Николай Михайлович (9.10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения. Род. в семье врача и общественного деятеля М. С. Зёрнова. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью. В 1917 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В 1921 г. покинул Россию. В 1925 г. окончил Богословский фак-т Белградского ун-та, где учился вместе с буд. свт. Иоанном (Максимовичем) , архим. Киприаном (Керном) , протопр. Николаем Афанасьевым , еп. Григорием (Граббе) и др. На Карловацком Соборе 1921 г. поддержал еп. Вениамина (Федченкова ; впосл. митрополит) в полемике с митр. Антонием (Храповицким) . З. был одним из организаторов и участников студенческого кружка, в который также входили митрополиты Вениамин и Антоний, еп. Жичский, свт. Николай (Велимирович) , прот. Василий Зеньковский , С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ). З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929). В 1930-1932 гг. обучался в аспирантуре Оксфордского ун-та. Принимал участие в создании Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже . С 1934 по 1947 г. был секретарем Албания святого и преподобного Сергия содружества . В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправосл. культуры. З.- д-р философии (1932), богословия (1966), принципал колледжа Маланкарской Церкви в Юж. Индии (1953-1954). В 1960-1961 гг. дважды посетил СССР. В 1965 г. совершил миссионерскую поездку на острова Тихого океана и в Австралию. Профессор богословия в амер. ун-тах Айовы, Дру, Дьюка. Член Королевского об-ва лит-ры в Лондоне. В рамках Содружества св. Албания и прп. Сергия совместно с супругой, М. В. Зёрновой (урожд. Лавровой), руководил работой открытых ими домов св. Василия Великого в Лондоне и святых Григория Нисского и Макрины в Оксфорде. Сестра З., София (1899-1972), организовала правосл. детский дом в Монжероне (близ Парижа), др. сестра, Мария (в замужестве Кульман, 1902-1965), основала в Лондоне Пушкинский клуб и была его директором.

http://pravenc.ru/text/199761.html

На московском подворье Православной Церкви в Америке почтили память протопресвитера Иоанна Мейендорфа 25 июля 2017 г. 13:31 В субботу, 22 июля 2017 года, исполнилось 25 лет со дня кончины выдающегося богослова XX века, ректора Свято-Владимирской духовной семинарии (США) протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 23 июля, по окончании Божественной литургии, в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье — представительстве Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате — состоялась панихида по приснопамятному протопресвитеру Иоанну, которую возглавил протоиерей Христофор Хилл. Перед началом богослужения со словом к собравшимся обратился клирик храма протоиерей Валентин Васечко, выпускник Свято-Владимирской семинарии и бывший студент отца Иоанна. По словам отца Валентина, в личности протопресвитера Иоанна удивительным образом сочетались подлинный аристократизм, феноменальная эрудиция, глубокие познания в святоотеческом богословии и удивительная открытость к любому собеседнику. Иоанн Феофилович Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в предместье Парижа в семье русских аристократов, эмигрировавших во Францию после революции 1917 года. Еще в юношеские годы он заинтересовался классическими языками, изучал историю Византии и патрологию. По окончании школы он поступил в Сорбонну и одновременно учился в Свято-Сергиевском богословском институте. Большую роль в формировании личности Иоанна Мейендорфа сыграли участие в Русском студенческом христианском движении, дружба с Александром Шмеманом (впоследствии протопресвитером), общение с профессорами института, в особенности с архимандритом Киприаном (Керном). В 1949 г. Иван Феофилович окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт и затем Сорбонну, где ему в 1958 г. была присуждена докторская степень за диссертацию о богословии святого Григория Паламы. Уже в годы обучения в богословском институте ясно обозначился главный интерес отца Иоанна — святоотеческое богословие, в частности, учение святого Григория Паламы о нетварной природе Фаворского света и молитвенном умном делании (исихазме). Великому византийскому мистику посвящено несколько книг отца Иоанна: «Святой Григорий Палама и православная мистика», «Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Введение в изучение Григория Паламы» и другие, значительно повлиявшие на формирование такого направления в современном православном богословии, как неопаламизм.

http://patriarchia.ru/db/text/4968287.ht...

