XII. Уступи для достижения христианского мира часть твоих прав, отложивши всякое себялюбие. В этом главнейший образец для всего рода человеческого Сам Сын Божий. «Он, будучи образом Божиим... равным Богу... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6, 7, 8 ). Так, Сын Божий, когда было необходимо (чтобы примирить человека с Богом), принимает образ послушного раба, покорно идет на мучительную смерть, хотя мог бы призвать целые легионы Ангелов ( Мф.26:53 ), чтобы защитили Его, но Он отказывается от этого права ради вечного мира. Представим здесь несколько примеров такой христианской уступчивости. а) Преподобный Сергий мало того, что отказался от почестей, но сам рубил дрова, будучи игуменом, и носил воду для каждого из братий, чтоб только они в мире и с терпением переносили все трудности пустынной жизни. б) Однажды в Киево-Печерском монастыре никто не хотел приготовить дров для кухни; тогда келарь Феодор пришел к преподобному Феодосию – игумену монастыря, говоря: «Повели, отче, кому-нибудь из праздных братьев приготовить дров, сколько нужно». Преподобный отвечал: «Вот, я празден, я иду». Было же тогда время обеда. Блаженный игумен повелел всей братии идти к трапезе, сам же взял топор и начал рубить дрова. По окончании трапезы, братия вышла и видит преподобного своего игумена, секущего дрова. Тогда каждый взял топор, и столько приготовили дров, что их достало уже на долгое время» (Жит. пр. от. Антония и Феодосия печер., изд. Киево-П. лавры 1861 г., стр. 53). Нам трудно и подумать о том, чтобы стать добровольно из домовладельцев слугой, но это-то, скорее всего, может сделать владыку счастливым. Не напрасно сказано Спасителем: «князи народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этим-то правилом и достигался тот примерный порядок, тот мир несокрушимый в древних христианских обществах, который удивляет и врагов Христа (см. «Воскресн. чт.» за 1891 г., стр. 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Братии тогда было числом двадцать. Достохвальный же игумен, преп. отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собою образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь , а уходя последним. И молитвою этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма и возвышается подобно кедру в Ливане» ( Пс.31:13 ). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; в небольшое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами. Преп. отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерою для соборной службы, видя кроме того скудость не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.19:2 ) и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное. Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верою и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преп. Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградою. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой же путь к Богу есть ближайший, и это святой ангельский иноческий чин. На него показал Христос ученикам Своим, говоря: «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ). Через кого же в земле Русской узнали мы об этом ближайшем к Богу пути, и кто тот, кто показал нам, как подъять бремя легкое и последовать тем путем Христу? Кто, как не преп. отец наш Феодосий, наставленный учителем своим, преп. Антонием? И прежде него были люди, уходившие от мира, чтобы идти узким путем; но через него передан всем русским монастырям чин и устав. И никто другой не показал прежде в таком совершенстве умерщвление земного человека, как он с учителем своим преп. Антонием, ибо он исполнил притчу Господа, сказавшего: «Если зерно пшеничное, падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). Он умер для мира и был в пещере, как зерно в земле ожил же во Христе и принес много плодов иноков, порожденных им духом и упасенных в благочестии и правде. Он умножил талант, данный ему от Бога, и слышит слова: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен; над многими тебя поставлю» ( Мф.25:21 ). Об этом воистину сказал Господь: «Многие последние будут первыми» ( Мф.19:30 ). И хотя он жил в последние времена, но крепостью и любовью Божией, сиявшими в нем, он превзошел многих, живших прежде него. Еще в юности своей он отвращался от всего земного и думал о небесном; от чрева матери был чистым сосудом Святому Духу, не возлюбил славу мира этого и принял вольную нищету, подражая Господу своему; ни во что вменил сокровища мимотекущие, желая одного только того, чтобы стать перед лицом Божиим и в уединенной молитве беседовать с Ним Единым. Много тяжких ран принял он от матери, наваждением злого нашего врага, который хотел отвратить его от добрых помыслов, зная, что им он будет побежден. Но благодать Божия вела святого отрока, и, как солнце на тверди небесной, он делами и учением своим просветил весь мир, изо дня в день становясь все лучшим, по Апостолу: «забывая прошедшее, и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И так как сведения о числе монашествующих лиц в нашей статье касались 1867 г., то мы и монастырские доходы станем оценивать по некоторым данным того же года. Но, читая государственную роспись доходов и расходов на 1867 год, мы находим, что в этот год назначалось: 1) на все министерство народного просвещения 7 255 814 р., 2) на все министерство юстиции 8 315 684 р., — там на 755 тысяч менее, а здесь на 315 тысяч более, нежели сколько получают в настоящее время монастыри» (Беседа. 