Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) (Миткевич Иоанн; 1724, г. Козелец Черниговской губ.- 30.06.1763, Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь), еп. Белгородский и Обоянский. Иногда в лит-ре И. ошибочно отождествляется с игум. Иоасафом (Миткевичем), возглавлявшем в 40-х гг. XVIII в. Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь в Черниговской губ. (ОДДС. Т. 29: 1749 г. С. 610). И. род. в многодетной семье священника. Обучался в Киево-Могилянской академии, был учеником С. Ф. Тодорского (впосл. архиеп. Симон (Тодорский) ). В окт. 1740 г. трудами архиеп. Амвросия (Юшкевича) была учреждена Новгородская ДС, первыми преподавателями к-рой стали выпускники киевских духовных школ. В нач. 1741 г. по приглашению архиеп. Амвросия И. Миткевич вместе с другом Иосифом Ямницким был переведен из Киева в Новгород. Служил учителем в начальных школах 1-го класса семинарии, с кон. окт. 1741 г. преподавал пиитику в среднем классе, с 1742 г.- риторику, с 1746 г.- философию, с 1748 г.- богословие. Ок. 1744 г. в новгородском Антония Римлянина монастыре Миткевич принял монашеский постриг, затем был рукоположен во иерея, в 1748 г. назначен префектом, в сент. 1750 г.- ректором Новгородской ДС и настоятелем Антониева мон-ря с возведением в сан архимандрита. При И. в 1754 г. в Новгороде для Антониева мон-ря был отлит новый колокол. В годы ректорства И. состоялся 1-й выпуск семинарии, среди окончивших был его ученик Тимофей Соколовский (впосл. свт. Тихон Задонский ). С нояб. 1755 г. по поручению Синода вместе с ректором СПбДС иеродиак. Никодимом (Пученковым) И. занимался подготовкой и цензурированием нового издания Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и Киево-Печерского патерика. В это время И. проживал на Новгородском подворье в С.-Петербурге и получал в дополнение к ректорскому жалованью (300 р.) еще 200 р.

http://pravenc.ru/text/578098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКОЕ БРАТСТВО в XVII в. объединение мирян при правосл. Киево-Братском в честь Богоявления муж. мон-ре ; в 1880-1924 гг. церковное братство при Киевской Духовной Академии . XVII в. Предпосылкой создания К. б. стал фундуш (дарственная грамота) 14 окт. 1615 г. Елизаветы Васильевны Лозкиной-Гулевич (Галшки Гулевичевны), вдовы мозырского маршалка С. В. Лозки, на доставшуюся ей от мужа усадьбу на киевском Подоле для устройства на этой земле православных мон-ря, школы и странноприимного дома. По-видимому, сразу же на средства дарительницы (возможно, также на средства гетмана П. К. Сагайдачного ) на территории двора началось сооружение храма; в грамотах Иерусалимского патриарха Феофана IV 1620 г. сообщается о «новозакладенной» ц. в честь Богоявления и Благовещения Пресв. Богородицы. В 1615-1616 гг. при церкви появился Богоявленский мон-рь и при нем школа (о школе см. в ст. Киево-Могилянская академия ). Первым игуменом обители стал иером. Исаия (Копинский ; впосл. митр. Киевский). Учреждение К. б. при Братском Богоявленском мон-ре было обусловлено важной ролью, к-рую киевские мон-ри играли в церковной жизни в нач. XVII в. в условиях отсутствия правосл. епископов. На церковную ситуацию на Киевщине также оказывала большое влияние шляхта Киевского воеводства. Существование братства при мон-ре ограничивало автономию этой организации мирян. Основание К. б. было запоздалым, если рассматривать его в контексте подъема братского движения в кон. XVI - нач. XVII в. (см.: Лукашова С. С. Миряне и Церковь: Религиозные братства Киевской митрополии в кон. XVI в. М., 2006). Можно предположить, что запоздание было обусловлено восстановлением роли Киева как церковного центра в нач. XVII в. после упадка значения города в XVI в. Учреждение К. б. следует рассматривать в контексте перемещения в Киев центра религ. жизни из зап. епархий Киевской митрополии (с Волыни и из Галицкой Руси ), где братское движение зародилось в сер.- 2-й пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

Скачать epub pdf К 250-летию со дня кончины В текущем году Русская Православная Церковь молитвенно празднует 250-летие со дня блаженной кончины одного из духоносных подвижников благочестия – Святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца, почивающего в Покровском соборе г. Тобольска. Прошло много лет со времени его блаженного преставления, но в благодарной памяти русских православных людей, особенно сибиряков, хранится живой образ Святителя Иоанна, который и по преставлении своем не оставляет без благодатной помощи всех, молитвенно притекающих к нему. Святитель родился в Нежине в 1651 г. в благочестивой семье шляхтича Максима Васильковича. Уже в детские годы он обнаружил особенную склонность к чтению слова Божия и святоотеческих