Скачать epub pdf Православные монастыри на юге Франции возникают один за другим благодаря ученикам известного богослова, архимандрита Плакиды (Дезея), недавно почившего. Мы побывали в главном из них Архимандрит Плакида (Дезей) В праздник Рождества Христова, 7 января 2018 года скончался архимандрит Плакида (Дезей) – известный православный патролог и богослов, основатель, игумен и духовник двух подворий афонского монастыря Симонопетра во Франции. В одном из них – монастыре святого Антония в Сен-Лоран-ан-Руайан 11 января состоится его погребение. В монастыре святого Антония Строительство главного храма монастыря. Фото 1980-х гг Несколько часов езды в монастырь святого Антония, провансальскую глушь, последние полчаса по узкому горному серпантину. Гид предупреждает: ехать надо осторожно, из-за поворота может выскочить заяц, а то и выбежать олень. Миновали указатель на французском: «Направо византийские фрески». И вот мы в параллельном мире. Скалы Веркора нависают над черепичным куполом типичного греческого кафоликона. У входа резной крест в русском стиле… История обители – подворья афонского монастыря Симонопетра, напоминает рассказ из патерика. Его настоятель 87-летний архимандрит Плакида (Дезей) в прошлом католический монах. Ученый-богослов и одновременно аскет-молитвенник, с 16 лет он подвизался в строгих цистерианских монастырях Франции. Постепенно изучение святых отцов привело его на Восток. Сказались и встречи с русскими богословами Владимиром Лосским и архимандритом Киприаном (Керном) в Свято-Сергиевском институте в Париже, и в особенности разочарование реформами Второго Ватиканского собора. Присоединение к Православию проходило постепенно. Этот процесс ярко описан самим отцом Плакидой в эссе «Этапы духовного странствия». На русском языке оно издано ПСТГУ в составе сборника «Добротолюбие и православная духовность». Финалом стало крещение 19 июня 1977 года на Афоне отца Плакиды и нескольких братьев из основанного им монастыря у архимандрита монастыря Симонопетра Емилиана (Вафидиса). Присоединение к Православию известных богословов да к тому же не через миропомазание, а через повторное крещение, а впоследствии новое рукоположение в священство, вызвало большой скандал в католическом мире, однако часть католического монашества сохранила с ними добрые отношения: его советов по-прежнему не чуждались.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич (4.09.1893, Одесса - 4.12.1966, Париж), протопр., богослов, канонист. Род. в семье присяжного поверенного. После окончания гимназии поступил на медицинский фак-т Новороссийского ун-та, через год перешел на физико-математический фак-т. После начала первой мировой войны учился в Одесском артиллерийском уч-ще, затем - офицер береговой артиллерии в Ревеле и Севастополе. В то же время А. изучал «Критику чистого разума» И. Канта, постепенно круг его интересов сменился, от физики и математики он обратился к философии и богословию. В нояб. 1920 г. эмигрировал в К-поль, затем в Белград. Весной 1921 г. поступил в Белградский ун-т на богословский фак-т. А. принял участие в белградском правосл. кружке, был одним из основателей братства прп. Серафима Саровского, где познакомился с прот. Сергием Булгаковым , А. П. Доброклонским , прот. Василием Зеньковским , архим. Киприаном (Керном) . После окончания ун-та в 1925 г. преподавал Закон Божий в жен. гимназии в Скопье. В 1930 г. А. становится сотрудником созданного прот. В. Зеньковским религиозно-педагогического кабинета Православного Богословского ин-та прп. Сергия в Париже и преподавателем канонического права и греч. языка. С 1932 г. доцент. Под рук. Доброклонского А. написал свои первые сочинения «Государственная власть на вселенских Соборах» (с дополнением: «Провинциальные собрания Римской империи и вселенские Соборы»), «Ива Эдесский и его время». В этих сочинениях наметились мн. темы и проблемы дальнейших трудов А.: природа и происхождение церковных Соборов, догматика и право в Церкви, Церковь и гос. власть. Под влиянием прот. С. Булгакова А. заинтересовался догматическим богословием, в частности экклезиологией. Протопр. Н. Афанасьев Протопр. Н. Афанасьев В 1936 г. по предложению митр. Евлогия (Георгиевского) А. был командирован в Лондон и Оксфорд, где начал писать большой труд «Церковные Соборы и их происхождение». В сент. 1938 г. А. командировали в Рим, но из-за начавшейся в 1939 г. войны он оказался в Швейцарии. В дек. возвратился в Париж, где 8 янв. 1940 г. (в день Собора Пресв. Богородицы) был рукоположен митр. Евлогием во иерея. В связи с вторжением немцев во Францию в июле 1940 г. А. эвакуировался на юг Франции в г. Сен-Рафаэль.

