Тайна митрополита Рагозы, которую он доверил только одному Терлецкому и скрывал даже от Потея, сделалась наконец известною последнему. И оба они, Терлецкий и Потей, в начале мая отправлялись в Краков по поручению самого митрополита, чтобы исходатайствовать ему то, чего он добивался за свою измену православию. Когда же они, окончив возложенное на них поручение с полным успехом, возвратились на родину и просили митрополита назначить им свидание, митрополит, хотя назначил и место и время для свидания, сам не явился. Огорченные епископы написали к нему (от 20 мая): «Мы в точности исполнили волю и письменный приказ Вашей милости как нашего старшего, приехали в Кобрин в пятое воскресенье по Пасхе, прождали тебя здесь три дня, надеясь, что Ваша милость явишься в урочное время, как обещался в письме. Но, не дождавшись ни тебя, ни какого-либо посланца от тебя и не зная причины, почему Ваша милость не пожаловал, мы принуждены были разъехаться. Теперь мы сами нарочно шлем к Вашей милости и в письме своем не благодарим тебя за то, что ты погордился не столько над нами, твоею братиею, но и над кое-кем набольшим, кому известно было об этом предполагавшемся нашем съезде. И по правде, вспомнил бы Ваша милость, с чем ты отправил нас и как там благодарно то было принято: все, чего ты хотел, теперь имеешь в руках своих: привилегии, грамоты увяжчие (на владение Киево-Печерским монастырем) и банницию на того человека (киево-печерского архимандрита Никифора Тура). Дивно нам, что Ваша милость, сам о том просивши, теперь то покидаешь и пренебрегаешь ласкою, тебе предложенною. Если бы мы знали, где ты находишься, то сами поехали бы к тебе, но, не зная этого, мы просим Вашу милость бросить все и, как можно скорее, приехать к нам в Брест как для своих дел, которые не терпят отлагательства, так и для общих. А если не приедешь, то, право, ты нас выдашь на снедение, нас погубишь, да и сам не воскреснешь, ибо это не с своим братом шутить» . Необходимо сказать, что по смерти епископа Владимирского Мелетия Хрептовича (13 генваря 1593 г.), бывшего вместе архимандритом Киево-Печерского монастыря, последний отдан был королем Никифору Туру, который хотя вступил в управление монастырем и назывался нареченным архимандритом его, но не хотел действительно принять на себя сана архимандрита.

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Памятник выполнен в стиле византийского зодчества и являет собой трехметровые бронзовые фигуры преподобных. 14 февраля. ПРАВМИР. Памятник основателям Киево-Печерской Лавры — преподобным Антонию и Феодосию Печерским установлен на территории Лавры. Идея создания памятника принадлежит наместнику Киево-Печерской Лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу. Автором проекта является известный украинский скульптор Олег Пинчук. С инициативой создания скульптурного сооружения, посвященного основателям Лавры монахи  обратились к руководству Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Монумент Антонию и Феодосию выполнен в стиле византийского зодчества и являет собой трехметровые бронзовые фигуры преподобных. Художественное произведение установили на середине спуска Нижней Лавры, образующего разветвление дорог, ведущих к Ближним и Дальним пещерам. Это уже не первый памятный знак на территории монастыря, который посвящен отцам-основателям. Еще в начале 1990-х годов в нише по центру стены павильона крытой галереи перехода между Ближними и Дальними пещерами была установлена металлическая стела с изображением преподобных. Также на территории Дальних пещер находится памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, который установили в 2008 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 5 марта, 2024 17 октября, 2023 28 августа, 2023 5 июля, 2021 24 февраля, 2021 26 декабря, 2020 29 июня, 2020 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 5 марта, 2024 17 октября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-kievo-pecherskoj-lav...

