С Новгородом Великим началась у московского князя вражда в 1393 году. Давно уже новгородцы одним из главных условий своих с великими князьями ставили, чтоб не звать их к суду в Низовые города; в 1385 году они вздумали приобресть то же право и в отношении к суду церковному; посадник и тысяцкий созвали вече, где все укрепились крестным целованием не ходить в Москву на суд к митрополиту, а судиться у своих владык по закону греческому; написали об этом и утвержденную грамоту. Когда в 1391 году митрополит Киприан приехал в Новгород, то целые две недели уговаривал граждан разодрать эту грамоту. Новгородцы отвечали одними устами: " Целовали мы крест заодно, грамоты пописали и попечатали и души свои запечатали " . Митрополит говорил им на это: " Целованье крестное с вас снимаю, у грамот печати порву, а вас благословляю и прощаю, только мне суд дайте, как было при прежних митрополитах " . Новгородцы не послушались, и Киприан поехал от них с большим гневом. Московский князь, хорошо зная, что зависеть от митрополита значило зависеть от Москвы, не хотел позволить новгородцам отложиться от суда митрополичьего: примысливши Нижний Новгород, он послал сказать гражданам Великого, чтоб дали ему черный бор, заплатили все княжеские пошлины (княжчины) и чтоб отослали грамоту о суде к митрополиту, который снимет с них грех клятвопреступления. Новгородцы не согласились, и великий князь отправил дядю своего Владимира Андреевича и брата Юрия с войском к Торжку. Новоторжцы побежали с женами и детьми в Новгород и другие места, и много народу из новгородских волостей сбежалось с домочадцами своими в Новгород. Князь Владимир и Юрий сели в Торжке, а рать распустили воевать новгородские волости; взяты были Волок Ламский и Вологда. Остальные жители Торжка возмутились было и умертвили великокняжеского боярина Максима; но Василий послал перехватать убийц, которые были привезены в Москву и казнены различными муками. Между тем новгородская охочая рать с двумя князьями (Романом литовским и Константином белозерским) и пятью своими воеводами начала воевать великокняжеские волости, взяла Кличен городок и Устюжню, а из Заволочья новгородцы с двинянами взяли Устюг. Много было кровопролития с обеих сторон, и новгородцы, по словам их летописца, не желая видеть большего кровопролития между христианами, отправили послов к великому князю с челобитьем о старине, а к митрополиту отослали грамоту целовальную; митрополит отвечал: " Я грамоту целовальную беру, грех с вас снимаю и благословляю вас " . Великий князь также принял новгородское челобитье и взял мир по старине. Новгородцы дали князю черный бор по своим волостям, заплатили 350 рублей князю и митрополиту зато, что последний благословил их владыку и весь Новгород; те, за которыми были княжчины, поклялись не утаивать их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Москве открылся VI Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» 2 ноября 2009 г. 15:07 1 ноября в Киноцентре на Красной Пресне состоялось открытие детской и внеконкурсной программы VI международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».  Торжественное открытие конкурсной программы фестиваля состоится 4 ноября. Открытию фестиваля предшествовала пресс-конференция, в ходе которой организаторы рассказали о задачах и особенностях кинофорума. Прежде чем начать встречу с журналистами, заместитель сопредседателей оргкомитета фестиваля, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений игумен Киприан (Ященко) окропил все зрительные залы Киноцентра святой водой. Говоря о специфике фестиваля «Лучезарный ангел», отец Киприан отметил, что главная задача кинофорума — стимулировать производство «доброго кино». Он пояснил, что имеются в виду «необязательно конфессиональные, но располагающие к добру фильмы». 268 таких фильмов — художественных, анимационных, документальных, старых и новых — собрала в этом году фестивальная программа. По словам отца Киприана, впечатлительному молодому поколению необходимы положительные примеры: «Чтобы восстановить наше Отечество, нужны богатыри, добрые герои. Если дети будут подражать Александру Невскому, Федору Ушакову, Русь возродится». Об увеличении бюджетных средств на проведение «Лучезарного ангела» сообщила заместитель сопредседателей оргкомитета фестиваля Татьяна Шумова, вице-президент Фонда социально-культурных инициатив, директор Дирекции международных программ, заслуженный деятель искусств РФ. По ее словам, бюджет фестиваля-2009 составляет 5 млн. руб., что на 2 млн. больше, чем в прошлом году. Это позволило арендовать для фестивального просмотра столь представительную единую площадку — Киноцентр на Красной Пресне, в отличие от прошлых лет, когда конкурсная программа была разбросана по нескольким кинотеатрам. Духовно-экспертный совет, членами которого являются профессора Московской духовной академии и авторитетные священнослужители, более полугода работал над формированием конкурсной программы кинофестиваля. О критериях отбора рассказал на пресс-конференции председатель экспертного совета, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиерей Владимир Волгин.

