Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чудо на берегу Вологды: Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь 2 мин., 29.11.2021 Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь в Вологде — один из самых больших и древних монастырей Русского Севера. Обитель в излучине реки Вологды основал ученик Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь Монастырь основан в 1371 году учеником преподобного Сергия Радонежского святым Димитрием. Слово «Прилуцкий» связано с местом, где находится монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды река Вологда делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Пятиярусная колокольня Первое здание колокольни было построено одновременно со Спасском собором в XVI веке. Киликиевский крест Святой Димитрий Прилуцкий поставил этот восьмиконечный крест на месте основания монастыря. Крест с 84 образками украшен медной позолоченной басмой. По преданию, он был привезен из древней христианской области киликия. Сейчас крест хранится в Вологодском музее-заповеднике. Успенская церковь Уникальный деревянный храм первой половины XVI века — один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. Церковь привезли из затопленного Александро-Куштского монастыря близ села Устье на берегу реки Кушты. Спасский собор Спасский собор монастыря — первый каменный храм Вологды. Построен в 1537–1542 гг. По форме он напоминает московские соборы того периода, но намного скромнее, что характерно для русского северного зодчества. В 1812 году, когда французы вторглись в Москву, в Спасском соборе хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего монастырей и некоторых московских соборов. Сейчас здесь покоятся мощи основателя монастыря, святого Димитрия Прилуцкого. Стены и башни необычной расцветки Стены возвели в середине XVII века. До этого времени монастырь не раз подвергался набегам и разорению. Необычная раскраска башен монастыря — не нововведение. Так выглядели все монастырские укрепления в конце XIX века, в эпоху модерна! Когда в 1992 году монастырь после долгих лет запустения передали Русской Церкви, двум башням решили вернуть необыкновенную модерновую раскраску. Дорога

http://foma.ru/chudo-na-beregu-vologdy-s...

Спасо-Прилуцкий монастырь С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь. 1 Откуда название? Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой. Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб. Димитрии и Пахомии приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор. 2 Почему преподобный Димитрий прятал лицо?

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ запрестольный выносной 8-конечный крест (160×89,5×8,5 см) из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря; в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ. Украшен окладом из медной позолоченной басмы, деревянная основа креста на обеих сторонах прорезана углублениями-нишами, в к-рые вставлены костяные пластины с резными изображениями (сюжетные композиции, фигуры святых, поясные и в рост - всего более 80). Временем создания К. к. принято считать 1-ю пол. XVI в. Костяные пластины на К. к. были собраны в процессе его создания. Нек-рые пластины, видимо, появились во время разновременных поновлений, даты к-рых установить не представляется возможным. Часть утраченных изображений была восполнена в ходе научной реставрации (напр., композиция «Предста Царица» на оборотной стороне в 1999). «Киликиевский» крест. Рубеж XV и XVI вв. (ВГИАХМЗ) «Киликиевский» крест. Рубеж XV и XVI вв. (ВГИАХМЗ) На кресте нет вкладной надписи, большинство подписей к фигурам, за исключением тех, что были вырезаны вместе с изображениями, не сохранились. В опубликованных монастырских документах XVI-XVII вв. К. к. легко узнать по описанию и местоположению: в 1593 и 1688 гг. он упомянут за престолом как крест «выносной болшей», резной из «рыбина зубицы» (моржовая или слоновая кость) в металлическом окладе, украшен изображениями Распятия, праздников, пророков и «иные многие святые»; никаких связей с именем основателя монастыря эти описания не дают. Происхождение креста из Киликии (область в М. Азии), отразившееся в названии, представляется легендарным. Предание о привозе запрестольного креста из Киликии и о передаче его в дар вел. кн. Димитрием Донским прп. Димитрию Прилуцкому существовало в кон. XIX в. и было закреплено в историко-краеведческой лит-ре в нач. XX в. ( Лукомский Г. К. Вологда в ея старине. СПб., 1914. С. 249; сомнение в ее достоверности было высказано Г. И. Вздорновым - см.: Вздорнов. 1972. С. 82-83).