http://pravenc.ru/text/77064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 23.08.1902, Москва - 30.05.1989, Санта-Барбара, шт. Калифорния, США), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке , духовный писатель. Происходил из древнего княжеского рода, отец был действительным статским советником. В 1912 г. поступил в Царскосельскую школу Левицкой. В 1915 г. принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 г. С лета 1918 г. находился в белых добровольческих частях, был контужен в боях под Царицыном. В 1919 г. назначен радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 г., как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское об-во пароходства и торговли. В том же году эвакуирован в К-поль, затем выехал в Париж. Жил у родственницы, кнг. М. А. Шаховской. В 1921 г. И. поступил в парижскую Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques). В том же году познакомился с И. А. Буниным , Б. К. Зайцевым и М. А. Алдановым. В 1922 г. стал студентом экономического фак-та Лёвенского (Лувенского) ун-та в Бельгии, но вскоре перевелся на историческое отд-ние философско-словесного фак-та. Прихожанин ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, настоятелем к-рой был прот. Петр Извольский . Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. В мае 1922 г. опубликовал первые стихи в ж. «Русская мысль», редактируемом П. Б. Струве . В следующем году выпустил в Париже первый поэтический сб. «Стихи», за которым последовали «Песни без слов» (Брюссель, 1924) и «Предметы» (Брюссель, 1926). Начал интересоваться рус. религ. философией, выступал со статьями в журнале Н. А. Бердяева «Путь». В 1924 г. в Брюсселе стал членом бельгийского Пен-клуба, где общался с известными поэтами и писателями Г. К. Честертоном , П. Клоделем , П. Валери, братьями Торо, В. Бласко Ибаньесом. В том же году решил издавать религиозно-философский сборник, а затем журнал. Вел по этому вопросу переписку с братьями П. Е. и Е. Е. Ковалевскими, К. Э. Керном (впосл. архим. Киприан ) и Н. М. Зёрновым . В 1926 г. стал редактором вышедших в Брюсселе 2 выпусков лит. ж. «Благонамеренный», в к-ром сотрудничали А. М. Ремизов , Ф. А. Степун , М. И. Цветаева , С. Я. Эфрон, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Гофман, Алданов, критики Д. И. Святополк-Мирский и К. В. Мочульский .