http://patriarchia.ru/db/text/926495.htm...

В начале 1370-х гг. иеромонах Киприан находился в Константинополе, при патриархе Филофее, будучи его сослужителем, близким человеком, исполнителем особо важных поручений. В дальнейшем он воплощал в жизнь идеи патриарха. Под руководством патриарха Филофея монах-молитвенник окончательно сформировался как церковный деятель, который на Руси оказал большое влияние на общество, политику и культуру. Церковные документы XIV в. говорят о «добродетели и благоговеинстве» митрополита Киприана, о его умении «разумно направлять дела в нужное русло» приложения, стб. 200; 11, с. 25]. Направить людей, указать путь в нужном, спасительном направлении и есть главная задача исихастского общественного служения. Патриарх Филофей, наставник святителя Киприана, – афонский монах, непосредственный духовный преемник святителя Григория Паламы , богослов, литургист. Его деятельность способствовала распространению паламитского учения и упорядочению богослужебной жизни. В литургическом единстве исихасты видели важную основу желаемого ими всеправославного единения. Патриарх Филофей был также и дальновидным политиком, действовавшим заодно с императором Иоанном Кантакузином . Святитель Каллист также был единомыслен им, но пользовался несколько другими методами в своем служении. Целью патриарха и императора было поддержать византийскую государственность ввиду грозящего иноверческого завоевания и западного вмешательства, сплотить страны византийской культуры перед лицом общей угрозы. Необходимо было, чтобы православные страны осознали себя многонациональной общностью, созидающейся на прочной основе церковного, православного мировосприятия; чтобы развивавшееся греческое, великорусское, малорусское, болгарское и т. д. национальное «самоопределение» происходило в русле православной культуры и традиций. Большое внимание исихастские деятели уделяли Руси. Русская народность, представлявшая собой общность в отношении религиозном, в XIV в. населяла земли, которые политически делились на северо-восточные великорусские княжества, зависящие от татар, и западные русско-литовские территории (земли современных Белоруссии и Украины). Под властью литовской и польской династий (полуязыческой и католической) находилась та часть Руси, которая в византийских документах называлась Μικρ Ρωσσα (Малая Русь), т. е. галицко-волынские земли. Перед исихастским священноначалием стояла задача удержать русских в духовном единстве, противостать процессу распадения православного народа на нации разноверные, разнокультурные, способствовать формированию национального самосознания на правильной основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Каждой бестелесной клеточке, досталось своя составляющая. О, Господи, утиши волны благодати Твоей. — …Да, понимаю… Спаси землю Русскую!!.. СПАСИ… — огромность, многогранность и в то же время предельная простота, простота, у которой нет никаких составляющих, однозначность, единственность этого всеобъемлющего, грандиозного слова — СПАСИ — только этим СЛОВОМ молиться надо, только об этом просить… …От чего — спаси? От кого — спаси? От копыт коней Тамерлановых? Давно забыт Тамерлан, при чем здесь Тамерлан? При чем здесь любая напасть земная?