Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор приветствовал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Яко невеста украшенная, ликует душа и окрыляется разум сегодня, когда мы, Ваше Святейшество, принимаем Вас и высочайших спутников Ваших в сей богохранимой обители, она всечестной престол славы Богородицы, и вот уже на протяжении девяти с лишним столетий является непоколебимым оплотом православного монашества на острове Кипр и нерушимым столпом Православной Кипрской Церкви, сюда со благоговением притекает великое множество православных людей, христиан со всех концов мира. Много-много веков утоляет духовную жажду людей, приходящих из мест ближних и дальних, подавая им воду живу (Ин. 4:10), которая исходит от Господа, являя свет Его Воскресения и истину Его Благовестия. Мы, честной собор богоблаженных и христоносных отцов — монахов сей прославленной обители, которая является вместе и кафедрой новообразованной Киккской и Тиллирийской митрополии, вместе со христоименитой паствой нашей богоспасаемой епархии, осознавая оказанную нам великую честь, обращаемся к Вам с сердечным приветствием: " Добро пожаловать! " Приветствуем Вас в сем светлейшем чертоге Матери Божией, Богородицы Киккской, у иконы, пред которой православный народ Кипра полагает свои скорби, боль и проблемы, а вместе с тем надежды и чаяния. Благословен Бог, направивший стопы Ваши сюда, в богохранимый Киккский монастырь, который был основан в конце XI века византийским императором Алексием Комнином и подвизавшимся в этих местах монахом Исайей, находится под покровительством и защитой честной иконы Богоматери Елеусы Киккской, написанной святым апостолом Лукой, благодать которой, как пристнотекущая река, орошает и животворит виноград Кипрской Церкви. Прославляем всепетое имя Воскресшего Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, приведшего стопы Ваши сюда, в этот вертоград веры и служения людям, " в котором трудолюбивый гудящий пчелиный рой, в непрестанных трудах и заботах сладостный мед спасительных добродетелей производит, во укрепление и услаждение себе и тех, кто в мире, взирая к небесным трудам благочестия " .

http://patriarchia.ru/db/text/2278008.ht...