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

Исцелялись у гроба преп. Димитрия бесноватые и слепые, а князь Андрей Ржевский, впавший в окончательную слабость, исцелился от пьянства, будучи положенным у гроба старца. Не раз Димитрий Прилуцкий являлся в облике седовласого старца разным людям, и один из таких случаев, отмеченный многими очевидцами, произошел, когда к Вологде подошла захватническая рать князя Дмитрия Шемяки. «Старец, весь сиявший неизреченным светом», с двумя белоризцами большими бревнами укреплял городские стены». Город удалось отстоять. Прилуцкий монастырь рос и прославлялся. Его в 1528 г. посетили Великий князь Василий III Иоаннович с супругой Еленой Глинск ой, они побывали также в Кирилло-Белозерской и Ферпонтовской обителях с конкретной целью: вымолить наследника. И родился сын, Иоанн IV Васильевич . Сохранивший благодарную приязнь к вологодской обители: в послании кирилло-белозерским старцам царь упоминал Дмитриеву Спасову Прилуцкую обитель в ряду тех, которые «благочестием стоят и неоскудны бывают». Иоанн Грозный в 1545 г. приезжал сюда на богомолье, а в 1552 г. взял из монастыря Киликиевский крест преп. Димитрия при сборах в Казанский поход. Игумены Прилуцкого монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 г. - Бориса Годунова, а в 1613 г. - Михаила Феодоровича Романова. Монастырь сильно пострадал в Смутное время , последствия которого Россия не может преодолеть, похоже, по сей день. Известно, что на снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Димитриева обитель передавала денежные средства и серебряные изделия. А когда шли военные действия в 1612 г., и геройски отличился соседствующий Кирилло-Белозерский монастырь, Прилуцкая обитель кормила сражавшихся за Русь стрельцов и казаков, снаряжала ополчение. Увы, монастырь в октябре 1612 г. был разорен польско-литовскими захватчиками, а в 1613-1614 гг. - отрядами сибирского царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, которые были посланы для охраны Вологды. История повествует, что 18 декабря 1619 г. в трапезной палате Спасо-Прилуцкого монастыря погибло 200 человек, включая 59 монахов.

http://pravoslavie.ru/59763.html

На К. к. сохранились редкие изводы иконографий нек-рых общехрист. и рус. святых. Изображение Спаса Нерукотворного, размещенное на лицевой стороне креста над Распятием, отличается деталями, малоизвестными в правосл. древнерус. и слав. искусстве. Классический по пропорциям и рисунку Лик Спасителя представлен на фоне ткани, формат которой так велик, что для закрепления ее концов, собранных в узлы, потребовалась опора, показанная как своего рода «рогатина»; схожее изображение ткани отмечено на 2-частной иконе «Спас Нерукотворный и «Не рыдай Мене, Мати»» тверского происхождения (кон. XIV-XV в., под записью 1-й пол. XVI в., ГЭ), на к-рой 2 ангела держат плат одной рукой за узел, а другой - за скрученный длинный конец; длинный узорчатый плат воспроизведен на иконе «Деисус, со Спасом Нерукотворным» 2-й пол. XVI в. (НГИАМЗ). В отличие от известных икон «Спас Нерукотворный» на К. к. один ангел изображен над платом и 2 - в нижней части, под узлами; но они не прикасаются к ткани, их лики обращены друг к другу, ладони, как и крылья, разведены в стороны (жест прославления и адорации); возникают аллюзии на тему Св. Троицы. По краю композиции надпись: «Образ нерукотворенный Г(оспод)а на(шего) IC ХС»; видимая часть плата украшена крестообразными орнаментами. В использованном для этой композиции образце Плащаница - это не только образ-носитель Лика Спасителя, но и погребальная пелена для Тела Христова, а также символ прославления ангельскими чинами святыни - Мандилиона-Убруса с Нерукотворным образом Спасителя. Возможно, образец был зап. происхождения (о почитании Нерукотворного образа Спасителя в христ. традиции см.: Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи средневековья/Пер. с нем.: К. А. Пиганович. М., 2002. С. 237-256; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 50-100; о западных иконографических источниках в рус. иконографии Спаса Нерукотворного см.: Евсеева Л. М. «Св. Образ» в XV-XVI вв.: Иконографические типы и формы почитания//Спас Нерукотворный в рус. иконе/Авт.-сост.: Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. М., 2005. С. 108-133). На обороте К. к. над Христом, сидящим на престоле, центральным элементом деисусного чина, помещен вполне традиц. Св. Лик, с крещатым нимбом, длинными прядями волос, без ангелов и ткани.