а) Михайловской села Глебовки; б) Покровской села Пуховки; в) Феодосиевской в Киевской крепости; г) Преображенской в Киевской крепости; д) Георгиевской села Вышенок; е) Николаевской села Родичева; ж) Покровской м. Смелы и з) Рождество-Богородичной села Протасова). – Нас при этом не должно смущать то обстоятельство, что издание Триоди Цветной 1663 г. обозначается, как первое. Ошибки подобного рода, притом трудно объяснимые, наблюдались нами в истории книгопечатания в Киево-Печерской Лавре. Так, например, в предисловии к Триоди Постной издания Киево-Печерской Лавры 1648 года (хранится в Лаврской библиотеке) сказано, что это было третье издание Постной Триоди в Лавре, причем первое её издание было в 1627 году, а второе в 1640 году. А между тем библиографам (см. Каратаева, 542, Ундольского 593) известно еще издание 1646 года (экземпляр хранится в Императорской Публичной Библиотеке в С.-Петербурге), так что издание Триоди Постной в Киево-Печерской Лавре в 1648 году было не третьим как сказало в предисловии, а четвертым. Нечто подобное можно наблюдать и в списке старопечатных богослужебных книг Львовского издания, составленном автором. Например, он „достоверно знает” издания Евангелия: первое 1636 года, второе – 1644 года, третье – 1677 г. (см. стр. 292, примеч. 7), а между тем в его же списке, на той же странице, значится еще издание Евангелия 1639 года, которое и было, таким образом, по его счету вторым изданием. Имеем еще указание на Львовское издание Цветной Триоди в 1682 году (экземпляр его был в Покровской церкви села Коростович, находившейся в ведении Ново- Печерского Свенского монастыря). Все эти указания на издания Львовской братской типографии, не упоминаемые (издания) автором, встретились нам в делах Киево-Печерской Лаврской типографии”.   До зде трактация профессора Титова. Относительно её имеем сказать следующее. Все означенные „восполнения” списка книг, вышедших из Львовской братской типографии, составленного г. Крыловским, суть плоды недоразумений, – притом недоразумений, с одной стороны, ясно обнаруживающих совершенную неосведомленность профессора Титова с делом, о котором он возымел желание трактовать; а с другой – отсутствие у него критического отношения к затронутому вопросу, – отсутствие даже намека на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

От монахов УПЦ потребовали покинуть Киево-Печерскую лавру из-за расторжения договора аренды 30 марта, 2023. Новостная служба Представители УПЦ обратились в суд 30 марта. ПРАВМИР. В начале марта руководство украинского национального заповедника «Киево-Печерская лавра» объявило о расторжении договора аренды с представителями УПЦ, заключенного в 2013 году, и потребовало, чтобы монахи покинули территорию лавры, пишут «Ведомости». «Основанием для расторжения договора дирекция заповедника назвала «нарушение монастырем условий договора по использованию государственного имущества», выявленное специальной комиссией, созданной по распоряжению украинского минкультуры в конце декабря 2022 года», — уточняет ведомство Представители УПЦ обратились в суд с просьбой оспорить расторжение договора. По словам председателя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополита Нежинского и Прилукского Климента, для выселения монахов из монастыря нет юридических обоснований, и такое требование незаконно. Информация о выселении насельников Лавры вызвала общественный резонанс и даже обеспокоенность Папы римского Франциска. Он призвал стороны относиться с уважением к местам религиозного поклонения. Также монахов поддержали тысячи верующих, которые пришли на службу в Киево-Печерской лавре 29 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ot-monahov-upcz-potreb...