Храм первоначально был однонефным, но позднее стал трехнефным. В своем нынешнем архитектурном виде он представляет собой купольную базилику. Центральный алтарь посвящен Божией Матери, правый придел – всем святым, а левый – архангелам Михаилу и Гавриилу. Иконостас, согласно имеющейся надписи, был сооружен в 1755 году, то есть сразу после пожара 1751 года. Как он, так и храмовые иконы чудесным образом были спасены от последнего пожара 1813 года. Знаменитая Киккская икона Божией Матери находится в центре иконостаса, она третья по порядку слева от царских врат. Большинство икон написано в византийской технике, хотя есть некоторые, в которых явно усматриваются элементы западного влияния. К таким относятся и те иконы, что были написаны в конце XVIII века критским художником Иоанном Корнаросом (1745–1812). Декор церкви дополняют лампады, большие подсвечники, паникадила изумительной русской работы XVIII–XIX веков и различные богослужебные сосуды и приношения. Продолжением храма является колокольня, построенная только в 1882 году, поскольку в течение длительного времени турецкого господства оккупанты не дозволяли звонить в колокола. На колокольне шесть колоколов, самый большой из которых, весом в 1280 килограмм, отлит в России. Киккская икона Божией Матери Средоточием Киккской обители является икона Божией Матери Киккская, которая, согласно передаваемому из поколения в поколение преданию, написана святым апостолом Лукой с Самой Богородицы. Эта святая икона известна еще и как Богородица Милостивая («Источник милости»). На ней изображена Богородица, Которая держит на правой руке Христа. Образ этот известен во всем православном мире. С него написаны многие иконы в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте, Эфиопии, что свидетельствует о большом почитании, которым пользуется икона среди православных народов. В 1576 году икона была покрыта серебряной позолоченной ризой, а новая риза была установлена в 1795 году. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина, а может быть потому, что так икона внушает большее уважение.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В конце мая состоится всеукраинский Крестный ход со списком чудотворной иконы Божией Матери «Киккская» 8 мая 2007 г. 20:11 По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 24 по 31 мая при поддержке меценатов благотворительного Фонда «Biдpoджehhя Укра©ни — живодайне джерело» и организацией паломнического отдела «Метеора» состоится всеукраинский Крестный ход со списком иконы Божией Материи «Киккская». Всеукраинский международный Крестный ход приурочен к празднованию 15-летия Харьковского Собора Украинской Православной Церкви. 24 мая в Киево-Печерской лавре пройдет молебен для путешествующих, который возглавит епископ Бориспольский Антоний, викарий Киевской митрополии. Затем паломники отправятся в аэропорт «Борисполь» и вылетят на Кипр, где торжественно будут встречены кипрским духовенством с паствою. От украинской делегации будет передан в дар Киккскому монастырю список иконы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В Киккском монастыре будет совершено торжественное богослужение, после которого состоится торжественная передача украинскому народу копии с чудотворной иконы Божией Матери, написанной апостолом Лукой. Далее со святыней паломники обойдут Кипрский остров, посетят многие храмы и монастыри, которые связаны с преданием о пребывании здесь Божией Матери и святых апостолов Павла, Варнавы, Марка и Андрея Первозванного. Паломники смогут побывать в местах, связанных с эпохой зарождения христианства — у колонны бичевания апостола Павла (Деяния апостолов, глава 13), в катакомбном храме св. Соломонии (I в.), а также посетить ставропигиальные монастыри Кипра — Киккоса, Махера и Св. Неофита Затворника, монастыри Троодитиса, и др. После прибытия в Киев в Киево-Печерской лавре будет совершено торжественное богослужение при сослужении духовенства Кипрской Православной Церкви . После непродолжительного пребывания в городе Киеве международный Крестный ход обойдет многие епархии Украинской Православной Церкви и вернется в Обуховский Спасо-Преображенский монастырь — постоянное место пребывания списка Киккской иконы Богородицы. Желающие принять участие в Крестном ходе могут направлять заявки до 21 мая по тел. +38(044) 360-23-73/+38 (067) 556-20-02. «Украина Православная» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/237592.htm...

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского , XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. - образ заключен в отдельную рамку). Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции « Сретение Господне ». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского ). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - ). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статуя первого президента Кипра архиепископа Макария перенесена в Киккский монастырь 24.10.2008 Огромную 10-метровую статую первого президента Кипра архиепископа Макария , которая стояла в центре кипрской столицы с начала 1990-х годов, в четверг сняли с постамента и отправили в горный район в западной части Кипра, сообщило в пятницу Афинское агентство новостей. Бронзовую статую сняли с постамента перед архиепископским дворцом в центре Никосии и отправили в Киккский монастырь в горах острова, где изваяние было решено установить на одном из естественных возвышений. Перенос статуи был осуществлен по приказу нынешнего архиепископа Хризостома, который решил, что посреди средневекового города бронзовое изваяние его предшественника смотрится устрашающе. Вместо нынешней статуи перед дворцом архиепископа поставят мраморное изваяние высотой не более 2 метров. Архиепископ Хризостом попросил местные телеканалы не освещать демонтаж памятника из уважения к исторической роли архиепископа Макария, однако его просьба не была услышана, и вместе со строительной техникой на место событий прибыли съемочные группы. Статуя архиепископа Макария - огромная по меркам компактного средневекового города, каким является Никосия. Местные жители дали статуе непочтительное прозвище " Биг Мак " за ее непропорциональные окружающей застройке размеры. Архиепископ Макарий III (1913-1977), выдающийся государственный деятель Кипра, занял в истории своей страны значительное место. Будучи главой Кипрской Православной Церкви, с получением островом независимости в 1960 году он занял также пост первого президента Республики Кипр и получил титул этнарха, или вождя народа. На период правления владыки Макария пришлось обострение противоречий между греческой и турецкой общинами острова. В 1974 году правившая в соседней Греции хунта " черных полковников " предприняла попытку свергнуть архиепископа Макария насильственным путем, что дало Турции, как одному из гарантов независимости Кипра, формальный повод для военного вторжения на остров. Последовали трагические события лета 1974 года и разделение Кипра на две части, которое до сих пор не преодолено, несмотря на переговоры между греками-киприотами и турками-киприотами. После смерти архиепископа Макария посты президента Кипра и Предстоятеля Церкви были разделены, но Кипрская Православная Церковь , по-прежнему, сохраняет большое влияние не только в кипрском обществе, но и в государственной политике. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 24.10.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5725.html

