Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЙСКИЙ КРЕСТ Кийский крест. 1656 г. в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) Кийский крест. 1656 г. в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря . Крест-реликварий был сделан из кипариса (310×192×8 см), «высотою, и широтою во всем подобен кресту Христову» ( [Шушерин И. К.] Житие святейшего патр. Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. СПб., 1784. С. 52), имеет 7-конечную форму: над верхней горизонтальной перекладиной отсутствует вертикальный выступ. Во 2-й пол. XVII в. такая форма креста стала образцом для повторения, в т. ч. для закладных крестов сев. храмов. Уникальный по составу крест-реликварий стал символом преемственности многовековых христ. традиций исторической Палестины. В Москве на обеих сторонах его было помещено ок. 300 святынь: часть древа Животворящего Креста Господня, камни с мест библейских событий, частицы св. мощей восточнохрист. и рус. святых (Онежский Крестный мон-рь//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 105). Мн. реликвии совпадают с перечисленными в Описях Образной палаты (1669) и Благовещенского собора (1680-1681) Московского Кремля, с хранившимися в Новоиерусалимском монастыре частицами мощей (1679). В Слове патриарха Никона о Животворящем Кресте сказано: «И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни» ( Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805. С. 14-22). В Москве крест был «обложен» слюдой, серебром, украшен изображениями праздников. В вертикальное древо К. к. врезано 6 четырехконечных афонских крестов размером 10,5×7,5×0,7 см (один утрачен), украшенных миниатюрной резьбой с клеймами праздников и евангелистов.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Фрагмент иконы " Кийский Крест с предстоящими " 14 марта 2012 г. 12:15 В Крестопоклонную неделю в храме, где хранится Кийский крест, пройдет богослужение полного чина по Типикону В московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Крестопоклонную неделю пройдет уставная всенощная, соединенная с Литургией. " В нашем храме хранится великая святыня христианского мира – Кийский крест, поклониться которой люди приходят каждый день. Поэтому мы решили в Крестопоклонную неделю, когда особенно важно укрепить силы в молитве и бывает много паломников, предоставить им возможность сугубо помолиться, вспомнить, как богослужение совершалось в древности " , - пояснил ЦВ настоятель храма протоиерей Александр Абрамов. " Такие службы людям, живущим в мегаполисе, удается посетить нечасто, а Великий Пост - замечательное время для того, чтобы сосредоточиться на службе всерьёз. В нашем храме в Крестопоклонную неделю по полному чину мы будем служить впервые. Надеюсь, это станет ежегодной традицией " , - добавил отец Александр. Он сообщил, что Всенощная начнется в субботу в 21.00. Кийский крест - мощевик, изготовленный по заказу Патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря, был передан в храм Сергия Радонежского в 1991 году. В крест помещено более 300 частиц мощей святых, из них 108 известны, и 16 камней с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Патриарх Никон так писал о созданном им кресте: " И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни " . Имена святых, ихже мощи водружены во Святом Кресте: 1. Вмч. Георгий 2. Мч. Христофор 3. Мч. Трифон 4. Вмч. Прокопий 5. Мч. Димитрий 6. Мч. Никита 7. Мч. Меркурий 8. Вмч. Пантелеимон 9. Мч. Анастасий

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

Жители Черноголовки привезут камни с мест захоронений новомучеников для поклонного креста-реликвария 20 октября, 2017. Новостная служба В конструкции поклонного креста сделаны ниши для камней, привезенных с расстрельных полигонов и мест захоронения репрессированных 20 октября. ПРАВМИР. Жители подмосковной Черноголовки привезут камни с мест массовых захоронений новомучеников для поклонного креста, который планируют установить в городе. Поклонный крест на месте будущего храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских установят 11 ноября 2017 года в Черноголовке. «Это будет крест-реликварий или крест-мощевик, по образу известного Кийского креста патриарха Никона, сооруженного в XVII веке. Кийский Крест, находящийся сейчас в московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, заключает в себе мощи святых и частицы от камней и древ Святой Земли», — рассказал художник-монументалист Артемий Родионов, автор художественной идеи и куратор проекта. Как сообщается, в металлической конструкции поклонного креста сделаны ниши для камней, привезенных с расстрельных полигонов и мест захоронения репрессированных со всей страны. Он наполнится камнями из Соловецкого монастыря, с Бутовского полигона в Москве и Левашово под Санкт- Петербургом, а также из многих других трагических мест, где в годы страшного террора приняли мученическую смерть тысячи людей. Чтобы доставить камни в Черноголовку, планируется организовать экспедиции в места массовых захоронений. Многие жители города уже выразили желание участвовать в этой интересной и важной миссии. «Возведение Поклонного Креста, таким образом, станет не просто формальностью, а живым, личным переживанием истории своей страны, своего народа, что представляется особенно важным сейчас, когда происходит безнравственное переписывание истории, замалчивание и искажение фактов, немыслимое для образованного человека» — отметил протоирей Вячеслав Перевезенцев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zhiteli-chernogolovki-...