… «Давно забыт?» А как это «давно»? Что такое «давно»? Да ведь нет же времени в Царствии Там, где Ты — Царица. И я сейчас — в нем… Дай его всем, всем моим пасомым, это прошу… нет — требую! — я, митрополит Московский Киприан, Ты Меня посадила домом твоим управлять, так дай же им, всем!!.. кем я управляю жить в том Царстве, где Ты — Царица!.. СПАСИ!.. «Да будет воля Твоя — вот то главное, что понимается сейчас, перед тоннелем благодати стоя… Воля Твоя… Во всем!.. Без обиняков, без толкований, безо всего нашего дурного мудрования. «Что Бог не делает, все к лучшему» — И только так! И если такова воля Сына Твоего, что бы растоптан был дом Твой Земной — Святая Русь, а жители его прекратили своего земную жизнь — да будет так. И никаких вопросов нет и быть не может почему так, коли такова воля Его, Твоего Сына. Но!… СПАСИ… — спаси жителей дома Твоего, вознеси их ВСЕХ в твое Царство, всех до единого, никто из них, и я в первую очередь не заслужили того, но ты, все равно, вознеси всех! Меня оставь, ибо из всех недостойных, я самый недостойный, пастырь их,.. но всех остальных — вознеси… И пусть я не истребил в них их грехи… Возвращалось тело, отпускало каменное оцепенение, уходил в кисточку-пламя святящийся тоннель… Тусклое пламя свечки горело перед Владимирской иконой. — …Владыко, владыка! Прости уж, что тереблю тебя так. Владыко, видишь меня, слышишь меня? — Что?.. — Киприан увидел склонившегося перед ним келейника: — Владыко, который уж день на коленях стоишь,..

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН РАЧАНИН [серб. Kunpujah Рачанин] († ок. 1712, Сентендре), серб. иером., книжник, каллиграф, иллюминатор. Исходя из особенностей языка рукописей, созданных К. Р., можно предположить, что он происходил из окрестностей Призрена (Косово и Метохия) и начал свою деятельность в 50-х гг. XVII в. в скриптории мон-ря Рача , где вместе со своим учителем, иером. Христофором Рачанином, переписал неск. рукописей. Во время великого переселения сербов (1690) вместе с др. монахами К. Р. покинул Рачу, ок. 1692 г. поселился в мон-ре св. ап. Луки в Сентендре и открыл книжную школу. Деятельность К. Р. имела важное значение, т. к. способствовала распространению книжности. Его ученики, называвшие себя «рачанинами», хотя многие из них никогда не были в мон-ре Рача (самые известные - Гавриил (Стефанович Венцелович) и Иерофей), считаются последними носителями сербско-словен. книжного языка, к-рый прекратил бытование из-за усиления в 20-х гг. XVIII в. рус. влияния на серб. книжность. Важнейшими работами К. Р. являются: Псалтирь с последованием (совм. с Христофором Рачанином; мон-рь Рача, 1672); Сборник житий (совм. с Христофором Рачанином; мон-рь Рача, 80-е гг. XVII в.- Сентендре, 1691-1694; К. Р. завершил его самостоятельно, включив в него житие серб. деспота Максима Бранковича и Похвалу кн. Лазарю мон. Евфимии ); Триодь Цветная (совм. с учеником Михаилом; Сентендре, 1694-1698); гимнографическая «Стихология» (Сентендре, 1706-1711; в книге К. Р. продемонстрировал и свой поэтический талант). К. Р. приписывалось авторство «Букваря» (1717), отражавшего сильное рус. влияние, но более вероятно, его составил Гавриил (Стефанович Венцелович). В своих кодексах К. Р. уделял большое внимание миниатюрам и иллюминации, при создании к-рых следовал лучшим средневек. серб. образцам. Особенно высоким уровнем отличаются иллюминация и заставки в «Стихологии». Авторству К. Р. ранее приписывалась миниатюра св. ап. Луки перед Службой св. евангелисту в Цветной Триоди, но наиболее вероятно, что она была выполнена неизвестным мастером позже, в 1-й пол. XVIII в., при переплете кодекса.