После расчистки подземного хода были определены размеры галереи, проведены фото- и видеосъемки. Материалы были переданы в «Киевпроект» для принятия дальнейших практических решений. Как сообщает отец Варсонофий, руководство Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры намерено полностью расчистить найденную галерею, закрепить ее и, по возможности, попробовать найти проход к самим пещерам. Высказывалась идея о том, что все подземные ходы связаны между собой, и, найдя проходы между ними, можно натолкнуться на другие, неизвестные еще галереи. Но чтобы начать воплощать эти замыслы в жизнь, прежде всего, необходимо воспрепятствовать дальнейшим обвалам грунта над пещерами, чтобы не потерять уже известные нам уникальные памятники. Во время работы комиссии по ликвидации последствий обвалов земли в пещерах представители монастыря сделали некоторые выводы о причинах  проседания грунта. Во-первых, в верхней части Лавры выявлены техногенные потоки грунтовых вод, которые расходятся по всему печерскому склону и переувлажняют пески над пещерными проходами. Во-вторых, раскол грунтового массива в месте обвала с возможным подземным сдвигом в юго-восточном направлении, вследствие чего в гидроизолирующем глиняном пласте появляются трещины, через которые проникает вода. По результатам обследования ДНТЦ «Конрест», влага грунтового массива не изменилась в сравнении с маем и декабрем 2005 года. Это свидетельствует о том, что на протяжении засушливого лета переувлажненный грунт не подсох. То есть постоянно подходит вода, и главная задача состоит в том, чтобы найти источник этой влаги. По поводу данной проблемы у некоторых представителей комиссии сначала появились подозрения, что грунт над пещерами начал проседать вследствие того, что братия монастыря часто поливала растущие там деревья. Но подобная теория сразу потеряла актуальность, когда выяснилось, что с мая и до декабря включительно поливные работы над пещерами не проводились. Итак, источник воды нужно искать в другом месте. Поэтому, согласно постановлению постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, от 1 марта 2006 года ВАТТ «АК «Киевводоканал» должен провести обследование и сделать выводы относительно технического состояния водопроводных систем и отвода дождевой воды, расположенных на территории Лавры, а также резервуаров воды, которые находятся неподалеку от монастыря на заводе «Арсенал».

http://pravoslavie.ru/16509.html

Что касается отношения преп. Нестора к Начальной Летописи, то все разнообразие мнений по данному вопросу можно свести к трем категориям. 1) Нестору принадлежит вся так называемая «Повесть временных лет», сохранившаяся, впрочем, – как утверждает большинство сторонников этого мнения с Татищевым и Шлецером во главе, – не в первоначальном своем виде, а значительно измененное и искаженное вставками, пропусками и ошибками позднейших переписчиков и редакторов. 2) Нестору в Повести времен. лет могут принадлежать только те статьи, которые непосредственно касаются истории Киево-Печерского монастыря. Таким образом вопрос о Несторовой Летописи отделяется от вопроса о Повести временных лет в том смысле, что Несторова Летопись не должна быть отождествляема с Повестью, как одна из составных ее частей. 3) Наконец, Нестор, автор Жития преп. Феодосия Печерского и Чтения о свв. Борисе и Глебе, и Нестор Летописец – ничего общего между собою не имеют, кроме имени ( П. С. Казанский , Голубинский, А. И. Соболевский). В современной исторической науке все права гражданства получил взгляд на Начальную Летопись, как на свод самого разнообразного исторического и литературного материала, нечего в роде исторической хрестоматии. Высказанное еще в 1820 г. Строевым, эхо мнение вполне подтвердилось учеными наблюдениями Соловьева, Срезневского, Сухомлинова, Веляева, Костомарова, Бестужева-Рюмина, Ключевского, A. А. Шахмахова, E. Н. Щепкина, M. С. Грушевского, С. Ф. Платонова и др. Самыми типичными выразителями такого взгляда на Начальную Летопись являются Костомаров, Бестужев-Рюмин и A. А. Шахматов. В летописный свод, известный под именем Повести временных лет, вошел целый ряд статей и заметок, касающихся специально истории Киево-Печерской обители, короче сказать – Печерская Летопись. В деле составления этой Печерской Летописи ближайшее участие принимал преп. Нестор: связываемый с его именем (в Печерском Патерике) «летописец» есть не что иное, как летопись Печерской обители за вторую половину XI-ro столетия. Вот единственно возможное решение давнего вопроса об отношении Нестора, составителя Жития Феодосия и Чтения о Борисе и Глебе, к нашей Начальной Летописи. Совершенно игнорировать свидетельство Печерского Патерика или различать двух Несторов современников: младшего, диакона, автора житий, и старшего – летописца, мы не имеем ни исторического, ни литературного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

