38. В одном месте монашествовали два единомысленных брата. Они проводили жизнь в крайнем подвижничестве и во всяких добродетелях. Случилось одному из них сделаться киновиархом, а другому остаться отшельником. Сей последний, достигши совершенства в подвижничестве, начал творить великие чудеса, исцелял бесноватых и предрекал будущее. Сделавшийся из аскетов киновиархом, услышав, что единомышленник его сподобился таких даров, уединился от людей на три недели и прилежно молил Бога открыть ему, отчего тот чудодействует и стал славен у всех, а он ничего такого не удостоен? И явился ему Ангел Господень, говоря: тот живет ради единого Бога, воздыхает и плачет пред Ним день и ночь, терпит алчбу и жажду ради Господа, а ты при трудах своих имеешь общество братий, и для тебя достаточно утешения человеческого. 39. Говорили о скитянах, что они не превозносились, когда один превосходил другого в добродетелях. Все они были подвижники, и один вкушал через два дня, другой – через четыре, а иной через неделю, были и такие, кои не ели хлеба, и такие, кои не пили. И кратко сказать – были украшены всеми добродетелями. 40. Старец говорил: не должно ни о чем пещись, кроме страха Божия. Я, говорил он, хотя и бываю принуждаем пещись о потребностях плоти, но никогда прежде времени не думаю о том. 41. Старец сказал: как посуда почерневает и опять вычищается, так и верующие, хотя и чернятся, когда грешат, но через покаяние опять просветляются. По этой причине вера справедливо уподобляется полудчику 28 . 42. Старец говорил: сразу после монашеского отречения от мира не попускается ни диаволу, ни его демонам сильно искушать человека для того, чтоб, падши, он не был крайне поражен тем и чтоб не обратился бы тотчас в мир. Когда же монах преуспеет несколько, и временем и делом, тогда попускаются на него брани плотских пожеланий и страстей. И тогда смущаемый ими человек имеет нужду смиряться, и плакать, и себя одного осуждать и укорять, и таким образом, чрез искушения, он поучается терпению, опытности и рассуждению, всегда прибегая к Богу со слезами. Другие же, не имея рассуждения, поражались искушениями до чрезмерности и, теряя ум, сами резались ножем или низвергались в пропасти от крайней печали и отчаяния. Подобное же делали некоторые из смущаемых демонами блуда или хуления: одни из жегомых похотию отрезали уды свои, а иные брали жен, увлеченные сатаною посредством сильного движения блудной страсти. Итак, будем приучать себя не отчаиваться и не малодушествовать, но паче терпеть, благодушествовать и благодарить Бога во всяком искушении, тесноте и насилии от диавола, ибо благодарение Богу разрушает все хитрости врага. Как руки, запачканные смолою, не иначе очищаются, как елеем, так и мы духовно алчем милости и человеколюбия Спаса нашего Иисуса Христа и очищаемся от оскверняющих нас грехов, благоприступаем с дерзновением к милосердию Его и спасаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Даже и с теми из раскольников, которые «на разговорах» окажут упорство и святой церкви непокорность, предписывалось «никакой жестокости не употреблять и свободы их не пресекать». Наконец в последнем пункте инструкции весь, можно сказать, смысл и характер её выражены следующими словами: «будучи у оного увещания поступать умеренно и постоянно, дабы дело твое беспорочно было, противных же и подозрительных действ отнюдь не творить, опасаяся беспощадного наказания» 129 . Итак, в отношении к раскольникам вообще и к выговцам в особенности Святейший Синод действовал со всею подобающею пастырям церкви искренностию и благоснисходительностию. Не дождавшись от них никакого отзыва на своё приглашение прибыть «без всякого подозрения и опасения» для мирного разглагольствия о их несогласиях с церковию, Святейший Синод сам посылает к ним для такого разглагольствия уполномоченное лицо и снабжает его подробною инструкциею, которою со всею строгостию обеспечивалась их безопасность и свобода на разглагольствиях, настоятельно требовалось, что разглагольствие было именно «тихое, кроткое и безопасное» и чтобы всё это дело велось «беспорочно». 