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

Большинство фигур первой группы первоначально могли быть частью складня-иконостаса. Это изображения пророков, чаще всего поясные, в позе моления. Подавляющая часть рельефов второй группы - прямоличные поясные и в рост изображения иноков. Распятие с предстоящими и ангелами. Фрагмент «Киликиевского» креста. Кон. XV — нач. XVI в. Распятие с предстоящими и ангелами. Фрагмент «Киликиевского» креста. Кон. XV — нач. XVI в. Пророки держат свитки двумя руками. Фигуры отличаются по цвету и по особенностям исполнения от фигур основной группы рельефов. Так, св. жена в короне, возможно св. Екатерина Александрийская, на лицевой стороне, под косой перекладиной, изображена в свободной позе, драпировки ее платья чрезмерно пластичны. Часть святых опознается по иконографически значимым деталям: напр., на оборотной стороне слева от центральной композиции «Спаситель на престоле» ап. Петр - по ключам в руке, вмц. Анастасия (?) - по кресту и «узелку» (ковчегу); на лицевой стороне под Распятием врачи-безмездники Косма и Дамиан - по ящикам-ковчежцам. Большинство святых неидентифицированы, могут быть отнесены только к чинам святости: пророки, апостолы, преподобные, пустынники. Нек-рые фигуры апостолов и святых по облику и атрибутам явно европ. происхождения свидетельствуют о поновлениях в XVIII в. На сборный характер К. к. указывают не только произведения, различающиеся манерой исполнения, но также несколько хаотичное, лишенное четкой структуры сочетание пластин с многофигурными композициями и единоличными изображениями св. иноков и отшельников, дублирование сюжетов (напр., сцена «Успение Пресв. Богородицы» представлена дважды - на верхней перекладине и центральном древке). Можно предположить, что для изготовления К. к. были привлечены готовые произведения (икона, складень, иконостас или небольшой крест). Возможно, эти предметы пользовались особым почитанием и были связаны с личностью, память о к-рой сохранялась в Спасо-Прилуцком мон-ре. К небольшому складню, исполнявшему роль походного иконостаса, могла относиться единственная фигура столпника в куколе - поясное изображение, возможно прп. Симеон Столпник на верху столпообразного 2-ярусного сооружения.

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

Избегая мирской славы, Д. вместе с учеником мон. Пахомием ушел из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалеку от с. Авнега (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.), иноки поставили ц. Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через нек-рое время вынуждены были уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и села со временем станут монастырскими. Затем Д. вместе с учеником пришел в Вологду (совместное владение Новгорода и вел. князей). В неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды, он выбрал место у речной излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно между 1378 и 1382 гг., Спасо-Прилуцкий мон-рь. Житие сообщает о передаче святому земель местными жителями - «благонарочитым мужем» Илией (по преданию, его фамилия была Раков) и его соседом Исидором по прозвищу Выпряг (Л. И. Ивина указывает на существование вблизи обители с. Выпрягова, являвшегося одним из монастырских владений). По сообщению Минейной редакции Жития, они пожертвовали даже поле с взошедшими озимыми, где и была построена церковь. На месте, к-рое благословил преподобный, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр., известен происходящий из Прилуцкого мон-ря Киликиевский крест, ранее связывавшийся с Д., ныне датируемый 1-й третью XVI в.). Др. миряне жертвовали в монастырь деньги, строительный лес и проч. В Минейной редакции Жития упоминаются дары, присланные вел. кн. Димитрием Иоанновичем. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Когда число иноков в обители умножилось (среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Д. из переяславского Никольского мон-ря), святой ввел общежительный устав (это было значительным событием, т. к. большинство мон-рей Новгородской земли сопротивлялись введению общежительства). Благодаря щедрым пожертвованиям в обители был возведен деревянный собор в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. По-видимому, уже при Д. мон-рь начал обзаводиться земельными угодьями. В Минейной редакции Жития упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, его возделывал монастырский работник Григорий, к-рого любил посещать Д.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Как видим, множество бед – разорение монастыря татарами, затем литовцами, сильные пожары – не сломили ее. Монастырь считался оплотом Православия на Севере. Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Ин. 3 , Василия III и Ин. 4 . Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее. Главным является Спасский собор, расположенный в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря в 1924 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В житии преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, составленном прилуцким иноком Макарием по рассказам игумена Пахомия не позднее 1440 г., рассказывается, что этот необычный мальчик, сын торговца, сызмальства начал читать святые книги. Подвижник пришел затем в Горицкий монастырь Успения Богородицы в своем родном Переяславле-Залесском. «На Болоте» у Плещеева озера он поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, основал новую обитель. Именно в тот период он хаживал к преп. Сергию в Троицкий монастырь под Москву. Рассказывают, что преп. Димитрий был очень красив, «словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова», однако был у блаженного обычай всегда прикрывать лицо куколем, как свойственно инокам. Акафист преподобному повествует об одном неординарном событии: «Слышав о дивней красоте лица твоего, отче Димитрие, едина от именитых болярынь града Переяславля возжелала насладитися лицезрения твоего и сего ради прииде к келии твоей, в ню же оконцем приникнув, узре тя на молитве стояща и светом небесным облиставаема, сама же абие всем телом разслабе и падши яко мертва, на земли лежаше. Ты же, послушествуя прошению братии твоей, молитвою твоею исцелил еси ю и поучил, да прочее уцеломудрится и не назирает чуждыя красоты...» Соблазнившуюся и раскаявшуюся боярыню святой спросил: «Зачем хотела видеть грешное и мертвое мое тело, отвергшееся мира?» Прощенная, исцелившаяся от расслабления - встала. Слава о преподобном дошла до князя Димитрия Ивановича (Донского), который стал почитать переславского подвижника, как почитал радонежского, упросил крестить одного из своих сыновей. От людского славословия и восхваления святой ушел из Переславля с учеником Пахомием, который впоследствии, по преставлении Димитрия, стал настоятелем обители. Учитель и ученик нашли место в устье р. Лежи, но жители из селения Авнеги (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.) боялись, что святой «овладеет их богатствами». И вот в вологодских Прилуках, то есть на излучине р. Вологды, как говорит житие, «тамошние христолюбивые жители - муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг - подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. На месте, которое благословил святой, был установлен крест». Речь идет о Киликиевском кресте - деревянном, восьмиконечном - украшенном медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском гос. ист.-арх. и худ. музее-заповеднике, ВГИАХМЗ).