     По словам искусствоведа И.К. Языковой, «Милостивую» из Зачатьевского монастыря часто соединяют с образом Киккской Божией Матери («Елеусой-Киккской»). Написан он, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и с XII века пребывает в древнем Царском Киккском монастыре на Кипре. Согласно предположению наших специалистов, московская икона могла быть привезена оттуда. Однако между той святыней, что на Кипре, и чудотворным образом в Зачатьевском монастыре есть некоторая разница. Но все равно последний восходит к образу «Взыграния», к образу Киккской Божией Матери. Находясь на руках Пречистой, Божественный Младенец мог играть, резвиться, потянуться к Ее лику. На этой иконе Богородица повернулась, удерживая Богомладенца, и обнажилось Ее ушко. Видимо, отсюда и второе название – «Услышательница», или, как в народе говорят, «Божия Матерь с ушком». Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чтимого образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию. Также известно, что до закрытия монастыря в 1923 году каждую среду перед ним совершалось молебное пение с акафистом. Теперь по четвергам совершается Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста перед этим дивным образом, который находится в белокаменном шатре в старинном киоте, и рядом всегда стоят живые цветы. Нельзя не назвать еще одно важное событие, произошедшее 20 лет назад в тот довольно-таки холодный по погодным условиям и духоподъемный по ощущениям многих верующих день, когда из Ильинского храма «Милостивую» крестным ходом переносили в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Во время Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Алексий II возвел монахиню Иулианию (Каледа) в сан игумении и вручил ей старинный посох, оставленный последней игуменией обители подле образа Пречистой Богородицы. Трогательный момент! Ведь это был тот самый посох, который настоятельница с детства видела возле иконы… При этом Его Святейшество выразил надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами. Действительно, спустя время, матушка Иулиания отметит, что после возвращения главной монастырской святыни сам воздух здесь стал другой, и все процессы, связанные с освобождением монастырских строений, восстановительными работами пошли быстрее и успешнее.