В разных исторических источниках это сооружение имеет свое наименование. Так, например, в «Историческом описании Крестного Онежского второклассного монастыря» 1902 г. обозначено как Усыпальница настоятелей монастыря (стоит заметить, что в списках настоятелей монастыря упоминается имена трех настоятелей, окончивших свой земной путь и похороненных непосредственно на Кий-острове, – архимандриты начала XIX в.: Никон, Кирилл и Амвросий). В целом ряде других источников, в том числе и архивных, это место обозначено как часовня Ярен(г)ских Чудотворцев. Дело в том, что в середине XVIII столетия в Крестный монастырь была перевезена гробница прп. Иоанна Яренгского (память 3/16 июля и 9/22 августа) – святого, над мощами которого на Летнем берегу Белого моря в начале XVII в. был основан Спасо-Преображенский монастырь, впоследствии приписанный к Соловецкой обители и закрытый после секуляризационной реформы 1764 г. Отметим ряд фактов. Во-первых, Иоанн Яренгский почитался и был канонизирован «в паре» с Лонгином Яренгским, так как они оба, будучи насельниками Соловецкого монастыря, погибли в шторме 1561 г. и их тела были вынесены на берег и обретены нетленными. Во-вторых, не очень понятно, почему в Крестный монастырь была перенесена лишь деревянная гробница с ликом св. прав. Иоанна Яренгского, а не его мощи. Заметим также, что гробница в усыпальнице-часовне была помещена на камень местного производства более сажени в длину (сохранился до нашего времени; существует мнение, что этот камень является престолом Крестовоздвиженского собора, как известно устроенного Патриархом Никоном из кийского гранита в форме Гроба Господня), на котором первоначально находилась главная святыня Крестного монастыря – кипарисовый Крест, изготовленный в Палестине и доставленный в монастырь торжественной церемонией. Надо сказать, что Крест, широко известный в церковной среде, всегда был предметом особого почитания, что отразилось в его особом оформлении в Крестовоздвиженском соборе. Значительный интерес представляет мраморный киот для Креста, подаренный Кийскому монастырю архиепископом Олонецким (впоследствии Донским митрополитом) Игнатием (Семеновым), уроженцем Архангельской земли. Этот киот, состоявший из 14 элементов черного и розового мрамора общим весом 462 пуда (7,4 т, стоимость работ составила 5000 руб.) был изготовлен на Карельских мраморных заводах и установлен в Крестной обители в 1844 г. До наших дней сохранились незначительные детали этого произведения искусства русских каменотесов.

http://sobory.ru/article/?object=17151

В храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве открывается уникальная роспись 14 января, 2013. Новостная служба В храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках 15 января 2012 года открывается роспись придела, выполненная в необычной, уникальной для столицы манере – пастельной гамме, напоминающей работы мастеров древности. 14 января, ПРАВМИР. В храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках 15 января 2012 года открывается роспись придела, выполненная в необычной, уникальной для столицы манере – пастельной гамме, напоминающей работы мастеров древности. Центральный московский храм XVII века — Патриаршее подворье храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, расположенный в уютном переулке на Бульварном кольце столицы, приглашает познакомиться с результатом трудов по обновлению придела старинного памятника истории. Работы произведены мэтрами живописи и архитектуры,  — живописцем Ириной Зарон и скульптором Сергеем Антоновым. Работы семейной пары, членов Союза художников РФ, представляют самобытное видение современного искусства во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею Москвы, Русский музей Санкт-Петербурга, парижские выставки и коллекции. «Наша задача  — показать людям преемственность времен, донести простую мысль о том, что шедевр – это необязательно что-то из прошлого, шедевры есть и в нашем настоящем. Для меня это важно и как для священника, и как для историка и просто современного человека, неравнодушного к культуре нашей страны», — комментирует настоятель храма, протоиерей Александр Абрамов. Известный храм города не только сам по себе является памятником архитектуры, но и хранит в себе ряд исторических святынь страны – Кийский Крест с частицами мощей 300 святых угодников, прославленных в христианстве, а также чтимые иконы XVI – XVIII вв., ценные и с историко-культурной точки зрения. Символично, что именно в этот день одному из первых в Москве частных лицеев — Лицею духовной культуры им. прп. Серафима Саровского, окормляемому духовенством храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, исполняется 20 лет.