1872. С. 68). 295 Лучше бы продать это благовонное миро и раздать бедным, не так ли? — вспомните эту евангелическую историю. — Достоевский имеет в виду евангельское предание о женщине из Вифании, которая незадолго до празднования пасхи возлила на голову Иисуса драгоценное благовонное миро. «Увидев это, ученики его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело мое, она приготовила меня к погребению», (см.: Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 8-13). 296 Мы знаем, что еще при святом Феодосии, при самом основании Киево-Печерской Лавры… — Речь идет о Феодосии Печерском (ум. 1074), основателе и игумене Киево-Печерского монастыря. Имя Феодосия неоднократно упоминается в черновых материалах к «Бесам» и «Подростку». 297 Мы сообщили в свое время — общества любителей духовного просвещения.. — В 1872 г. в Петербурге был открыт Отдел Общества любителей духовного просвещения с правом свободного обсуждения на своих заседаниях различных церковных вопросов. Достоевский не раз посещал эти заседания. В начале 1873 г. состоялись три заседания, посвященные вопросу «о нуждах единоверия» (последнее — 28 марта 1873 г.). Отчеты о диспуте были опубликованы в «Гражданине» (см.: Гражданин. 1873. 22 янв. С. 92; 29 янв. С. 154–155; 5 марта. С. 284; 2 апр. С. 433–434). 298 …г-н Филиппов читал свое рассуждение — г-н Нильский предложил свои возражения… — Тертий Иванович Филиппов (1825–1899) — консервативно-славянофильский публицист, член кружка В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

И так, на третий день по прозрении своем, он отошел ко Господу, чтобы зреть Трисиятельное Божество. Честное же тело его с честью положили в пещере, с любимым его братом, блаженным Иоанном, близ преп. Марка, и помазали его из ангельского сосуда, так что вся пещера наполнилась благоуханием, потом же вылили на него и другой сосуд слез, чтобы тот, кто сеял на земле слезами, пожал на небе радостью ( Пс.125:5 ). И эту радость получил он ходатайством преп. наставника своего Марка пещерника, чудотворною благодатью Бога всякого утешения ( 2Кор.1:3 ), Которому, в Троице хвалимому, подобает слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобных отцов наших Феодора и Василия (11 августа) Они пострадали от князя Мстислава Святополковича, оклеветанные дьяволом в похищении сокровища «Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ), сказал Божественный апостол Павел. Эти слова сбылись на деле в этом достойном хвалы житии, где начальник зла, враг, не иною вещью, как сребролюбием, навел злые душевные и телесные искушения на душу блаженного Феодора, и страдания и смерть не только на него, но и на советника его, блаженного Василия. Повесть эта пишется так. У блаженного Феодора в его мирской жизни было большое богатство. Услышав же в Евангелии слова Господни: «всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик», последовал этому слову. И, оставив все мирское и раздав богатство нищим, он стал черноризцем в Печерском монастыре и ревностно подвизался в добродетелях. По приказанию игумена, он жил в пещере, которая называется Варяжскою, и в ней пробыл много лет в строгом воздержании. Этому блаженному Феодору однажды враг принес немалую печаль и тоску об имении, розданном нищим, приводя ему на мысль долгие годы жизни, изнеможение плоти и скудость монастырской пищи. Феодор не понял искушения, не вспомнил слов Господа: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» ( Мф.6:26 ). И начал он от скорби переходить в отчаяние, смущаемый нищетой, и долго омрачал его враг, и эту скорбь он явно открывал своим друзьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ты, брат, остерегайся: сегодня хвалить предложенное на трапезе, а на завтра роптать на варившего и пекшего пищу брата, потому что этим ты оказываешь неприятность начальнику монастыря и будешь причтен к тем, о которых написано в Отечнике, что они одному прозорливому старцу, когда роптали на предложенную пищу, казались ядущими мотыля. Так как хулящий губит себя ты, когда ешь или пьешь, всегда за все благодари Бога, повинуясь