Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: «Буду умножать всякую хвалу Тебе» ( Пс.70:14 ), и Бог сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: «Прославляющего Меня, прославлю!» ( 1Цар.2 ). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить дом Божий, чем хранить его для того, чтобы когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слова Писания: «Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять!» ( Пс.75:12 ; Эккл.5:4). Если же случится и то, о чем я говорил что прежде чем ты добровольно отдашь Богу насилием твое имущество, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя различными людьми или ворами то ты не смей отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преп. Иовом, говоря: «Господь дал, Господь и взял» ( Иов.1:21 ) и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии упоминаемый в монастыре старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтобы пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: «Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» ( Евр.10:34 ). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить? И какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца? Но что даром получено, то даром и брошено! Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина своего! Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое. Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с Василием сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою. И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты Господа, говорящего: “Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители”. Хорошо уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: “Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника”. Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием; ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

                      -Владимир,  к вам вопрос.                       -Да. Это так, это верно. Нужно добавить еще, что средства массовой информации Украины назвали это спецоперацией Москвы. Вообще привоз даров на Украину они обозвали спецоперацией, тщательно подготовленной спецвойсками. Действительно, мы были в Киеве с 24 по 30 января. В Киево-Печерской лавре, где в одном храме мы спина к спине, можно сказать локоть к локтю с Игорем Ивановичем Стрелковым были вместе. Но были там исключительно, чтобы охранять святыню и тех отцов…                      -Обеспечивать порядок.                      -Да конечно, тех отцов из афонского монастыря, которые доставили эту святыню из монастыря Святого Павла.                     -То- есть вы туда прибыли как раз по приглашению этих святых отцов с Афона.                    -Да, еще раз напомню, что наместник этого монастыря очень долго молился и ждал волю божию: ехать или не ехать туда. Но в итоге все-таки поехали. Было очень много людей. Несмотря на то, что информация о том событии намеренно нигде не выставлялась. То есть такое событие впервые в истории, мы знаем.  За последние пять веков дары покинули Святую гору впервые. Но нигде не было информации. И, тем не менее, люди шли круглосуточно.                    -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.                     -Могу ли я спастись? У меня в квартире очень много кошек. У меня на них уходит масса времени. Их надо кормить, чистить, если болеют - лечить, идти к врачу. Времени на молитвы у меня остается мало. Но даже я себе вообще не принадлежу. И я думаю: можно мне спастись? И выбросить их я не могу. Знаете, почему? Они такие же разумные животные, они все понимают. И как я возьму и выброшу их на улицу? Куда они денутся? Кто будет их кормить? Кто будет за ними ухаживать? И я просто не знаю, что мне делать?                       -Ваша проблема заключается в том, что вы плохо знаете священное Писание. В книге бытия (Быт.1, 28) сказано: «и благословил их Бог (то - есть Адама и Еву). И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

http://radonezh.ru/text/pochemu-cherez-s...

И в большинстве случаев бывает так, что все, взлелеянные юношескими мечтами, высокие идеалы и намерения начинают при столкновении с серой будничной жизнью увядать, превращаясь только в красноречивые слова, не имеющие связи с делами и поступками, и юноша начинает жить жизнью, ничем не отличающейся от жизни общей массы. Всякие религиозные сомнения проходят, критицизм исчезает, и юноша либо возвращается к вере, к которой формально принадлежит, либо избирает некий компромисс: отвергая некоторые религиозные догматы и обряды, как неважные, по его мнению, веру же в Бога оставляет. Становится он тогда человеком, как у нас обычно говорится, верующим по-своему. Иногда после периода глубокой внутренней борьбы с сомнениями, наступает полное равнодушие к вопросам религии, которое остается на всю жизнь, и такой тип людей больше всего встречается. О таких людях Тайновидец в Откровении сказал: “Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” ( Откр.3:15-16 ). Бывают и такие типы людей, которые, обладая сильной энергией и волей, пытаются осуществлять в личной жизни свои юношеские религиозные взгляды и идеалы. К такому типу людей принадлежат аскеты и вообще мужи идеи. В древности такими людьми процветали пустыни в Египте, Палестине и на Афоне, а также монастыри в России, Греции и других православных христианских странах. Они основывали монастыри, которые прославились святостью жизни и многими подвигами их насельников-иноков. В России к таким принадлежат знаменитые Лавры: Киево-Печерская, Троице-Сергиевская, Почаевская; монастыри на островах Ледовитого океана, на крайнем диком севере России, Валаамские обители и множество других. Все это множество благочестивых мужей и жен шло в Царство Небесное тяжелыми подвигами аскетизма и достигали его. Слова Христа Спасителя были для них руководственным правилом: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Монастырь (от греч. μοναστριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители. Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный. Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима . Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в). из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).