http://pravenc.ru/text/1684764.html

Та же самая – т. е. внешняя и внутренняя связь византийской Эклоги с законодательством Моисея – дает себя видеть и в болгарской законодательной работе, известной под именем «Закона Судного» 5 . В «Вопрошаниях» Кирика г. Суворов усмотрел следы капитолического влияния кроме «Заповеди св. отец» еще в следующих элементах: в заказывании литургий в качестве замены епитимии и в разрешительной молитве, входившей в особый чин покаяния или примирения. Г. Павлов указывает в греческих эпитимийниках и заказывание литургий в качество подвига покаяния и подлинник разрешительной молитвы, введшей г. Суворова в заблуждение. (Стр. 114–119). Весьма ценные историко-юридические исследования представляет рассматриваемая книга а гл. 4 где речь идет о т. н. уставе Владимира. Поводом к ним послужило прежде всего мнение г. Суворова о происхождении Владимирова Устава в западной Руси: московский митрополит Киприан в бытность свою там и мог быть автором этого подложного устава. «Митрополит Киприан – по словам г. Суворова -провел довольно времени в Литве, прежде чем поселиться в Москве. А не надобно забывать важность той исторической эпохи, которую переживала юго-западная Русь в конце XIV и в первой половине XV в. Литовские князья, которым подчинилась юго-западная Русь – после недолго продолжавшегося колебания между язычеством, православием и католицизмом, со времени Витовта (1386 г.) решительно примкнули к католицизму. Близкое соседство с католической церковью, которая имела определенную каноническим правом и признанную государственною властью судебную компетенцию, и необходимость исходатайствовать у иноверных князей гарантирование церковного суда православной церкви в определенном объеме, в точно обозначенных границах, а не с туманными только указаниями на греческий номоканон, могли послужить достаточным поводом для западнорусской православной иерархии и для западнорусских книжников к тому, чтобы исторические предания о завете Владимира и существовавшую до XIV в. практику облечь в форму письменного устава» (стр. 129). В противовес такому фантастическому предположению проф. Павлов указывает целый ряд фактов применения устава Владимирова в XIII в. в северной или вообще московской Руси (стр. 124–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В Москве открылся V Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» 1 ноября 2008 г. 18:26 Сегодня в Москве по благословению Святейшего Патриарха Алексия в рамках VII Церковно-общественной выставки-форума « " Православная Русь " — к Дню народного единства» стартовал V Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» . Первый день кинофестиваля открылся показом Внеконкурсной программы фильмов в Паломническом центре Московского Патриархата . На торжественном открытии игумен Киприан (Ященко), руководитель кинофестиваля, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия к организаторам, участникам и гостям кинофестиваля «Лучезарный ангел». С теплыми словами приветствия к юным гостям кинофестиваля, внеконкурсный показ фильмов которого в Паломническом центре специально рассчитан на дни школьных каникул, также обратился генеральный директор Паломнического центра С.Ю. Житенев. В честь открытия кинофестиваля был дан небольшой концерт с участием народного ансамбля «Веретено» под руководством Елены Краснопевцевой и семейного коллектива «Надежда». Затем в Паломническом центре состоялась пресс-конференция для журналистов с участием заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка и членов Оргкомитета кинофестиваля. Девиз кинофестиваля остается неизменным — «Доброе кино возвращается!». В этом году он проходит на двух площадках — до 7 ноября в Паломническом центре Московского Патриархата и с 8 по 12 ноября в кинотеатре «Художественный». Также работы, представленные на кинофестивале можно будет увидеть в Центральном выставочном зале «Манеж» в дни VII Церковно-общественной выставки-форума « " Православная Русь " — к Дню народного единства» с 8 по 12 ноября. V Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» проходит под патронатом супруги Президента России С.В. Медведевой и является одним из значимых проектов Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». В 2007 году мероприятия фестиваля посетило более 30 тысяч человек. Гран-при кинофестиваля получил мультипликационный фильм Александра Петрова «Моя любовь». С программой кинофестиваля можно познакомиться на сайте организаторов . С внеконкурсной программой фильмов также можно познакомиться на сайте Паломнического центра. Паломнический центр Московского Патриархата /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/483244.htm...