23 сентября 1722 года Неофит прибыл в Петровские заводы и официальным порядком дал знать выговским раскольникам о своём приезде. Выговцы заблаговременно узнали о присылке к ним Неофита, знали и содержание данной Неофиту инструкции. Что же – были ли довольны выгорецкие киновиархи, что на предстоявших беседах требовалось вести дело с такой «беспорочностию», так беспристрастно и осмотрительно? Напротив, это именно беспристрастие и эта осмотрительность в ведении бесед, каких требовала инструкция, всего более не нравились им и пугали их. Они понимали очень хорошо, что при таком способе собеседования должно действительно обнаружиться, на чьей стороне истина – на стороне ли церкви или на стороне раскола; а этого именно и не желали выгорецкие киновиархи: они искали не истины, а только защиты раскола, понимая, что истина не на их стороне, что свои лживые учения они могут прикрыть только извращением и перетолкованием святоотеческих писаний, ссылками на свидетельства сомнительной достоверности или явно недостоверные и разными хитросплетёнными силлогизмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В аскетических сочинениях встречаются указания и на внешние причины, под воздействием которых подвижники иногда унывали. Но обозначение сих причин тесно связывается с уяснением вопроса о том, при всех ли формах иноческой жизни или же только при некоторых из них монахи болели унынием? Этот вопрос возникает вследствие разноречивых свидетельств древних аскетов об условиях, могущих располагать подвижников к унынию. И. Кассиан держался, по-видимому, того мнения, что уныние проявляется при всяком роде подвижнической жизни; ибо в доказательство своей мысли, что уныние происходит только от внутренних (душевных) движений, он ссылается на анахоретов, страдавших унынием при внешней обстановке, не могущей считаться благоприятной почвой для зарождения и развития означенной страсти. Отсюда естественно вытекает заключение, что, по И. Кассиану, и киновиты унывали от внутренних причин, а не от внешних условий киновиальной жизни. И. Лествичник, напротив, утверждает, что «киновия – противник уныния (Λγ. 13. Μ. 1. с. p. 860 А.: Κοινβιον κηδας ντπαλον), а для мужа-безмолвника оно вечный сотоварищ (σζυγος ανιος) и до кончины не отступит от него». В приведённых словах, очевидно, утверждается то, что внешние порядки киновиальной жизни предохраняют монаха от уныния, а внешняя обстановка жизни анахорета содействует его заболеванию сим недугом. Но, приняв во внимание опытные наблюдения других подвижников, мы должны сказать, что унынию подвергались иноки всех родов подвижнической жизни, но особенно представители одиночного образа жизни, и что внешние условия бесспорно содействовали внутренним расположениям подвижника к унынию. Когда Евагрий Понтийский , И. Кассиан и Нил Синайский говорят, что унывающие монахи тяготятся сообществом живущих с ними братий (И. Кассиан, De coenobior. lib. X, с. 2. p. 366: ...nec habere se fructum aliquem spiritualem, donec fuerit illi consortio copulatus, conqueritur atque suspirat...), приписывают сим последним свой неуспех в духовном делании, обвиняют их в недостатке любви ( Евагрий Понтийский , Περ τν κτ λογισμν, с. 7. p. 1273 Β: ...κλλοιπε παρ τος δελφος γπη), питают ненависть к сопребывающим с ними братиям и к самому месту жительства ( Нил Синайский , Περ τν κτ τς κακας λογισμν, р. 1456 D; 1457 А.: Τ πνεμα τς κηδας... или δαμων μποιν ...μσος πρς ατν τε τν τπον, κα τος συνδιατρβοντας δελφος); то они несомненно имеют в виду келлиотскую и киновиальную жизнь. Из приведённых же свидетельств названных писателей видно, что известные взаимные отношения вместе живущих братий, повергавшие некоторых из них в уныние, должно считать внешними причинами, вызывавшими эту страсть. К числу же внешних причин, порождавших уныние у братий, расположенных к этому пороку, должно отнести