творений, любил посещать церковные службы. Этой крепкой религиозной настроенностью с раннего возраста определилась потом и вся его дальнейшая жизнь. Будущий Святитель получил образование в Киевской коллегии митрополита Петра Могилы, впоследствии преобразованной в академию. Там под руководством даровитых руководителей Иннокентия Гизеля, Иоанникия Галятовского и многих других искренне преданных Православию и православной богословской науке учителей в нем была посеяна глубокая любовь к богословским занятиям, которым он и отдался со всем пылом молодости, блестяще закончив курс Могилянской коллегии. Как способный и лучший по успехам питомец, он был оставлен при ней учителем. В течении восьмилетнего пребывания он явил образец трудолюбивого ученого богослова и глубоко религиозного человека. Здесь, при посещении Киево-Печерской Лавры, в горячей молитве к печерским угодникам зародилось и созрело в нем пламенное стремление к иночеству. Приняв вот игумена Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля пострижение с именем Иоанна, он вступил в число братии Лавры. Кроме благочестия и смирения, юный инок отличался замечательным красноречием. Это выдвинуло его, с общего согласия полюбившей его братии, на послушание лаврского проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Феофан, архиепископ Новгородский (Прокопович Елеазар) Родился 8 июня 1681 года в городе Киеве. Елеазар рано остался сиротой. Его воспитанием руководил дядя, иеромонах Феофан (Прокопович ; † 1692), ректор Киево-Могилянской коллегии и настоятель Киево-Братского монастыря. До 1698 года Елеазар учился в Киевской коллегии. Затем, благодаря финансовой помощи одного киевского благодетеля, был отправлен за границу для завершения образования. В Польше перешёл в унию и принял монашество с именем Елисей. Принятие униатства было неизбежным условием получения заграничного образования для православных. В базилианском ордене, к которому теперь принадлежал Прокопович, обратили внимание на юного талантливого монаха униата и направили его в Рим. Здесь он поступил в Коллегию святого Афанасия, основной задачей которой была миссионерская деятельность. Там он прошёл полный курс католической схоластической теологии. При внимательном знакомстве с организацией Католической Церкви, в нём зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы-иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил подобные предложения. В 1702 году Прокопович вернулся в Малороссию, отрёкся от униатства, принял Православие и был пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил своё имя, назвавшись в память своего покойного дяди Феофаном). С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики. В 1706 году перешёл преподавателем в класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. В связи с угрозой шведской интервенции в 1706 году Пётр I, специально приезжавший в Киев и обследовавший укрепления в старом городе, «усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил фортецию сделать в ином месте, для которой за удобное место избрал монастырь Печерский», который к тому времени, в 1698–1700 годах, был обнесён новыми каменными стенами. 4 июля 1706 года Пётр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где с приветственной речью к нему обратился Феофан. Речь была удачна по содержанию: Прокопович коснулся современных событий, умело и кстати воздав хвалу военным успехам Петра I. Блестящая речь была замечена государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Содержание Предисловие Рука риторическая Первый перст руки риторическия Вторый перст руки риторическия расположение Третий перст руки риторическия витийство, или краснословие Четвертый перст руки риторическия память Пятый и последний перст руки риторическия произношение     Стефан Яворский (1658–1722) – митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода, один из замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. Окончил Киево-Могилянскую академию, затем учился в заграничных иезуитских коллегиях. После того как «прошел вся учения грамматическая, стихотворская, риторская и богословская», вернулся в Киев, где был подвергнут испытанию, при котором столь искусно слагал стихи латинские, польские и русские, что киевские ученые почтили его титулом poeta laureatus. В 1689 г. Яворский принял иноческий чин и был избран в митрополиты киевские, а в академии назначен преподавателем риторики. В 1691 г. он уже профессор философии и префект академии, а через несколько лет – и профессор богословия. Судьба Яворского резко меняется в январе 1700 г., когда при погребении боярина Шеина в Москве он столь проникновенно говорил надгробное слово, что присутствовавший среди слушателей государь