Дело ознакомления французов с Православием продолжалось и после о. И. Васильева. Издавались по-французски богослужебные книги, проповеди митр. Московского Филарета в переводе A. Serpinet (три тома, 1866 г.) и под. Достойно упоминания, например, изданное свящ. Н. Поповым , настоятелем русской церкви в По, «Чин, како приимати приходящих ко Православной церкви от Арменского или Римско-латинского вероисповедания» (СПБ. 1912 г.) Это – параллельные тексты на славянском, немецком, французском и испанском языках. Немецкий текст взят с перевода Берлинского прот. А. Мальцева , a испанский принадлежит Г. А. Колемину и православному испанцу Гарсиа Рюи-Пересу, офицеру испанского Генерального Штаба. Кроме только что упомянутого французского перевода проповедей митр. Московского Филарета, следует привести еще ряд переводов русских богословских трудов. Эти проповеди были переведены и по-английски. Знаменитый Катехизис того же митрополита был на немецком языке переведен Доктором А. Блюменталем, а на английский Schaff-oм (New-York, 1877). Тот же доктор Блюменталь перевел на немецкий язык сокращенное Догматическое богословие митр. Моск. Макария (Булгакова) , в 1875 г. На греческий оно было переведено Неофитом Пагидой (Афины, 1882 г.), а на болгарском оно увидело свет в 1901 и на сербском в 1898 г. «Историческое учение об отцах церкви», архиеп. Филарета (Гумилевского) Черниговского было переведено на греческий Неофитом Пагидой (Иерусалим, 1885–1887). Того же Филарета Черниговского «История русской церкви» появилось на немецком языке в Франкфурте на Майне в 1872 г. в переводе уже не раз упомянутого доктора Блюменталя. Хотя переводы эти и не были исполнены нашими заграничными священниками, но ими широко распространялись в иностранной среде, что давало возможность Европе знакомиться с Православием задолго еще до так, теперь, называемого «экуменического движения». Кстати и о пребывании о. Геттэ в Москве. Он был 6 июня 1865 г. у митр. Филарета, где присутствовали и еп. Леонид (Красно- певков), викарий митрополита, Η.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

Если бы и не имели мы никаких данных для надлежащего представления о деле, то и тогда оно вовсе не могло бы казаться нам вероятным в том виде, как представляется в житиях. Митрополит нашёл в одном маленьком городе благочестивого князя, и вдруг у него является желание быть погребённым в этом городе: какая тут внутренняя связь? Митрополит, конечно, должен был очень радоваться, что в его митрополии есть благочестивый князь; но совершенно непонятно вдруг явившееся у него желание быть погребёну в городке благочестивого князя: у него была кафедра во Владимире и ему надлежало быть погребённым при ней 228 . Второй из жизнеописателей, митрополит Киприан, проговаривается, что дело было не так: он говорит, что св. Пётр пришёл в Москву при Иване Даниловиче, т. е. не ранее как за год до смерти, и, однако, потом говорит, что святитель «начат больше инех мест жити в том граде», т. е. даёт знать, что митрополит пришёл в Москву вовсе не за год только до смерти. Дело действительно должно быть представляемо далеко не так, как оно представляется в житиях. После смерти митрополита Максима великий князь Михайло Ярославич посылал в Константинополь ставиться в митрополиты своего игумена Геронтия с тем, чтобы в митрополите себе преданном приобрести себе сильного помощника в своей борьбе с князем московским и вообще в своих стремлениях к возвышению своей родовой Твери. Когда вместо Геронтия пришёл на митрополичью кафедру св. Пётр, великий князь встретил нежданного митрополита как врага, и этим врагом его остался во всю свой жизнь, не один раз