Исследователи заметили, что Петр в сюжете traditio legis нередко стоит слева от Христа, в то время как доминирующая сторона, отражающая первенство после примата, является правой. Такие изображения Петра мы видим на саркофаге из Вероны (IV век), на саркофаге полководца Стиликона из базилики святителя Амвросия в Милане (IV век) и на других саркофагах. В контексте раннехристианской иконографии указанного времени правая сторона символизировала милосердие, в то время как левая — требовательность (строгость) . Строгость к людям Завета объясняется притчей о винограднике, где «хозяин дома» (Бог), посылает «слуг» (пророков) собрать плоды, «виноградари», убившие наследника — иудеи, «новые виноградари» — язычники (Мф. XXI. 33-41). Как следствие этого делается заключение: «Потому сказыкаю вам, что отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. XXI. 43). В Деяниях Апостолов это сказано еще более ясно: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: “Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь: Я положил тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деян. 13, 46-47)». В контексте этой логики проповедник среди язычников Павел идет раньше проповедника среди иудеев Петра. На пальме в сцене traditio legis, в ветвях которой укрывается Павел, изображена птица. Безусловно, это феникс, символ воскресения, провозвестником которого был апостол среди язычников. Саркофаг Проба. Грот святого Петра, Ватикан. IV в. На некоторых сценах «передачи закона» крест изображается не всегда у апостола Петра, следовательно, здесь крест присутствует не как орудие смерти апостола, но в более глубокой трактовке. На саркофаге Проба (грот Ватикан) крест держит Христос. Он стоит на холме, из которого текут четыре реки, в правой руке держит крест, а в левой — раскрытый свиток закона. Петр стоит справа, слева Павел. Крест в руке у Христа орнаментирован, что означает Его славу, и изображен одновременно как трофей победы и как посох . На предыдущем описанном изображении креста, что на плече у Петра, крест представляется как указание «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14.27). Здесь крест прочитывается уже не только как орудие распятия, но как и сам призыв: не все ученики должны быть распяты, но должны нести на себе знак духовного возрождения Тав, то есть печать крещения, что в грядущей эсхатологии понимается как имя Отца и Сына . Это крест эсхатологии, небесной славы.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Итак, знайте, что когда сектанты нападают на вас из-за Святого Креста, то они признают только второй крест, крест страданий, а не вещественный тоже. Мы же принимаем и первый, ибо так нес его Христос. Он нес крест деревянный на спине Своей и крест страданий в душе даже до смерти, и смерти крестной. Крест — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низложил силы ада и смерти. Поэтому окаянен и проклят и треклят тот, кто не поклоняется честному и животворящему Кресту Христову! Двояк человек, и двоякий крест он должен нести, как указывают святой Ефрем Сирин и святой Кирилл Иерусалимский , который говорит: «О христианин, никакого дела не начинай, пока не осенишь себя знамением святого креста. Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работу, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда с людьми — запечатлей святым крестом чело твое, тело твое, грудь твою, сердце твое, уста твои, глаза твои, уши твои, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И ты больше не будешь бояться тогда чародеяний, порчи и колдовства. Ибо они тают от силы креста, как воск от огня и как прах пред лицом ветра» . Итак, сначала мы напомнили о значениях креста, а затем сказали о двояком кресте — вещественном и духовном. Смерть есть жизнь Ни в чем так не может быть уверен человек на земле, как в смерти. Поживешь ли еще, этого ты не знаешь; станешь ли богаче, не знаешь; станешь ли здоровее, чем сейчас, тоже не знаешь, а о том, что умрешь, знаешь. И никто не может оспорить эту истину.Слышишь, что сказал Бог в начале мира: «смертью умрешь» ( Быт.2:17 )? А Божественное Писание у Иисуса, сына Сирахова, говорит: «все мы умрем» ( Сир.8:8 ). Знай одно: смерть есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Пока предки наши, прародители Адам и Ева, не забывали о смерти, они жили в раю. А когда забыли о смерти — умерли душой, а через девятьсот с лишним лет умерли и телом. Итак, смерть, как говорит святой Иоанн Дамаскин , есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, дает нам жизнь вечную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Когда спрашивали одного подвижника, как он стяжал столько мудрости, он указывал на распятие. Крест является опорой в наших жизненных невзгодах. Крест Христов — это самое великое сокровище, наша гордость, наша надежда. Поэтому будем вместе с апостолом