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Антропология св. Григория Палымы»» — первая монография о великом богослове и мистике Православия — св. Григории Паламе, написанная выдающимся патрологом русской диаспоры арх. Киприаном (Керном). Святитель Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)– византийский аристократ, в 20 лет ушедший в монахи, выполнявший роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Варлаамитская ересь, угрожала самому сердцу веры – общению человека с Богом, соединению с ним, обожению. Паламе блестяще удалось показать как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Ним. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя. Но «Антропология св. Григория Палымы» нечто большее чем просто разбор паламитского учения о человеке. Керн проделал огромную работу по выявлению антропологии Древней Церкви. «Антропология св.Григория Паламы» делиться на два раздела: историческую (общая характеристика эпохи Паламы, философия, мистика и богословие эпохи, внимательное рассмотрение церковной антропологии: ап. Павел, апологеты, александрийцы, тринитарные (Афанасий, Каппадокийцы, Златоуст, Немессий) и христологические (Кирилл Александрийский, антиохийцы, Анастасий Синаит, Василий Селевкийский, Леонтий Византийский) споры, антропология Пустыни (Макарий и Исаак), мистиков (Ареопагитики, Максим и Симеон Новый Богослов), богословских синтезов (Иоанн Дамаскин, Фотий); и систематическая часть: богословие Паламы, его учение о природе человека, о образе и подобии Божьем, обожении. Как видно из этого краткого описания труда Киприана (Керна), «Антропология св. Григория Паламы» — книга не только о взглядах Паламы на человека, но и обширное руководство по святоотеческой антропологии. Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/antropolog...

Однако большинство русских эмигрантов (включая старшее поколение преподавательского состава Свято-Сергиевского Института) видело союз с Константинополем лишь как защиту от “притязаний Москвы”, а не как уникальную возможность для свидетельства о Православии на Западе. Именно в этом одна из главных причин, в конце концов побудивших о. Александра и его семью увидеть в условиях существования Православия на американском континенте более благоприятные возможности для последовательного воплощения православной экклезиологии в конкретной жизни Церкви. Решающим фактором, приведшим к переезду о. Александра в США, стало возвращение из Восточной Европы в Париж о. Георгия Флоровского и последовавшее вскоре избрание его ректором Свято-Владимирской Академии в Нью-Йорке. Флоровский преподавал в Свято-Сергиевском Институте еще до войны, но его отношения с коллегами не всегда были безоблачными. Это было отчасти вызвано критическим отношением о. Георгия к софиологии о. Сергия Булгакова (которое, однако, выражается в творчестве Флоровского лишь косвенным образом). Конец войны застал о. Георгия в советской зоне оккупации, в Чехословакии. Вызволенный оттуда благодаря вмешательству своих друзей по экуменическому движению, он вернулся в Париж в 1947 г. Однако его место профессора патристики в Институте оказалось занятым о. Киприаном Керном, и Флоровский принял предложение преподавать нравственное богословие. В 1949 г. он был избран ректором Свято-Владимирской Академии и отбыл в Нью-Йорк. О. Александр был покорен мощным, блестящим умом Флоровского, его видением миссии Православия на Западе, его критикой общепринятых националистических стереотипов и тем, как в личности о. Георгия совмещалась глубокая укорененность в прошлом Церкви и в ее традициях с открытостью к лучшим богословским идеям христианского Запада. Когда о. Александр в 1951 г. отбыл в Америку и вошел в воссоздаваемый о. Георгием Флоровским преподавательский состав Свято-Владимирской Академии, многие в Свято-Сергиевском Институте сочли это чем-то вроде измены. Эти чувства еще более усилились, когда за о. Александром в Свято-Владимирскую Академию последовали С. С. Верховской (1953 г.) и о. Иоанн Мейендорф (1959 г.). Вся дальнейшая история и развитие Православия в Америке показывают, что эти переезды были оправданы, особенно ввиду того, что Свято-Сергиевский Институт, хотя и лишился нескольких своих преподавателей, не только выжил, но и, в конце концов, сам переориентировался с исключительно “русского” на обще-православное направление, что, собственно говоря, и сделало это выживание возможным.

http://pravmir.ru/zhizn-dostojnaya-vosxi...