В другой раз бесы приходят под видом кирилловских жителей: «Да и во многие дни великие беды бси творили, являяся овогда служками их, кириловскими, овогда старцами, грозяся всякими злобами...» Внешний облик антропоморфных демонических персонажей неконкретен, расплывчат. Однако бесы, досаждающие Никону в зооморфных видах, «выглядят» в соответствии с народными средневековыми представлениями о «масках» нечистой силы и её способностях перевоплощаться в животных и птиц, а также с представлениями об окне как нерегламентированном входе в жилище 684 : «А в окна и нынча пакостят, какъ не затворены, овогда зврми страшными являются, грозяся, овогда птицами нечистыми показуются». Внешний вид бесов, охарактеризованный Никоном, соответствует и восходящим к местной народно-поэтической традиции представлениям 685 монахов Киево-Печерского монастыря об облике нечистой силы. В рассказе о преподобном Исакии пещернике из Киево-Печерского патерика (Слово 36) говорится о том, как Исакий, обретя чудесную власть над нечистой силой, пройдя испытание бесовским прельщением и обманом, в очередной раз увидев пришедших к нему бесов, заключил: «Якоже бсте вы мене прелстили во образ Иисуса Христов и в аггельстм, недостойни суще таковаго сана, но се въистинну является в образ зврином и скотием, и змиами и всякым гадом, аци же и сами есте» 686 . Вечером, накануне появления бесов, внимание Никона привлекла птица, залетевшая в кельи: «И того вечера птица, невдомо откуды взявшися, яко вранъ черна, пролетла сквозь кльи во вс двери и исчезла, неведомо куды» 34, л. 219). Тенденция видеть мистический «знак», символический смысл в происшествиях с залетевшими в помещение птицами была свойственна Никону и раньше. Например, в начале лета 1666 г. патриарху Никону стало известно, что 20 мая в алтарь соборной церкви Иверского монастыря влетел соловей, сел на горнем месте на окне «и пел дивно». Настоятель велел пономарю его поймать и посадить в приготовленную клетку. Соловья поймали в шапку живого и принесли архимандриту, «и тот, де, соловей у тебя, архимандрита, умер в руках».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Министерство культуры Украины официально запретило преподавателям и студентам Киевской духовной академии и семинарии вход в Лавру Служба коммуникации ОВЦС, 30.08.23. Министерство культуры Украины официально запретило преподавателям и студентам Киевской духовной академии и семинарии вход и пребывание на территории Киево-Печерской лавры, где находятся учебные корпуса. Об этом сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на сайт КДАиС. Такое распоряжение прислал Минкульт в письме, подписанном исполняющим обязанности министра культуры Ростиславом Карандеевым. С момента одностороннего расторжения договора государства с Киево-Печерской лаврой в марте нынешнего года, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Сильвестр неоднократно обращался к различным инстанциям с призывом не допустить закрытия Киевских духовных школ. Тем не менее, когда 11 августа Заповедник закрыл вход на территории Нижней лавры всем посетителям, был также заблокирован доступ к корпусам Академии всем преподавателям, студентам и сотрудникам. Пресс-служба КДАиС сообщает, что в тот же день ректор «направил письмо в адрес Министерства культуры и информационной политики Украины, Министерства образования и науки Украины и Государственной службы по этнополитике и свободе совести с историческим обоснованием правовых взаимоотношений КГА и Заповедника, а также с просьбой рассмотреть возможность беспрепятственного доступа к корпусам Киевской духовной академии и семинарии для студентов, преподавателей и рабочего персонала». В ответ и.о. министра культуры Р. Карандеев направил в адрес Академии письмо Заповедника от 17.08.2023, где преподаватели, студенты и сотрудники Киевских духовных школ приравниваются к посетителям Лавры, и доступ на территорию монастыря и корпусов Академии им запрещен. 19 августа Киевская духовная академия и семинария направила еще одно письмо прежним адресатам, где было указано на неправомерность определения преподавателей, студентов и сотрудников как посетителей Лавры, а также содержалась новая просьба предоставить беспрепятственный доступ для них к корпусам Киевских духовных школ. «Однако в ответ от Минкульта поступило письмо, что их позиция осталась неизменной – преподаватели, студенты и сотрудники Киевских духовных школ определяются как посетители Лавры, а потому доступ на территорию монастыря и корпусов Академии им запрещен», – сообщают в пресс-службе КДАиС. Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/news/90685/