приказал Яворскому остаться в Москве, а через какоето время настоял перед патриархом на поставлении Стефана Яворского в рязанские митрополиты. После кончины осенью того же года патриарха Адриана 42-летний митрополит был назначен местоблюстителем патриаршего престола. Должностью своей Яворский тяготился. Кроме общего надзора за делами русской церкви, митрополиту приходилось управлять делами своей епархии, а также устройством Московской академии, где по образцу Киевской он «завел учения латинския», назначая киевских ученых на должности ректоров и префектов. Так, в течение 16 лет (1706–1722) во главе Академии находился его преданный почитатель архимандрит Феофилакт Лопатинский. Ученый авторитет Яворского был столь высок и известен, что знаменитый ученый

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

архимандрит Симон Наш воистину долготерпеливый православный народ, презрев страх гонений и расправы от людей нечестивых, не только сохранил в благодарной памяти имя Святителя Иоасафа, но и нетленные мощи святого. Житие Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского, описано весьма подробно во многих книгах. Родился Святитель Иоасаф в праздник Пресвятой Богородицы, 8 сентября, 1705 года в Малороссии в зажиточной казацкой семье. Однако отец мальчика, Андрей Дмитриевич Горленко, впал в царскую немилость, претерпел разорение и гонение. Будущий святитель, нареченный при крещении Иоакимом, воспитывался, в основном, матерью, Марией Даниловной, женщиной тихой, богобоязненной, приучившей сына к смиренному терпению, к осознанию благодати жизни духовной, созерцательной. Способствовали развитию данного мироощущения и превратности судьбы, которые терпела семья Горленко, которые на опыте показали, что все в этой жизни мимолетно и преходяще, кроме великой и всепреданной любви к Богу. До восьми лет Иоаким рос в родительском доме, после же был отдан в учение в Киево-Могилянскую Академию. В то время ректором Академии и настоятелем Братского училищного монастыря был будущий архиепископ Новгородский Феофан Прокопович , который особое внимание уделял воспитанию ученого монашества, видя именно в нем будущее православно-богословской науки. Детские годы, осененные радостью самоотверженной материнской любви, и первые годы в Академии, проникнутые духом монастырской жизни, развили у мальчика раннее стремление к жизни иноческой. Сам будущий святитель вспоминал позднее, что с 11 лет «возлюбил монашество», а в 16 лет его намерение посвятить себя служению Богу превратилось в твердое решение. Из-за боязни огорчить родителей своим уходом из жизни мирской постриг он принимает без их благословения, находя подкрепление в словах Господа Иисуса Христа: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). 27 октября 1725 года двадцатилетний юноша Иоаким был пострижен в рясофор, а через два года 21 ноября принял великое пострижение с именем Иоасафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Духовное образование и богословская наука К оглавлению Начало XVIII в. ознаменовало новый этап в истории духовного образования и богословской науки в России. Выдвинувшиеся в то время архиереи-украинцы устраивали школы для подготовки духовенства по образцу Киево-Могилянской Академии, учениками которой они являлись. Так, Местоблюститель Московского Патриаршего престола Митрополит Стефан (Яворский) преобразовал Московскую Славяно-греко-латинскую Академию, которая при нем была в состоянии упадка, и пригласил в нее киевских учителей. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, открыл духовную школу в Ростове, а митрополит Тобольский Филофей (Лещинский) — в Тобольске. Подобные школы были открыты также в Чернигове и Смоленске. В этих школах господствовала латынь, преподавание носило схоластический характер, ибо учителя в преподавании следовали католическим образцам. Ревнитель духовного образования из иерархов-великороссов митрополит Новгородский Иов (1716) организовал в Новгороде Славяно-эллинскую школу, где первое время подвизались основатели Московской Академии иеромонахи Иоаникий и Софроний (Лихуды). Уже сначала в этой школе обучалось около ста человек, а в 1707 г. Петр I велел передать для ее нужд из Москвы типографию монаха Симеона Полоцкого. «Духовный регламент» Петра I предписывал устраивать при архиерейских домах «домы училищные», которые получали название семинарий. Курс обучения в них рассчитан был на 8 лет, а в преподавании также господствовала латынь. Особое внимание при этом уделялось дисциплине. Школы было велено устраивать «образом монастыря», разрешались редкие свидания учеников с родными, строгим было расписание занятий и неусыпным — надзор ректора и префекта. Обучение в семинариях становилось обязательным для детей всего духовенства. Причем назначение в клир теперь также находилось в зависимости от получения образования в духовной школе. Таким образом, указанная система вскоре привела к сословной замкнутости русского духовенства. Правда, открытие семинарий происходило не слишком быстро и к 60-м годам XVIII в. их было открыто всего 26. Причем высший, богословский класс был только в восьми из них. Главные трудности, перед которыми оказывались русские духовные школы в XVIII в., состояли в недостатке отпускаемых на их содержание материальных средств и в нехватке преподавателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Ломоносов: русское чудо Главное из жизни великого ученого. 