Поэтому на Западе действия капелланов сведены даже не к религиозному, а к душевному утешению, успокоению. Это совершенно другой пласт работы, другая плоскость, не такая глубокая, как у нас. У нас задача священника — подготовить человека к Вечности, подготовить к Таинствам, совершить Таинства. А в Европе Таинства отсутствуют. Мы можем использовать их опыт, но не переносить его эмпирически на нашу почву, потому что у нас совсем другая почва и другая не утерянная традиция. У будущих капелланов обязательно должны быть медицинские знания. В семинариях преподается такой предмет как «Пастырская психотерапия», «Пастырская психиатрия». Еще архимандритом Киприаном (Керном) были написаны книги. Почему? Во-первых, в храмах священнослужители сталкиваются с людьми разных технологических направлений; во-вторых, храм посещает очень много людей с психическими изменениями. Поэтому священнослужителям в наших семинариях преподают элементарные вещи, на которые они должны ориентироваться и правильно строить отношения с больными людьми — психически и психотерапевтически. Есть такой предмет как «Пастырская психология». Если говорить о военном священстве, то возникает вопрос: как священник может служить в десантных войсках, если он не умеет прыгать с парашютом и во время учений не развёртывает полковой медицинский пункт, полковую церковь? Как он будет служить на корабле, если он не был на корабле и не погружался на подводной лодке? Обязательно должны быть знания. Чтобы участвовать в больничном служении, священнику надо знать специфику — особенности заболеваний, надо иметь элементарные медицинские знания. Это может быть дополнительная подготовка после семинарии, которая позволит священнику адаптироваться к служению в лечебном учреждении, если батюшку не сменят. Потому что у нас часто священников переводят с места на место, дают им какие-то другие обязанности. Поэтому надо понимать, кому священник будет подчиняться. Если он будет подчиняться больнице, будет входить в её штат, то это одно, если он будет подчиняться структурам священноначалия Церкви, то это другое. А если капеллана переведут на другое место, то придется его дело осваивать другому батюшке.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/so...

Соч.: Крины молитвенные: Сб. ст. по литург. богословию. Белград, 1928. М.; СПб., 2002; Отец архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (переизд. под назв.: Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894). М., 19972, 20053); Mamepujaлuзaм и наука. 1936 (серб. яз.); Левитство и пророчество, как типы пастырствования//ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 140-152; Ангелы, иночество, человечество: (К вопросу об ученом монашестве). П., 1942 (То же//Богословский сб. Саут Канаан, 1955. Вып. 2. С. 22-41; То же//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 135-153); Духовные предки св. Григория Паламы//ПМ. 1942. Вып. 4: Богословская мысль. С. 102-131; Евхаристия: (Из чтений в Правосл. Богосл. ин-те в Париже). П., 1947. [М.], 19952, 19993, 20064; Предисловие к новому изданию//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. П., 1948. C. 3-6; Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 19962; Явление воскресшего Господа Богоматери//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 86-112; Дореволюционное русское духовенство за границей: (Экуменизм до экуменического движения)//Там же. 1957. Вып. 11. С. 100-122 (То же//ЖМП. 1993. 11. С. 60-72); Православное пастырское служение. П., 1957. СПб., 19962, 20003; Les traductions russes des textes patristiques: Guide bibliographique. Chevetogne, 1957 (рус. пер.: Русские переводы патристических текстов: Библиогр. справочник. М., б. г. Маш.); Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 1999, 2002; Золотой век святоотеческой письменности: Жизнь и учение вост. отцов IV в. П., 1967. М.; СПб., 19952; О религиозном пути А. Блока//ВРСХД. 1968. 87/88. С. 66-94 (То же//А. Блок: Pro et contra. СПб., 2004. С. 559-580); Требник - книга чудотворная//Вечное. 1972. 7/8. С. 14-15 (То же//БСб. 2002. Вып. 9. С. 237-239); Памяти патриарха Тихона//Ежегодник Правосл. Церкви в Америке. 1976. Кн. 2. С. 62-65; Верующий вольнодумец//Н. А. Бердяев: Pro et contra: Антология. СПб., 1994. Кн. 1. С. 447-450; Патрология: Лекции. П.; М., 1996. Ч. 1. К., 20032; Богослужение Праздника Рождества Христова//БСб. 2001. Вып. 8. С. 24-36; Зло в религиозном сознании человечества: (Лекция)//Там же. Вып. 7. С. 43-55; Литургия//Там же. Вып. 8. С. 10-23; Чудо: (Конспект лекции)//Там же. Вып. 7. С. 32-42; Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре). М., 2002; Переписка И. Бунина с архим. Киприаном (Керном) по поводу «Освобождения Толстого»/Публ., вступ. ст.: Г. Н. Симонов//И. А. Бунин в диалоге эпох: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2002. С. 184-191; Се, восходим в Иерусалим: Иерусалимские дневники архим. Киприана (Керна). Иерусалим, 2013.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

