Т. 7. Деян. 7. С. 285). К этому же времени относятся слова прп. Иоанна Дамаскина: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается... По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 15). Центральная улица Дальних пещер Киево-Печерской лавры Центральная улица Дальних пещер Киево-Печерской лавры В храме местом пребывания М. служат разные виды вместилищ: рака , саркофаг , мощевик (обычно в виде креста (см., напр., ст. Кийский крест ) или ковчежца, где хранятся небольшие частицы М.), различного рода реликварии . М. могут быть доступны для всеобщего поклонения, а могут выноситься из алтаря, ризницы или сокровищницы лишь в особые дни. Уникальное место представляет собой некрополь Киево-Печерской лавры , где М. ее святых насельников одновременно и пребывают в месте их погребения в пещерах, и доступны для взгляда и поклонения паломников. М. могут также находиться под спудом, т. е. храниться в запечатанной раке и никогда не открываться для поклонения. В Византии кроме алтаря М. могли вкладываться в др. части здания церкви, особенно распространено предание о том, что М. святых (неизвестных по имени) были вложены во все или во многие колонны главного храма К-поля - Св. Софии ( Dagron G. Constantinople imaginaire: Études sur le recueil des Patria. P., 1984. P. 197, 203, 238. Not. 117); есть сведения о М., вложенных в колонны, а также в кладку стен и фундамент др. храмов (подробнее см.: Teteriatnikova N. Relics in the Walls, Pillars and Columns of Byzantine Churches//Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост.: М. Лидов. М., 2003. С. 77-92). М. также помещают в оклады икон и непосредственно в доски, на которых пишутся иконы, подобные примеры известны в византийском и домонгольском древнерусском искусстве, а также в искусстве позднего средневековья. Уникальное свидетельство имеется относительно написания Влахернской иконы Божией Матери : в Свидетельствованной грамоте патриарха К-польского Паисия I отмечено, что икона создана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. фактически сама икона является мощевиком-реликварием, поскольку М. были добавлены в краску. В лит-ре XIX в. имеется упоминание о составе мощей, использованных для написания иконы,- это пепел св. мучеников Никомидийских ( Виктора, Викторина, Клавдиана и Вассы ), а также преподобномучеников Синайских и Раифских.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери - чудотворный Корсунский (из Херсонеса) образ XI в. из Софийского собора в Новгороде. С 1572 г. икона пребывала в московском Успенском соборе. Согласно легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», перенесена в 453 г. имп. Львом I Фракийцем из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги и помещена при имп. Ираклии в храме Богородицы во Влахернах. В этой церкви она пребывала до 898 г., когда была «принесена в Херсонь» - место крещения Киевского кн. равноап. Владимира Святославича, к-рый и перенес ее в Новгород. Впервые названа Иерусалимской в описи Успенского собора в 1701 г. после поновления и украшения драгоценным окладом. В 1812 г. икона с окладом была похищена. В 1813 г. ее заменили списком (вероятно, кисти Кирилла Уланова; см. в ст. Улановы ) из дворцовой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Сенях. В 10-х гг. XVIII в. Улановым было создано неск. списков с древней иконы, которые находились в храмах в честь Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), во имя арх. Михаила в Бронницах, во имя прор. Илии в Черкизове, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Вешняках и др. Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2013 г. (храм Христа Спаси-теля) Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2013 г. (храм Христа Спаси-теля) В М. е. хранятся мощи либо частицы мощей мн. святых. Частицы мощей св. Иоанна Предтечи, вложенные в его образ, почитались в Иоанно-Предтеченском мон-ре. Часть его главы была привезена в Москву в 1634 г. греком Андроником Ранкавеем ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142. С. 97), а часть руки из обители вмц. Евфимии в Вифинии подарена в 1694 г. Гавриилом, митр. Халкидонским (ее подлинность заверена грамотой К-польского патриарха Каллиника; Там же. С. 85). Ныне частицы мощей св. Иоанна Крестителя доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. Камень от пещеры, в к-рой скрывался и молился св. Иоанн Креститель, вложен в Кийский крест.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Описание рукописей Саровской пустыни – Ф. 357. On. 1 (Рукописное собр. Саровской пустыни). М., 1985 (машинопись). Описание рукописей Синода 1910 – Описание рукописей, хранящихся в Архиве святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. Осипенко 2004 – Осипенко М. В. Кийский Крест Патриарха Никона . М., 2004. Остромирово Евангелие – Остромирово Евангелие. 1056 – 1057. Л.; М., 1988 (факсимильное воспроизведение). Охотина, Турилов 1993 – Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР» (М., 1986)/Сост. Н. А. Охотина, А. А. Турилов. М., 1993. П. Алеппский 3, 4 – Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, написанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским/Пер. с араб. Г. Муркоса. М., 1898. Вып. 3, 4. Павел Алеппский 2005 – Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским/Пер. с араб. Г. Муркоса. М., 2005. Павлов 1896 – Павлов А. Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе//ВВ. СПб., 1896. Т. 3. Вып. 1. С. 18 – 82. Паисий 1658 – Паисий, милостию Божиею архиепископ Константинопольский, Новаго Рима и вселенский патриарх. Толкование Литургии. М., 1658. Паисий 1881 – Грамота Константинопольского патриарха Паисия 1 к Московскому патриарху Никону //ХЧ. СПб., 1881. Кн. I 3 – 4). С. 303 – 353; Кн. 2 5 – 6). С. 539 – 595. Пальмер I, 2, 3, 4, 5, 6 – Palmer W. The Patriarch and the Tsar. London, 1871 – 1876. Vol. 1 – 6; History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A. D. 1666 – 1667. Written by Paisius Ligarides Of Scio. Панайотакис 2004 – Панайотакис H. M. «Повесть о Критском острове» Неофита, архимандрита монастыря Богородицы τς χροτηριανσ//Россия и Христианский Восток 2004. С. 377 – 386. Панеях 1981 – Панеях В. М. Новые материалы о новгородском восстании 1650 года//ВИ. 1981. 2. С. 83 – 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVI в. в связи с формированием на Руси идеологии правосл. царства и актуализацией темы благочестия государя в галерее образов русских князей на столбах Благовещенского собора Московского Кремля с К. и Еленой сопоставлены парные изображения равноапостольных Владимира и Ольги (1547-1551). Тогда же фигура К. была включена в состав сложных композиций с образами святых, объединенных по чинам святости. Так, на иконе «О Тебе Радуется» из новгородской ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ) он представлен во главе группы русских святых в лике царей и князей. На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (сер. XVI в., ГТГ) К. с крестом в руках изображен с воинами в шествии к Горнему Иерусалиму. Ближайшей аналогией является фреска ц. Св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, который указывает на крест в небесном сегменте. Источником новой рус. иконографии «Поклонение Кресту» (Поклонение Кийскому кресту), куда были включены изображения К. и Елены, а также царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, стал Кийский крест , созданный как реликварий в 1656 г. «в меру» Креста Христова по заказу патриарха Никона для Крестного монастыря на Кий-острове. Одна из первых икон была написана, очевидно, ок. 1658 г. (сохр. следующая по времени икона из теремной ц. Воздвижения Креста в Кремле, 1677-1678, ГММК). Св. равноапостольные Константин и Елена. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Св. равноапостольные Константин и Елена. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Житие К. помещено в 3-м хронографическом томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 151), в котором на основе т. н. Летописца Еллинского и Римского излагается история римского царства. В рассказе о царствовании отца К. Констанция Хлора, озаглавленном «Царство 42. Констино. Отца Константинова», говорится об обстоятельствах рождения К., о его воспитании, затем о жизни К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