http://azbyka.ru/monastyr

XXIV. О монашестве Когда Христианство озарило Русь своим светом, между русскими людьми стали появляться высокие души, которые бросали земные блага и шли на духовные подвиги. Они были первыми светочами среди Христова стада. Своей подвижнической жизнью, умерщвлением плоти, воздержанием от страстей эти люди были посланниками Божиими для поддержания и увеличения духовного сокровища в Русской земле. Благодаря им на Руси основались монастыри, которые в то время были главными распространителями православной веры, учителями разумно-нравственной жизни среди тьмы язычников, хранителями старины и рассадниками книжного просвещения. Многие из таких людей ради спасения души уходили в пустынные места, в леса, но святая их жизнь скоро становилась известной и около них собирались новые подвижники. Мало-помалу братия умножалась, и таким образом основывались монастыри и монашество. Самый древний на Руси монастырь – это Киево-Печерский. Потом чрез некоторое время возник Троицкий монастырь, впоследствии Троице-Сергиевская Лавра. Последняя не только показывала Руси образцы аскетизма, но и спасала наше отечество в годины тяжких испытаний. Грамотность и просвещение также долгое время сосредоточивались в монастырях. Следовательно, должно не порицать монашество за его мелкие, частные недостатки, а, наоборот, быть ему признательным за духовную службу, оказанную и оказываемую монашеством русскому народу. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью при отрицании ими монашества Мк.1:13 . «И был Он (Иисус Христос) там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Объяснение. Здесь пример и основание для пустынножительства, для удаления от мира, во зле лежащего: 1Ин.2:15:5:19 ; угодники Божии так и поступали: Евр.11:38 . 1Тим.4:1–3 . «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимания духам обольстителям и учениям бесовским. чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, Бог объединил нас, и благословение на нас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг, и да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога и Пречистой Богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем, в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, не выходив из пещеры, в ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне.    Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит Бог и Пречистая Ббогородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения Святой Богородицы.    И стал Бог, молитвами Пречистой Богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен Бог за все, молитва Святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, Бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту.    Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь, украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Ростислав же не счел за вину греха своего и не пошел в монастырь от ярости. Не захотел он благословения, и оно удалилось от него; возлюбил проклятие, и проклятие пало на него. Владимир же пришел в монастырь для молитвы. И были они у Треполя, и произошло сражение, и побежали князья наши от лица врагов. Владимир, по молитвам и благословению святых, переехал реку, Ростислав же, по слову святого Григория, утонул со всем своим войском. «Каким, — сказано, — судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою будут мерить и вам».    Подумайте как следует, обидчики, над притчей, сказанной Господом в святом Евангелии о судье немилостивом и вдове обиженной, как она часто приходила к нему и докучала ему, говоря: «Защити меня от противника моего». Говорю вам, что вскоре сотворит Господь отмщение рабам своим, ибо он сказал: «Мне отмщение, и я воздам». Говорит Господь: «Не обижайте ни одного из малых сих, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного». Ибо праведен Господь и правду возлюбил, и праведники увидят лицо Его. Что человек посеет, то и пожнет. Таково гордым отмщение, которым Господь противится, а смиренным дает благодать. Слава Ему с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. О многотерпеливом Иоанне затворнике    Все рожденные на земле первому человеку подобны образом и все равную с ним страсть приняли, ибо, увидев красоту запрещенного плода, не удержался он, и ослушался Бога, и был порабощен страстями. Когда создан он был, то не имел на себе порока, как Божие создание: Господь Бог наш, взяв прах земной своими руками пречистыми и непорочными, создал человека благого и исполненного добром, но он, из грязи созданный, возлюбил земное, за наслаждениями земными погнался, и наслаждения эти овладели им, и с тех пор страсти владеют родом человеческим, и к новым наслаждениям стремятся люди, и побеждаются ими всегда.    