В июне 1934 г. З. начал большой автобиографический роман «Путешествие Глеба». Его 1-я ч. «Заря» (Берлин, 1937), повествующая о детских годах главного героя, была расценена критиками как авторская исповедь. К. В. Мочульский отмечал, что в книге о Глебе «слышится какое-то личное признание автора. Тишина, чистота и свет большой комнаты, заснеженный сад за окном, музыка, рисование, уединение… Это - «пейзаж души»» ( Мочульский К. В. [Рец. на кн.]: Б. Зайцев. Путешествие Глеба//СЗ. 1937. 64. С. 463). О 2-й ч. «Путешествия Глеба», романе «Тишина» (П., 1948), Г. П. Струве писал, что «композиционно она бесформенна, и эта бесформенность, подчеркивающая некоторые характерные черты русской литературы, диктуется самим заданием и самой темой автора». Позже вышли 3-я ч.- роман «Юность» (П., 1950) и последняя 4-я ч.- роман «Древо жизни» (Н.-Й., 1953), в к-ром повествование о главном герое на общем фоне русской жизни доведено до 1923 г. По наблюдениям дочери писателя Н. Б. Зайцевой-Соллогуб, вся тетралогия носит почти документальный характер, последовательность событий точна, места действия легко узнаваемы, а персонажи имеют реальные прототипы. Многочисленные поездки З. по Франции в 20-30-х гг. привели к появлению очерков о франц. городах - Драгиньяне, Тулоне, Авиньоне, Грасе, Эксе, Арле, Ницце, Шартре, Руане. В кон. 30-х гг. З. опубликовал очерк «Монте-Карло», в котором подробно рассказал о судьбе мц. Девоты, покровительницы княжества Монако (Возрождение. 1938. 4155), воспоминания об Андрее Белом (Рус. записки. 1938. 7), сборник воспоминаний «Москва», состоящий из многочисленных очерков, напечатанных прежде в зарубежных периодических изданиях (П., 1939). С началом второй мировой войны З. возобновил публикацию дневниковых записей, новая серия получила название «Дни» (продолжал вести их и после закрытия газ. «Возрождение», опубл.: П.; М., 1995). Он писал: «...большевики одно, а мы другое… Вернулось прежнее: двадцать пять лет назад мы были с Антантой, так и остались. …Промысл ставит нас против них - в ряды тех, кто за культуру против варварства, за христианскую цивилизацию Европы против безбожия и зверства, за человечество против робота и казармы. Нет, нам стесняться нечего. …У нас есть одно, весьма замечательное: правда на нашей стороне» (Возрождение. 1939. 4205). После оккупации Франции в 1940 г. герм. армией З. почти не печатался в немногочисленных рус. изданиях, выходивших в Европе, воздерживался от политических заявлений. По воспоминаниям знакомых, он практически не высказывал отношения к войне между Германией и СССР и не разделял надежд на быстрое освобождение России от большевиков силами герм. армии. В 1942-1943 гг. неск. раз посещал правосл. Покровский мон-рь в Бюси-ан-От в Бургундии, в т. ч. вместе с архим. Киприаном (Керном) и Мочульским. В годы войны написал повесть «Царь Давид» (Новый журнал. 1945. 11), автобиографический очерк «О себе» (Возрождение. 1957. 70) и др.

http://pravenc.ru/text/182491.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010