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Ребольскому, предшествовали напечатанным в «Христианском Чтении» (из этих последних только одно относится к 1852 г., и имеет по содержанию близкое сходство с нашими, а остальные начинаются с 1853 г.). 170 Известна «История Выговской пустыни», составленная Выгорецким киновиархом Иваном Филипповым; в 1862 г. издана Кожанчиковым. Выписки, доставленные преосв. Аркадию о. Ребольским и разбираемые в настоящих письмах, по-видимому, сделаны из другой «Повести», быть может, существовавшей на Выге и приобретенной здесь о. Ребольским. 171 Преосв. Игнатий Воронежский, бывший первым епископом Олонецким (1828–1842 г.), также примечательный деятель против раскола, оставивший нисколько достойных внимания сочинений о расколе. Преосв. Аркадий питал глубокое к нему уважение: вскоре по вступлении на Олонецкую паству, в июле 1852 г., будучи на месте подвигов преосв. Игнатия, на Лессе, он произнес похвальное слово в память этого, незадолго пред тем скончавшегося (1850 г.) архипастыря (см. Христ. Чт. 1888 г. 7–8), а сочинениями Игнатия пользуется и в настоящем письме, при чем особенно рекомендует его «Беседы» о мнимом старообрядчестве и о нем самом говорит с благоговением. Полную «Повесть» Ив. Филиппова преосв. Аркадий имел потом в издании Кожанчикова, о чем упоминает в письме к тому же о. Ребольскому от 26 ноября: «и труд Петра (Ивана) Филиппова – история о Выговской пустыни ныне с печати вышла». 175 Действительно неверно. Данила Викулов умер не в 1708-м, а в 1734 г., четырьмя годами позднее Андрея Денисова (1730 г.), который был киновиархом Выгорецким совместно с Данилой Викуловым. В «Летописце Выгорецком» точно записано: «Сего ж году (1734) Даниил Викулич преставися 12 октября. В общежительстве поживе 40 лет; всего житья его 80 лет без 9 недель (См. прилож, к Извещению праведному Григория Яковлева, стр. 151). Общежительство начато, по Летописцу, в 1695 г. След, до 1734 г. протекло именно 40 лет, и самому Даниилу было тогда, при основании общежития, 40 же лет. А на Выг Данила пришел, по Летописцу, в 1684 году, след. 30-ти лет. В выписке, доставленной преосв. Аркадию, не точно указан собственно год смерти Даниила. 178 Та самая раскольница, о которой в 1857 г. преосв. Аркадий писал: «Дорофеевне, хулящей нас и ненавидящей, объявите, что мы и ей желаем спасения», и проч. См. в предисл. Значит в 1861 г. преосвященный открыл уже с нею письменные сношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

2 . Нынешнему консулу нашему в Иерусалиме могло б быть предложено другое равночестное место, частию во свидетельство того, что мы умеем следовать той всеобщей политике благоразумия, по которой не считается делом особенно хвальным своему соединяться с чужим для поборания своего, а, напротив, внушается прекращать соблазн между своими, чтобы всячески отстранить вмешательство чужих, частию в предотвращение развития между иностранцами убеждения, если и неосновательного, то все же весьма распространенного, что у порабощенной будто бы Русской Церкви нет оправдания духовному лицу, частию, наконец, для того, чтобы дать возможность, как говорится, талантам засидевшегося на одном месте чиновника блеснуть на ином поприще. 3 . При назначении духовно-начальствующих лиц на места с политическим значением и разнообразными мирскими отношениями не было ли бы найдено терпимым жертвовать некоторым образом достоинствами строгого иноческого подвижничества в пользу практической мудрости жизни? Киновиатский устав ежедневного или и ежеминутного очищения совести перед «старцем» вне пределов киновии большею частию не приложим к делу. Начальник какого бы то ни было заведения с смешанным, духовно-мирским характером, действующий в духе правил общежития, легко может впасть в следующие невинные ошибки: или а) вообразить себя «старцем» заведения и требовать от подручных ему лиц постоянного очищения пред ним совести, открывая, т. обр., собственною инициативою, путь к лицемерию и тайному против себя озлоблению людей, может быть, весьма хороших, спокойных и приверженных к нему, или б) напротив, в каждом другом вообразить своего «старца» и вследствие сего не к месту, напр., поклониться кому-нибудь в ноги, или без нужды испросить у кого-нибудь, перед кем не