http://pravoslavie.ru/59763.html

По стилю, цвету и фактуре материала все изображения можно разделить на несколько групп. К древнейшим рельефам В. Н. Лазарев относил 2 композиции «Успение» и «Предста Царица» на лицевой стороне; датировал их 1-й пол. XVI в. ( Лазарев. 1955. С. 539). Остальные рельефы в зависимости от уровня мастерства исполнителя подразделяются на группы. К первой относят изображение Распятия с предстоящими на лицевой стороне; для фигур характерны вытянутые, чрезмерно удлиненные пропорции тел, ног, ладоней, деталей личного, напр., форма носа, сложная проработка глаз с воспроизведением век, четкий, геометричный, угловатый рисунок; эти особенности проявляются в композициях праздников, в надписях; костяные пластины имеют коричневый, теплый оттенок; для рельефных композиций используются редкие изводы, как на пластине с «Нерукотворным образом Спасителя с ангелами», а также подчеркнуто однообразие повторяющихся по рисунку фигур, напр., как на рельефе «Обретение главы св. Иоанна Предтечи». Стиль этой группы достаточно близок произведениям визант. резной кости XV в. Большинство фигур и композиций на лицевой стороне К. к. созданы, вероятно, одним мастером или произведены в одной мастерской. Лазарев определял мастера-резчика как младшего современника Дионисия и знатока визант. резьбы (Там же. С. 540). Вторая группа рельефов отличается светлым, почти белым тоном и ровным оттенком кости. Фигуры имеют приземистые пропорции, рисунок более примитивный, рельеф плоский, без намека на объем. Имитация пластики достигается за счет заглубления поверхности, без попыток воспроизвести ракурс и движение фигур. Лики округлые, с выпуклыми глазами и короткими носами, губы резаны внутрь, почти не выделены. Стиль этой группы графический, детализированный и декоративный: по краям одежды (плащей, поясов) пущены «жемчужки», сходным образом обработаны волосы. Свитки и нимбы имеют огранку по внешнему краю, линейная разделка волос напоминает «косицу»; эти свойства обнаруживают единство с памятниками резьбы XVI в. различных регионов, в частности новгородской (складень в ГММК; см.: Соколова И. М. Резной деревянный складень из собр. Музеев Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 57), а также среднерусской резьбы (запрестольный крест мастера Салмана (1578, ЯМЗ; см.: Харламова. 2003)), и, возможно, восходят к еще более старым образцам пластики XV в.

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010