апостольскому изречению: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Терпи, брат, и досаждение ибо «претерпевший до конца сказал Господь, спасется» ( Мф.10:22 ), и такой спасется без труда. Поэтому если случится тебе быть оклеветану кем, и кто-нибудь, придя к тебе, расскажет, что тот брат нехорошо говорил о тебе ты скажи ему: «Если он и укорил меня он мне брат, а я достоин того; и он делает это не сам собою, но враг дьявол подстрекнул его к тому, чтобы произвести вражду между нами. Господь же да отженет лукавого и да помилует брата!» Возразишь, что другой укоряет тебя перед всеми в лицо не скорби и об этом и не допускай себя быстро до гнева, но, упав, поклонись брату до земли со словами: «Прости мне, брат, я оскорбил тебя» и потом загладь свой проступок, бывший причиною досады, и так победишь всю силу вражию. Ибо, если ты будешь сопротивляться тому, кто досадил тебе то вдвойне досадишь сам себе, во-первых, когда поймешь, что не стерпел досаждения, во-вторых, что сам без стыда досадил брату. Больше ли ты царя Давида, которого оскорблял в лицо перед всеми Семей, проклиная его и бросая в него камнями, так что и слуги царские не вынесли той брани, и один из них сказал: «За что этот мертвый пес злословит моего господина и царя? Пойду я и сниму с него голову!» Но как отвечал Давид по внушению Божию? «Оставьте его, пусть злословит. Может быть, Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» ( 2Цар.16:1112 ). Подумай и о том, что еще больше, как сам Царь царей и Господь господствующих ( Апок.19:16 ) Иисус Христос, Который не сделал греха и в устах Которого не было лжи ( Пс.53:9 ), смирил Себя и был послушен Своему Отцу до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Избавленный от этого рва погибели, блаженный Феодор стал стараться, чтобы скорее враг упал в яму, а не он, и начал с того, что вскопал глубоко землю и, положив туда искушавшее его найденное им сокровище, засыпал его. Чтобы совершенно погибла и память этого сокровища, блаженный непрестанно молил Господа, чтобы Он дал ему забыть то место, где он скрыл его, и чтобы избавил его от всякого проявления страсти сребролюбия, и Господь исполнил моление его. Ибо с тех пор он не знал никогда о том месте и не помышлял никогда о приобретении, и золото и серебро считал за сор. Потом, чтобы бес не приступал к нему с той же дерзостью, когда он, будучи праздным, впал бы в леность, отчего у врага родится бесстрашие, принудил себя блаженный Феодор к трудной работе. Он поставил в пещере жернова и начал работать на братию, принося из монастыря жито и размалывая его сам, своими руками, и проводил без сна все ночи, трудясь в ручном деле и в молитве; когда же наступал день, он относил муку и опять приносил жито. Итак, работая много лет, немало облегчал монастырских рабочих и не стыдился этого труда. По прошествии много времени, келарь, видя пещерника трудящегося в такой работе и злострадании, умилился и, когда однажды из сел было привезено в монастырь жито, послал к нему в пещеру пять возов, чтобы он не приходил к ним постоянно сам, возлагая тем на себя больший труд. Феодор же, ссыпав жито в сосуды, начал молотить, напевая наизусть псалмы; когда же утрудился и захотел немного отдохнуть, внезапно раздался как бы звук грома, и жернова стали сами молоть. Поняв действие бесовское, блаженный встал и начал прилежно молиться Богу, и потом сказал громким голосом: «Запрещает тебе Господь, лукавый бес!» Бес же не переставал молоть в жерновах. Тогда Феодор снова сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, свергнувшего тебя с неба и давшего на попрание Своим угодникам, повелеваю тебе я, грешный, не прекращать этой работы, пока не измелешь жито, чтобы и ты потрудился на святую братию». Сказав это, святой стал на молитву, бес же, не дерзнув ослушаться запрещения, измолол в ту ночь все жито. Утром же Феодор известил келаря, чтобы он прислал за мукою. Келарь удивился чудному тому делу, как пять возов были смолоты в одну ночь, и, придя в пещеру, вывез из нее пять возов муки. Было новое чудо в том, что из того жита вышло пять возов муки – и сбылось здесь, в делах блаженного Феодора, слово апостолов, сказавших некогда: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем», также и изречение Самого Слова Божия, Иисуса Христа, Который сказал: «Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» ( Лк.10:1718 ). Лукавые бесы хотели устрашить этого раба Божия и поработить себе, как прежде они прельстили его, но наложили сам на себя цепи работы, так что возопили они тогда: «Уже больше не будем мы здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многих больных исцелил он чудотворно и, много пророчествовав, предузнал отшествие свое к Богу за два года. Провидев убиение блаженного Кукши, находившегося