виноват, прощения, рискуя насмешить людей своим поступком, в другом месте достойным всякого уважения. С одной стороны, излишняя ревность, а с другой стороны, непосредственность нравственного чувства, возмущающегося всяким явлением греха и спещащего высказать себя в лицо грешащему, также могла бы быть сочтена путем скользким для начальника, ибо весьма возможное дело, что, во-1-х, ревнителю святыни и чистоты обличаемый им мир по праву или без права повторит слова Господни: не весте, коего духа есте, а во-2-х, что вместо греха и грешника чистое сердце попадет и нападет на одно собственное подозрение, а между тем огласится дело, возмущающее совесть многих! Когда же сии многие суть поклонники, а нападение оное делается в Иерусалиме, у Гроба Христа Спасителя, – то нечему дивиться, если ревность о благочестии, в свою очередь, огласит кто-нибудь неразумием и бесчеловечием 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Таково несравнително 2214 видети есть в нас, о, возлюблении, деющееся, како дом наш, си есть все и братское, и сиротское сочленение, весь и христианский всецерковный сонмь, горко от души плачет, слезно и неутешно рыдает, всесердечно и многосетовно тужит. Како лишихомся всехудожнаго 2215 врача, како потеряхом вседобраго пастыря, како надчаяние 2216 аки из рук испустихом прямейшаго 2217 настоятеля, непритворнаго всем руководителя, неотменнаго и любезнаго всем господина и отца превожделеннаго С Д ча. Ах, жалости нестерпимыя! Ах, сетования, оплакати никогдаже отнюд возможнаго! Сетуют церковнии служителе, яко всецерковный торжественник в неведомая восхитися. Плачют книжнии мудролюбителие, яко прямейший любомудрец книжный и ведетель Священных Писаний многопремудрый, от здешних преставлься, горняя проходит разумения и самеми вещьми навыкает превыспренних 2218 тайнств. Тужат старшин братства, яко старожитный богообещник иную уже жизнь находится познавая; во иная взирает, нам неведомая и чюдная. Рыдают над меру 2219 вся киновиате, и юнии, и превозрастнии, яко вседобрейший чиноуправитель ко иным обителем превземся. Позорует 2220 и созерцает видения и удивления воистинну достойная сиротский плачевный собор, вси плачющима очима, вси жалостными сердцы, вси горящими слезами и умиленно, и горко стенют, рыдают и вопиют, горлице пустыннолюбней подобно, или, рещи, Рахилин плачь деют, по реченному: Глас в Раме слышан мног, Рахил плачющися и не хотящи утешитися, яко не Вси сокрушающеся неутешно, своего наставителя, своего искренняго управителя, своего подлиннаго сердоболя оплакующе, истовый совершают плачь. Аки птенцы, зияюще 2221 , взирают 2220 семо и овамо 2222 и нигдеже обретают уже желаемаго. Церковная вместилища того праздна 2223 зрятся. Служебная делателища того не имеют. Келейное сожитие того не являет. Отхожия службы того не стяжавают. Во отъездах не слышится. В неволних нигли случаех находится, и ниже тамо чают. Нигдеже в здешних любезнейшаго обретают. Нигдеже в земленных 2224 может от кого и киим обрестися превозжделеннейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

киновиарх. 5) Являются к Даниле из Повенца два брата – Андрей и Семен Денисовы, князья Мышецкие; путешествуют по России; из Москвы возвращаются на Выг- реку никак не позже 1703 г. 6) Беглецы соловецкие непременно должны были иметь в Москве своих, единомысленников; сии единомысленники должны быть предуведомлены с Выгу о способностях Андрея и Семена, князей Мышецких, о путешествии их по России, о бытии их в Киеве; по прибытии Денисовых (если только оба странствовали) в Москву, без сомнения, старейший из них в особенности был представлен главным тогдашним крамольникам в Москве: от сих-то мятежников получив наставление, способы, надежды, Андрей Денисов принес на Выг новую силу, новое направление в тех именно видах, какие ему предначертаны в Москве. 7) Мятежный союзе Даниловцев с Аввакумовцами, чрез сие, чрез сего Андрея, должен был утвердиться: вот причина, почему Денисов превозносит Аввакума, а Аввакум ведете особенную переписку с беглецами соловецкими, напр. с Ипатием, в послушание которому Игнатию (и) Досифею отдал и самого Данилу. 