15 марта, 2012 Главное из жизни великого ученого. Михаил Ломоносов — «универсальный» человек. Содержание статьи Детство и юность Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый крупный русский ученый, естествоиспытатель, «универсальный» человек, совершивший открытия в самых разных областях науки. Мы обязаны Ломоносову новыми знаниями в области химии, физики, астрономии. В сферу его деятельности также входили металлургия, география, история, геология. Ломоносов — основоположник науки о стекле, научного мореплавания и физической химии. Выдающийся ученый в то же время был талантливым поэтом и художником, занимался филологией, генеалогией, историографией. Ломоносов стал автором проекта первого в России университета, где могли учиться представители всех сословий. Сегодня Московский университет носит имя своего создателя. Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Архангелогородской губернии. С детства Ломоносов много трудился, помогая отцу — владельцу небольшого судна для перевозки грузов, рыбаку и охотнику. К учебе мальчик приступил только в двенадцатилетнем возрасте. Его учителями и наставниками были Иван Шубный (отец известного скульптора Федора Шубина) и дьяк Семен Сабельников. Талантливый юноша отлично учился. В местной церкви его считали одним из лучших чтецов. Образование Михаил не собирался останавливаться на достигнутом. Он мечтал о продолжении учебы в большом городе — Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года Ломоносов тайно покинул свой дом (родные не одобряли его планы) и с рыбным обозом отправился в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он отправился в Киево-Могилянскую академию. Однако проучился там недолго и уже через несколько месяцев вернулся в Москву. Из Москвы Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге.

http://pravmir.ru/lomonosov-mihail-vasil...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Хотунцевский (Хотунцевич); † 29.04.1759, Новгород), еп. Кексгольмский и Ладожский, вик. Новгородской епархии, миссионер. Род. в Малороссии. В кон. 20-х - 30-х гг. XVIII в. обучался в Киево-Могилянской академии, принял постриг, был рукоположен во диакона. В 1739 г. перемещен в Москву в Славяно-латинскую академию на должность проповедника. В 1741 г. рукоположен во иерея, был экзаменатором ставленников Крутицкой епархии, проживал при архиерейском доме. Главное служение И. связано с миссионерской экспедицией на Камчатку. С 1 февр. 1742 г. по определению Святейшего Синода И. стал «именоваться и писаться архимандритом Камчатским». 7 окт. 1742 г. еп. Нижегородский Димитрий (Сеченов) возвел И. в сан архимандрита. В состав Камчатской миссии, к-рую возглавил И., также вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря , Пахомий из московского в честь Богоявления монастыря , иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского монастыря , а также студенты Славяно-латинской академии, избранные преподавать в школах для новокрещеных и письмоводства, В. Кочуров, П. Логинов, С. Никифоров, Ф. Серебряков, П. Грязный, А. Ласточкин и Д. Камшигин. 7 дек. 1742 г. Синод утвердил для миссии инструкцию из 29 пунктов, важнейший из к-рых определял: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением и объяснением заслуг Искупителя» (Инструкция архим. Хотунцевскому//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 50. С. 584). Инструкция отражала не только терпимость правительства, но и боязнь бунтов «инородцев». Помимо утвари, облачений и книг миссия была снабжена нательными крестами (210,2 тыс.) и иглами (50 тыс.) для подарков. И. добился повышенного жалованья для членов миссии (100-500 р. в год) и для камчатских причтов (40-80 р.). Позже, в 1744 г., миссионеры получили «хлебную дачу» крупой и мукой; местные власти распорядились выстроить для них дома, а для обучения детей - школы, выделить для перевода проповедей толмача из солдат, а для разъездов - собак и оленей.

http://pravenc.ru/text/578110.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010