http://pravoslavie.ru/125885.html

В качестве представителя тогда епископа, а ныне митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и будучи членом Всемирного форума религий и культур, выступал организатором и участником десятков крупных богословских и культурных конференций как на Кипре, так и за рубежом. В Соединенных Штатах Америки прослушал спецкурс по теме «Вклад Церкви в современное многокультурное общество». По возвращении на Кипр нес послушание у епископа Киккского Никифора и одновременно возглавлял отдел Киккского монастыря по оказанию скорой гуманитарной помощи и духовной поддержки оказавшимся в беде. В этом качестве посещал страны, пострадавшие от войн, голода или стихийных бедствий и на месте организовывал программы гуманитарной помощи. По благословению архиепископа Кипрского Хризостома I долгое время исполнял обязанности духовника заключенных иностранцев православного исповедания в Центральных тюрьмах Кипра. Являлся председателем европейского Бюро финансов Священного Синода Кипрской Православной Церкви. Знает несколько европейских и славянских языков. 9 июля 2007 года собранием клириков и мирян единогласно избран митрополитом Тамассоским и Оринисским. Архиерейская хиротония состоялись 11 июня. Тезоименитство 10 сентября. Официальный сайт Тамассоской митрополии: www.imtamasou.org.cy Преосвященный митрополит Тримифунтский Варнава родился в Лимассоле 10 января 1958 года. В 1958 году окончил богословский факультет Фессалоникийского университета. В 1980 году зачислен в братию Ставровунийского монастыря. В 1983 году принял великую схиму и в тот же год был рукоположен в диакона. Пресвитерская хиротония состоялась в 1985 году. 20 июля 2007 года избран митрополитом Тримифунтским. Архиерейская хиротония состоялись 21 июля. Тезоименитство 11 июня. Официальный сайт Тримифунтской митрополии: www.imtrimithountos.org.cy Преосвященный хорепископ Карпасийский Христофор родился в местечке Пелендри 4 мая 1964 года. Там же окончил начальную школу, продолжил образование в гимназии и лицее города Лимассола. По завершении среднего образования (1982) служил в армии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Киккская икона Божией Матери. XVII в. (Музей Киккского мон-ря) Киккская икона Божией Матери. XVII в. (Музей Киккского мон-ря) В XVII в. в иконографии К. и. появились новые черты: за счет изменения положения правой ноги Младенца Его поза становится более близкой к сидящей (Ibid. Σ. 119); в руке Он держит не свернутый, а открытый свиток с евангельским текстом: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» (Лк 4. 18, где цитируется текст прор. Исаии (Ис 61. 1-2)); в надпись перед названием иконы «Киккотисса» добавлен эпитет «Елеуса»; плат закрывает лоб Богородицы так, что из-под него не видно мафория. Древнейший сохранившийся список нового извода - икона XVII в. из Музея Киккского мон-ря (99,2×70,4 см); на ней одежды Христа состоят из охряного цвета короткого хитона, белой рубашечки и темной перевязи на груди, а испод мафория Богоматери написан темно-синим с белильными высветлениями, что создает эффект переливающейся на свету ткани. Вейл Карр называет неск. примеров нового типа К. и. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 119-120), среди которых есть и иконы малого формата, копии, возможно игравшие роль заместительниц храмовых почитаемых образов: иконы из ц. мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (26×19,3 см), XVII (?) в., из мон-ря Хиландар на Афоне (31×28 см), XVII в. (в зеркальном отражении, имеет оклад, по-видимому, рус. работы), из ц. прп. Саввы Освященного в Александрии (75×56 см), 1659 г. (написана киприотом Александрийским патриархом Паисием - Τηλλυρδης. 1990), из ГТГ (130×76 см), 1668 г. (худож. Симон Ушаков, в зеркальном отражении), диптих К. и. и вмц. Екатерины из Пинакотеки Ватикана (15,5×13 см), нач. XVIII в. Наряду с иконами нового типа воспроизводится и «византийский» извод: напр., икона 1757 г. из Киккского мон-ря (123×79 см), написанная иеродиак. Харалампием Киккотом, следует визант. образцам, единственная новая деталь - растительный орнамент головного покрова Богородицы ( Γκρτζιου. 1993/1994. Σ. 320). Появление гравюр с изображением К. и. оказало значительное влияние на развитие ее иконографии и на распространение почитания, с которым связано большое число поздних списков. Первая известная гравюра из «Описания... Киккского монастыря» (1751) иконографически близка к новому типу К. и., но наименование иконы меняется: вместо Η Ελεοσα Κυκκιτισσα ее подписывают как Η Ελεοσα το Κκκου - акцент сделан на связи чудотворного образа с монастырем, чему Вейл Карр придает большое значение ( Weyl Carr. 2004. Σ. 121).