8) Андрей, с 1703 г. управляя выгоречанами, с братом своим Семеном не без дела проводили время: они заготовляли свои выписки из собранных ими и присланных к ним книг в защиту своего отступства и ждали только случая, чтобы обнародовать их. 9) Этот вожделенный для Даниловцев случай открылся неожиданно, когда иеромонах Неофит предложил Поморянам-Даниловцам 106 вопросов. 10) Денисовы не могли в один год написать свои Поморские Ответы на те вопросы; надобно полагать и не одни они-составляли эти хитросплетенные ответы. 11) Семен, преемник Андрея, брата своего, по управлению раскольниками на Выг-реке, умер в 1741 г. След. Денисовы управляли поморянами лет около сорока, и в период времени для них самый благоприятный. 12) Преемники их старейшинства, 5-й, 6-й и 7-й, по выписке, столь долголетние, были Денисовым современники, личные собеседники, даже 8-й и 9-й, так что до 1809 г. были на Выгу старейшинами, в лице своих преемников, как бы сами Денисовы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Что касается формы исполнения рисованных листов, то в поморской школе рисованных картинок можно выделить три отличающихся друг от друга направления. Первое представлено наибольшим количеством картинок и характеризуется яркостью, праздничностью, наивной лубочной открытостью. На этих рисунках, всегда выполненных на белом незакрашенном фоне, расцветает мир фантастической, сказочной красоты. Сюда относится, например, лист «Душа чистая и душа грешная», на котором душа чистая изображена в виде девы, облаченной в царские одежды, укрощающей льва и повергающей дьявола, а грешная душа сидит в черной яме и проливает слезы. Вторая разновидность поморских листов отмечается изысканной жемчужно-розовой гаммой. Лубки обязательно большого формата выполнялись на тонированном фоне и отличались мастерством исполнения. В картинках третьей категории особенностью является использование характерного для поморского орнамента мотива вьющегося акантового листа. Листья аканта сочетаются с традиционными птицами. В 1840–1850-е гг. в связи с репрессиями против Выговского и Лексинского монастырей производство рисованных картинок снизилось. Но и после закрытия общежительства в тайных деревенских школах в Поморье вплоть до начала XX в. продолжалось обучение детей старообрядцев, переписка книг и копирование настенных картинок. Вторым центром рисованного лубка был Великопоженский скит на р. Пижме в низовьях Печоры. Обитель была очагом книжности и грамотности на северо-востоке Европейской России XVIII-XIX вв.: крестьянских детей обучали чтению, письму, переписке книг. Здесь, как установил В.И. Малышев, изготовляли и рисованный лубок. Пижемские девицы, подражая лексинским мастерицам, рисовали настенные листы духовного и светского содержания. Однако местный лубок отличался своими особенностями. Как правило, листы почти монохромны. Использовались только коричневая и серая краски. Нет той яркости, нарядности и орнаментальной насыщенности, которые были столь характерны для поморских листов. В настоящее время выявлено порядка 17 листов печорской школы. Сюда относятся «Изображение пустыни Великопоженской иже на Пижме реце», а также портреты выговских киновиархов, учителей и наставников поморского согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

«И доколе сещи будеши, о, мечю Божий, и доколе не упокоишися; вниди в ножни своя, почий и Иеремиа, глава 47. Жалость сердца моего нудит мя вещати – нашедшая же скорбь отъемлет от Мене слово. Стенание утробы моея повелевает мне глаголати – наступившая же печаль вяжет язык мой молчанием. И не вем, что сотворю: молчанием ли претеку беду мою или сухими и измождалыми 2710 гласы постенаю о печали моей. 2709 Несть бо ми леть 2711 никотораго слова ныне провещати, зане обоюдный мечь режет мою крепость. С единыя убо страны наострен той горестию печали, с другая же – нестяжанием наказания. Но обаче видя нужду, 2710 пределы чина преходящу 2712 , и беду, витийския беседы отревающю 2713 , дерзаю и аз малая и зело краткая и 2712 худейшему комарову писканию 