см. 26 апр.), и одним из ревностных сподвижников его в распространении и утверждении православной веры между зырянами. Пришедши добровольно на послушание к пр. Дионисию, он подвизался в Глушицкой обители 10 лет, проводя жизнь самую суровую и строгую, постом и бдением умерщвляя свое тело. Слезы умиления постоянно орошали его ланиты, свидетельствуя об его глубоком смирении и сокрушении сердца, так что все дивились его терпению и смотрели на него, как на одного из древних великих подвижников. Достигши глубокой старости, он скончался в 1440 г. 66 Киприан был землевладельцем в Устюжской волости, но, приняв иночество, устроил в 1212 г., по просьбе жителей г. Великого Устюга, обитель во имя Введения Божией Матери и архистратига Михаила, отдав этой обители все свое имущество. Принявши на себя управление обителью, Киприан непрестанно заботился о назидании и успокоении братии, для которой часто лишал самого себя покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010