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

О.В. Губарева Глава 4. Киккская икона Божией матери («Милостивая») Киккская икона Божией Матери на престоле со святыми и пророками. (Фрагмент) 1080–1130 гг. Синай «Нова нам Младенца родила еси Ветхого деньми…» 121 Существует несколько иконографий, которые по внешним приметам относят к «Умилению», но по богословскому содержанию они настолько различны, что их следует рассматривать отдельно. Речь идёт об иконах, где Богомладенец изображен с вывернутыми ручками и ножками в странном круговом движении. При этом Богородица и Христос вместе держат свиток (которого нет в иконографии «Умиление»). За такими иконами издревле укрепилось название «Взыграние Младенца». «Играться» по-древнерусски означает радоваться, веселиться. Но лик Богомладенца Христа задумчив и спокоен. Вечность и отрешённость запечатлелись в чертах Его Пречистой Матери. В Евангелии есть слова: «Взыграл младенец радостно во чреве моем», – но они принадлежат не Деве Марии, а праведной Елисавете ( Лк.1:44 ). Откуда же такое название и необычная поза Младенца? Обратимся к одной из наиболее древних и хорошо сохранившихся икон этого извода – к списку XIII века, исполненному с чудотворного Киккского образа Пресвятой Богородицы кипрским иконописцем святым Феодором. Икона, написанная, по преданию, апостолом Лукой, получила свое название от горы Киккос на о. Кипр, на которую она попала по повелению Самой Пресвятой Богородицы. Ради великого образа в начале XII века на крутой и высокой вершине был возведён монастырь. Труднодоступный и сейчас, он хранит святыню, которую нам не дано увидеть. Уже тридцать лет, как её лик скрыт под платом. Но обратимся к чудотворному списку XIII века 122 . От всех других списков с Киккской иконы его отличает в первую очередь форма свитка в виде веретена с навитой красной нитью. При этом он находится у Христа не в левой (как, например, в Одигитрии), а в правой руке. Только на иконе святого Феодора Богородица и Христос держат свиток вместе, причем рука Богородицы облегает ручку Богомладенца со свитком-веретеном, повторяя его форму.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Милостивая (Киккская, Киккотисса) - описание По преданию, это одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Иногда она называется Киккскою от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икона называется потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского. Первоначально икона Божией Матери «Милостивая» была передана апостолом Лукой в Египет, где она пребывала до X века. В 980 году из-за начавшихся там гонений на христиан икона была отправлена в Царьград, где и пребывала в царских чертогах до начала XII века. Однажды у императора Алексия Комнена заболела неизлечимым недугом дочь. В это время в Царьград прибыл правитель острова Кипр Мануил Вутомит, которому было внушение свыше выпросить у императора Алексия чудотворную икону для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. После того, как император пообещал отдать икону, дочь его чудесным образом исцелилась. Но императору стало жалко отдавать икону, и он стал оттягивать исполнение своего обещания. После того, как император сам неожиданно заболел, ему явилась во сне Богородица и повелела незамедлительно послать Её икону на Кипр. Оставив у себя точный список (копию) с чудотворного образа, император приказал приготовить корабль, на котором святая икона была с честью препровождена на остров Кипр. Здесь на горе Киккской был устроен храм и при храме монастырь, получивший название Императорский, как выстроенный на средства царя. Монастырская летопись фиксирует множество чудотворений, происшедших от чудотворной иконы. Её благодатная сила исцеляет не только христиан, но и иноверцев – всех, кто в скорбях и болезнях обращается за помощью к Пресвятой Богородице. Лик чудотворной Киккской иконы постоянно закрыт пеленой, по которой вышита прорись (контур) образа. Открывают икону лишь один раз в году, когда монахи выносят её на самую вершину горы и оставляют там на время молебна, во время которого просят Богородицу помочь с урожаем или послать дождь. Но даже в это время монахи не смеют взглянуть на лик Богородицы. В Москве особо почитается чудотворная икона «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Милостивая (Киккская, Киккотисса) " .

http://pravicon.com/info-361

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010