2714 подобная некая провещати. Точию молю ваши терпеливыя слухи со щедрым пожданием 2715 послушати. Понеже убо волею всемогущаго Бога всепочтеннейшая госпожа киновиарха, многомилостивая мати наша С Д вна от сего века в будущую безконечную жизнь преставися, еяже блаженное успение всю пустыню и оба общежителства на погребение созва и собратися устрой, темже убо подобает нам, подобает, о, любомудреннии слышателие, поне вмале о добродетелей ея воспомянути. Та бо бяше мати сирых, веселие вдовиц, прибежище странных, печалным сладкое утешение, бедным скорое предстателство, повинным 2716 безскорбное отпущение, еяже ныне нечаянно 2717 лишихомся. Но о, толикаго праведнаго прогневания твоего на нас, Боже наш! Доколе не имут затворится смертныя двери, доколе окрадаяй 2718 нас тать не преткнет о камень ноги Доколе посекаяй нас мечь не ощутит дна в ножнах своих? Доколе пожирающая нас смерть не побледнеет, стыдом татьства помазуема? Можно бы ей усрамитися 2719 уже и седин кротостию обогащеннаго Можно бы ей послушати и сладких увещаний премудраго христианскаго учителя и всея Церкве Можно бы ей утонути в источниках слезоточиваго Можно бы на страну уклонитися от носящаго на себе шлем аггельскаго Можно бы убоятися ревниваго девственных лиц Их же пред малыми до сего днями и летами другаго по друзем обравши 2720 , неизвлекаемое обиды и жалости копие в нашем сердце остави. Но не удовлеся ея алчное чрево сими и сицевыми и толь великими мужи. Но, яко гладнейшая всех животных утроба, наскочивши люте, унесла есть и последнейшее наше и всех сирот сладчайшее утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Для нас, общежительных монахов, устав приносит пользу и плодоносность, подобно тому, как то же приносят аскетам и отшельникам их собственные установления. Те укротили страсти строгим трудолюбием и внутрь обращением и умертвили ветхого человека, — вещь, осуществляемая и в нашем собственном уставе и программе. Подчинением, послушанием и самоотречением мы добиваемся того же результата.    Дополнительно имеем и выгоду взаимовыручки, когда «носим немощи слабых», не по­рабощаясь самодовольству. «Снисходя друг ко другу любовью Христа» (Еф. 4:2; Флп. 1:8), вынуждаем Божественную вселюбовь исполнить обещанное. «Какой мерой мерите, отмерится вам» (Мф. 7:2).    Когда претворяется в жизнь любовь, являющаяся действительным свидетельством хри­стианской жизни, тогда «она покрывает множество грехов» и без труда вызывает наше «по подобию», поскольку Бог Любовь есть, и «пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Сколькие облегчаются нашим приношением и служением? Не только наши собственные старцы и больные, но и наши ежедневные посетители. Для верующих, с которыми мы вступаем в контакт, мы становимся примером веры, самоотвержения и любви — необходимых составляющих для уравновешенности общественной соединенности и взаи­мовыручки. Без особого усилия — только живя нашей собственной программой — мы укреп­ляем их, не уходя с нашего места, поскольку они приходят к нам. Не это ли имеет в виду Господь, говоря: «Вы — соль земли;... вы — свет миру» (Мф. 5:13, 14).    Более легкой является борьба с людскими страстями, чем с лукавыми и злобными де­монами, которые напряженнее борют отшельников, чем киновиатов. Сопредстательство бра­тии — немалая помощь; подобное напоминает и Священное Писание: «Брат получающий по­мощь от брата, как крепкий город» (Прит. 18:19), и: «Горе тому единому, егда падет и не бу­дет второго воздвигнута его» (Еккл. 4:10).    Долготерпеливо претерпевая в нашем служении, в немощах больных и трудноисцели­мых, исполняйте закон любви и терпения и приобретете награду преуспеяния и совершенст­ва. Однако, настаиваю на снисхождении и сострадании к ошибкам и соблазнам немощных и пребывающих в неведении. В самом деле, наш Всеблагой Спаситель Христос умягчается от милосердия, ибо Он есть Вселюбовь и Милосердие. Следовательно, вот способ, как нам воспользоваться Его милосердием, поскольку Он Сам говорит нам стать щедрыми подобно Ему Самому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010