http://pravmir.ru/v-xrame-prepodobnogo-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ-КАРБАТОВСКИЙ Богдáнов-Карбатóвский Иван Иванович (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.), иконописец из крестьян. В 1745 г. для Кожеезерского в честь Богоявления Господня мон-ря поновлял 7 пядничных икон. В 1749 г. в числе др. иконописцев, возможно возглавляя артель, и выполнял иконописные работы для Кий-Островского Крестного мон-ря. В 1770 г. для ц. Покрова Пресв. Богородицы в Онежском у. им были написаны 52 образа (Деисус, апостолы, праздники и пророки). В кон. XIX - нач. XX в. подписные иконы Б.-К. хранились в ц. Воскресения Христова в Каргополе (не сохр.): «Рождество Богородицы» (1765), «Богоявление» (1769). Сохранились сведения, что иконостас собора Рождества Христова г. Каргополя (1562) «по преданию, Карбатовской работы» (ИИМК, ркп. арх. Р. III. 4199. Л. 7). В том же соборе хранятся подписные произведения Б.-К.: «Алексий, Человек Божий» (1767, КИАМЗ), «Богоматерь с Младенцем» (совместно с Иваном Васильевым Мининым , 1776, там же), «Царь Царем» (1776, там же), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1776, там же), а также входные двери зап. паперти (совместно с Иваном Алексеевичем Богдановым-Карбатовским, 1784). Иконы «письма греческаго» работы Б.-К. находились в церквах Иоанна Предтечи и Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ЦГА Карелии. Ф. 27. Оп. 2. Ед. хр. 4/54. Л. 10об., 29об.). Из Троицкой ц. дер. Мондино Архангельской обл. происходят иконы «Благовещение» (1798, АМИИ) и «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с клеймами жития» (1800, там же) работы Б.-К. Б.-К. имел соратников по артели и учеников, среди к-рых наиболее известны Григорий Федорович Максимов и Иван Алексеевич Богданов-Карбатовский. О работах последнего можно судить по 2 подписным иконам: «Свт. Николай» (1805, СГИАПМЗ) из Онежского р-на Архангельской обл. и «Святые Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие» (1820, АМИИ) из ц. свт. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл. К работам артели Б.-К. по стилю можно отнести ряд икон «Кийский крест с предстоящими» (1773, Харьковский художественный музей; 1785, ГИМ НДМ). По свидетельству Максимова, в 1790 г. он и Б.-К. описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Ед. хр. 2433. Л. 12).

http://pravenc.ru/text/149459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. КИЙСКИЙ КРЕСТ созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.) КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИНОКЕФАЛИЯ отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси

http://pravenc.ru/rubrics/123062_40.html

Кийский Крестный монастырь (Кий-остров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кийский Крестный монастырь – мужской монастырь, расположенный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). Основан в 1656 году патриархом Никоном. Содержание История [ править править код ] Основание монастыря В первый раз на острове Кий патриарх Никон оказался в 1639 году, когда еще будучи монахом передвигался на лодке от Соловецкого монастыря к Онеге, был застигнут штормом и чудом спасся на острове. В память о своём спасении Никон по поморскому обычаю установил на острове поклонный крест и дал обет воздвигнуть на этом острове монастырь. Через 13 лет, в 1652 году Никон (в то время уже митрополит Новгородский) был послан в Соловецкий монастырь для перенесения мощей святителя Филиппа в Москву. На обратном пути он снова посетил Кий-остров и в память об этом событии поставил часовню на другом, ближнем к материку конце острова, с крестом внутри неё. Здесь он возобновил свой обет, а в 1656 году, уже будучи патриархом, добился у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня. Официально монастырь основан по грамоте царя Алексея Михайловича, данной 13 июня 1656 года. Для сбора средств на строительство монастыря Никон обратился к народу. Была собрана огромная для того времени сумма – около 6000 рублей. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 год руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Поскочин – доверенные лица Никона. Первым деревянным храмом обители стала, вероятно, церковь Воздвижения (опись марта 1657 года), её переосвятили в 1661 году в церковь Собора Святого Архистратига Михаила. Иверская деревянная церковь была построена в 1659 году. В 1660 году Никон сам приехал на Кий-остров и жил здесь, руководя строительством, почти весь год. В частности, здесь он устроил систему сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей. 2 сентября 1660 года он лично освятил центральный Крестовоздвиженский собор монастыря. 8 сентября 1660 года он же освятил третью деревянную церковь Всех Святых; она сохранилась по сей день. Впоследствии деревянных храмов уже не возводили, строили только часовни. В конце сентября 1660 года Никон отправился в Москву и на Кий-остров более не возвращался. Кийский крест