повторять: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Таким образом, крест сопутствует христианину с момента его рождения, и в минуты радости, и в горе, и в страдании до тех пор, пока не станет на могиле, как знамение победы над смертью. И потому Святая Церковь воспевает крест — «христиан упование и прибежище» среди житейской бури. «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ) — говорит Христос. Истинной, непобедимой правдой является то, что «…нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). И для христианина нет иного символа, иного лозунга, иного воззвания, кроме креста и распятого на нем Христа. Крест будет также знамением Страшного Суда. Это предсказал Сам Божественный Учитель: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Крест будет для праведников знаком союза с Богом, счастьем и славой, а для грешников — вечным уничтожением. Дорогие братья и сестры! Когда бы мы ни взирали на крест, он всегда источает вечное спасение. В моменты наших достижений и успехов будем всегда помнить, что где-то там, недалеко, ожидает нас крест, который нужно будет взять на плечи и нести его иногда и против нашей воли. Не будем падать под его тяжестью, а понесем его достойно, помня слова нашего Учителя: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ) и слова апостола: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Дорогой креста шли святые, подвижники и тысячи мучеников, отдавших жизнь свою за само имя — православный. Будем же и мы, их потомки, твердо идти по этому пути, если хотим достичь Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Крест – знамение победы, победы над диаволом и темными силами зла, «оружие мира, непобедимая победа», как воспевает Святая Церковь . «Вас, – пишет Колоссянам святой апостол Павел, – которые были мертвы во грехах… (Бог. – Прим. авт.) оживил вместе с Ним (Христом. – Прим. авт.), простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2:13–15 ). И этому непобедимому оружию Божией силы, Кресту Господню, мы поклоняемся с радостью и любовью: «Днесь происходит Крест Господень, – поет Святая Церковь , – и вернии приемлют того желанием… Сего целуим радостию и страхом. Страхом – греха ради, яко недостойни суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздившийся Христос Бог , имеяй велию милость» (праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне, на хвалитех»). Крест – Божественная сила любви и самопожертвования, которою зиждется мир и которая освящает все концы вселенной: «Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш» (праздник Воздвижения Креста, стихира на поклонение Кресту). Это – в порядке космическом. А в историческом и промыслительном – «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва» (светилен праздника Воздвижения Креста). Божественная сила крестная действовала извечно: само творение мира и человека невозможно было бы без неё. Крест начертан в самом телесном образе человека. В Ветхом Завете мы видим прообразы Креста в райском Древе Жизни, в благословении Иакова, в жезле Моисея и в простертых руках его во время битвы против Амалика, в медном змие и т.д. Но только на Голгофе, в добровольной Крестной смерти воплощенного Сына Божия полностью проявилась непостижимая и непобедимая сила любви Божией к человеку. Для нас, искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ), Крестная жертва Христа является началом новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Медный змей на знамени пророчествовал о распятии Христа на кресте: Сам Христос сказал: «как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:11–15 ). Если взиравший с верой на змия на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающей на крест Христов с верою в Избавителя? Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое крестовоздвижение. Вещественную святыню должно чествовать, посему и с крестом Христовым должно обходиться как с предметом священным: В Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту. Пророчество о почитании Креста: «Слава Ливанова придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр (то есть, три дерева, из которых был сделан крест), чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис.60:13 ). «Благословенно дерево, через которое бывает правда!» ( Прем.14:7 ). Вещественной святыне праведники поклонялись, посему и кресту можно поклоняться: «поклонюсь святому храму Твоему», говорит пророк Давид ( Пс.5:8 ). «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» ( Пс.137:2 ). Моисей и Аарон перед скинией «пали на лица свои» ( Чис.20:6 ). Иисус Навин «пал лицом своим на землю перед ковчегом» ( Нав.7:6 ). Благочестивый Езекия «сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» ( 4Цар.18:22 ; Ис.36:7 ). В Ветхом Завете пророчествовалось о поклонении кресту: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Ветхозаветное