в основанный им Крестный монастырь на Кий-острове в Белом море 1010 . Икона «Кийский Крест с предстоящими» получила впоследствии широкое распространение 1011 . Другой вариант композиции включал дополнительное изображение справа царевича Алексея Алексеевича. Около 1658 г. такие иконы были написаны по заказу патриарха Никона и присланы в Новый Иерусалим по указу царя вместе с другими иконами, книгами и вещами патриарха Никона , оставившего патриаршую кафедру 1012 . Образ патриарха Никона – преемника духовной власти в Русской Церкви был запечатлён на его портрете, помещённом в домовой церкви патриарха во имя святителей Московских в патриаршем дворце Кремля. В завершение ряда изображений шести русских иерархов, начиная с Иова, Никон велел написать свой портрет «точь в точь, как он есть», «ибо он седьмой патриарх» 1013 . Идея преемственности власти нашла отражение и в книге «Титулярник», изготовленной в 1672 г. в Посольском приказе специально для царя Алексея Михайловича и царевича Фёдора Алексеевича и содержавшей краткие сведения по русской истории. Внутри этой роскошной рукописи помещались портреты русских князей, царей и высших духовных лиц. Портрет патриарха Никона отразил индивидуальные черты внешности святителя, поскольку мастера, его исполнявшие, не раз видели московского владыку 1014 . Образ патриарха Никона , особенно ярко отразивший индивидуальные черты его внешности, особенности характера, запечатлён на самом известном сегодня изображении московского владыки – парсуне « Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» 1015 . Патриарх Никон изображён стоящим на кафедре, его правая рука – на книге, в левой – двурогий посох с тремя «яблоками». Патриарх представлен физически крупным человеком с непропорциональными чертами лица: небольшие карие глаза близко расположены к большому, мясистому носу, лицо обрамлено округлой густой каштановой бородой, не закрывающей острый подбородок: Никон производит впечатление человека серьёзного и сосредоточенного; его взгляд пронзительный и строгий. Патриарх изображён в полном архиерейском облачении: на нём серебристо-жемчужный саккос с жёлтыми цветами, серебристо-голубой омофор с красными четырёхконечными крестами, на голове – митра, на груди – золотая панагия и наперсный крест-мощевик с гравированным изображением Распятия, поручи вишнёвого цвета, из-под саккоса виден подризник 1016 . Это торжественное, парадное изображение патриарха Никона . Автор, время и обстоятельства, при которых создан этот замечательный портрет, до сих пор обсуждаются в литературе 1017 . Вместе с тем портрет, несомненно, прижизненный; художник передал индивидуальную характеристику лиц и фактуру каждого предмета. Священнические облачения и другие детали написаны с натуры, о чём говорит, в частности, отражающие оригинал изображения чёток и золотой панагии, сохранившихся в музее «Новый Иерусалим» 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Автор, не претендуя на утверждение каких-либо окончательных итогов решения данного вопроса, далек от заключительной идентификации каких-либо крестов, предоставив это сделать читателю. Тем не менее, хочется надеяться, что истинная петровская и православная реликвия все-таки не затерялась в дали эпох и сохранилась до сих пор. Пускай даже в памяти народной. 2. Памятный крест на алтарной части Церкви во имя Происхождения Честных древ Креста Господня Кийского Крестовоздвиженского монастыря Кийский Крестовоздвиженский монастырь – знаменитая православная обитель Русского Севера, расположенная на небольшом гранитном островке Кий в Онежской губе Белого моря. Основание и вся история монастыря были тесно связаны с личностью знаменитого патриарха Никона – устроителя и попечителя поморской святыни. Монастырь в честь Воздвижения Креста Господня был учрежден по указу русского Царя и Великого Князя Алексея Михайловича в 1656 году. Вторым каменным храмом монастыря, построенным в 1660–1661 гг. и освященным 2 сентября 1661 года Никоном, стала Церковь во имя Происхождения Честных древ Креста Господня 583 , устроенная над колодцем, «ископанном молитвами и трудами самого патриарха» 584 . Долгое время колодец, находящийся внутри этого храма, был для монастырской братии единственным источником пресной воды на маленьком острове. Среди святынь Надкладезной церкви, особое внимание привлекают два белокаменных четырехконечных креста с, разделанными лопастями, гранями концов. Один из них находится с внешней, восточной стороны стены алтарной апсиды храма. В центре вырезан контур небольшого четырехконечного креста. По всему полю надпись – резаный текст: Что означает: «Ставропигий освящен, во имя святого Его Происхождения во освящение и Целебного дара приснотекущих вод сих в честней обители Святого и Животворящего Креста Господня во царство Благочестивейшаго великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению Пресвятейшаго Великаго Господина Никона патриарха , в лето 7168 по воплощению Слова Божия 1660 года Августа в 1 день» 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийском ...