И я один из них — побеждают меня страсти, и порабощен я ими, смущают помыслы душу мою, и покоряюсь я им и неодолимое желание влечет ко греху, и нет мне подобного на земле по множеству грехов моих, в которых я и до сего часа пребываю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Более не спрашивайте меня ни о чем, и молю вас простить меня».    После этого ушел он в пещеру, заложил за собой дверь и пробыл в ней, никогда и ни с кем не говоря, двенадцать лет. Когда же пришло время преставления его, он, призвав всю братию, повторил сказанное прежде о послушании и о покаянии, добавив: «Блажен, кто здесь сподобится положенным быть». И, сказав это, почил с миром о Господе.    Был же между братией некто, уже много лет страдавший болью в ногах; и принесли его к умершему; он же обнял тело блаженного и исцелился с того часа, и до самой смерти никогда уже не болели у него ни ноги, ни что другое. Имя этому исцелившемуся — Вавила. И вот что он рассказал братии: «Лежал я, — рассказывал он, — и стенал от боли, и вдруг вошел этот блаженный и сказал мне: «Приди, я исцелю тебя». Я же хотел его спросить, когда и как он сюда пришел, но он мгновенно сделался невидим». И уразумели все после этого, что угодил он Господу: не выходил он из пещеры и не видел солнца двенадцать лет, плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день. И это слышал я от самого Вавилы, исцеленного им.    Если кому невероятным покажется то, о чем я пишу, пусть прочтет жития святых отцов наших Антония и Феодосия, зачинателей русских монахов, и тогда уверует. Если же и тогда не переубедится, не его вина: должно сбыться притче, сказанной Господом: «Вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при пути, другое в терние» — в сердца тех, кто лишь заботами житейскими поглощен, о них же пророк сказал: «Окаменело сердце людей сих, и им трудно слышать ушами»; другой же: «Господи, кто поверит слышанному о нас?»     К Поликарпу. Ты же, брат и сын мой, не следуй их примеру; не для них пишу я это, но чтобы тебя приобресть. Совет же даю тебе: благочестием утвердись в святом том монастыре Печерском, не желай власти, ни игуменства, ни епископства: довольно тебе для спасения окончить жизнь свою в нем. Ты сам знаешь, что много подобного могу я рассказать тебе из разных книг; но лучше, и для тебя будет полезнее, если я расскажу даже малое из того многого, что слышал о содеявшемся в том божественном и святом монастыре Печерском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для каждого человека сатана готовит свою сеть, и тем искуснее и тоньше сплетает ее, чем выше человек в духовном отношении. Людям глубоко благочестивым, святым сатана расставляет наиболее тонкие сети. В конце XI века в Новгороде жил великий чудотворец Никита, бывший ранее затворником Киево-Печерского монастыря 17 . Когда он, пребывая в затворе, стремился к высшему совершенству, явился ему сатана в ангельском виде и сказал: «Никита, я буду молиться за тебя, ты же замени молитву чтением Священного Писания, и читай больше всего Ветхий Завет ». Никита поверил, что это Ангел света, послушался его и совсем перестал молиться и читать Новый Завет, а Ветхий Завет изучил наизусть. Братия монастыря узнали об этом и поняли, что Никита находится в диавольском прельщении. Они пришли к нему и выяснили, кто являлся ему и почему он перестал молиться и читать Новый Завет. Их святыми молитвами сатана был отогнан. Никиту наставили на путь истинный, и со временем он был поставлен во епископа Новгородского. На святых неоднократно исполнялись слова апостола Павла: «лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:13–14 ). Если такое случается даже со святыми, то что же говорить о нас, убогих и слабых? Нас легко совратить не только тем, кого святой Павел называет лжеапостолами, но и просто тем людям, речи которых кажутся нам правдивыми. Даже мы, верующие, быстро поддаемся на льстивые слова, с какими обращаются к нам, например, баптисты. Они прикидываются глубоко благочестивыми, полными любви, говорят ласково,– и вы попадаетесь в их сети и уходите из Церкви Христовой на погибель. Со слабыми людьми бывает еще хуже: сатане нет надобности плести для них очень тонкие сети, он уловляет их просто и грубо, как ловят рыбу на удочку. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010