пророчество о поклонении кресту признавал и ап. Павел: " Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» ( Евр.11:21 ). Иаков, значит, верил, что Господь избавит людей чрез крест, и пророчески поклонился кресту. Крест Христов почитается христианами с первых дней Христианства. Христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах и эти изображения остались доныне. Ненавидели крест исключительно жиды и все христоненавистники. Сектантов должно спрашивать: зачем подражаете христоненавистникам и жидам, отвергая святой и животворящий крест Господень? Зачем подражаете диаволу ненавистью ко кресту Христову? Неужели не понимаете, что горько восплачете и возрыдаете, когда явится перед Вторым пришествием знамение Сына Человеческого, т.е. святой крест на небе? Разбор возражений сектантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

О значении крестоношения отец Иоанн говорил: «Крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, родит и нетленную радость для тела страждущего, для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей. Крест – есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им. Крест – есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые. Крест – есть вернейший путь, ибо крест и страдания – удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное» 243 . Преподобный Анатолий Оптинский подчеркнул в одном письме спасительную силу личного Креста, рассказав такое предание: «Повествуют святые отцы, что и разбойник Евангельский, когда пришел к вратам царствия, его Архангел с пламенным оружием хотел отогнать, но он показал ему крест. Пламенноносный Архангел тотчас отступил сам и дал разбойнику вход. Крест же разумей не деревянный, а какой же? Тот крест, о котором пишет и которым хвалится верховный Павел: «Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» 244 . О необходимости обретения современными духовными чадами веры в Промысл Божий. Воля Божия и свободная воля человека С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих, с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. ( Пс.32:13–15 ) И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. ( 1Ин.2:17 ) С необходимостью принятия истинного жизненного Креста связано еще одно важнейшее понятие – живой веры, к которому отец Иоанн также неоднократно обращается. В чем заключается содержание веры? «Вера-то не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется, вера истинная свидетельствуется в благонадежны на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути. Наш критерий добра и счастья не всегда совпадает с Божиим благожеланием на нас, а потому молитесь и благодарите Бога за все, без страха идя по жизни в землю обетованную» 245 . Вера, таким образом, проявляется в первую очередь в доверии – доверии Промыслу Божию, благодарности за все, что Господь ниспосылает человеку во спасение его души. Ту же мысль мы находим у преподобного Макария Оптинского : «Где ж искать христианину утешения в находящих ему утешениях и скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель: но веровать, что Он и промышляет о нас всесильною Своею десницею» 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

«Он, пишет о Христе апостол Петр, грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов жили для правды » ( 1Пет.2:24 ). А если так, то и Крест для христиан – не орудие позора, а орудие спасения и оправдания. Сектанты далее утверждают, будто Крест потому еще достоин осуждения, что осквернен якобы грехами людей, за которых страдал Спаситель. При этом сектанты ссылаются на следующее место Св. Писания: 2) Кол.2:14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту» . Но если Крест мог быть оскверненным грехами людей, тогда, естественно, и Сам Спаситель, принявший на Себя грехи всего мира, должен был оказаться оскверненным ими. Однако последнего не произошло: «Он явился для того, пишет о Христе Святой Иоанн Богослов, чтобы взять грехи наши, и в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Если же Сам Спаситель не был осквернен грехами людей, то и Крест не мог оказаться оскверненным ими. Кровь Спасителя, которая смыла грехи людские, очистила и древо Крестное, а «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» , сказал Господь апостолу Петру. ( Деян.10:15 ). Сектанты говорят: Крест – это виселица, на которой повесили Спасителя. За это крест заслуживает не почитания, а порицания. Неужели дети могут почитать виселицу, на которой бы повесили их отца? Но сравнивать крест с виселицей, это значит сравнивать добровольную смерть Спасителя на кресте за грехи людей с обычной казнью человека – преступника ( Мф.26:52–54 ) и Христа-Спасителя, предавшего Себя для искупления всех, – с преступником, которого казнят на виселице за совершенное злодеяние ( Лк.23:40–42 ), иначе говоря – не иметь никакого понятия о цели и смысле страданий Христовых. Поэтому, как не может быть никакого сравнения крестной смерти Спасителя с обычной казнью преступников, так не может быть и сравнения креста с виселицей; и не так взирал на Крест Христов Ап. Павел, когда писал, что Христос примирил нас с Богом посредством Креста ( Еф.2:16 ) и что он не желал «хвалиться разве только Крестом Господа Нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