Это богословие " острова спасения " , или " престола Божия у моря " , или " собрания святых среди моря " будет последовательно развиваться Никоном в течение всей его жизни. При уходе из Анзерского скита в 1639 году на Белом море Никон попал в сильный шторм и едва не погиб, горячо моля Бога о спасении. И лодку его неожиданно выбросило на Кийский остров Онежской губы. На этом острове своего спасения (в буквальном смысле слова) Никон дал обет Богу поставить монастырь, что впоследствии, став патриархом, и исполнил. Придя в Кожеозерскую пустынь на материке, о. Никон довольно скоро испросил благословение на пустынножительство на острове посреди озера, где жил, соблюдая правило скита Анзерского острова. Свой знаменитый Иверский Валдайский монастырь патриарх Никон построил на острове Валдайского озера. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь построен им так, что глубокая излучина реки Истры (Иордана), речка Золотушка и искусственный ров, соединивший их, окружили монастырь со всех сторон водой, соделав его тоже как бы островом. " Отходная пустынь " (скит) патриарха Никона рядом с этим монастырем тоже была поставлена на островке. Наконец, находясь уже в ссылке, на закате жизни, Никон ухитряется создать на Белоозере искусственный остров, на котором ставит каменный крест с надписью: " Никон, Божией милостью Патриарх, поставил сей крест Господень, будучи в заточении за слово Божие и за Святую Церковь - на Беле-озере в Ферапонтове монастыре в тюрьме " . Что все это делание не было безотчетным (просто в память об Анзерском острове, где он принял монашеский постриг), убеждает нас то обстоятельство, что святейший Никон создает свои островные монастыри и прочие островные сооружения в тот период, когда его сознанием уже владеет " иерусалимская " и " новоиерусалимская " символика. Следовательно, это островное богословие соединяется, сочетается с богословием образа горнего мира. Следующим значительным этапом идейно-духовного развития патриарха Никона было пребывание в сане архимандрита Ново-Спасского монастыря в Москве в 1646-1649 годах, связанное с началом его возвышения и дружбой с царем Алексеем Михайловичем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