пытаясь свергнуть его с кафедры. Встреченный как враг великим князем, Пётр естественно и необходимо должен был искать дружбы с его врагом – князем московским, ибо между двумя врагами, быв принят как враг одним, он не мог стать ничем иным, как другом другого. При этом и князь московский не мог сделать ничего иного, как то, чтобы со всей возможной поспешностью и со всем возможным старанием искать дружества митрополита, который нашёл врага в великом князе. Михайло Ярославич для борьбы со своим врагом и для возвышения своего тверского удела хотел приобрести себе помощника в митрополите, и это ему не удалось: Естественно, что московский князь, пользуясь мыслью своего соперника, тотчас же должен был употребить все свои усилия достигнуть того, что не удалось Михаилу Ярославичу, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С момента своего зарождения до 1474 года Алексин располагался на Ильинской горе, в двух километрах от теперешнего своего местонахождения. Проданный в начале XIV века московскому митрополиту Петру одним из тарусских князей, город постоянно находился в зоне повышенной военной опасности, а в середине XIV века был подвержен угрозе даже двойного нападения. К югу от города, где раскинулись просторы Дикого поля, безраздельно хозяйничали татары. В 1348 году отряд Темира выжег Алексин и «со многим полоном возвратился в Орду». Кроме того, в верхней Оке укрепился литовский князь Ольгерд, ставленник которого митрополит Роман, оспаривая власть московского митрополита Алексия над Брянском, побудил литовского государя (1361) «восстать против Алексина и разорить тамошних христиан». Положение города стало ещё опаснее к концу XIV века, когда после захвата князем Витовтом соседнего Любутска (1396) Алексин оказался на самой границе с великим княжеством Литовским. Не надеясь защитить город своими силами, митрополит Киприан передал его великому князю Василию I «с данью, и с оброками, и с судом, и разбой, и татьба (воровство) с поличным, и с душегубством, и со всеми пошлинами, и со всем тем как купил чудотворец Петр митрополит». Великий князь в свою очередь поручил оборону Алексина (около 1401 г.) князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, пожаловав ему город «в удел» и «в вотчину». После феодальной войны второй четверти XV века Алексин снова оказывается в руках московского великого князя. Учитывая пограничное положение города, Василий Темный при разделе княжества между сыновьями (1462) передал Алексин старшему сыну, великому князю Ивану III. Решение было дальновидным: пройдет десять лет, и город окажет Ивану III да и всему государству неоценимую услугу. Случилось так, что, ожидая в 1472 году очередного нападения хана Ахмета, Иван III собрал русские войска в Коломне, преградив татарам прямой путь в центральные районы страны. Но Ахмет, рассчитывая на поддержку и соединение с войсками литовского короля Казимира, двинулся к Алексину, в котором находился лишь Семен Васильевич Беклемишев «с малыми людьми». Положение было критическим: в Алексине не было «ни пристроя градного, ни пищалей, ни самострелов». Иван III, не желая обрекать людей на верную гибель, приказал воеводе «осаду распустити, понеже не успеша запастися чем битися с татарами». И всё же алексинцы приняли бой. 30 июля 1472 года они, выдержав штурм, «много татар избили». Только на следующий день войско Ахмета ворвалось в горящий город, который был покинут защитниками. Воеводы, переправившись за Оку, заняли оборону «с малыми зело людьми» и держали её до подхода русских полков. Время было упущено, хан отступил «в поле», вторжение было предотвращено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010