– Погружается в крещальной рубашке? – Нет, крещальная рубашка надевается потом, погружается человек нагим. Я скажу, как я делаю, чтобы ни женщины, ни мужчины не стеснялись. Я прошу всех брать большие банные полотенца. Человек сначала раздевается до нижнего белья или до купальника, я его помазываю маслом, человек размазывает по себе масло, чтобы выскользнуть из рук диавола, чтобы получить силу Святаго Духа. Потом я отворачиваюсь, человек спускается в воду, раздевшись полностью, я его трижды погружаю, а потом я разворачиваю полотенце, человек выходит, я его оборачиваю полотенцем, надеваю на него крест, надеваю на него крестильную рубашку. И в тот момент, когда вы погрузитесь в воду, вам будут прощены все грехи: прощен первородный грех и все личные грехи, и вы будете пронизаны светом Бога. Вы выйдете наружу, на вас наденут белую одежду в знак чистоты вашей души. Это будет первая ваша святыня. Вам будет дана свеча в знак того, что ваш дух стал теперь гореть перед Богом, и в напоминание, что «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » ( Мф.5:16 ). И наденут на вас крест в знак того, что вы будете носить на себе скорби ради Христа. «… Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » ( Мф.16:24 ). Крест, снимать нельзя никогда: ни когда моетесь, ни когда спите. – А крест покупать? Надо его освящать? – Если вы в храме приобретаете, то он освященный, а если не в храме – его нужно освятить на молебне. – Нужны ли крестные?Крестные обязательны для детей до 14 лет. После, если у вас есть близкие друзья, которые могут за вас поручиться, и они с вами не в родственных отношениях, и не будут в родственных отношениях, – это хорошо. Если крестный поможет вам в дальнейшем воцерковляться – это хорошо. Крест никогда не снимается. Ни когда моетесь, ни когда купаетесь, ни в бане – нигде. Известно, например, что самоубийц практически никогда не находят с крестами. Мой знакомый патологоанатом мне рассказывал, из его практики известно: самоубийц с крестами почти не находят. То есть диавол не может окончательно убить человека, не заставив его предварительно снять крест. Крест – это наша защита, ни в коем случае не снимайте его.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Поклоняясь изображению честного Креста Христова, из какого бы вещества оно ни было сделано, мы не веществу поклоняемся, но изображению знамения Христова. Только злых людей апостол называет врагами Креста Христова ( Флп.3:18 ); всех же истинных последователей Его призывает: выйдем к Нему (Иисусу Христу) за стан, нося Его поругание, т.е. Крест ( Евр.13:13 ). Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия ( Откр.7:2–3:9:4 ). «Итак, не стыдись столь великого блага, поучает святитель Иоанн Златоуст о Кресте, да не постыдится и тебя Христос, когда приидет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных... Напечатлей крест в уме твоём и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввёл истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом всё враждебное нам низложено и попрано... Крест – наша похвала, начало всех благ, дерзновение и всё наше украшение» (Твор. святителя И.Златоуста, т.7, стр.558–559). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Креста Христова Мф.5:34–35 . «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя». Объясн. Если здесь названа подножием ног – земля, то в других местах это же название применяется к подножию древесному, о котором сказано «прославлю»: Ис.60:13 ; это подножие, сокрушившее врагов, обнаружило силу: Деян.2:35–36 ; Мф.22:44 . Мк.10:21 . «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест». Объясн. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и имением своим: Лк.8:3 ; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8–9 . Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14–15 ; Гал.3:1 ; Ин.19:16–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

преподобный Иоанн Дамаскин «Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви». святитель Симеон Солунский «Все части мира были приведены к спасению частями Креста». святитель Василий Великий «Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:17 ), держащий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» ( Быт.49:14-15 ). «Выходит человек на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской».

http://azbyka.ru/krest

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010