далеко, громко возопил он среди церкви Печерской: «Брат наш Кукша в этот день убит». И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшею и учеником его. Итак, они трое вместе получили тричисленную радость, о которой сказано: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил любящим Его ( 1Кор.2:9 ), Бог в Троице, Ему же слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Афанасия затворника (2 декабря) Он по смерти воскрес, провел в затворе двенадцать лет и сказал братьям три полезных слова «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Это слово Свое, сказанное о Лазаре четверодневном, Спаситель исполнил и на преп. отце нашем Афанасии, затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о Лазаре нищем: «Если кто из мертвых придет к ним, покаются» ( Лк.16:30 ). Преп. Афанасий был черноризцем в святом Печерском монастыре и жизнь вел святую и богоугодную. После долгой болезни он умер; братья отерли тело его и увили, как подобает умершему иноку. И лежал мертвый два дня, непогребенный по какой-то небрежности. И было в ночи явление игумену и слова: «Человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным, а ты не заботишься об этом». На третий день, как только настало утро, игумен пришел с братией к умершему, чтобы похоронить его, и нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись все, видя его ожившим, и спрашивали его, как он ожил, и что видел или слышал. Он же не отвечал ничего, только: «Спасайтесь!» Но они еще сильнее просили его, желая услышать от него что-нибудь, чтобы говорили они воспользоваться тем. Тогда сказал он им: «Если я скажу вам, вы не поверите мне и не послушаете меня». Братия же с клятвою отвечала ему: «Сохраним все, что скажешь нам». И сказал им воскресший: «Во всем имейте послушание к игумену, кайтесь всякий час и молитесь Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, и преп. отцам Антонию и Феодосию о том, чтобы окончить жизнь свою здесь и сподобиться со святыми отцами погребения в пещере. Ибо эти три вещи больше всех добродетелей; и, если кто достигнет того, что исполнит их в порядке, будет блажен, только бы лишь не превозносился. Дальше же не спрашивайте меня, но молю, простите меня». Сказав это, он пошел в пещеру и, сам заградив двери, пробыл там двенадцать лет, никуда не выходя, не видя никогда солнца, беспрестанно плакал день и ночь, едва вкушал через день немного воды и хлеба, и все те годы не говорил никому ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого пришел снова бес в образе Василия и сказал пещернику: «Где данное тебе сокровище? Явившийся тебе сказал и мне, что, по твоей молитве, мне дано будет множество золота и серебра». Феодор же не хотел показать ему сокровища. И тогда злохитрый бес стал и явно говорить блаженному и втайне влагать в него помысел, чтобы, взяв сокровище, идти в другую страну. Но сперва сказал так: «Брат Феодор, не говорил ли я тебе, что вскоре получишь от Бога воздаяние за розданное тобою имение, ибо он сказал: “Всякий кто оставит дои или землю ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” ( Мф.19:29 ). Теперь уже богатство в твоих руках; делай с ним, что хочешь». Отвечал ему пещерник: «Для того просил я у Бога, чтобы, если подаст Он мне, все раздать на милостыню и думаю, что для того Он и дал мне». Супостат сказал ему: «Берегись, брат Феодор, чтобы враг снова не причинил тебе скорбь за раздачу, как и прежде, ибо это дано тебе вместо того, что раздал ты убогим. Я даю тебе совет, взяв это, идти в другую страну и там купить имений для прожития своего; можешь и там спастись, и избегнуть бесовских козней. Когда же приблизится отшествие твое от этого мира, отдай имение, кому захочешь, и так память о тебе переживет тебя». Феодор же сказал ему: «Не устыжусь ли я того, что оставил мир и все, что в нем, и обещался кончить жизнь мою в этой пещере, а теперь буду беглецом и жителем мирским? Если угодно тебе, то я буду жить в монастыре и исполнять все другие приказания твои». Отвечал ему бес: «Не можешь утаить здесь сокровища, о нем узнают и возьмут от тебя. Но прими мой совет и сделай скорее, что я тебе говорю. Если бы было неугодно Богу, чтобы ты имел богатство, Он бы не даровал его тебе, не известил бы и меня, чтобы наставить тебя». Тогда пещерник, поверив бесу, как брату, начал тайно приготовлять повозки и сосуды, в которые надо было собрать сокровище, чтобы выйти из пещеры туда, куда выведет его бес, желавший кознями своими отлучить от того святого места преп. отца Антония и Феодосия, и самой Пресвятой Богородицы, в особенности же от Бога. Человеколюбивый же Господь, не желая, чтобы погиб ни один из того святого места, спас и раба Своего Феодора молитвами преподобных Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010