Сравнительно подробно рассказ о Евстратии был рассмотрен недавно только Н. М. Богдановой. Кратко изложив (с рядом неточностей) и процитировав источник, исследовательница сделала три заключения: еврейские купцы специально приезжали в Херсон (и зимовали в нем) для «покупки партии невольников и дальнейшей их перепродажи, когда весной вновь откроется черноморская навигация»; еврейские купцы «как бы монополизировали работорговлю» (хотя здесь, как полагает Богданова, не исключена тенденциозность источника); «Слово» осуждает не самую работорговлю, а продажу христиан Соглашаясь в целом с первым и последним выводами (о среднем речь — особо, ниже), я считаю данные памятника далеко не исчерпанными. Он заслуживает дополнительного источниковедческого анализа, так как пристальное внимание к памятнику именно с этой стороны позволяет, во-первых, убедиться в достоверности его известий и, во-вторых, получить новые важные свидетельства о византийско-русских отношениях в конце XI-XII в., когда половцы воздвигли труднопроницаемый барьер между Киевской Русью и владениями империи в Таврике. Прежде всего — о времени создания «Слова» 16-го и о его возможном авторе. Как известно, составление «Слова» связывается обычно с именем бывшего монаха Киево-Печерского монастыря, затем — вплоть до смерти в 1226 г. — епископа Суздальского и Владимирского Сам Симон в послании к своему духовному сыну, монаху Киево-Печерской обители Поликарпу пишет, что поведал ему «настоящим писанием» о благочестивых подвигах монахов родного монастыря, опираясь на рассказы старцев, слышавших их от очевидцев, т. е. только на устную согласно Арсениевской редакции (ее считают древнейшей, относя к 1406 г., т. е. созданной на 56 лет раньше Кассиановской), рассказ о Евстратии предваряется прямым обращением Симона к Для целей статьи, однако, важнее не факт составительства или авторства (как окончательной письменной отделки повествования о Евстратии), будь то Симон или Поликарп, а проблема источников, которыми они пользовались. Я ставлю под сомнение заявление Симона, что он излагал рассказ (или тот, кто ему этот рассказ поведал) только со слов старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/443940/

В другой раз бесы приходят под видом кирилловских жителей: «Да и во многие дни великие беды беси творили, являяся овогда служками их, кириловскими, овогда старцами, грозяся всякими злобами...» Внешний облик антропоморфных демонических песонажей неконкретен, расплывчат. Однако бесы, досаждающие Никону в зооморфных видах, «выглядят» в соответствии с народными средневековыми представлениями о «масках» нечистой силы и ее способностях перевоплощаться в животных и птиц, а также с представлениями об окне как нерегламентированном входе в жилище 683 : «А в окна и нынеча пакостят, как не затворены, овогда зверми страшными являются, грозяся, овогда птицами нечистыми показуются». Внешний вид бесов, охарактеризованный Никоном, соответствует и восходящим к местной народно-поэтической традиции представлениям 684 монахов Киево-Печерского монастыря об облике нечистой силы. В рассказе о преподобном Исакии пещернике из Киево-Печерского патерика (Слово 36) говорится о том, как Исакий, обретя чудесную власть над нечистой силой, пройдя испытание бесовским прельщением и обманом, в очередной раз увидев пришедших к нему бесов, заключил: «Якоже бесте вы мене прелстили во образе Иисуса Христове и в аггельстем, недостойни суще таковаго сана, но се в истинну является в образе зверином и скотием, и змиами и всякым гадом, аци же и сами есте» 685 . Вечером, накануне появления бесов, внимание Никона привлекла птица, залетевшая в кельи: «И того вечера птица, неведомо откуды взявшися, яко вран черна, пролетела сквозь кельи во все двери и исчезла, неведомо куды» л. 219). Тенденция видеть мистический «знак», символический смысл в происшествиях с залетевшими в помещение птицами была свойственна Никону и раньше. Например, в начале лета 1666 г. патриарху Никону стало известно, что 20 мая в алтарь соборной церкви Иверского монастыря влетел соловей, сел на горнем месте на окне «и пел дивно». Настоятель велел пономарю его поймать и посадить в приготовленную клетку. Соловья поймали в шапку живого и принесли архимандриту, «и тот, де, соловей у тебя, архимандрита, умер в руках».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010