42; буквы в надписи перевернуты). Хотя изображение Богоматери не вполне совпадает с иконографией Иверской иконы Божией Матери (Младенец обращается не к Ней, а к святому и благословляет его), оно все же напоминает о посвящении Валдайского монастыря и его главной святыне. Поэтому гравюру Паисия можно считать прототипом более поздних изображений И. в молении Иверской иконе Божией Матери. Перенесению мощей И. в Иверский мон-рь сопутствовало отделение их частиц, для к-рых делались реликварии с образом святого (возможно, икона украшала и ковчег с ребром И., оставленный в Боровичском мон-ре); в XIX в. там, по-видимому, сохранялся старый деревянный ковчег с изображением И. на пелене (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1889. С. 44-45. Примеч.). Одна из реликвий вместе с частицами мощей мн. др. святых была вложена в устроенный патриархом Никоном в 1656 г. Кийский крест (находился в Кий-Островском Крестном мон-ре, затем в ГИМ, ныне в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Мощи И. прикрыты серебряной вызолоченной пластиной с его гравированным изображением (см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-75. Кат. 29. С. 74. Ил.). Как и др. святые, чьи мощи вложены в крест, И. представлен по пояс, прямолично, его руки скрещены на груди (ср. описание внешности в подлиннике из коллекции Заволоко, ИРЛИ (ПД)). Последняя особенность могла быть продиктована выбором фронтальной позы, что потребовало обращения к более ранним изображениям рус. блаженных такой иконографии (ср. шитые покровы блж. Исидора Ростовского (1571-1585, ГМЗРК) и св. Василия Блаженного (1589, ГИМ)). Однако есть основания связывать эту особенность иконографии с видением патриарха Никона, описанным в «Слове о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския…» (включено в сб. «Рай мысленный»): перед переложением мощей в новую раку патриарх во сне увидел мощи И. с благословляющими руками; затем святой «опрятовашеся яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину».

http://pravenc.ru/text/200241.html

Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " Онежский Крестный монастырь находится на небольшом острове Кие, лежащем в Онежской губе Белого моря, близ устья реки Онеги. Основателем монастыря был патриарх Московский Никон. Ему же предание приписывает и происхождение названия острова. Будучи еще простым иеромонахом в Анзерском ските Соловецкого монастыря, Никон, вследствие разногласия с основателем скита, Преподобным Елеазаром, решился покинуть Анзеры и найти себе для препровождения монашеской жизни другую тихую обитель. Во время переезда из Анзерского скита к реке Онеге, Никона и его спутников застигла великая буря, так что они ежечасно опасались за свою жизнь. Но Никон полагал надежду на милость Божию и силу Животворящего Креста Христова и горячо молился Господу Богу о спасении своем. Бог услышал его молитву: судно их было выброшено на песчаную часть острова, находящегося при устье реки Онеги. Предание говорит, что выйдя на остров, Никон спросил " кий сей остров? " Когда остров оказался без наименования, то Никон сказал: пусть же он называется " Кий " . Это был остров пустынный и никем не занятый. Возблагодарив Бога за спасение свое, Никон в память избавления своего от неминуемой смерти водрузил деревянный крест, который существует на Кие острове и по ныне и находится в часовне на берегу моря. Дикая пустынная местность острова, подобная любимым, но покинутым Анзерам, внушила Никону мысль устроить на сем месте обитель и он дал обет, если Богу будет угодно, устроить на Кие острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. Это было в 1639 году. Прошло с тех пор 13 лет. Никон был уже митрополитом Новгородским и другом царя Алексия Михайловича. В 1652 году он был послан царем в Соловки для перенесения оттуда в Москву мощей Святителя Филиппа. На обратном пути из Соловецкого монастыря он посетил Кий остров, видел Крест, поставленный им в благодарность Богу за свое спасение и возобновил обет устроить монастырь здесь. В память сего вторичного посещения Кия острова Никоном впоследствии была поставлена - и ныне существует - на другом конце острова, к материку, часовня, с Крестом же внутри оной.

http://sobory.ru/article/?object=03558

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010