http://azbyka.ru/palomnik/Кийский_Крестн...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кийский крест В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь 05.10.2017 891 Время на чтение 10 минут Рассмотреть детали: +4 История Кийского креста По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове простой деревянный крест. Патриарх Никон (1605-1681). Начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви. У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию. В 1666 году в качестве простого монаха отправлен на заточение в монастырь. Его реформы одобрили и продолжили, но самого Патриарха оправдали только перед смертью. Став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа. Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста ). В память об этом на нижней части святыни была сделана соответствующая надпись. Кийский крест находился в обители до ее закрытия в 1923 году. Во время Крымской войны, в 1854 году, когда в тех местах велись бои с англичанами, крест пришлось вывезти из монастыря, но потом его вернули обратно. При этом были утрачены некоторые иконы святых. В 1923-1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. В 1991 году святыню передали в московский храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где она доступна для поклонения. Звезды восьмиконечные · I Камень Гроба Господня • III Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней • II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII Камни не надписаны

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/5/ki...

Участники «Великого русского северного пути» принесли на Кий-остров икону из Москвы 16 августа 2021 г. 09:53 Икону «Кийский крест с предстоящими» принесли из Москвы на Кий-остров участники проекта «Великий русский северный путь». Паломническо-туристический маршрут пролегает от Красной площади столицы через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую области и Республику Карелию до Соловецких островов. Экспедиция из 12 человек стартовала на Красной площади 10 июня 2021 года, финиширует 19 августа на Соловках. На Кий-острове приняли принесенный образ митрополит Воскресенский Дионисий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии, и епископ Плесецкий и Каргопольский Александр . По словам куратора проекта Елены Кутуковой, икона выполнена из бразильского ореха резчиком из Москвы Александром Михайловым на деньги коллекционера Владимира Абрамова. Кийский крест — это большой мощевик, который был изготовлен для Онежского (Кийского) Крестного монастыря в XVII веке по заказу Патриарха Никона . В святыне были частички мощей трехсот угодников Божиих. История креста была связана с тем, что иеромонах Никон, будущий Предстоятель, в 1639 году, возвращаясь из Соловецкого монастыря, потерпел кораблекрушение и спасся возле Кий-острова. Никон установил поклонный крест и дал обет воздвигнуть на острове монастырь. Позже Патриарх выполнил свой обет — он построил монастырь во имя Воздвижения Креста Господня. Специально для обители был заказан большой крест из кипариса. Кийский крест находился в монастыре до его закрытия в 1920-х, а затем был перевезен в антирелигиозный музей на Соловках. Потом его отправили в запасники Исторического музея в Москве, где позднее обнаружили в плачевном состоянии. Сейчас крест пребывает в столичном храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Принесенная на Кий-остров икона освящена в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиереем Александром Абрамовым. Священник посещает Архангельскую область и трудится над возрождением памяти о северных святынях. В 2016 году на региональных Рождественских чтениях священник предложил совершить крестный ход Москва — Кий-остров с подлинником Кийского креста. Отец Александр констатировал уникальность святыни: «Это не главная святыня Кий-острова, это не главная святыня восточного христианства. Это самый значительный реликварий из числа тех, которые вообще знала христианская история за все время наблюдений. Мне кажется, очень важным было бы во благовремении, как говорил Патриарх Алексий II , совершить крестный ход с подлинником Кийского креста из Москвы через Иверскую обитель и далее на Север таким же образом, как он шел 1656-57 годах с тем, чтобы на местах срубались копии, и оставались как освященные напоминания не только о великой истории, но и о великом будущем».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010